50 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Характеристика судебной системы российской федерации

Содержание

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЙСТВУЮЩЕЙ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ РФ

Судебная система – понятие конституционное. Под судебной системой понимается установленная Конституцией и принятым на ее основе федеральным конституционным законом совокупность судов разных уровней, организованных и действующих в соответствии с их компетенцией, с учетом федеративного и административно-территориального деления страны.

Все суды подразделяются на федеральные и суды субъектов Российской Федерации. Порядок образования и деятельности федеральных судов устанавливается на основе Конституции РФ федеральными конституционными законами, а судов субъектов Федерации – с учетом федерального законодательства законами субъектов РФ.

1. Федеральные суды разделяются на три подсистемы: Конституционный Суд РФ, суды общей юрисдикции и арбитражные суды.

Конституционный Суд РФ занимает особое место в судебной системе страны, выполняет функции высшего органа судебной власти по защите основ конституционного строя, прав и свобод человека и гражданина, обеспечению верховенства и прямого действия Конституции на всей территории государства. Конституционный Суд выполняет судопроизводство самостоятельно, независимо от иных государственных структур и других подсистем судебной власти.

Суды общей юрисдикции Российской Федерации, возглавляемые Верховным Судом РФ, включают федеральные суды в субъектах рФ и военные суды.

К федеральным судам в субъектах РФ относятся: верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды.

Систему военных судов составляют окружные (флотские) военные суды и гарнизонные военные суды. Их состав, компетенция, порядок образования, полномочия должностных лиц определяются Законом о военных судах. Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» предусматривает создание специализированных федеральных судов общей юрисдикции по рассмотрению гражданских и административных дел.

2. Суды субъектов Российской Федерации включают: конституционные (уставные) суды и мировых судей. Последние относятся к судам общей юрисдикции.

Конституционные (уставные) суды субъектов рФ могут создаваться самими субъектами Федерации для разрешения вопросов соответствия законов и нормативных правовых актов органов власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления конституциями (уставами) субъектов Федерации, а также для толкования соответствующих региональных конституционно-правовых норм.

Мировые судьи входят в общую систему судов РФ. Их полномочия, порядок создания и деятельности определяются Федеральным законом «О мировых судьях в Российской Федерации». Порядок избрания и некоторые вопросы обеспечения их деятельности устанавливаются законами субъектов рФ. В компетенцию дел мировых судей включается рассмотрение дел о менее опасных уголовных преступлениях, некоторых имущественных споров, отдельных трудовых и семейных дел, а также дел об административных правонарушениях.

С точки зрения организационных связей всю систему судов можно разделить на три звена: основное, среднее и высшее. Под звеном судебной системы понимаются суды, наделенные одинаковой компетенцией.

Если звено показывает место суда в судебной системе в связи с деятельностью на конкретной территории, то функциональные связи определяются понятием «инстанция».

Судебной инстанцией считается суд или его структурное подразделение, выполняющие ту или иную функцию правосудия исходя из целей разбирательства дела. Различают рассмотрение дел по первой инстанции, кассационное или апелляционное разбирательство и пересмотр дел в порядке надзора.

Общая характеристика судебной системы Российской Федерации

Судебная система это совокупность всех судов государства, имеющих общие задачи, связанных между собой отношениями по осуществлению правосудия.

Судебная система Российской Федерации строится в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным конституционны законом «О судебной системе Российской Федерации». Перечень судов, указанных в этих законах, является исчерпывающим и создание чрезвычайных судов не допускается.

Конституция РФ и Закон «О судебной системе Российской Федерации» предусматривают следующие виды органов, которым принадлежат полномочия по осуществлению судебной власти:

v федеральные суды;

v конституционные суды;

v мировые судьи.

Суд представляет собой учреждение, где обычно работают не один, а несколько судей. Судебная власть осуществляется по конкретным делам не всеми судьями одновременно, а так называемыми судебными составами.

В соответствии с действующими УПК рассматривать дело по существу могут:

v судья единолично;

v судья и коллегия из двенадцати присяжных заседателей;

v коллегия из трех судей;

v мировой судья.

Действующий Гражданский процессуальный кодекс предусматривает рассмотрение гражданских дел следующим составом суда:

v судьей единолично;

v коллегией из трех судей;

v мировым судьей.

Арбитражное судопроизводство осуществляется в следующем составе:

v судьей единолично;

v коллегией из трех судей;

v судьей и двумя арбитражными заседателями.

Юрисдикциякаждого суда, под которой понимается установленное законом полномочие суда разрешать правовые дела, распространяется на определенную территорию (район, область) или на структурное образование Вооруженных Сил Российской Федерации (гарнизон, военный округ). Название суда соответствует территориальной или структурной сфере его деятельности (Московской областной суд, Фрунзенский районный суд).

В системе арбитражных судов действуют федеральные арбитражные суды, юрисдикция которых не совпадает с административно-территориальным делением.

Систему федеральных судовсоставляют:

v Конституционный Суд РФ;

v суды общей юрисдикции, возглавляемые Верховным Судом РФ;

v арбитражные суды во главе с Высшим Арбитражным Судом РФ.

Кроме того, Законом «О судебной системе Российской Федерации» предусмотрены конституционные (уставные) суды субъектов РФ и мировые судьи.

Конституционный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции, арбитражные суды представляют собой три независимые друг от друга части общей судебной системы. Все они имеют общие задачи по:

v охране конституционного строя;

v охране политической и экономической системы;

v обеспечению законности и правопорядка;

v защите прав и интересов граждан.

Единство судебной системы достигается путем –

v установления судебной системы конституционным законом;

v соблюдения всеми судами установленных правил судопроизводства;

v применения всеми судами Конституции РФ и других федеральных законов;

v признания обязательности исполнения вступивших в силу судебных решений на всей территории Российской Федерации;

v закрепления единства статуса судей;

v финансирования органов судебной власти за счет средств федерального бюджета.

В то же время каждая из ветвей судебной системы имеет свою компетенцию и не вмешивается в деятельность других.

Одной из важных организационных характеристик судебной системы является понятие «судебное звено», которое лежит в основе подразделения судов общей юрисдикции и арбитражных судов.

Судебным звеномявляются суды, наделенные одинаковой компетенцией, с одинаковой структурой и занимающие одинаковое место в судебной системе.

Суды общей юрисдикции, как общие, так и военные подразделяются на три звена.

Первое звено общих судов составляют районные (городские) суды.

Второе звено образуют –

v верховные суды республик;

v областные суды;

v городские суды Москвы и Санкт-Петербурга;

v суды автономной области и автономных округов.

Первым звеном военных судов являются военные суды гарнизонов,

вторым – военные суды военных округов, флотов.

Высшим, третьим звеном, как для общих, так и для военных судов является Верховный Суд Российской Федерации, в составе которого действует и Военная коллегия.

Система арбитражных судов состоит из четырех звеньев.

Первое звено составляют арбитражные суды –

городов Москвы и Санкт-Петербурга.

Второе звено – апелляционные арбитражные суды

Третье звено — федеральные арбитражные суды округов.

Четвертое звено – Высший Арбитражный Суд РФ.

Судебная инстанция это стадия рассмотрения дела в суде с определенной компетенцией.

В российском гражданском и уголовном процессе различают суды

v надзорной инстанций.

С принятием Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в 1995 году впервые с 1917 года восстановлена апелляционная инстанция в арбитражном процессе. А новыми УПК РФ и ГПК РФ вводится апелляционная инстанция в судах общей юрисдикции, куда можно обратиться в случае обжалования приговоров или решений мирового судьи.

На инстанции суды разделяются в зависимости от процессуальной компетенции, при которой вышестоящий суд имеет право проверять решения нижестоящего и в случае их необоснованности и незаконности изменять или отменять эти решения.

Суд первой инстанции– суд, уполномоченный на непосредственное исследование и установление в судебном заседании обстоятельств дела и вынесение по нему соответственно решения или приговора.

В установленных процессуальным законом случаях суд первой инстанции может выносить определения (постановление суда, которым дело не разрешается по существу).

Суд второй инстанции(апелляционной или кассационной) проверяет не вступившие в законную силу приговоры и решения судов первой инстанции на основании жалоб заинтересованных лиц или представления прокурора.

Суд апелляционной инстанции проверяет по апелляционным жалобам и представлениям законность, обоснованность и справедливость решений или приговоров, вынесенных мировыми судьями. При этом приговоры и постановления, принимаемые судом апелляционной инстанции по уголовным делам, можно обжаловать в вышестоящий суд в кассационном порядке. Постановление или определение апелляционной инстанции по гражданским делам вступает в законную силу со дня его принятия и обжалованию в кассационном порядке не подлежит.

Суд кассационной инстанции является непосредственно вышестоящим по отношению к суду, вынесшему решение, приговор. Он вправе отменить приговор, решение суда первой инстанции или постановление апелляционной инстанции, либо в определенных пределах изменить их.

В системе судов общей юрисдикции областные, краевые и иные равные им суды являются кассационной инстанцией по отношению к районным судам, а Верховный Суд Российской Федерации – по отношению к судам субъектов РФ и приравненным к ним.

Суд третьей (надзорной) инстанциипроверяет приговоры и решения судов первой инстанции, вступившие в законную силу, а также решения апелляционной или кассационной инстанции и нижестоящей надзорной инстанции. Проверка осуществляется на основании представления уполномоченных прокуроров или председателей судов (или их заместителей).

Читать еще:  Основной капитал банка формула

Суды второго звена судов общей юрисдикции могут выступать и в качестве кассационной, и надзорной инстанций.

Верховный Суд Российской Федерации также является и кассационной и высшей надзорной инстанцией.

В системе арбитражных судов суды первого звена выступают в качестве судов первой инстанции. Арбитражные апелляционные суды — рассматривают дела в апелляционном порядке.

Федеральный арбитражный суд округа проверяет в кассационном порядке судебные акты арбитражных судов первого звена по делам, рассмотренным в первой и апелляционной инстанциях.

Высший Арбитражный Суд РФ рассматривает в качестве суда первой инстанции дела, отнесенные законом к его исключительной компетенции, и проверяет в порядке надзора судебные акты других арбитражных судов Российской Федерации.

Следует иметь в виду, что, несмотря на термины «вышестоящий» и «нижестоящий», дистанционная взаимосвязь судов исключает подчинение одних судов другим.

Закон четко обозначил границы компетенции судов кассационной и надзорной инстанций. Суд вышестоящей инстанции может отменить приговор, но не вправе дать указания о (об):

Общая характеристика судебной системы РФ

Судебная система Российской Федерации — система специализированных органов власти (судов), осуществляющих правосудие на территории Российской Федерации.

Структура судебной системы РФ:

1. Суды общей юрисдикции:

Ø Верховный Суд

Ø Верховный Суд республики, краевой (областной)

и иные приравненные к ним суды

Ø Районные суды

Ø Мировые судьи

2. Федеральные арбитражные суды:

Ø Арбитражные суды

Ø Высший Арбитражный Суд

Ø Федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды)

Ø Арбитражные апелляционные суды

Ø Арбитражные суды субъектов Российской Федерации

3. Конституционный Суд

4. Конституционные (уставные) суды субъектов РФ

. Под судебной системой понимается установленная Конституцией и принятым на ее основе федеральным конституционным законом совокупность судов разных уровней, организованных и действующих в соответствии с их компетенцией, с учетом федеративного и административно-территориального деления страны.

Все суды подразделяются на федеральные и суды субъектов Российской Федерации. Порядок образования и деятельности федеральных судов устанавливается на основе Конституции РФ федеральными конституционными законами, а судов субъектов Федерации – с учетом федерального законодательства законами субъектов РФ.

1. Федеральные суды разделяются на три подсистемы: Конституционный Суд РФ, суды общей юрисдикции и арбитражные суды.

Конституционный Суд РФ занимает особое место в судебной системе страны, выполняет функции высшего органа судебной власти по защите основ конституционного строя, прав и свобод человека и гражданина, обеспечению верховенства и прямого действия Конституции на всей территории государства. Конституционный Суд выполняет судопроизводство самостоятельно, независимо от иных государственных структур и других подсистем судебной власти.

Суды общей юрисдикции Российской Федерации, возглавляемые Верховным Судом РФ, включают федеральные суды в субъектах рФ и военные суды.

К федеральным судам в субъектах РФ относятся: верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды.

Систему военных судов составляют окружные (флотские) военные суды и гарнизонные военные суды. Их состав, компетенция, порядок образования, полномочия должностных лиц определяются Законом о военных судах. Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» предусматривает создание специализированных федеральных судов общей юрисдикции по рассмотрению гражданских и административных дел.

2. Суды субъектов Российской Федерации включают: конституционные (уставные) суды и мировых судей. Последние относятся к судам общей юрисдикции.

Конституционные (уставные) суды субъектов рФ могут создаваться самими субъектами Федерации для разрешения вопросов соответствия законов и нормативных правовых актов органов власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления конституциями (уставами) субъектов Федерации, а также для толкования соответствующих региональных конституционно-правовых норм.

Мировые судьи входят в общую систему судов РФ. Их полномочия, порядок создания и деятельности определяются Федеральным законом «О мировых судьях в Российской Федерации». Порядок избрания и некоторые вопросы обеспечения их деятельности устанавливаются законами субъектов рФ. В компетенцию дел мировых судей включается рассмотрение дел о менее опасных уголовных преступлениях, некоторых имущественных споров, отдельных трудовых и семейных дел, а также дел об административных правонарушениях.

30 .СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ: ПОНЯТИЕ И ФУНКЦИИ

Судебная власть в соответствии с теорией разделения властей – одна из трех ветвей государственной власти, закрепленных в ст. 10 Конституции РФ. Функционирование судебной власти регулируется гл. 7 Конституции РФ.

Судебная власть – это самостоятельная независимая ветвь государственной власти, осуществляемая судами, которые выполняют возложенные на них законом полномочия посредством установленного судопроизводства. В соответствии с Конституцией РФ судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Как вид власти судебную власть теоретически нельзя отождествлять с судами, судебной системой. Судебной властью надлежит считать не орган (суд) или должностное лицо, а то, что они могут и в состоянии сделать, какими для этого способностями и возможностями обладают.

Одна из важнейших функций судебной властиосуществление правосудия, т. е. производимой в процессуальном порядке правоприменительной деятельности суда по рассмотрению и разрешению гражданских, административных и уголовных дел, а также экономических споров в целях охраны прав и интересов граждан, организаций и государства.

Контролирующие полномочия судебной власти реализуются в первую очередь в форме контроля за соответствием федеральных законов, законов субъектов РФ и нормативных актов всех уровней положениям Конституции РФ, осуществляемым Конституционным Судом РФ. Широко осуществляется нор-моконтроль и судами общей юрисдикции всех уровней.

Контролирующие функции судебной власти реализуются также в форме контроля за законностью решений местных представительных и всех исполнительных органов, в государственном управлении путем:

– рассмотрения жалоб граждан и организаций на действия и решения органов (должностных лиц), нарушения их прав и свобод, жалоб и протестов на постановления по делам об административных правонарушениях;

– проверки при рассмотрении уголовных дел качества предварительного расследования;

– рассмотрения жалоб и протестов о признании незаконными правовых актов управления;

– проверки при рассмотрении уголовных, гражданских, административных дел законности и дисциплины в деятельности органов, организаций и их должностных лиц, законности правовых актов управления, имеющих значение для разрешения дела.

Контрольная деятельность также представляет собой:

– обеспечение исполнения приговоров, иныхсудебных решений;

– разбирательство и решение дел об административных правонарушениях подведомственным судам;

– разъяснение действующего законодательства по вопросам судебной практики;

– реализацию Верховным Судом РФ права законодательной инициативы.

Контроль за законностью и обоснованностью действий и решений всех исполнительных органов и органов государственного управления, правоохранительных органов в процессе выявления и раскрытия преступлений, задержания подозреваемых в совершении преступлений, их ареста, совершения действий, связанных с ограничением права гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых и иных сообщений, а также права на неприкосновенность жилища, правомерность прекращения уголовных дел и т. д., свидетельствуют о том, что судебная власть – равновесная ветвь среди других ветвей государственной власти.

Не обязательно! Как дополнение. ПРИЗНАКИ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ

Судебная власть характеризуется следующими основными признаками.

1. Судебная власть – вид государственной власти. Она – одна из трех самостоятельных ветвей государственной власти.

2. Судебная власть осуществляется только специальными государственными органами – судами. Они являются ее непосредственными носителями. Федеральный суд – орган государственной власти, который создается и упраздняется только Конституцией РФ или федеральным конституционным законом. Суды субъектов РФ создаются и упраздняются законами субъектов РФ. Суд состоит из судей, работающих на профессиональной основе, в его состав могут входить представители народа в качестве присяжных народных и арбитражных заседателей.

3. Исключительность судебной власти. Никакие другие органы и лица, кроме суда и судей, не вправе принимать на себя осуществление правосудия.

4. Единство судебной власти находит свое выражение в общих принципах организации и деятельности судов. Исчерпывающий перечень судов установлен Конституцией РФ и Законом о судебной системе. Изменение его возможно только на основе изменения этих актов. Основной закон запрещает создание и деятельность чрезвычайных судов.

5. Независимость, самостоятельность и обособленность судной власти. При выполнении своих функций суды подчиняются только Конституции РФ и закону. Вмешательство в деятельность суда в какой бы то ни было форме в целях воспрепятствовать осуществлению правосудия влечет за собой уголовную ответственность. Судебная власть неделима, решение суда не требует дополнительного утверждения. Суды образуют обособленную систему, организационно никому не подчиненную.

6. Судебная власть осуществляется путем судопроизводства (форма реализации судебной власти), что определено ст. 118 Конституции РФ и ст. 5 Закона о судебной системе.

В соответствии с законом (ч. 2 ст. 118 Конституции РФ) судебная власть осуществляется посредством следующих видов судопроизводства: конституционного, гражданского, административного, уголовного, арбитражного (разновидность гражданского и административного).

7. Процессуальный порядок деятельности. Этот порядок определяет только закон, изданный на основе Конституции РФ. Процессуальный порядок, регулирующий правила судебной процедуры, является важной гарантией законности деятельности судебной власти, обоснованности и справедливости судебных решений.

8. Подзаконность судебной власти – действие в пределах предоставленной компетенции в соответствии с законом либо на его основе и во исполнение закона. Судьи независимы и подчиняются только Конституции рФ и федеральному закону (ст.120 Конституции, ч. 1, 2 ст. 5 Закона о судебной системе).

Подзаконность судебной власти распространяется как на все ее проявления, так и на все органы, ее осуществляющие.

9. Обязательность постановлений судебной власти для всех без исключения государственных органов, организаций, должностных лиц и граждан. Решение суда подлежит неукоснительному исполнению на всей территории Федерации.

10. Народное представительство в осуществлении судебной власти. Участие граждан в осуществлении правосудия в качестве присяжных и арбитражных заседателей предусмотрено ч. 5 ст. 32 Конституции РФ.

Судебная система РФ: характеристика и особенности

Судебная система РФ, схема которой будет рассмотрена далее, играет особую роль в демократическом обществе. Она использует специфический метод регулирования отношений и разрешения конфликтов между субъектами. В статье рассмотрим, что собой представляет суд и судебная система РФ в целом.

Общие сведения

Суд – это особый государственный орган. На него возложено исполнение специфических функций. Федеральная судебная система РФ формируется в установленном порядке. Она наделяется определенной компетенцией. Система судебной власти в РФ отличается разветвленностью. В ее распоряжении находятся необходимые организационные и материальные средства, с помощью которых осуществляется регулирование общественных отношений.

Читать еще:  Резервный счет киви кошелька логин и номер

Характеристика судебной системы РФ

В кадровом составе данного института присутствуют люди, которые находятся на государственной службе. Они реализуют полномочия на профессиональном уровне. Определяя понятие судебной системы РФ, следует сказать, что она являет собой особый институт, осуществляющий рассмотрение административных, гражданских, уголовных и прочих дел в соответствии со специально созданными процедурными правилами. Любое разбирательство заканчивается вынесением решения от имени государства. Постановление (определение, приговор) суда считается общеобязательным. Для его исполнения используется сила государственного принуждения.

Организация и порядок деятельности

Существуют определенные принципы, на основании которых функционирует судебная система РФ. Конституция страны достаточно четко устанавливает основные из них. Среди них, в частности, следует назвать:

  • Гласность разбирательства.
  • Законность.
  • Равноправие и состязательность сторон.
  • Осуществление правосудия только уполномоченным органом.
  • Государственный язык производства по делу.
  • Установление состава суда законом.
  • Презумпция невиновности.
  • Недопустимость повторного обвинения в одном преступлении.
  • Независимость судей, подчинение их исключительно ФЗ и Конституции.
  • Обеспечение права использовать квалифицированную юридическую помощь и защиту.

Согласно ст. 123 Основного Закона, все судебные заседания должны быть открытыми. Закрытое рассмотрение дел допускается исключительно в случаях, которые предусмотрены ФЗ. Не разрешено также заочное разбирательство. Исключения составляют случаи, определенные в ФЗ. Производство по делу выполняется на основе принципа равноправия и состязательности сторон. Нормативные акты предусматривают случаи, когда разбирательство может осуществляться с привлечением присяжных. Судебная система РФ финансируется за счет бюджета страны. Это обеспечивает возможность независимой и полной реализации задач в соответствии с ФЗ.

Структура судебной системы РФ

Поскольку в соответствии с существующим в России государственным строем управление основывается на разделении госаппарата, подразделения каждого направления считаются самостоятельными. В частности, в стране существует исполнительная, законодательная и судебная власти. Последняя реализуется посредством особых институтов. Основной Закон страны не допускает формирования чрезвычайных судов. В рассмотрении дел должностные лица руководствуются уголовным, гражданским, административным кодексами. В систему входят следующие суды:

  • Высший Арбитражный. В его составе присутствуют:
  1. федеральные окружные;
  2. апелляционные;
  3. субъектные.
  • Конституционный.
  • Верховный суд. В его составе присутствуют:
  1. краевые;
  2. республиканские;
  3. областные;
  4. городов со статусом федеральных;
  5. автономных округов и областей;
  6. районные;
  7. мировые.

К судебной системе РФ относятся и уполномоченные военные и специализированные подразделения.

Статус должностных лиц

Его основы закреплены в главе 7 Конституции. Эти положения едины для всех подразделений. Судьей может стать гражданин России, достигший 25-ти лет, имеющий высшее образование (юридическое) и стаж работы по своей профессии не меньше пяти лет. Дополнительные требования могут быть установлены ФЗ. Назначение судей Высшего Арбитражного, Верховного и Конституционного судов осуществляется Советом Федераций. Он, в свою очередь, получает представление от Президента. Судьи прочих федеральных судов назначаются Главой государства в соответствии с порядком, определенным ФЗ. Полномочия указанных должностных лиц могут быть прекращены или приостановлены только в установленном порядке.

Соответствие нормам права

Законность выступает в качестве универсального принципа. Она относится не только непосредственно к правосудию, но и к функционированию прочих государственных органов. Этот принцип указывает на то, что любое разбирательство в любом подразделении должно осуществляться в соответствии с нормами права. Согласно данному положению, судебная система РФ должна осуществлять свою деятельность с соблюдением иерархии юридических предписаний. Это особенно актуально при возникновении случаев коллизии. При этом система судебных органов РФ обязана сначала руководствоваться нормами Конституции, затем предписаниями ФЗ и в последнюю очередь – прочими актами, если они не противоречат положениям, имеющим большую силу.

Осуществление деятельности только уполномоченными подразделениями

Закон «О судебной системе РФ» определяет порядок признания лица виновным/невиновным. Данное положение основывается на принципе осуществления рассмотрения дел только компетентными подразделениями. В ст. 118 Конституции указано, что лицо признается виновным исключительно в соответствии с судебным приговором. В ФЗ определен круг лиц, которые вправе выносить подобное решение. В частности, Закон «О судебной системе РФ» говорит о том, что принять на себя право принятия оправдательного или обвинительного постановления имеют:

  • Арбитражные, народные и присяжные заседатели.
  • Судьи.

Ни один другой юридический институт не обладает необходимыми возможностями для принятия обоснованного и соответствующего правовым нормам решения. Только непосредственно в ходе заседания проявляются все принципы, в соответствии с которыми функционирует судебная система РФ. Схема, в соответствии с которой дело поступает на рассмотрение, предполагает несколько этапов. Ни на одном из них нельзя обеспечить равноправие и состязательность сторон. Это возможно только непосредственно в зале судебного заседания. Например, имеет место уголовное преступление. До того как дело поступит в суд, должны быть осуществлены предварительное расследование, осмотр места преступления, допросы свидетелей, потерпевших и подозреваемых и прочие мероприятия. Только после их завершения при наличии обвиняемого дело передается на рассмотрение суда для вынесения решения.

Независимость должностных лиц

Этот принцип закрепляется в ст. 120 Основного Закона. Данное положение отражено и в прочих нормативных актах. Как гласит действующее законодательство, разбирательство дела в суде первой инстанции выполняется при участии арбитражных, народных, присяжных заседателей. Они также независимы и руководствуются в своих действиях юридическими нормами. При этом заседатели наделены всеми правами судьи. Принцип независимости предполагает отсутствие влияния на мнение должностного лица со стороны. При принятии решения судья или заседатель руководствуется не внутренними убеждениями, а буквой закона.

Обеспечение защиты интересов граждан

Этот принцип считается одним из приоритетных. Судебная система РФ обеспечивает свободу доступа лиц, чьи права, по их мнению, ущемлены, к защите. Данное положение как нельзя лучше отражает демократичность государственной системы страны. Судебная система РФ гарантирует рассмотрение жалоб организаций и граждан по поводу бездействия или неправомерного действия любых лиц (юридических, физических, должностных) по отношению к нему.

Однако здесь также уместно сказать и о принципе презумпции невиновности. Он предусмотрен в ст. 49 Конституции. Суть его заключается в том, что никто не может считаться виновным, пока данное не доказано по существующему порядку и не установлено судебным решением. Данный принцип должен соблюдаться на всех этапах рассмотрения и изучения дела. В ходе предварительного следствия сотрудники могут предъявлять обвинения. Однако данное мнение считается субъективным. Оно не влечет тех последствий, которые вероятны при признании лица виновным в суде. Действие презумпции невиновности продолжается до того момента, пока не будет достаточно доказательств, подтверждающих вину.

Равноправие и состязательность

Этот принцип провозглашен в ст. 123, ч. 3 Основного Закона. Состязательность предполагает такое построение разбирательства, при котором имеет место разделение функций защиты, обвинения и разрешения дела. Первые две стороны процесса обладают равными правами в части предоставления доказательств, обжалования действий и постановлений суда, заявления ходатайств. Обвинительные функции возложены на прокурора, гражданского истца, потерпевшего, общественного обвинителя. На стороне защиты находятся подсудимый, общественный защитник, адвокат, гражданский ответчик. При рассмотрении должна быть обеспечена реализация прав для каждой стороны. Функция разрешения дела возлагается исключительно на суд. В его компетенцию также входит контроль над соответствием действий сторон установленным правовым нормам и порядку.

Гласность

Этот принцип указывает на то, что рассмотрение всех дел во всех судах должно быть открытым. Это означает, что при разбирательстве доступ в зал заседания имеют все лица, кроме не достигших 16-ти лет (если они не выступают в качестве участников процесса). Присутствовать при рассмотрении дела могут представители прессы, а само рассмотрение может освещаться в СМИ. Число присутствующих может быть ограничено из-за недостаточной вместительности зала заседания.

Гласность разбирательства предусматривается каждым отраслевым законодательством. Этот принцип считается одним из основных показателей демократичности судопроизводства. Гласность разбирательства выступает как важное условие вынесение обоснованного и справедливого решения, побуждает всех участников процесса выполнять свои обязанности добросовестно. Кроме того, данный принцип препятствует оказанию давления на судью. Это, в свою очередь, гарантирует независимость и подчинение правовым нормам. При этом законодательство предусматривает и случаи, в которых судебное разбирательство проводится в закрытом режиме. Однако решение и приговор зачитываются публично.

Использование национального языка

В качестве государственного по всей территории России признан русский язык. У республик есть право устанавливать свой. Согласно нормативным актам, судопроизводство в Российской Федерации осуществляется на государственном, а в республиках, входящих в ее состав, на признанных национальных языках. Если участники процесса не владеют русским, они вправе говорить, подавать заявления, ходатайства, давать показания, выступать на заседании на выбранном или родном для них языке. Суд обязан не только разъяснить сторонам это право, но и предоставить в их распоряжение переводчика.

Народные заседатели

Они участвуют в рассмотрении гражданских и уголовных дел в судах первой инстанции (военной и общей юрисдикции). Они независимы и подчинены нормам права. Как и судьи, народные заседатели обладают соответствующими обязанностями и возможностями. Приговоры по уголовным и гражданским процессам принимаются ими совместно с должностным лицом большинством голосов. Тот из заседателей, который будет не согласен с общим мнением, может в письменной форме выразить свое. Оно будет приложено к решению или приговору.

Охрана достоинства и чести личности

Система правосудия в РФ гарантирует исполнение данного принципа в соответствии с Конституцией. Как гласит ст. 2, человек, а также его свободы и права признаются высшей ценностью. Их охрана является обязанностью государства. В соответствии с этим судебная система — как ветвь правоохранительной власти — должна обеспечивать защиту свобод и прав граждан. В ст. 21 указано, что никто не должен быть подвергнут жестокому обращению, пыткам, унижениям, насилию и прочим ущемляющим его права действиям. Иногда судьи, которые рассматривают уголовные дела, получают жалобы граждан о том, что при даче показаний они подвергались жестокому обращению. В задачи должностного лица входит тщательное изучение данных обращений. В случае подтверждения фактов, изложенных в таких жалобах, показания лиц признаются недействительными. При этом нарушители конституционных норм привлекаются к ответственности.

Читать еще:  Болезни карповых рыб

Непосредственность и устность

Данный принцип, в отличие от прочих, не зафиксирован в Конституции прямо. Однако некоторые прочие положения не могут быть реализованы при несоблюдении устности и непосредственности. В частности это относится к состязательности и гласности. В соответствии с принципом непосредственности, все выводы, которые содержатся в приговоре либо решении, суд должен делать только на основании тех доказательств, которые были исследованы непосредственно им в ходе рассмотрения дела. Устность означает, что все обсуждения и восприятие доказательств осуществляется вслух. Суд обязан оглашать все документы, присутствующие в деле.

В заключение

В качестве основного содержания судебной власти в России выступает правосудие. Данное определение прежде всего является правовым. Его основные компоненты должны быть связаны с соответствующими нормативными актами. Правосудие предполагает такую деятельность судебной системы, при которой рассмотрение дел осуществляется в соответствии с юридическими предписаниями и по справедливости.

Общая характеристика судебной системы Российской Федерации.

Судебная система устанавливается Конституцией (гл. 7) и Законом о судебной системе.

Судебная система включает в себя Конституционный Суд РФ и конституционные (уставные) суды субъектов РФ, суды общей юрисдикции (в том числе военные суды), арбитражные суды.
Конституционный Суд РФ
в соответствии со ст. 125 Конституции решает вопросы о соответствии Конституции законов, нормативных актов центральных и местных органов, разрешает споры о компетенции между органами государственной власти различных уровней, дает толкование Конституции.
К судам общей юрисдикции относятся: Верховный Суд РФ; верховные суды республик в составе РФ; краевые и областные суды; городские суды; суды автономной области и автономных округов; районные суды. Эти суды рассматривают гражданские, уголовные и административные дела как по существу, так и по кассационной и надзорной инстанции между физическими лицами.
Военные суды также относятся к судам общей юрисдикции. Они создаются по территориальному принципу по месту дислокации войск и флотов и осуществляют судебную власть в войсках, органах и формированиях, где федеральным законом предусмотрена военная служба. К ним относятся военные суды округов (флотов) и военные суды гарнизонов. Военные суды в пределах своей компетенции рассматривают дела в качестве суда первой и второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.
Арбитражные суды: основу деятельности арбитражных судов составляет рассмотрение и разрешение хозяйственных споров.
Все суды принято группировать по звеньям и инстанциям. Звеном судебной системы считаются суды, наделенные однородными полномочиями и имеющие единую структуру.
Суды общей юрисдикции состоят из четырех звеньев:
I) мировые судьи;

Мировой судья рассматривает в первой инстанции:

1) уголовные дела о преступлениях, за совершение которых максимальное наказание не превышает трех лет лишения свободы, подсудные ему в соответствии с частью первой статьи 31 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации;

2) дела о выдаче судебного приказа;

3) дела о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях;

4) дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества независимо от цены иска;

5) иные возникающие из семейно-правовых отношений дела, за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), об установлении отцовства, о лишении родительских прав, об усыновлении (удочерении) ребенка;

6) дела по имущественным спорам при цене иска, не превышающей пятисот минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом на день подачи заявления;

7) дела, возникающие из трудовых отношений, за исключением дел о восстановлении на работе и дел о разрешении коллективных трудовых споров;

8) дела об определении порядка пользования имуществом;

9) дела об административных правонарушениях, отнесенные к компетенции мирового судьи Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и законами субъектов Российской Федерации.

(п. 1 в ред. Федерального закона от 14.02.2005 N 2-ФЗ)
II) районные суды (основное звено);

Районный суд является судом первой инстанции для большинства гражданских, уголовных и административных дел. Не вступившие в силу Решения (приговоры) районного суда, вынесенные им как первой инстанцией, могут быть обжалованы в апелляционном порядке (вступившее — в кассационном) в суде общей юрисдикции уровня субъекта РФ.

Также районный суд является судом апелляционной инстанции в отношении мировых судей.

Компетенция районного суда

1. Районный суд рассматривает все уголовные, гражданские и административные дела в качестве суда первой инстанции, за исключением дел, отнесенных федеральными законами к подсудности других судов.

2. В случаях, установленных федеральным законом, районный суд рассматривает дела об административных правонарушениях.

3. Районный суд вправе обратиться на основании части 4 статьи 125 Конституции Российской Федерации в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о конституционности закона, подлежащего применению в конкретном деле.

4. Районный суд рассматривает апелляционные жалобы, представления на решения мировых судей, действующих на территории соответствующего судебного района.

5. Районный суд в соответствии с федеральным законом рассматривает дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.

III краевые (областные) и приравненные к ним суды (среднее звено);

Краевые, областные и иные равные им суды рассматривают в качестве суда первой инстанции гражданские и уголовные дела; в качестве судов вто­рой инстанции проверяют приговоры и решения районных, городских су­дов, не вступившие в законную силу; в качестве надзорной инстанции про­веряют приговоры и решения районных, городских судов, вступившие в законную силу. Таким образом, суды среднего звена действуют в качестве суда любой из трех инстанций.

Краевые, областные и равные им суды в качестве судов первой инстан­ции обязаны рассматривать гражданские дела, связанные с государственной тайной. Кроме того, эти суды вправе изъять любое гражданское дело из рай­онного (городского) суда, находящегося на территории их юрисдикции, и принять его к своему производству при наличии согласия или просьбы сто­рон. Как правило, это дела, имеющие большую сложность или обществен­ное значение. В качестве суда первой инстанции по уголовным делам крае­вые, областные и другие равные им суды рассматривает уголовные дела, отнесенные УПК к их подсудности. Это дела об убийствах при отягчающих обстоятельствах, бандитизме, терроризме и некоторых других особо тяжких преступлениях.
Федеральный конституционный закон одобрен Государственной Думой 24 января 2014 года и Советом Федерации 29 января 2014 года.

Федеральный конституционный закон разработан в связи с объединением Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда в соответствии с Законом Российской Федерации о поправке к Конституции «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации».

Федеральным конституционным законом, исходя из положения статьи 126 Конституции, Верховный Суд определяется в качестве высшего судебного органа по гражданским делам, делам по разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам, образованным в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом.

Федеральным конституционным законом определено, что полномочия, порядок образования и деятельности Верховного Суда устанавливаются федеральным конституционным законом о Верховном Суде.

В связи с тем, что Верховный Суд призван осуществлять судебный надзор за деятельностью как судов общей юрисдикции, так и арбитражных судов и не будет относиться к системе судов общей юрисдикции, Федеральным конституционным законом вносятся соответствующие изменения в положения статьи 4 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации», устанавливающие перечень видов федеральных судов.

В организацию судебной системы Российской Федерации также вносятся следующие основные изменения.

Дисциплинарное судебное присутствие, формировавшееся из судей Верховного Суда и судей Высшего Арбитражного Суда, подлежит упразднению, а рассмотрение относящихся к его подсудности судебных дел передаётся в компетенцию Верховного Суда.

Обеспечение деятельности как судов общей юрисдикции, так и арбитражных судов будет осуществляться Судебным департаментом при Верховном Суде.

Федеральный конституционный закон вступает в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня вступления в силу Закона Российской Федерации о поправке к Конституции «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации».

Кроме разделения судов по звеньям возможна их группировка по инстанциям.

1.Суды I инстанции — это суд, который уполномочен принимать решения по существу основных вопросов дела, например, для уголовного дела – вопросы о виновности или невиновности лица и о применении или неприменении к нему наказания; для гражданского – о доказанности или недоказанности иска и правовых последствиях иска. Это городские и районные суды, мировые суды; гарнизонные военные суды – все эти суды рассматривают уголовные, административные, гражданские и иные дела, подведомственные судам общей юрисдикции.

2.Суд второй (апелляционной и кассационной) инстанции проверяет законность и обоснованность приговоров и других судебных решений, не вступивших в законную силу. Это может быть любой из судов второго, третьего, четвертого звена.

3. Суд третьей (надзорной) инстанции проверяет законность и обоснованность приговоров и других судебных решений, вступивших в законную силу.

4.Суд высшей инстанции – Верховный суд.

5.Кроме того, существует Конституционный Суд (не имеет судов I инстанции), который рассматривает соответствие нормативных правовых актов всех уровней действующей Конституции РФ, а также соответствие норм. правовых актов субъектов РФ их Конституциям или Уставам.

Единство судебной системы обеспечивается путем: 1)установления судебной системы Российской Федерации Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации»; 2)соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными законами правил судопроизводства; 3)применения всеми судами Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, а также конституций (уставов) и других законов субъектов Российской Федерации; 4)признания обязательности исполнения на всей территории Российской Федерации судебных постановлений, вступивших в законную силу; 5)законодательного закрепления единства статуса судей; 6)финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.

Источники:

http://studopedia.ru/14_52465_obshchaya-harakteristika-deystvuyushchey-sudebnoy-sistemi-rf.html
http://helpiks.org/9-13710.html
http://lektsii.org/5-8011.html
http://businessman.ru/new-sudebnaya-sistema-rf.html
http://megalektsii.ru/s149668t5.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector