Характеристика экономических зон россии
Тема 3.4. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ И ИХ ФУНКЦИИ
Типы экономических зон и их функциональное назначение. Объединение среднемасштабных регионов (областей, краев, республик) в экономические районы позволяет в определенной степени иметь обобщенное представление об особенностях территориального разделения труда и территориально-экономических отношений (в элементарном виде выраженных экономическими показателями). Сетка макрорегионов, раскрывая современную и перспективную региональную структуру национальной экономики, особенно удобна для текущего и среднесрочного планирования (прогнозирования) и давно используется в таком качестве.
Вместе с тем система интегрального территориально-экономического деления включает и экономические зоны различного типа и функционального назначения:
● для координации и контроля регионального развития центральной государственной власти, обеспечения территориального единства и целостности страны (федеральные округа);
● для долгосрочного (10 и более лет) территориально-экономического прогнозирования и планирования (зоны – укрупненные экономические районы);
● для определения тактической и стратегической политики и общих направлений территориального развития (Европейская и Азиатская части страны);
● для оперативного и перспективного регулирования хозяйственной деятельности на территориях особых интересов государства и предпринимательства – с благоприятными региональными факторами (например, районы Европейского ядра, Южно-Сибирской полосы и т.д.) или с экстремальными условиями (зона Крайнего Севера и т.п.).
Первый тип экономических зон включает ряд их разновидностей по различным функциональным признакам, относящимся к общему федеральному управлению по всей территории страны (политика, оперативное руководство, перспективное планирование и т.д.).
Направления развития российской экономики всегда связывалось с экономическими, природными, историческими особенностями страны, с ее гигантской территорией, огромными и разнообразными хозяйственными ресурсами. В связи с этим здесь неизменно была высока роль централизованного управления, государственной власти и ее инструментов. Кроме государственных границ и центра необходимы управленческие ячейки государственного пространства. Поэтому особое значение приобретали вопросы территориально-организационной структуры экономики.
Федеральные округа имеют особое государственное значение, предназначены для решения общенациональных задач, цементируя единое политическое и экономическое пространство России и на них, как на базовую структуру должен прежде всего опираться федеральный центр в своих взаимоотношениях с территориями. В соответствии с положениями Конституции России в регионах были созданы федеральные органы власти (управления). Произошло перемещение ряда соответствующих функций регулирования, координации, распоряжения и контроля из центрального аппарата в территориальный (не затрагивая функции регионов), что отвечает интересам федерализма в новых условиях.
Экономические районы, как территории с отличающимися друг от друга специализациями и особенностями комплексного развития хозяйства, ресурсным потенциалом и своеобразным географическим положением, представляют собой объективную основу для всех видов региональных исследований и преобразований. Выделение сетки объективно существующих районов служит основой систематизации социально-экономической и экологической информации в пространственно-временном разрезе и дает возможность осуществления территориального прогнозирования, программирования и управления.
Иногда проводят параллели между экономическими районами и федеральными округами, однако между ними есть существенные различия:
− число экономических районов и федеральных округов явно не совпадает (соответственно 11 и 8);
− экономические районы лишены административно-управленческих функций, в то время как федеральные округа, возглавляемые полномочными представителями президента, наделены этими функциями;
− отраслевая специализация как важнейшая критериальная основа детерминирования экономического района при «нарезке» территорий федеральных округов в счет не принималась;
− в последние десятилетия экономические районы в связи с отсутствием надстроечных институтов представляют собой лишь номинальные территориальные образования;
− учреждение федеральных округов, наделенными властными полномочиями не может привести к диспаритету самостоятельности субъектов РФ (что отчасти играет на руку Федеральному центру с точки зрения укрепления вертикали центральной власти).
Экономические зоны – группы экономических районов, выделяемые для целей долгосрочного прогнозирования размещения производительных сил в рыночных условиях развития экономики. В России выделяют две экономические зоны – Западную и Восточную. Сложившиеся территориальные пропорции в хозяйстве России основаны прежде всего на разделении труда и взаимных связях между ее европейской и азиатской частями. В Европейской части исторически накоплены самые значительные интеллектуальные и материальные ценности. Вместе с тем наша экономика существенно зависит от топливно-энергетических и сырьевых ресурсов Востока.
Укрупненные районы (макрорегионы) формируются в пределах экономических зон. В условиях вырисовывающегося сравнительно длительного периода формирования регулируемой рыночной экономики может быть полезным использование в долгосрочных прогнозах и программах схемы 5−7 экономических зон – укрупненных экономических районов. Например: Центральная Россия (Северо-Западный, Центральный, Волго-Вятский и Центрально-Черноземный экономический районы), Европейский Север (Северный ЭР), Европейский Юг (Северо-Кавказский ЭР), Урало-Поволжье ( Поволжский и Уральский ЭР), Сибирь (Западно-Сибирский и Восточно-Сибирский ЭР), Дальний Восток (Дальневосточный ЭР). Их выделено обусловлено:
− уровнем хозяйственного освоения территории, связанного с характером природных условий, историческими и социально-экономическими процессами в масштабе отдельного государства;
− соотношением между важнейшими ресурсами и степенью их использования на территории региона;
− главными народно-хозяйственными проблемами, требующих разработки стратегии их решения, оптимальных для национальной экономики в целом.
Важное функциональное назначение экономических зон – укрупненных экономических районов – долгосрочноетерриториальное прогнозирование и планирование. Оно имеет дело с относительно небольшим кругом показателей, укрупненными расчетами. Степень достоверности которых понижается как с расширением временного горизонта, так и уменьшением размеров территориальных единиц. Поэтому для прогнозов на 10 и более лет целесообразно использовать схемы сплошных зон – укрупненных экономических районов, представляющих группировки макрорегионов.
Достоинство этой схемы – использование сетки сложившихся макрорегиональных комплексов. Такое зонально-экономическое деление больше носит оценочно-ресурсный характер в отличие от макрорегионального, имеющего оценочно-производственную направленность. Оно наиболее обобщенно раскрывает территориальную структуру производственного потенциала страны. Выявляется, например, что на районы Центральной России и Урало-Поволжья, занимающим лишь 1/7 территории РФ, приходится 3/5 всего населения и основных производственных фондов страны, а на районы Сибири и Дальнего Востока – 9/10 топливно-энергетических, 3/4 лесных ресурсов, более 2/3 земельного сельскохозяйственного фонда.
Система экономических зон позволяет отразить существенные особенности развития крупных частей страны в длительной перспективе. К ним относятся крупномасштабные, межрегиональные пропорции и проблемы, прежде всего территориальное распределение и использование наиболее важных производственных ресурсов. Эти экономические зоны могут полностью или почти полностью совпадать с укрупненными территориально-управленческими образованиями типа созданных федеральных округов, что повышает значимость экономических зон как инструментов государственного регулирования экономики.
Потенциал экономических зон России.Приоритетное значение для развития такой огромной страны как Россия, имеет максимальное использование имеющегося потенциала и рационализация хозяйственных пропорций между главными экономическими зонами – европейскими и восточными районами (табл. 3.6).
Западная экономическая зона, где исторически концентрировались экономика и население, характеризуется высоким уровнем хозяйственной деятельности: 1/4 территории, почти 4/5 населения, около 3/4 ВРП, промышленного и сельскохозяйственного производства, 90% непроизводственной сферы страны. Здесь сложились старопромышленные районы, развитие которых в большей мере связано с благоприятным экономико-географическим положением и наличием трудовых ресурсов.
Центральная Россия – наиболее крупный и развитый регион, это огромный межрайонный комплекс, включающий четыре экономических района. Его формирование обусловлено исключительно благоприятным экономико-географическим положением (в том числе столичным), длительным и интенсивным развитием хозяйства. Огромную роль сыграли концентрация населения, его высокий уровень образования и квалификации, наличие на ее территории главной научно-исследовательской базы страны. Центральная Россия обеспечивает создание более 2/5 ВРП и продукции обрабатывающих производств в стране, около 1/3 объема сельскохозяйственного производства, концентрирует свыше 1/3 инвестиций в основной капитал. Зона имеет наиболее многоотраслевую структуру и производит большую часть товаров и услуг страны. Все большее значение в хозяйстве региона приобретает сфера услуг. Центральная Россия специализируется на банковско-финансовой и туристско-экскурсионной и санаторной деятельности, науке и научном обслуживании, высшем образовании и управлении. В регионе расположены важнейшие экономические центры страны – Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Воронеж и др. Для Центральной России, где значительна концентрация промышленных предприятий, городских поселений и густая транспортная сеть, очень важно рациональное использование территорий и природных ресурсов, выделение зон для развития рекреации, внедрение новых технологий с малоотходными системами производства.
Урало-Поволжье–регион на юго-востоке Западной зоны, состоящий из двух экономических районов. Ведущими факторами развития региона являются: транспортировка по его территории транзитных грузов, близость к Центральной России, выгоды военно-стратегического положения, разнообразие и богатство природных ресурсов, концентрация населения и высокий уровень его квалификации. Четверть населения страны, проживающая на этой территории, обеспечивает выпуск 1/5 ВРП, добычи полезных ископаемых, почти 1/3 продукции обрабатывающей промышленности России, в которой особое место занимает военная промышленность. Регион специализируется на тяжелом, общем и квалифицированном машиностроении, химической промышленности, металлургии и нефтегазовой промышленности. Здесь преобладают развитые промышленные узлы разного профиля с налаженными производственными межотраслевыми связями, а также крупные промышленные комбинаты. Это во многом обусловило развитие в укрупненном регионе городов-миллионеров (5 из 11 российских) и большого количества городов с населением более 500 тыс. жителей. Однако концентрация грязных промышленных производств (в первую очередь химического и металлургического), устарелые технологии и оборудование на большинстве предприятий региона, а также происшедшие здесь радиационные и другие техногенные катастрофы вывели Урало-Поволжье в лидеры по загрязнению окружающей среды. Поэтому одно из важнейших направлений развития промышленности и транспорта региона – их коренная модернизация. Важное значение для решения социально-экономических проблем территории несомненно имеет развитие социальной
Основные параметры укрупненных районов Западной и Восточной зоны России в 2008 г.*
Характеристика экономических зон россии
Ключевые слова: особые, свободные, экономические, зоны, ОЭЗ, СЭЗ, ОЭЗ в России
Свободные экономические зоны (особые экономические зоны) — это территории, которые государство наделяет особым юридическим статусом и экономическими льготами для привлечения российских и зарубежных инвесторов в приоритетные для России отрасли.
В России системное развитие особых экономических зон началось в 2005 году, с момента принятия Федерального Закона об ОЭЗ 22.07.2005.
Цель создания особых экономических зон — развитие высокотехнологичных отраслей экономики, импортозамещающих производств, туризма и санаторно-курортной сферы, разработка и производство новых видов продукции, расширение транспортно-логистической системы.
В России существуют особые экономические зоны четырёх типов:
— Промышленно-производственные зоны или промышленные ОЭЗ.
— Tехнико-внедренческие зоны или инновационные ОЭЗ.
— Портовые зоны.
— Туристско-рекреационные зоны или туристические ОЭЗ.
Промышленные ОЭЗ
Обширные территории, расположенные в крупных промышленных регионах страны. Близость к ресурсной базе для производства, доступ к готовой инфраструктуре и основным транспортным артериям — это лишь основные характеристики промышленных (промышленно-производственных) зон, определяющие их преимущества. Размещение производства на территории промышленных зон позволяет повысить конкурентоспособность продукции на российском рынке за счет снижения издержек.
Промышленные зоны располагаются на территории Елабужского района Республики Татарстан (ОЭЗ «Алабуга») и Грязинского района Липецкой области (ОЭЗ Липецк). 12 августа 2010 года подписано постановление Правительства РФ о создании особой экономической зоны промышленно-производственного типа в Самарской области, территория которой непосредственно примыкает к Тольятти.
В числе приоритетных направлений деятельности промышленных зон производство:
— автомобилей и автокомпонентов;
— химической и нефтехимической продукции;
— бытовой техники и торгового оборудования.
Инновационные ОЭЗ
Расположение инновационных (технико-внедренческих) ОЭЗ в крупнейших научно-образовательных центрах, имеющих богатые научные традиции и признанные исследовательские школы, открывает большие возможности для развития инновационного бизнеса, производства наукоемкой продукции и вывода ее на российские и международные рынки.
Пакет таможенных льгот и налоговых преференций, доступ к профессиональным кадровым ресурсам наряду с растущим спросом на новые технологии и модернизацию различных отраслей российской экономики делает инновационные ОЭЗ привлекательными для венчурных фондов, а также разработчиков и производителей высокотехнологичной продукции.
Четыре инновационные зоны расположены на территории Томска, Санкт-Петербурга, Москвы и Дубны (Московская область).
Приоритетными направлениями развития инновационных зон являются:
— нано- и биотехнологии;
— электроника и средства связи;
— точное и аналитическое приборостроение;
Туристические ОЭЗ
Располагаясь в самых живописных и востребованных туристами регионах России, туристические (туристско-рекреационные) ОЭЗ предлагают благоприятные условия для организации туристического, спортивного, рекреационного и других видов бизнеса.
Семь туристических зон располагаются на территории Иркутской области, Алтайского края, Республики Алтай, Республики Бурятия, Калининградской области, Ставропольского края, Приморского края. Еще шесть вновь созданных ОЭЗ располагаются в северо-кавказском федеральном округе. Особая экономическая зона «Куршская коса» в Калининградской области прекратит свое существование. Как говорится в соответствующем постановлении правительства от 22 декабря 2012 года, за пять лет работы там не было зарегистрировано ни одного резидента.
Портовые ОЭЗ
Портово-логистические особые экономические зоны находятся в непосредственной близости от основных глобальных транзитных коридоров. Их положение позволяет получить доступ к быстрорастущему рынку крайне востребованных портово-логистических услуг как на Дальнем Востоке, так и в центральной части России.
Отличительной особенностью особой экономической зоны на базе аэропорта «Ульяновск-Восточный» является её близость к предприятиям ульяновского авиационного кластера. Это создаёт предпосылки для развития проектов, связанных с техническим обслуживанием и переоборудованием воздушных судов.
Основное направление развития портово-логистической зоны в Хабаровском крае — формирование современного многопрофильного портового, судоремонтного центра, который опирается на удобное географическое положение и уже существующую инфраструктурную базу.
2 октября 2010 года Премьер-Министр России Владимир Путин подписал постановление № 800 Правительства РФ о создании ПОЭЗ «Мурманск». На территории ОЭЗ «Мурманск» возможно строительство контейнерного терминала, модернизация действующих и возведение новых портовых мощностей по приему, перевалке и погрузке насыпных и наливных грузов. Кроме того, возможна сборка буровых установок, что имеет большое значение для успешного освоения шельфовых месторождений нефти и газа. Инвесторы портовой ОЭЗ «Мурманск» получат налоговые и таможенные льготы, а также подключения к инфраструктурным объектам. Инвесторам гарантируется неизменность налоговых льгот в течение всего срока существования особой экономической зоны.
ОАО «Особые экономические зоны» — управляющая компания, в ведении которой находятся действующие и вновь создаваемые особые экономические зоны России. Из 24 действующих ОЭЗ 4 специализируются на развитии промышленного производства, 4 на технологических инновациях, 13 на развитии туристско-рекреационного бизнеса, 3 на развитии портово-логистических и транспортных узлов.
ОАО «ОЭЗ» создано в 2006 году, его единственным акционером является государство. С момента принятия закона об ОЭЗ в 2005 году и до 2010 компания действовала как заказчик строительства инфраструктуры, накопив уникальный для России опыт в этой сфере. С 2006 года бюджетные вложения на развитие особых экономических зон России составили более 44 миллиардов рублей или порядка $1,5 миллиардов.
С 2006 года по 2010 год в особые экономические зоны России пришло 238 инвесторов из 18 стран, и этот процесс набирает обороты. Среди них есть такие транснациональные гиганты как Yokohama, Isuzu, Itochu, Sojitz, Air Liquide, Bekaert, Rockwool и другие. Объем заявленных резидентами инвестиций — более 150 миллиардов рублей или порядка $ 5 миллиардов.
ОАО «ОЭЗ» привлекает инвесторов из числа крупнейших международных и российских корпораций либо независимых специализированных компаний среднего размера и работает с ними, аккумулируя лучший мировой опыт в области развития и управления особыми экономическими зонами.
Характеристика экономических зон России
Россия характеризуется большим разнообразием региональных условий развития хозяйства. Это обусловлено совокупностью природных, исторических факторов, географическим положением, степенью освоенности ресурсов, этническим составом населения и характером расселения.
Процессы разделения труда и социально-экономического районообразования осуществляются на разных уровнях: в пределах административных районов (микрорайон), области, края или республики (мезорайон), или группы областей, республик, краев (макрорайон). Основные хозяйственные пропорции формируются на макроуровне — между зонами и крупными социально-экономическими районами.
На территории России сложились две экономические зоны: Западная, включающая Европейскую часть страны и Урал, и Восточная, охватывающая Западную Сибирь, Восточную Сибирь и Дальний Восток. Они отличаются между собой природно-ресурсным потенциалом, плотностью населения, уровнем освоенности территории.
Европейская (Западная) зона: занимает около 1/4 территории страны, сосредотачивает почти 4/5 всего населения. Здесь исторически накоплены самые значительные интеллектуальные и материальные ценности. Территория намного опережает Восточную зону по степени экономической и транспортной освоенности. Европейская часть производит более 2/3 промышленной и свыше 3/4 сельскохозяйственной продукции страны. Здесь сложились старопромышленные районы, использующие выгоды экономического положения и многочисленных трудовых ресурсов. Районы этой зоны характеризуются диверсифицированной экономической структурой с относительно высокой долей трудоемких и наукоемких отраслей. Здесь сложилось относительно равномерное размещение производительных сил и образованы многоотраслевые локальные и региональные территориальные социально-экономические комплексы. Система расселения отличается пропорциональным размещением городов разной величины и функционального назначения. Плотность населения колеблется от 25 чел/км2 на Урале до 61 в Центральном районе (максимальный показатель в Московской области — 321 чел/км2), исключение — Европейский Север — 4 чел/км2, который по основным показателям похож на Восточные районы.
Основные противоречия развития экономики зоны:
— несоответствие между достигнутым промышленным потенциалом и ресурсной базой;
— растущее потребление продовольствия, но сокращение площадей сельскохозяйственных земель;
— быстрое экономическое развитие и усугубление экологических проблем.
Районы Европейской части постоянно испытываю дефицит топлива и энергии, на юге Урала, в Черноземье и Северном Кавказе остро стоит проблема снабжения населения чистой водой.
Восточная зона: занимает около 80% территории страны. В ее пределах находятся основные месторождения нефти, природного газа, каменного и бурого угля, руд цветных металлов, сырья для химической промышленности, алмазов, асбеста, крупные месторождения железной руды, марганца, нефелинов. Здесь же располагается большая часть запасов леса и потенциальной гидроэнергии, крупные массивы пахотнопригодных земель и значительные запасы воды в пресноводных бассейнах. В районах Азиатской части сложился неравномерный характер размещения производительных сил. Промышленные узлы и районы приурочены к Транссибирской магистрали. Крупные города расположены вдоль нее и продолжают выполнять роль форпостов — баз освоения северных территорий.
В структуре хозяйства доминируют отрасли первичной сферы, основывающиеся на использовании природных ресурсов: топливная, электроэнергетика, горно-добывающая, лесная, деревообрабатывающая, рыбная. Поэтому территориальной особенностью организации хозяйства северных районов является доминирование небольших по размеру промышленных центров, удаленных друг от друга на значительные расстояния. В местах концентрации различных месторождений полезных ископаемых образованы очаги расселения. Характерная черта размещения населения на данной территории — дисперсные, в некоторых случаях очаговые (ареальные) формы расселения. Плотность населения сменяется в диапазоне от 32 чел/км2 в Новосибирской области до 0,03 в Эвенкийском автономном округе. Отток населения еще больше усилился в связи с закрытием многих горно-рудных предприятий и геолого-разведочных организаций.
Особые экономические зоны в России
Характеристика особых экономических зон России
В Российской Федерации действуют 17 особых экономических зон четырёх типов (расположение см. Приложение 1):
- — 4 инновационные;
- — 3 промышленные;
- — 7 туристических;
- — 3 портово-логистические.
Выбору конкретных территорий под такие зоны предшествовали глубокий анализ и оценка условий, необходимых для их эффективного функционирования, — трудового потенциала, уровня экономического развития, количества расположенных здесь высших и средних специальных учебных заведений, их профильности Князева Н. «Перспективный экономический проект»//»Человек и Труд» № 3, 2006 г. (http://www.rosez.ru/index.html?news_id=52).
Расположение инновационных (технико-внедренческих) ОЭЗ в крупнейших научно-образовательных центрах, имеющих богатые научные традиции и признанные исследовательские школы, открывает большие возможности для развития инновационного бизнеса, производства наукоемкой продукции и вывода ее на российские и международные рынки.
Пакет таможенных льгот и налоговых преференций, доступ к профессиональным кадровым ресурсам наряду с растущим спросом на новые технологии и модернизацию различных отраслей российской экономики делает инновационные ОЭЗ привлекательными для венчурных фондов, а также разработчиков и производителей высокотехнологичной продукции.
Четыре инновационные зоны расположены на территории Томска, Санкт-Петербурга, Москвы и Дубны (Московская область).
Приоритетными направлениями развития инновационных зон являются:
- — Нано- и биотехнологии;
- — Медицинские технологии;
- — Электроника и средства связи;
- — Информационные технологии;
- — Точное и аналитическое приборостроение;
- — Ядерная физика.
Промышленные зоны располагаются на территории Елабужского района Республики Татарстан и Грязинского района Липецкой области. 12 августа 2010 года подписано постановление Правительства РФ о создании особой экономической зоны промышленно-производственного типа в Самарской области, территория которой непосредственно примыкает к Тольятти Постановление от 12 августа 2010 г. №621 «О создании на территории Самарской области особой экономической зоны промышленно-производственного типа» (http://www.government.ru/gov/results/11743/).
Обширные территории, расположены в крупных промышленных регионах страны. Близость к ресурсной базе для производства, доступ к готовой инфраструктуре и основным транспортным артериям — это основные характеристики промышленных (промышленно-производственных) зон, определяющие их преимущества. Размещение производства на территории промышленных зон позволяет повысить конкурентоспособность продукции на российском рынке за счет снижения издержек.
В числе приоритетных направлений деятельности промышленных зон производство:
- — Автомобилей и автокомпонентов;
- — Строительных материалов;
- — Химической и нефтехимической продукции;
- — Бытовой техники и торгового оборудования;
Семь туристических зон располагаются на территории Иркутской области, Алтайского края, Республики Алтай, Республики Бурятия, Калининградской области, Ставропольского края, Приморского края.
Располагаясь в самых живописных и востребованных туристами регионах России, туристические (туристско-рекреационные) ОЭЗ предлагают благоприятные условия для организации туристического, спортивного, рекреационного и других видов бизнеса.
Портово-логистические особые экономические зоны находятся в непосредственной близости от основных глобальных транзитных коридоров. Их положение позволяет получить доступ к быстрорастущему рынку крайне востребованных портово-логистических услуг как на Дальнем Востоке, так и в центральной части России.
Отличительной особенностью особой экономической зоны на базе аэропорта «Ульяновск-Восточный» является её близость к предприятиям ульяновского авиационного кластера. Это создаёт предпосылки для развития проектов, связанных с техническим обслуживанием и переоборудованием воздушных судов.
Основное направление развития портово-логистической зоны в Хабаровском крае — формирование современного многопрофильного портового, судоремонтного центра, который опирается на удобное географическое положение и уже существующую инфраструктурную базу.
Характеристика экономических зон россии
В России функционирует 26 ОЭЗ (10 промышленно-производственных, 6 технико-внедренческих, 9 туристско-рекреационных и 1 портовая). За 14 лет работы в ОЭЗ зарегистрировались более 730 резидентов, из которых более 160 компаний с участием иностранного капитала из 38 стран мира. За эти годы общий объем заявленных инвестиций составил порядка 900 млрд рублей, вложенных инвестиций – более 350 млрд. рублей, было создано более 34 тысяч рабочих мест, уплачено порядка 56 млрд. рублей налоговых платежей, включая отчисления во внебюджетные фонды, и более 40 млрд рублей таможенных платежей.
Все площадки ОЭЗ обеспечены абсолютно новой и современной инфраструктурой.
ОЭЗ предлагают бизнесу ряд конкурентных преимуществ для реализации проектов, в том числе по локализации производства в России и выходе на евразийский рынок, в том числе:
- Минимальные административные барьеры.
- Налоговые льготы и таможенные преференции.
- Сниженные цены на аренду и выкуп земли.
- Помощь в реализации инвестиционного проекта на первой стадии его развития, а также его дальнейшее сопровождение со стороны управляющих компаний ОЭЗ.
Особые экономические зоны (ОЭЗ) – один из наиболее масштабных проектов по привлечению прямых инвестиций в приоритетные виды экономической деятельности.
Деятельность ОЭЗ в РФ регламентируется Федеральным законом от 22 июля 2005 года № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» (далее – Закон об ОЭЗ). Решение о создании ОЭЗ утверждается Правительством Российской Федерации на основе заявки, подготовленной высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. ОЭЗ создаются на 49 лет.
Согласно Закону об ОЭЗ резидент ОЭЗ не вправе иметь филиалы и представительства за пределами территории ОЭЗ.
ОЭЗ – часть территории региона, на которой действует льготный режим предпринимательской деятельности, а также может применяться процедура свободной таможенной зоны.
ОЭЗ создаются для развития обрабатывающих и высокотехнологичных отраслей экономики, туризма, санаторно-курортной сферы, портовой и транспортной инфраструктуры, разработки и коммерциализации технологий, а также для производства новых видов продукции.
На территории Российской Федерации могут создаваться ОЭЗ 4-х типов
Источники:
http://studopedia.ru/17_86686_tema—ekonomicheskie-zoni-i-ih-funktsii.html
http://newinspire.ru/lektsii-po-mirovoy-ekonomike/osobennosti-vidi-i-charakteristika-osobich-svobodnich-ekonomicheskich-zon-v-rossii-1709
http://kto.guru/geografia/673-xarakteristika-ekonomicheskix-zon-rossii.html
http://m.vuzlit.ru/1299923/osobye_ekonomicheskie_zony_rossii
http://www.economy.gov.ru/material/directions/regionalnoe_razvitie/instrumenty_razvitiya_territoriy/osobye_ekonomicheskie_zony/