6 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Групповые нормы это определение

Что такое групповые нормы: определение, требование, классификация и особенности

Все мы живем в обществе, социуме, который распадается на отдельные коллективы, группы. Отличие разумного человека в том, что он живет по определенным правилам, нормам. Но зачем нам это? Что такое групповые нормы? Для какой цели они создаются? Об этом пойдет речь далее.

Первое, что необходимо уяснить, пытаясь понять групповые нормы – групповые цели. В зависимости от конкретного коллектива их может быть несколько. Но главная цель группы – сохранение, консервация. Т. е. коллектив должен сделать все возможное, чтобы как можно дольше сохранить свое существование. Чтобы это было возможным, необходимо разработать правила, предписания, образец действий. Все это групповые (социальные) нормы. О них пойдет речь далее.

Виды норм

Норма в переводе с латинского «образец действий». Т. е. определенное правило поведения. Поэтому на вопрос о том, что такое групповые нормы, можно кратко ответить, что это правила, по которым живет определенный коллектив, социум. Их подразделяют на:

  • социальные;
  • психические.

Что такое психические нормы

Про социальные нормы, более или менее, понятно интуитивно. Социальные групповые нормы – правила поведения, которые выработаны группой. Они, как правило, где-то зафиксированы. Библия, кодекс, устав, инструкция. Хотя это необязательно. Например, нормы морали нигде не отражены и передаются в ходе социализации личности (воспитание, образование и т. д.).

Психические нормы – это требования, которые общество предъявляет к личности. Чтобы было более понятно, что такое групповые нормы (психические), перечислим их.

Примеры

Группа (социум) может предъявлять следующие требования к личности:

  • Соразмерное соответствие характера реакций внешним раздражителям и значению жизненных событий. Представьте человека, который начинает плакать от страха при виде приближающего поезда.
  • Способность к быстрой адаптации в новых коллективах. Некоторые дети при смене коллектива замыкаются в себе. Они ни с кем не разговаривают, не заводят друзей и т. д. Это говорит об отклонениях в психическом развитии.
  • Способность к самоуправлению, планированию жизненных целей и задач. В противном случае человека «выкидывает» за грань общества, он становится бездомным или люмпеном.
  • Критический подход к обстоятельствам, чувство ответственности за происходящее. Слышали ли вы такую фразу: «Этот человек безответственный, бросил семью, детей, много пьет, курит, употребляет наркотические вещества и т. д.». Этот пример попадает под данную категорию.

Виды социальных норм

Теперь подробнее про групповые нормы поведения. Их еще называют социальные. Выше мы уже сказали, что это правило, образец в определенной группе. В зависимости от нее выделяются следующие виды социальных норм:

  • Традиции, обычаи. Это правила поведения, которые передавались из поколения в поколение и дошли до наших дней. Некоторые обычаи уходят из жизни под напором цивилизации и индустриализации, наиболее жизнеспособные переживают все эпохи, подвергаясь небольшим изменениям. Например, празднование свадеб, дней рождения, Нового года и т. д.
  • Моральные нормы. Представляют собой неформальный (нигде не закрепленный) свод правил о том, «что такое хорошо». Помните детский стих: «Кроха-сын к отцу пришел, и спросила кроха. »? Моральные нормы способны изменяться со временем, в отличие от традиций. Например, в досоветское и советское время аморальным поступком считался развод. Сегодня это обыденная норма.
  • Правовые или юридические нормы. Многие (но не все) аморальные поступки считаются в обществе правонарушениями. Они закреплены в законах, т. е. в официально закрепленных документах, в которых записано «что делать нельзя» и «что за это будет».
  • Религиозные нормы. Почти все состоят из моральных, некоторые из которых также закреплены в юридических документах. Эти нормы связаны с верой (что понятно из названия) и закреплены в Священных писаниях (Библия, Коран), трактатах Святых и т. д.
  • Эстетические нормы. Указывают, что красиво, а что нет в обществе. Со временем также подвергаются изменениями. Например, эталон красоты женской фигуры. Когда-то в нашем обществе считалось «чем полнее девушка, тем она красивее», сегодня все наоборот.
  • Этические нормы. Связаны с правилами общения. Что «можно» говорить, а что «нет». Например, неэтично спрашивать парню возраст у девушки (если, конечно, это не собеседование), хотя в средние века это был первый вопрос, который задавался раньше вопроса об имени и т. д.
  • Политические нормы. Регулируют взаимоотношения личности (группы) с государством (властью). Как правило, почти все они закреплены в нормативно-правовых актах. Но, несмотря на это, их выделяют в отдельные политические нормы.
  • Правила этикета. Когда встает из-за стола женщина, английский джентльмен поднимается вместе с ней. Это наглядный пример правил этикета.

Все вышеперечисленные виды норм охватывают широкие массы общества. Но есть и правила мини-социумов. Это школьные традиции в классе, правила поведения на работе, внутренние должностные инструкции и т. д.

Но если существуют правила, значит, есть те, кто их нарушает. За нарушение норм, законов предусмотрены санкции. Это понятие применяется не только к экономике (у многих сейчас на слуху «экономические санкции», которые ввели против России). Подробнее о том, какие виды предусмотрены за те или иные нарушения.

Виды санкций

Мы подробно объяснили про групповые нормы, что это такое. Какие санкции предусмотрены за их нарушения? Постараемся разобраться. В зависимости от того, какую норму человек нарушил, зависит суровость наказания. Но независимо от этого, все они подразумеваются на:

  • негативные формальные;
  • негативные неформальные.

Отличие их в том, что одни (формальные) применяются по определенным правилам. Неформальные санкции носят эмоциональный характер. Они нигде не закреплены, не записаны. Например, как можно осудить человека за аморальный поступок по определенным правилам? Это происходит спонтанно, на эмоциях.

Формальные санкции – закреплены в определенных правилах, законах, уставах. Они применяются по определенным процедурам.

Примерами подобных санкций будут:

  • решения судов;
  • штрафы;
  • выговоры на работе;
  • лишение премии и т. д.

Но не всегда санкция синоним «наказание». Существуют и позитивные. Их цель – поощрить человека за образцовое правило поведение. Они также подразделяются на формальные и неформальные. В качестве примера перечислим некоторые из них:

  • одобрение коллег;
  • премия к заработной плате;
  • дополнительный отпуск;
  • награды, медали, кубки;
  • почетное звание и т. д.

Социальный контроль

Групповые ценности и нормы нивелируются, если отсутствует контроль со стороны общества. Пока человек соблюдает правила и нормы, он как будто не существует для остальных. Представьте, идут мимо вас сотни людей. Если никто не надел экстравагантную, вызывающую одежду, то, скорее всего, все они останутся для вас незамеченными. Но что будет, если идет по дороге мама с ребенком и нецензурными словами кричит на малыша? Скорее всего, вы, как и многие другие, отреагируете на это. А вы ни разу не слышали такие слова от прохожих, которые обращаются к своим детям: «Сейчас придем домой, я тебе покажу!». Это как раз пример общественного сдерживания.

Данный пример характеризует социальный контроль. Мама нарушила правила обращения с ребенком в обществе. Реакция социума мгновенная. Кто-то даже вызовет полицию и органы опеки. Возможно, мама уже на учете у них и ее могут лишить родительских прав.

А что было в Древней Спарте? Любого юношу и малолетнего ребенка имел право ударить любой взрослый член полиса. А старики, побывавшие в боях, делали это всегда. Это другой пример социального воспитания.

Самоконтроль

Важно для человека – иметь самоконтроль. Это высшая ценность личности, когда он сам себя ограничивает не нарушать общественные правила поведения.

В одном из психологических тестов есть вопрос: «Если нет полиции, перейдете ли вы на красный сигнал светофора?» Большинство честно ответят: «Да». И это будет правильно. Но люди с повышенным чувством самоконтроля с искренностью ответят: «Нет». Им неважно, смотрят ли на них другие люди, они выполняют правила и нормы всегда.

Девиантное поведение

Их антиподы – люди с девиантным поведением. Они, наоборот, при любой возможности будут нарушать общественные правила. Такие люди знают, что такое групповые нормы. Но они даже и не думают им следовать. Это, прежде всего, наркоманы, уголовные элементы, люди, страдающие алкоголизмом. Общество старается им помочь, но если это не получается, то оно изолирует их от себя.

НОРМЫ ГРУППОВЫЕ

Содержание:

Найдено 7 определений термина НОРМЫ ГРУППОВЫЕ

НОРМЫ ГРУППОВЫЕ

Нормы групповые

Нормы групповые

При этом как социальные нормы вообще, так и собственно групповые нормы делятся на кодифицированные и, так называемые, резидуальные.

Первые представляют собой официальный свод правил, регламентирующих поведение индивида в той или иной социальной группе либо ситуации и имеют четко определенный источник происхождения (законодательные органы государства, администрация предприятия и т. п.). Соблюдение кодифицированных норм, как правило, обеспечивается специально уполномоченными обществом лицами, а санкции за их нарушение опять-таки четко прописаны и определены заранее.

Резидуальные же нормы или правила, по определению Х. Гарфинкеля, представляют собой «. “рутинные основания повседневной деятельности”, то есть нормы, регулирующие деятельность человека, но остающиеся при этом некодифицированными и неэксплицированными»1. Эти нормы управляют теми сторонами человеческого поведения, которые не охвачены формальными, аналитически выверенными и упорядоченными социальными нормами, характеризуются двумя основными критериями: «1) большинство людей согласны с этими правилами; 2) эти правила остаются незаметными до тех пор, пока не происходит их нарушение»2.

Читать еще:  Эпид окружение что это

По мнению большинства современных социальных психологов, резидуальные правила являются результатом оперантного обусловливания и служат своего рода краеугольным камнем социального порядка, поскольку в повседневной жизни «. участники социального взаимодействия непосредственно и нерефлексивно понимают, “что так делается, и делается именно так”, и это понимание стабилизирует индивидуальное поведение и, тем самым, социальный порядок»1. Данный вывод подтверждается целым рядом эмпирических исследований и, в частности, результатами классических экспериментов С. Милграма по изучению последствий нарушения резидуальных правил, регламентирующих поведение индивидов в метро и в очередях. Как отмечает С. Милграм, «результаты нашего эксперимента по совершению поступков, которые попадают под категорию “так не делается”, заставляют предположить, что знание объективного социального порядка управляет поведением не только на когнитивном уровне. но и на эмоциональном. Действия, выходящие за рамки привычных социальных устоев, по крайней мере в нашем случае приводят к мгновенному возникновению интенсивной сдерживающей эмоции. Эта эмоция жестко направляет действия индивида в русло устоявшихся социальных стереотипов, составляющих стабильный фон повседневной жизни»2.

В этой связи вполне понятно значение резидуальных норм в групповом контексте, поскольку отсутствие такого рода универсальных неформальных правил поведения и социального взаимодействия практически исключает возможность интеграции уникальных в своей индивидуальности субъектов в единую психологически самоценную общность, равно как и участие каждого отдельного индивида в нескольких различных группах членства. Более того, некоторые исследователи считают, что на практике групповые нормы сводятся почти исключительно к резидуальным, по сути дела, правилам. Так, например, по мнению Д. Гоулмана и его коллег, «нормы являются выражением неявного обучения на групповом уровне — это негласные правила, которые мы черпаем из повседневных взаимодействий и автоматически усваиваем»3.

Заметим, что в отечественной социальной психологии гораздо более устоявшимися являются понятия формальные и неформальные групповые нормы. Первыми, с точки зрения описываемой психологической реальности, в целом соответствуют понятию «кодифицированные нормы», а вторые — «резидуальные нормы».

При этом, опрерируя в целом более простыми и привычными понятиями «формальные групповые нормы» и «неформальные групповые нормы», практический социальный психолог должен абстрагироваться от достаточно устойчивой негативной каннотации, связанной со словом «формальный». Последнее в российской ментальности, как правило, ассоциируется с чем-то обременительным, а главное, нередко в содержательном плане бесполезным. Между тем, формальные групповые нормы могут быть вполне функциональными и, более того, необходимыми. В то же время даже внешне целесообразные и продуктивные неформальные нормы при определенных условиях оказываются деструктивными с точки зрения групповой эффективности. Так, например, бесспорно необходимая для развития и качественного функционирования группы норма, подразумевающая безусловное право каждого члена сообщества на собственную точку зрения и ее высказывание, при злоупотреблении ею может порождать синдром непринятия решения, а в крайних случаях полностью парализовать деятельность группы. Такого рода угроза легко парируется, если упомянутая неформальная норма дополняется рядом формальных норм, регламентирующих процедурную сторону обсуждения, принятия и выполнения решения. Идеальной в этом смысле представляется ситуация, когда формальные и неформальные групповые нормы согласованы и дополняют друг друга. Однако одной из наиболее распространенных проблем в управленческой и педагогической практике является как раз наличие отчетливо выраженного разрыва, а иногда и противоречий между кодифицированными и резидуальными групповыми нормами. При этом ошибкой как менеджеров, так и многих педагогов, является аппеляция исключительно к формальным нормам в сочетании с игнорированием неоднократно экспериментально зафиксированного факта устойчивости именно резидуальных норм, часто остающихся неизменными даже при существенном обновлении состава группы.

По этой причине интеграция формальных и неформальных групповых норм, а также осознание сути и значимости последних официальным руководителем является одной из ключевых задач при создании команд в организации. Более того, по мнению ряда авторов, именно оценка структуры и содержания групповых норм является одним из решающих критериев позволяющих судить о том, является ли данная конкретная группа командой и насколько она эффективна. В частности, как считают Д. Гоулман с коллегами, «. именно групповые нормы помогают определить, можно ли считать, что команда функционирует как единый организм или же она является лишь совокупностью людей, работающих вместе. В одних коллективах открытое противостояние и ожесточенная конфронтация являются обычным делом, а в других — игра в заинтересованность лишь прикрывает всеобщую скуку. В более эффективных командах, как правило, люди умеют слушать и задавать вопросы, относятся друг к другу с уважением, поддерживают друг друга словом и делом и преодолевают разногласия без обиняков и с юмором. Каковы бы ни были господствующие в коллективе принципы, люди непроизвольно их чувствуют и стараются вести себя соответственно. Другими словами, нормы диктуют, “что такое хорошо” в данной ситуации, и таким образом, руководят действиями людей»1.

В процессе командообразования на третьей стадии группового развития происходит интеграция не только формальных и неформальных властных структур, но и формальных и неформальных групповых норм. При этом, как показывает ряд исследований и социально-психологическая практика, для эффективности работы команды групповой контракт, наряду с нормами, отражающими специфику каждого конкретного сообщества, должен отражать ряд универсальных моментов:

1. Определение миссии команды и краткое изложение командного видения (и то, и другое в результате проделанной группой работы, как правило, претерпевает существенные изменения по сравнению с изначальными). При этом в контракт обязательно закладываются конкретные, измеряемые критерии, позволяющие судить о том, что миссия выполнена.

2. Нормирование распределения формальных и неформальных властных полномочий и ответственности в команде в логике неразрывности ответственности и власти и прописывание процедуры принятия решений.

3. Фиксацию факта принятия каждым членом команды личной ответственности за групповой процесс и результат.

4. Принципы и процедуры разрешения конфликтных ситуаций.

5. Нормы распределения дивидендов, полученных в результате работы команды между ее участниками. Сюда относится и распределение авторских прав

на интеллектуальные и иные продукты, созданные в процессе совместной деятельности, по завершении работы команды (Этот немаловажный аспект часто упускается при подготовке контракта).

Необходимо отметить, что при заключении контракта неформальные групповые нормы, изначально принимаемые «по умолчанию», отчетливо рефлексируются всеми членами группы и, по сути дела, кодифицируются. Это обстоятельство представляется крайне важным, поскольку «когда людям понятны основные ценности и нормы группы, то эффективная работа даже не требует личного присутствия руководителя. Члены команд, обладающих групповым самосознанием и способностью к самоуправлению, сами проявляют инициативу и работают с полной отдачей; они готовы прививать и укреплять нормы гармоничных взаимоотношений и поддерживать взаимную ответственность за их соблюдение»1.

Вполне понятно, что планируя не только программы командообразования, но и более локальные мероприятия, направленные на развитие как сообщества в целом, так и отдельных его членов, практический социальный психолог должен иметь ясное представление о содержании формальных и неформальных групповых норм, а также о степени приверженности им кажого из участников курируемой группы.

Что касается групповых норм, то для практического социального психолога, по сути дела, одним из первостепенных критериев, диагностически раскрывающих характер межличностных отношений в малой группе и уровень ее социально-психологического развития, являются такие показатели, как содержательно-оценочное отношение членов сообщества к тем нормам, которые определяют характер, интенсивность и направленность жизнедеятельности группы, близость их позиций, смысловое совпадение их взглядов по этому поводу, степень готовности отстаивать необходимость следовать этим нормам и не нарушать их. Без учета подобного социально-психологического параметра внутригрупповой жизни практический социальный психолог оказывается не в силах ни нарисовать адекватный реальности социально-психологический портрет конкретной общности, ни действенно воздействовать как на личностное развитие отдельных членов группы, так и на протекание процесса группообразования сообщества в целом.

Групповые нормы

Групповые нормы — это определенные правила, выработанные группой, принятые ее большинством и регулирующие взаимоотношения между членами группы. Для обеспечения соблюдения этих норм всеми членами группы вырабатывается также и система функций. Функции могут носить поощрительный или запретительный характер. В первом случае группа поощряет своих членов, исполняющих требования группы – повышается уровень их эмоционального принятия, растет статус, применяются другие психологические меры вознаграждения.

Во втором случае группа в большей степени ориентирована на наказание тех членов группы, поведение которых не соответствует нормам. Это могут быть такие психологические методы воздействия как бойкот, снижение интенсивности общения с «провинившимся», понижение его статуса, исключение из структуры коммуникативных связей и др. Особенно остро стоит проблема принятия системы групповых норм для нового члена группы, адаптирующегося к непривычной для него системе отношений. Познавая, какими правилами руководствуются члены группы в своем поведении, какие ценности отношений исповедуют, новый член группы встает перед проблемой принятия или отвержения этих норм, правил и ценностей.

В целом, возможны четыре варианта его отношения к данному вопросу:

— сознательное, свободное принятие норм и ценностей группы;

— вынужденное принятие под угрозой санкций группы;

— демонстрация антагонизма по отношению к группе (по принципу — не такой как все);

— свободное, осознанное отвержение групповых норм с учетом всех возможных последствий, вплоть до ухода из группы.

Второй и третий варианты иллюстрируют поведение, зависимое от группы — либо принятие ее норм под давлением, либо противопоставление себя данной конкретной группе.

Читать еще:  Что значит композиционная кожа

При этом и тот и другой вариант позволяют человеку найти свое место в группе – либо в рядах «законопослушных», либо в рядах «козлов отпущения», «мелкопоместных бунтарей». Как показывают исследования, второй вариант поведения человека по отношению к группе является очень распространенным. Феномен вынужденного принятия человеком норм и ценностей группы под угрозой потери этой группы или своего устойчивого положения в ней получил название конформизма и рассматривается сегодня как один из важнейших механизмов поддержания целостности группы, единства ее ценностей и целей.

Коммуникации в группе напрямую связаны с динамикой групповых процессов. Любая группа имеет свои групповые нормы и ценности, которые в той или иной степени должны разделять все участники.

Система «групповых ожиданий» — является важной составляющей характеристики положения индивида в группе. Каждый член группы воспринимается и оценивается другими ее членами. От каждой позиции, каждой роли ожидается качественное выполнение ряда функций. Таким образом, группа контролирует деятельность своих членов через систему ожидаемых образцов поведения, соответствующих каждой роли. В отдельных случаях может быть рассогласование между ожиданиями, которые имеет группа относительно какого-либо ее члена, и его реальным поведением, реальным способом выполнения им своей роли. Для определения системы ожиданий в группе существуют два очень важных образования: групповые нормы и групповые санкции.

Групповые нормы.

Все групповые нормы представляют собой набор правил, выработанных и принятых группой. Все они являются социальными нормами и поведение членов группы должно им подчиняться, чтобы была возможна их совместная деятельность. Таким образом, нормы выполняют регулятивную функцию по отношению к этой деятельности.

Нормы группы напрямую связаны с ценностями группы, поскольку любые правила могут быть сформулированы только на основании принятия или отвержения каких-то социально значимых явлений. Ценности каждой группы складываются на основании выработки определенного отношения к социальным явлениям, продиктованного местом данной группы в системе общественных отношений, ее опытом в организации определенной деятельности.

Принятие или отвержение групповых норм и правил характеризует взаимоотношения индивида с группой. Более точно эти взаимоотношения можно понять, если определить, какие нормы группы индивид принимает, какие отвергает, и почему он так поступает. Особенно важным это становится в ситуациях, когда возникает рассогласование норм и ценностей группы и общества, когда группа начинает ориентироваться на ценности, не совпадающие с нормами общества. Актуальным также является вопрос границ принятия норм каждым членом группы: как осуществляется принятие индивидом групповых норм, насколько каждый из них отступает от соблюдения этих норм, как соотносятся социальные и «личностные» нормы.

Групповые нормы — это определенные правила, выработанные группой, принятые ее большинством и регулирующие взаимоотношения между членами группы.

Группа может воздействовать на своих членов в форме поощрения или закрепления желаемых форм поведения. Группа поощряет тех своих членов, которые соблюдают принятые в группе нормы и правила: повышается уровень их эмоционального принятия, растет статус, применяются другие психологические меры вознаграждения. При необходимости воспитательного влияния на членов группы, не выполняющих групповые нормы и правила, группа использует такие психологические методы воздействия, как бойкот, снижение интенсивности общения с «провинившимся», понижение его статуса, исключение из структуры коммуникативных связей и др.

Особенно остро стоит проблема принятия системы групповых норм для нового члена группы, адаптирующегося к непривычной для него системе отношений. Познавая, какими правилами руководствуются члены группы в своем поведении, какие ценности отношений для них важны, новый член группы встает перед проблемой принятия или отвержения этих норм, правил и ценностей.

В целом возможны четыре варианта его отношения к данному вопросу:

1) сознательное, свободное принятие норм и ценностей группы;

2) вынужденное принятие под угрозой санкций группы;

3) демонстрация антагонизма по отношению к группе (по принципу — не такой как все);

4) свободное, осознанное отвержение групповых норм с учетом всех возможных последствий, вплоть до ухода из группы.

Второй и третий варианты иллюстрируют поведение, зависимое от группы — либо принятие ее норм под давлением, либо противопоставление себя данной группе. При этом и тот и другой вариант позволяют человеку найти свое место в группе — либо в рядах «законопослушных», либо в рядах «козлов отпущения», «бунтарей».

Групповые санкции являются механизмом, при помощи которого группа заставляет своего члена следовать групповым нормам. Санкции могут быть двух типов: поощрительные и запретительные (основанными на отношении с точки зрения позитива или негатива). Система санкций предназначена не для того, чтобы компенсировать несоблюдение норм, а для того, чтобы обеспечить соблюдение групповых норм. Исследование санкций имеет смысл лишь при условии анализа конкретных групп, так как содержание санкций соотнесено с содержанием норм, а последние обусловлены свойствами группы.

Как показывают исследования, вынужденное принятие человеком норм группы под угрозой санкций или своего устойчивого положения в ней является очень распространенным. Оно получило название конформизма и рассматривается сегодня как один из важнейших механизмов поддержания целостности группы, единства ее ценностей и целей.

Конформизм — это подчинение суждения или действия индивида групповому давлению, возникающее из конфликта между его собственным мнением и мнением группы.

Обычно различают два вида конформизма:

1) внешний, когда мнение группы принимается индивидом лишь «для формы», а на самом деле он продолжает ему сопротивляться;

2) внутренний, когда индивид действительно усваивает мнение большинства. Внутренний конформизм и есть, таким образом, результат преодоления конфликта в пользу группы.

В свою очередь, внутренний конформизм предполагает две линии поведения:

1) некритическое принятие мнения большинства;

2) сознательное признание личностью норм и стандартов группы.

Конформизм проявляется, когда человек предпочитает выбрать мнение группы в ущерб своему собственному. Причем необходимо разделять конформизм (или социальное приспособленчество) и конформность (черта личности, склонность индивида разрешать конфликт в пользу группы, когда человек убеждает себя в необходимости выбрать точку зрения группы).

Уровень конформности личности зависит:

— от значимости для него высказываемого мнения (чем оно важнее лично для него, тем ниже уровень конформности);

— от авторитетности людей, высказывающих в группе те или иные взгляды. Чем выше их статус и авторитетность для группы — тем выше конформность членов группы;

— от количества членов группы, высказывающих, поддерживающих ту или иную позицию, их единодушия. Особенно ярко феномен конформизма работает, когда на человека оказывает давление групповое большинство, и оно единодушно в своих убеждениях;

— от возраста и пола человека. Так, женщины в целом более конформны, чем мужчины, а дети более конформны, чем взрослые. Хотя, если говорить о подростках и старшеклассниках, то они склонны демонстрировать конформизм в общении с группой сверстников и негативизм — в общении со взрослыми.

Референтная группа — это реальная или идеальная группа, на которую ориентирован человек, чьи ценности, идеалы и нормы поведения он разделяет.

Группа членства — является антиподом референтной группы. Человек может являться членом этой группы, но внутренне оставаться равнодушным к ее целям и нормам.

Таким образом, конформность является важным механизмом поддержания целостности группы, который служит поддержанию группового постоянства в уровнях изменения и развития группы.

Основой межличностных отношений в группе является, прежде всего, эмоциональная межличностная привлекательность членов группы.

Привлекательность — важный фактор человеческих взаимоотношений, который во многом определяет характер общения и успешность совместной деятельности.

Чем выше взаимопривлекательность партнеров, тем больше они удовлетворены внутригрупповыми межличностными отношениями. Однако было бы неправильно думать, что вне взаимного притяжения невозможно ни нормальное общение, ни успешная деятельность людей. Связано это с тем, что удовлетворенность внутригрупповыми отношениями может быть высокой и при успешной совместной деятельности, даже если при этом не формируются близкие эмоциональные отношения.

Как показали исследования, удовлетворенность межличностными отношениями членов группы может регулироваться совместимостью партнеров, которая вызывает межличностную привлекательность, и срабатываемостью, которая рождает удовлетворенность результатами совместной деятельности.

Межличностная совместимость — сложный психологический эффект сочетания, взаимодействия общающихся людей.

Различают структурную и функционально-ролевую совместимость.

Структурная совместимость — это совместимость темперамента, характера и других личностных качеств партнеров. Причем если в отношении двух первых подтверждается гипотеза о комплементарности, взаимодополняемости качеств партнеров, то в отношении личностных свойств нашла экспериментальное подтверждение противоположная идея — сходства и близости. Совместимость партнеров высока при обладании ими взаимодополняемыми свойствами темперамента и характера (сангвиник — меланхолик, холерик — флегматик) и сходными личностными ориентациями и особенностями (общительность, тревожность, мечтательность и др.).

Функционально-ролевая совместимость — это соответствие в представлениях партнеров о тех межличностных ролях, которые они будут реализовывать сами и ожидать от другого в процессе общения и взаимодействия. Если ролевые представления и ожидания участников совпадают, у них много шансов достичь гармоничных отношений, построенных на межличностной привлекательности.

Срабатываемость — это еще один эффект сочетания и взаимодействия людей, который позволяет добиваться высокой успешности совместной работы и удовлетворенности своим трудом и друг другом.

Срабатываемость, как правило, не приводит к возникновению таких феноменов межличностного общения, как эмоциональная близость, идентификация, ориентация па интимно-личностное общение партнеров. Это, скорее, результат успешной реализации группой ее инструментальных функций, позволяющий достигать высокой продуктивности деятельности, высокой удовлетворенности членов группы своим трудом и групповым членством, а также порождает хороший уровень взаимопонимания, адекватного отражения участниками общения всего, что происходит в группе.

В условиях, когда члены группы не смогли достигнуть хорошего уровня срабатываемости или оказались малосовместимыми по своим характерологическим, личностным свойствам или ролевым представлениям, развиваются различные межличностные внутригрупповые конфликты (о конфликтах мы подробно поговорим в следующем разделе нашего лекционного курса).

Читать еще:  Нотариус частная практика

Сплочение группы — это процесс, сопровождающий группу на всех этапах ее развития. Он заключается в формировании неповторимого типа связей в группе, которые дают возможность формальную структуру, задаваемую извне, превратить в психологическое сообщество. Сплоченность проявляется по-разному. Это может быть и эмоциональная притягательность, и взаимопривязанность членов группы, и стремление их к сохранению своего группового членства, и единство ценностей и целей участников группы.

Сама по себе сплоченность выступает для членов любой группы как привлекательная цель и ценность, как групповое состояние, к которому надо стремиться. Примером этому могут служить подростковые группы, стремящиеся достичь высокого уровня внутригрупповой солидарности и сплоченности. Однако удается это не всегда, так как формирование в группе отношений, построенных на сплоченности, зависит от множества психологических факторов.

ГРУППОВЫЕ НОРМЫ

Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). — М.: Издательство ИКАР . Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин . 2009 .

Смотреть что такое «ГРУППОВЫЕ НОРМЫ» в других словарях:

Групповые нормы — (от лат. norma руководящее начало, образец) совокупность правил и требований, вырабатываемых каждой реально функционирующей общностью и играющих роль важнейшего средства регуляции поведения членов данной группы, характера их взаимоотношений,… … Психология общения. Энциклопедический словарь

Групповые нормы — правила, образцы поведения, способы мышления и переживания, принятые в качестве норм в данной социальной группе, разделяемые и активно защищаемые большинством ее членом. * * * совокупность правил и требований, вырабатываемых группой и играющих… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Групповые нормы — совокупность требований, предъявленных группой к своим членам с целью формирования деятельности (поведения) установленного типа (образца). Основное назначение Г. н.обеспечение сохранения и нормального функционирования группы как организованной… … Социологический справочник

НОРМЫ ГРУППОВЫЕ — НОРМЫ ГРУППОВЫЕ. См. групповые нормы … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

Нормы групповые — [от лат. norma руководящее начало, образец] совокупность правил и требований, вырабатываемых каждой реально функционирующей общностью и играющих роль важнейшего средства регуляции поведения членов данной группы, характера их взаимоотношений,… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Групповые санкции — принятые в группе Ограничения, запреты и другие меры воздействия по отношению к членам группы, нарушающим групповые нормы … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

нормы групповые — (от лат. norma руководящее начало, точное предписание, образец) совокупность правил и требований, вырабатываемых каждой реально функционирующей общностью и играющих роль важнейшего средства регуляции поведения членов данной группы, характера их… … Большая психологическая энциклопедия

Нормы потребления при оказании муниципальных услуг — Нормы потребления отдельные или групповые материальные параметры потребностей, необходимые муниципальным учреждениям и иным муниципальным организациям (далее учреждения (организации) для оказания муниципальных услуг (работ), определенные в… … Официальная терминология

Нормы расхода топлива, тепловой и электрической энергии — классифицируются по следующим признакам: по степени агрегации – на индивидуальные и групповые; по составу расхода – на технологические и общепроизводственные; по периоду действия – на годовые и квартальные (на предприятиях могут устанавливаться… … Коммерческая электроэнергетика. Словарь-справочник

НОРМЫ ГРУППОВЫЕ — правила регуляции поведения членов группы на основе представления о должном, одобряемом, желательном. Вырабатываются в рез те совместной групповой деятельности и общения, связаны с групповыми ценностями и сформулированы на их основе. По своему… … Российская социологическая энциклопедия

Групповые нормы поведения

Особенности групповых норм

В любой группе вырабатываются и устанавливаются определенные, чаще всего неписаные, нормы поведения. Понятие «норма поведений» включает допустимые стандарты поведения, которые принимаются всеми членами группы не противоречат нормам общества. Например, нормально функционирующая группа крайне редко может проявлять со стороны своих участников прилюдную критику руководителя, что обусловлено не трусостью подчиненных или страхом мести со стороны начальника. Просто таким образом не принято поступать.

Групповые нормы диктуют должное и недопустимое поведение ее членов в определенных обстоятельствах. С точки зрения личности они формируют требования к ней в конкретных ситуациях. Когда нормы принимает группа, они начинают работать как средства влияния на поведение участников с минимальным внешним контролем. Для разных групп, объединений и сообществ характерны свои нормы, являющиеся их неотъемлемой частью.

Официальные, деловые нормы формулирует чаще руководств организации, определяя правила и процедуры, которые требуются к исполнению от сотрудников. Забегая вперед, отметим, что главенство норм в организациях не всегда может соответствовать правилам. Человеку не всегда кто-то нужен, например, чтобы указать, что длительная болтовня по телефону или игра на компьютере в рабочее время является неуместным поведением. Все знают, что при проведении беседы в ходе поступления на новую работу не всегда в ответе на вопрос о причинах неудовлетворенности предыдущим местом следует упоминать о некоторых проблемах (например, сложности в общении с коллегами или начальством). Здесь важнее и уместнее рассказать другие вещи, например, о сложном продвижении по службе или работе, которая не способствовала профессиональному росту.

Классификация групповых норм поведения

Нормы, предназначенные устанавливать порядок труда или работы в группе, уникальны. Исследователи выделяют несколько общих классов норм, которые признаны большинством рабочих групп:

  • нормы выполнения работы,
  • нормы внешнего вида,
  • нормы социальной организации,
  • нормы распределения ресурсов.

Самым общим классом норм являются нормы выполнения работы. Участники рабочей группы обычно получают точные указания на то, как усердно им трудиться, выполнять задания, как достичь уровня производительности, допустимое количество опозданий и др. Подобные нормы очень сильно влияют на работу персонала, способствуют коренным изменениям плана работы и отношения к выполнению задания.

Нормы внешнего вида и поведения включают нормы соответствия требованиям в одежде, негласные «предписания» демонстрации преданности компании. Они диктуют случаи, когда можно выглядеть занятым, а в каких случаях расслабиться и продемонстрировать это. Некоторые компании разрабатывают формальные требования к внешнему виду и одежде. Но даже при их отсутствии, сами нормы часто диктуют вид одежды для работы. Важной для работы любой организации является и демонстрация преданности. Так, для многих организаций, особенно для специалистов и административного персонала, характерно отсутствие одобрения к открытому поиску другой работы. Где-то можно наблюдать определенные ритуалы выражения преданности компании (например, возгласы восторга и удовлетворения по поводу увеличившихся показателей ежемесячных продаж).

Нормы социальной организации берут начало от неформальных рабочих групп, главным образом, регулируя соц. взаимодействие внутри группы. Подобные нормы оказывают влияние на то, с кем участники группы обедают, дружат на работе и вне ее, вступают в общественное взаимодействие. Эти нормы могут запрещать или поощрять «служебные романы».

Последний класс норм имеет дело с нормативами распределения ресурсов. Такие нормы возникают в самих группах, так и в компаниях. Чаще всего нормы касаются вопросов заработной платы, надбавок за повышенную сложность работы, летнего времени предоставления отпуска, распределения нового инструмента и оборудования, предоставления более удобных рабочих мест и др. Часто «по традиции» преимущественное положение закрепляется за работниками с большим стажем работы или женщинами с маленькими детьми, наиболее квалифицированными специалистами и др.

Развитие норм в обществе

Развитие норм происходит постепенно, по мере того, как участники определенной группы осознают поведение, способствующее эффективному функционированию группы. Кризисные события, происходящие в группе, способны на какой-то период прервать этот процесс, но, даже если кризис внесет значительные изменения в состав и работу группы, формирование норм продолжится.

Ученый из Америки Роббинс отметил, что развитие большей части норм происходит в одном или нескольких из четырех направлений:

  1. Категорические утверждения, которые высказываются участником группы (часто руководителем или влиятельным членом). Групповой лидер вправе, например, запретить личные разговоры в рабочее время или установить перерывы для кофе не более 10 минут.
  2. Кризисные события в истории группы, устанавливающие важные прецеденты. (например, посторонний человек, стоявший очень близко к работающей в цехе машине, был ранен и, для избежания подобных случаев, участники рабочей группы напоминают новому оператору, чтобы он следил за этим).
  3. Первенство в виде самой первой модели поведения, которая возникает в группе. Именно она часто формирует групповые представления будущего (например, дружные студенческие группы бронируют места друг около друга в первый учебный день, они недовольны, когда новички занимают «их» места в ходе дальнейших занятий).
  4. Модели поведения из ситуаций в прошлом, когда участники группы привносят собственные представления из других групп, членами которых они были раньше. Это объясняет причину, по которой рабочие группы предпочитают набор новых сотрудников из тех, кто работал в похожих условиях и имеет похожий опыт. Это увеличивает вероятность совпадения привносимых новичками представлений с представлениями, уже усвоенными группой.

Тем не менее, группа не устанавливает и не проводит в жизнь нормы для каждого возможного случая. Норма, проводимая группой в жизнь, должна иметь важность для нее. Важность нормы Роббинс определил несколькими факторами:

  • Способствование последующему существованию группы. Группы не любят терпеть неудачи, стараясь внедрять нормы, которые увеличивают их шансы на успех. Это значит, что они всегда защищаются от вмешательства других групп или индивидов.
  • Рост возможности предсказания поведения участников группы. Нормы, способные увеличить предсказуемость, дают возможность участникам предвидеть действия друг друга, подготавливая подходящие ответные действия.
  • Уменьшение количества межличностных проблем у участников группы. Нормы могут стать важными при условии обеспечении удовлетворения сотрудников и предотвращении межличностного дискомфорта.
  • Выражение главных ценностей группы, определение того, что отражает ее идентичность. Подобные нормы способны укрепить и поддержать целостность группы.

Источники:

http://businessman.ru/new-chto-takoe-gruppovye-normy-opredelenie-trebovanie-klassifikaciya-i-osobennosti.html
http://vocabulary.ru/termin/normy-gruppovye.html
http://studopedia.ru/8_71751_gruppovie-normi.html
http://methodological_terms.academic.ru/334/%D0%93%D0%A0%D0%A3%D0%9F%D0%9F%D0%9E%D0%92%D0%AB%D0%95_%D0%9D%D0%9E%D0%A0%D0%9C%D0%AB
http://zaochnik.com/spravochnik/psihologija/upravlencheskaja-psihologija/gruppovye-normy/

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector
×
×
×
×