9 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Фз о служебной тайне

Содержание

Служебная тайна: виды и понятие. Толкование ФЗ о служебной тайне

В нашей статье мы хотели бы поговорить о служебной тайне. Очень часто мы слышим об этом понятии, а вот что именно оно означает, не совсем ясно. Давайте разберемся более детально в этой теме.

Виды тайн

Все тайны можно разделить на такие виды:

  1. Государственная.
  2. Коммерческая.
  3. Служебная.
  4. Личная.

Естественно, наиболее охраняемой и защищенной является первый вид – государственная тайна, поскольку ее несоблюдение может привести к нарушению национальной безопасности. Согласно определению Российского законодательства, сюда можно отнести информацию о внешнеполитической, экономической, разведывательной, военной, розыскной деятельности государства.

Что такое служебная тайна?

Законом однозначно не определено это понятие. Однако, анализируя нормативные акты, можно выявить суть и признаки отнесения данных к служебной тайне.

Итак, служебная тайна – это та информация, к которой доступ ограничен специальными органами, а также федеральными законами (о вкладах населения, сведениях об усыновлении, заболеваниях людей). Она категорически не подлежит разглашению за исключением тех случаев, когда данные запрашиваются компетентными органами.

А теперь давайте поговорим о том, что такое служебная и коммерческая тайна. Есть ли между ними разница и в чем она заключается?

Существует указ президента России от 06.03.97 года № 188 «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера». Так вот, в этом документе сказано, что разница между этими понятиями состоит в том, что коммерческая тайна – это та информация, которая связана непосредственно с коммерческой деятельностью, а вот служебная тайна — это те сведения, доступ к которым ограничивается государственными органами власти.

Чтобы понять сущность последнего понятия, необходимо обратиться к постановлению № 1233, утвержденному 03.11.94 г. В нем разъяснен порядок обращения со служебными данными. Этот документ направлен на урегулирование всех вопросов, которые возникают по поводу информации. В нем дается разъяснение относительно грифа конфиденциальности данных «Для служебных нужд».

Положение говорит о том, что данные ограниченного пользования относят к несекретной информации, однако данные относительно деятельности предприятия вполне могут не разглашаться при служебной необходимости. Такой документ дает предписание главам федеральных служб исполнительной власти в пределах своих возможностей определить должностные лица, которые, в свою очередь относят служебные данные к категории ограниченного распространения, заниматься их защитой.

А значит, можно говорить о том, что обладателями служебной тайны могут быть все служащие, которые являются работниками государственных органов исполнительной, законодательной, судебной власти, а также все подчиненные им структуры.

В любой организации определен порядок реализации задач и целей, есть своя система ведения отчетности, контроля документооборота и т. д. Информацию такого плана можно назвать служебной тайной. Объемы этой информации определяются руководителями.

Примеры служебной тайны

Налоговая тайна. Согласно налогового кодекса РФ, налоговая тайна – это любая информация о налогоплательщиках, которая получена налоговыми органами. Данные о человеке, если он является предпринимателем, тоже являются тайной (персональные данные).

Разглашением данных в этом случае является передача или использование коммерческой информации о налогоплательщике, которая стала известна работнику налоговой службы. В этом случае налоговая тайна — это коммерческая тайна.

Данные, поступившие в государственные структуры, имеют определенный режим хранения и специальные технологии защиты. Доступом к ним обладают лишь определенные должностные лица.

Служебная тайна актов ЗАГСа

Информация, ставшая известной работнику ЗАГСа, также является конфиденциальной. К сведениям должен быть ограниченный доступ только тех лиц, которые имеют на это право. Данные гражданского состояния не подлежат разглашению. К ним можно отнести рождение, усыновление, смену имени и фамилии, заключение или расторжение брака.

Руководство ЗАГСа может предоставлять сведения по актам только по запросам суда, прокуратуры, органов следствия или дознания. Как видите, тайна записи тоже может быть отнесена к служебной тайне. Вообще практически всю информацию и документацию можно отнести к этому понятию. Ведь ни одна бумага абсолютно любой организации не предназначена для посторонних глаз.

Защита служебной тайны

Надо сказать, что служебная информация и служебная тайна — где-то очень близкие понятия. Сюда могут быть отнесены все конфиденциальные данные, которые циркулируют в органах государственных структур. Однако это должно касаться и коммерческих организаций. В их обороте тоже находится масса документов. Эта информация, составляющая служебную тайну, также не подлежит разглашению. Негосударственные структуры должны разрабатывать свои положения относительно этого понятия.

Для этого можно разработать документ, в котором будет указан перечень бумаг, имеющих гриф «Только для служебного использования». Более того, каждое подразделение может иметь такое собственное положение, ведь не секрет, что даже разные отделы имеют доступ к совершенной разным документам и информации. Все это затем можно свести в единый перечень для всей организации. Таким образом может быть организована защита служебной тайны.

Надо сказать, что грифом конфиденциальности пользуются во многих странах. Например, в США тайной считается любая коммерческая информация, которая попадает к человеку в ходе его рабочей деятельности.

Информация ограниченного распространения

К категории «служебная тайна» — сведения, которые не подлежат разглашению, — относятся такие документы:

  1. Законодательные акты относительно правового статуса государственных структур, общественных объединений, прав и собственности граждан страны.
  2. Информация о чрезвычайных ситуациях, опасных экологических процессах и природных явлениях, эпидемиологического положения.
  3. Структура органов исполнительной власти, их функции, направления и формы осуществления деятельности.
  4. Порядок рассмотрения поданных документов.
  5. Решения по поданным бумагам.
  6. Сведения о бюджете и использовании государственных ресурсов, а также состоянии экономики.
  7. Документация, которая накапливается в архивах и информационных сетях организаций.

Вообще специалисты озабочены тем, что под понятие «государственная и служебная тайна» попадает та информация, по которой можно судить о фактах нарушения закона государственными структурами, а также их должностными лицами. А такие упущения позволяют чиновникам полностью ограничить доступ к сведениям служебных расследований работы государственного аппарата и многим другим недоработкам. Хотя максимальная открытость в данной области могла бы стать основным стимулом здорового функционирования властных структур.

Согласно Положению, руководство федеральных организаций исполнительной власти в разрезе своей компетенции устанавливает ту категорию, должностных лиц, которые уполномочены относить документы или служебную информацию к группе ограниченного распространения, обеспечивая тем самым ее защиту.

Информация, являющаяся служебной тайной

Сведения, составляющие служебную тайну:

  1. Данные о руководстве организаций и их работниках (профессиональные качества, судимости, анкетные данные, адреса проживания, опыт работы).
  2. Документация о структуре предприятия, методах его управления и обучения персонала.
  3. Информация о вложениях капиталов, ценных бумаг, счетах в банках.
  4. Сведения об источниках финансирования, сделках и контрактах.
  5. Кредитоспособность предприятия, состояние его материально-технической базы.

Разглашение служебной тайны может принести огромный материальный и финансовый урон организации и даже навредить ее репутации. А потому ее сохранение является непременным условием работы предприятия.

Понятно, что служебная тайна – это не государственная тайна, однако все-равно ее правовой режим устанавливают государственные и негосударственные органы.

Какую информацию следует относить к категории служебной тайны?

Информацию можно отнести к служебной тайне в том случае, если она отвечает следующим критериям:

  1. По ФЗ относится к служебной информации о функционировании государственных структур, доступ к которой сильно ограничен в силу служебных нужд (пока такой закон не разработан).
  2. Является сугубо конфиденциальной информацией других лиц (банковская тайна, коммерческая тайна, тайна личной жизни).
  3. Не относится к государственной тайне.
  4. Получена работником государственной структуры в силу служебного пользования.

Проанализировав правовые нормы ст. 139 ГК РФ, а также постановления правительства от 1994 года, можно определить служебную тайну, как конфиденциальную информацию о работе государственных структур, охраняемую законом, и ограниченную в доступе из-за служебной необходимости.

Возможны и иные варианты.

Например, служебная тайна – несекретные данные, которые ограничиваются в распространении в силу служебной необходимости в органах государственного аппарата и подведомственных подразделениях.

Закон о служебной тайне

Ранее категорию «служебная тайна» применяли для определения информации, связанной с грифом «Секретно», а за ее разглашение была предусмотрена уголовная ответственность. Сейчас эта статья изъята из Уголовного кодекса, и прежнее ее толкование не используется в правовом поле в связи с тем, что в июле 1993 года был принят «Закон о государственной тайне».

В настоящее время данные с грифом «Секретно» входят в государственную тайну. Хочется заметить, что применение такого грифа недопустимо для документов иных категорий, кроме государственных. Это указано статьей 8 Закона.

Однако Гражданский кодекс России, вступивший в силу в 1995 году, предусматривает понятие «служебная тайна», даже выделена категория «коммерческая тайна». И это очень важный момент, который ранее рассматривался совершенно в ином свете.

Читать еще:  Лица без гражданства это кто

Статья 139 Кодекса гласит о том, что служебная и коммерческая тайна имеет место при наличии информации, которая представляет финансовый интерес для третьих лиц. К таким данным нет свободного доступа и законный их владелец принимает необходимые меры по сохранению конфиденциальности.

Кроме того, такая информация защищается Кодексом и другими законами.

Существует также проект ФЗ «О коммерческой тайне», в котором планируют предусмотреть при передаче документов с грифом «коммерческая тайна» в государственные структуры обеспечить сохранность в качестве служебной тайны (ст. 18, проект Закона).

За ее разглашение предусматривается уголовная ответственность УК РФ, в отличие от коммерческой (ст. 183).

Если ранее служебную тайну можно было разделить на два вида, одна из которых имела гриф «Секретно», а вторая представляла коммерческую тайну, то сейчас такое подразделение не имеет смысла. Вообще в законодательстве можно отыскать до шестидесяти пяти видов тайн. Но дело в том, что многие из них обозначают практически одно и тоже, либо их значения так плотно переплетаются, что сложно из разделить, или же являются частными случаями более общих понятий.

Чем грозит разглашение служебных данных?

Разглашение информации, которая представляет собой служебную тайну, ведет к административной или уголовной ответственности. Все зависит от обстоятельств нарушения.

Административное наказание

Служебная тайна — сведения, которые не подлежат разглашению. За ее нарушение к административной ответственности могут привлекаться должностные лица, которые нарушили конфиденциальность информации.

Статья 15.21 КоАП РФ предусматривает в таких случаях штраф в размере от тридцати тысяч рублей до пятидесяти, а также лишение занимаемой должности сроком от года до двух лет.

Уголовная ответственность

В УК РФ есть сразу несколько норм относительно ответственности за несоблюдение служебной тайны:

  1. Раскрытие информации об усыновлении (ст. 155 УК России). Предусматривается штраф до восьмидесяти тысяч рублей либо лишение свободы до четырех месяцев.
  2. Разглашение данных о мероприятиях, предпринимаемых относительно судей или же участника уголовного дела (ст. 311 УК РФ). Могут применяться штрафные санкции до двухсот тысяч рублей или же лишение свободы до пяти лет.
  3. Раскрытие информации о мерах безопасности в отношении сотрудников правоохранительных органов (ст. 320 УК России). Санкции такие же, что и в статье 311.

Важным моментом является то, что должность госслужащего или же сотрудника структур правоохранительных органов предполагает невозможность ее занимания человеком, который имеет судимость. А это означает, что лицо, нарушившее служебную тайну, автоматически увольняется по отрицательным основаниям.

Статья 4. Принципы отнесения сведений к служебной тайне

Отнесение сведений к служебной тайне осуществляется в соответствии с принципами законности, обоснованности и разумной достаточности, своевременности.

Законность отнесения сведений к служебной тайне заключается в установлении ограничений на распространение сведений, исходя из требований Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, иных федеральных законов. Представителем органа или организации вправе получать сведения, составляющие служебную тайну, только в пределах исполнения ими своих служебных обязанностей и в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Обоснованность и разумная достаточность отнесения сведений к служебной тайне заключается во введении ограничений на доступ к указанным сведениям и их распространении, исходя из необходимости обеспечения прав, свобод и законных интересов граждан и осуществления полномочий органов и организаций.

Своевременность отнесения сведений к служебной тайне заключается в установлении ограничений на распространение этих сведений с момента их получения (разработки) на срок, необходимый и достаточный для защиты прав, свобод и законных интересов соответствующих лиц, осуществления полномочий органов и организаций.

Статья 5. Сведения, отнесение которых к служебной тайне не допускается

Не подлежат отнесению к служебной тайне и защите в режиме служебной тайны сведения:

содержащиеся в законодательных и иных нормативных правовых актах, устанавливающих права, свободы, обязанности граждан и порядок их реализации, а также правовой статус органов и организаций, общественных объединений;

о чрезвычайных ситуациях, происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях;

в области экологии, метеорологии, демографии, эпидемиологии и санитарии, культуры, сельского хозяйства, о состоянии преступности;

о привилегиях, компенсациях, льготах и наградах, предоставляемых государством гражданам, должностным лицам, организациям и учреждениям;

о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина, нарушении законности должностными лицами органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и учреждений;

о деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, об использовании бюджетных средств и иных государственных и местных ресурсов, если иное не предусмотрено федеральным законом;

о состоянии экономики и потребностях населения;

о размерах золотого запаса и государственных валютных резервах Российской Федерации;

о состоянии здоровья лиц, занимающих государственные должности категории «А».

Статья 6. Сведения, защита которых в режиме служебной тайны обязательна

1. К сведениям, которые органы и организации обязаны защищать в режиме служебной тайны, относятся поступившие от физических и юридических лиц, других органов и организаций сведения, доступ к которым ограничен в соответствии с федеральными законами, при наличии на носителях этих сведений соответствующих пометок, указывающих на их конфиденциальный характер, в том числе:

а) сведения о фактах, событиях и обстоятельствах жизни гражданина, которые могут быть соотнесены с его личностью (персональные данные);

б) сведения, образуемые в ходе осуществления предварительного расследования по уголовным делам, до принятия уполномоченным должностным лицом решения об их распространении;

в) сведения, связанные с профессиональной деятельностью отдельных категорий организаций и лиц, доступ к которым ограничивается в соответствии с федеральными законами (адвокатская тайна, банковская тайна, журналистская тайна, медицинская тайна, тайна связи, тайна страхования, тайна усыновления (удочерения) и другие);

г) сведения, составляющие коммерческую тайну организаций, учреждений;

д) сведения о сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца (до официальной публикации информации о них).

2. Срок сохранения режима служебной тайны по отношению к сведениям, указанным в пункте 1 настоящей статьи, определяется сроком, установленным их обладателем до передачи в органы и организации, но не должен превышать десяти лет с момента их поступления в орган или организацию.

Органы и организации, их должностные лица обязаны использовать сведения, указанные в пункте 1 настоящей статьи, только в целях, для которых они были получены.

Статья 7. Порядок отнесения сведений к служебной тайне

1. Полномочия должностных лиц по отнесению сведений к служебной тайне определяются руководителями органов государственной власти и органов местного самоуправления. Указанные должностные лица несут ответственность за законность, обоснованность и своевременность отнесения сведений к служебной тайне.

2. Отнесение сведений к служебной тайне осуществляется должностным лицом, уполномоченным на подписание документов, содержащих сведения, составляющие служебную тайну, путем установления соответствия этих сведений перечню сведений, отнесенных к служебной тайне, действующему в данном органе или организации.

3. При невозможности соотнесения полученных в процессе служебной деятельности сведений с категориями сведений, включенными в перечень, уполномоченному должностному лицу предоставляется право вводить ограничения на их распространение сроком до одного месяца. За этот период либо принимается решение о дополнении соответствующего перечня новой категорией, либо по его истечении ограничения на распространение сведений снимаются.

4. Перечни сведений, отнесенных к служебной тайне, разрабатываются органами государственной власти и органами местного самоуправления, исходя из их полномочий. Действие этих перечней распространяется также на организации, созданные указанными органами.

5. Перечни сведений, отнесенных к служебной тайне, утверждаются руководителями органов государственной власти и органов местного самоуправления.

6. Подготовка перечней сведений, отнесенных к служебной тайне, поручается комиссиям, образуемым в органах государственной власти, органах местного самоуправления из числа компетентных работников. К подготовке перечней сведений, отнесенных к служебной тайне, могут привлекаться научные организации и учреждения, отдельные ученые и специалисты.

7. Перечни сведений, отнесенных к служебной тайне, подлежат обязательному пересмотру не реже, чем один раз в пять лет.

Статья 8. Реквизиты носителей сведений, составляющих служебную тайну

1. Носители сведений, составляющих служебную тайну, должны содержать следующие реквизиты:

ограничительную пометку «для служебного пользования»;

наименование органа или организации, установивших ограничения на распространение сведений;

регистрационный номер документа;

дату снятия ограничений на распространение сведений, либо событие, при наступлении которого ограничения подлежат отмене;

наименование должности лица, подписавшего документ, содержащий такие сведения, его собственноручную подпись или ее аналог.

2. При невозможности нанесения указанных реквизитов непосредственно на носитель сведений, они проставляются в сопроводительной документации к нему.

3. Для обозначения сведений, отнесенных к служебной тайне, не допускается использование иных ограничительных пометок, кроме указанной в пункте 1 настоящей статьи.

Статья 9. Снятие ограничений на распространение сведений, составляющих служебную тайну

1. Основаниями для снятия ограничений на распространение сведений, составляющих служебную тайну, являются:

взятие на себя Российской Федерацией международных обязательств по открытому обмену сведениями, составляющими служебную тайну;

наличие вступившего в законную силу судебного решения, содержащего предписание о снятии ограничений на распространение сведений;

принятие уполномоченным должностным лицом решения о нецелесообразности дальнейшего ограничения распространения сведений.

2. Срок сохранения ограничений на распространение сведений, составляющих служебную тайну, не должен превышать 10 лет. Указанный срок исчисляется с даты подписания уполномоченным должностным лицом документа, содержащего такие сведения. По истечении данного срока сведения, несмотря на наличие на их носителях ограничительных пометок, считаются подлежащими открытому распространению в отсутствие мотивированного ходатайства лица, предоставившего эти сведения, или с его согласия на их открытое распространение, если иной срок сохранения ограничений на распространение конкретной категории сведений не установлен федеральным законом.

3. Органы, организации и граждане вправе обратиться в органы государственной власти и органы местного самоуправления, утвердивших Перечень сведений, отнесенных к служебной тайне, с запросом о снятии ограничений на распространение сведений, если, по их мнению, эти ограничения установлены в нарушение принципов, определенных статьей 4 настоящего Федерального закона.

4. Органы государственной власти, органы местного самоуправления и организации, получившие такой запрос, обязаны в течение одного месяца рассмотреть его и дать мотивированный ответ по существу запроса.

Подготовка решения об исключении сведений из перечней сведений, отнесенных к служебной тайне, поручается комиссиям, образуемым в соответствии с пунктом 6 статьи 7 настоящего Федерального закона.

Читать еще:  Устроилась на работу и узнала о беременности

Уклонение должностных лиц от рассмотрения указанного запроса по существу влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

5. Обоснованность отнесения сведений к служебной тайне может быть обжалована в судебном или административном порядке. В случае признания судом факта необоснованного установления ограничений на распространение сведений либо необоснованного неустановления ограничений, снятие либо установление ограничений на распространение производится незамедлительно после вступления судебного решения в законную силу.

Служебная тайна

Служебная тайна была определена в ст. 139 ГК РФ через признаки: 1) когда информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, 2) к ней нет свободного доступа на законном основании, и, 3) обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности. Сведения, которые не могут составлять служебную или коммерческую тайну, определяются законом и иными правовыми актами. С введением в действие Части четвертой ГК РФ ст. 139, как известно, утратила силу. В ТК РФ в связи с этим изменений не произошло. О служебной тайне говорится в Указе Президента РФ от 6 марта 1997 г. № 188 «Об утверждении сведений конфиденциального характера»: служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами (служебная тайна). О порядке отнесения сведений к служебной (в частности) тайне сказано в законе «Об информации…»:

Статья 9. Ограничение доступа к информации. Федеральными законами устанавливаются условия отнесения информации к сведениям, составляющим коммерческую тайну, служебную тайну и иную тайну, обязательность соблюдения конфиденциальности такой информации, а также ответственность за ее разглашение.

Еще одну разновидность конфиденциальной информации, которая могла быть отнесена к служебной тайне (если бы она имела четкие признаки определения), имеет в виду Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ (в ред. от 29 марта 2008 г.) «О государственной гражданской службе Российской Федерации»,[32] в п. 7 ст. 15 которого в числе основных обязанностей госслужащего значится: не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство. К служебной тайне принято относить информацию о деятельности государственных органов (управления, контролирующих, правоохранительных и т. д.) и их служащих, представляющую не коммерческий, а государственный интерес. Руководитель государственного органа несет ответственность за охрану служебной тайны и устанавливает состав информации, доступ к которой ограничивается в интересах обеспечения реализации функций государственного органа.

Аналогичная обязанность есть и у муниципальных служащих: не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую федеральными законами тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство (п. 6 ст. 12 Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (ред. от 21.11.2011).[33] Руководителем муниципального органа определяется состав служебной тайны, ограничение распространения которой диктуется служебной необходимостью. Служебную тайну составляет несекретная информация, которая касается деятельности муниципального органа и доступ граждан к которой ограничивается в интересах обеспечения функций муниципальным органом.

Часть четвертая ГК РФ ввела новое понятие: служебный секрет производства. Согласно ст. 1470 Закона: 1. Исключительное право на секрет производства, созданный работником в связи с выполнением своих трудовых обязанностей или конкретного задания работодателя (служебный секрет производства), принадлежит работодателю. 2. Гражданин, которому в связи с выполнением своих трудовых обязанностей или конкретного задания работодателя стал известен секрет производства, обязан сохранять конфиденциальность полученных сведений до прекращения действия исключительного права на секрет производства.

Возникает неизбежный вопрос о соотношении служебной тайны и служебного секрета производства. Между этими понятиями есть общее. Как то, так и другое может быть содержанием трудовых обязанностей работника, заключившего трудовой договор с работодателем. И служебная тайна, и служебный секрет производства – конфиденциальные сведения, за разглашение которых наступает юридическая ответственность.

Однако, на наш взгляд, это разные понятия, и служебная тайна как таковая сохраняет свое значение для трудовых отношений.

В гражданском праве термин «служебный» применяется в ином, более широком смысле, когда в некоторых случаях «служебными» называются такие объекты, которые созданы в связи с трудовой функцией работника, хотя и вне рамок этой трудовой функции, считают некоторые специалисты в области гражданского права. Так, по трудовому праву авторские произведения (и исполнения) могут быть служебными, а изобретения служебными считать нельзя. Результаты трудовой деятельности относятся к «служебным» только в том случае, если работник обязан был создать их по трудовому договору. Иные результаты – в рамках трудового права – нельзя именовать «служебными», хотя они могут возникнуть в связи с выполнением работником его трудовой функции.[34]

В ст. 1295 ГК РФ предусмотрено, что авторские права на произведение науки, литературы или искусства, созданное в пределах установленных для работника (автора) трудовых обязанностей (служебное произведение), принадлежат автору, в то время как исключительное право на такое произведение принадлежит работодателю (если трудовым или иным договором между работодателем и автором не предусмотрено иное). Но исключительное право, в отличие от других авторских прав, с самого момента создания служебного произведения в соответствии с законом считается переданным работодателю (п. 3 ст. 1228 ГК РФ).[35]

Наконец, служебная тайна, в отличие от служебного секрета производства, может не иметь (и чаще всего не имеет) отношения к личности работника, достоянием которого она стала в силу занятия определенной должности, и он, как правило, дает подписку в той или иной форме о ее неразглашении.

В настоящее время имеются два наиболее известных законопроекта о служебной тайне, один из которых был разработан Минэкономразвития РФ и обсуждался в октябре 2003 г.,[36] другой представлен от имени группы депутатов Государственной Думы РФ и был внесен в Думу сначала в декабре 2004 г., затем в апреле 2006 г. Текст проекта Федерального закона «О служебной тайне» доступен в Справочной правовой системе «КонсультантПлюс» (проект № 124871–4).

Понятие служебной тайны в депутатском законопроекте хотя и недостаточно совершенно, все же отработано лучше: «Сведения, составляющие служебную тайну (служебная тайна), – конфиденциальные сведения, образующиеся в процессе управленческой деятельности органа или организации, распространение которых препятствует реализации органом или организацией предоставленных ему полномочий либо иным образом отрицательно сказывается на их реализации, а также конфиденциальные сведения, полученные органом или организацией в соответствии с их компетенцией в установленном законодательством порядке».

Законопроект Минэкономразвития РФ, в отличие от депутатского законопроекта устанавливает степени конфиденциальности сведений, отнесенных к служебной тайне (ст. 8): документам, содержащим сведения, составляющие служебную тайну, присваивается гриф «Конфиденциально» или «Для служебного пользования». Гриф «Конфиденциально» налагает на лица, получившие доступ к соответствующим документам, обязанность не ссылаться на них, не публиковать и не разглашать в иных формах, не комментировать их содержание и факт их существования. Правом доступа к документам с грифом «Конфиденциально» обладают все должностные лица органа государственной власти или органа местного самоуправления, где создан указанный документ, а также иные лица, получившие доступ к документу в соответствии с настоящим Федеральным законом. Гриф «Для служебного пользования» отличается тем, что правом доступа к документам с таким грифом пользуются только лица, определенные руководителем органа власти по представлению уполномоченного должностного лица.

Что касается положений обоих законопроектов о режиме передачи и доступа к служебной информации, а также общих норм о контроле и ответственности, то здесь значительной специфики и каких-либо особенно оригинальных положений не наблюдается.[37] Для трудового права соображения авторов законопроектов, конечно, интересны, однако нельзя не отметить, что данные законопроекты не рассчитаны на трудовые отношения.

Обобщая положения, содержащиеся в нормативных правовых актах, и стремясь выделить тайну как служебную, можно попытаться определить ее следующим образом. Служебная тайна – это конфиденциальные сведения, полученные в результате трудовой деятельности работника или ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство, в соответствии с нормативно определяемым перечнем, не относящиеся к государственной тайне, доступ к которым ограничен органами государственной власти федеральными законами.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Статья 4. Принципы отнесения сведений к служебной тайне

Отнесение сведений к служебной тайне осуществляется в соответствии с принципами законности, обоснованности и разумной достаточности, своевременности.

Законность отнесения сведений к служебной тайне заключается в установлении ограничений на распространение сведений, исходя из требований Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, иных федеральных законов. Представителем органа или организации вправе получать сведения, составляющие служебную тайну, только в пределах исполнения ими своих служебных обязанностей и в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Обоснованность и разумная достаточность отнесения сведений к служебной тайне заключается во введении ограничений на доступ к указанным сведениям и их распространении, исходя из необходимости обеспечения прав, свобод и законных интересов граждан и осуществления полномочий органов и организаций.

Своевременность отнесения сведений к служебной тайне заключается в установлении ограничений на распространение этих сведений с момента их получения (разработки) на срок, необходимый и достаточный для защиты прав, свобод и законных интересов соответствующих лиц, осуществления полномочий органов и организаций.

Статья 5. Сведения, отнесение которых к служебной тайне не допускается

Не подлежат отнесению к служебной тайне и защите в режиме служебной тайны сведения:

содержащиеся в законодательных и иных нормативных правовых актах, устанавливающих права, свободы, обязанности граждан и порядок их реализации, а также правовой статус органов и организаций, общественных объединений;

о чрезвычайных ситуациях, происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях;

в области экологии, метеорологии, демографии, эпидемиологии и санитарии, культуры, сельского хозяйства, о состоянии преступности;

о привилегиях, компенсациях, льготах и наградах, предоставляемых государством гражданам, должностным лицам, организациям и учреждениям;

Читать еще:  Балашов бизнесмен

о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина, нарушении законности должностными лицами органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и учреждений;

о деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, об использовании бюджетных средств и иных государственных и местных ресурсов, если иное не предусмотрено федеральным законом;

о состоянии экономики и потребностях населения;

о размерах золотого запаса и государственных валютных резервах Российской Федерации;

о состоянии здоровья лиц, занимающих государственные должности категории «А».

Статья 6. Сведения, защита которых в режиме служебной тайны обязательна

1. К сведениям, которые органы и организации обязаны защищать в режиме служебной тайны, относятся поступившие от физических и юридических лиц, других органов и организаций сведения, доступ к которым ограничен в соответствии с федеральными законами, при наличии на носителях этих сведений соответствующих пометок, указывающих на их конфиденциальный характер, в том числе:

а) сведения о фактах, событиях и обстоятельствах жизни гражданина, которые могут быть соотнесены с его личностью (персональные данные);

б) сведения, образуемые в ходе осуществления предварительного расследования по уголовным делам, до принятия уполномоченным должностным лицом решения об их распространении;

в) сведения, связанные с профессиональной деятельностью отдельных категорий организаций и лиц, доступ к которым ограничивается в соответствии с федеральными законами (адвокатская тайна, банковская тайна, журналистская тайна, медицинская тайна, тайна связи, тайна страхования, тайна усыновления (удочерения) и другие);

г) сведения, составляющие коммерческую тайну организаций, учреждений;

д) сведения о сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца (до официальной публикации информации о них).

2. Срок сохранения режима служебной тайны по отношению к сведениям, указанным в пункте 1 настоящей статьи, определяется сроком, установленным их обладателем до передачи в органы и организации, но не должен превышать десяти лет с момента их поступления в орган или организацию.

Органы и организации, их должностные лица обязаны использовать сведения, указанные в пункте 1 настоящей статьи, только в целях, для которых они были получены.

Статья 7. Порядок отнесения сведений к служебной тайне

1. Полномочия должностных лиц по отнесению сведений к служебной тайне определяются руководителями органов государственной власти и органов местного самоуправления. Указанные должностные лица несут ответственность за законность, обоснованность и своевременность отнесения сведений к служебной тайне.

2. Отнесение сведений к служебной тайне осуществляется должностным лицом, уполномоченным на подписание документов, содержащих сведения, составляющие служебную тайну, путем установления соответствия этих сведений перечню сведений, отнесенных к служебной тайне, действующему в данном органе или организации.

3. При невозможности соотнесения полученных в процессе служебной деятельности сведений с категориями сведений, включенными в перечень, уполномоченному должностному лицу предоставляется право вводить ограничения на их распространение сроком до одного месяца. За этот период либо принимается решение о дополнении соответствующего перечня новой категорией, либо по его истечении ограничения на распространение сведений снимаются.

4. Перечни сведений, отнесенных к служебной тайне, разрабатываются органами государственной власти и органами местного самоуправления, исходя из их полномочий. Действие этих перечней распространяется также на организации, созданные указанными органами.

5. Перечни сведений, отнесенных к служебной тайне, утверждаются руководителями органов государственной власти и органов местного самоуправления.

6. Подготовка перечней сведений, отнесенных к служебной тайне, поручается комиссиям, образуемым в органах государственной власти, органах местного самоуправления из числа компетентных работников. К подготовке перечней сведений, отнесенных к служебной тайне, могут привлекаться научные организации и учреждения, отдельные ученые и специалисты.

7. Перечни сведений, отнесенных к служебной тайне, подлежат обязательному пересмотру не реже, чем один раз в пять лет.

Статья 8. Реквизиты носителей сведений, составляющих служебную тайну

1. Носители сведений, составляющих служебную тайну, должны содержать следующие реквизиты:

ограничительную пометку «для служебного пользования»;

наименование органа или организации, установивших ограничения на распространение сведений;

регистрационный номер документа;

дату снятия ограничений на распространение сведений, либо событие, при наступлении которого ограничения подлежат отмене;

наименование должности лица, подписавшего документ, содержащий такие сведения, его собственноручную подпись или ее аналог.

2. При невозможности нанесения указанных реквизитов непосредственно на носитель сведений, они проставляются в сопроводительной документации к нему.

3. Для обозначения сведений, отнесенных к служебной тайне, не допускается использование иных ограничительных пометок, кроме указанной в пункте 1 настоящей статьи.

Статья 9. Снятие ограничений на распространение сведений, составляющих служебную тайну

1. Основаниями для снятия ограничений на распространение сведений, составляющих служебную тайну, являются:

взятие на себя Российской Федерацией международных обязательств по открытому обмену сведениями, составляющими служебную тайну;

наличие вступившего в законную силу судебного решения, содержащего предписание о снятии ограничений на распространение сведений;

принятие уполномоченным должностным лицом решения о нецелесообразности дальнейшего ограничения распространения сведений.

2. Срок сохранения ограничений на распространение сведений, составляющих служебную тайну, не должен превышать 10 лет. Указанный срок исчисляется с даты подписания уполномоченным должностным лицом документа, содержащего такие сведения. По истечении данного срока сведения, несмотря на наличие на их носителях ограничительных пометок, считаются подлежащими открытому распространению в отсутствие мотивированного ходатайства лица, предоставившего эти сведения, или с его согласия на их открытое распространение, если иной срок сохранения ограничений на распространение конкретной категории сведений не установлен федеральным законом.

3. Органы, организации и граждане вправе обратиться в органы государственной власти и органы местного самоуправления, утвердивших Перечень сведений, отнесенных к служебной тайне, с запросом о снятии ограничений на распространение сведений, если, по их мнению, эти ограничения установлены в нарушение принципов, определенных статьей 4 настоящего Федерального закона.

4. Органы государственной власти, органы местного самоуправления и организации, получившие такой запрос, обязаны в течение одного месяца рассмотреть его и дать мотивированный ответ по существу запроса.

Подготовка решения об исключении сведений из перечней сведений, отнесенных к служебной тайне, поручается комиссиям, образуемым в соответствии с пунктом 6 статьи 7 настоящего Федерального закона.

Уклонение должностных лиц от рассмотрения указанного запроса по существу влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

5. Обоснованность отнесения сведений к служебной тайне может быть обжалована в судебном или административном порядке. В случае признания судом факта необоснованного установления ограничений на распространение сведений либо необоснованного неустановления ограничений, снятие либо установление ограничений на распространение производится незамедлительно после вступления судебного решения в законную силу.

Закон о служебной тайне действующая редакция

ЗАКОН РФ ОТ 21 ИЮЛЯ 1993 г

Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации. Положения настоящего Закона обязательны для исполнения на территории Российской Федерации и за ее пределами органами законодательной, исполнительной и судебной властей (далее органы государственной власти), местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, должностными лицами и гражданами Российской Федерации, взявшими на себя обязательства либо обязанными по своему статусу исполнять требования законодательства Российской Федерации о государственной тайне.

ФЗ — О государственной тайне

Государственная тайна — информация в экономической, разведывательной, внешнеполитической, военной области, которая защищается государством.

Подобные сведения запрещено распространять из-за высокой вероятности нанесения ущерба государству. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, которые связаны с информацией особой секретности.

В целях обеспечения безопасности страны, подобные сведения запрещается передавать в пользование третьим лицам.

Законодательство РФ о государственной тайне

Государственная тайна — защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации.

Законодательство Российской Федерации о государственной тайне основывается на следующих нормативно-правовых актах: 1.

Закон РФ 98-ФЗ: полная информация о коммерческой тайне

Федеральный закон о коммерческой тайне 98-ФЗ в последней редакции 2020 года регулирует отношения, которые связаны с прекращением, установлением или изменением режима соблюдения коммерческой тайны. Под действие Закона о коммерческой тайне 98-ФЗ попадает информация, имеющая потенциальную или действительную коммерческую ценность для третьих лиц, не обладающих доступом к данным подобного рода.

Нормы закона 98-ФЗ распространяются на любую информацию с коммерческой ценностью, независимо от того на каком носителе она находится.

Попросту говоря, служебная тайна — это информация, доступ к которой ограничен органами государственной власти и федеральными законами (сведения об усыновлении, вкладах граждан в различного рода банки, характере заболеваний пациентов и т. д.). Служебная тайна не подлежит разглашению, кроме случаев, когда те или иные сведения запрашиваются правоохранительными органами.

Согласно Указу Президента РФ от 06.

Понятие и перечень сведений, составляющих коммерческую тайну предприятия, правовой режим, охрана и защита служебной информации согласно действующей редакции Федерального закона №98 (ФЗ)

Определение коммерческой тайны.

Это режим секретности определенных сведений . устанавливаемый субъектом экономики с целью увеличения доходов, уменьшения расходов, сохранения рыночных преимуществ, получения иной выгоды. Потенциально или реально ценным для обладателя.

Засекречен от людей, не входящих в категорию посвященных. Все, что является коммерческой тайной организации должно быть легитимным .

Служебная тайна: виды и понятие

Естественно, наиболее охраняемой и защищенной является первый вид – государственная тайна, поскольку ее несоблюдение может привести к нарушению национальной безопасности. Согласно определению Российского законодательства, сюда можно отнести информацию о внешнеполитической, экономической, разведывательной, военной, розыскной деятельности государства. Итак, служебная тайна – это та информация, к которой доступ ограничен специальными органами, а также федеральными законами (о вкладах населения, сведениях об усыновлении, заболеваниях людей).

Служебная тайна — ее основные виды и понятия

До сих пор идут споры что же такое служебная тайна, у некоторых служебная тайна ассоциируется с понятием под грифом «секретно», однако новый закон говорит об этом так: служебная тайна – это та информация, доступ к которой ограничен государственной властью, служебными лицами и федеральными законами. Служебная тайна не разглашается, исключением являются моменты в которых необходимо предоставит ту или иную информацию правоохранительным органам.

Источники:

http://businessman.ru/new-sluzhebnaya-tajna-vidy-i-ponyatie-tolkovanie-fz-o-sluzhebnoj-tajne.html
http://www.dzyalosh.ru/02-dostup/zakon/rub-02/Fedzak_o_sltaine_2.htm
http://law.wikireading.ru/7626
http://www.dzyalosh.ru/02-dostup/zakon/rub-02/Fedzak_o_sltaine_2.htm
http://juridicheskii.site/zakon-o-sluzhebnoj-tajne-dejstvujuschaja-redakcija-38415/

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector