1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Формы борьбы с коррупцией

Пути и формы борьбы с коррупцией как социально-экономическим явлением в обществе (Майстренко Г.А.)

Дата размещения статьи: 06.08.2016

Коррупция в той или иной степени характерна для любого государства независимо от его политической системы и уровня развитости общества. Но особенно эта проблема обостряется в переходное для страны время, в период построения новых экономических отношений и формирования демократического общества. Коррупция как общественное явление существовала еще в незапамятные времена в виде наиболее непозволительных и одновременно наиболее распространенных форм поведения людей, которые нарушали порядок управления общественными отношениями, находясь на государственных, административных или общественных должностях.
Для борьбы с коррупцией и осуществления различных антикоррупционных мероприятий важным является точное определение понятия коррупции. Данное понятие определяет Закон — это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами и совершение деяний от имени или в интересах юридического лица .
———————————
Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (ред. от 22.12.2014 с изм., вступившими в силу с 01.01.2015) // СПС «КонсультантПлюс».

Противодействием коррупции является деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:
а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению ее причин (профилактика коррупции);
б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);
в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
Причины возникновения коррупции в разные исторические периоды и в зависимости от социально-экономического развития страны весьма различны, в связи с чем попытки разработать общие правовые средства предупреждения и пресечения коррупции представляются практически нереальными. Коррупционное явление обычно наносит вред всему обществу, угрожает демократическим принципам и структурам власти, развитию общественного управления в области экономических и финансовых взаимоотношений государства и общества, охране и сохранению собственности. Так, в некоторых зарубежных странах разработан ряд административных норм, направленных на предупреждение и пресечение коррупции в сфере государственного управления и государственной службы. Данные нормы основываются на признании и защите прав и свобод человека и гражданина и четком исполнении государственными служащими своих должностных обязанностей. Комплексные уголовно-административные нормы прежде всего направлены на предупреждение и пресечение коррупции в государственном аппарате. В ряде государств приняты специальные законы, содержащие подобные нормы, своего рода нормы поведения чиновников при выполнении служебных обязанностей. В связи с этим можно рассмотреть примеры, которые касаются практики предупреждения и пресечения коррупции в системе государственной службы в США, Канаде, ФРГ, Франции, Японии.
Так, в США в целях предупреждения и пресечения коррупции приняты нормативные правовые акты: «Принципы этического поведения правительственных чиновников и служащих» от 17 октября 1990 г., Закон «Об этике в правительственных учреждениях» 1978 г., в Германии — Федеральный закон «О государственных служащих», Федеральный закон «О дисциплинарном режиме государственной службы» и Закон «О федеральных кадрах», во Франции — «Генеральный статус государственной службы» 1946 г. В этих нормативных правовых актах показана престижность государственной службы и моральная ответственность лиц, состоящих на службе, перед обществом. Помимо этого, государственная служба в некоторых зарубежных государствах рассматривается как особый вид деятельности со своими четко определенными мерами, а государственные служащие обязаны подчиняться четко контролируемым моральным и дисциплинарным нормам.
Изучение международного опыта показывает, что борьбе с коррупцией чаще всего препятствуют:
1) значительная распространенность коррупционных правонарушений в условиях известной ограниченности ресурсов, выделяемых на нужды государственных структур;
2) определенная ограниченность возможностей уголовно-правовых норм в части формулирования признаков коррупционных преступлений и конкретных форм их совершения;
3) трудности в оперативно-розыскном выявлении и уголовно-процессуальном доказывании случаев коррупции;
4) недостаточный объем принимаемых мер по привлечению к уголовной ответственности и наказанию за коррупционные преступления .
———————————
Долинко В.И. Проблемы коррупции в России и за рубежом // Российский следователь. 2012. N 1. С. 41 — 45.

По мнению ведущих ученых многих стран, решению этих проблем может в той или иной мере способствовать использование криминологических форм и методов борьбы с преступностью, в том числе установление особого социально-правового контроля за источниками доходов, финансово-экономической и иной деятельностью лиц, подозреваемых в коррупции. По сути, такой контроль выражается в том, что определенные государственные органы, общественные организации, должностные лица законодательно наделяются властными полномочиями по наблюдению и проверке соответствия деятельности конкретных граждан и юридических лиц предъявляемым требованиям с правом информировать об обнаруженных отклонениях компетентные органы и (или) общественность, возбуждать ходатайства либо давать рекомендации о привлечении виновных к ответственности.
Социально-правовой контроль как средство борьбы с коррупцией существует во многих странах. Так, в Японии воплощается в жизнь выработанная нормативно-правовыми актами регистрация лиц, против которых выдвинуты обвинения в причастности к организованной преступности и коррупции. Факт такой регистрации, как правило, объявляется общественности с использованием средств массовой информации и является правовым основанием для установления контроля за поведением конкретного лица, источниками его доходов и может повлечь применение к нему ряда правоограничений, препятствующих совершению правонарушений, легализации и расходованию средств, добытых преступным путем, в том числе полученных в виде взяток.
В США с 1991 г. действует Федеральный закон о контроле за организованной преступностью N 91-452. В качестве базового операционного понятия в нем использован термин «рэкетирская деятельность», охватывающий, помимо дачи и получения взяток, довольно широкий круг правонарушений, имеющих связь с организованной преступностью (вымогательство, некоторые виды мошенничества, занятие азартными играми, незаконные операции с наркотиками и др.). Борьбу с рэкетирской деятельностью, кроме судов, призваны осуществлять специальные органы — Большие жюри, которые создаются в масштабах отдельного штата или округа и рассматривают на своих заседаниях материалы о занятии отдельных лиц указанной деятельностью. Если Большое жюри находит основания для возбуждения уголовного преследования, то дело передается в суд. До принятия судом решения за поведением обвиняемого устанавливается контроль, на него возлагается ряд запретов и обязанностей, предусмотренных указанным Законом. В соответствии с его § 1962 любому лицу, которое получает какой-либо доход, извлекаемый прямо или косвенно из какого-либо вида рэкетирской деятельности, запрещено использовать или вкладывать прямо или косвенно любую часть такого дохода для приобретения предприятия или создания и развертывания работы предприятия, которое участвует во внешней торговле или в торговле между штатами либо деятельность которого влияет на эти виды торговли. Этим же лицам запрещено прямо или косвенно участвовать в прибылях или контроле над каким-либо предприятием, вести или участвовать прямо или косвенно в ведении дел этого предприятия с помощью какого-либо вида рэкетирской деятельности или путем взимания незаконных долгов. За нарушение указанных запретов предусмотрено уголовное наказание в виде штрафа в размере до 25 тыс. долл. или до 20 лет тюремного заключения, или и то и другое одновременно .
———————————
Федеральный закон «О контроле за организованной преступностью» (Государственный закон N 91-452 от 1991 г.) // СПС «КонсультантПлюс».

Помимо этого, лицо должно добровольно передать в пользу США всю незаконно полученную прибыль или долю имущества. В противном случае на его имущество накладывается арест, и оно подлежит конфискации на условиях, которые суд сочтет должными. Согласно § 1964 Закона N 91-452 окружные суды США имеют право предотвращать или ограничивать возможность нарушения ранее указанных запретов путем издания соответствующих постановлений, включая (но не ограничиваясь такими мерами) приказание какому-либо лицу отказаться от любого прямого или косвенного участия в прибылях какого-либо предприятия, распустить или реорганизовывать какое-либо предприятие, не заниматься тем же видом деятельности, как и предприятие, в котором он участвует.
В нашей стране действует следующая законодательная база, касающаяся проблем коррупции: Федеральный закон от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» и Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (ред. от 22.12.2014 с изменениями, вступившими в силу с 01.01.2015).
В уголовном законодательстве России существуют нормы, предусматривающие уголовную ответственность за преступления против государственной власти, государственной службы и службы в органах местного самоуправления.
Как показывает практика, у нас пока отсутствует комплексный контроль за служебной деятельностью государственных служащих, зачастую нет более или менее четкого распределения компетенции в государственных органах, имеет место дублирование и совмещение служебных обязанностей государственных служащих различных ведомств. В результате отграничить организационные проблемы, стимулирующие коррупционное поведение физических и юридических лиц, подчас практически невозможно. Правовое регулирование государственно-служебных отношений должно быть системным и охватывать не отдельные сектора, а включать в государственный механизм контроля и общественный контроль в целом. При этом нужна целенаправленная государственная поддержка тех государственных органов, чья работа направлена на преодоление в системе государственной службы коррупции как явления .
———————————
Романова В.В. Коррупция как элемент социально-политической жизни общества. Деятельность правоохранительных органов (отечественный и зарубежный опыт): Сб. материалов. М., 2005. С. 26.

Успешно противостоять коррупции можно, лишь объединив усилия государства, всех органов государственной власти и институтов гражданского общества. Причем общественные организации должны играть в этом немаловажную роль.
Общественные организации и в целом гражданское общество могут быть вовлечены в борьбу с коррупцией через расширение участия граждан в процессе принятия государственных решений и создание механизмов общественного мониторинга за действиями органов власти. Важным шагом в этом направлении является воспитание гражданского и правового сознания в обществе, что подразумевает знание гражданами своих прав и умение их защищать и отстаивать, а также формирование в обществе негативного отношения к коррупции .
———————————
Трунцевский Ю.В. О мерах по уничтожению коррупции в России // Российский следователь. 2012. N 1. С. 28 — 32.

Читать еще:  Скорпион 350 ац отзывы

Данное положение можно рассмотреть на примере работы общественной организации «Общероссийский народный фронт» во всех сферах деятельности государства, в том числе по субъектам РФ. В частности, наглядно просматривается роль общественной организации «Общероссийский народный фронт» в Сахалинской области, где были проверены расходы бюджетных средств региона, в том числе губернатором этой области .
———————————
Известия. 2015. 10 марта.

Последствия коррупции сказываются не только на развитии страны в целом, но прежде всего на каждом члене общества. Коррупция подрывает веру граждан в возможность экономических и политических реформ в России, построения принципиально нового правового государства, основанного на принципах демократии. Все это, в свою очередь, сказывается на политической активности населения и на желании граждан принимать участие в процессах принятия государственных решений.
В заключение следует отметить, что только совместными усилиями государства и общества при правильной оценке ими явления коррупции можно успешно противостоять данным правонарушениям и преступлениям.

Литература

1. Долинко В.И. Проблемы коррупции в России и за рубежом // Российский следователь. 2012. N 1. С. 41 — 45.
2. Федеральный закон от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации».
3. Федеральный закон США «О контроле над организованной преступностью» (Государственный закон. N 91-452. 1991 г.) // СПС «КонсультантПлюс».
4. Романова В.В. Коррупция как элемент социально-политической жизни общества. Деятельность правоохранительных органов (отечественный и зарубежный опыт): Сб. материалов. М., 2005. С. 24 — 32.
5. Трунцевский Ю.В. О мерах по уничтожению коррупции в России // Российский следователь. 2012. N 1. С. 28 — 32.
6. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс».
7. Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (ред. от 22.12.2014, с изм., вступившими в силу с 01.01.2015) // СПС «КонсультантПлюс».

Что такое коррупция простыми словами

Сегодня о коррупции трубят на всех углах, винят её во всех бедах и неудачах, а также считают своим долгом пожаловаться на нерадивых чиновников, которые все сплошь и рядом взяточники. Все знают, что это злейший враг социального благополучия и экономического развития страны, но самое парадоксальное, что бороться с коррупцией по-настоящему особо никто и не стремится. Ну а зачем, если коррупция это так удобно?

Хоть все и знают, что значит термин «корупция», мало кто знает, что проблема эта стара как мир. Возможно вы удивитесь, но даже в первобытных обществах было принято делать подношения вождям или жрецам, чтобы добиться их расположения. Тогда возникает логичный вопрос — если коррупция в мире существует ровно столько же, сколько живут люди на этой земле, то возможно коррупция это неотъемлемая часть существования любого человеческого общества? Тогда как с ней бороться, если это часть человеческой природы?

Звучит логично, но как тогда объяснить, что есть страны, в которых коррупции нет? Конечно же, обвинить во всем матушку-природу очень легко и удобно, но ведь спорить с фактами весьма непросто. ProstoCoin предлагает поговорить просто о сложном и разобраться наконец-то, почему мы никак не можем справиться с этой бедой.

Определение коррупции

Наверняка вы прекрасно знаете, что представляет собой данное понятие. В основном под коррупцией понимают использование служебного положения с целью получения личной выгоды. Как правило, данное понятие отождествляют с понятием «взяточничество». Однако стоит заметить, что значение слова «коррупция» этим не ограничивается. Слово corruptio в перевде с латыни означает «разложение, порча». Коррупция имеет множество проявлений: продажность; незаконное присвоение товаров, услуг и активов (в том числе и денежных средств); непотизм и т.д. Более того, коррупция существует не только в системе государственной службы, но и в частном секторе тоже.

Ключевой особенностью данного феномена является именно конфликт интересов должностного лица и его работодателя, то есть предприятия, социума, государства и т.д. Основным фактором, определяющим существование коррупции, является именно возможность получить какую-либо выгоду (не обязательно материальную), а ключевым сдерживающим фактором в данном случае выступает возможность понести наказание за содеянное. Другими факторами, которые определяют возможность существования коррупции являются правовой скепсис, правовая неграмотность граждан и низкий уровень гражданского самосознания.

Коррупция – социальное явление, а это подразумевает вовлеченность двух сторон в данный процесс. Одна сторона предоставляет второй какую-либо выгоду в обмен на удовлетворение своих интересов, а также возможность злоупотребить служебным положением второй стороны. А вторая сторона, в свою очередь, выступает получателем этой выгоды и выполняет требования первой стороны. Это может включать себя выполнение/ невыполнение своих служебных обязанностей, предоставление какой-либо информации и т.д.

Виды и формы коррупции

Понятие коррупции невероятно многогранное, соответственно, в зависимости от определённых параметров можно выделить несколько основных видов:

В зависимости от сферы проявления:

  • административная коррупция и как её разновидность бытовая;
  • деловая коррупция;
  • политическая коррупция.

В зависимости от формы преследуемой выгоды:

  • взятка;
  • взаимовыгодный обмен любезностями (патронаж, непотизм).

В зависимости от уровня распространения:

  • низовая (индивидуальная);
  • вершинная (институциональная);
  • международная.

В зависимости от проявления выделяют следующие основные формы коррупции:

  • взяточничество;
  • злоупотребление своим положением и властью;
  • торговля внутренней информацией;
  • непотизм/покровительство/фаворитизм;
  • лоббизм;
  • растрата;
  • нецелевое использование средств.

Причины коррупции

Причин существования такого явления как коррупция несчётное множество. Конечно же, мы не будем перечислять их все, сосредоточимся на лишь на основных.

Наверное основным мотивом, который заставляет людей идти на подобное преступление, является простая человеческая жадность. Именно жадность толкает людей на подобные поступки, заставляя забыть о моральных устоях. Другими первоочерёдными мотивами выступают:

  • низкий уровень образования, воспитания, социальной ответственности, самосознания, отсутствие чувства долга и другие личные характеристики участников акта коррупции;
  • низкий уровень доходов, отсутствие возможностей роста и самореализации;
  • дисфункция правовой и судебной системы, отсутствие адекватного наказания за подобное правонарушение, двойственность законов (одна и та же статья может трактоваться по-разному);
  • отсутствие единства исполнительной власти, профессиональная некомпетентность, бюрократизм;
  • низкий уровень правовой грамотности населения;
  • заинтересованность обеих сторон-участников акта коррупции.

Наиболее коррумпированные сферы

Transparency International — неправительственная международная организация по борьбе с коррупцией и исследованию ее уровня по всему миру, ежегодно публикует отчёт, в котором представлены результаты их исследования, а также рассчитан Индекс восприятия коррупции практически для всех стран мира.

Согласно отчёту Transparency International за 2017 год, в таких странах, как Украина, Казахстан и Россия, многие граждане признаются, что они не только хоть раз в жизни были вынуждены дать взятку, но и также регулярно вынуждены платить так называемые «благотворительные» взносы.

В отчёте «Барометр мировой коррупции» сообщается, что взяточничество особенно процветает в органах государственной власти, в госзакупках, в образовании, в здравоохранении, в правоохранительных органах, в таможенных органах, в полиции, в судах, в вооружённых силах, в строительстве и в спорте. Более того, оказалось, что даже у священнослужителей не оказалось ничего святого, ведь коррупция существует даже в церкви. Результаты исследований продемонстрировали, что она успешно развивается также и в сфере жкх.

Примеры

Случаи взяточничества в настоящее время, мягко говоря, нередкие. Новостная лента часто пестрит сообщениями о разоблачении очередной масштабной коррупционной схемы. Все мы слышали о деле Онищенко, газовых схемах Курченко, операции «Янтарь», деле Алексея Улюкаева, деле «Оборонсервиса» и многих других.

Коррупция в сфере государственных закупок вообще тема отдельная. Сама система государственных и муниципальных закупок является одной из самых «благоприятных» для осуществления коррупционных схем. Согласно некоторым статистическим данным, от 60 до 90% всех госзакупок проводятся с нарушениями. В целом, вся экономическая сфера благоволит процветанию коррупции.

Однако мало кто осознает, что мы имеем дело с коррупционерами буквально каждый день в нашей повседневной жизни. Наиболее часто с ними мы сталкиваемся в сфере образования. Так, например, в школе директор часто собирает деньги на ремонт или на новые шторы, в ВУЗах студенты покупают бумагу для нужд кафедры и т.д. Коррупция в медицине также уже воспринимается как должное. Благотворительные взносы в больнице явление частое, что уж говорить о «подарках» докторам и медсёстрам. Коррупция в армии – дело привычное. Так, например, нередко платятся «отступные» в военкоматах. Коррупция в следственном комитете, в прокуратуре и в суде большинство граждан не касается, однако случаи взяточничества в данной сфере невероятно частые. В новостях мы часто слышим о том, что бизнесмена, сбившего людей, оправдали, или что слушание какого-либо дела затягивается на неопределённый срок.

Чем опасна коррупция?

Если вам кажется, что коррупция — явление безобидное, то вы глубоко заблуждаетесь. Её егативное влияние на государство, общество и каждого гражданина в частности трудно переоценить. Продажность подрывает моральные устои общества, препятствует экономическому росту и развитию государства, портит его имидж на международной арене, а также приводит к ряду следующих проблем:

  • неадекватное распределение и использование государственного бюджета и ресурсов или же нерациональное управление доходами и расходами компании;
  • недополучение налогов (прибыли);
  • снижение эффективности функционирования экономики в целом и ее субъектов в частности;
  • ухудшение условий функционирования экономики в целом и ее субъектов в частности;
  • снижение инвестиционной привлекательности экономики в целом и ее субъектов в частности;
  • снижение качества предоставляемых услуг (речь идёт как об общественном сервисе, так и об услугах, предоставляемых коммерческим сектором);
  • нецелевое использование международной помощи развивающимся странам, что приводит к увеличению долгового бремени государства; нецелевое использование кредитных средств, что нередко приводит к банкротству предприятий;
  • увеличение социального неравенства;
  • рост организованной преступности;
  • рост социального недовольства и т.д.

Статистика в СНГ и мире

Организация Transparency International ежегодно проводит статистические исследования с целью определения уровня коррупции в различных странах мира, на основе полученных данных рассчитывается Индекс восприятия коррупции и составляется рейтинг стран мира.

Борьба с коррупцией, как оптимальная форма коррупции

Уже несколько недель подряд если подойти к зданию Верховной Рады Украины, напрячь слух и включить воображение, то можно услышать тугой хруст. Это президент Петр Порошенко и его подельники из Генпрокуратуры, Специализированной антикоррупционной прокуратуры (САП) и Национального антикоррупционного бюро Украины (НАБУ) «ломают хребет коррупции»…

Читать еще:  Гарантии работника при сокращении

…Украинской. Тотальной. Ну, они так думают. Особенно старается, горячится, матерится, подскакивает на стуле, выскакивая из штанов и из комнаты, где происходит «борьба», непрофессиональный Генпрокурор и собутыльник главы государства Юрий Луценко. Он с проворством нетрезвого Малюты Скуратова непрофессионально «шьет дела». Депутаты его посылают, но он не отчаивается, а приходит вновь и вновь. Его специально на такой случай и назначали, когда ломали парламент, требуя от депутатов назначить генпрокурором человека, у которого нет юридического образования. Порошенко нужен был костолом. Но многие нардепы согласились сказать «да» собутыльнику Порошенко в надежде, что оба они вспомнят и, если что, отблагодарят. Вот Луценко и «благодарит», а Порошенко имитирует борьбу с коррупцией, потому что прижали за толстые бока, взяли в оборот и обещают оставить один на один с Путиным, если не подчинится…

ГПУ, САП и НАБУ постарались и уже отправили на рассмотрение парламентского комитета представления о снятии депутатского иммунитета с шести народных депутатов – Андрея Лозового, Евгения Дейдея, Олеся Довгого, Борислава Розенблата, Максима Полякова и Михаила Добкина. Глава САП Назар Холодницкий анонсировал какого-то седьмого несчастного. А Луценко вообще раздухарился и в эфире одного из телеканалов пообещал: «…Мы сосредоточены над деятелями прошлого и сегодняшнего дня из исполнительной и законодательной ветвей власти. Так, мы сейчас рассматриваем дела, в которых говорится и о депутатах, и о действующих министрах. Хочу напомнить, что мы этим занимаемся параллельно с предоставлением оценки экс-президента Януковича, около двух десятков его соратников, которые разворовали страну, и следствие по всем ним закончено. За прошлый год мы отдали в суд 1,2 тыс. взяточников действующей власти. И в этом году собираемся только увеличивать темпы и высоту должностей тех, кто разворовывает страну». А потом сфотографировался с Холодницким на фоне большой тачки с рулонами туалетной бумаги и фото подписал: «Ох и дали проср…ся депутатам».

На самом же деле если использовать эту лексику, то обоср…сь как раз все борцы-«антикоррупционеры». Депутаты включили, как говорится, дурака и круговую поруку, и ни одно представление на снятие депутатской неприкосновенности в чистом виде не прошло. Члены упомянутого регламентного комитета Рады снимают с себя ответственность и передают представление на усмотрение спикера парламента Андрея Парубия. Тот седеет на глазах, ибо, как и все там, в гадючнике, человек – кристальной чистоты, но в коррупции замешан по самые уши. В частности, депутаты прошлых созывов могут напомнить ему, как Анна Герман, «региональная» помощница свергнутого президента Виктора Януковича, в 2010-м спасала от тюряги сестрицу Парубия, Елену, которая работала начальницей управления по работе с физлицами Департамента Налоговой инспекции во Львове, и «заработанное» любила прятать в туалете за сливным бачком. Там её с «кровными» двумя «штуками» «баксов» и повязали. А Анна отмазала. И Андрей, такой до того непримиримый и смелый оппозиционер, заткнулся, засунул язык в. ну вы догадываетесь куда, и молчал до майдана, где уже и оторвался по полной, мстя «кровавой панде» в том числе и за свой страх…

И такие они там все: «борец» на «борце», кинешь палкой, можно «борца» поранить. Однако Парубий уже пообещал, что все представления об «обрезании» личной неприкосновенности депутатов будут рассмотрены на последней пленарной неделе сессии (до 14 июля 2017 года). И таки рассмотрят, через силу, плюясь и вопя о репрессиях, но рассмотрят. Потому что так надо. В Киев в воскресенье завернул человек американского хозяина – госсекретарь США Рекс Тиллерсон, и демонстративно вздрючил всех. Не столько за непрекращающуюся гражданскую войну в Донбассе, сколько за коррупцию. Это Тиллерсону принадлежат замечательные слова о том, что нет смысла побеждать сепаратистов и «Рашку» в Донбассе, если сердце Украины в Киеве съедает коррупция. И не дает развиваться бизнесу, ограничивая его свободу донельзя. Американский исследовательский центр Heritage Foundation даже подсуетился по этому поводу и выдал на гора, что нэнька в рейтинге свободы экономик стран мира опустилась на 4 позиции и заняла 166-е место среди 180 других обследованных на этот счет стран. Пропустив вперед даже Беларусь, Молдову и – о, боги, позор-то какой! – Россию (114 место).

Поэтому, повторяю, будут стараться и рыть землю. Но кроме последнего нажима американцев и прочих европейских демократов-рыночников, ненавидящих коррупцию, есть у Порошенко и его ближайшего окружения еще, как минимум три глубинные причины поддерживать пламя «антикоррупционной борьбы» и жечь репутации народных избранников, грозясь отправить их на кичу и цугундер. Они, что называется, на поверхности.

Первая и наиглавнейшая – президенту нужно расправиться с конкурентами, подавить любую фронду, стараясь запугать расправой. Под очень благовидным и – это самое главное! – правдоподобным предлогом. Да что там правдоподобным, под истинным, реальным предлогом – участием в коррупционных схемах, мздоимстве, воровстве и нецелевом использовании бюджетных средств. Но это – только повод. Главное – заткнуть политическую активность, сбыть протестный потенциал и заставить забыть о том, что с президентом можно бороться и не пускать его на второй срок в 2019 году.

Порошенко с Луценко и своими «нукерами» действуют правильно. Они накрывают депутатский корпус широкой сетью, преследуют представителей всех парламентских фракций и групп, включая пропрезидентский «Блок Петра Порошенко» («БПП», Борислав Розенблат) и его главного союзника по правящей коалиции – «Народный фронт» («НФ», Евгений Дейдей, Максим Поляков). И не подкопаешься, обвиняя в преследовании оппонентов. Притом, что брать можно любого, и никакой ошибки не будет, учитывая недавно обнародованные налоговые декларации «представителей народа», из голодранцев ставших магнатами.

Во-вторых, борьба с коррупцией дает клике Порошенко не только благосклонность Запада и западных кураторов в брюссельском и вашингтонском «обкомах». Это еще и деньги. Кредиты, займы, безвозратная и безвозмездная помощь на те или иные программы, виды бизнеса, реформы и т. д. и т. п. Недавно тот же парламент фактически продинамил все требования, заложенные в меморандум сотрудничества с МВФ, и Фонд отложил выделение пятого транша в сумме 1,9 млрд. долл. Ну, отказались депутаты под видом «заботы о народе» проводить пенсионную и медицинскую реформу для сокращения «поголовья» земляков. И за это им, конечно, спасибо, но есть и другая причина – в «пакете» нардепы отказались и снимать мораторий на продажу земель сельскохозяйственного назначения. И не только заботой о нэньке это продиктовано – самим чудесные черноземы нужны. Но денег-то не дали Порошенко и его жадно-вороватой камарилье. А они уже и карманы на лето раскрыли, и оффшоры для приема «заработанного» подготовили…

Вот чтобы депутатский корпус не «борзел», чтобы помнил о том, что у президента «право первой ночи» на воровство, и началась эта антикоррупционная эскалация поиска виноватых. Ну и конечно же, видимость борьбы с коррупцией дает возможность режиму Порошенко соответствовать европейским стандартам. За них якобы и стоял майдан, а западные кураторы платили за госпереворот…

И, наконец, третья немаловажная причина антикоррупционного всплеска – это желание не так задобрить «пипл», возмущенный негаданным и неожиданным богатством «избранников», как отвлечь «борьбой» внимание от провалов во всех сферах государственной жизни Украины: от развала экономики, падения уровня жизни, нищеты, безработицы, вымирания и т. д. и т. п. Ничто не согревает душу голодранца так хорошо, как демонстрация того, что преследуют, «раздевают» и сажают в тюрягу и того, кто уже ощутил себя хозяином жизни и жировал у всех на виду. Вот для «пипла», чтобы он «схавал» и поверил в «борьбу», и раскладывают аккуратными пачками доллары и евро, изъятые при обысках в «гнездышках» у «коррупционеров». Пусть народ поликует и отвлечется.

Это чисто психологический, но немаловажный момент. Как «зашквар» на коррупции и непонятном обогащении того же проамериканского грантоеда-грантососа и «хероя майдана» Сергея Лещенко, который до сих пор изображает из себя «антикоррупционную целку», но продается всем и вся за такие весьма солидные деньги, что «насосал» себе на элитную недвижимость. Да «укро-пипл» на руках Порошенко с Луценко носить будут, если те прижмут Лещенко с конфискацией.

Все эти причины переплелись как между собой, так и с еще одним немаловажным мотиватором-стимулом усиления борьбы с коррупцией – личной заинтересованностью в такой «борьбе» самих «борцов». И опять же дело не только в «веянии времени» или требованиях кураторов. И даже не в том, что под видом «борьбы с коррупцией» можно убрать конкурентов и недругов. Дело в том, что можно расправиться с любым. Со своим «ворогом» и… под чужой заказ. Это и есть чисто коррупционный мотив в борьбе с коррупцией: если за деньги, большие деньги, брать заказ на объявление кого-то «коррупционером», то можно неслабо «приподняться», как они говорят. А главное – комар же носа не подточит: в стране идет антикоррупционная кампания, всех выводят на чистую воду, все фигуранты, кого ни тронь, замазаны с ног до головы, кого не тронь, тот брал сам или давал кому-то. А значит, работая в ГПУ, САП или НАБУ, бери заказ и «мочи вражину»…

Все эти обстоятельства и делают борьбу с коррупцией в Украине практически неподъемной и бесперспективной. Коррупция в Украине не просто тотальна. Она – многопланова и разнообразна: деньгами, взаимными услугами, протекцией. Она – смазочный материал всех проходящих процессов по принципу «не подмажешь – не поедешь». Если убрать коррупцию из украинской жизни и из жизни украинцев, то все остановится. Справку о перенесенной в детстве коросте невозможно будет получить, если кому надо шоколадку не занесешь…

Но вот как кистень против врагов, как инструмент расправы с неугодными и конкурентами, как средство запугивания антикоррупционная борьба подходит. И сейчас как раз используется. Многие интересуются: что будет с депутатами, которые сейчас попали под раздачу, и могут ли они лишиться спасительно-защитного депутатского иммунитета? Да, могут. И многие даже, не исключено, попадут под суд. В том числе могут и специальные антикоррупционные суды создать. Которые хотят американцы и прочие доброхоты. Режим Порошенко до последнего сопротивлялся созданию замкнутого цикла борцов с коррупцией: следователи САП и НАБУ – прокуроры САП и НАБУ – антикоррупционные судьи, которые работают по спецпроцедуре и спецзаконам. Два первых звена, как видим, в Украине уже созданы и работают. Остались суды, и тогда власть не будет влиять на эту систему, содержащуюся в том числе на американские деньги.

Читать еще:  Обязанности главного юриста на предприятии

И посадить можно будет любого, даже Порошенко с Луценко. И вот теперь, после приезда Тиллерсона, лед тронулся, похоже, и в этом вопросе. Во всяком случае, Луценко уже анонсировал создание специальных антикоррупционных судов до конца текущего года. «Мое предложение, которое уже выложено в законопроект, очень простое. Внутри уже существующей Уголовной палаты судей создаем отдельную специализированную палату в делах коррупции категории «А». То есть на базе того же Печерского суда мы набираем с нуля через открытые конкурсы под контролем общественных организаций новых судей (например, пять), которые будут рассматривать любые дела – от НАБУ, от СБУ, от ГПУ в отношении высокопоставленных чиновников. Это надо завершить до конца года», – вполне трезво сказал Луценко. И вот это действительно уже потенциальная угроза для коррупционеров любых мастей. Если запустить суд, конечно.

А в начале февраля в Верховной Раде уже зарегистрирован законопроект №6011 «Об антикоррупционных судах». И поведение Верховной Рады может быть двояко. Депутатский корпус, напуганный размахом «борьбы», либо дрогнет и покорится неизбежному, принимая любые нужные режиму законы и отдавая на заклание все новых и новых «агнцев», и тогда Порошенко закрутит гайки так, как ему нужно. Либо же парламент еще больше и откровеннее, чем сейчас, включит механизм круговой поруки, и тогда все законопроекты будут зарублены. И режиму придется распускать этот парламент и проводить новые выборы. А вот что из этого получится, не знает уже никто. Нужно просто запасаться попкорном и ждать. Или валить из страны…

Методы борьбы с коррупцией

Корру́пция (от лат. corrumpere — растлевать, лат. corruptio — подкуп, порча) — термин, обозначающий обычно использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав, а также связанных с этим официальным статусом авторитета, возможностей, связей в целях личной выгоды, противоречащее законодательству и моральным установкам. Коррупцией называют также подкуп должностных лиц, их продажность. Соответствующий термин в европейских языках обычно имеет более широкую семантику, вытекающую из первичного значения исходного латинского слова.

Коррупция является спутником государства. Это понятие теперь нужно рассматривать не как актуальную проблему и древнейших цивилизаций, и современных демократических государств, а прежде всего, как власти. В своей работе я хотел бы подчеркнуть безвыходность нынешнего положения, и что, по моему мнению, самое важное, наиболее эффективные методы борьбы с коррупцией.

Итак, коррупция — подкуп, продажность, алчность государственных служащих, использование ими властных полномочий, служебного положения в корыстных интересах, в целях личного обогащения или интересах других лиц. Формы коррупции: взяточничество, подкуп, протекционизм и другое.

Нужно ужесточить санкцию статей за коррупцию, на уровне законодательства сделать наказания за преступления против государственной власти более суровыми, а значит, не только справедливыми и неизбежными, но и устрашающими. Причем даже малые размеры не должны быть оправданием для такого поступка. Лично я считаю, что должна присутствовать обязательная конфискация всего имущества, без права на продолжение данной деятельности в будущем и, конечно же, лишение свободы без права на условно-досрочное освобождение.

Методы борьбы с коррупцией:

1-при приеме на работу всех государственных служащих-брать обязательство, если служащий будет замечен, или уличен в коррупции то он и его семья будут лишены возможности участвовать во всех государственных программах.

2-также у всех действующих госслужащих — отобрать обязательство, если он будет замечен в коррупции, то его семья, дети, внуки, правнуки по третье колено будут в черном списке т.е будет ограничен доступ на госслужбу и будут лишены возможности участвовать во всех государственных программах.

3-создать базу данных, кто был замешан в коррупции, ограничить не только на прием на гос службу его близких родственников, но и его семье будет отказано во всех государственных программах (включая гранты на образование, доступное жилье) и тд.

4-проверка всех близких родственников специальной проверкой, на предмет имущества (сбереженя в банках, ценых бумаг итд).

5-ежегодная проверка всех близких родственников на движимое и недвижимое имущество (сбережения в банках и тд). Если будут изменения, то проверять тщательно каким способом заработали и на законных ли основаниях.

6- если госслужащий будет замешан в коррупции, то его близкие родственники и его семья, и внуки по третье колено никогда не смогут устроится на госслужбу и будут лишены возможности участвовать во всех государственных программах.

7-создать базу данных корумпированных граждан, что даст возможность отслеживать всех близких родственников, включая наследников, для недопущению их в участие в будущем в госпрограммах (любой гос служащий не захочет, чтобы его данные оказались в базе данных, и отразилось на его семье, детях, правнуках )

8- ротация госслужащих каждые 5 лет

Каждый уважающий себя здравомыслящий человек прежде всего, в первую очередь думает о себе, и о своей семье. Перед тем как брать взятку, мзду,он будет думать о своей семье, и навряд ли он пойдет на такой шаг. Зная что его семью ждет в будущем, и он не захочет чтоб его дети, внуки страдали за его действия.

Чтобы снизить статистику по количеству корупционеров, надо искоренять коррупцию в рядах государственных служащих Республики Казахстан. Надо одновременно создавать условия для стимулирования работы госслужащих, чтоб не было поборов, взяток и тд., что касается их непосредственной работы, и отвечающим требованием нашего законодательства.

Предлагаю создать следующие условия для гос служащих:

1-повышать заработную плату каждый год на 12%.

2-премирование всех госслужащих из местного и республиканского бюджета раз в год.

3-оплачиваемые больничные листы.

4-денежное премирование госслужащих при результативной работе.

5-льготы для госслужащих и его семьи (скидка по квартплате и тд).

6 -оздоровительные путевки со скидкой 30- 50%.

7-нормированный рабочий день.

Полагаю что борьба с коррупцией невозможна без политической воли высшего звена нашей страны — Президента Республики Казахстан и Парламента Республики Казахстан.

На основании вышеизложенного считаю, что коррупцию можно победить, если за нее взяться серьезно.

1.2. Виды коррупции и формы ее проявления

По своей направленности коррупцию можно разделить условно на три специфических вида.

Первый вид – экономическая коррупция. Это незаконные аспекты лоббистской деятельности, взятка, подкуп чиновников с целью принятия выгодных экономических решений, незаконное отмывание денег, конфликт интересов у чиновников, должностной подлог, нарушения кодекса поведения чиновников, подкуп администраций органов местного самоуправления

Второй вид – политическая коррупция.

Третий вид – это коррупция, основанная на насилии и криминале. Этот вид коррупции основан на постепенном втягивании в преступную деятельность должностных лиц методами угроз, шантажа и т. п.

Рассмотрим шире виды коррупции:

1. Экономическая коррупция. Основная масса злоупотреблений связана с использованием полномочий в области контроля и распределения финансовых потоков. Подобный вид коррупции называют также «коррупционными услугами» в широком смысле. Происходит «продажа» властного ресурса, а также использование властного ресурса в целях присвоения иных государственных ресурсов.

Рассматриваемый вид коррупции приводит к подрыву конкуренции, к торможению рыночного прогресса, к возрастанию издержек бизнеса, к снижению инвестиционных рейтингов и т. п. В этом типе коррупции также рассматриваются коррупционные проявления в частном секторе, то есть во взаимосвязи бизнес – бизнес

2. Коррупция элитарная: девиантное поведение политической элиты, использующей ресурсы общества и государства в целях корыстного обогащения; верхушечная – обусловленная коррупционными интересами деятельность высших должностных лиц государства, сопряженная с принятием социально значимых решений – лоббирование при принятии законов, государственных заказов, политических решений и пр.; низовая – коррупционное поведение должностных лиц местного значения при обслуживании населения.

3. Коррупция вертикальная: – система подкупа нижестоящими должностными лицами вышестоящих в пределах одного государственного органа или управленческой структуры; горизонтальная – коррупционные отношения чиновников одного уровня разных ведомств, не связанных между собой; нисходящая – подкуп вышестоящими должностными лицами нижестоящих с расчетом на личную преданность и поддержку.

4. Административная и бытовая – в сфере здравоохранения, образования, коммунального и бытового обслуживания и т. п.

5. Коррупция экзогенная – порожденная внешними факторами и эндогенная – порожденная внутренними факторами, например, преступные традиции.

6. Коррупция в правоохранительных органах, судейская, парламентская, деловая, корпоративная, экономическая, экологическая, моральная, политическая, партийная, избирательная, электоральная, международная, транснациональная и др.

7. Коррупция, инициируемая сверху и снизу;

Коррупция разделяется на:

• светлую – ненаказуемую действующим законодательством;

• серую – поборы чиновников;

• темную – уголовно-наказуемая или криминальная;

Формы проявления коррупции разнообразны: взяточничество; злоупотребления и превышение власти; фаворитизм; кумовство; протекционизм; лоббизм. Незаконное распределение и перераспределение общественных ресурсов и фондов, незаконная поддержка и финансирование политических структур, партий, движений, а также блат (оказание услуг родственникам и знакомым).

Известно, что отдельные коррупционные цепочки имеют свойство самоорганизовываться в крупные системы. Преступники не просто используют служебное положение корыстолюбивого чиновника в своих нечистоплотных целях, они хотят определять правила игры, переходят к активным действиям. Они расставляют на важные должности «своих» людей, проводят выгодные им властные решения, выполняют «захват» государственной и муниципальной власти. На муниципальном уровне чаще рождаются коррупционные системы, они вырастают из сложившихся отношений родственного и соседского протекционизма, блата и кумовства.

Как социально-экономическое явление все виды коррупции имеют четыре составных части:

1) источники коррупции, т. е. причины ее порождающие;

2) коррупциогенные факторы – движущие силы коррупции, определяющие ее характер и отдельные черты;

3) инструменты коррупции, представляющие собой средства, с помощью которых коррупционеры достигают своих нелегальных целей;

4) потери от коррупции как результат деятельности коррупционеров.

Источники:

http://xn—-7sbbaj7auwnffhk.xn--p1ai/article/19613
http://prostocoin.com/finance/corruption
http://www.discred.ru/2017/07/14/borba-s-korruptsiej-kak-optimalnaya-forma-korruptsii/
http://www.zakon.kz/4614093-metody-borby-s-korrupciejj.html
http://sci-lib.biz/kriminologiya/vidyi-korruptsii-formyi-69733.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector