23 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Финансы в современном мире

Сущность и роль финансов в современном обществе

Важнейшим элементом хозяйственного механизма современного общества являются финансы, которые связаны с движением денег от одного владельца к другому и, следовательно, отражают экономические отношения хозяйствующих субъектов.

Рис. 11.1. Определение финансов различными экономическими

Финансы — обобщающая экономическая категория, которая характеризует процессы денежной природы и денежные отношения в стране и в обществе.

Сущность финансов проявляется в их функциях. Функции финансов — это специфический способ выражения присущих финансам свойств (рис. 11.2).

Рис. 11.2. Классификация функций финансов

Распределительная функция выражается в том, что финансы активно участвуют в распределении и перераспределении внутреннего валового продукта и национального дохода между участниками общественного производства, отраслями хозяйства, регионами, сферой материального производства и социально-культурной сферой.

Контрольная функция проявляется в контроле со стороны общества за производством, распределением и обращением экономического продукта.

Через контрольную функцию можно узнать, как складываются пропорции в распределении денежных средств, насколько своевременно финансовые ресурсы поступают в распоряжение разных субъектов хозяйствования, экономно и эффективно ли они используются.

Аллокативная функция связана с предоставлением обществу за счет финансовых ресурсов определенных услуг (общественных благ), таких как обеспечение внутренней и внешней безопасности (содержание полиции и армии), общественным транспортным сектором (дороги, освещение), различного рода коммуникациями, средствами связи, социальной системой.

Стабилизационная функция состоит в реализации целевых установок экономической политики государства на обеспечение полной занятости, стабильности цен, устойчивого экономического роста.

Сущность финансов, закономерности их развития и роль определяются экономическим строем общества, а также природой и функциями государства.

Финансы — историческая категория. Они возникли в условиях товарно-денежных отношений под влиянием развития функций и потребностей государства. Термин “финансы” происходит от латинского finansia, что означает доход, платеж. Впервые в значении “денежный платеж” он начал использоваться в XII-XV вв. в Италии, ряд городов которой — Флоренция, Венеция, Генуя — были в то время крупнейшими европейскими центрами торговли и банковского дела.

В докапиталистических формациях государственные доходы имели преимущественно натуральный характер. Большая часть потребностей государства удовлетворялась за счет различного рода поступлений от натуральных сборов. C разложением феодального строя и развитием в его недрах капиталистических отношений все большее значение приобретают денежные доходы и расходы государства. Этот процесс усиливается с расширением сферы товарно-денежных отношений, ростом и усложнением функций государства. C отделением государственной казны от личной кассы и собственности монарха возникают понятия “государственные финансы” и “государственный бюджет”.

В современных условиях понятие финансов охватывает, с одной стороны, государственные финансы, а с другой — финансы предприятий и корпораций.

Государственные финансы — это особая сфера экономических отношений, связанная со вторичным, а также первичным распределением и потреблением части совокупного общественного продукта в целях образования денежных фондов, необходимых государству для осуществления его функций. Их материальное содержание воплощается в государственном и местном бюджетах, специальных фондах, финансах государственных предприятий.

Финансы частных предприятий и корпораций выражают денежные отношения, которые возникают в ходе их экономической деятельности и обеспечивают процесс производства и получения прибыли. Они материализуются в виде денежного капитала, различных денежных фондов предприятий.

Характерными чертами современных финансов являются следующие:

1) денежная форма в отличие от натуральных отношений;

2) распределительный характер отношений, т. е. здесь нет эквивалентного обмена;

3) распределение совокупного общественного продукта и

национального дохода через реальные денежные фонды в отличие от ценового распределения. ‘

Таким образом, финансы по своему происхождению — денежные отношения. Но не все отношения относятся к финансовым: они становятся таковыми, лишь когда в процессе производства и реализации товаров формируются денежные доходы участников процесса воспроизводства и происходит использование этих доходов, т. е. когда движение денег приобретает определенную самостоятельность.

В дальнейшем анализе мы сконцентрируем внимание на государственных финансах и их роли в экономическом развитии. Эта роль по мере эволюции общества не оставалась неизменной. На первых этапах она носила в основном фискальный характер. Роль государственных финансов в современных условиях заключается прежде всего в том, что они выступают важным инструментом воздействия на процесс общественного воспроизводства, поддержания темпов экономического роста, развития ключевых отраслей хозяйства, структурной перестройки экономики, ускорения НТП. Так, расширяя объем государственных инвестиций, государство вызывает повышение спроса на оборудование, рабочую силу, что, в свою очередь, дает импульс росту промышленного производства, занятости, оживлению хозяйственной конъюнктуры. За счет государственного бюджета осуществляется поддержание спроса, финансирование социальных мероприятий, программ и т. п. Воздействие на экономику, хотя и противоречивое, оказывают и военные расходы. Военные затраты дают определенный толчок развитию промышленности, но в то же время длительная гонка вооружений приводит к истощению экономики, внутрихозяйственным диспропорциям, изменению структуры производства и другим негативным последствиям. В настоящее время государственные финансы стали активно использоваться для достижения результатов долговременного характера — повышения конкурентоспособности национальной экономики, ускорения НТП и усиления научно-технического потенциала страны, преодоления неравномерности размещения производительных сил.

Однако диалектика любой системы хозяйства такова, что государственные финансы, оказывая серьезное влияние на экономическую конъюнктуру, темпы роста, жизненный уровень населения и т. д., порождают в то же время новые трудности и проблемы в экономической и социальной сферах. Эффективность решения этих проблем во многом зависит от правильно выработанной финансовой политики государства.

Финансовая политика — это совокупность финансовых мероприятий, осуществляемых правительственными органами через звенья и элементы финансовой системы. В ее основе лежат господствующие в данный период теоретические концепции, под влиянием которых формируется экономический курс государства.

Понятие финансов, роль, функции, оценка

Основной характеристикой экономики является социальное хозяйство, которое дополняется регулированием государства. Поэтому очень важно уяснить понятие финансов. Именно они играют важнейшую роль в структурном многообразии отношений на рынке.

Что такое финансы?

Понятие финансов очень важно для экономической структуры. Любые денежные средства — это особый ресурс, причем довольно дефицитный. Поэтому финансисты должны уметь их сохранять, формировать и грамотно расходовать. Финансовая система — это такая специфическая структура, которая позволяет именно формировать, а также расходовать денежные средства за определенный период времени. На первоначальном этапе, при создании любого государства, данная наука относилась только к категории доходов и расходов одного лишь государства. Их распределяли на содержание армии, социальную помощь гражданам, соблюдение границ, административный и судебный аппарат и так далее.

В современном мире, понятие финансов стало более многогранным. Любой госдоход формируется из налоговых отчислений, которые выплачивают граждане. Поэтому финансы можно рассматривать, как совокупность абсолютно всех денежных поступлений, которые находятся в полном распоряжении любого государства (какой-либо организации или предприятия, возможно, частного лица, индивидуума). Управление, формирование, контролирование и использование данных средств находится в ведении соответствующих министерств.

Из чего состоит финансовая система?

Понятие любых финансов не ограничивается только государственными структурами.

Их можно разделить на 3 категории:

— личные средства (то есть, денежные средства определенного индивидуума).

Поэтому любая финансовая система — это общность или совокупность абсолютно всех разделов и сфер экономики.

Читать еще:  Продолжительность больничного листа при онкологии

Финансы — их роль в экономике

Роль финансов — в многообразном использовании и перераспределении. При их помощи можно направлять денежные потоки в нужном направлении, согласованно, в зависимости от спроса. Благодаря финансам происходит кругооборот различных общественных форм, а также индивидуальных и производственных фондов. Финансы влияют на количество и качество любого производства.

Финансовое воздействие стимулирует общественное развитие, например, расширение производства, контроль социальных и экономических программ, а также повышение всего государственного благосостояния.

Какими бывают финансы?

Функция финансов заключается не только в целенаправленном распределении для обеспечения и получения дохода. К финансам также относят материальную помощь. Например, субвенция и субсидия. Первая оказывается на безвозмездной основе (субвенция), вторая — на льготной.

Это средства, которые передаются какой-либо организации, предприятию или юридическому (частному) лицу, которые не нужно возвращать (в случае с субвенцией), или возмещать частично (в случае с субсидией).

Состояние финансов можно охарактеризовать как достаточность средств или, наоборот, необеспеченность какого-либо предприятия деньгами. В каждой структуре существуют определенные параметры. Например, состояние финансов целого государства, какой-либо фирмы или отдельно взятой семьи можно проанализировать по ресурсам, которые необходимы для нормальной жизнедеятельности данной структуры. То есть, совокупность всех доходов, которые потребуются субъекту, региону, стране или частному лицу для функционирования, ведения хозяйственной деятельности, поддержания жизни в целом.

Виды и разновидности финансов

Какие бывают виды финансов? В экономике существует такое понятие, как финансовые отношения. Они разделяются на группы, в зависимости от субъектов, которые принимают в них непосредственное участие.

  • Государственные — то есть, все доходы и расходы государства. Например, школы, музеи, кинотеатры и театры, различные ВУЗы, техникумы, а также поликлиники и больницы и многие другие организации получают средства из бюджета.
  • Корпоративные — средства коммерческих организаций, главная цель которых — получить собственную выгоду от своей деятельности. Такие организации занимаются как реализацией конкретных товаров, так и различных рыночных услуг.
  • Общественные — здесь подразумеваются различные общественные организации, например, политические партии, благотворительные фонды и многие другие. Доходы в общую часть государственных средств от подобных общественных организаций поступают в виде различных членских взносов, даров и тому подобное. Так как это достаточно мелкая единица, то особой роли (как самостоятельные финансовые субъекты) они не играют.
  • Личные — к данной группе относят различные виды финансов населения. Основа таких доходов составляется из заработных плат, которые получают работоспособные члены общества. Также именно в эту группу относят пенсии и разные пособия. Последние выделяются из государственных средств, которые регулируются специальными финансовыми фондами.

Основные функции финансов

Если объяснять простыми словами, то такими функциями являются контроль и распределение финансовых средств.

Распределительная функция — происходит при пропорциональном делении внутренних ресурсов и общего национального дохода. Для лучшего понимания можно рассмотреть пример. Организация от реализации своего товара получила какую-либо выручку. Такая денежная сумма не распределяется на составные части. Например, затраты на производство, прибыль, зарплата для работников и служащих и так далее. Чтобы произошло полное распределение финансов, нужно, чтобы были выполнены следующие условия — определены тарифы, ставки, различные отчисления, такие как, страховые и пенсионные, нормативы и т.д.

Контрольная функция — происходит контроль за всеми денежными потоками. Обе они взаимосвязаны. Функции финансов в полной мере проявляются только при полном контроле на всех стадиях их создания, формирования, распределения, а также использования.

Как управлять финансами?

Государством разработана целая финансовая структура для того, чтобы грамотно распределять и управлять капиталом. Любое управление финансами можно охарактеризовать следующими параметрами: активы и пассивы. Именно правильное распределение и управление государственным и бюджетным капиталом или личными средствами помогает сокращать необходимые расходы и соответственно сильно увеличить прибыльность и доходность.

Для того, чтобы наилучшим образом распределять средства, должны быть четко представлены планы по финансированию и намечены определенные цели, которых нужно достичь. К активам относятся все ежемесячные доходы, к пассивам — расходы. Нужно неукоснительно соблюдать их баланс, чтобы активы были всегда выше, чем пассивы. Только в таком случае, бюджет будет положительным.

Управление финансами — это целая наука, которую должен знать не только государственный служащий, но и простой гражданин. Зачем? Чтобы самостоятельно и грамотно управлять собственными средствами. Любой семейный бюджет также имеет свои активы и пассивы. Поэтому законы финансирования актуальны не только на государственном уровне, но и для конкретного гражданина.

Пример управления финансами

Для лучшего понимания рассмотрим следующий финансовый расчет.

  1. Организация реализовала определенный объем какой-либо продукции, и получила выручку на свой расчетный счет.
  2. Далее из полученной суммы она должна произвести определенные отчисления в государственный бюджет, то есть выплатить налоги.
  3. На следующем этапе данному предприятию надо выделить какую-то часть средств для поддержания непрерывного производственного процесса.
  4. Затем нужно вычесть еще одну часть средств, которая пойдет на оплату труда, пенсионные отчисления, в страховой фонд и так далее.
  5. Остаток — это уже прибыль.

Из данного примера видно, что без движения определенных средств, в данном случае выручки, полученной от реализации, ни государственный бюджет, ни рабочие, ни сам пенсионный фонд — никто не получил бы своей доли. Именно такое движение материальных ценностей обеспечивает финансовые средства.

Из чего состоят финансы?

Основной задачей государственных финансов любого государства является обеспечение данного государства денежными средствами. Поэтому они состоят из следующих структур, таких как государственный бюджет, различные фонды, которые являются внебюджетными структурами, а также государственных кредитов.

Финансовые системы можно разделить на: финансы предприятий, государства и населения. В свою очередь финансы государства также распределяются — государственный кредит, госбюджет и внебюджетные фонды. Государственный бюджет взаимосвязан с Министерством финансов и Министерством налогов и сборов. Нужно отметить, что налоговая система работает на пополнение госсредств.

Как можно оценить финансы?

Любое финансовое предприятие оценивается по определённым показателям. В некоторых случаях проводят экспресс-диагностику. Для чего это делается и вообще, зачем это надо?

Оценка финансов очень важна в экономическом плане. При ранней диагностике и выявлении нарушений в деятельности каких-либо финансовых структур можно принять необходимые меры и таким образом улучшить общее состояние. Для проведения экспресс-диагностики используются аналитические программы. Такие методы помогают провести мониторинг общих показателей, таких как ликвидность, фондоемкость, отдача различных фондов и другое. Во время аналитических действий можно исследовать деятельность не только собственного предприятия, но и конкурентов. Для расширенного изучения и анализа проводят более обширные вычисления. Определенные методы позволяют не только понять, в чем причина каких-либо нарушений, но также более глубоко и детально узнать причину их возникновения. Для проведения подобной диагностики используется статистика, которая открыта для свободного использования на разных государственных сайтах и в аналитических базах.

Пример финансирования

Можно рассмотреть пример финансов непосредственно на расходовании государственного бюджета.

Система финансов делится на два основных звена:

1. Финансы предприятий, которые, в свою очередь, включают в себя коммерческие и некоммерческие организации, а также финансовые посредники.

2. Государственные и муниципальные финансы, которые распределяются на бюджетную систему и государственный кредит.

3. Бюджетную систему можно также разделить на несколько звеньев: федеральный, территориальный и муниципальный, или местный бюджеты.

4. А также все бюджеты распределяют на: пенсионный фонд, фонд социального страхования, федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

Таким образом, понятие финансов, их роль и функции являются основой экономики, как государства в целом, так и для отдельных членов общества.

Роль финансов

Роль финансов — это важный вопрос для исследования специалистами в экономической сфере. Экономическая роль финансов в современном мире является определяющей в процессах производства.

Читать еще:  Как узнать какая недвижимость зарегистрирована на человека

Роль финансовой системы в современном мире

В мире взаимодействия потребительского спроса и коммерческого предложения всегда остро стоял вопрос о приспособлении системы производства товаров к рыночному спросу в той мере, которая позволит полностью удовлетворять желания потребителей. Незаменимым средством такого приспособления в любые времена являлись финансы. Именно с помощью финансов производители имеют возможность поставлять на рынки товары, а потребители – покупать их. Финансы как целостная категория подразумевают осуществления коммерческого круговорота в мире бизнеса, без них не функционировала бы не одна система данной сферы.

Нужно отметить, что в бытовом выражении важны не сами по себе финансы, а формы их проявления, а так же формы выражения финансовых отношений. Виды финансовых отношений регламентируются текущим законодательством Российской Федерации. Финансы используются государством как эффективное средство регулирования экономики страны. Именно финансы, являясь в широком понимании целым экономическим институтом, способны влиять на протекание экономических процессов внутри страны. Разделение и круговорот финансовых ресурсов свидетельствуют о том, что механизм влияния финансов на функционирование государственных систем имеет большой процент.

Роль финансов в экономике

На текущие внутри страны процессы финансы могут влиять различными способами. Эти способы целесообразно разделить на три категории:

  • финансы обеспечивают запросы широкой сферы производства;
  • финансы способны влиять на протекание социальных процессов во всех сферах жизнедеятельности;
  • финансы выступают как главное средство стимулирования производства.

Финансы способны выступать средством обеспечения процесса производства, то есть покрывать стоимость используемых в производстве ресурсов. В этом заключается сущность и роль финансов.

Субъекты хозяйственной деятельности своими собственными финансами покрывают затраты на производство, которое выпускают на рынок. Источниками их финансовых ресурсов выступают самые разные сферы. Часто финансы привлекаются из доходов акционерной деятельности. Другой вариант – средства, которые получены на основе держания паевых льгот. Еще возможет вариант оформление кредитов в разнообразных банках, а так же средства от продажи акций или ценных бумаг.

Формы реализации финансового обеспечения расширенного производства:

  • поступление средств из бюджетных фондов (в таком случае средства не подлежат возврату);
  • услуги кредитования, то есть поступление финансовых ресурсов на условиях займа, платности, обеспеченности;
  • финансирование производства из личных денежных фондов, которые формируются благодаря поступлению в них средств из процентов заработанных денег от производства собственного товара;
  • лизинг управляемым имуществом (управление имуществом передается третьему лицу на доверительной основе);
  • привлечение инвестиции или самоинвестирование (подразумевает вложение финансовых ресурсов в определенную сферу производства или бизнес – проект с расчетом на то, что в будущем деньги вернутся с процентами).

Как осуществляется финансовое регулирование текущих процессов?

Регулирование распределением финансов – очень сложных вопрос, который подразумевает распределение всех явных, реальных финансовых ресурсов между предприятиями, организациями, фирмами, частными предпринимателями (юридическими лицами) и физическими лицами разных категорий. Такая система регулирования вызвана потребностью уравновешивания круговорота ресурсов страны и соответствует запросам субъектов регулирования.

Формы для распределения финансовых ресурсов:

  • налоговая система;
  • взносы физических и юридических лиц;
  • отчисления с бюджетных учреждений;
  • выплата финансов по аренде;
  • кредитные проценты;
  • субсидии;
  • выплата штрафов, пени, неустоек;
  • выплата премий;
  • другие источники.

Виды финансового стимулирования:

В чем заключается роль финансов?

1) Отвечают за обеспечение естественного закономерного круговорота финансовых ресурсов и качественное функционирование производственных процессов внутри страны.

2) Отвечают коммерческим запросам юридических лиц и финансовым интересам физических лиц.

3) Отвечают за осуществление распределения денежных потоков внутри страны.

4) Выступают средством влияния во всех сферах жизнедеятельности.

5) Есть основными методами в сфере управления экономикой.

6) Есть показателями уровня финансового, экономического, технического развития страны в целом и региональных объектов в частности.

7) Осуществляют контроль за ресурсными фондами страны.

Роль финансов в современном обществе

Финансы — это система экономических отношений, которые возникают между государством, юридическими и физическими лицами, между отдельными государствами по поводу формирования, распределения и использования фондов денежных средств.

Финансовая система — совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих частей, звеньев, элементов, непосредственно связанных с финансовой деятельностью и способствующих ее осуществлению, предоставляющих финансовые институты и инструменты, создающие необходимые условия для протекания финансовых процессов. Финансовая система включает органы управления финансами, финансово-кредитные учреждения, финансовые ресурсы, законы, правила, нормы, регулирующие финансовую деятельность.

Понятие «финансовая система» является развитием более общего понятия «финансы». Финансы, как отмечалось ранее, выражают экономические общественные отношения. Однако в каждом звене финансов эти отношения проявляются по-разному, имеют свою специфику. Каждое звено финансов определенным образом влияет на процесс воспроизводства, имеет свои, присущие ему функции.

Считается, что понятие финансовой системы является развитием более общего определения — финансы. При этом, как отмечалось ранее, финансы выражают экономические общественные отношения. В теории систем и менеджменте системой называют то, что решает проблему.

В качестве проблем современного общества, которые призвана решать финансовая система, можно назвать:

• недостаточные темпы развития экономики;

• диспропорции развития экономической системы;

• отставание в адаптации к изменениям на внешних товарных и финансовых рынках;

• излишнюю социальную напряженность, отрицательно влияющую на воспроизводственный процесс;

• низкий уровень удовлетворения потребностей индивидуума и др.

Финансовую систему можно рассматривать и как форму организации

денежных отношений между всеми субъектами воспроизводственного процесса по распределению и перераспределению совокупного общественного продукта.

Надежная финансовая система является стержнем в развитии и успешного функционирования рыночной экономики и необходимой предпосылкой роста и стабильности экономики в целом. Обосновывается возрастом ролей финансов в процессе макроэкономического развития страны.

Эта система является основой, мобилизующей и распределяющей сбережения общества и облегчающей его повседневные операции. После того, как создана надежная финансовая система, могут развиваться рынки денег и капитала, особенно первичный и вторичный рынки национальных государственных ценных бумаг.

Финансовая система сегодня является предметом дискуссий и обсуждений. В качестве проблем современного общества, которые призвана решать финансовая система, можно назвать:

• недостаточные темпы развития экономики;

• диспропорции развития экономической системы;

• отставание в адаптации к изменениям на внешних товарных и финансовых рынках;

• излишнюю социальную напряженность, отрицательно влияющую на воспроизводственный процесс;

• низкий уровень удовлетворения потребностей индивидуума и др.

• В качестве проблем современного общества, которые призвана решать финансовая система, можно назвать:

• недостаточные темпы развития экономики;

• диспропорции развития экономической системы;

• отставание в адаптации к изменениям на внешних товарных и финансовых рынках;

• излишнюю социальную напряженность, отрицательно влияющую на воспроизводственный процесс;

• низкий уровень удовлетворения потребностей индивидуума и др.

Финансовая система — это вся совокупность финансовых отношений,

в которых выделяются отдельные сферы и звенья.

Финансовые отношения складываются между государством, с одной стороны, юридическими и физическими лицами, с другой; между двумя юридическими лицами; между юридическими лицами, с одной стороны, и физическими лицами — с другой.

При всем своем разнообразии финансовые отношения имеют некоторые общие черты, что позволяет объединять их в отдельные группы.

Группировку финансовых отношений можно проводить по разным признакам, но наиболее обоснованной является классификация этих отношений в соответствии с объективными критериями.

Финансовые отношения являются по своей природе распределительными, так как распределяют часть стоимости общественного продукта по субъектам. Именно субъекты формируют фонды целевого назначения в зависимости от их роли в общественном производстве. Наиболее приемлемым критерием классификации является роль субъекта в общественном производстве. В зависимости от этого критерия определяются способы организации финансов, порядок образования и использования финансовых ресурсов и финансовых фондов.

Сгруппированные по определенному признаку финансовые отношения образуют финансовую систему. Финансовые отношения при всем их многообразии можно объединить в отдельные, относительно обособленные группы — сферы и звенья. Эти сферы и звенья тесно связаны между собой. Каждой группе финансовых отношений соответствуют денежные фонды, а соответствующие финансовые органы осуществляют управление этими отношениями и фондами.

Читать еще:  Ротация товара на складе это

Таким образом, финансовая система — это совокупность сфер и звеньев финансовых отношений, связанных с ними денежных фондов и органов управления финансами.

Чтобы понять функционирование и проблемы финансовой системы РФ, ее отраслевую структуру, необходимо взглянуть на ее историческое развитие с одной стороны, и на систему государственного управления исполнительной власти, с другой.

В историческом плане можно выделить две эпохи государственного управления, которые, в свою очередь, разделяются на этапы:

1. Преобладание волюнтаристическо-личного начала, нерегламентированность управления.

1.1. Дворцово-вотчинный этап (XII-XIV вв.).

1.2. Приказной этап (конец XV-XVII в.).

2. Преобладание формального, безличного начала, регламентированность управления.

2.1. Коллежско-сенатский (коллегиальный) этап (XVIII в.).

2.2. Министерский этап (XIX в.-н.в.).

2.2.1. 1802-1917 гг.: Министерства Российской Империи.

2.2.2. 1917-1991 гг.: Наркоматы РСФСР — СССР — Министерства СССР.

2.2.3. 199-2006 гг.: Министерства РСФСР — РФ и другие федеральные органы исполнительной власти.

В учебниках советского периода в структуре системы финансов выделялись обычно две подсистемы: финансы предприятий и отраслей народного хозяйства и общегосударственные финансы. Иногда к ним добавляли, как отдельную подсистему, государственный кредит. Сравнительно простая система финансов СССР соответствовала его экономическому базису и проводимой финансовой политике. Проведение рыночных реформ в России, осуществление принципиально новой экономической и финансовой политики, объективно обусловили выделение новых звеньев финансовых отношений.

Финансы в современном мире

1. Обосновать необходимость финансов в современном обществе

2.Формы государственных займов

3.Характеристика финансовых отношений в разных сферах деятельности. Принципы организации финансов экономических субъектов в коммерческих и некоммерческих сферах деятельности

4.Роль финансов в развитии внешних экономических связей

1.Обосновать необходимость финансов в современном обществе

Финансы — это одна из экономических категорийнаряду с такими, как цена, прибыль, кредит и т.д. Она выражает реально существующие общественные отношения, которые и называются финансовыми. В связи с этим понятия «финансы» и «финансовые отношения» в науке принято считать идентичными.

Финансы как явление общественной жизни возникают с появлением государства и денег. Деньги, выполняя функцию средства обращения и средства платежа, являются важнейшей предпосылкой появления финансов как самостоятельной сферы денежных отношений.

Роль и значение финансов в жизни общества зависит от того, какое место в экономике страны отводится денежным отношениям. В докапиталистических формациях, в условиях фрагментарности товарно-денежных отношений финансы соответственно носили фрагментарный характер. При капитализме, когда товарно-денежные отношения стали основой развития экономики, финансовые отношения приобрели всеобъемлющий характер. В социалистическом обществе финансовые отношения были ограничены преобладанием отношений производственного распределения над товарно-денежными отношениями. В современных условиях в связи с развитием в России отношений рыночного типа, а значит, товарно-денежных, финансы стали играть определяющую роль в жизни общества.

«Финансы представляют собой совокупность экономических отношений, возникающих в реальном денежном обороте при формировании, распределении и использовании фондов финансовых ресурсов».

Финансы охватывают две группы отношений: 1) денежные отношения, связанные с формированием и использованием централизованных денежных фондов; 2) денежные отношения, опосредующие формирование и использование децентрализованных денежных фондов предприятий и организаций, а также домашних хозяйств. В первую группу включаются отношения по: а) уплате налогов и неналоговых платежей в бюджет и государственные внебюджетные фонды; б) выделению средств из бюджета и из государственных внебюджетных фондов; в) распределению бюджетных средств между звеньями бюджетной системы и т.д. Вторая группа охватывает отношения по формированию, распределению, а в ряде случаев и использованию доходов и прибыли предприятий и организаций, а также домашних хозяйств.

Роль финансов в социально-экономической жизни страны выражается в их распределительной и контрольной функциях.

Распределительная функция заключается в том, чтобы распределять стоимость валового общественного продукта и тем самым обеспечить каждого субъекта хозяйствования необходимыми ему финансовыми ресурсами.

Контрольная функция финансов заключается в их способности количественно отслеживать весь ход распределительного процесса. Контрольная функция финансов реализуется через деятельность финансовых, налоговых органов и т.д., которые непосредственно следят за использованием доходной и расходной частей бюджетов в бюджетной системе РФ, распределением доходов предприятий и т.д.

2.Формы государственных займов

Государственные займы можно классифицировать по ряду признаков:

• по субъектам заемных отношений – займы, размещаемые центральным и территориальными органами власти;

• по обращению на рынке – рыночные , которые свободно покупаются и продаются, и нерыночные, которые не могут менять своих владельцев;

• по валюте заимствований — внутренние и внешние;

• в зависимости от срока привлечения средств – краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (от 1 года до 5 лет), долгосрочные ( от 5 лет и выше);

• по методу определения дохода долговые обязательства государства бывают с твердым или плавающим доходом;

• по обеспеченности – закладные и беззакладные ;

• по характеру выплачиваемого дохода – выигрышные , процентные, беспроигрышные;

Государственные займы как форма государственного кредита характеризуется тем, что временно свободные денежные средства насе ления, предприятий и организаций привлекаются на финансирование общественных потребностей путем выпуска и реализации облигаций, казначейских обязательств и других видов государственных ценных бумаг.

Другим действующим в нашей стране видом государственных бумаг являются казначейские обязательства. Основное их отличие от облигаций заключается в целях выпуска, форме выплаты дохода и свободе обращения. Средства, поступающие от продажи облигаций, направляются на пополнение бюджетного фонда, внебюджетных фондов или специально оговоренные цели. Средства от реализации казначейских обязательств государства направляются только на пополнение бюджета. По облигациям государственных займов доход может выплачиваться в виде процентов, выигрышей или не выплачиваться вовсе (по целевым займам). Условиями выпуска казначейских обязатель ств пр едусмотрена выплата дохода только в виде процентов.

Государственные внутренние займы классифицируются по нескольким признакам.

По праву эмиссии они делятся на выпускаемые центральным правительством, республиканскими правительствами и местными органами власти.

По признаку держателей ценных бумаг займы могут подразделяться на реализуемые только среди населения и универсальные, т.е. предназначенные для размещения среди физических и юридических лиц.

В зависимости от формы выплаты доходов займы делятся на процентные, выигрышные, процентно-выигрышные, беспроигрышные и беспроцентные (целевые). Владельцы долговых обязатель ств пр оцентного займа получают твердый доход ежегодно путем оплаты купонов или один раз при погашении займа путем начисления процентов к номиналу ценных бумаг (без ежегодныхвыплат).

3.Характеристика финансовых отношений в разных сферах деятельности. Принципы организации финансов экономических субъектов в коммерческих и некоммерческих сферах деятельности

Хозяйствующий субъект – это искусственное образование, созданное группой физических или юридических лиц. Данное объединение позволяет не только объединить предпринимательские усилия разных людей в одном направлении, но и ограничить масштабы ответственности за последствия деятельности такого коллектива. Хозяйствующие субъекты по результатам деятельности делятся на две группы. Основная цель первой состоит в извлечении прибыли, это группа коммерческих организаций. Основная цель второй не заключается в извлечении прибыли и ее распределении между учредителями, это группа некоммерческих организаций.

К коммерческим организациям можно отнести, в частности, так называемые предприятия реального сектора экономики (промышленность, сельское хозяйство…), предприятия финансового сектора (банковские, инвестиционные, страховые компании…), сферу услуг.[4]

К некоммерческим относятся религиозные организации, политические партии и движения, благотворительные и иные фонды. Они могут заниматься предпринимательской деятельностью лишь в случае, если это способствует достижения уставных целей.К функция финансов относятся : обеспечение предприятия денежными средствами; 1) распределительная; 2) контрольная. Эти функции взаимосвязаны между собой.

Источники:

http://economuch.com/ekonomicheskaya-teoriya/suschnost-rol-finansov-sovremennom-51822.html
http://businessman.ru/new-ponyatie-finansov-rol-funkcii-ocenka.html
http://utmagazine.ru/posts/9008-rol-finansov
http://economics.studio/finansistam/rol-finansov-sovremennom-91601.html
http://www.newreferat.com/ref-40964-1.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector