15 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Экстрадиционная

Содержание

28.08.2019. Что такое экстрадиционная проверка

Разъясняет прокурора отдела по надзору за оперативно-розыскной деятельностью Яковлева С.А.

Экстради́ция представляет собой форму международно-правового сотрудничества государств в борьбе с преступностью. Суть сотрудничества заключается в аресте и передаче одним государством другому лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступления, либо лиц, осуждённых судебными органами другого государства для исполнения приговора.

Законодательством Российской Федерации решение вопроса экстрадиции отнесено к компетенции органов прокуратуры.

Выдача указанных лиц осуществляется на основании договора между соответствующими государствами. Это может быть либо двусторонний договор, либо многосторонняя конвенция, участниками которой должны являться как запрашивающее, так и запрашиваемое государство.

Конвенцией либо международным договором предусматривается ряд обязательных условий при соблюдении которых выдача становится возможной. К таковым относятся: наказуемость деяния по законодательству обеих сторон, тяжесть, совершенного преступления, наличие не истекшего срока давности привлечения к уголовной ответственности или срока давности обвинительного приговора суда, гражданская принадлежность разыскиваемого лица.

Рассмотрим каждое из условий более детально.

Так, наказуемость деяния по законодательству обеих сторон означает, что как в запрашивающем государстве так и в запрашиваемом, совершенное деяние является уголовно-наказуемым, за которое предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок не менее 1 года. Если же выдача требуется с целью исполнения приговора суда, то наказание назначенное судом должно быть в виде лишения свободы на срок не менее 6 месяцев. Кроме того, за совершение указанного преступления лицо не должно быть привлечено к уголовной ответственности на территории запрашиваемого государства, в нашем случае, на территории Российской Федерации.

Сроки давности привлечения к уголовной ответственности и сроки давности обвинительного приговора суда устанавливаются уголовным законом Российской Федерации в зависимости от тяжести, совершенного преступления. Факт истечения срока давности является препятствием для уголовного преследования лица соответственно делает невозможным выдачу такого лица иностранному государству.

Гражданская принадлежность. Лицо выдача которого запрашивается не должно являться гражданином запрашиваемой стороны. Так, Конституция Российской Федерации не допускает экстрадицию своих граждан.

Важно знать, что при реализации экстрадиции, выданное лицо не может быть привлечено к уголовной ответственности или осуждено за преступление не указанное в запросе о выдаче. В связи с этим, запрашивающее выдачу государство должно гарантировать, что разыскиваемое лицо будет привлечено к уголовной ответственности только за то преступление, за которое разрешена его выдача. Кроме того, в целях соблюдения прав человека, гарантируется также, что выданное лицо не будет подвергнуто пыткам, жестоким, бесчеловечным, унижающим достоинство видам обращения или наказания.

Таким образом, один лишь факт установления на территории Российской Федерации лица, разыскиваемого иностранным государством не является безусловным основанием для его выдачи. Каждый такой случай требует детальной проверки соблюдения всех условий для решения вопроса экстрадиции.

Что такое экстрадиция?

Содержание:

Экстрадиция — это инструмент правовой взаимопомощи государств. Логика проста: если гражданин совершил преступление в своей стране и пытается избежать наказания, скрываясь в другой, то такое государство вправе выдать нарушителя по запросу пострадавшей стороны. При этом выдача возможна только в строго определенных случаях и в отношении конкретных преступников. Нельзя просто так взять и экстрадировать человека, основываясь на голословных (пусть и официально предъявленных) обвинениях. Все нарушения должны быть подтверждены и доказаны — только тогда возможна экстрадиция.

И еще — абсолютно все имеют право на юридическую помощь и защиту. Неважно, справедливы ли обвинения в адрес иностранного гражданина. Если он (или вы) попал в ситуацию, когда ему грозит экстрадиция, адвокат потребуется незамедлительно. Слаженная работа со специалистом облегчит ситуацию и, возможно, приведет к смягчению или даже снятию обвинений (если они действительно были безосновательны) и отказу в экстрадиции.

Нет времени читать статью?

Что означает и как регулируется экстрадиция

Для граждан России первостепенными являются законы Российской Федерации. Российских правонарушителей судят по внутренним нормативно-правовым актам, наказание и его исполнение также основываются на кодексах и законах РФ. Но что же делают с иностранным гражданином или человеком, не имеющим гражданства, в случае совершения им уголовного преступления? Нарушителя выдают в ту страну, гражданином которой он является — экстрадируют.

Экстрадиция — это выдача преступников. В русской правовой терминологии понятие «экстрадиция» не применяется. У нас речь идет именно о выдаче лица, совершившего преступление (ст. 13 УК РФ). Суть этих понятий едина, и подразумевает она передачу иностранного гражданина, совершившего преступление, под правовую ответственность той страны, на территории которой зафиксировано правонарушение.

Другой вариант — экстрадиция в родную страну преступника с целью осуждения и приведения в исполнение приговора по законам родины правонарушителя. Выдача касается только тех людей, которые совершили уголовные преступления. Административные и гражданские нарушения не являются основанием для экстрадиции.

Выдача преступников проводится при строгом соблюдении внутренних правил и законов. Во-первых, экстрадиция — это право, а не обязанность сторон. Государство вполне может отказать в выдворении правонарушителя, если сочтет запросы принимающей стороны неправомерными и незаконными. Во-вторых, есть серьезное ограничение. Большинство стран не выдает своих граждан. Правонарушителей судят и наказывают по своим законам. Касается это и Российской Федерации.

Если в Россию поступит запрос об экстрадиции русского гражданина, то запрашивающая сторона получит однозначный отказ — нарушителя будут судить по законам РФ. Выдача российского гражданина — это прямое нарушение Конституции Российской Федерации (ст. 61 Конституции РФ). Если же россиянин совершает уголовное преступление за пределами РФ, то наша сторона потребует его экстрадиции. Отвечать за свои противоправные действия нарушитель будет уже в России (ст. 12 УК РФ).

Экстрадиция существует в рамках правовой помощи стран. Это подтверждает право, а не обязанность сторон выдавать преступников. Свободная выдача возможна только в случае заключения соответствующего двустороннего соглашения между сторонами или же участия в международной конвенции. У России такие соглашения заключены с 65 государствами. Если между странами нет договоренности об экстрадиции, то выдача производится по запросу и только после того, как экстрадирующая сторона тщательно изучит материалы дела. Более того, для выдачи необходимо соблюдение определенных условий:

  • правовое — двух- или многостороннее соглашение о правовой помощи;
  • очевидное — преступление совершено на территории государства, требующего экстрадицию;
  • логичное — тождественность преступления для всех сторон («двойная подсудность»).

Вывод таков: экстрадировать можно только иностранных граждан, которые совершили преступление в стране, требующей выдачу правонарушителя. Причем рассматриваются преступления государственного характера, а не частные обвинения. Страны, участвующие в экстрадиции, соблюдают принцип «двойной подсудности». Это значит, что преступления, совершенные в одном государстве, должны классифицироваться как преступления и в другом.

И еще один (очень важный) нюанс: гарантия неприменения смертной казни. В России смертная казнь запрещена, поэтому к преступникам, выдаваемым российским государством, применять такую меру наказания нельзя. Если же в обменивающихся странах мораторий снят, то применять подобное наказание не запрещается.

Каков порядок экстрадиции иностранного гражданина

Экстрадиция возможна только тогда, когда вина преступника доказана. Это значит, что запрашивающая сторона должна предоставить все подтверждения и доказательства совершения преступления. Если же правонарушитель уже был осужден за преследуемое деяние, то основанием для выдачи будет вынесенный приговор. Не допускается экстрадиция тех лиц, вина которых не была доказана и которые подвергаются безосновательному преследованию и ограничению свободы.

Читать еще:  Самые грязные страны

Есть законные основания, по которым российские органы могут отказать в экстрадиции. Вот основные причины:

  • страна требует выдачи правонарушителя, который не является ее гражданином;
  • нарушителю предъявляется частное (а не государственное) обвинение;
  • прошел срок давности по нарушению;
  • гражданина нельзя привлечь к уголовной ответственности;
  • РФ (или любая другая страна) предоставила убежище обвиняемому человеку.

Как же проходит сама процедура? Есть два направления экстрадиции — выдача жителей России для судебных разбирательств внутри страны и выдворение иностранных граждан (и лиц без гражданства) для наказания в рамках правого поля другого государства. Более того, разделяют и действия исполнителей в зависимости от цели экстрадиции. Российские органы экстрадируют нарушителей как для возбуждения уголовного дела и осуждения, так и для исполнения наказания иностранным гражданам, уже осужденным в России. Во втором случае подразумевается, что отбывать наказание преступник будет в своей стране.

Решение о выдаче правонарушителя принимает Генеральный прокурор РФ или же его заместитель (ст. 462 УПК РФ). Сама процедура проходит так:

  1. В Генпрокуратуру приходит запрос на выдачу гражданина, нарушившего закон. Такое прошение действует 40 дней (суток) с того момента, как преступник был задержан.
  2. Правонарушителя переводят в территориальную прокуратуру.
  3. Правоохранители избирают меру пресечения.
  4. Специалисты прокуратуры изучают дело и проверяют возможность выдачи нарушителя в другую страну. Этот процесс называется экстрадиционная проверка.
  5. Орган прокуратуры принимает положительное или отрицательное решение о выдворении. Если решение положительное, то выносится соответствующее постановление.
  6. Прокурор информирует заключенного о том, что его экстрадируют.
  7. Нарушителю дается 10 дней на обжалование решения о выдаче.

Передача правонарушителя принимающей стороне производится только по поручению Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН). Исполнители, в свою очередь, ждут решения от Генерального прокурора РФ. В некоторых случаях возможна отсрочка выдачи (недостаточно доказательств для признания вины) или же временная экстрадиция. Выдача преступника производится не навсегда, а лишь для участия в следственных экспериментах или в судебном процессе.

Экстрадиционная проверка

Прокофьева Дарья Евгеньевна, старший специалист прокуратуры Санкт-Петербурга.

Значительный опыт практики применения экстрадиционных норм показал необходимость совершенствования этого института на внутригосударственном уровне. В статье освещены актуальные вопросы проведения экстрадиционной проверки и указаны основные направления развития российского уголовно-процессуального законодательства в сфере экстрадиции.

Ключевые слова: экстрадиционная проверка, временное задержание, сроки содержания под стражей, требование о выдаче.

Considerable experience in extradition practice denotes the necessity of enhancement this institute in national legislation. The article covers the actual issues of extraditable revision and presents main trends of Russian criminal procedure legislation development in extradition area.

Key words: extraditable revision, provisional arrest, terms of detention, extradition request and supporting documentation.

Успешное правоприменение при решении вопросов, связанных с экстрадицией, во многом зависит от полноты регламентации рассматриваемого института на внутригосударственном уровне, поскольку «национальное законодательство является основой для создания механизма реализации принятых на себя международных обязательств и движущей силой их применения» .

Строганова А.К. Экстрадиция в уголовном процессе Российской Федерации. М., 2005. С. 22.

В Российской Федерации такая регламентация осуществляется на основе положений гл. 54 УПК, анализ которых с учетом практики их применения обнаруживает существенные пробелы в правовом регулировании, прежде всего, в части обеспечения выдачи лиц. В целях выявления таких пробелов и внесения предложений по совершенствованию действующей нормативно-правовой базы по вопросам выдачи лиц для уголовного преследования или исполнения приговора, исходя из понятия экстрадиции как совокупности уголовно-процессуальных действий компетентных органов и должностных лиц запрашиваемого государства, представляется необходимым рассмотреть вопрос о проведении экстрадиционной проверки.

Под экстрадиционной проверкой в рамках настоящего исследования понимается система процессуальных и организационных действий, проводимых компетентными органами запрашиваемого государства в отношении лица, находящегося в международном (межгосударственном) розыске, с момента задержания такого лица на территории запрашиваемого государства с целью установления обстоятельств, которые могут повлиять на принятие итогового решения о фактическом исполнении просьбы запрашивающего государства. Применительно к российскому уголовному судопроизводству такие процессуальные и организационные действия производятся органами прокуратуры в рамках исполнения направленного иностранным государством запроса о выдаче лица, задержанного на территории РФ, однако механизма исполнения такого запроса — с момента задержания разыскиваемого лица и до момента направления материалов в Генеральную прокуратуру РФ для принятия решения в УПК РФ — нет. Вопросы регламентации оснований для задержания лица до поступления требования о выдаче, сроки возможного содержания таких лиц под стражей, порядок определения сроков рассмотрения запросов о выдаче остались без внимания законодателя. Это создает предпосылки не только для противоречивой практики в указанной сфере, но и для нарушения прав и законных интересов граждан в ходе применения судами и органами прокуратуры гл. 54 УПК .

Право на судебную защиту в уголовном процессе: Европейские стандарты и российская практика / Под ред. М.К. Свиридова. 2007. С. 207.

В процессе экстрадиционной проверки, порядок проведения которой регламентирован указанием Генерального прокурора от 18 октября 2008 г. N 212/35 «О порядке работы органов прокуратуры Российской Федерации по вопросам выдачи лиц для привлечения к уголовной ответственности или исполнения приговора и передачи лиц, совершивших общественно опасные деяния, для проведения принудительного лечения», прокурорам городов и районов, другим территориальным, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур предписывается обеспечить задержание лиц, разыскиваемых компетентным органом иностранного государства, при отсутствии на момент задержания данных, исключающих выдачу, на 48 часов. Порядок такого процессуального действия нормами УПК не предусмотрен, при этом задержание, будучи мерой процессуального принуждения, влечет ограничение прав лица, по отношению к которому она применяется.

Международные договоры (Европейская конвенция о выдаче 1957 г., Минская конвенция 1993 г., некоторые другие международные договоры, регулирующие вопросы экстрадиции) содержат общие положения о задержании лиц до получения запрашиваемым государством требования о выдаче, но не устанавливают порядка его проведения, отсылая правоприменителя на уровень внутригосударственной регламентации.

Таким образом, исходя из принципа добросовестного исполнения взятых на себя международных обязательств, в целях обеспечения прав задержанных лиц российскому законодателю следовало бы предложить урегулировать рассматриваемый вопрос путем дополнения гл. 54 УПК статьями, регламентирующими порядок задержания лица, находящегося в международном (межгосударственном) розыске, права задержанного, а также основания освобождения, срок содержания такого лица.

Проведение первичных проверочных мероприятий, следующих непосредственно после задержания лица, находящегося в международном (межгосударственном) розыске, существенно для решения вопроса о применении меры пресечения в виде заключения под стражу в целях обеспечения возможности выдачи такого лица при поступлении соответствующей просьбы запрашивающего государства. Так, территориальные прокуроры путем получения объяснений задержанного лица устанавливают цель прибытия в РФ, место, время проживания и адрес регистрации, гражданство, наличие или намерение получить убежище в связи с возможным преследованием в иностранном государстве по дискриминационным признакам или политическим убеждениям, обстоятельства и мотивы уголовного преследования или осуждения в иностранном государстве, возможные препятствия для выдачи. Данные, с учетом которых в выдаче может быть отказано или выдача может быть отсрочена (ст. 465 УПК), верифицируются, и при установлении обстоятельств, исключающих выдачу задержанного, такое лицо подлежит безусловному освобождению. Необходимо отметить, что такие проверочные мероприятия производятся еще до направления иностранным государством соответствующего запроса о выдаче, поэтому основанием для освобождения задержанных лиц также будет и неподтверждение инициатором розыска намерения запрашивать выдачу.

Таким образом, к лицу, в отношении которого по результатам проведения первичных проверочных мероприятий не было установлено оснований для освобождения в течение 48 часов с момента задержания, в целях обеспечения его возможной выдачи, в соответствии с требованиями международных договоров, должна быть применена мера пресечения в виде заключения под стражу, при этом вопрос о порядке ее избрания в настоящее время также является сложным в правоприменении по причине слабой регламентации в российском уголовно-процессуальном законодательстве. В действующем УПК нормам об избрании или применении избранной меры пресечения для обеспечения возможной выдачи лица посвящена лишь ст. 466, анализ которой позволяет выявить причины затруднений, возникающих при ее реализации в практической деятельности работников правоохранительных органов.

Читать еще:  Как правильно прошить документы для налоговой

Необходимо отметить, что правом избрания меры пресечения в виде заключения под стражу в российском уголовном судопроизводстве наделен только суд (ч. 1 ст. 29 УПК). Положения ч. 2 ст. 466 УПК закрепляют в качестве законного основания, достаточного для взятия экстрадируемого лица под стражу, решение судебного органа иностранного государства. При этом без такого решения вопрос о необходимости избрания лицу меры пресечения решается прокурором «в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом» (ч. 1 ст. 466 УПК), т.е. путем применения норм гл. 13 УПК. Правильность распространения действия норм гл. 13 УПК на экстрадиционные отношения неоднократно подтверждалась и правовыми позициями Конституционного Суда РФ, не усматривавшего в ч. 1 ст. 466 УПК противоречий Конституции РФ и международным договорам, поскольку действие норм гл. 13, как общих норм, предусмотренных частью первой УПК, распространяется на все стадии и формы уголовного судопроизводства, в том числе и на производство по запросам иностранных государств об оказании им по уголовным делам правовой помощи путем выдачи лиц для уголовного преследования . Аналогичной позиции в настоящее время придерживается и Верховный Суд РФ, констатируя, что в соответствии с ч. 1 ст. 466 УПК применение заключения под стражу к лицу, в отношении которого решается вопрос о его выдаче по запросу иностранного государства для уголовного преследования, если не представлено решение судебного органа этого государства об избрании в отношении лица меры пресечения в виде заключения под стражу, допускается лишь по судебному постановлению, принятому на основании ходатайства прокурора в порядке ст. 108 УПК . Тем не менее нормы гл. 13 УПК предусматривают применение указанной меры пресечения лишь в отношении подозреваемых и обвиняемых при расследовании преступлений на территории РФ. По смыслу ч. 1 ст. 466 УПК, заключение лица под стражу преследует цель обеспечения возможности выдачи лица и, соответственно, предполагает иные процессуальные основания и порядок реализации. Необходимо также указать, что весьма актуальный в практической деятельности вопрос о сроках содержания под стражей экстрадируемого лица специальными нормами гл. 54 УПК не регламентирован, а применение ст. 109 УПК по аналогии к лицам, выдаваемым иностранному государству для приведения приговора в исполнение, в принципе неосуществимо, так как наличие вступившего в законную силу приговора суда исключает необходимость исследования тех обстоятельств, наличие которых является условием принятия решения об избрании меры пресечения или продлении срока содержания под стражей обвиняемого .

Определение Конституционного Суда РФ от 4 апреля 2006 г. N 101-О.
Пункт 34 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 октября 2009 г. «О практике применения судами мер пресечения в виде заключения под стражу, залога и домашнего ареста».
Чекулаев Д.П. Вопросы исчисления сроков содержания лица под стражей при рассмотрении запроса о выдаче в сфере международного сотрудничества // Международное уголовное право и уголовная юстиция. 2008. N 2. С. 17.

В ст. 466 УПК усматривается еще аспект, влияющий на законность содержания лица под стражей: все действия по избранию и применению указанной меры пресечения могут быть произведены только по получении от иностранного государства запроса о выдаче лица. При этом международными договорами предполагается возможность их проведения на основании направленного запрашиваемой стороне ходатайства, где должны содержаться ссылка на постановление о взятии под стражу или на приговор, вступивший в законную силу, и указание на то, что требование о выдаче будет представлено дополнительно (ч. 1 ст. 61 Минской конвенции 1993 г.) либо просьбы о временном задержании разыскиваемого лица (ст. 16 Европейской конвенции 1957 г.). Таким образом, учитывая цель обеспечения возможной выдачи лица при применении меры пресечения в виде заключения под стражу, российской стороне в лице ее компетентных органов (прокуратуры и суда) в качестве правового основания достаточно утверждения запрашивающей стороны о факте совершения лицом экстрадиционного преступления; это утверждение выражается в тексте ходатайства либо в предварительном запросе иностранного государства, где письменно выражено намерение требовать выдачу задержанного лица, а также в представленных постановлениях о возбуждении уголовного дела и о заключении лица под стражу либо во вступившем в законную силу обвинительном приговоре суда. Предоставление дополнительных данных об обстоятельствах совершенного преступления на территории иностранного государства не требуется, поскольку российская сторона в этом случае предварительное расследование не производит и судебное разбирательство по существу предъявленного обвинения не осуществляет. Далее в положениях международных договоров также установлены сроки содержания под стражей лиц в рамках проводимой экстрадиционной проверки. Необходимо подчеркнуть, что соблюдение запрашиваемой стороной указанных сроков и обязанность освобождать таких лиц возникает при отсутствии запроса о выдаче. Верховный Суд РФ разъяснил, что на основании положений указанных международных договоров лицо, взятое под стражу, должно быть освобождено, если требование о выдаче не будет получено в течение 40 дней со дня взятия под стражу . Очевидно, что изложенное положение может быть включено в российское уголовно-процессуальное законодательство в качестве правовой нормы.

Пункт 34 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 октября 2009 г. «О практике применения судами мер пресечения в виде заключения под стражу, залога и домашнего ареста».

Длительность сроков содержания под стражей лиц, запрос о выдаче которых уже поступил и рассматривается компетентными органами запрашиваемого государства, не устанавливается международными договорами, стороной которых является Российская Федерация, и в УПК также не регламентирована. В целях обеспечения прав экстрадируемых лиц и исключения случаев необоснованного затягивания процедуры экстрадиции представляется возможным введение в УПК нормы о сроке рассмотрения компетентными органами поступившего запроса о выдаче (например, путем дополнения ч. 4 ст. 462). Такой срок может быть установлен по аналогии с положениями ст. 71 Кишиневской конвенции 2002 г. (Российской Федерацией не ратифицирована, однако ее нормы могут быть основой для внесения изменений в действующий УПК) и составлять 30 суток с момента поступления запроса о выдаче в Генеральную прокуратуру РФ с возможностью его продления еще до 30 суток в случае необходимости представления иностранным государством, направившим запрос, дополнительных сведений, имеющих значение при принятии решения о выдаче.

Что такое экстрадиция в России простыми словами

Определение термина экстрадиции

Экстрадиция представляет собой весьма распространенную процедуру при осуществлении правоохранительной функции государства. Это одна из форм международного взаимодействия в борьбе с преступностью. В современном уголовном праве есть четкое понятие экстрадициипередачи разыскиваемого преступника государству, на территории которого ведётся уголовное преследование. Выдача лица предусматривается в случаях, когда между странами было заключено соответствующее соглашение на сотрудничество.

Основания для экстрадиции лица

Передача преступника происходит исключительно при наличии достаточных данных о его причастности к совершению противоправного деяния. Зачастую, человек, совершив преднамеренное деяние, запрещенное уголовным кодексом, скрывается из поля зрения и мигрирует в другую страну. При таких обстоятельствах, орган, осуществляющий предварительное следствие объявляет недобросовестного гражданина в международный розыск. Вычислить местонахождение преступника является сложной, но разрешимой задачей – рано или поздно он будет выявлен сотрудниками правоохранительных органов.

В России она происходит после получения официальных запросов из компетентных служб и проведении экстрадиционной проверки. Если в результате проверки были найдены подтверждения причастности разыскиваемого лица, то соответствующие материалы передают в судебную инстанцию для последующего решения о выдаче. При этом стоит понимать, что экстрадиция – это право государства, но не его обязанность. В принудительном порядке данная процедура осуществляется только при условии действующего двустороннего соглашения. Если такого документа не имеется, ведомство может полноправно отказать в проведении подобного рода мероприятия.

Кто может быть подвергнут выдаче

Экстрадиция организовывается только в отношении лиц, которые совершили противоправное деяние, запрещенное законом. При этом определяется тяжесть совершенного деяния. Таким образом, если человек подозревается или обвиняется в преступлении небольшой тяжести, то процедура не проводится. Помимо этого, преступник обязательно должен находиться в международном розыске. Без соответствующего постановления производство по делу проводиться не может в связи с отсутствием оснований к выдаче.

Читать еще:  Преимущества прогрессивной системы налогообложения

Таким образом, высылке подвергаются:

  • обвиняемый в тяжких и особо тяжких преступлениях, разыскиваемый правоохранительными органами зарубежного государства;
  • лица, проходящие свидетелями по делу, находящемуся в производстве другой страны и отбывающие наказание;
  • граждане, уклоняющиеся от отбывания наказания по приговору суда.

Процедура экстрадиции в России

Процедура выдачи в Российской Федерации происходит следующим образом:

  • ведомство получает официальные запросы от иностранного правительства (через министерство иностранных дел, полицию или прокуратуру). Документация обязательно должна иметь перевод текста и содержать в себе подробную информацию:
  • кто и в чем обвиняется, когда было возбуждено уголовное дело, с каких пор скрывается и т.п.;
  • проводится экстрадиционная проверка.

Как правило, эту процедуру осуществляет прокуратура при содействии органов внутренних дел; в обязательном порядке сверяется соответствие статьи уголовного законодательства иностранного государства с действующим законодательством РФ. Это необходимо для того, чтобы проверить законность требований в выдаче лица компетентным органам, поскольку перед этим лицо подвергается заключению под стражу:

  • готовится материал проверки с соответствующими заключениями специалистов для дальнейшей передачи сведений в суд;
  • судья внимательно исследует представленный материал, заслушивает доводы сторон, выясняет, достаточно ли оснований для передачи гражданина, после чего выносит обоснованное решение по существу рассматриваемого ходатайства;
  • в случае, если суд принял решение экстрадировать лицо, то соответствующее постановление передается компетентным ведомствам и осуществляется этапирование.

Если же было отказано, то процедура прекращается, и гражданин не подвергается преследованию со стороны правоохранителей.

Российским законодательством не предусматривается передача граждан собственного государства правоохранительным органам другой страны. Подобный принцип действует в большинстве стран. Однако, если на территории РФ был выявлен преступник и он находится в розыске, то Россия может оказать содействие в его высылке.

Основные положения об экстрадиции: понятие, виды, страны без экстрадиции

Стремясь скрыться от наказания, гражданин страны может использовать возможность нелегальной эмиграции на территорию государства, находящегося в политической конфронтации с родиной правонарушителя.

Однако правительство в «новом доме» далеко не всегда решает встать на сторону беглеца.

О том, что это такое экстрадиция, из каких стран нет экстрадиции в Россию вы узнаете в данной статье.

Понятие экстрадиции

Экстрадиция представляет собой официально организованную выдачу лица одним государством другому, на основании признания виновным выдаваемого преступника, совершившего преступление закона на территории страны, запросившей экстрадицию.

По субъектному основанию различают следующие виды экстрадиции:

  • лица, являющегося гражданином РФ;
  • подданного другого государства;
  • лица без гражданства;
  • лица с двумя или более гражданствами.

Классификация с учетом цели процедуры:

  • необходимость осуществить уголовное преследование;
  • необходимость отправления правосудия;
  • необходимость исполнить приговор.

Классификация с учетом обязанностей, прав сторон, договаривающихся о проведении процедуры выдачи:

  • по запросу РФ из другого государства в соответствующее ведомство России;
  • по запросу любого государства к РФ.

Принцип экстрадиции

Решая судьбу лица, относительно которого поставлен вопрос о передаче, государство в лице компетентных органов:

  • стремится к первоочередному соблюдению собственных законов, обеспечивающих спокойствие внутри страны, а не порядок в другом государстве;
  • придерживается позиции, что подданных можно привлекать к уголовной ответственности только согласно кодексу их страны проживания;
  • не считает правомерным наказывать за содеянное вне своих территориальных границ;
  • ориентируется на свою обязанность защищать собственных граждан;
  • противится выдаче своих граждан, так как это станет действием, ослабляющим политическую независимость страны.

Каким органом разрешаются вопросы экстрадиции?

Запрос о выдаче рассматривает Генпрокурор РФ, а для разрешения требуется согласование с МИД.

Порядок исполнения

Общие положения:

  • Инициатор выдачи занимается сбором пакета документов, подтверждающих, что процедура экстрадиции лица обоснована (ст. 58 Минской конвенции), не нарушит принципов, правил процедуры.
  • Запрашиваемая сторона изучает правомерность предложения о выдаче.
  • В случае одобрения выдачи, проводят согласование условий проведения процесса (определяют дату, время, круг лиц для выполнения конвоирования).

Условия экстрадиции преступника

Экстрадиция преступника это выдача преступника одним государством другому, которая производится в случае:

  • Наличия двухстороннего договора между РФ и страной заявителем/ответчиком об экстрадиции (при этом условия конкретного процесса должны соответствовать прочим условиям выдачи лиц по запросу).
  • Отсутствия у лица российского гражданства (подданные РФ, совершившие в другой стране уголовное преступление, находящиеся в момент запроса об экстрадиции на территории России, выдаче не подлежат — ч. 1 ст. 61 Конституции РФ, ч. 1 ст. 13 УК).
  • Наличия доказательств, что преступник совершил уголовное преступление (политические (ч. 2 ст. 63 Конституции РФ), административные, гражданские провинности не являются условиями для инициации экстрадиции).
  • Наличия у преступника подданства страны, запросившей выдачу.
  • Отсутствия упомянутых выше факторов и классификации совершенного преступления, как повлекшего нанесение вреда стране, запросившей выдачу.
  • Тождественности оценок совершенного правонарушения в стране выдающей и запрашивающей выдачу (правонарушение должно считаться таковым не только в стране, требующей экстрадиции, но и в РФ).
  • Предоставления гарантий неприменения к преступнику пыток, унижающих процедур, смертной казни.
  • Предоставления гарантий о содержании обвиненного и осужденного в условиях, не унижающих его человеческого достоинства, не способствующих ухудшению здоровья.

Выдача своих граждан

Не проводится, так как это противоречит Конституции, УК РФ (ч. 1 ст. 61 и ч. 1 ст. 13 УК соответственно).

Запрос об экстрадиции преступника

Соблюдение правил подачи запроса, гарантирует положительный исход дела, если выдача лица не будет противоречить принципам и условиям, делающих невозможным удовлетворение просьбы.

Как правильно сделать?

В запросе обязательно должны присутствовать следующие сведения:

  • полное наименование, адрес учреждения, составившего запрос;
  • полные личные данные лица, о выдаче которого ходатайствует запрашивающий (необходимо перечислить время рождения, сведения о гражданстве, фактическом месте проживания, прочие данные для облегчения идентификации, фото);
  • перечисление причин, приведших к необходимости инициации выдачи, упоминание нарушенных статей закона, документы, подтверждающие правонарушение и размер ущерба;
  • документация с фактами о времени официального вынесения приговора (заверенные копии).

Куда нужно обращаться?

Основания для отказа в экстрадиции

Основные причины для отказа в выдаче:

  1. Нарушение регламента подачи запроса.
  2. Отсутствие базы доказательств вины человека.
  3. Лицо не является подданным государства, запросившего выдачу.
  4. Экстрадиция станет нарушением перечня условий, запрещающих выдачу (см. п. Условия выдачи преступника).

Пример экстрадиции

В июне 2012 года Израиль удовлетворил запрос со стороны РФ об высылке гражданина России Леонида Сухих, нанесшего умышленные тяжелые физические увечья свой жене в ходе бытовой ссоры, случившейся в декабре 2004 года.

Опасаясь возмездия, Сухих скрылся от представителей правоохранительных структур. Уклонение от ответственности стало причиной инициации федерального розыска (март 2005 года), а затем и международного (ноябрь 2009).

После рассмотрения запроса и выяснения обстоятельств дела, соответствующие службы Израиля приняли решение об удовлетворении запроса. К процессу передачи преступника были подключены представители российского Интерпола и ФСИН России.

Страны где нет экстрадиции

Частично страны Азии и Америки с низким уровнем развития (решения принимают ситуативно).

Список стран без экстрадиции в Россию

Рассмотрим подробнее в каких странах нет экстрадиции в Россию?

России запросы о выдаче бессмысленно подавать, если правонарушитель является подданным:

Экстрадиция из России в Украину

Выдача лиц, совершивших преступление, возможна в случае, когда правонарушитель является:

  • подданным Украины;
  • лицом, не просившим у РФ политического убежища;
  • запрашивающий имеет пакет неопровержимых доказательств, указывающих на вину лица;
  • при подаче запроса были соблюдены формальности;
  • выдача гражданина не противоречит условиям экстрадиции.

Экстрадиция в России есть или нет?

Есть. РФ активно участвует в процессах возвращения преступников в страну, где те совершили преступления, если это не противоречит Минским конвенциям и условиям для экстрадиции.

Преступникам не всегда удается избегать правового возмездия из страны проживания, если получается сбежать в другое государство.

При запросе об экстрадиции, вопрос будут решать с учетом целого ряда факторов.

Источники:

http://prokuratura.ur.ru/chto-takoe-ekstradicionnaya-proverka
http://rtiger.com/ru/journal/chto-takoe-ekstraditsiya/
http://wiselawyer.ru/poleznoe/42735-ehkstradicionnaya-proverka
http://vzyat-zajm.ru/chto-takoe-ekstraditsiya-v-rossii-prostymi-slovami/
http://ug-ur.com/tuyrma/ekstraditsiya.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector