6 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Экономическая и финансовая безопасность

Экономическая и финансовая безопасность

Астахов В.П. Бухгалтерский учет во внешнеэкономической деятельности: – Ростов н/Д.: Феникс, 2010. – 442.

Баранов В.Д. Основы правового регулирования внешнеторговой деятельности России. – М.:РАГС, 2010.–296.

Бархатов А.П. Бухгалтерский учет внешнеэкономической деятельности – М.: ЮНИТИ., 2010. – 323.

Бахрамов Ю.М., Глухов В.В. Организация внешнеэкономической деятельности. Особенности менеджмента: – СПб.: Издательство «Лань», 2010. – 448.

Бердникова Т.Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: — М.: ИНФРА-М, 2011.- 215.

Бородулина Л.П., Вавилова Е.В. Международная торговля – М.: Гардарики, 2011. – 287.

Бровкова Е.Г., Продиус И.П. Внешнеэкономическая деятельность – М.: МТ-Пресс., 2010. – 186.

Бузырев В.В. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности строительного предприятия: В.В.Бузырев, И.П.Нужина; Под общ. ред. В.В.Бузырева.- М.: Кнорус, 2011.- 336.

Внешнеэкономическая деятельность предприятия / Л.Е. Стровский, С.К. Казанцев, Е.А. Паршина и др.; Под ред. проф. Л.Е. Стровского. 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ, 2010. – 847.

Войтоловский Н.В., Калинина А.П., Мазуровой И.И, — Комплексный экономический анализ предприятия. СПб.: СПбГУЭФ, 2010.– 264.

Воронкова О.Н., Пузакова Е.П. Внешнеэкономическая деятельность – М.: ЭкономистЪ, 2010. – 495.

Гордеев Г.Д. Внешнеэкономическая деятельность предприятий. – М.: ЮНИТИ, 2010. – 823 с.

Гофман Н.Ф., Маховикова Г.А. Основы внешнеэкономической деятельности. – СПб: Питер, 2010. – 208.

Грачев Ю. Н. Внешнеэкономическая деятельность: Организация и техника внешнеторговых операций: Учеб.- практ. Пособие / Ю. Н. Грачев.- М. :ЗАО «Бизнес-школа»Интел-Синтез», 2010.-592.

Григорук Н. Е. Статистический учет внешнеторговых операций: международный опыт и российская практика – М.: «АНКИЛ», 2010. – 159.

Гришина И.А. Тимофеев А.В. Бухгалтерский учёт, анализ и аудит Внешнеэкономической деятельности – М.: Кнорус, 2010. – 359.

Данильцев А.В. Международная торговля: инструменты регулирования–М.: Палеотип, 2010. – 320.

Дегтярева О.И., Полянова Т.Н., Саркисов С.В. Внешнеэкономическая деятельность: – М.: Дело, 2010. – 424.

Диденко Н.И. Основы внешнеэкономической деятельности в РФ. – СПб.: Питер., 2010. – 560 с.

Друцкая М.В. Бухгалтерский учет, анализ и аудит внешнеэкономической деятельности – М.: Инфра-М, 2011. – 395.

Жданов А.И. Практическое руководство по внешнеэкономической деятельности. – СПб: Питер, 2010. – 224.

Иванова М.Б. Внешнеэкономическая деятельность: – М.: Издательство РИОР, 2010. – 105.

Ивашиченко Е.О. Методика комплексной оценки эффективности экспортной деятельности по сегментам / Российское предпринимательство. – 2010. – № 11 – c. 104-110.

Ивашиненко Е.О. Экономический анализ эффективности экспортной деятельности // Российское предпринимательство. – 2010. – № 11 – c. 93-98.

Ионова А.Ф., Тарасова Н.А. Учет и анализ внешнеэкономической деятельности – М.: Велби, 2011. – 352.

Карпов А.Е. Стратегическое управление и эффективное развитие бизнеса – М.: Результат и качество, 2010. – 512.

Ковалев А.Я., Привалов ВП. Анализ финансового состояния предприятия. – М.: Центр экономики и маркетинга, 2010. – 471.

Ковалёв В.В. Финансовый анализ. – М.: Финансы и статистика, 2010. – 256.

Ковалев В.В., Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – М.: ООО «ТК Велби», 2011. – 345.

Ковалева А.М. Финансы. – М.: «Финансы и статистика», 2010. – 384.

Кочергина Т.Е. Внешнеэкономическая деятельность – М.: Феникс, 2010. – 288.

Кулинина Г.В., Шалашова Н.М., Юшкова С.Д. Учет, анализ и аудит ВЭД. – М.: Бухгалтерский учет, 2010. – 315.

Кэнуэлл Д., Сазерленд Д. Стратегический менеджмент – М.: Баланс Бизнес Букс, 2011. – 440.

Лапин А.Н. Стратегическое управление современной организацией – М.: Управление персоналом, 2010. – 88.

Любушин Н.П., Лещева В.Б., Дьякова В.Г. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия: — М.: ЮДАНА, 2010. – 471.

Новиков В.Т. Таможенные пошлины как инструмент государственного регулирования экономики – М.: Экономист, 2010.– 257.

Покровская В.В. Организация и регулирование внешнеэкономической деятельности. – М.: Юристъ, 2010. – 466.

Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности / М.П. Бардина и др. – М.: ООО Издательско-консалтинговая компания «ДеКА», 2010. – 800.

Прокушев Е.Ф. Внешнеэкономическая деятельность: — М.: Дашков и К, 2011.- 500.

Ростовский Ю.М., Гречков В.Ю. Внешнеэкономическая деятельность:– М.: Экономистъ, 2010. – 574.

Руссова И.А. Анализ внешнеэкономической деятельности предприятия// Право и экономика.–2011. – № 2. – С.15-21

Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. — Мн.: «Экоперспектива», 2010. – 361.

Сальникова Т.С., Сергеева И.А. Планирование на предприятии – М.:МГИУ, 2011. – 76.

Томпсон А.А., Стрикленд А.Д. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии: – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2010. – 576.

Улин Б. Межрегиональная и международная торговля. – М.: Дело, 2011.–416.

Фатхутдинов Р.А. Стратегический менеджмент – М.: Дело, 2011. –448.

Федорова Е.А., Савенков В.А., Белоцерковский В.И. Организация внешнеэкономической деятельности на предприятии. – Тула: ООО РИФ «ИНФРА», 2010. – 290.

Хангер Дж.Д., Уилен Т.Л. Основы стратегического менеджмента. – М.: Юнити, 2010. – 319

Чернов В.А. Экономический анализ. Под ред. проф. М.И. Баканова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. – 686.

Шевчук Д.А.. Внешнеэкономическая деятельность – М.: ИНФРА – М, 2009. – 224.

Административные правонарушения и преступления — административные правонарушения, по которым в соответствии с законодательством государств — членов таможенного союза таможенные органы ведут административный процесс (осуществляют производство), и преступления, производство по которым отнесено к ведению таможенных органов в соответствии с законодательством государств — членов таможенного союза

Внешнеторговая деятельность — деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью.

Вывоз товаров с таможенной территории таможенного союза — совершение действий, направленных на вывоз товаров с таможенной территории таможенного союза любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи, до фактического пересечения таможенной границы.

Выпуск товаров — действие таможенных органов, разрешающее заинтересованным лицам использовать товары в соответствии с условиями заявленной таможенной процедуры или в соответствии с условиями, установленными для отдельных категорий товаров, не подлежащих в соответствии с настоящим Кодексом помещению под таможенные процедуры

Инкотермс— международные правила в формате словаря, обеспечивающие однозначные толкования наиболее широко используемых торговых терминов в области внешней торговли, прежде всего, относительно франко— места перехода ответственности от продавца к покупателю. Международные торговые термины представляют собой стандартные условия договоров международной купли-продажи, которые определены заранее в международном признанном документе.

Декларант — лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары;

Издержки – объем ресурсов в денежном выражении за определенный период, использованных на производство и сбыт продукции, и трансформируются в себестоимость продукции, работ и услуг.

Меры нетарифного регулирования — комплекс мер регулирования внешней торговли товарами, осуществляемых путем введения количественных и иных запретов и ограничений экономического характера, которые установлены международными договорами государств — членов таможенного союза, решениями Комиссии таможенного союза и нормативными правовыми актами государств — членов таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств — членов таможенного союза

Паспорт сделки — документ, который оформляется в соответствующем банке на каждый импортный контракт, предусматривающий импорт товаров (работ, услуг).

Себестоимость продукции – совокупность прямых издержек, связанных с производством изделия; все виды затрат, понесенных при производстве и реализации определенного вида продукции.

Сертификат происхождения товара — документ, однозначно свидетельствующий о стране происхождения товара и выданном торгово-промышленной палатой государства, в котором произведен товар.

Таможенная декларация — документ, составленный по установленной форме, содержащий сведения о товарах, об избранной таможенной процедуре и иные сведения, необходимые для выпуска товаров

Таможенная пошлина — обязательный платеж, взимаемый таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу

Таможенный контроль — совокупность мер, осуществляемых таможенными органами, в том числе с использованием системы управления рисками, в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства таможенного союза и законодательства государств — членов таможенного союза. Трактация предварительное предложение о продаже или закупке товара, имеющее целью выяснениевозможных покупателей или продавцов, заинтересованных в заключении соответствующей сделки.

Товар — любое движимое имущество, перемещаемое через таможенную границу, в том числе носители информации, валюта государств — членов таможенного союза, ценные бумаги и (или) валютные ценности, дорожные чеки, электрическая и иные виды энергии, а также иные перемещаемые вещи, приравненные к недвижимому имуществу

Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности — систематизированный перечень товаров, классифицированных по признаку происхождения, материалу изготовления, назначению, химическому составу, степени обработки и представленный в виде товарных позиций, субпозиций и подсубпозиций и соответствующих им цифровых кодов.

Экспорт — таможенная процедура, при которой товары таможенного союза вывозятся за пределы таможенной территории таможенного союза и предназначаются для постоянного нахождения за ее пределами.

Сущность финансовой безопасности и её место в системе экономической безопасности организации

Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 18.01.2020 2020-01-18

Статья просмотрена: 101 раз

Библиографическое описание:

Воробьева М. А. Сущность финансовой безопасности и её место в системе экономической безопасности организации // Молодой ученый. — 2020. — №3. — С. 327-330. — URL https://moluch.ru/archive/293/66443/ (дата обращения: 29.02.2020).

Читать еще:  Что такое торговый представитель и его обязанности

Деятельность любого предприятия, даже с самой удачной системой управления, не может быть полностью прогнозируемой, поскольку каждый хозяйствующий субъект работает в условиях неопределенности и динамичности условий хозяйствования.

Одним из главных показателей, свидетельствующих о том, что предприятие экономически безопасно, является стабильная и устойчивая работа его финансовой подсистемы, основной целью функционирования которой является обеспечение всех остальных подсистем финансовыми ресурсами в требуемом объеме с минимальными затратами.

Недостаток или неэффективное распределение финансов может повлечь за собой невыполнение производственного плана, утрату кадровых ресурсов, привести к потере конкурентных преимуществ, если не будут финансово обеспечены меры по стабилизации информационной безопасности и так далее.

Важность обеспечения финансовой безопасности хозяйствующего субъекта так же состоит в том, что финансовые риски напрямую связаны с формированием его прибыли, и в неблагоприятном случае приводят к потерям не только доходов, но и капитала предприятия, что может привести к необратимым последствиям его деятельности, то есть к банкротству.

Основываясь на характеристиках таких понятий, как «национальная безопасность» и «экономическая безопасность», отраженных в Указах Президента РФ представляется возможным дать следующую формулировку понятия «финансовая безопасность хозяйствующего субъекта» [1, 2].

Финансовая безопасность хозяйствующего субъекта — одна из важнейших составляющих его экономической безопасности, характеризующая защищенность финансовых отношений, используемых финансовых активов и иных финансовых ресурсов, осуществляемых предприятием финансовых сделок и операций от внешних и внутренних угроз, при которой обеспечиваются финансовая устойчивость и независимость, благоприятные условия для удовлетворения законных интересов и потребностей хозяйствующего субъекта.

Таким образом, финансовая безопасность представляет собой такое состояние системы, при котором:

1) имеет место быть финансовое равновесие, устойчивость и платежеспособность предприятия, как в краткосрочном, так и в долгосрочном периоде;

2) отдельные аспекты деятельности предприятия обеспечены необходимыми финансовыми ресурсами;

3) обеспечивается достаточная финансовая независимость;

4) обеспечивается достаточная гибкость при принятии финансовых решений;

5) обеспечивается защищенность финансовых интересов собственников;

6) существует способность противостоять существующим и возникающим опасностям и угрозам, стремящимся причинить финансовый ущерб предприятию, нежелательно изменить структуру капитала или принудительно ликвидировать предприятие.

Главная цель финансовой безопасности предприятия — обеспечение его продолжительного и максимально эффективного функционирования сегодня и высокого потенциала развития в будущем.

Из этой цели вытекают функциональные цели финансовой безопасности хозяйствующего субъекта (рис. 1).

Рис. 1. Функциональные цели финансовой безопасности предприятия [3]

Финансовая безопасность должна быть направлена на выявление и пресечение угроз финансовым интересам субъектов финансовых отношений, а также нивелирование последствий таких угроз.

Угроза финансовой безопасности предприятия — это реальная или потенциальная возможность проявления деструктивного воздействия различных факторов на финансовое развитие предприятия, приводящего к определенному экономическому ущербу.

Наиболее применяемая сегодня классификация — разделение угроз на внешние и внутренние.

Внешние угрозы не зависят от деятельности организации, являются сложно контролируемыми и относятся к факторам риска окружающей среды, в которой существует хозяйствующий субъект. Ими могут быть: скупка акций и долговых обязательств нежелательными конкурентами; неразвитость рынков капитала и их структуры; недостаточно развитая система защиты прав инвесторов и исполнения законодательства; неблагополучные макроэкономические условия, нестабильная общеэкономическая ситуация в стране и на уровне регионов; несовершенство механизма формирования экономической политики государства.

Внутренние угрозы связаны, прежде всего, с деятельностью самого хозяйствующего субъекта, поэтому им следует уделять особое внимание. К внутренним угрозам, влияющим на финансовую безопасность организации, относятся: преднамеренные или случайные ошибки менеджмента в части управления финансами хозяйствующего субъекта и стратегическом планировании; недостаточная ликвидность активов предприятия, неплатежеспособность организации, низкие показатели финансовой устойчивости, деловой активности, рентабельности; проведение неэффективной ценовой политики; отсутствие планирования деятельности предприятия в аварийных ситуациях.

Все угрозы нуждаются в контроле и ликвидации со стороны хозяйствующего субъекта.

Чтобы эффективно и своевременно идентифицировать угрозы, присущие предприятию, руководству целесообразно проводить постоянный мониторинг и оценку финансовой безопасности организации. На основе информации, полученной в процессе мониторинга, о наличии внешних и внутренних угроз следует разрабатывать систему мероприятий по их нейтрализации, ликвидации последствий угроз, а также выработать меры по предупреждению возможных угроз в будущем, что будет способствовать повышению устойчивости функционирования предприятия в будущем [4].

Особый вклад в разработку методологии оценки финансовой безопасности внесли И. А. Бланк, Г. В. Савицкая, Л. В. Донцова, Н. А. Никифорова, Т. Б. Кузенко и, конечно, нельзя не упомянуть в этом списке Д. А. Шеремета, как основоположника классического финансового анализа [5].

Обзор литературы по данному вопросу позволил выделить наиболее распространенные методы оценки уровня финансовой безопасности организации (рис. 2).

Рис. 2. Методы оценки финансовой безопасности организации

Выбор одного или другого метода не исключает использования методологического аппарата других, напротив, наиболее качественным будет комплексный анализ с использованием одновременно нескольких методов.

Правильное и грамотное построение работы по проведению анализа деятельности организации и получение определенных результатов в результате оценки ее финансового состояния, показывает объективную картину текущей ситуации, а также помогает выявить все сильные и слабые стороны. Эти данные становятся необходимой базой для принятия дальнейших управленческих решений: изменение деятельности в организации, оптимизация расходов, увеличение доходов за счет дополнительных возможностей предприятия и т. д.

Применение превентивных мероприятий позволяет снизить частоту наступления негативных событий и тяжесть последствий, сократить общие издержки на обеспечение безопасности. Практика показывает, что затраты на предупредительные меры в десятки раз ниже затрат на ликвидацию последствий угроз [6].

Таким образом, защита финансовой безопасности хозяйствующего субъекта от потенциальных угроз, а также способ его защиты будут основаны на результате, полученном в зависимости от применяемой модели оценки угроз финансовой безопасности.

Именно от того, насколько заблаговременно руководство и менеджеры предприятия способны выявить возможные угрозы, избежать их и нейтрализовать ущерб от их воздействия, будет зависеть уровень финансовой безопасности хозяйствующего субъекта.

  1. Указ Президента РФ от 13 мая 2017 г. № 208 «О Стратегии экономической безопасности РФ на период до 2030 года»
  2. Указ Президента РФ от 31 декабря 2015 г. № 683 «О Стратегии национальной безопасности РФ»
  3. Каранина, Е. В. Финансовая безопасность (на уровне государства, региона, организации, личности) — Монография. — Киров: ФГБУ ВО «ВятГУ», 2015–239 с
  4. Кайрова В. М., Бурова А. В. Проблемы экономики, финансов и управления производством./ В. М. Кайрова, А. В. Бурова // Сборник научных трудов вузов России. — 2012.- № 32.- С. 134–142.
  5. Золотова А. А. Использование методов корпоративного анализа при оценке финансовой безопасности организации./ А. А. Золотова// Наука сегодня: реальность и перспективы. Материалы международной научно-практической конференции. В 2-х частях. — ООО «Маркер».- Вологда, 2018. –С. 100–102.
  6. Любушин Н. П. Использование ресурсоориентированного экономического анализа в оценке устойчивого развития хозяйствующих субъектов / Н. П. Любушин, А. И. Лылов, Н. Э. Бабичева // Вестник Тамбовского университета. — Тамбов, 2015. — № 2 (142). — С. 32–45.

Роль финансовой безопасности в системе обеспечения экономической безопасности России

экономические науки

  • Баландина Елизавета Андреевна , студент
  • Рахинская Юлия Андреевна , студент
  • Хашир Бэлла Олеговна , доктор наук, профессор, профессор
  • Кубанский Государственный Технологический Университет
  • ЭКОНОМИКА
  • ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
  • ВНЕШНИЕ И ВНУТРЕННИЕ УГРОЗЫ
  • ФИНАНСОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ
  • ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА
  • ФИНАНСОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
  • ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Похожие материалы

В современной среде, одной из важнейших составляющих экономической безопасности Российской Федерации, является именно финансовая безопасность. Эта данная сфера деятельности является существенным инструментом, который, конечно же, осуществляет защиту финансовых интересов во всех уровнях финансовых отношений. Также эта сфера является определённой ступенью независимости, постоянства и прочности финансовой системы нашей страны, который позволяет обеспечить наибольший эффект функционирование экономической системы и стабильно устойчивый экономический рост, в условиях воздействия на нее внешних и внутренних факторов, составляющие угрозу финансовой безопасности. Основная суть экономической безопасности любой страны определяется как состояние экономики и институт власти, при котором как подобает, обеспечивается гарантированная защита национальных интересов, которая социально направленна на развитие страны в целом. Соответственно, так же гарантируется образование необходимого экономического потенциала, и финансовой среды для возможности сохранения целостности и единства всей финансовой системы даже при наличии неблагоприятных условий для развития внутренних и внешних процессов, т.е. для успешного противодействия любым формам угроз финансовой безопасности.

Система финансовой безопасности подразумевает образование условий бесперебойной работы финансовой системы, внутри которой, во-первых, практически исключается вероятность попыток перенаправления финансовых потоков в неоформленные законодательными нормативными правовыми актами сферы их применения; а во-вторых, на много ослаблена вероятность явного злоупотребления финансовыми средствами. Финансовая система должна обладать твердой стабильностью на случай непредвиденных и чрезвычайных обстоятельств, для того чтобы государственные органы могли эффективно и вовремя отреагировать на появление каких-либо угроз и своевременно попытаться устранить их, тем самым свести хотя бы к минимуму любые допустимые социально-экономические потери.

В любой общественной сфере, в том числе финансово — экономической деятельности имеют место процессы и явления отрицательного характера, которые требуют точного анализа, оценки возможных последствий, выработке мер по их преодолению [2]. Применительно к изучению проблем финансовой безопасности, все негативные явления и процессы финансовой сфере формируются в угрозы, следовательно, это те факторы, которые препятствуют или создают опасность осуществлению национальных финансово — экономических интересов.

Общий уровень угроз финансовой безопасности не может, является постоянной величиной, так как он изменяется вместе с общеэкономической ситуацией. При этом действие некоторых угроз финансовой безопасности так же меняется, ослабевает или совсем прекращается, а других наоборот увеличивается, практически постоянно появляется вероятность возникновения новых потенциальных угроз. В связи с этим рождается необходимость вырабатывать и реализовывать целые комплексы упреждающих мер, направленных на вычисление и ликвидацию угроз в финансовой сфере, а также на повышение ее стабильности, устойчивости и эффективности. Анализ угроз финансовой безопасности одинаково важен как с позиции их предотвращения и прогнозирования, так и с позиции разработки стратегии финансовой безопасности. Обеспечение системы финансовой безопасности, в сфере внешнеэкономической деятельности, объективно предполагает разработку ее пороговых значений на федеральном и региональном уровнях, оформление конкретных показателей, способствующих снижению рисков, а также внешних и внутренних угроз финансовой безопасности.

Читать еще:  Знамя и флаг отличия

Угрозы финансовой безопасности России ─ это факторы, которые препятствуют или создают опасность реализации национальных финансово-экономических интересов. Для нашей страны преобладающими внешними угрозами являются: утрата некоторой части своих внешнеэкономических позиций, в результате вытеснения иностранными конкурентами зарубежных рынков; притеснение национальных приоритетов России в финансовой сфере в результате продвижения выгодных экономических и финансовых проектов для иностранных партнеров; влияние внутренней и внешней политики государств на внешнеэкономические связи и отношения; повышение конкуренции между государствами в экономической и иных сферах, использование мощных экономических факторов для завоевания мирового экономического пространства; противодействие равноправному участию России в международных структурах кредитно-финансового регулирования [3].

Также не мало важными угрозами для России являются внутренние угрозы, которые зарождаются в основном неадекватной финансово-экономической политикой, элементарными просчетами органов власти и управления, ошибками, злоупотреблениями и иными отклонениями (бесхозяйственность, волокита, разнообразные экономические преступления и т.д.) в управлении финансовой системой государства. К внутренним угрозам относится: для выхода из экономического кризиса и успешного проведения дальнейших реформ необходимо сокращение используемой ресурсной основы в финансово-кредитной сфере деятельности; приобретение экономическим кризисом затяжного характера, а также сохранение курса торможения выхода из него, наличие предпосылок для дальнейших всплесков в развитии кризиса; криминализация экономических отношений, рост экономической преступности, коррупции; борьба с инфляцией, предотвращение утечки капиталов за рубеж и создание предпосылок для развития российского предпринимательства; снижение уровня социальной ориентированности экономики, падение реальных доходов и платежеспособности населения; увеличение финансовых потерь, в результате усилия социальной напряженности в сфере экономических отношений [4].

Следует отметить, что границы между всеми угрозами, как внутренними, так и внешними зачастую носят не совсем четкий характер, так как они взаимообуславливают друг друга. Однако, очевидно, что длительное воздействие внутренних угроз на национальную экономику страны делает ее более слабой и во внешнем плане, потому как, государство не справляющееся с внутренними угрозами, лишено возможности проводить какую либо активную внешнюю политику, пытаться воздействовать на экспорт конкурентоспособной продукции и не имеет достаточных сил осуществлять самостоятельные экономические и финансовые расширения на новых рынках. При ослабленной экономике и несовершенной финансовой системе Россия будет лишена реальной возможности влиять на политику международных финансовых организаций [5].

Для предотвращения внутренних и внешних угроз финансовой безопасности Российской Федерации необходимо принять ряд соответствующих мер. Которые должны быть направлены на устойчивое экономическое развитие, политическую свободу действий, расширение, влияние внешней политики нашего государства.

В нынешних современных условиях в России используются следующие пути совершенствования системы финансовой безопасности:

  1. установление четких пределов иностранного участия в капитале отечественных организаций;
  2. отраслевые ограничения (ограничения и запрет доступа иностранных инвестиций в отрасли, признанные особо важными для экономического и социально-культурного развития государства);
  3. меры в отношении компаний, осуществляющих ограничительную деловую политику, искажающую условия конкуренции;
  4. требования в области производства и использование местных компонентов, передачи технологий и т.п.;
  5. разработка действенных систем контроля привлечения и использования средств иностранных заимствований [6].

В числе самых актуальных мер по повышению финансовой безопасности государства в современных условиях должно присутствовать создание эффективных механизмов, которые препятствуют проникновению в страну финансовых средств незаконно, а также нелегальным утечкам ресурсов из государства. Самым популярным и наиболее привлекательным каналом для отмывания «грязных денег», а также транспортировки капиталов по незаконным путям во всем мире является банковская сфера. Следовательно, процесс создания вышесказанных механизмов, в первую очередь, должен затрагивать именно эту сферу. Поэтому целесообразно усовершенствовать финансовую сферу, она должна стать более конкретной к требованиям модернизации в нашей экономике [7].

Таким образом, мы имеем возможность выделить, что во всей системе обеспечения экономической безопасности одно из самых важнейших мест занимает финансовая безопасность. Финансовая безопасность — это состояние финансовой системы, которое способно обеспечивать всеми необходимыми для государства финансовыми средствами, являющиеся существенными для выполнения его внутренних и внешних функций. Важно подчеркнуть, что от развития ситуации в финансовых секторах экономики, в первую очередь зависит устойчивое и безопасное развитие экономики в целом. Следует заметить, что в современных условиях финансовые отношения в иной раз не вносят положительного вклада в реформирование российской экономики, но во многих случаях оказывают сдерживающие воздействие, следовательно, это приводит к кризисным ситуациям.

Итак, финансовой системе свойственно иметь определенный запас прочности на случай непредвиденных и чрезвычайных обстоятельств, для того чтобы государственные органы и иные субъекты экономики могли заблаговременно среагировать на возникновение каких-либо угроз и по мере возможности устранить, предотвратить или хотя бы свести к минимуму потенциальные социально — экономические потери.

Список литературы

  1. Гордиенко Д.В. Основы экономической безопасности государства. Курс лекций. — М.: Финансы и статистика; ИНФРА-М, 2012. — 352 с
  2. Господарик Ю.П., Пашковская М.В. Международная экономическая безопасность. – Издательство университет «Синергия». – 2016. – С. 417.
  3. Барикаев Е.Н., Сараджева О.В. Финансовая безопасность: монография. – Издательство «Юнити-Дана». – 2015. – С. 103
  4. Сафин У.З., Яруллин Р.Р. Коррупция как угроза экономической безопасности государства// Диалектика противодействия коррупции: материалы V Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. – Издательство «Познание». – Казань, 2015. – 139-141 с.
  5. Архипов А., Городецкий А., Михайлов Б. Экономическая безопасность: оценки, проблемы, способы обеспечения// Вопросы экономики. — 2012. — №6. — С. 34-39
  6. Каранина Е.В. Финансовая безопасность (на уровне государства, региона, организации, личности) – Монография. – Киров: ФГБОУ ВО «ВятГУ». – 2015. – 239 с.
  7. Дронов Р. Подходы к обеспечению экономической безопасности // Экономист. — 2011. — №2. — С. 13-19.

Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

ФИНАНСОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В СИСТЕМЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РФ

студент 5 курса, кафедры финансов и экономической безопасности, ФЭИФ, Вятский государственный университет,

студент 5 курса, кафедры финансов и экономической безопасности, ФЭИФ, Вятский государственный университет,

доцент кафедры финансов и экономической безопасности, ФЭИФ, Вятский государственный университет,

АННОТАЦИЯ

В статье рассматривается место финансовой безопасности РФ в системе экономической безопасности страны, рассматривается сущность и содержание финансовой безопасности, её угрозы и факторы, на нее влияющие, анализируются показатели-индикаторы финансовой безопасности, а также мероприятия по укреплению финансовой безопасности РФ.

Ключевые слова: экономическая безопасность, финансовая безопасность, угрозы, стратегия, факторы, индикаторы, укрепление, контроль.

В современной России имеются различные причины, вследствие которых возникает большинство разнообразных угроз экономической безопасности. Каждая из угроз может представлять собой огромную опасность для государства.

Финансовая безопасность является важнейшей составляющей экономической безопасности и имеет при этом собственный механизм реализации, отличный от других видов экономической безопасности. Кроме того, финансовая безопасность неотделима от процессов обеспечения других видов экономической и национальной безопасности. Она выступает объединяющей основой при создании условий экономической безопасности [1].

Развитая инфраструктура, мощь и национальная безопасность государства зависят в первую очередь от экономической стабильности и уровня финансовой безопасности государства. Следовательно, тему данной статьи можно признать весьма актуальной в настоящее время.

Под финансовой безопасностью можно понимать текущее состояние финансовой системы государства, благодаря которому обеспечивается эффективная защита экономических интересов населения страны, а также успешное развитие национальной экономики в целом [4].

В целом, финансовую безопасность можно определить как подсистему экономической и национальной безопасности, которая выполняет конкретные функции управления. К функциональному уровню финансовой безопасности относятся: безопасность фондового рынка, бюджетно-налоговой, кредитно-банковской и валютно-денежной систем, внебюджетные фонды (рисунок 1).

Рисунок 1. Функциональный и организационно-обеспечивающий уровни финансовой безопасности в РФ

В системе финансовой безопасности также присутствует организационно-обеспечивающий уровень, который предполагает обеспечение оптимальных условий развития финансовой системы, распределение финансовых потоков и других денежных активов на государственном и региональном уровне, а также меры по снижению угроз финансовой безопасности в целом [2].

Факторы финансовой безопасности, создающие угрозу реализации кредитно-денежных и финансово-экономических потребностей общества, можно поделить на внутренние и внешние. Как понятно из названия, внутренние угрозы образуются в какой-либо отрасли жизнедеятельности, либо в хозяйствующем субъекте напрямую. Чаще всего данный тип угроз образуется из-за неправильно организованной финансово-денежной политики государства, ошибок и недочетов органов бюджетно-налоговой системы, уровня коррупции и иных форм экономических преступлений. Внешние угрозы финансовой безопасности определяются более широким и глобальным спектром интересов общества, к которым можно отнести интернационализацию и глобализацию мировой экономики. Как известно, данные процессы оказывают существенное влияние на круговорот экономических и хозяйственных связей в мире, на экономическую ситуацию, сложившуюся в современном обществе в целом [6].

Экономический анализ внутренних и внешних угроз финансовой безопасности проводится ежегодно и очень важен с точки зрения их предотвращения и обоснования. Такой анализ, прежде всего, предполагает использование системы пороговых значений экономических показателей на федеральном и региональном уровне, а также уровне хозяйствующих субъектов (табл. 1) [3, с. 187].

Читать еще:  Ответственность за утерю военного билета

Таблица 1.

Значения индикаторов финансовой безопасности РФ

Назначение индикатора-показателя

Пороговое значение, %

Значение показателя в РФ в 2018 году, %

1. Уровень инфляции, %

2. Коэффициенты монетизации экономики, %

3. Капитализация финансового рынка к ВВП

4. Внешний долг к ВВП, %

К основным показателям-индикаторам следует отнести:

1. Уровень инфляции (10-15%), отклонение показателя которого может привести к кредитной ликвидности.

2. Коэффициенты монетизации экономики (40-50%), низкий уровень которых может стать причиной падения потребительского спроса.

3. Капитализация финансово рынка (100%) – одна из немногих причин формирования финансовых «пирамид» и проведения всевозможных денежных махинаций.

4. Внешний долг к ВВП (20-25%), рост которого усиливает риски и угрозы финансовой безопасности в целом [1].

Данная система индикаторов финансовой безопасности определяет возможности будущих рисков и потерь, а также способствует формированию мер их предупреждения, что дает возможность на повышение уровня стабильности, устойчивости и эффективности уровня экономической безопасности государства в целом [4].

Для поддержания и укрепления финансовой безопасности страны в настоящее время принято разрабатывать стратегию безопасности.

Разработка стратегии экономической безопасности в России в условиях санкций, недостаточного роста ВВП, неэффективного государственного управления и других факторов, угрожающих российской экономике, актуальна в настоящее время.

Ввиду этого, Владимир Путин в мае 2017 года подписал указ о стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года.

В указе Президент поручил Правительству Российской Федерации в трехмесячный срок разработать меры организационного, нормативно-правового и методического характера, необходимые для реализации новой стратегии. Кабинету министров поручено оценить состояние экономической безопасности, обеспечить мониторинг ситуации и раз в год докладывать Президенту страны о мерах по ее укреплению. Стратегия экономической безопасности должна корректироваться каждые шесть лет.

Стратегия предусматривает решение и предотвращение кризисных процессов во всех направлениях (производство, наука, финансы), формирование политики на всех уровнях: федеральном, региональном, муниципальном. Также стратегия помогает решить проблемы и на национальном уровне в услових санкций.

По мнению российских экономистов, исследование и изучение финансовой безопасности России позволяет выявить новые аспекты и методы для совершенствования финансовой безопасности страны.

Изучениями в данном направлении занимался ряд ученых-экономистов.

Так, Л. В. Афанасьева рассматривала структурную декомпозицию бюджетно-налоговой безопасности государства. В своей работе она указала, что именно в этой области недостаточно теоретических и методологических исследований как отечественных, так и зарубежных.

Консультант Совета Федерации РФ, член рабочей группы по проблемам наукоградов, член-корреспондент Академии проблем качества, полковник М. Арсентьев рассмотрел вопрос об обеспечении экономической безопасности России органами ФСБ. В своей работе он указал, что именно экономика России сейчас является наиболее слабым звеном с позиции национальной безопас-ности [3].

Для поддержания достаточного уровня финансовой безопасности на современном этапе развития общества в России используются следующие пути улучшения системы финансовой и экономической безопасности: установление ограничений на участие иностранных организаций в капитале российских организаций; хозяйственные ограничения, касающиеся непосредственно отрасли производства, в которой функционирует организация; условия использования элементов деловой политики и другое [5].

Для обеспечения и выполнения всех вышеуказанных мероприятий необходимо сформировать, принять и обеспечить выполнение Финансовой доктрины, основной целью которой будет являться создание независимой финансово-банковской системы, поддержка благоприятного уровня инвестиционной активности и обеспечение экономической безопасности государства.

Наше государство имеет уникальные возможности, способные решить все вышеперечисленные задачи и цели, так как имеет огромные национальные богатства для создания и формирования нормативно-правовой базы и инфраструктуры национальной экономики в целом.

Весьма существенную роль в системе обеспечения финансовой безопасности играет финансовый контроль.

Поэтому, чтобы иметь положительные результаты в системе финансовой безопасности, необходимо ужесточить контроль над финансами, в первую очередь со стороны государства [2].

Поскольку существуют в наше время множественные факты финансового мошенничества и финансового терроризма, необходимо ужесточить ответственность в уголовном кодексе за мошенничество, мошенничество в отношении кредитных учреждений, ввести четкое понятие финансового терроризма, увеличить срок исковой давности по привлечению к уголовной ответственно-сти по этим преступлениям. Именно кредитные учреждения составляют одну из основных цепочек финансовой структуры России.

Государству необходимо контролировать и регулировать финансовую систему от случаев финансовых атак со стороны зарубежных стран, захвата криминальными структурами производственных и финансовых институтов внутри страны, их проникновение в различные структуры власти [6].

Для повышения финансовой безопасности России необходим дополнительный комплекс мер, направленных на минимизацию негативных тенденций, снижение финансовых рисков, а также обеспечение мероприятий, направленных на повышение финансовой безопасности в целях устойчивого развития экономики России.

Список литературы:

  1. Безденежных Т.И., Шарафанова Е.Е Финансовая безопасность в системе региональной экономической безопасности / Т.И. Безденежных // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. — 2019. — № 3 (117). — С. 32-38.
  2. Жилкина Ю.В. Финансовая система и обеспечение экономической безопасности России в условиях санкций / Ю.В. Жилкина // Вестник Тихоокеанского государственного университета. — 2018. — № 3 (50). — С. 33-42.
  3. Крохичева Г.Е., Архипов Э.Л., Зенцова К.С., Новикова Е.И. Финансовая безопасность в системе экономической безопасности / Г.Е. Крохичева // Kant. — 2016. — № 3 (20). — С. 107-111.
  4. Курносова В.В., Чебан М.А., Жулина М.Д. Финансовая безопасность и ее место в системе экономической безопасности России / В.В. Курносова // В сборнике: Современная экономика: актуальные вопросы, достижения и инновации. Сборник статей X Международной научно-практической конференции. — 2017. — С. 277-280.
  5. Подколзина И.М., Литвинова Ю.Г. Роль финансовой безопасности в системе обеспечения экономической безопасности России / И.М. Подколзина // В сборнике: Актуальные вопросы права, экономики и управления: сборник статей XIX Международной научно-практической конференции. — Пенза, 2019. — С. 179-181.
  6. Субботина Е.П. Финансовая безопасность как форма экономической безопасности в современной России / Е.П. Субботина // В сборнике: Актуальные вопросы устойчивого развития России в исследованиях студентов: управленческий, правовой и социально-экономический аспекты. Материалы XVI Всероссийской студенческой научно-практической конференции. В 2-х частях. Ответственный редактор С.В. Нечаева. — 2018. — С. 149-150.

Финансовая безопасность

Давно не писал про уровни финансовой защиты, решил исправить эту ситуацию.

Еще раз напомню про все пять уровней, которые, вообще известны:

2. Финансовая безопасность.

4. Финансовая независимость.

5. Финансовая свобода.

Как я уже писал, да и вы сами об этом прекрасно знаете, что большинство жителей нашей страны находятся на уровне финансовой опасности. Сегодня, давайте подробнее про финансовую безопасность.

Я считаю, что любой человек должен стремиться к финансовой свободе (о ней позже поговорим), но планировать нужно переход на ближайший уровень. Поэтому, если вы, или ваши друзья/знакомые/родственники находятся на уровне финансовой опасности, то ваша задача — перейти на уровень финансовой безопасности.

Чем же он характерен?

Первое. Доходы равны расходам, т.е. сколько вы получаете, все деньги тратятся. Может, в какой-то месяц чуть-чуть остается денег, но через месяц-другой они полностью используются.

Понятное дело, что, у большинства людей, сколько денег бы они не получали, все расходуются. Здесь речь идет о том, что денег хватает на удовлетворение самых необходимых нужд (еда, немного на одежду, чуть-чуть на хозяйственные нужды) и обязательных платежей (квартплата, детский садик, кредиты).

Второе. Имеется всего один источник дохода на взрослого члена семьи. Если это работа по найму, то только там. Если это предпринимательство — то только в одном направлении.

Когда человек получает деньги только с одного источника дохода, он может в любой момент перекрыться — могут уволить с работы, компания закроется или еще что-то произойдет.

Лично у меня сейчас четыре источника доходов. И я себе поставил задачу к концу года довести их до 8.

Третье . Сформирована финансовая подушка безопасности сроком от одного до трех-четырех месяцев. Что означает «на три-четыре месяца?»

Если семья или человек потеряет работу, то у него есть запас денег на то, чтобы удовлетворить свои необходимые нужды и обязательные платежи на том же самом уровне, что и при том времени, когда он работал. То есть, уровень жизни, в этом случае, не падает.

О том, как меня в прошлом году спасла финансовая подушка безопасности можете прочитать в этой статье .

Четвертое. Скорее всего есть кредиты. Я не встречал ни одного человека, который находился бы на этом уровне и у него не было кредитов. Наверное, такие люди есть.

Но, если человек находится на этом уровне и у него нет кредитов, то это говорит только о том, что он недавно вышел из уровня финансовой опасности и очень быстро будет на следующем уровне.

Понятно, что на этом уровне нет никакого разговора о стабильности, ведь может произойти все что угодно. И, если произойдет какая-то ситуация, и придется воспользоваться подушкой безопасности, то человек моментально скатывается на уровень финансовой опасности.

Что нужно делать, чтобы быстрее перейти на уровень выше? Об этом я пишу на страницах данного канала.

Я очень хочу, чтобы мои советы были полезны вам, а для того, чтобы быстрее всех получать новые статьи, поставьте лайк и подпишитесь на этот канал Про личные финансы.

Источники:

http://studfile.net/preview/5785061/page:5/
http://moluch.ru/archive/293/66443/
http://novainfo.ru/article/15333
http://sibac.info/studconf/econom/lxxxiii/155413
http://zen.yandex.ru/media/id/5adcb0a261049340672ccf2a/5b0635e41aa80cf17bff5f9b

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector