139 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Экологическое нормирование и стандартизация

Экологическое нормирование и стандартизация

Семинарское занятие №6

1. Нормирование качества окружающей среды

2. Виды нормирования и нормативов

3. Основные механизмы экологического нормирования

4. Нормативно-правовое обеспечение экологического нормирования.

1. Управление качеством окружающей среды (ОС) и социально-экологической безопасностью государства осуществляется через экологическое нормирование, которое представляет собой деятельность по разработке системы нормативно-технических документов с учетом существующих экологических, санитарно-гигиенических, технических и экономических требований.

Под качеством окружающей среды следует понимать совокупность её свойств, удовлетворяющих человека и обеспечивающих самовоспроизводство аборигенных видов организмов, устойчивость естественного круговорота веществ и трансформации энергии в экосистемах.

Качество ОС поддерживается в определенных рамках, прежде всего, самой природой путем саморегуляции и самоочищения от вредных веществ и излучений. Под благоприятной ОС понимается такая среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем и человеческого общества.

Каждый гражданин России, согласно Конституции РФ (ст. 42), имеет право на благоприятную ОС и на достоверную информацию о ее состоянии. Это право обеспечивается нормированием качества ОС, реализуемым главным образом через экологическую стандартизацию. Нормирование и стандартизация являются важнейшими средствами охраны ОС, регулирования природопользования и обеспечения безопасности в экологической сфере, которые широко применяются как в отечественной, так и зарубежной практике экологического менеджмента. Они относятся к административным методам управления.

При установлении нормативов качества ОС учитываются природные особенности территорий и акваторий, назначение природных и природно-антропогенных объектов, а также ландшафтов, имеющих особое природоохранное значение.

Эффективность экологического нормирования обеспечивается благодаря:

1) соответствию нормативов современному уровню развития экономики, науки и техники;

2) объективности и законности, так как их разработка и утверждение осуществляется специально уполномоченными органами государства;

3) обязательности выполнения всеми хозяйствующими субъектами и ответственности за их невыполнение.

В России на текущий момент времени действует немало законодательных правовых актов, регулирующих отношения в области экологического нормирования. Основным среди них является Закон РФ «Об охране окружающей среды» (от 10.01.2002, № 7-ФЗ), глава V которого «Нормирование в области охраны окружающей среды» определяет систему экологических нормативов и стандартов, критерии их установления, ответственные за их разработку и утверждение государственные органы. Дополняют и конкретизируют требования данного Закона к экологическому нормированию и охране ОС другие правовые документы, к числу которых относятся: Федеральные Законы «О недрах», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «Об экологической экспертизе», «О животном мире», Земельный кодекс РФ, Водный кодекс РФ, Лесной кодекс РФ.

Основной задачей нормирования в области охраны природы и обеспечения социально-экологической безопасности государства является введение в стандарты правил и норм, направленных:

1) на обеспечение сохранности природных комплексов;

2) содействие восстановлению и рациональному использованию природных ресурсов;

3) содействие сохранению равновесия между развитием производства и устойчивостью окружающей природной среды;

4) совершенствование управления качеством окружающей природной среды в интересах человечества.

Система стандартов в области охраны природы (далее ССОП) должна состоять из комплексов взаимосвязанных стандартов, направленных на сохранение, восстановление и рациональное использование природных ресурсов. Основные положения системы стандартов устанавливаетГОСТ 17.0.0.01 — 76. Стандарты, входящие в ССОП, разбиты, согласно ГОСТ, на группы (табл. 3) и виды (табл. 4).

ССОП должна способствовать решению следующих важных задач:

1) ограничению поступлений в окружающую природную среду промышленных, транспортных, сельскохозяйственных и бытовых сточных вод и выбросов для снижения содержания загрязняющих веществ в атмосфере, природных водах и почвах до количеств, не превышающих предельно допустимые концентрации;

2) охране и рациональному использованию всех видов ресурсов, в том числе и природно-заповедных фондов (заповедников, заказников, памятных и национальных парков).

В российском классификаторе гОСТов для природоозхранных стандартов выделен раздел 17 «Охрана природы», состоящей из десяти (0-9) комплексов (в номенклатуре стандартов второе после 17 число).

Таблица 3 Группы государственных стандартов, входящих в ССОП

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ НОРМИРОВАНИЕ И СТАНДАРТИЗАЦИЯ.

Экологические стандарты и нормативы — это юриди­чески значимые нормативно обоснованные показатели, характеризующие состояние природной среды и пределы допустимого воздействия на окружающую среду.

Стандарты представляют собой требования, характе­ризующие качество определенных видов товаров, про­дукции, работ и услуг, а также единые требования к осу­ществлению природоохранных мероприятий.

Выделяют два вида требований:

1) обязательные, выраженные в технических регла­ментах;

2) добровольные, отраженные в стандартах.

В соответствии с функциональным назначением эко­логические стандарты подразделяются на три основные группы:

1) стандарты охраны природной среды;

2) стандарты охраны отдельных видов природных объектов;

3) стандарты экологической безопасности продукции и товаров для жизни и здоровья человека.

Стандарты охраны отдельных видов природных объектов и природной среды в целом предусматривают виды природоохранных мероприятий, которые обязан осуществлять прйродопользователь. Так, например, обя­зательным требованием для получения разрешения на осуществление выбросов вредных веществ в атмосферу является установка очистительного оборудования, обес­печивающего снижение содержания вредных веществ в выбросах до установленной нормы. Стандартами устанав­ливаются также требования к техническим средствам, используемым в процессе природопользования, транс­портным средствам и производственному оборудованию.

Соответствие продукции и услуг экологическим требованиям государственных стандартов определяет­ся путем проведения декларирования соответствия маркирования продукции знаком технологическим регламентам,

В отношении продукции производственного назначе­ния перечень объектов обязательной сертификации ут­верждается Правительством РФ. Ответственность за вы­полнение данного требования законодательства несет продавец товара, исполнитель работ либо услуг.

Правовую основу экологического нормирования составляют:

♦ Федеральный закон «Об охране окружающей среды

♦ Федеральный закон «Об охране атмосферного воз­духа»

♦ Водный кодекс РФ (ст. 82);

♦ Земельный кодекс РФ (п. 5 ст. 13);

♦ Постановление Правительства РФ от 19.12.1996 г. № 1504 «О порядке разработки и утверждения нор­мативов предельно допустимых вредных воздей­ствий на водные объекты»;

Постановление Правительства РФ от 02.03.2000 № 183 «О нормативах выбросов вредных (загрязня­ющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него»;

♦ Постановление Правительства РФ от 03.08.1992 г. № 545 «Об утверждении Порядка разработки и ут­верждения экологических нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, лимитов использования природ­ных ресурсов, размещения отходов».

В соответствии с природоохранительном законодатель­ством РФ для установления предельно допустимых норм воздействия, гарантирующих экологическую безопасность населения, сохранение генофонда, обеспечивающих раци­ональное использование и воспроизводство природных ре­сурсов в условиях устойчивого развития хозяйственной деятельности, производится нормирование качества ок­ружающей природной среды.

Различают два вида нормирования: санитарно-гигиеническое и экологическое.

Санитарно-гигиеническое нормирование отражает нор­мативы приемлемых для человека условий среды и не допускает никакого ущерба даже отдельному организму (человеку). Экологическое нормирование предполагает учет так называемой нагрузки на экосистему и подразу­мевает определение экологически обоснованных норм допустимой нагрузки загрязняющих веществ. Допусти­мой считается такая нагрузка, при которой отклонение системы от нормального состояния не превышает есте­ственных изменений, не вызывает нежелательных по­следствий у живых организмов и не ведет к ухудшению качества среды. Экологическое нормирование допускает потерю отдельной особи, при условии сохранения стабиль­ности экосистем. В этом их принципиальное различие.

В основе установления нормативов экологического качества окружающей среды лежит принцип пороговос-и воздействия. Порог вредного воздействия — это мини­мальное количество вещества, при воздействии которого в организме происходят изменения, выходящие за преде­лы физиологических и приспособительных реакций. Основной величино й экологического нормирования содержания вредных соединений является предельно допустимая концент­рация (ПДК).

Читать еще:  Стоять в наряде это как

Предельно допустимая концентрация — это содержание вредного вещества в единице объема (воздуха, воды), мас­сы (почвы, пищевых продуктов) или поверхности (кожа работающих), которое при постоянном контакте или при воздействии за определенный промежуток времени прак­тически не влияет на здоровье человека и не вызывает не­благоприятных последствий у его потомства.

Для веществ, о действии которых не накоплено достаточной информа­ции, устанавливаются временно допустимые концентрации (ВДК). ВДК обычно получают расчетным путем (с ис­пользованием различных математических формул) и ре­комендуют для использования сроком на 2—3 года.

С точки зрения экологии, ПДК вредных веществ не что иное, как верхний предел устойчивости организма, при превышении которого то или иное вещество стано­вится лимитирующим.

При определении вредного воздействия зачастую ис­пользуется понятие токсичности вредного вещества. Под токсичностью понимают способность веществ вызывать на­рушения физиологических функций организма, что в свою очередь приводит к заболеваниям (интоксикациям, отрав­лениям), а в тяжелых случаях — к гибели. Степень токсич­ности вещества может быть охарактеризована величиной токсической дозы. Токсическая доза — это количество веще­ства (обычно отнесенное к единице массы организма), вы­зывающее определенный токсический эффект.

В зависимости от объекта нормирования экологичес­кие нормативы подразделяются на две группы:

1) нормативы качества природной среды;

2) нормативы воздействия на окружающую среду

Нормативы качества выполняют функцию критериев оценки состояния окружающей среды, а также экологичес­кой обоснованности хозяйственных решений и проектов.

Законом «Об охране окружающей среды» установле­ны юридические критерии определения допустимых пределов воздействия на окружающую среду в целях разра­ботки экологических нормативов.

Основным критерием является степень воздействия на состояние экологических систем, здоровье и жизнь человека. Изменение качества окружающей среды при­знается допустимым в том случае, если такие изменения не приводят к деградации окружающей среды, не вызы­вают стойких изменений климата и не влекут причинение вреда здоровью и жизни человека (нарушение генетичес­кого фонда, утрату трудоспособности и др.).

Данные критерии закреплены в ст. 3 Закона «Об охра­не окружающей среды» в виде основных принципов ох­раны окружающей среды.

Экологические нормативы находятся в непосред­ственной взаимосвязи с другими видами нормативов, содержащих критерии оценки состояния окружающей среды.

Такими нормативами являются:

♦ строительные нормы и правила.

В отличие от экологических нормативов непосред­ственным объектом оценки при санитарно-гигиеничес­ком и строительном нормировании является воздействие хозяйственной и иной деятельности на здоровье и жизнь человека. Непосредственной целью такого нормирования является обеспечение безопасных условий жизнедеятель­ности человека на территории, подвергшейся негативно­му воздействию в процессе хозяйственной и иной дея­тельности.

Экологическая стандартизация и экологическое нормирование

Экологическая стандартизация — деятельность по установлению в стандартах на продукцию, работы и услуги требований по рациональному природопользованию и охране окружающей среды.

Стандарты представляют собой требования, характеризующие качество определенных видов товаров, продукции, работ и услуг, а также единые требования к осуществлению природоохранных мероприятий и ограничения хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения ее негативного воздействия на окружающую среду.

Выделяют два вида требований:
1) обязательные, выраженные в технических регламентах;
2) добровольные, отраженные в стандартах.

В соответствии с функциональным назначением экологические стандарты подразделяются на три основные группы:
1) стандарты охраны природной среды;
2) стандарты охраны отдельных видов природных объектов;
3) стандарты экологической безопасности продукции и товаров для жизни и здоровья человека.

Цели стандартизации:
повышение уровня безопасности жизни или здоровья граждан, экологической безопасности, безопасности жизни или здоровья животных и растений;
повышение уровня безопасности объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Экологическое нормирование — установление уполномоченными государственными органами нормативов в области охраны окружающей среды в соответствии с требованиями законодательства.
Под нормативами в области охраны окружающей среды, в свою очередь, понимают установленные нормативы качества окружающей среды и нормативы допустимого воздействия на нее, при соблюдении которых обеспечивается устойчивое функционирование естественных экологических систем и сохраняется биологическое разнообразие.

В Российской Федерации имеется немало нормативных актов, регулирующих отношения в области экологического нормирования и стандартизации. Основным из них является ФЗ РФ «Об охране окружающей среды» (гл. 5), который определяет систему экологических нормативов и стандартов, критерии их установления, органы, ответственные за разработку и утверждает эти нормативы. ФЗ РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» определяются требования к санитарно-гигиеническому нормированию в области охраны среды обитания.
Применительно к использованию отдельных природных ресурсов и их охране нормирование регулируется соответствующим природоресурсным законодательством — земельным, водным, лесным, об охране атмосферного воздуха, о животном мире и др.

Экологические нормативы

Экологические нормативыэто пределы допустимого пагубного воздействия человека, в частности деятельности предприятий на окружающую природную среду, обязательные для соблюдения всеми хозяйствующими объектами, чья деятельность способна нанести вред окружающей среде.

Превышение экологических нормативов является экологическим правонарушением и влечет за собой прекращение, приостановление или ограничение экологически вредной деятельности, а также применение мер юридической ответственности.

Экологические нормативы устанавливаются на основании трех показателей:

а) медицинский, т. е. пороговый уровень угрозы здоровью человека, его генетическому фонду;

б) технологический, т.е. способность имеющихся технологий обеспечить выполнение установленных нормативов;

в) научно-технический, т. е. способность научно-технических средств контролировать предельно допустимое воздействие по всем его параметрам.

Систему экологических нормативов можно представить следующим образом:
1) Нормативы, характеризующие состояние участка территории:

ПДК (предельно допустимые концентрации) вредных веществ в воздухе, воде, почве;

ПДУ (предельно допустимые уровни) радиации;
ПДУ шума, вибрации, магнитных полей;

ПДВ (предельно допустимые выбросы) загрязняющих веществ.

2) Нормативы, характеризующие продукты потреблениячеловека:

нормативы предельно допустимых остаточных количеств вредных химических веществ в продуктах питания (например, нитраты, накапливающиеся в укропе или арбузах, соли тяжелых металлов, скапливающиеся в тканях рыб и животных и т.д.;

экологические требования к материалам, то есть содержание канцерогенных веществ в обоях, шифере, краске, мебели и т.п.

3) Нормативы, характеризующие источники загрязнения:

нормативы предельно допустимых выбросов и сбросов вредных веществ — устанавливаются по каждому значительному работающему источнику загрязнения (по автомобильным, авиационным двигателям, металлургическим печам и т.д.);

экологические требования на новую производственную технику — при проектировании новых поколений автомобилей необходимо закладывать в них всякий раз более жесткие требования к выхлопу, шуму, вибрациям и т.п.

4) Нормативы, характеризующие производственные технологии:
стандарты на новые технологии производства промышленной продукции;
предельно допустимые нормы применения агрохимикатов в сельском хозяйстве.

5) Норматив, характеризующий участок среды в целом

предельно допустимые нормы нагрузки на окружающую среду. Этот показатель характеризует пороговые свойства устойчивости территорий.

22. Экологическая экспертиза: общие положения. ОВОС

Экологическая экспертиза — установление соот­ветствия намечаемой хозяйственной или иной дея­тельности экологическим требованиям и определе­ние допустимости реализации объекта экологичес­кой экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реа­лизации объекта экологической экспертизы.

Читать еще:  Подсобный рабочий должностные обязанности в магазине

В Российской Федерации осуществляется государ­ственная, общественная, научная, нормативная, сани­тарная и правовая экологическая экспертиза.

Цель экспертизы — проверить и оценить, насколь­ко объект соответствует требованиям охраны окружа­ющей природной среды и экологической безопаснос­ти. Результатом экспертизы является выявление тех­нических ошибок, научно обоснованная оценка их последствий, рекомендации органам, принимающим решения, прогноз наиболее эффективных условий ре­ализации проектов и объектов, представленных на экспертизу.

Заключение экологической экспертизы — доку­мент, подготовленный экспертной комиссией, содер­жащий обоснованные выводы о допустимости воздей­ствия на окружающую природную среду хозяйствен­ной или иной деятельности либо других объектов экспертизы и о возможности их реализации, одобрен­ный большинством списочного состава экспертной комиссии.

Заключение подписывают руководитель, ответ­ственный секретарь и все члены экспертной комис­сии; оно не может быть изменено без их согласия. Заключение экологической экспертизы может быть положительным и отрицательным.

Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) является составной частью экологической оценки и ее обязаны осуществлять авторы любого проекта. ОВОС проводится в отношении планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду, независимо от организационно-правовых форм собственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Задачами ОВОС являются:

◦ выявление, анализ, оценка и учет в проектных решениях предполагаемых воздействий намечаемой хозяйственной деятельности; изменений в окружающей среде, как результатов этих воздействий; последствий для общества и экосистеме, к которым приведут изменения в окружающей среде;

◦ выявление, анализ и сравнение всех реальных и разумных альтернатив (включая полный отказ от деятельности) на основе социально-экономических и экологических оценок каждой из них;

◦ формализация, в рамках которой заказчик представляет результаты проведенных процедур ОВОС в процессе разработки проектного замысла на различных стадиях проектирования.

Субъекты ОВОС:

Заказчик — юридическое или физическое лицо, отвечающее за подготовку документации по намечаемой деятельности в соответствии с нормативными требованиями, предъявляемыми к данному виду деятельности на экологическую экспертизу.

Исполнитель работ по оценке воздействия на окружающую среду — физическое или юридическое лицо, осуществляющее проведение оценки воздействия на окружающую среду, которому заказчик предоставил право на проведение работ по оценке воздействия на окружающую среду. Исполнитель отвечает за полноту и достоверность оценок, соответствие их экологическим нормативам и стандартам.

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Экологическое нормирование и стандартизация;

Объективно в процессе общественного развития человек не может не воздействовать на состояние окружающей среды. Так, он не может не извлекать минеральные ресурсы, не может не забирать воду и пока не может по экономическим и техническим соображениям не выбрасывать в природную среду загрязняющие вещества. Проблема заключается в том, чтобы при этом были определены научно обоснованные пределы таких воздействий исходя из долгосрочных общественных интересов в сохранении количественных и качественных свойств и характеристик природы. Достижению указанной цели и призваны служить экологическое нормирование и стандартизация.

Под нормированием в области природопользования и охраны окружающей среды понимается установление уполномоченными государственными органами экологических нормативов в соответствии с требованиями законодательства.

Стандартизацию Закон РФ от 10 июня 1993 г. «О стандартизации» определяет как деятельность по установлению норм, правил и характеристик (требований) в целях обеспечения: а) безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества; б) качества продукции, работ и услуг в соответствии с уровнем развития науки, техники и технологии; в) единства измерений; г) экономии всех видов ресурсов; д) безопасности хозяйственных объектов с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций. Соответственно, экологическая стандартизация может быть определена как установление в стандартах требований по рациональному природопользованию и охране окружающей среды.

Экологическое нормирование и стандартизация могут изучаться и анализироваться в разных качествах: как правовые меры охраны окружающей среды, как правовой институт и как функции государственного управления в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.

В природоохранной практике России, как и во всем мире, нормирование и стандартизация с давних пор используются в качестве одной из основных мер или инструментов охраны окружающей среды. Будучи урегулированной в природоохранном законодательстве, такая мера становится правовой. Это означает, с одной стороны, что экологическое нормирование и стандартизация должны в обязательном порядке осуществляться уполномоченными государственными структурами. С другой стороны, правовой характер данной меры проявляется в том, что установленные экологические нормативы и стандарты должны соблюдаться всеми природопользователями.

Совокупность правовых норм, регулирующих отношения по разработке, принятию и обеспечению соблюдения экологических нормативов и стандартов, образует институт экологического права.

Наконец, разработка и принятие экологических нормативов и стандартов представляет собой одно из направлений природоохранной деятельности уполномоченных государственных органов. Другими словами, нормирование и стандартизация являются одной из функций государственного управления охраной окружающей среды и природопользованием.

В Российской Федерации имеется немало нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области экологического нормирования и стандартизации. В числе основных следует назвать Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды», разд. IV которого – «Нормирование качества окружающей природной среды » – определяет систему экологических нормативов и стандартов, критерии их установления, органы, ответственные за разработку и утверждение этих нормативов. Законом РСФСР «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» определяются требования к санитарно-гигиеническому нормированию в области охраны среды обитания. Правовые основы экологической стандартизации устанавливаются Законом РФ «О стандартизации».

Применительно к использованию отдельных природных ресурсов и их охране нормирование регулируется соответствующим природоресурсным законодательством – земельным, водным, лесным, об охране атмосферного воздуха, о животном мире и др.

Важную роль в экологическом нормировании играет Порядок разработки и утверждения экологических нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, лимитов использования природных ресурсов, размещения отходов, утвержденный постановлением Правительства РФ от 3 августа 1992г.

В системе нормативных правовых актов, регулирующих отношения в рассматриваемой области, имеется значительное число норм по экологическому нормированию и стандартизации, определяющих компетенцию государственных органов в данной сфере. Они содержатся, например, в положениях о конкретных государственных органах. Речь идет, в частности, о Положении о Государственном комитете РФ по охране окружающей среды, утвержденном постановлением Правительства РФ от 30 мая 1997 г., Положении о Министерстве здравоохранения РФ, утвержденном постановлением Правительства РФ от 3 июня 1997г., Положении о Государственном комитете РФ по стандартизации, метрологии и сертификации, утвержденном постановлением Правительства РФ от 25 декабря 1992 г., и др.

Читать еще:  Как стать акционером компании

29.Экологический контроль: виды и формы контроля.

Задачи экологического контроля:

• наблюдение за состоянием окружающей природной среды и ее изменением под влиянием хозяйственной и иной деятельности;

• проверка выполнения планов и мероприятий по охране природы, рациональному использованию природных ресурсов, оздоровлению окружающей природной среды, соблюдения требований природоохранительного законодательства и нормативов качества окружающей природной среды.

Систему экологического контроля составляют государственная служба наблюдения за состоянием окружающей природной среды, государственный, производственный, муниципальный и общественный контроль.

Цели государственной — службы наблюдения за состоянием окружающей природной среды:

• наблюдение за происходящими в окружающей природной среде физическими, химическими, биологическими процессами, за уровнем загрязнения атмосферного воздуха, почв, водных объектов, последствиями его влияния на растительный и животный мир;

• обеспечение заинтересованных организаций и населения текущей и экстренной информацией об изменениях в окружающей природной среде;

• составление прогнозов ее состояния и своевременных предупреждений.

Государственная служба наблюдения за состоянием окружающей природной среды осуществляется специально уполномоченными на то государственными органами РФ в области охраны окружающей природной среды при участии министерств и ведомств через систему наблюдения в городах, промышленных центрах, на водных объектах, в отдельных регионах, а также в космическом пространстве.

Государственный экологический контроль в РФ осуществляется Федеральным Собранием РФ, Правительством РФ, правительствами субъектов РФ, органами местного самоуправления, а также специально уполномоченными на то государственными органами Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды, санитарно-эпидемиологического надзора.

Производственный экологический контроль осуществляется экологической службой предприятий, учреждений, организаций. Задачи производственного экологического контролясостоят в проверке:

• выполнения планов и мероприятий по охране природы и оздоровлению окружающей среды;

• рационального использования и воспроизводства природных ресурсов;

• соблюдения нормативов качества окружающей природной среды;

• выполнения требований природоохранительного законодательства.

Предприятия, учреждения, организации утверждают положения, регулирующие порядок проведения производственного экологического контроля.

Муниципальный экологический контроль в области охраны окружающей среды на территории муниципального образования осуществляют органы местного самоуправления или уполномоченные ими органы.

Общественный экологический контроль в области охраны окружающей среды осуществляется в целях реализации права каждого на благоприятную окружающую среду и предотвращения нарушения законодательства в области охраны окружающей среды. Общественный контроль осуществляют общественные и иные некоммерческие объединения в соответствии с их уставами, а также граждане в соответствии с законодательством.

Результаты общественного контроля в области охраны окружаю щей среды (общественного экологического контроля), представленные в органы государственной власти, органы местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению в порядке, установленном законодательством.

Контроль за соблюдением правил экологопользования бывает: а) Государственный контроль за соблюдением правил экологопользо-вания имеет сложную структуру, в которой можно выделить следующие элементы: прокурорский надзор, осуществляемый за соблюдением экологического законодательства; местный контроль, т. е. контроль за соблюдением законодательства об экологопользовании со стороны органов местного самоуправления, кото-рые, в отличие от прокурорских органов, вправе не только признавать незаконность тех или иных действий, но и непосредственно отменять их. специальный контроль осуществляется специализированными государ-ственными инспекциями^ по охране атмосферного воздуха, по охране вод, по охране земель, по правильному применению агрохимикатов, по охране рыбных запасов, по охране лесов; и т. п. б) Ведомственный контроль осуществляется министерствами и ведом-ствами в рамках своей отрасли. Он отличается от государственного конт-роля, во-первых, более узким кругом задач, определенных общим положением о министерстве и специальными положениями о министерст-вах; во-вторых, значительной разнородностью контрольных функций, по-скольку есть министерства и ведомства, деятельность предприятий которых связана с эксплуатацией природных объектов, а есть и такие, которые в своей деятельности касаются данной сферы незначительно. в) Общественный контроль за соблюдением правил экологопользования имеет многообразные формы. (партийный контроль, осуществляемый политическими партиями, контроль общественных организаций, осуществляемый добровольны-ми обществами, контроль органов местного самоуправления, контроль отдельных граждан.)

Экологическое нормирование и стандартизация

Объективно в процессе общественного развития человек не может не воздействовать на состояние окружающей среды. Так, он не может не извлекать минеральные ресурсы, не может не заби­рать воду и пока не может по экономическим и техническим сооб­ражениям не выбрасывать в природную среду загрязняющие веще­ства. Проблема заключается в том, чтобы при этом были определе­ны научно обоснованные пределы таких воздействий исходя из долгосрочных общественных интересов в сохранении количествен­ных и качественных свойств и характеристик природы. Достиже­нию указанной цели и призваны служить экологическое нормиро­вание и стандартизация.

Под нормированием в области природопользования и охраны окружающей среды понимается установление уполномоченными государственными органами экологических нормативов в соот­ветствии с требованиями законодательства.

Стандартизацию Закон РФ от 10 июня 1993 г. «О стандартиза­ции» определяет как деятельность по установлению норм, правил и характеристик (требований) в целях обеспечения: а) безопаснос­ти продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здо­ровья и имущества; б) качества продукции, работ и услуг в соответ­ствии с уровнем развития науки, техники и технологии; в) единст­ва измерений; г) экономии всех видов ресурсов; д) безопасности хозяйственных объектов с учетом риска возникновения природ­ных и техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций. Соответственно, экологическая стандартизация может быть опре­делена как установление в стандартах требований по рациональ­ному природопользованию и охране окружающей среды.

Экологическое нормирование и стандартизация могут изучать­ся и анализироваться в разных качествах: как правовые меры ох­раны окружающей среды, как правовой институт и как функции государственного управления в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.

В природоохранной практике России, как и во всем мире, нор­мирование и стандартизация с давних пор используются в качест­ве одной из основных мер или инструментов охраны окружающей среды. Будучи урегулированной в природоохранном законодательстве, такая мера становится правовой. Это означает, с одной стороны, что экологическое нормирование и стандартизация должны в обязательном порядке осуществляться уполномоченными государственными структурами. С другой стороны, правовой характер данной меры проявляется в том, что установленные экологические нормативы и стандарты должны соблюдаться всеми природопользователями.

Система экологических нормативов и стандартов предопределяется практическими потребностями в использовании различных видов нормативов применительно к видам экологически значимой деятельности или продукции как инструментов для решения задач охраны окружающей среды. В систему экологических стандартов и нормативов входят:

1. Нормативы качества окружающей среды.

2. Нормативы предельно допустимого вредного воздействия на состояние природы.

3. Нормативы использования природных ресурсов.

4. Экологические стандарты.

5. Нормативы санитарных и защитных зон

Главными областями экологических нормативов и стандартов являются экологический контроль, прогнозирование, программирование и планирование экологических и природно-ресурсных мероприятий, экологическая экспертиза, аудит и т.д.

Дата добавления: 2015-08-05 ; просмотров: 7 ; Нарушение авторских прав

Источники:

http://lektsii.org/1-13012.html
http://infopedia.su/10x6f4.html
http://cyberpedia.su/14x85db.html
http://studopedia.su/16_102801_ekologicheskoe-normirovanie-i-standartizatsiya.html
http://lektsii.com/2-100799.html

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: