Экологическое нормирование и стандартизация
Экологическое нормирование и стандартизация
Семинарское занятие №6
1. Нормирование качества окружающей среды
2. Виды нормирования и нормативов
3. Основные механизмы экологического нормирования
4. Нормативно-правовое обеспечение экологического нормирования.
1. Управление качеством окружающей среды (ОС) и социально-экологической безопасностью государства осуществляется через экологическое нормирование, которое представляет собой деятельность по разработке системы нормативно-технических документов с учетом существующих экологических, санитарно-гигиенических, технических и экономических требований.
Под качеством окружающей среды следует понимать совокупность её свойств, удовлетворяющих человека и обеспечивающих самовоспроизводство аборигенных видов организмов, устойчивость естественного круговорота веществ и трансформации энергии в экосистемах.
Качество ОС поддерживается в определенных рамках, прежде всего, самой природой путем саморегуляции и самоочищения от вредных веществ и излучений. Под благоприятной ОС понимается такая среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем и человеческого общества.
Каждый гражданин России, согласно Конституции РФ (ст. 42), имеет право на благоприятную ОС и на достоверную информацию о ее состоянии. Это право обеспечивается нормированием качества ОС, реализуемым главным образом через экологическую стандартизацию. Нормирование и стандартизация являются важнейшими средствами охраны ОС, регулирования природопользования и обеспечения безопасности в экологической сфере, которые широко применяются как в отечественной, так и зарубежной практике экологического менеджмента. Они относятся к административным методам управления.
При установлении нормативов качества ОС учитываются природные особенности территорий и акваторий, назначение природных и природно-антропогенных объектов, а также ландшафтов, имеющих особое природоохранное значение.
Эффективность экологического нормирования обеспечивается благодаря:
1) соответствию нормативов современному уровню развития экономики, науки и техники;
2) объективности и законности, так как их разработка и утверждение осуществляется специально уполномоченными органами государства;
3) обязательности выполнения всеми хозяйствующими субъектами и ответственности за их невыполнение.
В России на текущий момент времени действует немало законодательных правовых актов, регулирующих отношения в области экологического нормирования. Основным среди них является Закон РФ «Об охране окружающей среды» (от 10.01.2002, № 7-ФЗ), глава V которого «Нормирование в области охраны окружающей среды» определяет систему экологических нормативов и стандартов, критерии их установления, ответственные за их разработку и утверждение государственные органы. Дополняют и конкретизируют требования данного Закона к экологическому нормированию и охране ОС другие правовые документы, к числу которых относятся: Федеральные Законы «О недрах», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «Об экологической экспертизе», «О животном мире», Земельный кодекс РФ, Водный кодекс РФ, Лесной кодекс РФ.
Основной задачей нормирования в области охраны природы и обеспечения социально-экологической безопасности государства является введение в стандарты правил и норм, направленных:
1) на обеспечение сохранности природных комплексов;
2) содействие восстановлению и рациональному использованию природных ресурсов;
3) содействие сохранению равновесия между развитием производства и устойчивостью окружающей природной среды;
4) совершенствование управления качеством окружающей природной среды в интересах человечества.
Система стандартов в области охраны природы (далее ССОП) должна состоять из комплексов взаимосвязанных стандартов, направленных на сохранение, восстановление и рациональное использование природных ресурсов. Основные положения системы стандартов устанавливаетГОСТ 17.0.0.01 — 76. Стандарты, входящие в ССОП, разбиты, согласно ГОСТ, на группы (табл. 3) и виды (табл. 4).
ССОП должна способствовать решению следующих важных задач:
1) ограничению поступлений в окружающую природную среду промышленных, транспортных, сельскохозяйственных и бытовых сточных вод и выбросов для снижения содержания загрязняющих веществ в атмосфере, природных водах и почвах до количеств, не превышающих предельно допустимые концентрации;
2) охране и рациональному использованию всех видов ресурсов, в том числе и природно-заповедных фондов (заповедников, заказников, памятных и национальных парков).
В российском классификаторе гОСТов для природоозхранных стандартов выделен раздел 17 «Охрана природы», состоящей из десяти (0-9) комплексов (в номенклатуре стандартов второе после 17 число).
Таблица 3 Группы государственных стандартов, входящих в ССОП
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ НОРМИРОВАНИЕ И СТАНДАРТИЗАЦИЯ.
Экологические стандарты и нормативы — это юридически значимые нормативно обоснованные показатели, характеризующие состояние природной среды и пределы допустимого воздействия на окружающую среду.
Стандарты представляют собой требования, характеризующие качество определенных видов товаров, продукции, работ и услуг, а также единые требования к осуществлению природоохранных мероприятий.
Выделяют два вида требований:
1) обязательные, выраженные в технических регламентах;
2) добровольные, отраженные в стандартах.
В соответствии с функциональным назначением экологические стандарты подразделяются на три основные группы:
1) стандарты охраны природной среды;
2) стандарты охраны отдельных видов природных объектов;
3) стандарты экологической безопасности продукции и товаров для жизни и здоровья человека.
Стандарты охраны отдельных видов природных объектов и природной среды в целом предусматривают виды природоохранных мероприятий, которые обязан осуществлять прйродопользователь. Так, например, обязательным требованием для получения разрешения на осуществление выбросов вредных веществ в атмосферу является установка очистительного оборудования, обеспечивающего снижение содержания вредных веществ в выбросах до установленной нормы. Стандартами устанавливаются также требования к техническим средствам, используемым в процессе природопользования, транспортным средствам и производственному оборудованию.
Соответствие продукции и услуг экологическим требованиям государственных стандартов определяется путем проведения декларирования соответствия маркирования продукции знаком технологическим регламентам,
В отношении продукции производственного назначения перечень объектов обязательной сертификации утверждается Правительством РФ. Ответственность за выполнение данного требования законодательства несет продавец товара, исполнитель работ либо услуг.
Правовую основу экологического нормирования составляют:
♦ Федеральный закон «Об охране окружающей среды
♦ Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха»
♦ Водный кодекс РФ (ст. 82);
♦ Земельный кодекс РФ (п. 5 ст. 13);
♦ Постановление Правительства РФ от 19.12.1996 г. № 1504 «О порядке разработки и утверждения нормативов предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты»;
♦ Постановление Правительства РФ от 02.03.2000 № 183 «О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него»;
♦ Постановление Правительства РФ от 03.08.1992 г. № 545 «Об утверждении Порядка разработки и утверждения экологических нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, лимитов использования природных ресурсов, размещения отходов».
В соответствии с природоохранительном законодательством РФ для установления предельно допустимых норм воздействия, гарантирующих экологическую безопасность населения, сохранение генофонда, обеспечивающих рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов в условиях устойчивого развития хозяйственной деятельности, производится нормирование качества окружающей природной среды.
Различают два вида нормирования: санитарно-гигиеническое и экологическое.
Санитарно-гигиеническое нормирование отражает нормативы приемлемых для человека условий среды и не допускает никакого ущерба даже отдельному организму (человеку). Экологическое нормирование предполагает учет так называемой нагрузки на экосистему и подразумевает определение экологически обоснованных норм допустимой нагрузки загрязняющих веществ. Допустимой считается такая нагрузка, при которой отклонение системы от нормального состояния не превышает естественных изменений, не вызывает нежелательных последствий у живых организмов и не ведет к ухудшению качества среды. Экологическое нормирование допускает потерю отдельной особи, при условии сохранения стабильности экосистем. В этом их принципиальное различие.
В основе установления нормативов экологического качества окружающей среды лежит принцип пороговос-и воздействия. Порог вредного воздействия — это минимальное количество вещества, при воздействии которого в организме происходят изменения, выходящие за пределы физиологических и приспособительных реакций. Основной величино
й экологического нормирования содержания вредных соединений является предельно допустимая концентрация (ПДК).
Предельно допустимая концентрация — это содержание вредного вещества в единице объема (воздуха, воды), массы (почвы, пищевых продуктов) или поверхности (кожа работающих), которое при постоянном контакте или при воздействии за определенный промежуток времени практически не влияет на здоровье человека и не вызывает неблагоприятных последствий у его потомства.
Для веществ, о действии которых не накоплено достаточной информации, устанавливаются временно допустимые концентрации (ВДК). ВДК обычно получают расчетным путем (с использованием различных математических формул) и рекомендуют для использования сроком на 2—3 года.
С точки зрения экологии, ПДК вредных веществ не что иное, как верхний предел устойчивости организма, при превышении которого то или иное вещество становится лимитирующим.
При определении вредного воздействия зачастую используется понятие токсичности вредного вещества. Под токсичностью понимают способность веществ вызывать нарушения физиологических функций организма, что в свою очередь приводит к заболеваниям (интоксикациям, отравлениям), а в тяжелых случаях — к гибели. Степень токсичности вещества может быть охарактеризована величиной токсической дозы. Токсическая доза — это количество вещества (обычно отнесенное к единице массы организма), вызывающее определенный токсический эффект.
В зависимости от объекта нормирования экологические нормативы подразделяются на две группы:
1) нормативы качества природной среды;
2) нормативы воздействия на окружающую среду
Нормативы качества выполняют функцию критериев оценки состояния окружающей среды, а также экологической обоснованности хозяйственных решений и проектов.
Законом «Об охране окружающей среды» установлены юридические критерии определения допустимых пределов воздействия на окружающую среду в целях разработки экологических нормативов.
Основным критерием является степень воздействия на состояние экологических систем, здоровье и жизнь человека. Изменение качества окружающей среды признается допустимым в том случае, если такие изменения не приводят к деградации окружающей среды, не вызывают стойких изменений климата и не влекут причинение вреда здоровью и жизни человека (нарушение генетического фонда, утрату трудоспособности и др.).
Данные критерии закреплены в ст. 3 Закона «Об охране окружающей среды» в виде основных принципов охраны окружающей среды.
Экологические нормативы находятся в непосредственной взаимосвязи с другими видами нормативов, содержащих критерии оценки состояния окружающей среды.
Такими нормативами являются:
♦ строительные нормы и правила.
В отличие от экологических нормативов непосредственным объектом оценки при санитарно-гигиеническом и строительном нормировании является воздействие хозяйственной и иной деятельности на здоровье и жизнь человека. Непосредственной целью такого нормирования является обеспечение безопасных условий жизнедеятельности человека на территории, подвергшейся негативному воздействию в процессе хозяйственной и иной деятельности.
Экологическая стандартизация и экологическое нормирование
Экологическая стандартизация — деятельность по установлению в стандартах на продукцию, работы и услуги требований по рациональному природопользованию и охране окружающей среды.
Стандарты представляют собой требования, характеризующие качество определенных видов товаров, продукции, работ и услуг, а также единые требования к осуществлению природоохранных мероприятий и ограничения хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения ее негативного воздействия на окружающую среду.
Выделяют два вида требований:
1) обязательные, выраженные в технических регламентах;
2) добровольные, отраженные в стандартах.
В соответствии с функциональным назначением экологические стандарты подразделяются на три основные группы:
1) стандарты охраны природной среды;
2) стандарты охраны отдельных видов природных объектов;
3) стандарты экологической безопасности продукции и товаров для жизни и здоровья человека.
Цели стандартизации:
•повышение уровня безопасности жизни или здоровья граждан, экологической безопасности, безопасности жизни или здоровья животных и растений;
•повышение уровня безопасности объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Экологическое нормирование — установление уполномоченными государственными органами нормативов в области охраны окружающей среды в соответствии с требованиями законодательства.
Под нормативами в области охраны окружающей среды, в свою очередь, понимают установленные нормативы качества окружающей среды и нормативы допустимого воздействия на нее, при соблюдении которых обеспечивается устойчивое функционирование естественных экологических систем и сохраняется биологическое разнообразие.
В Российской Федерации имеется немало нормативных актов, регулирующих отношения в области экологического нормирования и стандартизации. Основным из них является ФЗ РФ «Об охране окружающей среды» (гл. 5), который определяет систему экологических нормативов и стандартов, критерии их установления, органы, ответственные за разработку и утверждает эти нормативы. ФЗ РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» определяются требования к санитарно-гигиеническому нормированию в области охраны среды обитания.
Применительно к использованию отдельных природных ресурсов и их охране нормирование регулируется соответствующим природоресурсным законодательством — земельным, водным, лесным, об охране атмосферного воздуха, о животном мире и др.
Экологические нормативы
Экологические нормативы—это пределы допустимого пагубного воздействия человека, в частности деятельности предприятий на окружающую природную среду, обязательные для соблюдения всеми хозяйствующими объектами, чья деятельность способна нанести вред окружающей среде.
Превышение экологических нормативов является экологическим правонарушением и влечет за собой прекращение, приостановление или ограничение экологически вредной деятельности, а также применение мер юридической ответственности.
Экологические нормативы устанавливаются на основании трех показателей:
а) медицинский, т. е. пороговый уровень угрозы здоровью человека, его генетическому фонду;
б) технологический, т.е. способность имеющихся технологий обеспечить выполнение установленных нормативов;
в) научно-технический, т. е. способность научно-технических средств контролировать предельно допустимое воздействие по всем его параметрам.
Систему экологических нормативов можно представить следующим образом:
1) Нормативы, характеризующие состояние участка территории:
—ПДК (предельно допустимые концентрации) вредных веществ в воздухе, воде, почве;
—ПДУ (предельно допустимые уровни) радиации;
—ПДУ шума, вибрации, магнитных полей;
—ПДВ (предельно допустимые выбросы) загрязняющих веществ.
2) Нормативы, характеризующие продукты потреблениячеловека:
—нормативы предельно допустимых остаточных количеств вредных химических веществ в продуктах питания (например, нитраты, накапливающиеся в укропе или арбузах, соли тяжелых металлов, скапливающиеся в тканях рыб и животных и т.д.;
—экологические требования к материалам, то есть содержание канцерогенных веществ в обоях, шифере, краске, мебели и т.п.
3) Нормативы, характеризующие источники загрязнения:
—нормативы предельно допустимых выбросов и сбросов вредных веществ — устанавливаются по каждому значительному работающему источнику загрязнения (по автомобильным, авиационным двигателям, металлургическим печам и т.д.);
—экологические требования на новую производственную технику — при проектировании новых поколений автомобилей необходимо закладывать в них всякий раз более жесткие требования к выхлопу, шуму, вибрациям и т.п.
4) Нормативы, характеризующие производственные технологии:
—стандарты на новые технологии производства промышленной продукции;
—предельно допустимые нормы применения агрохимикатов в сельском хозяйстве.
5) Норматив, характеризующий участок среды в целом
—предельно допустимые нормы нагрузки на окружающую среду. Этот показатель характеризует пороговые свойства устойчивости территорий.
22. Экологическая экспертиза: общие положения. ОВОС
Экологическая экспертиза — установление соответствия намечаемой хозяйственной или иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы.
В Российской Федерации осуществляется государственная, общественная, научная, нормативная, санитарная и правовая экологическая экспертиза.
Цель экспертизы — проверить и оценить, насколько объект соответствует требованиям охраны окружающей природной среды и экологической безопасности. Результатом экспертизы является выявление технических ошибок, научно обоснованная оценка их последствий, рекомендации органам, принимающим решения, прогноз наиболее эффективных условий реализации проектов и объектов, представленных на экспертизу.
Заключение экологической экспертизы — документ, подготовленный экспертной комиссией, содержащий обоснованные выводы о допустимости воздействия на окружающую природную среду хозяйственной или иной деятельности либо других объектов экспертизы и о возможности их реализации, одобренный большинством списочного состава экспертной комиссии.
Заключение подписывают руководитель, ответственный секретарь и все члены экспертной комиссии; оно не может быть изменено без их согласия. Заключение экологической экспертизы может быть положительным и отрицательным.
Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) является составной частью экологической оценки и ее обязаны осуществлять авторы любого проекта. ОВОС проводится в отношении планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду, независимо от организационно-правовых форм собственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Задачами ОВОС являются:
◦ выявление, анализ, оценка и учет в проектных решениях предполагаемых воздействий намечаемой хозяйственной деятельности; изменений в окружающей среде, как результатов этих воздействий; последствий для общества и экосистеме, к которым приведут изменения в окружающей среде;
◦ выявление, анализ и сравнение всех реальных и разумных альтернатив (включая полный отказ от деятельности) на основе социально-экономических и экологических оценок каждой из них;
◦ формализация, в рамках которой заказчик представляет результаты проведенных процедур ОВОС в процессе разработки проектного замысла на различных стадиях проектирования.
Субъекты ОВОС:
Заказчик — юридическое или физическое лицо, отвечающее за подготовку документации по намечаемой деятельности в соответствии с нормативными требованиями, предъявляемыми к данному виду деятельности на экологическую экспертизу.
Исполнитель работ по оценке воздействия на окружающую среду — физическое или юридическое лицо, осуществляющее проведение оценки воздействия на окружающую среду, которому заказчик предоставил право на проведение работ по оценке воздействия на окружающую среду. Исполнитель отвечает за полноту и достоверность оценок, соответствие их экологическим нормативам и стандартам.
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.
Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.
Экологическое нормирование и стандартизация;
Объективно в процессе общественного развития человек не может не воздействовать на состояние окружающей среды. Так, он не может не извлекать минеральные ресурсы, не может не забирать воду и пока не может по экономическим и техническим соображениям не выбрасывать в природную среду загрязняющие вещества. Проблема заключается в том, чтобы при этом были определены научно обоснованные пределы таких воздействий исходя из долгосрочных общественных интересов в сохранении количественных и качественных свойств и характеристик природы. Достижению указанной цели и призваны служить экологическое нормирование и стандартизация.
Под нормированием в области природопользования и охраны окружающей среды понимается установление уполномоченными государственными органами экологических нормативов в соответствии с требованиями законодательства.
Стандартизацию Закон РФ от 10 июня 1993 г. «О стандартизации» определяет как деятельность по установлению норм, правил и характеристик (требований) в целях обеспечения: а) безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества; б) качества продукции, работ и услуг в соответствии с уровнем развития науки, техники и технологии; в) единства измерений; г) экономии всех видов ресурсов; д) безопасности хозяйственных объектов с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций. Соответственно, экологическая стандартизация может быть определена как установление в стандартах требований по рациональному природопользованию и охране окружающей среды.
Экологическое нормирование и стандартизация могут изучаться и анализироваться в разных качествах: как правовые меры охраны окружающей среды, как правовой институт и как функции государственного управления в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.
В природоохранной практике России, как и во всем мире, нормирование и стандартизация с давних пор используются в качестве одной из основных мер или инструментов охраны окружающей среды. Будучи урегулированной в природоохранном законодательстве, такая мера становится правовой. Это означает, с одной стороны, что экологическое нормирование и стандартизация должны в обязательном порядке осуществляться уполномоченными государственными структурами. С другой стороны, правовой характер данной меры проявляется в том, что установленные экологические нормативы и стандарты должны соблюдаться всеми природопользователями.
Совокупность правовых норм, регулирующих отношения по разработке, принятию и обеспечению соблюдения экологических нормативов и стандартов, образует институт экологического права.
Наконец, разработка и принятие экологических нормативов и стандартов представляет собой одно из направлений природоохранной деятельности уполномоченных государственных органов. Другими словами, нормирование и стандартизация являются одной из функций государственного управления охраной окружающей среды и природопользованием.
В Российской Федерации имеется немало нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области экологического нормирования и стандартизации. В числе основных следует назвать Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды», разд. IV которого – «Нормирование качества окружающей природной среды » – определяет систему экологических нормативов и стандартов, критерии их установления, органы, ответственные за разработку и утверждение этих нормативов. Законом РСФСР «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» определяются требования к санитарно-гигиеническому нормированию в области охраны среды обитания. Правовые основы экологической стандартизации устанавливаются Законом РФ «О стандартизации».
Применительно к использованию отдельных природных ресурсов и их охране нормирование регулируется соответствующим природоресурсным законодательством – земельным, водным, лесным, об охране атмосферного воздуха, о животном мире и др.
Важную роль в экологическом нормировании играет Порядок разработки и утверждения экологических нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, лимитов использования природных ресурсов, размещения отходов, утвержденный постановлением Правительства РФ от 3 августа 1992г.
В системе нормативных правовых актов, регулирующих отношения в рассматриваемой области, имеется значительное число норм по экологическому нормированию и стандартизации, определяющих компетенцию государственных органов в данной сфере. Они содержатся, например, в положениях о конкретных государственных органах. Речь идет, в частности, о Положении о Государственном комитете РФ по охране окружающей среды, утвержденном постановлением Правительства РФ от 30 мая 1997 г., Положении о Министерстве здравоохранения РФ, утвержденном постановлением Правительства РФ от 3 июня 1997г., Положении о Государственном комитете РФ по стандартизации, метрологии и сертификации, утвержденном постановлением Правительства РФ от 25 декабря 1992 г., и др.
29.Экологический контроль: виды и формы контроля.
Задачи экологического контроля:
• наблюдение за состоянием окружающей природной среды и ее изменением под влиянием хозяйственной и иной деятельности;
• проверка выполнения планов и мероприятий по охране природы, рациональному использованию природных ресурсов, оздоровлению окружающей природной среды, соблюдения требований природоохранительного законодательства и нормативов качества окружающей природной среды.
Систему экологического контроля составляют государственная служба наблюдения за состоянием окружающей природной среды, государственный, производственный, муниципальный и общественный контроль.
Цели государственной — службы наблюдения за состоянием окружающей природной среды:
• наблюдение за происходящими в окружающей природной среде физическими, химическими, биологическими процессами, за уровнем загрязнения атмосферного воздуха, почв, водных объектов, последствиями его влияния на растительный и животный мир;
• обеспечение заинтересованных организаций и населения текущей и экстренной информацией об изменениях в окружающей природной среде;
• составление прогнозов ее состояния и своевременных предупреждений.
Государственная служба наблюдения за состоянием окружающей природной среды осуществляется специально уполномоченными на то государственными органами РФ в области охраны окружающей природной среды при участии министерств и ведомств через систему наблюдения в городах, промышленных центрах, на водных объектах, в отдельных регионах, а также в космическом пространстве.
Государственный экологический контроль в РФ осуществляется Федеральным Собранием РФ, Правительством РФ, правительствами субъектов РФ, органами местного самоуправления, а также специально уполномоченными на то государственными органами Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды, санитарно-эпидемиологического надзора.
Производственный экологический контроль осуществляется экологической службой предприятий, учреждений, организаций. Задачи производственного экологического контролясостоят в проверке:
• выполнения планов и мероприятий по охране природы и оздоровлению окружающей среды;
• рационального использования и воспроизводства природных ресурсов;
• соблюдения нормативов качества окружающей природной среды;
• выполнения требований природоохранительного законодательства.
Предприятия, учреждения, организации утверждают положения, регулирующие порядок проведения производственного экологического контроля.
Муниципальный экологический контроль в области охраны окружающей среды на территории муниципального образования осуществляют органы местного самоуправления или уполномоченные ими органы.
Общественный экологический контроль в области охраны окружающей среды осуществляется в целях реализации права каждого на благоприятную окружающую среду и предотвращения нарушения законодательства в области охраны окружающей среды. Общественный контроль осуществляют общественные и иные некоммерческие объединения в соответствии с их уставами, а также граждане в соответствии с законодательством.
Результаты общественного контроля в области охраны окружаю щей среды (общественного экологического контроля), представленные в органы государственной власти, органы местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению в порядке, установленном законодательством.
Контроль за соблюдением правил экологопользования бывает: а) Государственный контроль за соблюдением правил экологопользо-вания имеет сложную структуру, в которой можно выделить следующие элементы: прокурорский надзор, осуществляемый за соблюдением экологического законодательства; местный контроль, т. е. контроль за соблюдением законодательства об экологопользовании со стороны органов местного самоуправления, кото-рые, в отличие от прокурорских органов, вправе не только признавать незаконность тех или иных действий, но и непосредственно отменять их. специальный контроль осуществляется специализированными государ-ственными инспекциями^ по охране атмосферного воздуха, по охране вод, по охране земель, по правильному применению агрохимикатов, по охране рыбных запасов, по охране лесов; и т. п. б) Ведомственный контроль осуществляется министерствами и ведом-ствами в рамках своей отрасли. Он отличается от государственного конт-роля, во-первых, более узким кругом задач, определенных общим положением о министерстве и специальными положениями о министерст-вах; во-вторых, значительной разнородностью контрольных функций, по-скольку есть министерства и ведомства, деятельность предприятий которых связана с эксплуатацией природных объектов, а есть и такие, которые в своей деятельности касаются данной сферы незначительно. в) Общественный контроль за соблюдением правил экологопользования имеет многообразные формы. (партийный контроль, осуществляемый политическими партиями, контроль общественных организаций, осуществляемый добровольны-ми обществами, контроль органов местного самоуправления, контроль отдельных граждан.)
Экологическое нормирование и стандартизация
Объективно в процессе общественного развития человек не может не воздействовать на состояние окружающей среды. Так, он не может не извлекать минеральные ресурсы, не может не забирать воду и пока не может по экономическим и техническим соображениям не выбрасывать в природную среду загрязняющие вещества. Проблема заключается в том, чтобы при этом были определены научно обоснованные пределы таких воздействий исходя из долгосрочных общественных интересов в сохранении количественных и качественных свойств и характеристик природы. Достижению указанной цели и призваны служить экологическое нормирование и стандартизация.
Под нормированием в области природопользования и охраны окружающей среды понимается установление уполномоченными государственными органами экологических нормативов в соответствии с требованиями законодательства.
Стандартизацию Закон РФ от 10 июня 1993 г. «О стандартизации» определяет как деятельность по установлению норм, правил и характеристик (требований) в целях обеспечения: а) безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества; б) качества продукции, работ и услуг в соответствии с уровнем развития науки, техники и технологии; в) единства измерений; г) экономии всех видов ресурсов; д) безопасности хозяйственных объектов с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций. Соответственно, экологическая стандартизация может быть определена как установление в стандартах требований по рациональному природопользованию и охране окружающей среды.
Экологическое нормирование и стандартизация могут изучаться и анализироваться в разных качествах: как правовые меры охраны окружающей среды, как правовой институт и как функции государственного управления в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.
В природоохранной практике России, как и во всем мире, нормирование и стандартизация с давних пор используются в качестве одной из основных мер или инструментов охраны окружающей среды. Будучи урегулированной в природоохранном законодательстве, такая мера становится правовой. Это означает, с одной стороны, что экологическое нормирование и стандартизация должны в обязательном порядке осуществляться уполномоченными государственными структурами. С другой стороны, правовой характер данной меры проявляется в том, что установленные экологические нормативы и стандарты должны соблюдаться всеми природопользователями.
Система экологических нормативов и стандартов предопределяется практическими потребностями в использовании различных видов нормативов применительно к видам экологически значимой деятельности или продукции как инструментов для решения задач охраны окружающей среды. В систему экологических стандартов и нормативов входят:
1. Нормативы качества окружающей среды.
2. Нормативы предельно допустимого вредного воздействия на состояние природы.
3. Нормативы использования природных ресурсов.
4. Экологические стандарты.
5. Нормативы санитарных и защитных зон
Главными областями экологических нормативов и стандартов являются экологический контроль, прогнозирование, программирование и планирование экологических и природно-ресурсных мероприятий, экологическая экспертиза, аудит и т.д.
Дата добавления: 2015-08-05 ; просмотров: 7 ; Нарушение авторских прав
Источники:
http://lektsii.org/1-13012.html
http://infopedia.su/10x6f4.html
http://cyberpedia.su/14x85db.html
http://studopedia.su/16_102801_ekologicheskoe-normirovanie-i-standartizatsiya.html
http://lektsii.com/2-100799.html