Действия водителя при вынужденной остановке
Что такое вынужденная остановка (ПДД)
Вынужденная остановка – это прекращение движения из-за опасности или неисправности транспортного средства. Остановка может быть вынужденной при появлении препятствия на дороге, а также из-за неудовлетворительного состояния водителя или пассажиров. Во время подобной ситуации водитель должен действовать по особым правилам.
Пункт 1.2 ПДД
В пункте 1.2 ПДД вынужденная остановка описывается как прекращение движения транспорта из-за технических неисправностей, опасностей, состояния пассажиров или водителя, при препятствии на дороге.
Машина вынуждена сделать остановку, если:
- Возникает техническая неисправность. Ни один автомобиль не застрахован от поломок во время движения. В таких случаях водитель может съехать с проезжей части, освободив ее, или же стать прямо на дороге.
- Вынужденная остановка может произойти при перевозке груза. Например, во время движения по дороге на автомобиле, у которого на багажнике плохо закреплен груз, водитель может вынужденно остановиться, чтобы его поправить.
- Остановка из-за плохого самочувствия пассажира. В пути может произойти любая ситуация. Чтобы оказать помощь пассажиру, водитель должен остановиться.
- Вынужденная остановка из-за опасности, возникновения препятствия на дороге. Это может быть упавшее дерево, из-за которого пришлось остановить машину, и т. д.
Если же водитель решит подъехать как можно ближе к поликлинике или к другому месту, чтобы высадить пассажиров, то это будет обычная остановка.
Ярким примером таких случаев является остановка по просьбе начальника, когда он просит шофера остановить машину на пешеходном переходе. Для водителя подобная ситуация – вынужденная, но по ПДД такое действие считается обычной остановкой. А так как останавливаться на пешеходном переходе запрещено, то за такое нарушение последует наказание.
Под понятие вынужденной остановки не входит торможение перед пешеходным переходом для того, чтобы уступить дорогу.
Не стоит путать такую остановку с требованиями инспекторов, регулировщиков, при необходимости уступить дорогу другим участникам движения. Эти случаи относятся к другим терминам.
Что делать
В пункте 7 и 12 говорится, что нужно сделать водителю при остановке.
- в подпункте 7.1 сказано, что на автомобиле должна быть включена аварийная сигнализация, причем ее включают независимо от места остановки;
- подпункт 7.2 – обязательно выставляется знак аварийной остановки;
- подпункт 12.6 – при остановке в запрещенных местах водитель обязан сделать все возможное, чтобы убрать машину с этого места туда, где остановка разрешается.
В случае если никаких запрещающих знаков нет, то водителю не обязательно предпринимать дополнительные меры, а следует просто заняться исправлением причины, вызвавшей прекращение движения.
При выставлении знака аварийной остановки обязательно соблюдается расстояние: в населенном пункте знак должен стоять на расстоянии 15 метров от поломанной машины, за пределами города – не менее 30 метров.
Остановка на ЖД переезде
Пункт 15.5 ПДД описывает ситуации и действия водителей при вынужденной остановке транспортного средства на железнодорожном переезде. В такой ситуации водитель обязан незамедлительно высадить пассажиров и принять все необходимые меры по освобождению ЖД путей.
По возможности следует послать двух человек в разных направлениях по путям от места остановки машины на расстояние не менее 1000 метров, чтобы увидеть приближающийся поезд. Обязательно нужно объяснить, как подать сигнал машинисту, чтобы он остановился.
Если нет возможности кого-то попросить о помощи, то водителю следует выйти из машины и, увидев поезд, подать ему сигнал о необходимости остановиться. Машинисту подается круговой сигнал рукой. В светлое время для лучшего восприятия сигнала можно использовать яркий лоскут, а ночью – фонарик, факел.
При остановке на ЖД переезде нужно попытаться убрать машину. Водитель может попросить о помощи оттолкнуть машину других участников движения.
Остановка на ЖД путях очень опасна. Чтобы избежать неприятностей, следует пересекать переезд на такой скорости, чтобы даже при вынужденной остановке машина смогла накатом выехать с железной дороги.
Остановка на автомагистрали
Останавливаться на автомагистрали запрещается, следовательно, если водителю пришлось остановиться, то он должен как можно быстрее передвинуть машину за пределы проезжей части, т. е. на обочину. На дороге можно совершать только вынужденную остановку, а в остальных случаях останавливаться на автомагистрали можно только на специально отведенных для отдыха местах, имеющих соответствующие указатели.
Нарушения
Если перед машиной выставлен знак вынужденной остановки, включена аварийная сигнализация, при необходимости машину убрали с проезжей части, то водитель вправе заниматься ремонтом, устранением причины остановки, и никакие штрафы ему не грозят.
Несмотря на это, иногда инспекторы накладывают штрафные санкции. Подобные ситуации происходят из-за того, что инспектору не всегда удается понять, что остановка была вынужденная.
При вынужденной остановке под знаком, запрещающим машинам останавливаться, где рядом стоят камеры, может прийти штраф. Камеры не могут отличать вынужденную от обычной остановки, поэтому водители получают квитанции. В подобных ситуациях следует принять меры по сбору доказательств, что вы остановились вынужденно, а не по своему желанию. Обычно сохраняют запись с видеорегистратора или же делают несколько снимков, где видно, что аварийная сигнализация включена, аварийный знак стоит.
Штраф
Чаще всего инспекторы, видя остановившуюся машину без особых оповещений, принимают ее за неправильно припаркованную. В таких ситуациях накладывается штраф именно за парковку в неположенном месте и накладывается штраф. А вот штрафовать водителя за не выставленный знак аварийной остановки и за не включенную сигнализацию инспекторы вряд ли будут. На практике подобные нарушения – это единичные случаи. Обычно при вынужденной остановке с нарушением требований накладывается штраф как при нарушении правил остановки или за стоянку в неположенном месте.
Правила вынужденной остановки
Иногда перемещение любого вида транспортного средства не продолжается из-за нарушений технического характера, опасностью, исходящей от перевозимых товаров или по причине недомогания перевозчика. Тогда речь идёт о непреднамеренной остановке. Хоть в ПДД данный вопрос рассматривается в начале, автолюбители не знают точных правил и нюансов. Рассмотрим термин «вынужденная остановка ТС», узнаем, порядок действий, возможные наказания за нарушение ПДД. Проведём сравнительную характеристику, разобрав понятие обычной остановки и вынужденной.
Определение – непреднамеренная остановка
Прекращение движения в вынужденном порядке имеет место в любой из следующих ситуаций:
- у лица, сидящего за рулём, резко ухудшилось состояние здоровья – закружилась голова, появилась тошнота или появились болезненные ощущения в теле;
- пассажир ведёт себя неподобающим образом, оскорбляет перевозчика, мешает управлять ТС;
- объект перевозки может создать опасную ситуацию;
- автомобиль сломался или появились какие-то технические неполадки;
- какое-то препятствие не позволяет продолжить движение.
Например, у автомобиля может резко пробить колесо, на дорогу из-за урагана упадёт дерево или асфальт повреждён. Не станет исключением появление животных на проезжей части.
Вышеуказанные ситуации заставят водителя затормозитьв вынужденном порядке.
Стоит понимать разницу между обычной и вынужденной остановкой. Если человеку нужно остановиться около торгового центра или магазина – это преднамеренная остановка. Аналогичная ситуация, если от водителя требуется прекращение движения прямо на пешеходной дорожке. Такая остановка всё равно будет обычной, потому что нет факторов,указывающих на вынужденную остановку.
Когда остановка происходит перед пешеходным переходом, такую остановку нельзя назвать непреднамеренной, она является обычной.
Таким образом, лицо, находящееся за рулём транспорта, выполняет предписанные правила.
Отметим, что вынужденная остановка осуществляется, даже если это противоречит ПДД.
Сравнительная характеристика
Когда речь идёт о преднамеренном прекращении движения на небольшой промежуток времени, а при этом происходит перевозка пассажиров или работа с грузами, можно говорить о таком манёвре, как остановка.
Стоянка – это прекращение движения транспорта, которое не связано с пассажирскими перевозками или грузами, что по времени занимает более 5 минут. Например, если машина остановилась около поликлиники, чтобы высадить человек, это остановка. Когда транспортное средство ставится на парковку на час и более, то это уже стоянка.
Интересно, что остановкой называется даже самый длительный процесс, главное, чтобы он был связан с пассажирами или выгрузкой, загрузкой товара.
Остановкой является и краткосрочное прекращение движения менее пяти минут, даже не имеет значения род деятельности водителя или его пассажиров.
Касаемо остановки и стоянки ТС есть определённые правила:
- по правой стороне дороги свой автомобиль можно ставить на обочину. Важно, если обочина занята какими-то объектами или другими машинами, свой автомобиль нельзя ставить на проезжей части;
- так бывает, что обочина отсутствует, тогда машину допускается ставить по краю проезжей части;
- последним вариантом, который допускается, стал тротуар.
Обычно принято делать остановки по правой стороне дороги, но сделаны исключения, поэтому прекращение движения допускается и по левой стороне.
Важно, что такие заминки разрешаются строго в городах, посёлках, сёлах. Это возможно, когда дорога двухполосная, а по центру отсутствуют трамвайные линии. Остановиться по левой стороне дороги можно, когда присутствует одностороннее движение. В подобной ситуации не имеет значения присутствие трамвайных путей.
Интересно, что для грузовых видов транспорта не допускается парковка и преднамеренное прекращение движение с целью высадки пассажиров. Разрешается только остановка для загрузки или выгрузки товаров.
Непреднамеренное прекращение движения: принцип действий
Как стало ясно, есть ситуации, когда остановка разрешена и запрещена.
В первом случае от водителя требуется лишь устранение возникшей проблемы.
Если Правилами дорожного движения установлено, что остановка запрещена, есть определённый порядок действий:
- Необходимо нажать кнопку аварийной сигнализации, на которой нанесён символ в виде треугольника.
- Следует поставить знак, уведомляющий об аварийной остановке (треугольник красно-оранжевого цвета), что особенно актуально при плохой видимости на дорогах.
- Остаётся решить вопрос с перемещением транспорта в место, где разрешена остановка.
Знак аварийной остановки нельзя поставить в произвольном порядке, есть правила:
- в черте города треугольник ставится на расстоянии пятнадцати метров от транспорта;
- если вы находитесь за пределами населённого пунктами, знак фиксируется на расстоянии тридцати метров от машины и этот показатель не должен быть меньше установленной нормы.
Стоит понимать, что обычная остановка – это прекращение движения по причине пробок на дорогах, по требованию инспектора или светофора.
Железнодорожный переезд
Вынужденная заминка на железнодорожном переезде, который считается опасной зоной,очень серьёзна, поэтому стоит незамедлительно высадить всех пассажиров для обеспечения безопасности и сохранности жизни.
Подобное прекращение движение должно производиться в самых крайних ситуациях. Если это произошло, необходимо вытолкать машину или попытаться уведомить о возникшей ситуации машинистов поездов.
Как подать сигнал? В дневное время стоит поискать кусок яркой ткани и показывать им круговые движения рукой, что является призывом к остановке движения поезда. В ночное время подойдёт фонарь или зажжённый факел. Также можно подать звуковые сигналы: однупродолжительную или три коротких повторяющихся мелодии.
При возможности стоит отправить одного или двух человек вдоль железных дорог на расстояние около 1 км, чтобы они подали сигнал приближающемуся поезду.
Рядом с автомобилем должен находиться человек, чтобы подавать сигналы тревоги. Как только поезд появится в зоне видимости, следует бежать ему навстречу, подавая знаки для прекращения движения.
Рекомендуется пересекать железнодорожные переезды на максимальной скорости, конечно, с учётом неровности дороги. Соответствующая скорость повысит шансы на выезд автомобиля накатом.
Дорога для скоростного движения автомобилей и мосты
Если экстренная ситуация возникла при перемещении по автомагистрали, то допускается остановка, но необходимо съехать на обочину.
В данном случае нет надобности перенаправлять автомобиль в ближайшее место разрешённой остановки.
Важно понимать, что в других ситуациях остановка на обочине автомагистралей запрещена.
Искусственное сооружение, созданное для перемещения транспортных средств, над водными объектами – это мост. Остановки на мостах запрещены.
За нарушение Правил дорожного движения предусмотрены:
- денежные санкции, размер которых варьируется от 2000 до 3000 рублей;
- отправка транспорта на штрафную площадку;
- задержание автомобиля.
Есть ситуации, при которых допускается остановка на мосту или в его пределах:
- если этого требует сотрудник дорожной службы;
- когда у автомобиля обнаружились неполадки или водитель плохо себя чувствует;
- до начала моста;
- по завершении моста;
- вынесены особые требования и при этом нет запрещающих знаков.
Вынужденная остановка разрешена на мосту, только если транспортное средство сломалось или лицо, сидящее за рулём, ощущает серьёзные изменения в состоянии здоровья.
Однако часто возникает вопрос, где же эти границы моста? Нет чётких установленных границ. Кто-то ориентируется по знакам, обозначающим начало водоёма или сооружения, которые не всегда присутствуют. Иногда границами можно считать начало ограждающих элементов. Некоторые нормативные документы определяют длину моста, но для автолюбителей данная информация слишком завуалирована терминами.
Наказание
По ПДД вынужденная остановка связана с техническими неисправностями ТС, состоянием здоровья водителя или в случае появления преград на дороге.
Когда остановка происходит преднамеренно, речь обычно идёт об обычном прекращении движения. По времени это может занимать до 5 минут, а больший промежуток связан с высадкой пассажиров или с различными грузами.
Штрафные санкции, как правило, предусмотрены за преднамеренные остановки. Однако, есть ситуации, в которые денежные штрафы начисляются за вынужденную остановку.
Часто это происходит, когда остановка осуществлялась в месте видимости камеры. Данная аппаратура не покажет знак аварийной остановки или звук аварийной сигнализации, поэтому рекомендуется запастись доказательствами.
Если вынужденная заминка произведена в соответствии с установленными правилами: стоит соответствующий знак, включена аварийка и водитель попытался переместить машину в положенное место, то штраф обычно не полагается.
Сотрудники дорожной инспекции не всегда понимают, где обычная остановка, а где вынужденная, поэтому денежного наказания не всегда удаётся избежать.
Если водитель остановился в запрещённом месте и не поставил аварийный знак, не включил сигнализацию, то такое поведение будет расцениваться, как нарушение правил.
За такой проступок полагается штраф в размере пятисот рублей. Если повезёт, могут вынести предупреждение.
Интересные нововведения
Теперь водители обязаны иметь при себе и одевать специальные жилеты со светоотражающим эффектом. Если лицо, сидящее за рулём, попало в ДТП или пришлось совершить вынужденную остановку, придётся одеть светоотражающий жилет или специальную куртку. Это актуально, когда водитель находится за пределами города, если на улице темно или на дорогах очень плохая видимость. Автомобиль при этом может находиться как на проезжей части, так и на обочине.
Как нужно действовать водителю в случае вынужденной остановки согласно ПДД
В соответствии с пунктом 1.2 ПДД под вынужденной остановкой следует рассматривать прекращение движение, вызванное возникновением технической неисправности автомобиля либо угрозой, которую может создавать перевозимый груз. Кроме того, к распространенным причинам такой остановки принято относить появление препятствий по ходу движения и ухудшение здоровья лиц, находящихся в салоне ТС (как водителя, так и пассажиров).
Это понятие следует отличать от просто «остановки», которая, в свою очередь, может быть обусловлена необходимостью посадки (высадки) пассажиров либо разгрузки (загрузки) ТС и продолжаться от 5 минут.
Три важных действия водителя в местах запрещенной остановки
- При вынужденной остановке в месте, где такая остановка запрещена, в первую очередь, следует включить аварийную сигнализацию (пункт 7.1 ПДД);
- В случае неисправности «аварийки» необходимо использовать знак, свидетельствующей об аварийной остановке в форме треугольника красно-оранжевого цвета, выставив его незамедлительно наружу. Такие действия целесообразно выполнять как в случае с запретом остановки, так и в условиях плохой видимости (в связи с погодными условиями, в темное время суток), когда автомобиль не может быть сразу замечен остальным движущимся транспортом (пункт 7.2 ПДД);
- Третий важный шаг водителя в такой ситуации связан с перемещением автомобиля из мест запрещенной стоянки (согласно пункту 12.6 ПДД, используются все возможные меры, в том числе, буксировка, самостоятельное отталкивание ТС, прочее).
В случае если вынужденная остановка была совершена в разрешенном месте, водитель вправе не предпринимать никаких иных действий. В такой ситуации водитель может спокойно заняться устранением обстоятельств, обусловивших непредвиденное прекращение движения.
Особый порядок действий на ж/д переезде
Никто не застрахован от ситуации, когда во время движения на железнодорожном переезде автомобиль неожиданно «глохнет» и не может больше трогаться с места. Здесь первоначально следует обеспечить безопасность пассажиров, находящихся в салоне, незамедлительно высадив их из транспортного средства (пункт 15.5 ПДД).
Далее необходимо принять меры, способствующие освобождению переезда.
Для этого:
- Направить двух пассажиров в противоположные концы от самого переезда на расстояние размером в 1 км в целях подачи сигнала машинисту приближающегося состава. При отсутствии такого количества пассажиров сигнал должен подавать один человек, двигающийся в направлении худшей видимости;
- Оба вышерассмотренных варианта используются при наличии соответствующей возможности. В противном случае, следует оставаться возле автомобиля, подавая сигналы общей тревоги, в качестве которых может использоваться серия из одного длинного и трех которых звуков. При появлении поезда следует двигаться навстречу ему, сигнализируя об остановке с помощью кругового движения руки. При этом можно использовать ткань яркого цвета (днем) либо фонарь (факел), если случившееся произошло в темное время суток.
Важно! Учитывая высокий уровень опасности, создаваемый в случае вынужденной остановки на переезде, при пересечении железнодорожных путей следует использовать бОльшую скорость, нежели при обычном движении.
Это делается для того, чтобы при возникновении поломки автомобиль смог накатом выехать с переезда.
Если поломка произошла на автомагистрали…
… водителю следует действовать в соответствии с пунктом 16.2 ПДД, т. е. применить аварийную сигнализацию, выставить соответствующий знак и принять меры для вывода автомобиля на специальную полосу, которая располагается несколько правее линии, маркирующей край проезжей части (на обочину). В иных случаях, напомним, делать остановку на обочине автомагистрали запрещается.
Отметим также, что в этом случае не применяются правила пункта 12.6, когда водитель должен сделать все возможное, чтобы переместить автомобиль в место, не запрещенное для стоянки. Здесь нужно просто расположить транспортное средство на обочине.
Возможные штрафы
Поскольку мы имеем дело с вынужденной остановкой, обусловленной возникновением причин, отличающихся от обычной остановки, то при соблюдении обозначенного выше порядка действий водитель сможет избежать наложения штрафных санкций.
Если же рассматривать просто остановку в запрещенном для этого месте, то здесь применяются нормы статей 12.16 и 12.19 КоАП РФ.
При смешении этих двух моментов, например, когда внешне для инспектора ситуация не выглядит, как вынужденная остановка (отсутствует знак, не включена «аварийка), на водителя могут наложить штраф в размере 500 рублей либо сделать предупреждение по причине нарушения правил пользования аварийной сигнализацией либо знаком аварийной остановки (статья 12.20 КоАП РФ). Также не исключено, что может быть наложен штраф на нарушение правил остановки.
Поэтому, если Ваша ситуация связана именно с вынужденной остановкой, в целях предупреждения спорных моментов рекомендуем самостоятельно использовать фото- либо видеокамеру для того, чтобы запечатлеть этот момент, где хорошо видно, что все требования об обозначении вынужденной остановки водителем соблюдены.
Что должен предпринять водитель при вынужденной остановке?
Добрый день, уважаемый читатель.
В этой статье речь пойдет про термин «вынужденная остановка» из правил дорожного движения. Несмотря на то, что данное понятие находится в самом начале Правил, многие водители не могут отличить такую остановку от прочих вариантов прекращения движения.
Ниже Вы узнаете, чем отличается вынужденная остановка от обычной, как действовать в случае возникновения неисправности транспортного средства и какие штрафы можно получить при неправильном выполнении маневра.
Что такое вынужденная остановка?
Рассмотрим пункт 1.2 правил дорожного движения:
«Вынужденная остановка» — прекращение движения транспортного средства из-за его технической неисправности или опасности, создаваемой перевозимым грузом, состоянием водителя (пассажира) или появлением препятствия на дороге.
Итак, вынужденной остановкой являются следующие варианты прекращения движения:
- из-за технической неисправности;
- из-за опасности, создаваемой перевозимым грузом;
- из-за опасности, создаваемой состоянием водителя;
- из-за опасности, создаваемой состоянием пассажира;
- из-за опасности, создаваемой появлением препятствия на дороге.
Рассмотрим примеры, соответствующие каждому из перечисленных пунктов:
1. У автомобиля прокололось колесо или из-под капота начал валить дым.
2. Груз сместился в кузове и может вывалиться на дорогу через борт.
Другой вариант. В салоне легкового автомобиля перевозилась картошка и она рассыпалась. Если картошка попадет под ноги водителю, он не сможет управлять машиной. Т.е. имеет место опасность.
3. У водителя неожиданно закружилась голова и он не может продолжать движение.
4. Пассажир такси ведет себя неадекватно и угрожает водителю, пытается вмешаться в управление автомобилем.
5. На дорогу во время сильного ветра упала ветка дерева и водитель не может ее объехать.
Обратите внимание, к вынужденной остановке не относятся ситуации, в которых водителю очень сильно нужно остановиться именно в этом месте.
Если водитель решил высадить пассажира поближе ко входу в офисное здание, то это будет обычная остановка.
Другой пример. Начальник требует, чтобы водитель остановился на пешеходном переходе. Хотя с точки зрения русского языка начальник и вынуждает водителя остановиться, остановка все равно не является вынужденной.
Еще одно замечание. Если водитель прекратил движение для того, чтобы выполнить требования правил дорожного движения, то маневр не является вынужденной остановкой. Например, речь идет о прекращении движения перед пешеходным переходом, если по нему идет пешеход:
Действия водителя при вынужденной остановке
7.1. Аварийная сигнализация должна быть включена:
- при вынужденной остановке в местах, где остановка запрещена;
7.2. При остановке транспортного средства и включении аварийной сигнализации, а также при ее неисправности или отсутствии знак аварийной остановки должен быть незамедлительно выставлен:
- при вынужденной остановке в местах, где она запрещена, и там, где с учетом условий видимости транспортное средство не может быть своевременно замечено другими водителями.
12.6. При вынужденной остановке в местах, где остановка запрещена, водитель должен принять все возможные меры для отвода транспортного средства из этих мест.
Итак, при вынужденной остановке транспортного средства водитель должен:
- Включить аварийную сигнализацию (аварийку).
- Выставить знак аварийной остановки (красно-оранжевый треугольник).
- Принять меры для отвода транспортного средства, т.е. нужно оттолкать или отбуксировать машину туда, где остановка разрешена.
При этом все перечисленное нужно сделать лишь в том случае, если остановка в данном месте запрещена:
Если остановка разрешена, то водителю ничего дополнительного предпринимать не следует. Нужно просто заняться устранением причины, вызвавшей прекращение движения.
На железнодорожном переезде
15.5. При вынужденной остановке на переезде водитель должен немедленно высадить людей и принять меры для освобождения переезда. Одновременно водитель должен:
- при имеющейся возможности послать двух человек вдоль путей в обе стороны от переезда на 1000 м (если одного, то в сторону худшей видимости пути), объяснив им правила подачи сигнала остановки машинисту приближающегося поезда;
- оставаться возле транспортного средства и подавать сигналы общей тревоги;
- при появлении поезда бежать ему навстречу, подавая сигнал остановки.
Примечание. Сигналом остановки служит круговое движение руки (днем с лоскутом яркой материи или каким-либо хорошо видимым предметом, ночью — с факелом или фонарем). Сигналом общей тревоги служат серии из одного длинного и трех коротких звуковых сигналов.
В случае остановки на железнодорожном переезде в первую очередь нужно обеспечить безопасность людей, т.е. высадить всех из транспортного средства. После этого нужно попытаться оттолкать автомобиль или остановить поезд.
Обратите внимание, остановка на переезде в любом случае крайне опасна, поэтому ее следует избегать. Для этого пересекать железнодорожные пути лучше на такой скорости, чтобы даже в случае неожиданной поломки автомобиля он накатом выехал с переезда.
На автомагистрали
16.2. При вынужденной остановке на проезжей части водитель должен обозначить транспортное средство в соответствии с требованиями раздела 7 Правил и принять меры для того, чтобы вывести его на предназначенную для этого полосу (правее линии, обозначающей край проезжей части).
Обратите внимание, в отличие от остальных дорог, при вынужденной остановке на автомагистрали автомобиль нужно вывести за пределы проезжей части (на обочину). Напомню, что на обочинах автомагистралей останавливаться нельзя. Однако для вынужденной остановки сделано исключение.
Т.е. на автомагистрали не нужно выполнять требования пункта 12.6 и пытаться оттолкать автомобиль к ближайшему обозначенному месту стоянки, которое может располагаться в нескольких десятках километров от места возникновения неисправности. Нужно просто разместить автомобиль на обочине.
Штрафы за вынужденную остановку
В первую очередь еще раз обратимся к пункту 1.2 ПДД:
«Вынужденная остановка» — прекращение движения транспортного средства из-за его технической неисправности или опасности, создаваемой перевозимым грузом, состоянием водителя (пассажира) или появлением препятствия на дороге.
«Остановка» — преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время до 5 минут, а также на большее, если это необходимо для посадки или высадки пассажиров либо загрузки или разгрузки транспортного средства.
В данном случае важно заметить, что понятия «остановка» и «вынужденная остановка» обозначают совершенно разные случаи. И там, и там речь идет о прекращении движения, однако причины для него указаны разные. Т.е. вынужденная остановка не является частным случаем остановки, эти понятия применяются в разных ситуациях.
Напомню, что статьи 12.16 и 12.19 КоАП предусматривают наказания именно за остановку, а не за вынужденную остановку.
Таким образом, если вынужденная остановка произошла в месте, где запрещена остановка транспортных средств, и водитель выполнил требования правил о включении аварийки, выставлении знака аварийной остановки и отводе автомобиля, то штраф за остановку в неположенном месте наложен быть не должен. Тем не менее иногда такие штрафы накладываются, т.к. инспектор не всегда может понять, что имеет место вынужденная остановка.
Еще один вариант получения штрафа — вынужденная остановка в поле зрения камеры, автоматически накладывающей штрафы. Камера гарантированно не умеет отличать обычную остановку от вынужденной, поэтому впоследствии водитель получит штраф по почте. Поэтому при вынужденной остановке рекомнедую сразу же собрать какие-то доказательства в свою защиту. Хотя бы сделайте пару фотографий, на которых видно Ваш автомобиль, включенную аварийку и выставленный знак.
Однако при выполнении вынужденной остановки водитель может нарушить требования раздела 7 Правил, т.е. не включить аварийную сигнализацию или не выставить соответствующий знак. Статья 12.20 КоАП:
Нарушение правил пользования внешними световыми приборами, звуковыми сигналами, аварийной сигнализацией или знаком аварийной остановки — влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.
В данном случае штраф составит 500 рублей. Также может быть вынесено и предупреждение.
Тем не менее данный штраф накладывается крайне редко. Связано это со следующим. Если сотрудник ГИБДД видит автомобиль, который стоит в запрещенном месте и который не обозначен знаком и аварийкой, то он вправе считать, что имеет место обычная остановка, а не вынужденная. Т.е. штраф накладывается за нарушение правил остановки.
Если Вам доводилось слышать о штрафах именно за отсутствие знака аварийной остановки или за невключенную аварийную сигнализацию, то прошу написать об этом в комментариях.
Что такое вынужденная остановка?
Добрый день, уважаемый читатель.
В этой статье речь пойдет про термин «вынужденная остановка» из правил дорожного движения. Несмотря на то, что данное понятие находится в самом начале Правил, многие водители не могут отличить такую остановку от прочих вариантов прекращения движения.
Ниже Вы узнаете, чем отличается вынужденная остановка от обычной, как действовать в случае возникновения неисправности транспортного средства и какие штрафы можно получить при неправильном выполнении маневра.
Что такое вынужденная остановка?
Рассмотрим пункт 1.2 правил дорожного движения:
«Вынужденная остановка» — прекращение движения транспортного средства из-за его технической неисправности или опасности, создаваемой перевозимым грузом, состоянием водителя (пассажира) или появлением препятствия на дороге.
Итак, вынужденной остановкой являются следующие варианты прекращения движения:
- из-за технической неисправности;
- из-за опасности, создаваемой перевозимым грузом;
- из-за опасности, создаваемой состоянием водителя;
- из-за опасности, создаваемой состоянием пассажира;
- из-за опасности, создаваемой появлением препятствия на дороге.
Рассмотрим примеры, соответствующие каждому из перечисленных пунктов:
1. У автомобиля прокололось колесо или из-под капота начал валить дым.
2. Груз сместился в кузове и может вывалиться на дорогу через борт.
Другой вариант. В салоне легкового автомобиля перевозилась картошка и она рассыпалась. Если картошка попадет под ноги водителю, он не сможет управлять машиной. Т.е. имеет место опасность.
3. У водителя неожиданно закружилась голова и он не может продолжать движение.
4. Пассажир такси ведет себя неадекватно и угрожает водителю, пытается вмешаться в управление автомобилем.
5. На дорогу во время сильного ветра упала ветка дерева и водитель не может ее объехать.
Обратите внимание, к вынужденной остановке не относятся ситуации, в которых водителю очень сильно нужно остановиться именно в этом месте.
Если водитель решил высадить пассажира поближе ко входу в офисное здание, то это будет обычная остановка.
Другой пример. Начальник требует, чтобы водитель остановился на пешеходном переходе. Хотя с точки зрения русского языка начальник и вынуждает водителя остановиться, остановка все равно не является вынужденной.
Еще одно замечание. Если водитель прекратил движение для того, чтобы выполнить требования правил дорожного движения, то маневр не является вынужденной остановкой. Например, речь идет о прекращении движения перед пешеходным переходом, если по нему идет пешеход:
Действия водителя при вынужденной остановке
7.1. Аварийная сигнализация должна быть включена:
- при вынужденной остановке в местах, где остановка запрещена;
7.2. При остановке транспортного средства и включении аварийной сигнализации, а также при ее неисправности или отсутствии знак аварийной остановки должен быть незамедлительно выставлен:
- при вынужденной остановке в местах, где она запрещена, и там, где с учетом условий видимости транспортное средство не может быть своевременно замечено другими водителями.
12.6. При вынужденной остановке в местах, где остановка запрещена, водитель должен принять все возможные меры для отвода транспортного средства из этих мест.
Итак, при вынужденной остановке транспортного средства водитель должен:
- Включить аварийную сигнализацию (аварийку).
- Выставить знак аварийной остановки (красно-оранжевый треугольник).
- Принять меры для отвода транспортного средства. То есть нужно оттолкать или отбуксировать машину туда, где остановка разрешена.
При этом все перечисленное нужно сделать лишь в том случае, если остановка в данном месте запрещена:
Если остановка разрешена, то водителю ничего дополнительного предпринимать не следует. Нужно просто заняться устранением причины, вызвавшей прекращение движения.
На железнодорожном переезде
15.5. При вынужденной остановке на переезде водитель должен немедленно высадить людей и принять меры для освобождения переезда. Одновременно водитель должен:
- при имеющейся возможности послать двух человек вдоль путей в обе стороны от переезда на 1000 м (если одного, то в сторону худшей видимости пути), объяснив им правила подачи сигнала остановки машинисту приближающегося поезда;
- оставаться возле транспортного средства и подавать сигналы общей тревоги;
- при появлении поезда бежать ему навстречу, подавая сигнал остановки.
Примечание. Сигналом остановки служит круговое движение руки (днем с лоскутом яркой материи или каким-либо хорошо видимым предметом, ночью — с факелом или фонарем). Сигналом общей тревоги служат серии из одного длинного и трех коротких звуковых сигналов.
В случае остановки на железнодорожном переезде в первую очередь нужно обеспечить безопасность людей, т.е. высадить всех из транспортного средства. После этого нужно попытаться оттолкать автомобиль или остановить поезд.
Обратите внимание, остановка на переезде в любом случае крайне опасна, поэтому ее следует избегать. Для этого пересекать железнодорожные пути лучше на такой скорости, чтобы даже в случае неожиданной поломки автомобиля он накатом выехал с переезда.
На автомагистрали
16.2. При вынужденной остановке на проезжей части водитель должен обозначить транспортное средство в соответствии с требованиями раздела 7 Правил и принять меры для того, чтобы вывести его на предназначенную для этого полосу (правее линии, обозначающей край проезжей части).
В отличие от остальных дорог, при вынужденной остановке на автомагистрали автомобиль нужно вывести за пределы проезжей части (на обочину). Напомню, что на обочинах автомагистралей останавливаться нельзя. Однако для вынужденной остановки сделано исключение.
Т.е. на автомагистрали не нужно выполнять требования пункта 12.6 и пытаться оттолкать автомобиль к ближайшему обозначенному месту стоянки, которое может располагаться в нескольких десятках километров от места возникновения неисправности. Нужно просто разместить автомобиль на обочине.
Штрафы за вынужденную остановку
В первую очередь еще раз обратимся к пункту 1.2 ПДД:
«Вынужденная остановка» — прекращение движения транспортного средства из-за его технической неисправности или опасности, создаваемой перевозимым грузом, состоянием водителя (пассажира) или появлением препятствия на дороге.
«Остановка» — преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время до 5 минут, а также на большее, если это необходимо для посадки или высадки пассажиров либо загрузки или разгрузки транспортного средства.
В данном случае важно заметить, что понятия «остановка» и «вынужденная остановка» обозначают совершенно разные случаи. И там, и там речь идет о прекращении движения, однако причины для него указаны разные. Т.е. вынужденная остановка не является частным случаем остановки, эти понятия применяются в разных ситуациях.
Напомню, что статьи 12.16 и 12.19 КоАП предусматривают наказания именно за остановку, а не за вынужденную остановку.
Таким образом, если вынужденная остановка произошла в месте, где запрещена остановка транспортных средств, и водитель выполнил требования правил о включении аварийки, выставлении знака аварийной остановки и отводе автомобиля, то штраф за остановку в неположенном месте не должен быть наложен.
Тем не менее иногда такие штрафы накладываются, т.к. инспектор не всегда может понять, что имеет место вынужденная остановка.
Еще один вариант получения штрафа — вынужденная остановка в поле зрения камеры, автоматически накладывающей штрафы. Камера гарантированно не умеет отличать обычную остановку от вынужденной, поэтому впоследствии водитель получит штраф по почте. Поэтому при вынужденной остановке рекомнедую сразу же собрать какие-то доказательства в свою защиту. Хотя бы сделайте пару фотографий, на которых видно Ваш автомобиль, включенную аварийку и выставленный знак.
Однако при выполнении вынужденной остановки водитель может нарушить требования раздела 7 Правил, т.е. не включить аварийную сигнализацию или не выставить соответствующий знак. Статья 12.20 КоАП:
Нарушение правил пользования внешними световыми приборами, звуковыми сигналами, аварийной сигнализацией или знаком аварийной остановки —
влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.
В данном случае штраф составит 500 рублей. Также может быть вынесено и предупреждение.
Тем не менее данный штраф накладывается крайне редко. Связано это со следующим. Если сотрудник ГИБДД видит автомобиль, который стоит в запрещенном месте и который не обозначен знаком и аварийкой, то он вправе считать, что имеет место обычная остановка, а не вынужденная. Т.е. штраф накладывается за нарушение правил остановки.
Если Вам доводилось слышать о штрафах именно за отсутствие знака аварийной остановки или за невключенную аварийную сигнализацию, то прошу написать об этом в комментариях.
Источники:
http://businessman.ru/chto-takoe-vyinujdennaya-ostanovka-pdd.html
http://avtoved.com/pdd/vynuzhdennaya-ostanovka
http://dvigist.ru/pdd/vynuzhdennaya-ostanovka.html
http://v-mireauto.ru/chto-dolzhen-predprinyat-voditel-pri-vynuzhdennoj-ostanovke/
http://pddmaster.ru/pdd/vynuzhdennaya-ostanovka.html