Что значит централизованная бухгалтерия
Централизация бухгалтерского учета бюджетных учреждений — для чего это?
Централизация бухгалтерского учета бюджетных учреждений — что это такое?
Для чего проводится реорганизация бухгалтерий гос.учреждений?
Каковы плюсы и минусы централизованной бухгалтерии?
Для чего сокращают бухгалтерии на местах, если заводят такой же штат в головных офисах?
Централизация бухгалтерского учета бюджетных учреждений — это передача большей части функций, которые ранее выполнялись бухгалтериями (финансовыми отделами) бюджетных и казенных учреждений, в так называемую «централизованную бухгалтерию», созданную на базе какого-либо федерального, муниципального государственного органа или государственного органа субъекта РФ (в зависимости от уровня бюджетного учреждения), который отвечает за операции с бюджетными денежными средствами и осуществляет контроль за реализацией этих денежных средств. Например, в моей области централизованная бухгалтерия, осуществляющая функции относительно областных учреждений, создана на базе областного казначейства.
Реорганизация бухгалтерий гос.учреждений была проведена с целью усиления контроля за движениями денежных средств передаваемых государственным учреждениям для реализации их функций. Проще говоря, целью мероприятия является борьба с коррупцией, чтобы все учреждения отчитывались в один орган, который не просто бы контролировал каждую статью расходов, но и давал разрешения на каждую финансовую операцию.
Поскольку большинство функций бухгалтерий учреждений передаются в централизованную бухгалтерию, то соответственно становятся ненужны работники, выполнявшие эти функции ранее, соответственно на местах происходят сокращения, обычно остается какой-то минимум бухгалтеров, чтобы передавать информацию в единую бухгалтерию, определять и запрашивать деньги на статьи расходов учреждения. Ну а количество работников Централизованных бухгалтерий увеличивается так как непомерно возрастает объем работы. Из конторы, где я работаю около двух третей сокращенных бухгалтеров сразу же были трудоустроены в централизованную бухгалтерию.
Плюс у центральной бухгалтерии на мой взгляд только один — это уменьшение вероятности присвоения денежных средств сотрудниками бюджетных учреждений. Плюс этот весьма сомнительный поскольку уменьшив вероятность совершения коррупционных преступлений на местах государство увеличило вероятность совершения данных преступлений в самой централизованной бухгалтерии. Плюс возможно будет небольшая экономия на зарплатах сокращенных сотрудников из числа тех, кто не устроится в туже централизованную бухгалтерию, а нашел работу в частных организациях. Минусом является существенное увеличение времени, необходимого для закупки товаров и услуг, необходимых для работы учреждения, ведь теперь надо дожидаться проверки и одобрения централизованной бухгалтерией буквально каждого шага учреждения. Согласитесь не очень это хорошо, когда станция скорой помощи или поликлиника не могут закупить лекарства и средства перевязки, а также бензин для карет скорой помощи. Причем задержка может быть и месяц, и два, и три.
Особенности работы централизованной бухгалтерии
Централизованный бухгалтерский учет перестал быть прерогативой бюджетных учреждений. По этому принципу работают уже и крупные частные компании, небольшие фирмы предпочитают отказываться от идеи создания собственного штата бухгалтеров и обращаются в специализированные аутсорсинговые организации.
Что такое централизованная бухгалтерия (ЦБ)
Централизованная бухгалтерия (ЦБ) представляет собой учреждение, которое выполняет функции бухгалтерских служб сразу нескольких предприятий. Такой орган специализируется на ведении бухгалтерского и налогового учета. ЦБ может быть организована в нескольких формах:
- Аутсорсинговая компания.
- Инсорсинговые услуги.
- Создание отдельного юридического лица, которое должно объединить решение всего комплекса финансовых вопросов головного предприятия и его дочерних структур.
При аутсорсинге бухгалтерская фирма по договору получает на возмездной основе полномочия по ведению бухгалтерского и налогового учета деятельности других юридических лиц. В случае с инсорсингом учетные функции аккумулируются в головной организации.
КСТАТИ! Отличительная черта централизации бухгалтерских служб в бюджетной сфере: выполнение обязательств реализуется в соответствии с заключенными договорами, но не предполагает оплату таких услуг.
По степени централизации можно выделить такие способы ведения учета:
- вариант с полной централизацией;
- форму частичной централизации;
- контроль деятельности в отдельном сегменте – в сфере централизованных закупок ТМЦ;
- подготовку сводной отчетной информации – все подопечные организации самостоятельно ведут учет, формируют отчеты, подают их в головной орган, который составляет сводные данные для выявления общей эффективности деятельности компании.
Необходимость создания централизованной бухгалтерии
Письмо Минфина России от 19.082003 № 03-01-01/11-241 указывает на основную цель централизации учета в бюджетной сфере: необходимость минимизации расходов и повышения эффективности работы бухгалтерских служб. К перечню задач, решаемых усилиями ЦБ, можно отнести:
- увеличение степени достоверности учетных данных;
- возможность применять к разным случаям единую методологию;
- понижение уровня налоговых рисков;
- оперативную подготовку всех видов отчетности;
- обеспечение экономии фонда оплаты труда за счет сокращения общего штата финансовых сотрудников;
- уменьшение расходов на организацию учета на предприятии.
ВАЖНО! В Законе № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» говорится о праве руководителя хозяйствующего субъекта самостоятельно принимать решение о том, как будет вестись учет в организации: своими силами, третьими лицами или специализированными компаниями на договорной основе (п. 3 ст. 7).
Обязанности централизованной бухгалтерии
Централизованные бухгалтерские органы должны в процессе реализации своей деятельности составлять и утверждать локальные нормативные акты в форме:
- приказов и распорядительной документации, визируемых руководителем;
- коллективного договора;
- положения об учетной политике и премировании сотрудников, системе оплаты труда, об охране руда;
- правил внутреннего распорядка.
Предназначение ЦБ – ведение налогового и бухгалтерского учета. Функциональные обязанности специалистов единого финансового органа дополнительно включают:
- подготовку отчетов;
- отражение всех операций в учете не только в стоимостном выражении, но и в натуральном;
- проверку первичной документации, контроль своевременности ее оформления и представления в бухгалтерию;
- мониторинг изменений в количественном и качественном составе ТМЦ;
- контроль использования трудовых ресурсов и управление финансовыми потоками предприятий;
- реализацию расчетов с контрагентами и сотрудниками, привлеченными для выполнения отдельных работ физическими лицами.
В область задач центральной бухгалтерии может входить подача отчетной документации в контролирующие органы и ведение управленческого учета, подготовка аналитических материалов, расчет смет доходов и расходов для частных и бюджетных организаций и проверка выполнения утвержденного бюджета. Работники ЦБ могут принимать участие в инвентаризациях и оказывать консультационные услуги. Отдельный сегмент работ – систематизация и организация хранения документации обслуживаемых предприятий.
Преимущества и недостатки
Положительными последствиями внедрения централизованной бухгалтерии могут стать:
- отсутствие необходимости содержать штат финансового, планового и бухгалтерского отделов;
- управленческие расходы сокращаются;
- реализация запланированных проектов и программ происходит в сжатые сроки;
- единый подход в выполнении разных задач бухгалтерского учета;
- контролирующие действия унифицированы;
- использование ресурсной базы предприятия происходит более эффективно благодаря двойной системе мониторинга: со стороны руководства компании и специалистов ЦБ;
- не надо тратить средства и время на организацию курсов повышения квалификации и спецоценку условий труда для бухгалтерской службы;
- риски хозяйственной деятельности минимизируются, так как уровень квалификационной подготовки всех специалистов ЦБ очень высокий.
К недостаткам можно отнести сокращение возможностей для руководителя в отношении расходования средств – централизованная бухгалтерия будет соотносить все виды трат с планом доходов и расходов на текущий год. Введение дополнительных обязанностей для сотрудников ЦБ возможно только при условии увеличения платы по договору.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Для бюджетной сферы прямые рычаги воздействия на перечень оказываемых услуг у предприятия-заказчика отсутствуют. Степень централизации учета определяется не обслуживаемой организацией, а главными распорядителями средств и органами местного самоуправления.
Как создать централизованную бухгалтерию
Создание централизованной бухгалтерии происходит в несколько этапов:
- Выбор правовой формы новой структуры.
- Регистрация организации.
- Определение функционала финансового органа и его организационной структуры.
- Составление образца типового договора на оказание бухгалтерских услуг.
- Составление штатного расписания и подбор персонала.
- Оформление прейскуранта услуг.
Правовая форма централизованной бухгалтерии
Единство бухгалтерского учета может быть достигнуто путем выделения структурного подразделения, специализирующегося на учете (бухгалтерском, налоговом, управленческом) и планировании или через создание отдельного юридического лица. В последнем случае ответственность за полноту учета возлагается на директора ЦБ. При варианте с выделением бухгалтерии в отдельное подразделение надо будет вносить в Устав изменения, добавлять в него дополнительный вид деятельности – оказание бухгалтерских услуг.
Организационная структура централизованной бухгалтерии
При разработке оптимальной организационной структуры единого органа необходимо предусмотреть:
- Управление по подготовке отчетной документации (руководящий состав).
- Планово-аналитический или экономический отдел.
- Группа главных специалистов.
- Расчетчики для начисления и учета расчетов с наемными работниками.
- Учетчики.
- Хозяйственное подразделение.
Типовой договор оказания услуг
Форма договора может быть разработана для оказания услуг на безвозмездной или возмездной основах. В документе надо прописать:
- функции ЦБ;
- права и обязанности сторон соглашения;
- меры ответственности за конкретные виды нарушений;
- указание лиц с правом подписи бухгалтерской документации;
- сроки предоставления в бухгалтерию первичных документов и их обработки;
- правила документооборота;
- особенности организации хранения документов и порядок работы с архивом.
Штатное расписание и персонал
В соответствии с разработанной организационной структурой бухгалтерской службы составляется ее штатное расписание. На вакантные должности подбираются высококвалифицированные специалисты общего направления деятельности и узкой специализации. Выбор работников надо организовывать на конкурсных условиях с возможностью перевода (полного или частичного) персонала дочерних структур в ЦБ. Численность штата рассчитывается с учетом предполагаемых трудозатрат в каждом сегменте учета.
Централизация бухгалтерского учета – оптимальное решение для бюджетных организаций и крупных частных предприятий. Создание такого органа позволяет высвободить дополнительные денежные ресурсы и снизить налоговые риски.
Централизованная бухгалтерия: организационная структура, принцип работы
В соответствии с действующим законодательством, руководитель бюджетного предприятия имеет право выбрать метод ведения учета, в том числе путем передачи этой функции централизованной бухгалтерии. Основными нормативными актами, регламентирующими эту деятельность, выступают НК, БК и ФЗ №129. Рассмотрим далее, как централизовать бухгалтерию.
Нормативная база
В ст. 162 БК установлено, что в полномочия получателя средств бюджета входит самостоятельное ведение отчетности либо передача этой деятельности в отделы централизованной бухгалтерии. Данное положение предусматривается и в п. 2 ст. 6 ФЗ №129. В норме сказано, что руководители могут осуществить передачу полномочий на договорных началах. По п. 5 ст. 321.1 НК отчетность ведет централизованная бухгалтерия, если бюджетное предприятие осуществляет коммерческую деятельность. Она также заполняет декларацию по налогам. Документ сдается в подразделение ФНС по адресу расположения бюджетного предприятия.
Централизованная бухгалтерия
Необходимо сказать, что действующее в настоящее время законодательство, регламентирующее вопросы ведения отчетности, мало затрагивает работу рассматриваемых институтов. В связи с этим на практике зачастую возникают сложности, связанные непосредственно с их функционированием и проверками. Централизованная бухгалтерия выступает как специализированное подразделение. На начальном этапе такие институты формировались при государственных и местных органах – распорядителях бюджетных поступлений. В настоящее время централизованная бухгалтерия – это относительно самостоятельное юрлицо. У нее есть свое имущество, печать, бланки. Для осуществления своей деятельности подразделение использует специальные программы для бухгалтерского учета («Бизнес Пак», «1С: Бухгалтерия бюджетного учреждения» и проч.).
Документы, регламентирующие деятельность
В качестве основных актов, в соответствии с которыми формируется организационная структура бухгалтерии, выступают уставы предприятий, а также распоряжение руководителя исполнительного органа субъекта или МО. Также издаются локальные документы, которыми регламентируется деятельность рассматриваемых институтов. Их издает сама централизованная бухгалтерия муниципальных учреждений или бюджетных госпредприятий. Такими локальными актами выступают:
- Распоряжения и приказы руководителя.
- Правила трудового распорядка.
- Коллективный договор.
- Положение о премировании.
- Приказ о финансовой политике.
- Положение о предоставлении услуг за плату.
Функции
Основной задачей рассматриваемых институтов выступает ведение отчетности по отдельным расходным статьям подразделений, относящихся к тем или иным ведомствам (бюджетное, казенное учреждение). Централизованная бухгалтерия действует с ними на основании договора. Закрепление ее за отдельными предприятиями относится к полномочиям отраслевых департаментов. Планирование и учет бюджетных расходов, а также средств, полученных при предпринимательской деятельности, производятся в разрезе учреждений. Финансирование затрат осуществляется с единого л/с по сводной смете. Ее составляет централизованная бухгалтерия. В функции подразделения входит работа по исполнению составленных смет, контроль состояния расчетов, сохранности товарно-материальных ценностей и денежных средств. Оно следит за экономным и целевым расходованием финансов, обеспечивает своевременность составления годовой и периодической отчетности. Фактически подразделение реализует все основные бухгалтерские услуги на предприятии.
Права руководителей
Начальники подразделений, предоставляющих бухгалтерские услуги бюджетным и прочим ведомственным предприятиям, обладают полномочиями распорядителей средств. При этом руководители:
- Подписывают договора поставки.
- Получают авансы на хозяйственные и прочие нужды либо разрешают их выдачу своим работникам в установленном в нормах порядке.
- Заключают трудовые контракты.
- Дают разрешение на оплату расходов из ассигнований, предусмотренных в смете.
- Используют по установленным нормам продукты питания, материалы и прочие ценности для удовлетворения нужд предприятия.
- Подписывают документацию, выступающую в качестве основания для выдачи денежных средств, товарно-материальных и прочих ценностей, утверждают отчеты по авансовым выплатам, акты списания пришедшего в негодность инвентаря.
- Получают необходимые справки и материалы, связанные с исполнением сметы.
- Решают иные вопросы, касающиеся финансово-хозяйственной жизни предприятия.
Классификация подразделений
Исполнительные органы региона либо МО могут устанавливать разные уровни централизации учета для конкретного учреждения. В зависимости от этого определяются конкретные задачи подразделения. Например, при полной централизации в штатных расписаниях не предусматривается должность бухгалтера. Соответственно, не формируются и службы, осуществляются ведение отчетности. В этом случае подразделение действует относительно обособленно от предприятия. Примером может являться централизованная бухгалтерия детских садов. Первичная документация, касающаяся движения запасов и прочих нефинансовых активов, заполняется сотрудниками, несущими материальную ответственность. Руководители предприятий предоставляют данные по доходам и расходам. На их основании централизованная бухгалтерия детских садов формирует сметы. Право подписи на заявлениях, касающихся выдачи авансов подотчетными сотрудниками, утверждения отчетности по этим выплатам, удостоверения расчетно-платежных ведомостей по выдаче зарплаты, сохраняется за руководителями ДОУ. Рассмотренная схема централизации в настоящее время считается наиболее популярной. Она позволяет минимизировать расходы и временные, и денежные.
Частичная передача функций
Эта вторая по популярности схема работы централизованных бухгалтерий. В данном случае часть функций передается подразделению, а часть реализуется на самом предприятии. К примеру, централизованная бухгалтерия может осуществлять расчеты с подрядчиками и поставщиками, внебюджетными фондами и бюджетом по сборам и налогам. В штатных расписаниях предприятия вводятся соответствующие должности. Лица, их занимающие, реализуют оставшуюся часть функций. В их обязанности, в частности, включается подготовка не только первичных документов, но и бумаг, выступающих как основание для осуществления расчетов. К последним, в частности, относятся штатные расписания, расчетно-платежные ведомости, по данным из которых производится списание стоимости материальных запасов, использованных на предприятии, и так далее. Централизованная бухгалтерия в этом случае наделяется контрольными функциями. Она вправе проверять правильность предоставленной документации, обоснованность применяемых предприятием тарифов и цен, контролировать соблюдение порядка расходования бюджетных и других средств. Централизованная бухгалтерия также осуществляет безналичный расчет, в том числе по соборам и налогам, составляет финансовую отчетность.
Дополнительно
В ряде случаев бюджетное учреждение получает максимум полномочий по ведению учета движения средств. Соответственно, в нем предусматривается специальное подразделение с компетентными сотрудниками. Централизованной бухгалтерии предоставляется право осуществлять учет по расходам, которые производятся по отдельным сметным статьям. Обычно такая ситуация обусловлена характером поставки материальных запасов и других нефинансовых активов. Используя программы для бухгалтерского учета, предприятия самостоятельно ведут свою отчетность. Данный вариант целесообразно применять для контроля расходования средств бюджета. Учреждения, в которых предусмотрена собственная бухгалтерия, передают отчетность в отраслевые централизованные подразделения. Они, в свою очередь, формируют сводные документы по области, городу, району.
Проверка договоров
Ревизия правильности ведения учета в бюджетных учреждениях начинается с контроля соблюдения условий соглашений на бухгалтерское обслуживание. В таких договорах обычно оговариваются ключевые моменты деятельности рассматриваемых подразделений. В частности, в соглашениях прописывается степень централизации, основных функции бухгалтерии, обязанности и права сторон. Из договора ревизор получает основные сведения об объекте контроля. Кроме обязанностей, прав, функций сторон, ревизор проверяет право ставить первую подпись. Начальник бюджетного предприятия может при заключении договора оставить его за собой только в отношении деятельности, приносящей прибыль, или по всем счетам. Право ставить вторую подпись может предоставляться главному бухгалтеру учреждения или централизованного подразделения. Это зависит от способа распределения функций между ними.
Финансовая политика
Она выступает в качестве документа для внутреннего использования. Проверяющие в ходе инспекции осуществляют тщательную ревизию учетной политики. Она является практическим руководством для работников финансовых служб предприятия и имеет особое значение для внешних пользователей. Так, арбитражные суды, принимая решения по спорам, ориентируются на методы учета, выбранные учреждением и закрепленные документально. Государственная финансовая политика реализуется по Инструкции, утвержденной приказом Минфина №148н от 30.12.2008 г. Непосредственный учет в учреждении осуществляется в соответствии с ФЗ №129. В ст. 5 (п. 3) указывается, что предприятия могут самостоятельно формировать финансовую политику, исходя из специфики своей деятельности. Ответственность за составление, ведение, своевременное предоставление достоверных и полных сведений лежит при этом на главном бухгалтере. В случае необходимости в документ вносятся изменения. Правильность их указания проверяются ревизорами.
Заключение
Особенность работы централизованной бухгалтерии состоит в сложности взаимодействия с большим количеством бюджетных учреждений. В связи с этим для подразделения крайне важно сформулировать порядок этих взаимоотношений. Одним из ключевых актов выступает при этом график документооборота. При несоблюдении его пунктов или в случае его отсутствия в бухгалтерии возникает множество нарушений.
Централизация и децентрализация бухгалтерского учета
Важным вопросом организации бухгалтерского учета является установление определенной структуры учетного аппарата и формы его связи с подразделениями предприятия.
В зависимости от места обобщения данных первичных документов, составления отчетов, ведения регистров синтетического и аналитического учета бухгалтерский учет по форме организации делится:
а) на централизованный;
б) на децентрализованный;
в) с частичной централизацией.
При централизации учета все действия по обработке первичной документации, ее сводке и группировке, записи в учетные регистры синтетического и аналитического учета выполняются в центральной бухгалтерии. При таком порядке учета в филиалах и других обособленных подразделениях предприятия происходит лишь составление, частичная обработка всех первичных документов и контроль за качеством заполняемых форм. Далее они поступают непосредственно в бухгалтерию предприятия, где подвергаются проверке, группировке и дальнейшей бухгалтерской обработке вплоть до составления баланса в конце отчетного периода.
Централизованная организация бухгалтерского учета применяется на многих предприятиях. Эта форма является наиболее рациональной, более прогрессивной, так как имеет большие преимущества, поскольку позволяет внедрять частичную автоматизацию учета и дает возможность более широкого разделения труда счетных работников при ручной обработке учетной информации. В этом случае необходимо сосредоточить всю первичную документацию в одном месте, организовать контроль и руководство со стороны главного бухгалтера за документооборотом, наиболее рационально распределить обязанности между работниками бухгалтерии.
Недостаток данной формы организации бухгалтерского учета состоит в том, что руководители подразделений не всегда быстро информированы о результатах работы своего подразделения. Однако при хорошей организации учета этот недостаток легко устраняется, особенно с внедрением персональных компьютеров и средств коммуникации.
Централизация учета может быть реализована в двух формах:
1) когда учет централизуется на базе одного предприятия в единой бухгалтерии;
2) когда учет централизуется на базе ряда однородных предприятий и создаются так называемые централизованные бухгалтерии. Такие бухгалтерии созданы во многих бюджетных организациях, в системе здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства.
На тех предприятиях, которые территориально разобщены, применяется децентрализация учета. В полном виде эта организация учета представляет следующее. Все первичные документы составляются непосредственно в каждом производственном подразделении и здесь же они обрабатываются, группируются, заполняются учетные регистры и на их основании составляется внутрифирменная отчетность, а при необходимости может формироваться самостоятельный баланс. На крупных предприятиях такими самостоятельными подразделениями могут быть отдел капитального строительства, транспортный цех, филиалы и т.д.
Головное предприятие в итоге сводит данные этих предприятий, их балансы в единый консолидированный (итоговый) баланс. Такая форма организации бухгалтерского учета может применяться при наличии у предприятия филиалов, представительств и т.п.
Наряду с централизацией и децентрализацией учета отдельные предприятия применяют так называемую частичную децентрализацию учета. Суть ее заключается в том, что на предприятии, кроме центральной бухгалтерии, есть бухгалтерии в производственных подразделениях. В их задачу входит прием, проверка и группировка составленных первичных документов. На их основании составляются отчеты о движении материальных ценностей, производственные отчеты и т.д. Эти отчеты сдаются в централизованную бухгалтерию, где они проверяются и на их основании производят записи в учетные регистры синтетического и аналитического учета. В конце отчетного периода составляется баланс данного предприятия.
Как полная, так и частичная децентрализация имеет преимущество – учетный аппарат приближен к местам совершения хозяйственных операций. Особенно эффективна такая форма в условиях функционирования системы автоматизированных рабочих мест (АРМ) учетных работников. Система таких АРМ может быть организована на базе персональных компьютеров, объединенных в локальную вычислительную сеть (ЛВС).
Однако такая организация бухгалтерского учета имеет существенные недостатки. Прежде всего учет разобщен по разным местам, его автоматизация возможна лишь на базе относительно дорогостоящих ЛВС. Кроме того, при таком способе организации учета увеличивается штат счетных работников, что приводит к удорожанию учета. На практике бывает довольно сложно сосредоточить квалифицированные кадры счетных работников только в одном месте – одной из нескольких децентрализованных бухгалтерий.
План организации учета и его составные элементы
Правильная организация учета должна строиться на основе плана, который определяет содержание, последовательность, сроки выполнения всех учетных работ, с целью получения необходимых показателей и технического оформления учета.
План организации бухгалтерского учета включает в себя следующие составные элементы:
Ø план документации и документооборота,
Ø план счетов и их корреспонденцию,
Ø план отчетности,
Ø план инвентаризации, ревизий и аудита,
Ø план технического оформления учета (выбор формы учета).
Под планом документации понимается установление строгого перечня документов, которые должны применяться на предприятии для оформления тех или иных хозяйственных операций. При составлении этого плана необходимо использовать как унифицированную, так и специализированную документацию, утвержденную для той или иной отрасли.
В отдельных случаях может использоваться документация, разработанная на самом предприятии или рекомендованная научными учреждениями в порядке эксперимента и в том случае, если она более рациональная и в большей степени отвечает условиям предприятия. На основе плана документации составляется расчет потребности в бланках документов. При автоматизации учета необходимость в последнем отпадает, так как все внутренние документы формируются в электронном виде, а затем распечатываются при помощи принтеров или иных подобных устройств.
Вместе с планом документации составляется план документооборота или план движения документов. План документооборотапредусматривает порядок движения документов, начиная с их составления (получения) и до сдачи в архив.
В бухгалтерии составляется график выполнения учетных работ. Работы по графику необходимы для сокращения сроков составления и представления отчетности, своевременного получения экономической информации. Это дает возможность равномерно распределять во временном периоде выполнение всех учетных работ и устранять «штурмовщину» в работе бухгалтерии. В графике указывается: исполнитель, вид работы, в какие сроки и кому передается выполненная работа.
В зависимости от содержания и объема запланированных работ различают графики:
Индивидуальный график представляет собой план работы каждого исполнителя. В нем предусматривается перечень отдельных видов учетных работ с указанием срока выполнения.
Структурный график включает сроки выполнения конечных комплексов учетных работ какого-либо структурного подразделения предприятия. Этот график предусматривает исполнителей по отдельным видам работ. За выполнение графика отвечает руководитель структурного подразделения.
Сводный график охватывает работу по составлению отчетности. Сводный график обобщает структурные графики. Ответственный за него – главный бухгалтер. Планирование учетной работы по графику имеет большое значение, особенно при автоматизации учета.
План счетов и их корреспонденция предусматривает использование единого плана счетов и типовую корреспонденцию в соответствии с утвержденными Положениями по бухгалтерскому учету (ПБУ) и методическими рекомендациями (указаниями). В соответствии с единым планом счетов главный бухгалтер разрабатывает перечень аналитических счетов, которые должны отвечать специфике деятельности данного предприятия.
План отчетности предусматривает формы, показатели и сроки представления отчетности для различных пользователей. При этом бухгалтерия руководствуется инструкциями по составлению отчетности и внутренними установками собственников и менеджеров организации. В плане отчетности предусматривается, кто из работников и в какие сроки составляет каждую из форм отчетности. Этот план часто называют табель отчетности.
План инвентаризаций, ревизий и аудита. В каждом предприятии в начале года главный бухгалтер разрабатывает план проведения инвентаризаций, а в некоторых предприятиях – ревизий и аудита. Этот план утверждается руководителем предприятия (или вышестоящей организацией) и не подлежит оглашению. В плане указываются сроки проведения инвентаризаций, ревизий и аудита, что проверяется и кто привлекается к проверке, состав и порядок работы комиссии.
План технического оформления учета (выбор формы учета) предусматривает подробную характеристику формы учета, по которой должен вестись учет на данном предприятии. Особое место в этом плане отводится автоматизации учета, оснащению бухгалтерии персональными компьютерами.
В соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» ответственность за организацию бухгалтерского учета в организациях, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несут руководители этих организаций.
Одним из основных моментов в организации бухгалтерского учета на предприятии является разработка учетной политики предприятия, которая оформляется соответствующим приказом. Учетная политика представляет собой перечень существующих на данном предприятии норм и правил ведения учета. При ее разработке руководствуются Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008), утвержденным приказом Минфина России от 6 октября 2008 г. №106н.
Руководство бухгалтерией
Законом РБ «О бухгалтерском учете и отчетности» закреплена обязанность ведения бухгалтерского учета всеми юридическими лицами, зарегистрированными на территории Республики Беларусь, филиалами и представительствами, в т.ч. иностранных организаций, хозяйственными группами, простыми товариществами, государственными органами, а также индивидуальными предпринимателями.
Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении. Благодаря бухгалтерскому учету формируется полная и достоверная информация о деятельности и имущественном положении организации, необходимая внешним и внутренним пользователям.
Различают две формы организации работы бухгалтерии: децентрализованную и централизованную.
При децентрализованной форме наряду с бухгалтерией, входящей в аппарат управления организацией, предусмотрено существование самостоятельных бухгалтерий в подразделениях организации. В центральную бухгалтерию организации от бухгалтерий структурных подразделений поступает отчетность, на основании которой составляются сводная отчетность и баланс в целом по организации. При такой форме организации работы бухгалтерии основные функции учета осуществляют бухгалтерии структурных подразделений.
При централизации учета все учетные работы, т.е. обработка первичных документов, организация аналитического и синтетического учета, составление сводной отчетности и баланса, сосредоточены в центральной бухгалтерии.
Ответственность за организацию бухгалтерского учета возложена на руководителей, практическое же руководство бухгалтерским учетом осуществляют главные бухгалтеры.
Руководитель организации обязан организовать бухгалтерский учет и создать необходимые условия для правильного его ведения.
Руководитель организации должен обеспечить:
· неукоснительное выполнение всеми работниками и подразделениями требований главного бухгалтера по соблюдению правил ведения бухгалтерского учета;
· надлежащую постановку оперативного учета материальных ценностей и обязательств, что позволит своевременно и достоверно отражать хозяйственные операции в бухгалтерском учете.
Руководители унитарных частных предприятий имеют право лично вести бухгалтерский учет и составлять отчетность, если это оговорено в уставе.
Законом РБ «О бухгалтерском учете и отчетности» руководителям организаций дано право принимать решение о структуре бухгалтерии и способах ведения учета. В зависимости от объема учетной работы организации могут:
· возложить ведение бухгалтерского учета на бухгалтера, состоящего в штате организации;
· создать бухгалтерскую службу как самостоятельное структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;
· передать ведение учета на договорных началах организации, оказывающей услуги по ведению бухгалтерского учета и отчетности или индивидуальному предпринимателю.
Главный бухгалтер назначается на должность и освобождается от должности руководителем организации в соответствии с ее учредительными документами.
Прием и сдачу дел при назначении на должность и освобождении от должности главного бухгалтера оформляют актом.
В функции главного бухгалтера входят:
· руководство бухгалтерией как структурным подразделением;
· постановка и ведение бухгалтерского учета;
· формирование учетной политики;
· составление и своевременное предоставление полной и достоверной бухгалтерской и налоговой отчетности.
Денежные и расчетные документы без подписи главного бухгалтера считаются недействительными и не должны приниматься к исполнению.
В случае возникновения разногласий между руководителем организации и главным бухгалтером по вопросам совершения отдельных хозяйственных операций документы по ним должны быть приняты к исполнению главным бухгалтером по письменному распоряжению руководителя этой организации, который несет всю полноту ответственности за последствия совершения таких операций.
У главного бухгалтера, как и у других работников, есть права, обязанности, ответственность, которые отражаются в его должностной инструкции.
Если ведение бухгалтерского учета возложено на бухгалтерскую службу как самостоятельное структурное подразделение, то организации рекомендуется разработать и утвердить положение о бухгалтерии.
Положение о бухгалтерии – это документ, регламентирующий деятельность подразделения и определяющий его статус, место в системе управления и внутреннюю организацию.
Положение о бухгалтерии включает такие разделы, как:
· задачи и функции;
· структура и штаты;
· взаимоотношения с другими структурными подразделениями;
· показатели оценки работы бухгалтерии и формы стимулирования труда.
В настоящее время сложились два основных типа организации работы бухгалтерской службы на предприятии:
При линейной организации все работники бухгалтерии подчиняются главному бухгалтеру. Такая структура бухгалтерии характерна для небольших предприятий.
При значительной численности аппарата бухгалтерии могут создаваться промежуточные звенья управления (отделы, бюро, секторы, группы), возглавляемые руководителями структурных подразделений, – это вертикальный тип организации работы бухгалтерской службы. Данная структура бухгалтерии применяется, как правило, на средних и крупных предприятиях.
Должностной состав работников бухгалтерии закрепляется в штатном расписании, утверждаемом руководителем предприятия.
Успешная работа аппарата бухгалтерии зависит от правильного распределения обязанностей между ее работниками (бухгалтерами). Обязанности, права и ответственность каждого работника бухгалтерии определяются должностными инструкциями, которые разрабатывают главный бухгалтер либо руководители структурных подразделений.
В должностные инструкции целесообразно включить следующие разделы:
Организации и их должностные лица, нарушающие законодательство о бухгалтерском учете и отчетности, несут ответственность в соответствии с законодательством РБ.
Источники:
http://www.bolshoyvopros.ru/questions/2444053-centralizacija-buhgalterskogo-ucheta-bjudzhetnyh-uchrezhdenij-dlja-chego-eto.html
http://assistentus.ru/vedenie-biznesa/centralizovannaya-buhgalteriya/
http://fb.ru/article/258691/tsentralizovannaya-buhgalteriya-organizatsionnaya-struktura-printsip-rabotyi
http://studopedia.ru/7_100078_tsentralizatsiya-i-detsentralizatsiya-buhgalterskogo-ucheta.html
http://www.gb.by/aktual/bukhgalterskii-uchet/rukovodstvo-bukhgalteriei