12 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что такое социальные проекты в школе

Содержание

Социальные проекты учащихся

Разделы: Технология

Социальное проектирование — технология социального воспитания учащихся образовательных учреждениях. Главный педагогический смысл этой технологии — создание условий для социальных проб личности. Именно социальное проектирование позволяет воспитаннику решать основные задачи социализации: формировать свою Я — концепцию и мировоззрение; устанавливать новые способы социального взаимодействия с миром взрослых.

Под социальным проектированием понимается деятельность:

  • социально значимая, имеющая социальный эффект;
  • результатом которой является создание реального (но не обязательно вещественного) «продукта», имеющего для подростка практическое значение и принципиально, качественно нового в его личном опыте;
  • задуманная, продуманная и осуществленная подростком;
  • в ходе которой подросток вступает в конструктивное взаимодействие с миром, со взрослой культурой, с социумом;
  • через которую формируются социальные навыки подростка.

Социальное проектирование является одной из множества деятельностей современного подростка и молодого человека, сочетаясь и пронизывая другие ее виды. Социальное проектирование можно рассматривать как мотивационную компоненту, как методический прием организации образовательного процесса. Неотъемлемой составляющей проектирования представляется межличностное общение.

Обратимся к сущности понятия «социальное проектирование». Деятельность по созданию проекта называется проектированием. А проект представляет собой описание конкретной ситуации, которая должна быть улучшена и конкретных методов и шагов по ее реализации. Еще проект — это средство управления деятельностью, наиболее приземленная, конкретная и выполнимая форма для учреждения/организации.
Социальное проектирование есть способ выражения идеи улучшения окружающей среды языком конкретных целей, задач, мер и действий по их достижению, а также описание необходимых ресурсов для практической реализации замысла и конкретных сроков воплощения описываемой цели

Социальный проект — это модель предлагаемых изменений в ближайшем социальном окружении в виде:

  • словесного описания предполагаемых действий по осуществлению указанных изменений;
  • графического изображения (чертежей, схем и т.д.);
  • числовых показателей и расчетов, необходимых для осуществления планируемых действий.

В настоящее время в арсенале воспитательных средств в учреждениях образования детей занимает прочное место осуществляемая под руководством педагога проектная деятельность воспитанников.

Виды социальных проектов учащихся, реализуемых образовательных учреждениях:

Прикладные (результат выполнения такого проекта может быть непосредственно использован в практике);

Информационные (предназначены для работы с информацией о каком-либо объекте, явлении, событии; предполагает анализ и обобщение информации и представление для широкой аудитории);

Ролевые и игровые (участники принимают на себя определенные социальные роли, обусловленные содержанием проекта, определяют поведение в игровой ситуации);

Исследовательские (результат связан с решением творческой исследовательской задачи с заранее неизвестным решением, предполагает наличие основных этапов, характерных для научного исследования: гипотеза, задача и др.);

Проекты, включающие совокупность поисковых, творческих по своей сути приемов.

Цель социального проектирования:

  • привлечение внимания воспитанников к актуальным социальным проблемам местного сообщества;
  • включение старшеклассников в реальную практическую деятельность по разрешению одной из этих проблем силами самих учащихся.
  • Основные задачи социального проектирования:

  • повышение общего уровня культуры детей и подростков за счет получения дополнительной информации;
  • формирование социально-личностных компетенций: навыки «разумного социального» поведения в сообществе, совершенствование полезных социальных навыков и умений (планирование предстоящей деятельности, расчет необходимых ресурсов, анализ результатов и окончательных итогов и т.п.), социальная мобильность и т.д.;
  • закрепление навыков командной работы.
  • Признаки проекта:

  • Цель — изменение ситуации, решение проблемы, появление чего-то нового.
  • Установленные сроки начала и завершения.
  • Определенные ресурсы.
  • Измеряемый продукт или результат.
  • Управление проектом:

  • Управление проектом — это процесс руководства всеми работами над проектом от начала до завершения.
  • Управление включает три основных вида деятельности:
  • Планирование.
  • Организация.
  • Управление.
  • Определение желаемых результатов проекта. Т.е. прописывание того, что же хочется увидеть после реализации проекта. Разработка стратегии выполнения и графика выполнения работ. Все придуманные мероприятия, в том числе и по поиску ресурсов и спонсоров (если таковые будут нужны), а также различные встречи, акции, и опросы и риски (проблемы, которые могут возникнуть в ходе реализации проекта) должны быть прописаны вместе со сроками и ответственными. Расчет количества необходимых ресурсов. Грубо говоря, всё, что понадобится для разработки и реализации проекта (люди, деньги, транспортные расходы, канцелярские расходы и т.д.)

    Распределение ролей и обязанностей внутри проектной команды.

    Если один человек в проектной команде разрабатывает план работы, ищет спонсоров, ведет переговоры с администрацией города или района, проводит опросы, является ответственным за все мероприятия, то вероятнее всего он сделает не всю свою работу или сделает её не качественно. А кому это надо? Поэтому и существует разделение труда, в том числе и в проектной деятельности. Необходимо будет понять, кто и чем будет заниматься в силу своих возможностей и способностей. Конечно, для того, чтобы разделять обязанности в команде, прежде нужна сама команда.

    Включение в проектирование этого вида деятельности, поможет сделать работу в проекте качественнее, эффективнее.

    Руководство работами и контроль результатов (назначение ответственных и отчеты о проделанных работах).

    Решение возникающих проблем. Если входе реализации проекта возникают проблемы, которые не были предусмотрены в рисках, они требуют самого быстрого разрешения. Т.к. если их не разрешить они могут отрицательно повлиять на ход реализации проекта, и в худшем случае поставленная цель не будет достигнута. Хотя не так всё страшно. Все проблемы предусмотреть всё равно сложно, но если уж они возникли, нужно постараться их решить.

    Обмен информацией с заинтересованными лицами. Заинтересованными лицами (в зависимости от проблемы, на решение которой направлен проект) могут быть администрация, школы, родители, соседи, различные общественные организации и т.д.

    Успешное применение творческого проектирования в нашей школе связано в первую очередь с удачным выбором объектов труда и грамотной формулировкой целей и задач предстоящей работы. Тематику учащиеся выбирают самостоятельно, исходя из своих интересов склонностей, возможностей. Учащиеся 5 — 7 классов с удовольствием разрабатывают новые модели фартука, юбок, изобретают оригинальные рецептуры блюд, создают разнообразные декоративные изделия.

    Но с возрастом интерес к рукоделию снижается. Изделие, выполненное своими руками, уже не вызывает у детей такого ощущения новизны и очарования, как раньше. Встает вопрос: что может повлиять на мотивацию при выполнении проекта?

    Ответ подсказали сами дети. Работа над проектом принесет удовольствие и удовлетворение, если ее результат будет важен и полезен окружающим. Так стали появляться социально творческие проекты.

    Проект «Спешите делать добро» учащиеся 7-8 класса на летних каникулах разработали и изготовили сувениры в подарочный фонд школы. Процесс изготовления сувениров превратился в творчество, так как каждая ученица старалась сделать свое изделие самым красивым, оригинальным, неповторимым. Рисунок 1.

    Ученицы старших классов разработали проект «Удобно и тепло» и изготовили подстилки на стулья в кабинет технологии, выполненные в технике лоскутного шитья. Рисунок 2.

    Девочки 8 класса изготовили картину «Зимний вечер» в технике аппликация из манной крупы для оформления, украшения стен нашей школы. Рисунок 3.

    Так как, обучая предметной области » Технология», целесообразно обращать внимание на развитие науки и техники в данной области, я обучаю детей использованию мультимедийных технологий при создании и защите проектов, при изучении и обобщении изучаемого материала.

    За шесть лет моей работы по внедрению метода проектов в предметную область «Технология», учащимися было создано большое количество проектов, которые успешно были представлены на уроках, конкурсах, олимпиадах. Мои ученики являются призерами и лауреатами: районного и регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по технологии, а также краевой научной конференции школьников.

    Я хочу вам представить социально творческий проект «Добрый доктор Айболит» реализованный ученицей 9 класса, которая является Призером Регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по технологии. Рисунок 4.

    Идея проекта состоит в том, чтобы творческим путем трансформировать скучные «серые» стены районной детской поликлиники в сказочную картину. Проект имеет высокую общественную значимость, так как она преобразовала окружающую действительность не только для себя, но и на благо других незнакомых ей людей.

    Хотелось бы отметить, что выбранная тема интересна, в ходе работы учащаяся узнала много нового о произведениях искусства в декорировании интерьера, изучила различные виды рукоделия, приобрела навыки росписи по ткани.

    Поставленную перед собой цель была достигнута. Были найдены различные сюжеты книжки Чуковского «Айболит» и сделан выбор наиболее интересного варианта. И вот результат работы. Приложение.

    Работа над проектом позволяет почувствовать как ребёнку, так и любому взрослому значимость своей деятельности, повысить их социальный статус в школе, в микрорайоне, открыть новые возможности. Разрабатывая проект, мы проходим все стадии работы над ним: сбор материала, его обработка, выстраивание проекта, согласование, экспертиза и реализация. Эта работа выявляет не только наши положительные качества, но и позволяет определить свои слабые стороны, над которыми в дальнейшем можно работать.

    Эффективность работы над социальными проектами не вызывает сомнения. На это указывают следующие показатели:

    • повышение уровня мотивации обучения;
    • повышение уровня знаний учащихся;
    • более высокое качество изготавливаемых изделий, обусловленное их практической необходимостью людям.
    Читать еще:  Рассчитать фондоотдачу пример

    Литература:

      Абдвлина Л.В, Чепелева Б.П, Грибкова М.В, Мищенко Т.М. Опыт совершенствования педагогического профессионализма. — Воронеж: ВГПУ, 2006. — 80с.
    1. Афиногенова Л.Е. Уроки мастерства. — Воронеж: ВОИПКиПРО, 2008. — 44с.
    2. Бабина Н.Ф. Выполнение проектов. — Воронеж: ВОИПКРО, 2005. — 64с.
    3. Бабина Н.Ф. Урок должен быть интересным! — Воронеж: ВОИПКиПРО, 2006, — 112с.
    4. Вестник ВОИПКиПРО: Выпуск 16. — Воронеж: ВОИПКиПРО, 2007. — 214с.
    5. Хатунцева Л.И. Современный урок в профессиональной школе. — Воронеж: ВОИПКиПРО. 2003. — 179с.

    Социальные проекты в школе: темы, примеры. Суть социального проекта. Цель социального проекта

    Такое понятие, как «социальные проекты» имеет латинское происхождение. В переводе данный термин означает создание объекта, специфическую деятельность, в ходе которой изучается определенное явление или процесс. Проанализируем основные моменты, касающиеся социального проектирования.

    Основа проектирования

    Именно социальные проекты помогают моделировать некоторые ситуации. Существует определенный порядок работы, о котором следует поговорить подробнее. В первую очередь определяются темы социальных проектов. При выборе направления работы, учитываются разные моменты: психологические особенности участников, направленность интересов, технические возможности для реализации намеченных планов.

    Структура социального проекта

    Есть специальная база, без которой невозможна реализация социального проекта:

    • планирование;
    • проекция;
    • предвидение;
    • предвосхищение;
    • прогнозирование результатов;
    • конструирование;
    • моделирование;
    • анализ результатов.

    Все социальные проекты, создаваемые в образовательных учреждениях, должны быть четко спланированы. Они всегда направлены на развитие обучающихся детей, формирование у школьников полезных умений и навыков.

    Особенности планирования

    Планирование предполагает выдвижение научных и практически обоснованных целей исследования. На данном этапе проводится определение сроков выполнения поставленных задач, алгоритм работы. Кроме того, во время планирования, обозначается суть социального проекта, выявляется его уникальность, индивидуальность.

    Постановка гипотезы

    Предвидение предполагает предсказание результатов исследования. По сути, речь идет о той гипотезе, которую содержит социальный проект в школе, созданный, и реализуемый с участием воспитанников. Гипотеза должна содержать ту основную мысль, которая и будет рассматриваться в процессе реализации проекта. После того как проект будет завершен, гипотеза может быть полностью или частично подтверждена либо опровергнута. Школьникам сложно самостоятельно выдвинуть правильную гипотезу, поэтому данный этап создания социального проекта невозможен без активного участия наставника. В роли консультанта по проекту могут выступать как педагоги, так и сотрудники специализированных ведомств, владеющие теоретическим и практическим материалом, рассматриваемым в проекте.

    Литературный обзор

    Любой социальный проект в школе, на производстве, невозможен без полноценного предварительного анализа той проблемы, о которой пойдет речь в исследовании. Нет необходимости «изобретать велосипед» заново, для начала нужно изучить литературу, выбрать ключевые моменты, связанные с тематикой исследования. Только после получения теоретических знаний, можно переходить к разработке собственного социального проекта.

    Разработка плана действий по проекту

    Далее, можно переходить к продумыванию всех деталей. Если цель социального проекта поставлена четко, проблем с выделением этапов не возникнет. В плане действий желательно указывать временные рамки, чтобы в итоге получить четкий перечень.

    Реализация поставленных задач

    Данный этап будет самым продолжительным, трудоемким, но наиболее интересным и результативным. Именно во время реализации намеченных целей, появляется чувство удовлетворения от результатов проведенной работы. После завершения проекта, важно провести его полноценный анализ, сделать выводы, продумать рекомендации.

    Примеры социальных школьных проектов

    Если рассматривать темы социальных проектов, можно выделить два направления: научно-техническое, и гуманитарно-эстетическое. Среди распространенных школьных исследований, особое место принадлежит экологической тематике. Например, разнообразные социальные проекты, касающиеся благоустройства территории школы, приусадебных участков, имеют практическую направленность. Участники подобных исследований не просто создают красоту и уют, но и получают теоретические знания о растениях, цветах, условиях ухода за зелеными насаждениями. Безусловно, опыт, приобретенный в ходе работы над подобными проектами, является полезным для детей.

    Также, приводя примеры социальных проектов, которые создаются и реализуются с участием школьников, можно выделить заботу о людях преклонного возраста. Ребята с удовольствием помогают ветеранам войны убирать помещения, укладывать дрова, полоть от сорняков грядки на приусадебном участке. Участие «трудных подростков» в подобных мероприятиях помогает им понять важность и значимость доброго отношения к взрослым. Ребята, которые помогают одиноким пожилым людям, меняют свои взгляды на жизнь, становятся добрее, не совершают противоправных поступков.

    Проект «Доступная среда»

    Есть и такие социальные проекты, которые направлены на помощь самим детям. В нашей стране функционирует проект, помогающий ребятам с проблемами в физическом развитии, получить полноценное образование. Проект «Доступная среда» предполагает создание в обычных государственных образовательных учреждениях нормальных условий для передвижения детей – колясочников. По данному социальному проекту, дети – инвалиды обучаются вместе со своими сверстниками, то есть их не лишают полноценного общения с ровесниками. Если по медицинским показаниям, подобный вариант обучения невозможен, существуют примеры социальных проектов, помогающих больным детям.

    Инклюзивное обучение

    Национальный проект «Образование» содержит специальный раздел, посвященный индивидуальному и домашнему обучению детей с отклонениями в развитии. Дистанционный педагог помогает ребенку не только получать определенные знания, но и становится его другом и полноценным собеседником. Прежде чем приступать к реализации данного проекта, и дети, и педагоги проходят специальную курсовую подготовку. Доступность обучения гарантирует больным детям не только теоретические знания по разным учебным дисциплинам, но и способствует гармоничному развитию личности ребенка. Проект предполагает оснащение компьютерным оборудованием и воспитанника, и педагога. Обучение в рамках данного социального проекта для детей бесплатное.

    Анализ результатов проекта

    Каждый социальный проект предполагает определенные временные рамки. После того как все этапы, предусмотренные исследованием, будут завершены, необходимо провести их детальный анализ. Например, если реализовывался проект, направленный на помощь в адаптации трудных подростков, проводится статистический обзор. В ходе анкетирования выявляется реальное количество участников проекта, их удовлетворенность в результате исследования. Далее, составляется диаграмма либо график, оценивается результативность проекта.

    Заключение

    В последнее время интерес к социальным проектам возрос. Если в прошлом веке подобного направления в школе практически не существовало, то на данный момент для каждой параллели разрабатываются и реализуются собственные направления исследования. Набирает популярность и проведение социальных проектов самими школьниками. С полученными результатами, ребята могут выступать на конференциях и конкурсах разного уровня: школьных, районных, муниципальных, российских. Кроме того, существуют специальные программы по поддержке талантливых социальных проектов. Победители и призеры тех конкурсов, которые включены в специальный перечень, определенный Министерством образования РФ, имеют право на материальные гранты в размере 30 и 60 тысяч рублей.

    Безусловно, такое внимание к данной деятельности, которое существует в современной системе образования, способствует положительной динамике, повышению у школьников интереса к научно-практической работе. Ребята, принимающие участие хотя бы в одном социальном проекте, получают бесценный опыт, который они могут использовать в своей последующей жизни. Часто, именно социальные проекты помогают школьникам определиться с выбором будущей профессии, обозначением направления индивидуальных исследований.

    Для того чтобы первый опыт социального проектирования, приобретенный ребятами во время обучения в школе, был положительным, на их пути должен встретиться педагог, заинтересованный в подобной деятельности. Именно наставник объясняет ребенку все основные моменты социального проектирования, разрабатывает план совместных действий, оценивает результаты.

    Воспитательная роль социальных проектов в школе (из опыта работы)

    Ключевые слова: социальные проекты, воспитание, воспитательная работа, ученическое самоуправление, ветераны, социальная помощь.

    Одна из педагогических технологий, которая помогает воспитать социально активную личность, – технология социального проектирования. «Социальные проекты представляют собой спланированную и организованную общественную практику» [1].

    Цель вовлечения школьников в работу социальных проектов – формирование у них социального опыта и навыков. Привлечение внимания детей к актуальным проблемам общества и включение в практическую работу по их разрешению также помогает формировать морально-нравственные качества, такие как сопереживание, отзывчивость, ответственность. Кроме того, подобная практика положительно влияет на самооценку ребенка, укрепляет его веру в себя, ведь создается ситуация, в которой есть возможность проявить инициативу, и тогда его мнение становится важным для детского и взрослого сообщества.

    В воспитательной работе наша школа успешно применяет технологию социального проектирования и предлагает ученикам несколько видов деятельности по разным направлениям. Наличие выбора позволяет вовлечь большее количество детей в соответствии со сферой их интересов. В статье мы описываем основные социальные проекты, в которых принимают участие ученики нашей школы.

    Помощь ветеранам

    Самым масштабным по количеству участников и по насыщенности мероприятиями является социальный проект «Ветеран живет рядом», который реализуется в рамках гражданско-патриотического воспитания. Этот проект нам особенно дорог потому, что в его создании принимали участие активисты ученического самоуправления нашей школы.

    Проект вырос из традиции нашей школы поздравлять Совет ветеранов района Нагатинский Затон с Днем Победы. Ребята задумались, как можно проявить внимание к тем людям, благодаря которым наша страна победила в Великой Отечественной войне. Как сохранить о них память?
    Школьники обратили внимание на то, что в селах и малых городах России на заборах домов частного сектора встречаются старые выцветающие фанерные таблички в форме красной звезды. Ребята выяснили, что в советское время существовала традиция отмечать символичными знаками (например, звездами) дома, в которых проживали ветераны ВОВ, или дома, где в семьях потеряли кого-то во время ВОВ. Нашим ученикам понравилась эта традиция, и они выступили с инициативой ее возрождения. Дети решили провести акцию в районе своей школы и разместить специальные таблички на подъездах тех домов, где сегодня живут ветераны ВОВ, как напоминание об их подвиге. Так родилась идея будущего социального проекта.

    Непосредственными участниками проекта являются обучающиеся школы № 1770 и наши социальные партнеры – Совет ветеранов района Нагатинский Затон.

    Мы выработали систему совместной работы между школой и Советом ветеранов.

    Эта работа помогает нам, в частности, реализовать идею проекта.

    Осенью организуются мероприятия по сбору сведений об участниках Великой Отечественной войны, проживающих в микрорайоне. Сбор информации ведется в рамках исследовательской и проектной деятельности школьников по теме «Моя семья в истории страны», но некоторые данные предоставляет Совет ветеранов: уточняет списки, сверяет адреса и места проживания участников войны. Так как ребята стараются познакомиться с каждым ветераном, о котором собирали информацию, наш районный Совет часто выступает посредником для организации встреч со школьниками. Мы устраиваем совместные чаепития, проводим тематические встречи и Уроки мужества, коллективные просмотры и обсуждения художественных фильмов о Великой Отечественной войне, экскурсии по школьному музею и по экспозиции в Совете ветеранов. К праздникам школьники стараются сделать подарки и сувениры своими руками, чтобы порадовать ветеранов, предлагают им помощь по хозяйству.

    Важная часть проекта – изготовление памятных табличек с надписью «Здесь живет ветеран Великой Отечественной войны». Эти простые знаки внимания сохраняют память о тех людях, которые внесли свой вклад в Великую Победу. Таблички выполняются на заказ и проходят согласование возможности установки. В вопросах согласования и убеждения местных органов власти незаменимым помощником становится наш социальный партнер – Совет ветеранов. Сами таблички изготавливаются на школьном оборудовании из ламинированного картона по макету, который придумали активисты проекта. Закупка материала для изготовления табличек происходит за счет средств, вырученных от сдачи ребятами макулатуры и заработанных на школьных ярмарках, в которых участвуют дети, родители и учителя нашей образовательной организации.

    Торжественным финалом проекта является школьный митинг, посвященный Победе в Великой Отечественной войне, который проходит ежегодно недалеко от нашей образовательной организации, у стелы в честь ушедших на фронт добровольцев.
    В ходе мероприятия таблички торжественно передаются представителям Совета ветеранов. После окончания торжественной части участники проекта и взрослые обходят район по определенным маршрутам и прикрепляют таблички на подготовленные места, чаще всего рядом с доской объявлений на подъезде.

    За три года существования проекта памятные таблички появились на подъездах 20 домов в районе Нагатинский Затон на юге Москвы. Там, где были вывешены таблички, активисты проекта организуют экскурсионные маршруты для обучающихся школы и жителей района. Возникла даже идея создания электронной книги памяти «Мои родственники – участники Великой Отечественной войны». Но этот проект только начал развиваться, и о результатах говорить пока рано.

    Благодаря проекту «Ветеран живет рядом» ребята лучше узнали историю России, прониклись судьбами участников войны, почувствовали свою ответственность за сохранение уважительного отношения к старшему поколению и исторической памяти страны. Помогая конкретным людям, ветеранам, которые живут по соседству с нами, мы сохраняем память об их подвиге, о времени, в котором они жили. Мы рады, что проект «Ветеран живет рядом» развивается и с каждым годом его участников становится все больше.

    Помощь пожилым людям

    Наши воспитанники также проявили интерес к акции благотворительного фонда «Старость в радость». В ней принимают участие в основном ученики начальных классов и их родители. К Новому году и Рождеству они собирают подарки для тех, кто живет в домах престарелых: небольшие сувениры, кроссворды, конфеты, вязаные носочки и поделки. Но главное в этом проекте то, что дети сами пишут небольшие поздравительные открытки с теплыми словами для жильцов домов престарелых, ведут с ними переписку. Для наших ребят это опыт общения с теми, кому трудно, кто одинок, кто нуждается в простом человеческом общении.

    Помощь воспитанникам школы-интерната

    У нас есть еще один социальный проект, направленный на взаимодействие со сверстниками. Наша школа связана давними дружескими отношениями со школой-интернатом поселка Барсуки Тульской области – ГБОУ «Барсуковская школа им.
    А.М. Гаранина». В рамках проекта ребята группами приезжают друг к другу в гости
    (в школу). Мы тщательно продумываем программу совместной деятельности для этих встреч. Старшеклассники организуют для своих гостей чаепития, спортивные и интеллектуальные соревнования, прогулки по Коломенскому или Царицыно, экскурсионные программы. Участие в этом проекте дает нашим ученикам опыт социальной коммуникации и общения с ровесниками, которые растут и воспитываются в другой среде.

    Помощь бездомным животным

    Социальная помощь может быть ориентирована не только на людей. В школе существует проект помощи бездомным животным из частного приюта «Альма», в котором активно участвуют дети и взрослые. Педагоги проводят беседы с ребятами, организуют встречи с волонтерами приюта, которые рассказывают о своей работе. Все вместе: и дети, и взрослые – собирают корм для четвероногих подопечных, понимая, что частный приют содержится только на пожертвования, а брошенные животные нуждаются в уходе. Это способствует воспитанию у ребят социальной ответственности и человеческого сопереживания. Старшеклассники отвозят корма в приюты, ухаживают за животными, гуляют с ними.

    Заключение

    В каждой школе найдутся ребята, готовые помогать другим. В нашей образовательной организации волонтерство стало не разовой акцией, а системой мероприятий, в которых может принять участие любой обучающийся. Основные воспитательные задачи, которые стоят перед педагогами школы, – привлечение ребят к общественной деятельности, проявлению активной социальной позиции. В процессе социальной проектной работы у школьников формируются такие навыки, как умение найти решение проблемы и оказать помощь, увидеть чужую беду и не остаться равнодушным.

    Организация работы детей в социальных проектах требует продумывания каждой мелочи. В частности, педагогам-кураторам следует принимать во внимание такой важный момент, как «обратная связь». Например, социальные проекты, в которых участвуют наши школьники, поддерживают родители и жители района, и дети благодаря этому чувствуют свою значимость и причастность к общему делу. Таким образом, социальное проектирование помогает всем участникам процесса: и тем, кому оказывается помощь, и тем, кто эту помощь оказывает, – ощутить себя частью общества.

    Список литературы:
    1. Янушевский В.Н. Учебное и социальное проектирование в основной и старшей школе: методическое пособие // Библиотека журнала Директор школы. № 1. 2017. С. 82. [Электронный ресурс]. URL:http://biblio.salemalmoshi.edusite.ru/DswMedia/uchebnoeisocial-noeproektirovanievosnovnoyistarsheyshkolemetodicheskoeposobie.pdf.

    Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

    Ответственные за размещение информации:
    Виктория Разводовская и Дарья Галкина

    Конкурс идей социальных проектов: победители

    В ходе приема заявок в ходе консультационной линии было подробно объяснено отличие «социальных проектов» от широко распространенных сегодня в школах «учебных проектов», «исследовательских проектов», проектов, направленных на совершенствование процессов только внутри самой школы. Поэтому заявок, не соответствующих тематике конкурса, было не так уж и много.

    Сложность отбора состояла в том, что критериям отбора проектной идеи, а именно, — целостности идеи, ее актуальности, реализуемости, перспективности и сетевому характеру воплощения соответствовало одновременно достаточно большое количество заявок. Поэтому отборочная комиссия посчитала правильным значительно расширить число авторов-победителей, сгруппировав вокруг пяти отобранных идей нескольких схожих заявок — идеи носятся в воздухе и объединяют многих людей, даже если они об этом и не подозревают.

    Такими отобранными идеями-победителями стали:

    — идея поддержки «детей с проблемами». Она объединила проектные идеи работы с детьми-сиротами, с детьми, имеющими физические и психические проблемы развития, с социально депривированными детьми, с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации или ставших жертвами насилия и социальных или экологических катастроф.

    — идея изменения качества общей жизни на территории. Это идеи благоустройства, социального партнерства разных сторон, идеи активного преобразования социокультурной среды обитания силами становящихся местных сообществ. В пределе — это идеи,ориентированные на социально-экономическое развитие территории.

    — идея исторической, культурной, национальной, этнической памяти. Это идеи преемственности межпоколенческих связей, партнерства разных возрастов в активной работе на службе обществу и стране

    — идея организации сообществ — сетевых сообществ, профессиональных ассоциаций по видам деятельности, клубов по интересам как на территориях, так и между ними, как в виртуале, так и в реале.

    — идея здорового образа жизни и вовлечения в него широких масс населения. Тут и идеи противостояния вредным привычкам, и распространение опыта в этом направлении, и привлечения средств массовой информации.

    Некоторые предложения включали сразу несколько идей-победительниц, в таких случаях участники вносились только в один из списков. Носители победивших идей будут награждены Дипломами и обеспечены в индивидуальном порядке консультационной поддержкой по доработке проекта для фандрайзинга, информационной поддержкой в поиске потенциальных доноров, организационной поддержкой в контактах с грантодателями, письмами поддержки в адрес грантодателей.

    Для сетевой поддержки авторов идей, пожелавших создать общий сетевой проект по каждой из пяти идей 29 октября на ВИПе будут открыты пять соответствующих веток для открытого обсуждения дальнейшей разработки сетевых проектов.

    Будем надеяться, что к апрелю 2010 года эти сетевые социальные проекты обретут жизнь.

    Актуальные темы социальных проектов для школьников: примеры

    Данная статья расскажет о том, как важно проводить в современных школах различные социальные проекты. Не только ученики, но и преподаватели должны учиться любить окружающий мир, делать его лучше. Ниже будут представлены темы социальных проектов, которые могут вдохновить, привлечь внимание. Возможно, у кого-нибудь появится желание воплотить одну из предложенных идей в реальность.

    Учимся готовить для себя, близких и нуждающихся

    Для школьников станет хорошим уроком мастерства именно кулинария. Как важно научиться готовить. Отварить картошку или макароны сможет каждый, а вот сделать более серьезное блюдо способны не все. Поэтому стоит рассмотреть подобный социальный проект. Актуальность темы приготовления пищи высока.

    Поводом может быть Масленица, когда нужно испечь блины, или 9 мая, когда в гости приходят ветераны Великой Отечественной войны. Можно попросить разрешения осуществить данный проект в столовой, чтобы все необходимые предметы были под рукой, в том числе и вода. Нужно соблюдать санитарные и гигиенические требования: вымыть руки с мылом, надеть фартук, косынку или колпак, чтобы волосы не попали в пищу. Обязательно стол следует застелить клеенкой. С казенной посудой обращаться следует осторожно. С учениками обязательно нужно заранее обговорить, что будете готовить, какие продукты нужны, и что покупать. На каждого ученика рекомендуется возложить индивидуальные обязанности. По окончании работы помещение и мебель нужно привести в идеальный порядок. Приготовленную еду упаковывают в контейнеры или заворачивают в пищевую пленку.

    Как помочь семьям?

    Рассмотрим социальный проект на тему «Семья». Классные руководители на собраниях, как правило, знакомятся с родителями. Именно в такие моменты можно выяснить, какой семье нужна помощь. Например, у кого-то из учеников многодетная семья, а денег мало. Недавно родился малыш, а у него нет даже новых ползунков и игрушек. Старые все износились, сломались, выброшены. Может быть, у вас есть дома какие-нибудь хорошие вещи. Подарите их бедной семье.

    Праздник Великой Победы

    Обязательно в школах ежегодно должны вспоминать тот подвиг, который совершили ради нас наши прадедушки и прабабушки. Пригласите в школу ветерана. Естественно, нужно все подготовить к празднику: украсить помещение, актовый зал, приготовить трапезу, купить цветы.

    В празднование Великой Победы можно объединить темы социальных проектов, например, кулинарию, уборку школы, покупку цветов, чтение книг и стихов о войне, пошив костюмов. Несомненно, такое дело требует много сил, времени, средств, но общими педагогическими и ученическими усилиями все получится. Праздник должен быть для ветеранов, благодарность должна идти от чистого сердца.

    Дети-инвалиды

    Огромную ответственность несет социальный проект на тему «Дети-инвалиды». Такие ребята, как правило, учатся или в специализированной школе или на дому. Во втором случае им нужно обязательно помочь. Стоит поспрашивать учеников, родителей, есть ли среди окружающих дети-инвалиды. Может, ребенку нужна помощь в обучении. Например, можно научить его пользоваться компьютером, чтобы ему было легче учиться и в будущем освоить какую-нибудь профессию. Понадобится помощь по всем предметам. Пусть помогают те ребята, которые хорошо успевают и умеют объяснять. Обязательно принесите книги, которые вам уже не нужны, но пригодятся больному ребенку. Не забывайте, что для него очень важно общение со сверстниками. Не стоит грузить его только учебой, просто поговорите с ним на те темы, которые ему интересны. Станьте хорошим и верным другом.

    Становимся мастерами

    Как развить у детей любовь к мастерству? Конечно же, нужно провести с ними уроки труда на различные темы, чтобы выяснить, у кого какие способности. Можно привести примеры социальных проектов, в которых пригодится помощь мастера: помощь немощным старикам, больным детям, многодетным матерям, а также подготовка к выступлениям, пошив одежды. Последние нужны чаще всего для сбора средств нуждающимся.

    Талантливый ребенок в будущем может стать настоящим мастером своего дела. Он сможет обеспечить не только себя, но и семью. Важно еще развить в человеке добрые качества, бескорыстие, трудолюбие.

    Помощь однокласснику и другим людям

    Очень был бы актуальным социальный проект на тему «Помощь». Кому именно? Например, одноклассникам. Пусть успевающие дети помогут двоечникам подтянуться по предметам, но ни в коем случае не решить за них все домашние задания. Может быть, кому-то нужна помощь в покупке учебников. Пойдите вместе в магазин, где есть возможность приобрести книги подешевле.

    Помогать можно и вне школы. Поспрашивайте у ребят, кому нужна помощь в каком-то деле. Например, кто-то хорошо разбирается в компьютерах и сможет помочь однокласснику решить проблему. Девочки могут подарить живые цветы в горшках тем, у кого их нет.

    Поможем нищим и бездомным

    Не в каждой школе существуют темы социальных проектов, связанные с обеспечением обездоленных людей: нищих, бездомных, осиротевших. Желательно развить это направление. Может быть, школьники спасут чью-то жизнь. Пригодятся организаторские навыки учащихся, умение готовить, общаться.

    Важно следить, чтобы дети сохраняли дистанцию при встрече с бездомным во избежание заражения различными болезнями. Подавать еду, напитки лучше в медицинских перчатках. Стоит позаботиться и о походной аптечке. В нее желательно положить перекись водорода, марганцовку, зеленку, бинты, мазь для заживления ран. Если кому-то из таких людей понадобится серьезная медицинская помощь, то лучше позвонить в «скорую».

    В подобном социальном проекте можно помогать тем, у кого случилась беда: обокрали, сгорел дом, умерли близкие.

    Украсим школу

    Слово «субботник» у многих школьников ассоциируется с уборкой территории. А ведь так оно и есть. Пусть такой труд принесет только радость. В этом помогут темы социальных проектов, такие как, например: «Украсим школу», «Родные стены лечат», «Сделаем друг другу подарок». Желательно, чтобы подобный «субботник» стал праздником, а не днем генеральной уборки, тогда дети потянутся.

    Можно собраться всем классом, обсудить, кто может принести в школу, например, интересные шапки с ушами, разноцветное ведерко, хорошую музыку. Обязательно спланируйте, будет ли в помещении перестановка, оформление стен. Юным дизайнерам и художникам можно поручить делать стенгазету.

    Подарки для детей из приюта

    Можно еще привести примеры социальных проектов в рамках помощи детям. Педагоги вместе с директором школы договариваются с руководителем детского дома или приюта для сирот о встрече, организации праздника и раздачи подарков. Если все проходит успешно, следует заблаговременно обсудить все детали с учениками. Важно выбрать тех, кто готов все свободное время посвятить изготовлению подарков, создать сценарий выступления.

    Хорошим подарком будет самодельная вещь. Девочки могут дома поискать ненужный, но хороший материал, чтобы сшить игрушку или симпатичный мешок для сюрпризов. Если у учащихся есть лишние сувениры, канцелярские принадлежности, игрушки, книги, то обязательно пусть подарят сиротам. Важно при изготовлении презента иметь хорошее настроение, активность и плодотворную идею.

    Талантливые дети могут создать добрый сценарий, который поможет сиротам определиться со своими интересами, выявить способности и талант. Для этого можно придумать специальные игры, мастер-классы. К такому мероприятию, как праздник в детском доме, нужно готовиться серьезно, так как дети-сироты имеют специфическое представление о жизни.

    Приведем класс в порядок

    Разумеется, приятнее учиться в чистом, светлом и уютном классе. Речь пойдет не столько о генеральной уборке, сколько о создании домашнего уюта. Рассмотрим вариант темы социальных проектов для школьников, который связан с украшением класса.

    Если это кабинет русского языка и литературы, географии, истории, то его достаточно украсить цветами, отреставрировать портреты классиков, ученых. Кабинеты информатики, химии, физики, математики учащиеся могут не только помыть, убрать, но и привести в порядок технику, инструменты, приборы.

    Каждый учитель может разработать план проекта для учеников. Важно в процессе выполнения рассказывать что-то новое, интересное. Например, учитель информатики может найти советский калькулятор или энциклопедию, в которой изображен абак (счетная доска древних греков). Стоит подготовить интересный рассказ об этих вещах.

    Школьная библиотека

    В этом разделе будет представлена такая идея, как проект: «О чем может рассказать школьная библиотека». При желании учителя и ученики могут составить доклад о том, когда появились первые библиотеки, как древние египтяне хранили рукописную информацию и многое другое. Но важнее, скорее всего, не история, а реальная библиотека, которая находится в вашей школе. Ученики вместе с библиотекарем могут посмотреть, какие книги, кроме учебников, есть в наличии, все ли они разложены по своим тематикам и в алфавитном порядке. Может, кто-нибудь из учеников принесет из дома печатные издания, которые им не нужны, или они лишние, например, классическая литература, физика, химия, различные энциклопедии, обучающие материалы по иностранному языку.

    Но обязательно все нужно согласовать с работником читального зала и завучем. Можно составить различные презентации. В качестве социального проекта можно провести работу по реставрации учебников. Если есть в книге пометки карандашом или ручкой, рваные страницы, рисунки озорных учеников, то нужно привести книгу в порядок при помощи ластика, белого маркера, скотча или клея, а иногда и ниток с иголкой.

    Экология и чистота в окружающем мире

    Как важно знать в современном мире состояние окружающей среды, а еще важнее –сохранять природу! В этом отчасти поможет социальный проект на тему «Экология» для школьников. Чистоту нужно соблюдать всюду. Дети вместе с учителем по биологии и экологии могут создать план, как обустроить школьные классы, двор.

    Весной самая пора делать уборку территории, удалять мусор, разравнивать землю. Можно посадить множество растений: кустарников и цветов. Занятие детям должно быть в удовольствие. Пусть каждый ученик внесет лепту: принесет из дома лопату или совок, семена растений или готовую рассаду (все зависит от месяца, вида растения).

    Важно, чтобы в здании тоже были зеленые уголки, которые поднимут настроение учащимся и педагогам. Только не забывайте о том, что за растениями нужно ухаживать. Пусть дети проявят инициативу и вместе с учителем биологии составят график полива, подкормки, обрезки и пересадки.

    Что можно еще придумать?

    Проектов можно составить бесконечное множество и на разные тематики. Выбирать стоит не только популярные, но и актуальные. Важно, чтобы затея не остановилась спустя три дня после одобрения и начала подготовки, а продолжалась и по завершении. Например, проект: «О чем может рассказать школьная библиотека» стоит проводить ежегодно или один раз в пару лет, «Зеленый уголок» и «Экология» требуют постоянства, помощь детям-сиротам и инвалидам тоже могут быть неотъемлемой частью школьной жизни.

    В заключение будет дан ответ сомневающимся в необходимости таких мероприятий. Можно услышать от кого-нибудь фразы: «Кому это надо?», «Зачем тратить время впустую?», «У моих родителей денег нет!» Никто участвовать в мероприятиях насильно заставлять не будет. Так являются ли темы социальных проектов в школе нужными? Конечно! Они учат доброте, милосердию, показывают истинный смысл жизни в помощи тем, кто слабее нас.

    Источники:

    http://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/618220/
    http://businessman.ru/new-socialnye-proekty-v-shkole-temy-primery-sut-socialnogo-proekta-cel-socialnogo-proekta.html
    http://slovo.mosmetod.ru/2018/08/23/gamazkova-m-a-vasileva-o-a-vospitate/
    http://pedsovet.org/beta/article/konkurs-idej-socialnyh-proektov-pobediteli
    http://fb.ru/article/234043/aktualnyie-temyi-sotsialnyih-proektov-dlya-shkolnikov-primeryi

    Ссылка на основную публикацию
    Статьи c упоминанием слов:

    Adblock
    detector