Что такое оценочное суждение
Оценочное суждение
Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога).— Екатеринбург . В.С. Безрукова . 2000 .
Смотреть что такое «Оценочное суждение» в других словарях:
ОЦЕНОЧНОЕ СУЖДЕНИЕ — (value judgement) Представление о сравнительных преимуществах того или иного состояния экономики, которое не может быть эмпирически проверено. К примеру, рассмотрим некое изменение, способное оказывать воздействие на А и В. Если выбор останется… … Экономический словарь
Оценочное суждение — – 1. суждение, в котором выражается субъективное, эмоциональное отношение индивида к какому то явлению вместо того, чтобы представить объективную характеристику последнего; 2. в психопатологии – клинически значимая склонность к оценочным… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
ОЦЕНОЧНОЕ СУЖДЕНИЕ — Отношение к человеку, объекту, принципу и т.д., основанное на том, насколько человек ценит их свойства или характеристики … Толковый словарь по психологии
ОЦЕНОЧНОЕ СУЖДЕНИЕ — см. Язык моральный. П … Словарь по этике
суждение — сущ., с., употр. сравн. часто Морфология: (нет) чего? суждения, чему? суждению, (вижу) что? суждение, чем? суждением, о чём? о суждении; мн. что? суждения, (нет) чего? суждений, чему? суждениям, (вижу) что? суждения, чем? суждениями, о чём? о… … Толковый словарь Дмитриева
суждение — мысль, выражаемая повествовательным предложением и являющаяся истинной или ложной. С. лишено психологического оттенка, свойственного утверждению. Хотя С. находит свое выражение только в языке, оно, в отличие от предложения, не зависит от… … Словарь терминов логики
Мнение — оценочное суждение или умозаключение, эмоционально окрашенное и выражающее отношение субъекта мнения к его предмету, объекту … Словарь терминов по общей и социальной педагогике
ЦЕННОСТЬ — отношение между представлением субъекта о том, каким должен быть оцениваемый объект, и самим объектом. Если объект соответствует предъявляемым к нему требованиям (является таким, каким он должен быть), он считается хорошим, или позитивно ценным;… … Философская энциклопедия
ОЦЕНКА МОРАЛЬНАЯ — ОЦЕНКА МОРАЛЬНАЯ один из видов оценки, акт выявления и обоснования моральной ценности тех или иных феноменов (поступков, намерений и пр.), из которых складывается сознательная человеческая деятельность; суждение (высказывание), выражающее… … Философская энциклопедия
Общественное мнение — У этого термина существуют и другие значения, см. Общественное мнение (значения). Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей. Общественное мнение … Википедия
Что такое оценочное суждение?
Абсолютно любой человек – это часть той среды, в которой он обитает. Это предполагает нежелание выделяться из общества. Теперь можно сделать вывод, что субъективное оценочное мнение каждого из нас – результат влияния общественных суждений.
Зачем нужна оценка?
Основная задача оценки – самоконтроль и самоуправление вкупе с отождествлением себя с обществом. Мы начинаем говорить об оценочном суждении, когда речь заходит о таких понятиях, как защита чести и достоинства. Но чаще всего данное понятие используется именно в научной сфере для того, чтобы дать определение тем или иным фактам и теориям.
Определения понятия
Оценочное суждение — это субъективная оценка человеком какого-либо явления окружающей среды. Проще говоря, это мнение, которое выражается чаще всего с помощью оценочных понятий. Их мы привыкли использовать в повседневной жизни, например, хорошо это или плохо. Таким образом мы объясняем нашу личную позицию в отношении конкретного предмета, человека или явления.
Какие бывают суждения?
Разделяют оценочные суждения обычно по их направленности. Мы можем говорить о трех типах:
- Фактические или объективные суждения фиксируют те события, которые действительно происходили в жизни. Проще говоря, событие, которое было запечатлено людьми или специальными приборами, а также сохранено в любом виде или имеет доказательства. Фактическое теоретическое оценочное суждение может быть результатом как своего собственного, так и чужого опыта. Сюда же можно отнести события, которые происходят не только в реальной жизни, но и могут являться сюжетами книг, кино, рекламы и так далее. Например, Гарри Поттер – волшебник, который учился в Хогвартсе. Это определенно факт, но факт, который произошел в мире фантазии.
- Оценочным суждением является субъективное мнение, которое даже может принадлежать не конкретному человеку, а целому обществу. Такой тип суждений отображает индивидуальное восприятие факта.
- Теоретические суждения – это та информация, которая базируется на опыте не одного поколения. Для того чтобы иметь фактический оценочный теоретический характер суждений, абсолютно не обязательно быть ученым или разбираться в науке. Научный опыт может получить даже самый обычный человек.
Научный опыт
Чтобы разобраться в этом вопросе, нужно определить, что такое научный опыт и где его взять. Тут все просто, обычно это любые события, концепции, теории, схемы, которые излагаются компетентными людьми упорядоченно и конкретно. Количество знаний в мире сумасшедшее, но научными признаются только те, которые получили свое одобрение научным сообщество и были опубликованы в специальных изданиях. Теоретические суждения нельзя путать с самыми обычными фактами. Ведь явление – это конкретное событие, а теория – схема действий. Каждый человек дает определенным явлениям и предметам самостоятельную оценку, и она считается таковой, даже если это суждение навязано ему окружающим миром.
Виды оценочного мнения
Психология характеризует оценочные суждения следующим образом. Они бывают: правильные/неправильные, адекватные/неадекватные, оптимальные/неоптимальные. Каждые свои фактические суждения и оценочные суждения человек характеризует в соответствии с этими тремя позициями. Даже несмотря на то, что человек может ошибаться, он всегда считает свое мнение правильным, адекватным и оптимальным. Каждая из этих характеристик имеет свои свойства. Например, человек может сложить свое мнение о правильности суждения другого человека, если сопоставит его с закономерностями развития событий. Что касается адекватности, то мы сравнивает суждение с действительностью, уже имеющимися фактами. Оптимальность мнения определяется выгодой мнения тому, кто это мнение высказывает. Например, если человек решил соврать, такое мнение можно будет назвать оптимальным, если благодаря своей лжи человек достигнет поставленной цели. Примеры оценочного суждения неадекватного и не оптимального могут быть такими: с человеком произошло что-то неприятное, но он посмотрел на ситуацию с оптимизмом и нашел положительные моменты. В будущем такое суждение помогло ему достичь новых целей и изменить свою жизнь к лучшему. Путем оценки окружающей действительности человек может управлять и контролировать самого себя, тем самым формируя собственную реальность. Если говорить о самой важной миссии оценочного суждения, то это не борьба за правду, а оправдание собственных размышлений, слов, поступков.
Какие бывают высказывания?
Суждение – это предложение, которое высказывается путем повествования. Обычно мы имеем дело со следующими видами мнений:
- Оценочное — обычно предполагает открытое или косвенное выраженное мнение конкретного человека о происходящем с позиции хорошо это или плохо. Если присутствие оценочного суждения косвенно, то его идентифицировать можно, только если задавать дополнительные вопросы говорящему.
- Обосновывающее – суждение, которое подкрепляется аргументами и фактами.
- Аналитическое – суждение, которое отмечает конкретную необходимость существования конкретного явления или объекта, его анализ и степень связи с другими объектами.
- Экзистенциальное – самое обычное мнение в чистом виде. Используется с целью обозначить существование определенного факта без конкретного объяснения.
- Определение – суждение, суть которого раскрыть суть конкретного явления или предмета.
Если мнение вобрало в себя сразу несколько признаков из вышеперечисленных, значит, оно является конструктивным.
Воспитательный процесс
Немаловажное значение имеет оценочное суждение в образовательном процессе. Фактически на оценку и направлена деятельность педагога. Оценки – это своего рода индикаторы достижения определенных результатов учениками, которые воздействуют на учащихся как побуждение к действию. И если с психологией все понятно, то в педагогике существует своя классификация оценочных суждений.
- Разрушительное – мнение педагога об учащемся, которое негативно влияет на самооценку последнего. Обычно такие суждения наполнены экспрессивной лексикой и никак не подталкивают ученика к достижению лучших результатов, даже, наоборот, способствуют тому, что он начинает действовать назло.
- Ограничительное суждение основывается на сравнении определенных результатов с какой-то установленной истиной. Если ученик отклоняется от этой истины, он получает замечание. Таким образом его деятельность ограничивается определенными рамками, установленными учителем.
- Поддерживающее оценочное суждение является самым эффективным. Например, учителя могут похвалить даже самого нерадивого ученика с той целью, чтобы он хотя бы одним глазком глянул в учебник.
- Развивающее оценочное суждение является предпочтительным в образовании. Если предыдущий вариант определяет ученика в некую зону комфорта, где он всегда готов к похвале, то в данном случае замечания педагога направляют учащегося на путь к дальнейшему росту и движению вперед.
Как мы видим, в образовательном процессе оценочные суждения играют одну из главных ролей.
Примеры
Научная интерпретация фактов не имеет места без оценки и выражения мнения. Каждый ученый после анализа и изучение какой угодно информации должен выразить свое мнение, которое сложилось у него в процессе исследования. Именно поэтому любой материал имеет истинные социальные факты, которые перемешаны с субъективным мнением автора. Выявить оценочное суждение в научных публикациях можно благодаря использованию в тексте следующих конструкций: по всей вероятности, кажется, скорее всего, есть основания предполагать, я думаю, моя точка зрения и так далее. Нередко такие суждения могут стать почвой для объяснения влияния событий на другие предметы или явления. Определить их можно по наличию в тексте следующих фраз: эта ситуация может стать примером, данный факт объясняет следующее, исходя из вышеперечисленного можно сделать вывод и так далее.
Оценочные суждения
Оценочное суждение (мнение) – это субъективная оценка человеком любого явления окружающей действительности. Выражается обычно при помощи оценочных слов («приемлемо/неприемлемо», «хорошо/плохо») либо объясняет индивидуальную позицию человека.
По своей направленности суждения бывают трех типов:
- Фактические (объективные). То есть те, которые фиксируют реально произошедшие события. Другими словами – это реально свершившийся факт, зафиксированный людьми или специальными устройствами и сохраненный в любом виде. Фактическое мнение может быть результатом своего или чужого опыта. Часто к фактическим относят события, которые случились не в реальности, а являются сюжетами книг (фильмов, рекламных роликов). К примеру, то, что Алиса упала в кроличью нору – является фактом, хоть и произошедшим в мире фантазии.
- Оценочные (субъективные). Всегда субъективны, даже если являются общественными. Такие суждения отображают индивидуальное восприятие факта.
- Теоретические. Это изложение информации, основанное на опыте многих поколений. Человеку не обязательно быть ученым, чтобы основой его теоретических суждений стал научный опыт.
Для ясности, давайте разберемся, что собой представляет научный опыт. Это события, концепции, схемы, изложенные и упорядоченные определенным образом. Знание становится научным только после публикации в специальных изданиях.
Теоретические суждения легко спутать с фактами. Следует помнить, что факт – явление конкретное, а теория — всего лишь схема действий.
Человек всегда дает самостоятельную оценку окружающему миру, даже если мнение это продиктовано ему извне. Несмотря на это, оценочные мнения бывают нескольких видов:
- правильные;
- неправильные;
- адекватные;
- неадекватные;
- оптимальные;
- неоптимальные.
Эта классификация основана на изучении индивидуальных оценочных суждений. Ведь человек, высказывающий оценочное мнение, всегда считает его правильным, адекватным и оптимальным. Сам того не осознавая, он может ошибаться, особенно, если неосознанно выдает желаемое за действительное.
О правильности мнения можно судить, сопоставив его с закономерностью развития событий. Про адекватность – сравнивая с действительностью (фактами).
Под оптимальностью подразумевается, насколько выгодно оценочное мнение самому субъекту высказывания.
Иногда человек произносит откровенную неправду, сам отлично это понимая. Такой самообман может быть очень даже оптимальным, если результатом его стало достижение намеченной цели!
Пример такого неадекватного и неоптимального суждения – когда человек в самых безрадостных событиях (увольнение с работы, кража кошелька) находит положительные моменты, помогающие достичь чего-то нового и лучшего.
Неадекватные и неправильные оценочные суждения определяются путем сопоставления их с действительностью.
Оценивая происходящее вокруг, человек может управлять собой и формировать свою реальность. Общаясь с другими людьми, мы порой подмечаем неправильность их высказываний. То же самое происходит с теми, кто выслушивает нас. Получается, что все люди врут и говорят правду одновременно.
В итоге можно сказать, что главной функцией оценочного суждения является не выяснение истины, а оправдание собственных мыслей, слов, действий.
Любая оценка в конечном итоге влияет на поступки, поведение человека, его отношение к себе и окружающим.
У психически здоровых людей самооценка обычно немного завышена, что позволяет им держаться хотя бы на среднем уровне. Это явление характерно также и для человечества в целом. Впрочем, если подобный необоснованный оптимизм достигает глобальных масштабов – для общества это шаг в бездну.
Каждый человек – это частица своей среды, которая не желает слишком выделяться из общей массы. Отсюда следует вывод, что субъективное оценочное мнение каждого из нас – результат влияния общественных суждений. А основная функция оценки – в самоуправлении, а также в отождествлении себя с обществом.
Как оценочные суждения разрушают жизнь?
Наши мысли могут казаться настолько убедительным, что мы воспринимаем их как часть внешнего мира.
Как будто бы наши мысли и есть этот мир.
Что есть большооое заблуждение, которое разрушает жизнь.
Один из способов предотвратить разрушение — научиться различать разницу между оценочным суждением и описанием.
Описание — это то, что будет иметь объективные свойства.
Это то, что не зависит от нашего личного опыта, ценностей, убеждений.
То, что можно измерить.
Ну, или хотя бы попытаться.
— Эти буквы — черные.
— Ручка пластмассовая со стальным наконечником.
— Эта лампа светит ярко.
— Витя сморкается в рукав свитера.
Оценочные суждения — это ваше личное отношение к чему бы то ни было.
Лучше — хуже. Хороший — плохой. Красивый — уродливый. Добрый — злой.
Удобный — неудобный. Милый — противный.
И это то, что трудно измерить. Потому что отсутствует точка отсчета.
— Она тупая как пробка.
Оценочные суждения опасны тем, что они «отрывают» нас от реального опыта.
Если ты знаешь, что Вася мудак, то ты любое его действие будешь видеть как подтверждение этому «ярлыку».
Хотя Вася может быть разным, но ты этого уже не узнаешь.
По этому поводу есть очень интересная книга Альфреда Коржибского «Наука и психическое здоровье», где он не в самой простой форме описывает, как и почему мы должны научиться не отождествлять названия/ярлыки и окружающий мир.
Рекомендую «погрызть» его книгу.
Для того, чтобы ощутить эффект от умения различать описания и оценки, попробуйте выполнить простое упражнение:
1) Вспомните фильм, который посмотрели недавно и перечислите несколько свойств (продолжительность — 2 часа, режиссер — Спилберг, цвет кино — черно-белый)
2) Затем сделайте несколько оценочных суждений о фильме (думаю, с этим вы справитесь легко).
И задание посложнее:
1) Вспомните какую-нибудь неприятную ситуацию из недавних (поругались с кем-то, вам нагрубили, обидели и пр.)
2) Напишите ваши оценочные суждения об этой ситуации и о ее участниках.
3) Теперь попробуйте оценочные суждения перевести в область описаний.
1) Паша гадко со мной поступил на той неделе.
2) Паша говнюк последний, не ожидал от него такого.
3) Паша не вернул мне мои 5000 р, которые я дал ему месяц назад. Мне они были нужны.
Посмотрите как изменится ваше восприятие ситуации, когда будет происходить переход от оценочных суждений к описанию.
Как оценочные суждения разрушают жизнь?
Наши мысли могут казаться настолько убедительным, что мы воспринимаем их как часть внешнего мира.
Как будто бы наши мысли и есть этот мир.
Что есть большооое заблуждение, которое разрушает жизнь.
Один из способов предотвратить разрушение — научиться различать разницу между оценочным суждением и описанием.
Описание — это то, что будет иметь объективные свойства.
Это то, что не зависит от нашего личного опыта, ценностей, убеждений.
То, что можно измерить.
Ну, или хотя бы попытаться.
Примеры:
— Эти буквы — черные.
— Ручка пластмассовая со стальным наконечником.
— Эта лампа светит ярко.
— Витя сморкается в рукав свитера.
Оценочные суждения — это ваше личное отношение к чему-бы то ни было.
Лучше — хуже. Хороший — плохой. Красивый — уродливый. Добрый — злой.
Удобный — неудобный. Милый — противный.
И это то, что трудно измерить. Потому что отсутствует точка отсчета.
Примеры:
— Он мудак.
— Я дебил.
— Она тупая как пробка.
— Дебильная погода.
— Великолепный стол.
Оценочные суждения опасны тем, что они отрывают нас от реального опыта.
Если ты знаешь, что Вася мудак, то ты любое его действие будешь видеть как подтверждение этому ярлыку.
Хотя Вася может быть разным, но ты этого уже не узнаешь.
По этому поводу есть очень интересная книга Альфреда Коржибского «Наука и психическое здоровье», где он не в самой простой форме описывает как и почему мы должны научиться не отождествлять названия/ярлыки и реальный мир.
Рекомендую «погрызть» его книгу.
Для того, чтобы ощутить эффект от умения различать описания и оценки, попробуйте выполнить простое упражнение:
1) Вспомните фильм, который посмотрели недавно и перечислите несколько свойств (продолжительность — 2 часа, режиссер — Спилберг, цвет кино — черно-белый)
2) Затем сделайте несколько оценочных суждений о фильме (думаю, с этим вы справитесь легко).
И задание посложнее:
1) Вспомните какую-нибудь неприятную ситуацию из недавних (поругались с кем-то, вам нагрубили, обидели и пр.)
2) Напишите ваши оценочные суждения об этой ситуации и о ее участниках.
3) Теперь попробуйте оценочные суждения перевести в область описаний.
Пример:
1) Паша гадко со мной поступил на той неделе.
2) Паша говнюк последний, не ожидал от него такого.
3) Паша не вернул мне мои 5000 р, которые я дал ему месяц назад. Мне они были нужны.
Посмотрите как изменится ваше восприятие ситуации, когда будет происходить переход от оценочных суждений к описанию.
Источники:
http://spiritual_culture.academic.ru/1585/%D0%9E%D1%86%D0%B5%D0%BD%D0%BE%D1%87%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D1%81%D1%83%D0%B6%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5
http://businessman.ru/chto-takoe-otsenochnoe-sujdenie.html
http://www.psysovet.ru/articles/104
http://pikabu.ru/story/kak_otsenochnyie_suzhdeniya_razrushayut_zhizn_5406384
http://www.b17.ru/article/69860/