33 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что такое фзо во время войны

Школа ФЗО орского механического завода или несколько месяцев предвоенной жизни

Когда-то в далеком 1941-ом году еще до того, как грянула Великая Отечественная, наш город жил своей привычной мирной жизнью, участвовал в жизни всей страны, работал, растил смену молодых. Вот о таких буднях января 1941 года я и расскажу вам здесь.

Нашла информацию о первых зачетных работах учащихся школы ФЗО № 5. Я опишу вам , как это происходило, чтобы вы смогли с головой окунуться во времена предвоенных лет.

Для справки: школа ФЗО (фабрично-заводское обучение) — это низший тип профессионально-технической школы. ФЗО существовало с 1940 по 1963 год и готовило рабочих массовых профессий на базе промышленных предприятий. Обучалась молодежь 16-18 лет в течение 6 месяцев, в школы ФЗО молодежь направлялась в порядке призыва (мобилизации).

В городе Орске школа ФЗО № 5 действовала на базе механического завода — будущего ОМЗ, известного всей стране как предприятие по изготовлению холодильников (выпуск холодильников «Орск»начался в 1960-м году, а с декабря 1941 года завод выпускал снаряды и гильзы). Она носила название школы ФЗО № 5 металлистов.

О строительстве нескольких заводов оборонного профиля на площадке Локомотивстроя

Я вот тут пишу про то, что школа ФЗО № 5 действовала уже в январе 1941 года на базе современного ОМЗ. Некоторые могут мне возразить, что история предприятия ведет отчет с октября 1941 года, когда в Орск эвакуировали тульский оружейный завод на стройплощадку № 257, а я пишу о временах еще довоенных. Но действительно еще до эвакуации тульского завода в 1934 году у нас в Орске было начато строительство «Локомотива», но в 1939 году на базе возводимого завода было принято создать ряд предприятий оборонного направления. Локомотивстрой законсервировали. Тогда же в 1939 году началось строительство будущего механического завода. Появились же первые корпуса будущего ОМЗ (конечно, он тогда так не назывался) в декабре 1940 года. Но тогда это был небольшой заводик оборонного направления и корпуса вот -вот только начинали возводить.

Так строили завод

Информация о жизни и учебном процессе ФЗО № 5 взята мной из газеты «Чкаловская коммуна» от 16 января 1941 года. В номере газеты есть статья о трудовых буднях учащихся рабочей специальности токарь.

Рассказ о школе в январе 1941 года

Мастерские школы № 5 ФЗО размещаются в первом этаже завода. В первые дни занятий директор школы товарищ Панкратов и старший мастер товарищ Алексеев ознакомили учащихся с будущей профессией, показали производство. Обучение началось с практических упражнений с инструментом. Мастера показали, как надо обращаться с тисками, напильником, как правильно ударить молотком. Через несколько дней некоторые уже могли самостоятельно произвести рубку металла и опиловку плоскостей. Способности каждого выявлялись при изготовлении изделий. Надо было изготовить нутрометр. Директор и старший мастер установили, какой должен был пойти на это металл и время изготовления. Во всю ширь развернулось социалистическое соревнование. Через 2-3 дня на полках инструментальной появились новенькие, блестящие инструменты. На них отсутствовала заводская марка, но к каждому был приклеен ярлычок. Так на одном инструменте читается : «Работа Анатолия Семенова. Время на изготовление 31 час, затрачено 24 учебных часа». Все эти инструменты — результат первой зачетной работы в школе ФЗО № 5. На многих из них старший мастер Алексеев поставил оценки «отлично». Таких оценок больше всех получила четвертая группа. Мастер товарищ Калганов сумел передать свое умение и правильно организовать работу. Но был в группе один отстающий -Ваня Варвянский. Он халатно относился к занятиям первоначально, но и ему пришлось подтянуться. В школу прислал письмо его отец и спрашивал, как учится его сын. Ваню замучила совесть и он стал учиться лучше.

Второй зачетной работой было изготовление кронциркуля. Увеличилось число отличных оценок. Товарищ Алексеев не может теперь назвать никого, кто бы халатно относился к учебе и производству. Четвертая группа изъявила желание изготовить для дирекции завода подарок — набор слесарных инструментов. За работу взялись отличники учебы. Анатолий Семенов изготовил ручные тиски. Николай Гусев — слесарный молоток. Евгений Сапрыкин — плоскогубцы. Преподаватели попались талантиливые, толковые. Но в мастерских не хватает тисков, «сверлильного» станка. И все же при наличии того, что есть, первые зачетные работы прошли успешно.

Вот такой незатейливый рассказ о жизни только что строящегося завода на бывшей площадке Локомотивстроя у нас в Орске. Только-только были возведены коробки копусов на фундаментах законсервированного Локомотивного завода, а школа уже выпускала будущих токарей и рабочих других специальностей. Заметка в газете, подписанная В. Власовым, изобилует положительными эмоциями, духом гордости за страну , приводятся слова о социалистическом соревновании, голом энтузиазме, стремление к труду превалирует. Но то наша страна в те далекие предвоенные годы, и наши бабушки и деды так жили.

Послевоенное время Орска

Но потом началась страшная война. Многие из тех, о ком идет речь , ушли на войну, судьба их мне неизвестна. Уже в декабре 1941 года в школу завода приходит новая смена молодых людей и девчат, готовых встать у станка на благо родины. Среди них и Е. Лестина -14-летняя тогда девчонка.В своем рассказе работница завода упоминает мастера школы ФЗО Медведева, начальника цеха товарища Добрынина. Она также рассказывает, как радовались тогда учащиеся школы ФЗО, что пришла им смена и они наконец-то могут отправиться на фронт. Многие из этих парнишек домой не вернулись, погибли , сражаясь за свою страну, а всего лишь несколько месяцев назад они сдавали первые зачеты в школе ФЗО. Вернусь к послевоенным будням.Из материалов уже «Орской хроники» узнаю, что отучившись в школе, девушка стала работать на механическом, потом вышла замуж, родила детей и ушла с завода. Раньше не было декретного отпуска, детей отдавали в ясли, а сами работали, поэтому Лестина вынуждена была ради блага своих детей покинуть стены завода. Но потом решила вернуться, а руководство не брало. Тогда орчанка написала письмо самому К. Ворошилову, и ее восстановили на родном предприятии, где Лестина и проработала до 70-х годов.

Об истории Орского механического завода можно прочитать здесь .

Также в те времена в нашем городе при заводах были организованы и другие школы ФЗО:

  • школа ФЗО № 10 нефтепромышленности,
  • школа ФЗО № 14 металлистов,
  • школа ФЗО № 18 строительного дела,
  • школа ФЗО № 9 горно-рудной промышленности,
  • школа № 1 строительного дела.

В данные учебные заведения призывалась городская и сельская молодежь. Об этом я расскажу в следующей публикации.

Статья написана по материалам газет «Чкаловская коммуна» (16 января 1941 года), «Орская хроника» (22 ноября 2011 г.), «Орская газета» (30 июля 2014 года). Использованы фото «Орской газеты».

Проект «Шли девчата по войне», посвящённый ученицам школ фабрично-заводского обучения и ремесленных училищ, которые заменили ушедших на фронт работников фабрик и заводов

Проект «Шли девчата по войне»,

Читать еще:  Направления в юриспруденции кем может работать

посвящённый ученицам школ фабрично-заводского обучения и ремесленных училищ, которые заменили ушедших на фронт работников фабрик и заводов.

Авторы: Потапкова Евгения, Павленко Екатерина

Цель проекта — сохранить память о трудовом подвиге молодых девушек в годы Великой Отечественной вйны

Задача проекта — создание экспонатов для школьного музея. В музее действует экспозиция, отражающая жизнь семьи и детей в условиях войны. Мы решила пополнить её платьем, сшитым по моде 40-х годов и подборкой материалов об условиях жизни и труда подростков 14-17 лет.

Актуальность: Так как уходит из жизни последнее поколение, пережившее войну, достоверные знания о прошлом безвозвратно исчезают. Собранные сегодня сведения донесут до нас и следующих поколений правду об исторической действительности. Через несколько лет мы уже не узнаем то, что могли узнать сегодня.

Приступая к проекту, мы имели очень смутное представление о жизни подростков в годы Великой Отечественной войны. Однажды в классе была проведен классный час на тему «Жизнь подростков в годы войны», на котором мы узнали, что подростки с 12 лет не учились, а работали на заводах в госпиталях, одевались в лохмотья, питались хлебом, которого не хватало.

Мы провели исследование условий бытовой жизни и труда девушек в возрасте 14-17 лет.

В проекте используются цитаты из воспоминаний ветерана трудового фронта Агутиной Татьяны Павловны, которые ранее нигде не публиковались.

Из собранных материалов мы узнали, что к началу войны в Советском Союзе сложилась следующая система образования:

Дети, закончившие 7 классов, могли продолжить обучение в школе или поступить в ремесленные и железнодорожные училища, где обучались 2 года рабочим профессиям. Дети, не закончившие 7 классов, могли поступить в школы ФЗО ( фабрично-заводского обучения) со сроком обучения 6 месяцев

Но 1 сентября 1941 года учебный год не начался, так как часть учителей была призвана в армию, часть направлена на работу на оборонные предприятия.

10 сентября вышло Постановление ГКО ( государственный комитет обороны), согласно которому учащиеся 1-6 классов должны быть эвакуированы, для учащихся 7-8 классов не особо нужных производству, должна быть организована учёба, а все учащиеся 9-10 должны быть направлены на производство, за исключением неспособных к труду. Для желающих учиться должны быть организованы вечерние занятия.

Таким образом, предположение о том, что все дети работали, а не учились, не подтвердилась.

Ремесленные училища и школы ФЗО во время войны комплектовались не только добровольно, но и принудительно. Это подтверждается во воспоминаниях ветеранов П, и др. Мобилизация в училища проводилась по всей стране.

С 1-го дня учеников ставили к станку, где они работали по 8-12 и даже 17 часов.

Дисциплина на производстве была очень строгой. Опаздывать на работу и тем более прогуливать было нельзя. Но из-за тяжёлых условий были случаи побегов. Сбежавших снова возвращали на производство. В случае невозвращения судили и сажали в тюрьму, как дезертиров.

Численности девочек — учащихся ФЗО и ремесленных училищ на продолжении военных лет росла.

Ученики получали за свой труд заработную плату и питание в заводской столовой. Судя по воспоминаниям многих ветеранов, питание было скудным. Многие ученики действительно голодали, хотя и получали горячую пищу. Вот воспоминания . бывшей ученицы ремесленного училища г. Пензы: «На завтрак мы получали жиденький супчик, в котором вместо мяса плавают 3 овсянки, на обед тот же супчик и 2 ложки овсяной каши, на ужин опять супчик Хлеб мы получали кукурузный, по 700 г. на весь день. Кукурузный хлеб тяжёлый, порция в 700г по размеру чуть больше куска хозяйственного мыла. Пока идёшь домой, потихоньку его отщипываешь, смотришь – а есть уже нечего».

Подростки поднимались в пять утра, ели баланду с хлебом, потом шли пять километров до карьеров. Обуты ребята в рваные бахилы на босу ногу, из бахил торчат красные, как у гусей, пальцы. И весь день на карьерах они грузят в вагоны торф, а вечером – та же миска баланды – и спать. Но в некоторых случаях питание было неплохим (воспоминание В) и для учеников, потерявших родителей, это был единственный источник существования.

Во многих городах зимой не было отопления, и ученикам приходилось жить и работать в нетопленых помещениях. Вот как описывает своё жилище : «Нас поселили в землянке, а точнее в бывшем овощном складе. Он был огромный, поделённый на отсеки. В каждом отсеке стояло по 10 двухъярусных кроватей, несколько тумбочек и табуреток, стола не было. На кровати матрац, тоненькое войлочное одеяло, подушечка. Помещение было сырым и холодным, отапливалось «голландкой». Топили её мокрыми опилками, от которых было не столько тепла, сколько дыма. Чтобы просушить и согреть своё бельишко, девочки перед сном клали его под себя. Я спала на верхнем ярусе, и после очередного дождя на меня капала вода».

Понятие моды в молодёжной среде существовало. Одежду шили и перешивали сами или заказывали у портних. Рассказывает : «Одежду шили и перешивали из того, что было. Моя старшая сестра работала в ателье и присылала мне сшитые из остатков платья и блузки, и даже пальто. По моде того времени платья были «в талию», с поясками. Воротнички шили круглые, отложные. Рукава «фонарик», с плечиками. Кофты тоже вязали сами. Сестра связала мне короткий жакетик в талию. Вязка была очень ровная, и подружки не верили, что это связано вручную».

Чтобы разработать модель платья для музея, мы провели дизайн-анализ 53-моделей из журналов мод 1942г. На основе этих данных под руководством учителя технологии разработали модель и выкройки платья для музея. Ткань подобрали в горошек, популярный в то время.

Я надеюсь, что это платье и собранная подборка воспоминаний помогут установить незримую связь моих сверстников с уходящим от нас поколением мужественных девчат, которые достойно прошли испытания военных лет.

Проект может продолжить любой ученик, заинтересованный в сохранении памяти о великом подвиге советской молодёжи. Ведь каждый новый экспонат музея откроет ещё одну страницу жизни, расскажет о непростых судьбах людей, подаривших нам жизнь.

Расшифровка ФЗО и история создания

До 60-х гг. советская молодежь получала образование по профессионально-техническому профилю в школах ФЗО. В целях ускоренной подготовки рабочих профессий широкого профиля низшего уровня для экономики страны в союзных республиках была создана сеть школ ФЗО (расшифровка в СССР – школы фабрично-заводского обучения). История этих учреждений началась в 40-х годах прошлого столетия. Но в настоящее время расшифровка ФЗО может вызвать у современных школьников и абитуриентов некоторые затруднения.

Организация училищ и школ ФЗО

Расшифровка ФЗО впервые была дана в нормативно-правовом документе. В октябре 1940 г. Верховный Совет принял Указ «О государственных трудовых резервах СССР», в соответствии с которым в стране была запущена планомерная и повсеместная подготовка рабочих высокой квалификации с последующим распределением по предприятиям. Для организации обучения были созданы такие учебные заведения, как школы фабрично-заводского обучения, училища железнодорожные и ремесленные. Последние относились к типу учебных заведений профессионально-технического профиля. Расшифровка ФЗО указывала на уровень образования, полученного в учебном заведении.

Учебные заведения к маю 1941 г. выпустили около 250 тыс. рабочих для железнодорожного транспорта, промышленности и строительства. А в суровые годы кровопролитных сражений СССР против фашистских завоевателей их значение для подготовки кадровых рабочих по различным направлениям значительно возросло. В первую очередь это было связано с увеличением темпов промышленного производства и уходом на фронт с предприятий большого числа работников, которых в срочном порядке следовало заменить не менее квалифицированными кадрами.

Читать еще:  Биодизель без метанола

Характеристика учебных заведений

Итак, что такое школа ФЗО? Расшифровка аббревиатуры означает низший тип учреждений профессионального образования, которые в 1940 году были созданы в системе гострудрезервов. Они организовывались на базе предприятий различных отраслей промышленности или строящихся объектов, таким образом, большая часть времени была отведена на производственную подготовку.

Училища готовили специалистов для различных отраслей экономики в течение двух лет, в то время как на учебный процесс в школах фабрично-заводского обучения отводилось всего шесть месяцев. Из их стен выходили рабочие, которые трудились в нефтяной, горнорудной, угольной, металлургической промышленности, а также строительной отрасли.

Полное наименование учебного заведения считается приемлемым для употребления, как и сама расшифровка ФЗО.

Особенности подготовки в школах ФЗО

Учащиеся переводились на полное государственное обеспечение. Набор в образовательные учреждения происходил в форме мобилизационных призывов. Преимущественно сельская молодежь (подростки, юноши и девушки) вне зависимости от уровня общеобразовательной подготовки принималась для обучения.

Общеобразовательное обучение учеников не осуществлялось. Срок обучения составлял шесть месяцев.

После завершения образовательного курса учащемуся выдавался аттестат об окончании школы ФЗО. Расшифровка названия учебного заведения была указана на титульном листе документа, аттестат содержал персональную информацию обучающегося, уровень образования и квалификацию.

Преобразование школ ФЗО в ПТУ

Преобразования были проведены в августе 1945 года, когда СНК СССР принял постановление «О мерах по улучшению учебно-воспитательной работы в ремесленных, железнодорожных училищах и школах ФЗО». На срок обучения, равный десяти месяцам, школы горнопромышленного профиля были переведены в 1946 году, ремесленные училища, готовившие рабочих для горнорудной и угольной промышленности — в 1949.

В 1953 году по аналогии со школами ФЗО были открыты строительные, горнопромышленные, училища механизации сельского хозяйства со сроком обучения два года, в 1957 году – готовившие кадры для строительства.

В конце 50-х гг. училища и школы были реорганизованы в ПТУ, срок обучения в которых составлял от года до трех лет. Главное управление трудрезервов было реорганизовано, под контроль союзных республик были переведены все учебные заведения.

За период своего существования ФЗО подготовили почти 6 млн рабочих. Можно сказать, что учебные заведения системы гострудрезервов выдержали испытания тяжелых военных лет, показали свою эффективность, а выпускники школ и училищ составляли значительную часть рабочих предприятий, фабрик, заводов, производящих бесценные для победы самолеты, танки, пушки и прочее оружие. С окончанием войны потребность в квалифицированных рабочих нисколько не уменьшались, поэтому учебные учреждения претерпели реорганизацию.

Школа ФЗО

ФЗО – школа фабрично-заводского обучения, школа ФЗО. Низший тип профессионально-технической школы. Школы ФЗО были созданы на основе школ ФЗУ. Существовали с 1940 по 1963 год. Учащиеся находились на полном государственном обеспечении.

Школы ФЗО действовали на базе промышленных предприятий и строек в системе Государственных трудовых резервов СССР. Готовили рабочих массовых профессий для строительства, угольной, горной, металлургической, нефтяной и других отраслей промышленности. Срок обучения 6 месяцев.

В школу принималась молодёжь 16−18 лет с любой общеобразовательной подготовкой. С 1955 года — с начальным образованием и выше. Для подготовки по профессиям, связанным с подземной работой, в горячих цехах, на строительстве, принимались только юноши с 18 лет.

В 1949 году школы ФЗО для угольной и горнорудной промышленности реорганизованы в горнопромышленные школы с 6 и 10-месячными сроками обучения. В 1955 году школы ФЗО для строительства реорганизованы в 10-месячные строительные школы, а с 1957 года — в 2-годичные строительные училища.

В 1959−1963 годах наряду со всеми профессионально-техническими учебными заведениями системы Государственных трудовых резервов СССР все школы ФЗО, горнопромышленные и строительные школы были преобразованы в профессионально-технические училища с различными сроками обучения.

За время существования школ ФЗО было подготовлено около 6 млн рабочих.

См. также

Источники

БСЭ. Народное образование в СССР. 1917−1967, под ред. М. А. Прокофьева [и др.], М., 1967.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое «Школа ФЗО» в других словарях:

Школа фабрично-заводского обучения — (школа ФЗО) низший тип профессионально технической школы в СССР. Школы ФЗО были созданы на основе школ ФЗУ. Существовали с 1940 по 1963 год. Школы ФЗО действовали на базе промышленных предприятий и строек в системе Государственных трудовых… … Википедия

ФЗО — – школа фабрично заводского обучения, школа ФЗО. Низший тип профессионально технической школы. Школы ФЗО были созданы на основе школ ФЗУ. Существовали с 1940 по 1963 год. Учащиеся находились на полном государственном обеспечении. Школы ФЗО… … Википедия

Школа фабрично-заводского обучения — школа ФЗО, низший тип профессионально технической школы; существовала в 1940 63 на базе промышленных предприятий и строек в системе Государственных трудовых резервов СССР (См. Государственные трудовые резервы СССР). Готовила рабочих… … Большая советская энциклопедия

ФЗО — фабрично заводское обучение; школа фабрично заводского обучения образование и наука ФЗО факультет заочного обучения ВГЛТА образование и наука Источник: http://vglta.vrn.ru/abitura/fakult.html … Словарь сокращений и аббревиатур

школа — Училище, учебное заведение, питомник, рассадник. См. общество, стиль. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. школа … Словарь синонимов

Школа фабрично-заводского ученичества — Школа фабрично заводского ученичества, школа ФЗУ (часто ошибочно фабрично заводское училище) основной тип профессионально технической школы в СССР с 1920 года (г.) по 1940 г.. Совет народных комиссаров Союза ССР постановляет: Для… … Википедия

фзо — сущ., кол во синонимов: 1 • школа (68) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

ФЗО — школа, см. Школа фабрично заводского обучения … Большая советская энциклопедия

школа — , ы, ж. 1. Учебное заведение а/ в системе общего образования, б/ политического просвещения, в/ в профессиональной сфере. *Восьмилетняя школа. Верещагин, Костомаров, 1976, 69. *Десятилетняя школа. Верещагин, Костомаров, 1976, 69. *Школа… … Толковый словарь языка Совдепии

Школа ФЗУ — ФЗУ – школа фабрично заводского ученичества, школа ФЗУ. Основной тип профессионально технической школы в СССР с 1920 по 1940 год. Аббревиатура ФЗУ часто ошибочно расшифровывается как «Фабрично заводское училище». Школы ФЗУ действовали при крупных … Википедия

Омские ремесленные училища, школы ФЗО, ФЗУ — 1945-

Омские ремесленные училища, школы ФЗО и ФЗУ в первые послевоенные годы (1945 -1953)

В первые послевоенные годы советское руководство предпринимало значительные усилия для восстановления народного образования в короткие сроки. Без этого восстановления многие направления научно-технического и социального развития испытывали серьёзные трудности[1].

Во время Великой Отечественной войны здания учебных заведений и учреждений культуры нередко были заняты под госпитали и эвакуированные предприятия. Предстояло в кратчайшее время вернуть в эти здания образовательные учреждения. В первую очередь это касалось школ, поскольку училища по подготовке рабочих активно задействовались для выпуска продукции для фронта. Тем не менее, и здесь стояла задача модернизации училищ, повышения качества преподавательской работы, повышения производительности труда учащихся на подведомственных предприятиях, улучшения бытовых условий в общежитиях.

Подготовка кадров молодых рабочих приобретало особо важное значение в связи с желанием эвакуированных рабочих возвратиться в родные города. Это касалось и Омска, где даже были зафиксированы побеги с предприятий (хотя за это тогда полагалась уголовная ответственность).

Омские городские власти уделяли подготовке молодых рабочих большое внимание. Основная их подготовка шла через ремесленные училища, школы фабрично-заводского обучения (ФЗО) и, в меньшей степени, школа фабрично-заводского ученичества (ФЗУ). Стоит напомнить о специфике этих учебных заведений.

Ремесленное училище (РУ) — профессионально-технические учебные заведения в СССР в 1940-1950-е гг. по подготовке квалифицированных рабочих для промышленности, транспорта, связи, сельского хозяйства и др. Они были организованы в 1940 году из школ фабрично-заводского ученичества в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР «О государственных трудовых резервах» от 2 октября 1940 г. для подготовки квалифицированных рабочих. В них обучалась молодёжь 14-17 лет, как правило, с 7-летним образованием. Обучение длилось в основном 2;3 года. Учащиеся находились на государственном обеспечении. В 1959 г. РУ преобразованы в профессионально-технические училища.

Читать еще:  Официальный язык испании

Школа фабрично-заводского обучения (школа ФЗО) — низший тип профессионально-технической школы. Школы ФЗО были созданы на основе школ ФЗУ. Существовали в 1940;1963 гг. Учащиеся находились на полном государственном обеспечении. Школы ФЗО действовали на базе промышленных предприятий и строек в системе Государственных трудовых резервов СССР. Готовили рабочих массовых профессий для строительства, угольной, горной, металлургической, нефтяной и других отраслей промышленности. Срок обучения составлял 6 месяцев.

В эти школы принималась молодёжь 16-18 лет с любой общеобразовательной подготовкой. (С 1955 г. — с начальным образованием и выше). Для подготовки по профессиям, связанным с подземной работой, в горячих цехах, на строительстве, принимались только юноши с 18 лет.

В 1949 г. школы ФЗО для угольной и горнорудной промышленности реорганизованы в горнопромышленные школы с 6 и 10-месячными сроками обучения. В 1955 г. школы ФЗО для строительства реорганизованы в 10-месячные строительные школы, а с 1957 года — в 2-годичные строительные училища. В 1959-1963 гг. наряду со всеми профессионально-техническими учебными заведениями системы Государственных трудовых резервов СССР все школы ФЗО, горнопромышленные и строительные школы были преобразованы в профессионально-технические училища с различными сроками обучения.

Школы фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) действовали при крупных предприятиях для подготовки квалифицированных рабочих. Срок обучения составлял 3-4 года. В школу принималась молодёжь 14-18 лет с начальным образованием. Наряду с профессиональным обучением в школе велась общеобразовательная подготовка. В 1930-1939 гг. обучение проходило в основном на базе 7-летней школы и, из-за сокращения часов на общеобразовательные предметы, срок обучения снизился до 1,5;2 лет. В 1940 г. большинство школ ФЗУ были реформированы в школы фабрично-заводского обучения и ремесленные училища, сохранившись преимущественно в лёгкой и пищевой промышленности.

В соответствии с пятилетним планом (1946-1950) Главтрудрезервы для Омской области планировали подготовку молодых рабочих массовых профессий через школы ФЗО за 5 лет на уровне 20 тыс. человек. Доведя подготовку до 7 тыс. в год в следующей пятилетке. Подготовка квалифицированных рабочих через ремесленные училища за 5 лет должна была составить 16 тыс. человек (до 5,5 тыс. рабочих в год). Общее число подготовленных кадров рабочих планировалось увеличить в 3,5 раза, а по училищам — в 4 раза. Значит, надо было значительно расширить сеть училищ, строить новые, обеспечивать их общежитиями, оборудованием. Это могло быть достигнуто лишь при поддержке крупнейших омских предприятий.

Омские заводы и фабрики были заинтересованы в развитии профтехобразования, т.к. в ремесленных училищах выпускались для них не только кадры, но и разнообразная продукция: токарные станки и патроны (РУ № 1), пневматические молоты, машинные тисы, напильники (РУ № 2), оплёточные станки, электромоторы (РУ № 3) , сверлильные станки (ЖДУ № 1), а также разнообразный инструмент, запчасти к тракторам и сельхозмашинам.

Уделялось внимание и улучшению бытовых условий и, особенно, питанию учащихся. Один из путей этого виделся в ведении собственного сельхозпроизводства. К этому времени училища и школы ФЗО имели до 200 голов скота, располагали своими тракторами, семенами, но этого было недостаточно, использовалось нерационально. Ставилась задача об отведении земли вблизи города или передаче училищам одного из пригородных совхозов[2].

Омская периодика и архивные документы позволяют нам получить представление о ремесленных училищах и школах ФЗО той поры. Учащиеся принимались с образованием не ниже 4 или 5 классов. Срок обучения зависел от профессии (от 4 месяцев до 1,5 лет). Как правило, учащиеся обеспечивались бесплатным питанием, спецодеждой и общежитием, но были училища, не имевшие общежитий.

Например, профтехшкола металлистов готовила слесарей бытового ремонта. Обучение составляло 1,5 года[3]. Мукомольная школа ФЗУ при кировском мелькомбинате «Главмука» принимала лиц не моложе 16 лет с образованием не ниже 5 классов. Готовила обойщиков, вальцевых и рассевных. Срок обучения — 4 месяца. Стипендия составляла 116 руб. в месяц[4]. Школа ФЗУ при обувной фабрике № 1 (ул. Подгорная 18) принимала учащихся не моложе 14-ти лет с образованием не ниже 4-х классов[5]. Школа ФЗО при кордной фабрике готовила тростильщиц, крутильщиц, банкаброшниц и ватерщиц. Принимались девушки 16–18-ти лет с образованием не ниже 4 классов. По условиям приёма каждый поступающий должен иметь паспорт, справку об образовании и состоянии здоровья. Общежития не предоставлялось, но обеспечивались питанием и спецодеждой[6].

Наиболее престижными считались ремесленные училища, связанные со сложной техникой. Здесь учащиеся активно трудились, имелся свой трудовой план. Ремесленное училище № 1 освоило серийный выпуск токарных винторезных станков марки Т-4, токарных патронов, тисов, режущего инструмента. Ремесленное училище № 2 выпускало пневматические молоты ПМ-50 весом до 2,5 тонн, машинные тисы, напильники, ножовочные полотна, множество инструментов. Не менее ценную продукцию выпускало ремесленное училище № 3: оплёточные станки, электромоторы малой мощности. Училища и школы ФЗО имели свой план, который систематически перевыполнялся. В 1946 г. он был перевыполнен по выпуску электромоторов — на 50 %, по сверлильным станкам — на 40 %, по машинным тисам — на 20 %[7].

Социально-бытовые условия в ремесленных училищах в первое время после войны были тяжёлыми, но постепенно улучшались. Особенно это касалось тех училищ и школ ФЗО, которые напрямую сотрудничали с крупными заводами. В 1949 г. в газете было опубликовано письмо сельского жителя И. Черемнова, который посетил своего сына, учащегося школы ФЗО № 4 при машиностроительном заводе. Отец остался очень доволен условиями учёбы и быта его сына, и благодарил за это дирекцию школы[8]. Несмотря на цензуру, в прессе немало публиковалось и критической информации бытового характера, поэтому это письмо всё-таки вызывает доверие. Тем более, что многие селяне материально жили хуже горожан.

Учащиеся ремесленных училищ и школ ФЗО активно занимались спортом и в кружках художественной самодеятельности. По мере укрепления материальной базы возможности училищ росли. Многие училища имели свои хоры, духовые оркестры, драматические кружки. Областное управление Трудовых резервов (оно ведало всеми подобными училищами) проводило смотры художественной самодеятельности и лучшие воспитанники награждались призами[9].

Ремесленные училища и школы ФЗО в тот период были самыми массовыми формами профтехобразования. И они сыграли огромную роль в восстановлении народного хозяйства страны. Кроме того эти училища дали путёвку в жизнь многим детям войны. Сегодня стоит вопрос о возрождении профтехобразования, которое в постсоветское время (как и многие другие сферы общества) понесло огромные потери.

1.См. подробнее: Сизов С.Г. Омск в годы «послевоенного сталинизма» (1946 – март 1953 гг.): монография. — Омск: СибАДИ, 2012.- 252 с., ил.
2.Таланкин В. Готовить кадры молодых рабочих // Омская правда. – 1946. – № 76. – 13 апреля. – С. 3.
3.Объявления // Омская правда. – 1946. – № 51. – 10 марта. – С. 4.
4.Объявления // Омская правда. – 1946. – № 25 – 3 февраля. – С. 4.
5.Объявления // Омская правда. – 1946. – № 58. – 20 марта. – С. 4.
6.Объявления // Омская правда. – 1949. – № 89. – 8 мая. – С. 4.
7.Продукция ремесленных училищ и школ ФЗО // Омская правда. – 1946. – № 70. – 6 апреля. – С. 4.
8.Черемнов И. В гостях у сына // Омская правда. – 1949. – № 63 – 1 апреля. – С. 3.
9.Кораблёв А. Самодеятельность воспитанников Трудовых резервов // Омская правда. – 1950. – № 71. – 9 апреля. – С. 3.

Источники:

http://toropceva.com/shkola-fzo-orskogo-mashzavoda-ili-neskolko-dney-predvoennoy-zhizni.html
http://pandia.ru/text/78/004/34612.php
http://businessman.ru/new-rasshifrovka-fzo-i-istoriya-sozdaniya.html
http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1201526
http://www.proza.ru/2015/02/12/1649

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector