Что такое федеральный закон определение
Закон федеральный
Найдено 6 определений термина Закон федеральный
Закон федеральный
См. Федеральный закон, Федеральный конституционный закон.
Федеральный закон
это важный нормативный правовой акт, принимаемый федеральным парламентом по вопросам, отнесенным Конституцией РФ к исключительной компетенции Федерации, а также к совместной компетенции Федерации и ее субъектов. Он принимается большинством голосов депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации. Президент РФ в случае противоречия его Конституции РФ и другим законам может наложить вето на законопроект.
Федеральный закон
нормативный правовой акт, принятый в рамках установленной законодательной процедуры Государственной Думой Российской Федерации, одобренный Советом Федерации и подписанный Президентом Российской Федерации, по вопросам исключительного ведения Российской Федерации или по вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Федерации, обязательный для всех, имеющий верховенство и прямое действие на всей территории Российской Федерации.
Федеральные законы являются важнейшими источниками избирательного права. К их числу относятся, в частности, Федеральный закон от 19 сентября 1997 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 30 марта 1999 г. N55-ФЗ), Федеральный закон от 24 июня 1999 г. «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» и др. В настоящее время готовится проект нового федерального закона о выборах Президента Российской Федерации.
См. Закон, Источники избирательного права.
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ЗАКОНЫ
нормативные правовые акты высшей юридической силы, принятые исключительно законодательным (представительным) органом государственной власти РФ (Федеральным Собранием) по предметам ведения РФ и ее субъектов либо принятые непосредственно народом путем всероссийского референдума. Ф.з. (обычные, или текущие), кроме традиционной формы, могут быть приняты в форме основных принципов регулирования (например, принятый в 1995 г. Ф.з. «Об основных принципах регулирования местного самоуправления в Российской Федерации»), основ законодательства (например, «Об основах государственной службы в Российской Федерации»), кодекса. Основные принципы регулирования и основы законодательства — это законы, принимаемые по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов. Основы законодательства содержат принципы законодательного регулирования соответствующей сферы общественных отношений (в приведенном выше примере — сферы деятельности местного самоуправления), нормативные общие положения, которые в последующем подлежат конкретизации в нормативно-правовых актах РФ и ее субъектов. Основы законодательства — это своего рода модельный закон, содержащий как нормы конкретного регулирования, так и модельные нормы, рекомендуемые к конкретизации в нормативно-правовых актах субъектов Федерации.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
нормативный правовой акт РФ, предусмотренный ее Конституцией. Проект Ф. з. вносится в Государственную Думу (ГД) и принимается ею большинством голосов от общего числа депутатов.
Принятый Ф. з. передается в течение 5 дней Совету Федерации (СФ).
Ф. з. считается одобренным СФ, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если он в течение 14 дней не был рассмотрен СФ. Однако Ф. з. по определенному кругу вопросов подлежат обязательному рассмотрению в СФ. Это — федеральный бюджет, налоги и сборы, финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, ратификация и денонсация международных договоров РФ, статус и защита государственной границы РФ, вопросы войны и мира.
В случае отклонения Ф. з. Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего он подлежит повторному рассмотрению ГД. Если ГД не согласна с решением СФ, при повторном голосовании Ф. з. считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов ГД.
Принятый Ф. з. в течение о дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования. Президент в течение 14 дней подписывает Ф. з. и обнародует его. Но в течение этого срока Президент может и отклонить Ф. з. (право вето). В этом случае ГД и СФ вновь рассматривают его. Если при повторном рассмотрении Ф. з. будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов в каждой из палат, он подлежит подписанию Президентом РФ в течение 7 дней и обнародованию.
Ф. з. не может противоречить Конституции РФ и федеральным конституционным законам. (С. А.)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
в РФ акт, принятый либо Федеральным Собранием (принимаемый Государственной Думой и одобряемый Советом Федерации), либо принятый только Думой, если она преодолевает вето Совета Федерации, и подписанный Президентом РФ. Ф.з. принимается Государственной Думой и Советом Федерации большинством общего состава их членов (он должен быть принят в одинаковой редакции) или большинством в 2/3 голосов общего состава Государственной Думы, когда она преодолевает вето Совета Федерации, или, наконец, Федеральным Собранием большинством 2/3 голосов в каждой палате, когда оно преодолевает вето Президента РФ. Принятый Ф.з. должен быть в течение 14 дней подписан и обнародован Президентом, или Президент возвращает его для вторичного рассмотрения в парламент. При преодолении вето Президента закон подлежит подписанию Президентом в течение 7 дней и обнародованию. Ф.з. принимаются по предметам ведения РФ (за исключением тех случаев, когда конституция предусматривает принятие федеральных конституционных законов или законов о поправках к конституции), а также по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов. Во многих статьях конституции указаны конкретные случаи, когда должны приниматься федеральные конституционные законы и обыкновенные федеральные законы. Последними регулируются, например, перечень сведений, составляющих государственную тайну, порядок пересмотра приговоров, условия и порядок пользования землей и др. Федеральное Собрание первого и второго созывов (1993—95 и 1995—99) в общей сложности приняло несколько сот Ф.з. по широкому кругу вопросов: о порядке формирования Совета Федерации, местном самоуправлении, об обороне и др. См. также Федеральный конституционный закон. В.Е. Чиркин
Найдено схем по теме Закон федеральный — 0
Найдено научныех статей по теме Закон федеральный — 0
Найдено книг по теме Закон федеральный — 0
Найдено презентаций по теме Закон федеральный — 0
Найдено рефератов по теме Закон федеральный — 0
Узнай стоимость написания
Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!
Что такое федеральный закон?
Если Вы работаете юристом или адвокатом, то Вам обязательно потребуется деловой костюм для юриста , доступный по предложенной ссылке. Профессиональный подход, приемлемые цены и высокое качество ждут Вас на предложенном сайте.
Федеральные законы принимаются и одобряются Федеральным Собранием, а подписываются и обнародуются президентом страны. Любой ФЗ (Федеральный закон), согласно конституции обязан соответствовать ей и по юридической силе стоит ниже, чем федеральный конституционный закон. Каждый из ФЗ регулирует определённую сферу общественных отношений. К примеру, Федеральный закон «О ветеранах», от 12.01.1995 N 5-ФЗ устанавливает для всех субъектов РФ единые нормы социальной поддержки в отношении ветеранов войны и труда. Все льготы, устанавливаемые на уровне этого акта для ветеранов, распространяются на всех граждан РФ независимо от места их проживания на территории страны.
Изначально ФЗ принимает форму законопроекта, и вноситься на обсуждение в ГД РФ. Затем в зависимости от ситуации может проходить 4 стадии слушания, а после становится Федеральным законом. В его обсуждении принимают участие депутаты профильных комитетов Думы. Например, федеральные законы в области земельных прав, находится непосредственно под контролем комитета по земельным отношениям ГД.
Принятие федеральных законов неразрывно связано с правом законодательной инициативы. Вносить на обсуждение законопроект могут далеко не все государственные органы и должностные лица. Так, в соответствии со статьей 104 Конституции РФ, такой инициативой обладают:
- Президент
- Члены обеих палат парламента (Федерального Собрания)
- Правительство РФ и субъектов федерации
- Конституционный и Верховный суд (в рамках вопросов ведения)
Таким образом, федеральный закон служит определённой цели регулирования общественных отношений. В него могут вноситься различные поправки, поскольку издаются новые законы, и они так же не должны, противоречить другим вышестоящим законам. Данный процесс может продолжаться вплоть до отмены действия ФЗ. Федеральные законы имеют приоритет перед законами субъектов РФ.
Где публикуются законы РФ?
В этой статье, мы будем придерживаться строгой иерархии, то есть – последовательности законов, согласно их юридической силы. Сразу же скажем, что эта иерархия – понятие.
За что можно уволить сотрудника по закону?
В судебных разбирательствах присутствует много дел, связанных с неправомерным увольнением работника с его занимаемой должности. Работодатель в таком случае рискует распрощаться с.
Где можно мыть машину по закону?
Ваш автомобиль грязный, надо его помыть. Ехать на автомойку совсем не хочется, гаража нет, можно помыть прямо во дворе, кому может помешать водитель, намывающий свою машину.
Что положено погорельцам по закону?
Пожар – это страшно, ни кто с этим не будет спорить. Когда полностью дотла сгорает во время пожара жилье и все вещи – это ужасно. Что делать погорельцам, кто их защитит? Что.
Что такое федеральный закон: определение, особенности и применение
Российская Федерация является государством, призванным обеспечивать и охранять интересы, права и свободы людей. Подобное обеспечение возможно лишь с грамотным составлением и применением норм законодательства. Особое место во всей правовой системе страны занимает ФЗ — Федеральный закон. Что такое ФЗ, и какую роль он играет в юридическом поле России? Ответ на этот вопрос будет предоставлен в статье.
Российский Федеральный закон в правовой системе страны
Известно, что Россия относится к числу стран с романо-германским типом правовой семьи. Это означает, что ведущую роль в стране занимают постановления законодательной и исполнительной власти — законы и подзаконные акты. Судебные прецеденты в России не являются юридическими источниками.
Наивысшей юридической силой обладает основной закон страны — Конституция. Она состоит из девяти глав, восемь из которых регламентируют основные общественные и политические сферы. Каждая глава Конституции формируется на основе норм Федеральных конституционных законов.
Второе по значимости место занимают простые федеральные законы. Это нормативные акты, издаваемые представительными органами власти, проверяемые судами и подписываемые главой государства. Законы федерального типа регулируют основные общественные сферы деятельности — например, образование (Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»), медицину, отдельные гражданские правоотношения и т.д.
ФКЗ и ФЗ: основные отличия
Что такое Федеральный закон, и чем он отличается от законов конституционного характера? Как уже было сказано, ФКЗ закрепляют лишь самые общие положения о государственном устройстве страны. Все главы основного закона страны были сформированы после принятия соответствующих ФКЗ, в которых содержатся положения о правах и свободах человека, государственном устройстве, политическом режиме и т.д. Помимо этого, конституционные законы закрепляют государственную атрибутику: гимн, флаг и герб.
Федеральные законы основываются на конституционных нормах. Ни одно их положение не должно противоречить правилам, закрепленным в основном законе страны и соответствующим ему актам. Различия между законами видится и в порядке их принятия. Так, для принятия ФКЗ существует куда более сложная и многогранная процедура регистрации.
Признаки Федеральных законов
На вопрос о том, что такое Федеральный закон, поможет ответить характеристика основных особенностей нормативных актов. Для законов характерна особая юридическая сила, в особенности, для федеральных. Нормативные акты оказывают непосредственное влияние на общественные отношения через методы координирования.
Нормативно-правовой акт является продуктом нормотворческой деятельности, а потому обладает особой структурой. У каждого закона должно быть наименование, а также общая часть, содержащая в себе строго систематизированные нормы. Каждый отдельный закон должен касаться только одной общественной сферы, или же какой-то ее части. Так, в нормативном акте не должны сочетаться положения из различных юридических сфер — например, из гражданской и уголовной.
Наконец, последней и основной особенностью федеральных законов как актов Российской Федерации является приоритет прав и свобод человека. Подобный признак свидетельствует о гуманности и законности принимаемых норм.
Функции законов
Служба Федеральных законов Российской Федерации необходима для достижения сразу нескольких целей. Во-первых, регулируется сама природа права, которая состоит из норм нравственности и морали. Иначе говоря, законы качественно определяют надлежащее поведение людей. Во-вторых, законы охраняют наиболее значимые отношения социального характера. Детально это проявляется в конкретных юридических отраслях — уголовных, гражданских, трудовых и т.д. Наконец, в-третьих, закон формируется по нормам идеологии. Более того, он развивает и дополняет ее за счет появления новых норм и правил.
Таким образом, любой федеральный закон имеет своей целью защиту интересов, прав и свобод человека. Достигается эта цель самыми разными способами в любых общественных сферах.
Порядок принятия Федеральных законов
Что такое законотворческий процесс, и как он проявляется? Ответ на этот вопрос дает основной нормативный акт страны — Конституция. В ней зафиксировано, что издателем федеральных законов может быть только представительный орган — Парламент. В России Парламент является двухпалатным, и даже носит оригинальное название — Федеральное собрание.
Идеи о формировании тех или иных законов выдвигаются в нижней палате Парламента — Государственной Думе. Если идея одобряется, то формируется проект закона. Его рассматривают на трех чтениях. Первая процедура чтения предполагает выявление основных ошибок и проблемных мест в проекте. То же происходит и в ходе второго чтения. На последнем заседании по проекту законодатели голосуют за принятие или непринятие закона. Если две трети голосующих выступают за принятие закона, то проект, составленный и проверенный в нижней палате, отправляется на рассмотрение в Совет Федерации — верховную парламентскую палату.
Роль Совета Федерации в законотворческом процессе
В верхней парламентской палате сенаторы решают дальнейшую судьбу закона. Если по результатам голосования проект примут, то он отправится в Верховный и Конституционный суды, где будет проверен на соответствие конституционным нормам.
В самом конце процесса закон подписывается главой государства. Он имеет право наложить на закон вето — то есть отклонить его. Вето возможно преодолеть повторными чтениями и голосованиями, но уже с большим числом парламентариев, выступающих за принятие акта.
Кодексы
Большинству россиян известно о существовании так называемых кодексов — крупных нормативных актов, регулирующих ту или иную общественную сферу. Так, существует Уголовный кодекс, а также Гражданский, Трудовой, Семейный, Бюджетный, Налоговый и т.д. Каждый подобный закон сформирован на основе множества отдельных федеральных законов.
Российская Федерация входит в число стран с романо-германской правовой системой. Подобное, в свою очередь, означает разнообразие законодательной сферы. Для примера можно взять Гражданский кодекс. Это громадный юридический труд, состоящий из четырех частей. Каждая часть принималась по отдельным федеральным законам. Например, четвертая часть, регламентирующая нормы интеллектуального права, была принята в 2006 году. 18 декабря был рассмотрен и подписан ФЗ № 230 от 18.12.2006, который и послужил правовым началом для существования и реализации четвертой части ГК РФ. Каждое изменение, вносимое в Кодекс, также регламентируется соответствующими федеральными актами.
Сферы законодательства
Федеральных законов в России невероятно много. Точную цифру назвать не получится. ведь ежегодно принимаются сотни новых актов. Более того, некоторые законы ликвидируются, изменяются, объединяются и всячески преобразуются. Именно поэтому следует рассказать не про сами законы, а про общественные сферы, которые они регулируют.
На сегодняшний день основным нормативным актом, регламентирующим уголовные нормы, является российский Уголовный кодекс. Он постоянно дополняется множеством Федеральных законов. Последние изменения были внесены в июле 2017 года, именно тогда вышел ФЗ-250 от 29.07.2017 года. В нем говорилось о дополнении и ликвидации некоторых уголовных норм. То же самое касается и гражданского права. Например, в ФЗ-147 от 01.07.2017 говорилось об изменении в ГК РФ некоторых статей.
Федеральные законы Российской Федерации, таким образом, можно поделить на две группы: общие и узконаправленные. Первые касаются крупных общественных сфер, как это было проиллюстрировано выше. Однако существуют и более институциональные законы, направленные на регулирование узких общественных сфер. Пример будет разобран ниже.
Сфера образования
Образовательную среду регламентирует Федеральный закон «Об образовании» Российской Федерации. Как выглядит этот закон? Начать стоит с наименования. Большую роль здесь играет дата принятия. Дело в том, что номер, применяемый в названии, мог уже учитываться в прошлом. Вот как выглядит аббревиатура закона об образовании: «№ 273-ФЗ от 29.12.2012». Также в названии указывается дата последнего изменения нормативного акта.
Сами федеральные законы чаще всего состоят из глав, параграфов и статей. В первой главе почти всегда указываются общие положения. Сюда входит предмет закона, методы регулирования, основные понятия, принципы и т.д. В последующих главах описываются непосредственно объект повествования, а также связанные с ним моменты. Последняя глава содержит заключительные положения, которые повествуют о порядке принятия норм. Указываются даты принятия закона Госдумой и Совфедом.
Федеральный закон
Федеральные законы являются важнейшими источниками избирательного права. К их числу относятся, в частности, Федеральный закон от 19 сентября 1997 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 30 марта 1999 г. N55-ФЗ), Федеральный закон от 24 июня 1999 г. «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» и др. В настоящее время готовится проект нового федерального закона о выборах Президента Российской Федерации.
См. Закон, Источники избирательного права.
Российское избирательное право: словарь-справочник . 2013 .
Смотреть что такое «Федеральный закон» в других словарях:
Федеральный закон — Федеральный закон: Федеральный закон (Россия) Федеральный конституционный закон Российской Федерации Федеральный закон (Германия) Федеральный закон (США) … Википедия
Федеральный закон — (англ. federal law) в РФ нормативный правовой акт, принятый Государственной Думой, одобренный Советом Федерации, подписанный Президентом РФ и обнародованный в установленном порядке … Энциклопедия права
федеральный закон — — [http://www.eionet.europa.eu/gemet/alphabetic?langcode=en] EN federal law A binding rule or body of rules established by a government that has been constituted as a union of independent political units or states. (Source: BLD) [http://www … Справочник технического переводчика
Федеральный закон № 94 — Эта страница предлагается для быстрого удаления. Причина: П3: перенаправление с ошибкой в названии. Внимание! перед удалением проверьте ссылки сюда: возможно, следует подож … Википедия
Федеральный закон — (англ. federal law) в РФ нормативный правовой акт, принятый Государственной Думой, одобренный Советом Федерации, подписанный Президентом РФ и обнародованный в установленном порядке. Право законодательной инициативы принадлежит Президенту РФ,… … Большой юридический словарь
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН — нормативный правовой акт РФ, предусмотренный ее Конституцией. Проект Ф. з. вносится в Государственную Думу (ГД) и принимается ею большинством голосов от общего числа депутатов. Принятый Ф. з. передается в течение 5 дней Совету Федерации (СФ). Ф.… … Энциклопедический словарь конституционного права
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН — (federal law) , принятый высшим представительным органом государственной власти той или иной Федерации. В Российской Федерации в соответствии с Конституцией РФ Ф.з. принимаются Государственной Думой. В течение пяти дней они передаются на… … Власть. Политика. Государственная служба. Словарь
Федеральный закон РФ — (как первые слова офиц. названия документа) … Орфографический словарь русского языка
Федеральный закон — это важный нормативный правовой акт, принимаемый федеральным парламентом по вопросам, отнесенным Конституцией РФ к исключительной компетенции Федерации, а также к совместной компетенции Федерации и ее субъектов. Он принимается большинством… … Большой юридический словарь
Федеральный закон «О персональных данных» — Номер: 152 ФЗ Принятие: Государственной думой 26 июля 2006 года Вступление в силу: 26 января 2007 г. Федеральный закон РФ от 27 июля 2006 года № 152 ФЗ «О персональных данных» федеральный закон, регулирующий деятельность по обработке (использ … Википедия
Федеральный закон
(англ. federal law) — в РФ нормативный правовой акт, принятый Государственной Думой, одобренный Советом Федерации, подписанный Президентом РФ и обнародованный в установленном порядке. Право законодательной инициативы принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Гос-ной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов РФ, а также Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ и Высшему Арбитражному Суду РФ по вопросам их ведения.
Все законопроекты вносятся в Гос-ную Думу. Законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске гос-ных займов, об изменении финансовых обязательств государства и др. законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства РФ. Ф.з. принимаются Гос-ной Думой большинством голосов от общего числа депутатов, если иное не предусмотрено Конституцией РФ*.
Принятые Ф.з. в течение 5 дней передаются на рассмотрение Совета Федерации. Ф.з. считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение 14 дней он не был ею рассмотрен. В случае отклонения Ф.з. Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего Ф.з. подлежит повторному рассмотрению Гос-ной Думой. При несогласии Гос-ной Думы с решением Совета Федерации Ф.з. считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее 2/3 от общего числа депутатов Гос-ной Думы.
Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Гос-ной Думой Ф.з. по вопросам: федерального бюджета; федеральных налогов и сборов; финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии; ратификации и денонсации международных договоров РФ; статуса и защиты государственной границы РФ; войны и мира.
Принятый Ф.з. в течение 5 дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования. Президент РФ в течение 14 дней подписывает Ф.з. и обнародует его. Если Президент РФ в течение 14 дней с момента поступления Ф.з. отклонит его, то Гос-ная Дума и Совет Федерации в установленном Конституцией РФ порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении Ф.з. будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее 2/3 голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Гос-ной Думы, то он подлежит подписанию Президентом РФ в течение 7 дней и обнародованию.
По вопросам, предусмотренным Конституцией РФ, принимаются федеральные конституционные законы (ФКЗ). Такой закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Гос-ной Думы. Принятый ФКЗ в течение 14 дней подлежит подписанию Президентом РФ и обнародованию.
Юридическая природа Ф.з. обстоятельно исследована в литературе (см., напр., Ю.А. Тихомиров, И.В. Котелевская. Правовые акты. Учебно-практическое и справочное пособие. — М., 1999). Выделяются следующие признаки Ф.з.: а) их принимает только Федеральное Собрание как представительный и законодательный орган РФ; б) основанием для принятия служат предметы ведения Федерации согласно ст. 71 и 72 Конституции РФ; в) Ф.з. имеют прямое действие на всей территории страны; г) они не могут противоречить ФКЗ; д) порядок подготовки, рассмотрения и принятия Ф.з. установлен в ст. 104-107 Конституции РФ и регламентах палат Федерального Собрания (напр., в гл. 12-16 разд. III «Законодательная процедура» Регламента Государственной Думы).
Общим признакам и основаниям принятия ФКЗ посвящены ст. 76, 108 Конституции РФ. Кроме той формальной юридической особенности, что эта группа Ф.з. официально названа в Конституции РФ конституционными законами, имеются и др. их характерные признаки, условно разделяемые на 2 группы: содержательные и процедурные.
По содержанию ФКЗ посвящены регулированию наиболее важных общественных отношений и ключевых конституционных институтов — народовластия, гос-ного устройства, федеративных отношений. Они закрепляют правовые основы гос-ной и общественной жизни, определяют важнейшие правовые институты. В соответствии с Конституцией РФ должны быть приняты 12 ФКЗ. Значительную группу таких законов составляют акты о статусе важнейших гос-ных институтов и органов. Это законы о Правительстве РФ, об Уполномоченном по правам человека, о референдуме, Конституционном Суде РФ, Верховном Суде РФ, Высшем Арбитражном Суде РФ, судебной системе РФ, Конституционном Собрании РФ, гос-ных флаге, гербе и гимне РФ.
ФКЗ не всегда полностью определяет правовое положение гос-ного органа. Напр., Конституция Италии сужает пределы регулирования статутных конституционных законов. Так, в ней предусмотрено принятие конституционного закона, который устанавливает не в целом статус Конституционного суда республики, а лишь отдельные принципиальные основы осуществления конституционного правосудия. Конституционный закон Итальянской Республики должен определить, согласно Конституции страны, лишь условия, формы и сроки возбуждения дел о конституционной законности, а также гарантии независимости судей Конституционного суда. Другие правовые нормы, необходимые для образования и деятельности Конституционного суда Италии, устанавливаются общим законом.
Другая разновидность ФКЗ — законы, определяющие различные государственно-правовые состояния. Речь идет об актах, связанных с ограничением прав и свобод человека, что является, несомненно, предметом конституционного регулирования. К ним можно отнести ФКЗ об условиях и порядке введения чрезвычайного и военного положения на территории РФ или в отдельных ее местностях.
Конституцией РФ предусмотрено разрешение с помощью ФКЗ и вопросов изменения состава Федерации. Принятие в РФ и образование в ее составе нового субъекта, изменение конституционно-правового статуса субъекта РФ, осуществляются путем принятия ФКЗ. Подобные примеры имеются и в зарубежных странах. Конституция Чехии определила, что конституционные законы могут содержать не нормы, а разовые предписания, напр., законодательное закрепление изменения границ государства. В соответствии с конституционным законом в Чешской Республике происходит создание или ликвидация самоуправляемой территориальной единицы. В РФ ФКЗ этого вида являются, скорее, не общенормативными, т.к. имеют индивидуальный правоустанавливающий смысл и являются, как это следует из ч. 1 ст. 137 Конституции РФ, основанием для внесения в нее соответствующего изменения в части определения федеративного состава государства.
С содержанием ФКЗ связаны их особое место и назначение в системе законодательства. Регулируя наиболее важные общественные институты, такие законы развивают и конкретизируют нормы Конституции РФ и тем самым связывают ее с текущим законодательством. С принятием ФКЗ создается своего рода промежуточная ступень в реализации конституционных предписаний, что обеспечивает стабильность Конституции РФ, которая не может и не должна приспосабливаться к динамике общественных отношений.
Наличие в системе законодательства особой группы конституционных актов указывает на их более высокую юридическую силу по сравнению с др. законами. Это свойство ФКЗ закреплено Конституцией РФ (ст. 76), установившей, что Ф.з. не могут противоречить ФКЗ.
Существуют следующие виды Ф.з.: кодекс; основы законодательства; основы; основные принципы; федеральные законы о ратификации и денонсации международных договоров РФ. Эти Ф.з. охватывают не весь объем федерального законотворчества. Остальные Ф.з. можно разделить по их содержанию на 2 группы: а) статутные, посвященные статусу: гос-ных органов (о Счетной палате РФ, об Уполномоченном по правам человека и др.); объединений граждан (о творческих союзах, об общественных объединениях и др.); категорий населения (о ветеранах, спасателях и др.); демократических институтов (типа выборов, референдума); б) тематические, посвященные регулированию отдельных сфер гос-ной и общественной жизни, тех или иных видов деятельности (напр., Ф.з. «О гражданской обороне»**). Еще одним видом законов, действующих на федеральном уровне, являются законы РСФСР, сохраняющие свое действие в рамках правовой системы, построенной на основе Конституции РФ. При необходимости в них вносятся изменения путем принятия Ф.з.
Большой юридический словарь . Академик.ру . 2010 .
Источники:
http://determiner.ru/termin/zakon-federalnyi.html
http://zakon-region2.ru/stati/chto-takoe-federalnyj-zakon-252/
http://businessman.ru/chto-takoe-federalnyiy-zakon-opredelenie-osobennosti-i-primenenie.html
http://suffrage.academic.ru/276/%D0%A4%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%B7%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%BD
http://jurisprudence.academic.ru/11076/%D0%A4%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%B7%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%BD