Что проверяет прокуратура в организации
Прокурорская проверка: боевая готовность № 1
Руководитель коллегии адвокатов
«Комиссаров и партнеры»
специально для ГАРАНТ.РУ
Прокуратура – это орган, осуществляющий надзор за соблюдением законов во всех сферах общественной жизни. Прокуратора имеет самые обширные полномочия среди всех представителей власти, не считая правоохранительных органов. Поэтому если тот или иной госорган хочет проверить предпринимателя, он нередко действует в тандеме с прокуратурой, дабы задействовать широкий спектр ее полномочий в своих целях.
Прокуратура также может прийти к предпринимателю по своей инициативе в случае плановой проверки или проводя проверку по жалобе гражданина или иного лица.
Первые проводятся, если в прокуратуре запланировано, к примеру, на апрель проверить соблюдение предпринимателями трудового законодательства, а на май – деятельность предприятий строительной отрасли.
Кроме того, прокуратура уполномочена формировать ежегодный сводный план проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, проводимых различными государственными надзорными органами.
Перечень организаций, в отношении которых запланировано проведение проверки в текущем году, является публичным. Проверить информацию относительно своей организации можно в соответствующем сервисе на официальном сайте Генеральной Прокуратуры РФ.
Напомню, что с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года установлен запрет на проведение плановых проверок в отношении субъектов малого предпринимательства (п. 1 ст. 26.1 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 246-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»).
Что касается внеплановых проверок, то жалоба может поступить от вашего конкурента, недовольного потребителя или иного недоброжелателя.
По данным Генеральной прокуратуры РФ в 2015 году 66% проверок носили именно внеплановый характер.
Если на пороге вашей организации появилось лицо с прокурорским служебным удостоверением, будет полезно знать следующее.
В соответствии с Федеральным законом от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор имеет право:
- беспрепятственно входить на территории и в помещения любых коммерческих и некоммерческих организаций;
- требовать от руководителей и сотрудников организаций представления документов, материалов и иных данных;
- требовать выделения специалистов для выяснения возникших вопросов;
- требовать проведения ревизий деятельности подконтрольных организаций;
- вызывать должностных лиц и граждан для получения объяснений по поводу нарушений законодательства;
- инициировать привлечение лиц, виновных в нарушении закона, к административной и уголовной ответственности (если прокурор выявит нарушения, не относящиеся к предмету проверки, к примеру, налоговые, он обязан уведомить о них налоговую инспекцию, которая в свою очередь предпримет свои меры реагирования).
Прокурор не имеет права:
- вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность организации;
- истребовать излишние материалы, документы и сведения, которые могут быть получены прокурорами непосредственно в ходе проверки с выходом на место;
- возлагать на организации обязанности по представлению в органы прокуратуры сведений, не относящихся к предмету проверки либо выходящих за ее пределы.
Предприниматель (руководитель организации) обязан:
- безусловно исполнить требования прокурора в установленный им срок;
- безвозмездно предоставить всю требуемую прокурором информацию (справки, документы и их копии).
Последствия неподчинения требованиям прокурора
Умышленное невыполнение требований прокурора, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц – от 50 тыс. до 100 тыс. руб. либо административное приостановление деятельности организации на срок до 90 суток (ст. 17.7 КоАП РФ).
Вмешательство в какой бы то ни было форме в деятельность прокурора в целях воспрепятствования всестороннему, полному и объективному расследованию дела наказывается штрафом в размере до 80 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до 480 часов, либо арестом на срок до шести месяцев (ч. 2 ст. 294 УК РФ).
Краткий порядок действий при появлении прокурора (его заместителя или помощника) в вашем офисе
Пригласите вашего юриста или адвоката для того, чтобы он оказал юридическое сопровождение проводимой проверки.
Попросите должностное лицо органа прокуратуры предъявить служебное удостоверение и разъяснить предмет проверки, предъявить письменный документ, подтверждающий основания проведения проверки. В случае отказа в предъявлении подтверждающего проверку документа, официально запросите этот документ у прокуратуры, ведь согласно Приказу Генпрокуратуры России от 7 декабря 2007 г. № 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» прокурорский надзор осуществляется гласно, что означает, что вам должна быть доступна вся информация, касающейся вашей проверки. Подобные запросы прокуратура рассматривает в течение 15 дней. После получения запрошенного документа на нем можно основывать те или иные жалобы на действия прокурора.
Желательно организовать видео- или аудио-запись процесса прокурорской проверки.
Если прокурор требует представления документов, не относящихся к предмету проверки, вы можете предоставить эти документы, и в последствии обжаловать неправомерные действия прокурора через суд, либо отказать в предоставлении указанных документов, и в случае возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ, доказывать неправомерность требований прокурора в суде. Если суд установит факт существования нарушения со стороны прокурора, решение суда можно будет впоследствии использовать в другом судебном процессе, например при обжаловании представления прокурора.
Если прокурор обращается к вам с абстрактным требованием представления «всех документов», вы можете отказать в нем до получения конкретного перечня требуемых для проверки документов, зафиксировав ваш отказ в письменной форме с обоснованием причин и уведомлением о готовности предоставить документы после определения конкретного круга, либо как в предыдущем случае, вы можете удовлетворить требования прокурора и далее подготовить жалобу на его незаконные действия.
Давать прокурору объяснения по обстоятельствам, относящимся к предмету проверки, лучше после консультации с юристом.
Передавайте документы прокурору только по описи.
В случае невозможности представления запрашиваемых документов письменно проинформируйте прокурора о причинах, препятствующих исполнить его требования, и сроках, в которые документы могут быть вами предоставлены.
Если до вас не дошли результаты проверки, воспользуйтесь своим правом – обратитесь в прокуратуру с заявлением об ознакомлении с материалами проверки.
Если прокурор вынес в ваш адрес представление или предостережение, и вы согласны с выявленными им нарушениями, устраните их в указанный в представлении срок, обязательно уведомив об этом событии прокурора в течение 30 календарных дней.
Если прокурор вынес в ваш адрес представление или предостережение, и вы не согласны с выявленными им нарушениями, вы можете обратиться с жалобой в суд. Срок на обжалование составляет три месяца со дня, когда проверяемому стало известно о нарушении его прав. Можно попробовать обжаловать представление вышестоящему прокурору, но в этом случае существует риск пропустить срок на обращение в суд, поэтому лучше сразу обращаться в органы судебной власти.
Заявление о предоставлении проверяемому лицу перечня документов для проведения прокурорской проверки
Заявление об отсрочке представления документов по требованию прокуратуры
По данным Генпрокуратуры РФ в 2015 году в прокуратуру поступило 4 412 370 жалоб, в ходе прокурорских проверок выявлено 5 141 906 случаев нарушений закона, из них 1 171 530 нарушений в сфере экономики. К дисциплинарной ответственности за нарушение закона в экономической сфере привлечено 163 692 лица, к административной ответственности – 55 839 лиц, возбуждено 7800 уголовных дел. Следование приведенным в статье инструкциям поможет вам не попасть в статистику органов прокуратуры.
В следующей части я расскажу об особенностях проверки, проводимой Роспотребнадзором, и рассмотрю наиболее уязвимые места предпринимателей в части соблюдения требований законодательства в области защиты прав потребителей, продажи товаров, санитарии и эпидемиологии.
Прокурорская проверка: что это такое и что с этим делать?
Прокуратура осуществляет проверку исполнения законов государственными органами, их должностными лицами, коммерческими и некоммерческими организациями.
Основанием для проведения проверки является информация о фактах нарушения законов, требующая принятия мер прокурором. Повод для проведения проверки – обращения граждан, сообщения в СМИ, материалы гражданских, уголовных, административных дел.
Решение о проведении проверки принимает прокурор или его заместитель, которое доводится до сведения руководителя или иного уполномоченного представителя проверяемого органа (организации) не позднее дня ее начала, решение о расширении предмета проверки или о начале новой – не позднее дня принятия. В решении указываются цели, основания и предмет проверки.
Предмет проверки:
Закон относит к подведомственности прокуратуры все то, что не входит в компетенцию специальных контролирующих органов, так как органом прокуратуры запрещено подменять другие контролирующие органы.
Срок проверки:
По общему правилу срок проведения проверки не должен превышать 30 календарных дней со дня начала проверки. В исключительных случаях он может быть продлен:
— первоначально по решению прокурора или его заместителя не более чем на 30 календарных дней;
— в дальнейшем по решению Генерального прокурора РФ или уполномоченного им заместителя – еще не более чем на 30 календарных дней.
В срок проведения проверки не включается:
— срок, на который проверка приостанавливалась;
— срок между датой окончания сроков для представления необходимых информации, документов и материалов или их копий, и датой их представления;
Прокурор при проведении проверки вправе:
— по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов;
— иметь доступ к документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;
— требовать от руководителей и других лиц необходимых документов и материалов или их копий, статистических и иных сведений;
— требовать выделения специалистов для выяснения возникших вопросов;
— вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.
Срок, в течение которого вы обязаны предоставить запрашиваемые документы:
В течение двух рабочих дней с момента предъявления требования прокурора. В требовании прокурора могут быть установлены более длительные сроки.
В случае приостановления проверки документы и материалы, изъятые у проверяемого органа (организации), возвращаются проверяемому органу (организации), за исключением случаев, если указанные документы и материалы необходимы:
— для решения вопроса об уголовном преследовании;
— для проведения исследований, испытаний, специальных экспертиз, результаты проведения которых могут повлиять на выводы проводимой проверки.
Можно ли ознакомление с материалами проверки?
Коротко и ясно об этом сказано в Приказе Генеральной Прокуратуры РФ от 7 декабря 2007 г. № 195 – «Прокурорский надзор осуществлять гласно», то есть открыто.
При этом, ознакомление гражданина с материалами проверки осуществляется по решению прокурора, в производстве которого находятся соответствующие материалы, либо вышестоящего прокурора, принятому по результатам рассмотрения обращения гражданина, если материалы непосредственно затрагивают его права и свободы.
Здесь следует заметить, что ч. 2 ст. 5 ФЗ РФ «О прокуратуре РФ» позволяла отказывать прокуратуре в ознакомлении с материалами проверки, но Постановлением Конституционного Суда РФ от 18 февраля 2000 г. № 3-П она признана несоответствующей Конституции РФ «постольку, поскольку по смыслу, придаваемому ему правоприменительной практикой, он во всех случаях приводит к отказу органами прокуратуры в предоставлении гражданину для ознакомления материалов, непосредственно затрагивающих его права и свободы».
Иными словами, граждане в праве знакомиться с материалами проверки, за исключением документов, обладающих особым статусом (например, гостайна).
Результаты проверки:
Прокурорская проверка может не выявить нарушений.
В случае выявления нарушений прокурор вправе:
— внести протест на правовой акт, противоречащий закону, нарушающий права и свободы человека и гражданина;
— внести представление об устранении нарушения закона, прав и свобод человека и гражданина;
— вынести мотивированное постановление о возбуждении производства об административном правонарушении;
— вынести предостережение о недопустимости нарушения закона.
Что делать?
Советы на все случаи жизни дать невозможно. Поэтому, предлагаем рассмотреть наиболее возможные ситуации:
Прокурор (его помощник) пришел в офис.
Прокурор обязан предъявить удостоверение и предъявить решение о проведение проверки.
Свяжитесь с юристом либо адвокатом и пригласите его для участия в процедуре проверки.
Обеспечьте видео- или аудиозапись процесса проверки в своем офисе.
Прокурор вправе требовать предъявления ему документов в соответствии с предметом проверки. Если он запрашивает документы, которые не относятся на ваш взгляд к сути проверки или его компетенции, то:
Вариант 1: предоставить эти документы и в последующем обжаловать эти действия вышестоящему прокурору или в суд.
Вариант 2: отказать в предоставлении этих документов. После возбуждения дела об административном правонарушении (неисполнение законных требований прокурора) доказывать незаконность этих требований.
Совет: ни в коем случае насильственно не препятствовать получению документов прокурором, т.к. это может вылиться в возбуждение уголовного дела.
Прокурор просит предоставить «все документы за три года».
Вариант 1: предоставить эти документы, а потом думать о необходимости обжалования этого требования в суде.
Вариант 2: отказать и потребовать конкретизировать список запрашиваемых документов. Требования представителя власти должны быть понятны и исполнимы. В этом случае отказ с указанием причин оформить письменно и направить в прокуратуру, указав, что после конкретизации перечня документы будут предоставлены.
Прокурор просит открыть сейф, допустить к бухгалтерской электронной базе и предоставить доступ к финансовым документам, за сохранность которых по закону несут ответственность руководитель и бухгалтер организации, а их в это время в офисе нет.
Вариант 1: отказать в предоставлении документов, объяснив причину, взять обязательство предоставить эти документы после возвращения указанных лиц. Отказ лучше оформить письменно и вручить прокурору под роспись либо иным способом, позволяющим отследить получение прокурором этого документа. Это позволит избежать административной ответственности за неисполнение требований прокурора, так как в данном случае отсутствует вина (непредставление документов связано не с вашими действиями, а с объективными причинами)
Вариант 2: предоставить эти документы, с последующим обжалованием этих действий в суде.
Прокурор хочет опросить сотрудников организации.
Вариант 1: хотеть не вредно, но статью 51 Конституции РФ пока никто не отменял («Никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников»)
Вариант 2: дать объяснения.
Совет: перед дачей объяснений обязательно проконсультируйтесь с адвокатом или юристом, лучше объяснения давать в его присутствии.
Прокурор в ходе опроса задает вопросы, не относящиеся к предмету проверки.
Вариант 1: отвечать на них.
Вариант 2: отказаться отвечать на них, обязательно письменно отразив в этой части свои замечания в опросном листе.
Прокурор хочет забрать оригиналы документов из офиса.
Совет: обязательно составить список передаваемых документов и передать их под роспись.
Прокурор требует предоставить ему копии документов в короткий неисполнимый срок (принести документы в прокуратуру или подготовить их к его приезду).
Совет: предоставить документы, которые успели фактически приготовить, в остальной части письменно уведомить об объективных причинах невозможности исполнить требование прокурора в полном объеме, указав срок, в который вы сможете уложиться.
Прокурор требует предоставить ему доступ к компьютерным базам.
Вариант 1: предоставить такой доступ.
Вариант 2: отказать, указав, что такие полномочия ст. 22 ФЗ РФ «О прокуратуре РФ» не предусмотрены. Прокурор вправе требовать материалы и документы. Документы на электронных носителях могут быть распечатаны и переданы на бумажном носителе.
Прокурор, получив документы и обследовав помещение, исчез на месяц.
Вариант 1: ждать, когда он вам соизволит сообщить о результатах.
Вариант 2: обратиться письменно со ссылкой на Постановление КС РФ и на законно Прокуратуре в прокуратуру с ходатайством об ознакомлении с материалами проверки и ее результатами.
Вы получили от прокурора представление, предостережение.
Вариант 1: если вы согласны с тем, что действительно в вашей работе были нарушения, необходимо устранить их и в месячный срок сообщить прокурору о результатах.
Вариант 2: если вы не согласны с актом прокурорского реагирования, необходимо обжаловать его в суд. Здесь необходимо иметь в виду, что действия и решения прокурора по такой проверке оспариваются в порядке административного судопроизводства, такое заявление должно быть подано в течение 3-х месяцев с момента совершения действия или получения решения прокурора. Внесудебный порядок обжалования действий и решений нижестоящих прокуроров неэффективен, ожидая реакции вышестоящего прокурора, можно пропустить срок судебного обжалования.
Если Вас позвали в прокуратуру для дачи объяснений, что делать?
В первую очередь, следует отметить, что вызов для беседы должен быть документально оформлен: либо повесткой, либо требованием о явке Вас или представителя организации в тексте поступившего письменного запроса. Устные приглашения явиться в прокуратуру не являются основанием для дачи объяснений по поставленным вопросам.
Помните, что вы можете отказаться от дачи объяснений.
Что нужно помнить во время беседы или дачи объяснений?
1. Если сотрудниками прокуратуры задаются общие (не конкретные вопросы), необходимо попросить разъяснить их.
2. В ходе беседы (опроса, допроса) предоставлять информацию только в рамках заданного вопроса. Ни в коем случае не стоит «додумывать» предоставляемую информацию. В случае отсутствия уверенности в объективности и достоверности предоставляемой информации, либо при просьбе о предоставлении информации, которой опрашиваемый не может обладать в силу своих функциональных обязанностей, отказываться от предоставления данной информации, обоснованно аргументируя свой отказ.
3. Не торопитесь отвечать. Некоторые следователи/специалисты специально применяют прием «ускорения» беседы. На вопросы вы имеете полное право отвечать –, «Не могу точно сказать», «Не помню» и т.д
4. При опросе в прокуратуре часто формируют свои вопросы так: «установлено, что…», «всем известно, что вы…», «каждому понятно…», «доказано, что…». Не следует воспринимать это как действительность т.к. это данные обороты направлены на получение «нужных» ответов.
5. Прокурор может говорить о том, что кто-то дал какие-либо пояснения. Например: «Директор филиала предоставил», «Начальник отделения сказал…», «Иванов пояснил…..». Необходимо попросить данные документы, прочитать их. Всегда должны быть конкретные вопросы. Иначе могут предоставлять только ту часть информации, которая выгодна только прокуратуре.
6. Часто вопросы могут формироваться «или-или», не забывайте, что может быть и третий вариант ответа.
7. Прокурор может спрашивать «Было ли это известно начальнику, директору, Иванову……..» Фраза строится так, как-будто один человек наверняка знает, что думает другой. Не стоит додумывать ответы.
8. Прокуроры часто используют трюизмы. Трюизм – это самое очевидное утверждение, используются для того, чтобы вызвать «да»-реакцию. Например: «Вы сидите тут у меня в кабинете, я пишу протокол объяснений, а вы должны давать пояснения…». Вроде всё правильно, дело происходит в кабинете – да, прокурор сидит с протоколом, заполняет – да, а вот с обязанностью давать пояснения или объяснения неочевидно, но после двух «да», как-то логичным кажется и третье утверждение, хотя оно не имеет ни какого отношения к первым двум. Следует обращать на это внимание.
9. В случае, возникновения сомнений в правомерности действий сотрудников прокуратур, в частности, при попытках оказания давления, необходимо помнить о том, что, согласно положениям ст. 51 Конституции РФ, гражданину предоставлено право не свидетельствовать против себя, супруга (супруги) и близких родственников. При ухудшении самочувствия в ходе опроса (допроса, объяснений, пояснений), вызванного изменением кровяного давления, сердечными и головными болями, которые могут привести к необъективному восприятию поставленных вопросов и формирования ответов на них, необходимо об этом заявлять с просьбой перенести беседу. Ухудшение здоровья рекомендуется фиксировать в медицинских учреждениях (справкой или больничным листом).
10. При составлении в ходе беседы (опроса, объяснений, пояснений) соответствующего протокола, необходимо внимательно ознакомится со сведениями, внесенными в него, прежде чем подписывать. При несогласии с чем-либо в тексте протокола (в частности, при искажении информации), следует настоять на внесении в протокол замечаний, либо внести их собственноручно, и только после этого – подписать протокол.
11. Необходимо воздерживаться от признания вины в чем-либо или обвинения какого-либо. Необходимо помнить, что факт виновности или невиновности устанавливает только суд, это не является прерогативой сотрудников прокуратуры или правоохранительных органов.
12. Не подписывайте протокол, если в нем имеются незаполненные графы или записи, противоречащие вашим словам.
Надеемся, наша информация была полезной для Вас. Самое главное правило – это соблюдение норм действующего законодательства, и тогда никакие проверки Вам не будут страшны.
С уважением,
заместитель генерального директора
ООО «Центр юридического сопровождения «Авега»
Н.О. КУРБАТОВА
Материал подготовлен с помощью СПС «Консультант Плюс».
И.А.«Светич»
Журнал «Нивы России» №8 (152), сентябрь 2017
Проверки прокуратуры
Прокурорские проверки направлены осуществлять контроль над исполнением законов и выявлением фактов их грубого нарушения. Такое право обосновано Федеральным Законом №294 от 2008-года «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении надзора и муниципального контроля».
Проверочные действия выполняются на основе поступающей извне информации или по инициативе прокуратуры. Помимо этого, есть плановые и внеплановые проверки. Если нет информационного повода из других источников, то субъектам следует готовиться только к плановой проверке. Это положение закреплено в статье 9 вышеупомянутого закона.
Что и кого может проверять прокуратура
Прежде всего, следует выяснить обязанности прокуратуры РФ при проверках. Например, должна ли она предупреждать о таком действии. В этом плане актуальны два закона: Приказ ГП №195 от 2007 года и Федеральный Закон «О прокуратуре РФ». Первый документ гласит, что проверки прокуратуры носят открытый характер.
О прокурорской проверке не предупреждают
Второй документ также в целом дает право гражданину и субъектам на ознакомление с обстоятельствами проверки. Но здесь учитывается правоприменительная практика. Так, согласно ему, субъекты права очень часто отказываются предоставлять данные, если работник прокуратуры не ознакомит их заранее с планом очередного проверочного мероприятия. Таким образом, право граждан на ознакомление сохраняется за ними. Но есть исключения. Например, когда речь идет о документах особого статуса.
Учитывая серьезность испытания для организаций, возникает логический вопрос — должна ли прокуратура уведомлять о проведении проверки или нет? Здесь имеется своя специфика, которая будет рассмотрена далее.
Этапы прокурорской проверки
Осуществляется данное действие в три этапа: подготовка, проверка и заключение. На первом этапе прокурор определяет поле задач: изучение ранее полученных сведений, основания, круг вопросов и лиц, участвующих в проверке. Если руководитель организации не отказывается от сотрудничества, то его можно и предупредить перед началом проведения данного действия.
Как проводится прокурорская проверка по жалобе гражданина на втором этапе? Это, собственно, сама процедура. Руководитель должен сопровождать лично или выделить помощника для прокурора. При необходимости прокурор назначает экспертизы, проводит беседы, ревизии и снимает копии с документов.
На заключительном этапе составляется акт, в котором указываются результаты проверочных действий. Если обнаружены нарушения, то докладывается об этом руководству, параллельно результаты передаются в компетенцию контролирующих органов. В дальнейшем прокурор следит за исполнением актов. В этом плане он может не ограничиваться отчетами руководства, а пустить в ход свои методы.
Существует три вида проверок:
Сроки осуществления мероприятия
Обратите внимание! Законно отведенный срок проверки составляет 30 дней. Если в течение этого отрезка времени проверяющие лица приостанавливали процесс, то эти дни в срок отсчета не включаются. Если в отведенное время проверочные мероприятия не достигли своих целей, то прокурор или его заместитель имеют полномочие продлить срок еще на 30 дней.
Следует разъяснить срок проверки и его особенности. В течение срока прокурор имеет полное право:
- допрашивать сотрудников учреждения или других причастных к организации лиц. Допрос может происходить путем вызова в прокуратуру или в стенах проверяемой организации;
- сотрудники обязаны обеспечить беспрепятственный вход или осмотр здания/территории и других помещений, относящихся к проверяемой организации;
- на полный доступ ко всем видам документов, включая бухгалтерские. Подлинники или копии нужных документов должны предоставляться по первому требованию прокурора;
- если возникают вопросы узко специализированного характера, то могут быть вовлечены специалисты организации. Руководство должно обеспечить их явку по требованию.
Обратите внимание! Есть ограничение по срокам, в течение которых необходимо предоставить запрашиваемые прокурором данные и документы – 2 дня. Если полученные материалы не требуют проведения экспертизы и не служат вещественными доказательствами на суде, то после проверки возвращаются в организацию.
Что проверяет прокуратура в организации и порядок проведения
Сфера компетенции прокуратуры регламентирована статьей 2 «Закона о прокуратуре». Согласно ей, прокуратура имеет право:
- проверять исполнение законов и нормативных актов в государственных, частных коммерческих, некоммерческих структурах;
- проверять соблюдение прав и свобод личности в данных секторах;
- контролировать исполнение законов в области оперативно-розыскной деятельности и следствия;
- контролировать деятельность судебных приставов;
- проверять деятельность и правовую оценку органов исполнения наказания;
- осуществлять правовую оценку в области уголовного права и судебной практики;
- проверять деятельность правоохранительных органов в борьбе и профилактике с преступностью;
- осуществлять надзор над возбуждением дел административного характера и их расследования.
Согласование порядка воздействия между этими органами и действиями прокуратуры описаны в статье 3 вышеназванного закона. Согласно ей, прокурор имеет право участвовать в судебных заседаниях любой инстанции, включая арбитражный. Функции прокурора в данном случае – проверить судопроизводство и опротестовывать незаконно принятые решения.
Важно! Прокурор не может заменить другие государственные органы. Он участвует на заседаниях только если поступала информация о незаконных действиях судебных органов.
Другой вопрос – может ли прокуратура проводить проверки без предупреждения или должен соблюдаться определенный порядок? Ответы далее.
Может ли прокуратура проводить проверки внепланово и без предупреждения
Как уже говорилось, регламента прокурорских проверок не существует. Прокурор не обязан выписывать предостережение и может прийти в любой момент с целью проверочного действия. Так что внеплановая проверка прокуратуры без предупреждения – дело обычное. Закон обязует прокуроров реагировать на каждую жалобу по факту ее поступления.
Жалобы могут поступать от:
- недовольных клиентов;
- партнеров по бизнесу и контрагентов;
- правоохранительных органов;
- анонимны источников;
- публикации в СМИ материалов с упоминанием той или иной организации.
Важно! Независимо от причин, любая организация или производство имеют право знать основание для проверки. В этих целях нужно написать письменное обращение в прокуратуру. Точно также, если проверка была проведена без законных на то оснований, ее можно обжаловать.
Основания для проверок указаны в ФЗ «О прокуратуре». Вдобавок к нему есть еще Приказ ГП от 2007 года, который исключает некоторые виды правонарушений из компетенции прокуратуры в пользу других ответственных органов.
- подозрение в экстремистской деятельности;
- в действиях, угрожающих национальной безопасности;
- нарушения миграционного характера и т.д.
Иными словами, прокурор не может заниматься нарушениями, если они не входят в перечень его законной компетенции. Но он имеет полное право подмечать все факты нарушения в любом аспекте деятельности компании и передавать сведения на разбирательство ответственным органам. Например, если прокурор заметил нарушения Трудового Кодекса, то сообщит об этом в инспекцию труда.
Руководитель может сотрудничать с прокурором
Итоги проведения проверки прокуратурой
Проверка покажет, были ли правонарушения в деятельности организации или нет. В ходе этого действия могут быть обнаружены нарушения в различных сферах. Например, задолженность компании перед сотрудниками, нарушение норм и правил природопользования или неправильное начисление налогов.
Конкретного регламента для проверок не существует. С этой точки зрения у субъектов права почти нет возможности повлиять на ход мероприятия. Если проверка выявила нарушения, то прокурор осуществит один из следующих видов процедур:
- в случае выявления нарушений в Трудовом, Гражданском Кодексе или других нормативных документов, защищающих права и свободы личности, составляется протест, направленный на устранение нарушений в законном порядке;
- если обнаружено серьезное нарушение, причинившее вред государству или другим лицам, формируется постановление о возбуждении административного дела;
- замечание в письменной форме о недопустимости подобных фактов правонарушений.
Другой резонный вопрос – как отслеживается законность действий или кто проверяет прокуратуру? Специального надзорного органа над прокуратурой нет, но сама система построена вертикально: вышестоящие органы проверяют нижестоящие.
Деятельность прокуратуры по защите прав граждан и их примеры можно регулярно наблюдать в СМИ. Обычно после публикаций или жалобы следуют проверки и выясняются подробности многих фактов.
Вопрос в рубрику: Что проверяет прокуратура в отделе кадров?
К нам в организацию скоро придет проверка из прокуратуры, которая будет проверять персональные данные. Скажите, как проходят такие проверки? Что конкретно требуют представить сотрудники прокуратуры?
О выездной проверке
Проверка в организации порядка обработки персональных данных проводится в соответствии с Федеральными законами от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (в ред. от 26.04.2010; далее — Федеральный закон № 294-ФЗ) и от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» (в ред. от 27.12.2009), а также главой 14 ТК РФ. Из содержания вопроса следует, что вам предстоит «пережить» выездную проверку (ее порядок определяется ст. 12 Федерального закона № 294-ФЗ), которая может проводиться как в плановом, так и во внеплановом порядке.
Персональные данные работника — любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация (в данном случае — о работнике).
Обработка персональных данных — действия (операции) с персональными данными, включая их сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, распространение (в том числе передачу), обезличивание, блокирование и уничтожение (ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»).
Уточним, что предметом плановой проверки является соблюдение работодателем (юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем) в процессе осуществления деятельности обязательных требований (в данном случае) к обработке персональных данных. При проведении внеплановой проверки первоочередное внимание уделяется недостаткам, выявленным в ходе предшествующей проверки (проверяется, насколько полно и своевременно они были устранены).
Порядок проведения плановой проверки
О проведении плановой выездной проверки юридическое лицо (индивидуальный предприниматель) уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии соответствующего приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного (муниципального) контроля (надзора) — заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом. О проведении внеплановой выездной проверки (за исключением внеплановой выездной проверки, основания проведения которой указаны в п. 2 ч. 2 ст. 10 Федерального закона № 294-ФЗ) юридическое лицо (индивидуальный предприниматель) уведомляется органом государственного (муниципального) контроля (надзора) не менее чем за 24 часа до начала ее проведения любым доступным способом.
Выездная проверка начинается с предъявления проверяющим руководителю (лицу, его замещающему) проверяемой организации служебного удостоверения и приказа (распоряжения) руководителя проверяющего (контрольного, надзорного) органа о назначении выездной проверки. Заверенная печатью копия приказа (распоряжения), если она не была получена юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем) ранее, вручается под роспись одновременно с предъявлением служебных удостоверений.
Непосредственно после этого проверяющий должен ознакомить руководителя (лицо, его замещающее) проверяемой организации:
• с полномочиями проверяющего (проверяющих);
• с целями, задачами, основаниями проведения выездной проверки;
• с видами и объемом проверочных мероприятий;
• со сроками и условиями проведения проверки (проверочных мероприятий);
В большинстве случаев продолжительность проверки не может превышать 20 рабочих дней.
• с составом экспертов (представителями экспертных организаций), если таковые привлекаются к выездной проверке.
По просьбе руководителя (лица, его замещающего) предприятия проверяющий обязан ознакомить его с административными регламентами проведения проверочных мероприятий и порядком их проведения на объектах предприятия. Со своей стороны, руководитель (лицо, его замещающее) предприятия обязан предоставить проверяющим:
• возможность ознакомиться с документами, связанными с целями, задачами и предметом выездной проверки, — в данном случае относящимися к организации обработки персональных данных (см. ниже);
• доступ на территорию и в соответствующие здания (помещения) предприятия (к примеру, в здание управления предприятия, помещения отдела кадров и пр.).
Организация обработки персональных данных работодателем (юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем) регламентируется соответствующим локальным нормативным актом, например: Положением о порядке обработки персональных данных, Инструкцией о защите персональных данных и др. Работников нужно ознакомить с этим локальным нормативным актом (далее — ЛНА) под роспись — как правило, перед подписанием трудового договора (либо при вступлении ЛНА в действие). Следовательно, в первую очередь проверяющий пожелает узнать:
1) имеется ли у работодателя ЛНА, регламентирующий организацию обработки персональных данных;
2) ознакомлены ли с ЛНА все работники организации.
Работников (их представителей) необходимо ознакомить под роспись с документами работодателя, устанавливающими порядок обработки персональных данных, а также об их правах и обязанностях в этой области (ст. 86 ТК РФ).
Ознакомление работников с ЛНА под роспись обычно оформляется либо в специальной книге (журнале), либо в листе-приложении к этому документу или к трудовому договору.
Кроме того, при проверке выполнения требований нормативных правовых, а также действующих у данного работодателя локальных нормативных актов по организации обработки персональных данных основное внимание проверяющих будет обращено на следующие вопросы:
1) производится ли обработка персональных данных работников исключительно в целях обеспечения соблюдения нормативных правовых актов, содействия работникам в трудоустройстве, обучении и продвижении по службе, обеспечения личной безопасности работников, контроля количества и качества выполняемой ими работы и обеспечения сохранности имущества работодателя;
Работодатель не имеет права получать и обрабатывать персональные данные работника о его политических, религиозных и иных убеждениях и частной жизни. Однако в случаях, непосредственно связанных с вопросами трудовых отношений, работодатель вправе получать и обрабатывать данные о частной жизни работника — но только с письменного согласия последнего. Кроме того, работодатель не имеет права получать и обрабатывать персональные данные работника о его членстве в общественных объединениях или его профсоюзной деятельности, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
2) выполняется ли требование федерального законодательства о порядке получения персональных данных работников (см. ниже);
3) соблюдается ли порядок принятия решений, затрагивающих интересы работников, в части обоснования таких решений не только персональными данными, полученными исключительно в результате их автоматизированной обработки (электронного получения), но и иными разрешенными к применению методами (способами), например при принятии решений о переводе на другую работу, о прекращении трудового договора и пр.;
4) за счет каких средств обеспечивается защита персональных данных от неправомерного использования (утраты);
5) обеспечено ли право работников на сохранение и защиту тайны (в части, относящейся к персональным данным);
6) участвуют ли работники (их представители) в выработке мер, направленных на защиту персональных данных.
В частности, для проверки соблюдения работодателем порядка получения персональных данных работников проверяющий вправе запросить для ознакомления:
1) переписку работодателя по вопросам обработки персональных данных;
2) письменные заявления работников с выражением согласия на обработку персональных данных (в том числе на получение таких данных от третьих лиц и передачу их третьим лицам).
Персональные данные о работнике следует получать непосредственно у него самого. Если персональные данные работника можно получить только у третьей стороны, то работника следует уведомить об этом заранее и от него необходимо получить письменное согласие. При этом работодатель должен сообщить работнику о целях, предполагаемых источниках и способах получения персональных данных, а также о характере подлежащих получению персональных данных и последствиях отказа работника дать письменное согласие на их получение.
Несомненно, проверяющий обратит внимание и на то, как выполняются требования к обработке персональных данных в повседневной деятельности уполномоченными должностными лицами (в общем случае — работниками отдела кадров).
Отметим, что право должностных лиц (работников) на обработку персональных данных (в более широком смысле — на доступ к персональным данным) нужно зафиксировать в соответствующем ЛНА работодателя, а также при необходимости (дополнительно, на факультативной основе) в следующих документах:
• инструкциях по видам деятельности;
• приказах (о назначении на должность и по отдельным вопросам организации обработки персональных данных).
К тому же проверке подлежит организация хранения персональных данных (содержащих их документов). Учитывая, что хранение персональных данных в настоящее время осуществляется не только в традиционном (бумажном), но и в электронном виде, следует ожидать и проверки информационной системы, применяемой работодателем для обработки (в том числе хранения) персональных данных. Скорее всего, к выполнению этой части проверочных мероприятий проверяющим будет привлечен эксперт (специалист по информационным технологиям), для которого наибольший интерес будут представлять следующие вопросы:
1) какой класс присвоен информационной системе, насколько это обосновано (см. в этой связи Порядок проведения классификации информационных систем персональных данных (утвержден приказом ФСТЭК России, ФСБ России и Мининформсвязи России от 13.02.2008 № 55/86/20);
2) какие методы и способы защиты персональных данных (с учетом класса информационной системы) (см. в этой связи Положение о методах и способах защиты информации в информационных системах персональных данных (приложение к приказу Федеральной службы по техническому и экспортному контролю от 05.02.2010 № 58) применяются, позволяют ли они обеспечить надежную защиту от несанкционированного доступа или утраты?
Кроме того, проверяющий, несомненно, обратит внимание на то, насколько соответствуют целям обеспечения защиты персональных данных помещения и рабочие места, в (на) которых выполняется их обработка. Как правило, доступ в эти помещения (обособленные части (зоны) помещений) должны иметь только лица (работники), допущенные к обработке персональных данных. Помещения следует защитить от проникновения в них посторонних лиц, они должны быть оборудованы сигнализацией, а также надежными средствами хранения. Соответствующие средства защиты должны иметь и установленные на рабочих местах средства программно-технической обработки персональных данных.
Оформление результатов проверки
По результатам проверки составляется акт, в котором указываются:
1) дата, время и место составления акта проверки;
2) наименование проверяющего органа;
3) дата и номер приказа (распоряжения) о назначении проверки;
4) фамилии, имена, отчества и должности проверяющих;
5) наименование проверяемой организации, а также фамилия, имя, отчество и должность его руководителя (лица, его замещающего);
6) дата, время, продолжительность и место проведения проверки;
7) сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях обязательных требований к обращению с персональными данными, их характере и о лицах, допустивших указанные нарушения;
8) сведения об ознакомлении или отказе в ознакомлении с актом проверки руководителя (лица, его замещающего) организации, о наличии его подписи или об отказе от совершения подписи;
9) сведения о внесении в журнал учета проверок организации записи о проведенной проверке либо о невозможности внесения такой записи в связи с отсутствием у предприятия указанного журнала;
10) подпись (подписи) проверяющего (проверяющих).
К акту могут прилагаться связанные с результатами проверки документы (их копии).
Один экземпляр акта вручается руководителю (лицу, его замещающему) организации.
М. Ю. Рогожин,
эксперт
Статья опубликована в журнале «Кадровые решения» № 6, 2010.
Прокурорская проверка: пределы полномочий прокурора
Вместо эпиграфа приведу выдержку из Указа Петра I «О должности Генерал-прокурора»: « И понеже сей чин – яко око наше и стряпчий о делах государственных ».
Прокурорская проверка. Эти слова зачастую заставляют насторожиться не только представителей предпринимательства, но и работников государственных органов, органов местного самоуправления и прочих учреждений и организаций.
Давайте разберём, что же такое «прокурорская проверка», какими полномочиями обладают прокурорские работники, и самое главное – где пределы этих полномочий.
Под прокурорской проверкой следует понимать проверку исполнения законов государственными органами, их должностными лицами, коммерческими и некоммерческими организациями, проводимую органами прокуратуры. Основанием для проведения проверки является информация о фактах нарушения законов, требующая принятия мер прокурором, если сведения о них нельзя подтвердить или опровергнуть без такой проверки. Поводом для проведения проверки может служить обращение гражданина, сообщение в СМИ, материалы гражданских, уголовных дел, дел об административных правонарушениях.
Под предметом проверки необходимо понимать то, что, собственно говоря, проверяется и за какой период времени. Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» (далее – Закон) относит к подведомственности прокуратуры всё то, что не входит в компетенцию специальных контролирующих органов. В Законе прямо указано: «При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы». Проверяемый период законодательно не установлен, однако следует руководствоваться принципами разумности и правовой определённости.
Важно отметить, что теперь в соответствии с внесёнными изменениями в Закон решение о проведении проверки доводится до сведения руководителя или иного представителя проверяемой организации не позднее дня начала проверки, при этом в решении обязательно должны быть указаны цели, основания и предмет проверки.
Также Закон теперь определяет срок проведения проверки – не более 30 календарных дней со дня её начала. В ряде случаев срок проверки может быть продлён, но не более чем на 30 календарных дней. Дальнейшее продление срока проверки ещё максимум на 30 дней может быть принято только Генеральным прокурором или его заместителем.
Эти и некоторые другие поправки были внесены после признания ряда положений Закона не соответствующими Конституции РФ (постановление от 17.02.2015 № 2-П).
Полномочия прокурора приведены в п. 1 ст. 22 Закона:
— по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения проверяемых организаций и учреждений;
— иметь доступ к их документам и материалам;
— требовать от руководителей и других должностных лиц представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений, а также выделения специалистов для выяснения возникших вопросов;
— вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.
Под прокурорами, которые вправе проводить проверки и осуществлять предусмотренные Законом полномочия, понимаются прокуроры, их заместители и помощники.
Прокурор не вправе требовать у организации:
— информацию, документы и материалы или их копии, не обусловленные целями проверки или не относящиеся к предмету проверки;
— информацию, документы и материалы или их копии, которые передавались в прокуратуру органам прокуратуры в связи с ранее проведённой проверкой либо которые официально опубликованы в средствах массовой информации или размещены на официальном сайте организации, за исключением определённых случаев.
К таким случаям Закон относит требование прокурора, связанное с необходимостью проведения исследования, испытания, специальной экспертизы для получения дополнительной информации, которая может повлиять на выводы проверки, или при наличии угрозы причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, безопасности государства, с наличием чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Теперь Закон чётко регламентирует сроки предоставления запрашиваемой прокурором информации: в течение пяти рабочих дней с момента поступления соответствующего требования, а в ходе проведения проверок исполнения законов – в течение двух рабочих дней. Причём в требовании прокурора могут быть установлены и более длительные сроки.
Прокурорская проверка может не выявить нарушений в работе учреждения. В случае же выявления нарушений прокурор вправе:
— внести представление с требованием устранить нарушение;
— внести предостережение о недопустимости нарушений;
— возбудить дело об административном правонарушении;
— опротестовать противоречащие закону правовые акты, обратиться в суд или арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными.
Если в ходе проверки будут выявлены иные нарушения, то прокуратурой могут быть реализованы полномочия по направлению соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании.
Универсальной схемы действий в случае проведения прокурорской проверки не существует. Однако можно выделить моменты, на которых следует заострить внимание, чтобы в последующем грамотно обосновать свою правовую позицию.
Прокурорский работник обязан предъявить удостоверение и хотя бы устно (что вполне допустимо) разъяснить предмет проверки. Если он забыл это сделать, следует напомнить об этом письменно, кроме того, можно запросить документ, на основании которого проводится проверка.
Если проверяющий запрашивает документы, которые не относятся по Вашему мнению к предмету проверки или его компетенции, или такие материалы ранее уже предоставлялись в прокуратуру, или размещены на официальном сайте организации, то можно предоставить эти документы (разумеется получив письменное подтверждение данного факта) и обжаловать эти действия вышестоящему прокурору или в суд. Либо отказаться предоставлять такие документы, указав в ответе о состоявшейся ранее передаче этих материалов или сведения о средствах массовой информации либо об официальном сайте организации, где размещены запрашиваемые материалы, но тогда быть готовым доказать незаконность этих требований, чтобы избежать привлечения к административной ответственности за неисполнение законных требований прокурора.
В случае, когда прокурор просит предоставить неопределённый перечень документов за весьма продолжительный период времени, следует потребовать конкретизировать список запрашиваемых документов, разъяснив при этом, что требования представителя власти должны быть понятны и исполнимы. Письменный отказ с указанием причин направить в прокуратуру, отметив, что Вы готовы предоставить все необходимые документы после уточнения их перечня.
Любой отказ в предоставлении прокурору информации, документов либо наоборот факт передачи каких-либо материалов должны быть письменно зафиксированы.
Если же проверяющий прокурорский работник желает опросить кого-либо из представителей организации, то своим работникам необходимо разъяснить, что по смыслу статьи 51 Конституции РФ давать объяснения – это право, а не обязанность.
После окончания проверки при выявлении нарушений прокурор может направить в Ваш адрес представление либо предостережение.
При получении одного из указанных актов прокурорского реагирования, если Вы согласны с выявленными нарушениями, необходимо устранить их и в течение месяца сообщить прокурору о результатах.
Если Вы не согласны с представлением (предостережением), нужно обжаловать их в суд в порядке административного судопроизводства (регламентируется Кодексом административного судопроизводства РФ). Заявление об оспаривании акта прокурорского реагирования необходимо подать в суд в течение трёх месяцев со дня его получения. Обжалование действий прокурора вышестоящему должностному лицу может не принести желаемого результата, кроме того, ожидая ответа можно пропустить предусмотренный законом срок для обращения в суд.
Необходимо отметить, что требования прокурора, изложенные в акте прокурорского реагирования, подлежат исполнению не буквально, а в соответствии с Законом. Так, в Постановлении от 27.08.2010 N 11-АД10-11 Верховный Суд РФ отметил, что « в силу статьи 6 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 22, 27, 30 и 33 настоящего Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок … Положения Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», предоставляющие прокурору право вносить представления об устранении нарушений закона, обязывают должностных лиц, в чей адрес они вынесены, рассматривать данные представления, однако характер принимаемых мер должны определять сами должностные лица ».
Если Вы находите эту статью полезной – нажмите палец вверх и подпишитесь на канал.
Источники:
http://www.garant.ru/ia/opinion/author/komissarov/721721/
http://svetich.info/publikacii/agrarnoe-pravo/prokurorskaja-proverka-chto-yeto-takoe-i.html
http://shtrafsud.ru/dokumenty/proverki-prokuratury.html
http://www.profiz.ru/kr/6_2010/cho_proveraiet_prokuratur/
http://zen.yandex.ru/media/id/5bf06fa7a1853100aab0bca1/5bfeaf42ba3d2500abb69f0e