Чем отличается абилитации от реабилитации
Абилитация и реабилитация: в чем разница?
С 1 января 2016 года вступил в силу закон об абилитации инвалидов. Появилось новое понятие, созвучное с привычным нам термином «реабилитация». Однако разница между ними все же есть.
Если кратко, то абилитация ( от лат. habilis — быть способным к чему — либо ) — первоначальное формирование способности к чему — либо . Термин применяется преимущественно к детям раннего возраста с отклонениями в развитии , в отличие от реабилитации — возвращения способности к чему-л ибо , утраченной в результате болезни , травмы и др . [педагогический терминологический словарь].
Общие понятия о реабилитации лиц с ограниченными функциями здоровья
В стандартных правилах обеспечения равных возможностей для инвалидов (Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 48/96, принятая на сорок восьмой сессии ГА ООН 20 декабря 1993г.), в разделе «Основные понятия в политике в отношении инвалидов», сформулировано общеупотребительное понятие реабилитации, основанное на идеях Всемирной программы действий в отношении инвалидов.
Из этого международного определения «реабилитации» следует определенная аналитическая схема самого процесса реабилитации, которая включает следующие составные части (реабилитационные конструкты):
1. Социальная реабилитация, обеспечивающая реабилитацию человека с инвалидностью как социального субъекта;
2. Педагогическая реабилитация, обеспечивающая реабилитацию человека как субъекта деятельности;
3. Психологическая реабилитация, которая обеспечивает реабилитацию человека с инвалидностью на уровне личности;
4. Медицинская реабилитация, которая обеспечивает реабилитацию на уровне биологического организма человека.
Все приведенные компоненты составляют идеальную модель реабилитационного процесса. Она является универсальной и может применяться при стратегическом планировании любого центра или учреждения реабилитации человека с инвалидностью, который имеет целью предоставление наиболее полного комплекса реабилитационных услуг.
Когда рождается ребенок с функциональным ограничением, это означает то, что он будет не в состоянии развить все функции, необходимые для нормальной жизни, или, возможно, функциональность этого ребенка не будет развита так же, как функциональность его сверстников. Ребенок, невзирая ни на что, остается ребенком: с потребностью в любви, внимании и воспитании согласно своей уникальной натуры, и к нему необходимо относиться, в первую очередь, как к ребенку.
Слово «абилитация» происходит от латинского «habilis», что означает «быть способным». Абилитировать означает «делать состоятельным» и используется вместо слова «реабилитировать», которое употребляется в смысле восстановления утраченной способности.
Отсюда получается, что этот процесс наиболее актуален в отношении детей с ограниченными возможностями здоровья. Хотя применяется и к другим людям, моральное здоровье которых подорвано (к примеру, осужденным). Абилитация означает не только стремление лечить или модифицировать физические или умственные расстройства, это означает также обучение ребенка достигать функциональных целей альтернативными путями, если привычные пути блокированы, и адаптировать окружающую среду для компенсации отсутствующих функций.
Следует заметить, что поздно начатая абилитация может оказаться малоэффективной и трудновыполнимой. Так может быть, например, в случае, если дети с церебральными параличами и грубыми задержками речевого развития начинают получать соответствующую помощь лишь в возрасте восьми — одиннадцати лет. Опыт последних лет говорит о том, что комплекс лечебных, педагогических, логопедических и других мероприятий надо начинать уже на первом году жизни.
Реабилитационные мероприятия начинаются с первых дней заболевания или получения травмы и проводятся непрерывно при условии этапного построения программы.
Абилитационные мероприятия могу начинаться с мониторинга состояния будущей матери и выхаживания ребенка с отклонениями развития.
Абилитация — многосторонний процесс, который одновременно обращает внимание на различные аспекты, для предоставления ребенку возможности вести жизнь, которая наиболее приближена к нормальной. Нормальная жизнь, в данном контексте означает жизнь, которую бы имел ребенок при отсутствии своих функциональных ограничений.
Абилитация и реабилитация – это комплекс мер, направленных на адаптацию в обществе и преодоление патологических состояний людей с ограниченными возможностями здоровья.
Задача и абилитации, и реабилитации — помочь инвалидам как можно успешнее социализироваться, устроить и личную и профессиональную жизнь.
Разница между абилитацией и реабилитацией инвалидов
Абилитация и реабилитация – разница между этими понятиями известна не всем инвалидам. Для того чтобы разобраться, что же они собой представляют, необходимо изучить несколько законодательных актов, которые являются базовыми в этом вопросе.
Нормативно-правовой аспект
Законодательно данный вопрос регулируется рядом правоустанавливающих документов:
- ФЗ №181 от 24 ноября 1995 года ст. 9.;
- ФЗ №419 от 1 декабря 2014 года (вступил в силу 1 января 2016 года).
Стоит отметить, что первый документ является основным. В него на основании второго акта был внесен ряд изменений.
Опираясь на данные обоих правоустанавливающих актов можно сделать вывод о понятиях «реабилитация» и «абилитация».
Реабилитация – это процесс, который направлен на частичное или полное восстановление способностей, утраченных человеком.
Абилитация инвалидов – термин, подразумевающий формирование новых умений, ранее не присущих гражданину. Они могут быть использованы для ведения различных видов деятельности.
Для чего нужны эти методы
Благодаря социально-средовой реабилитации или абилитации гражданин может восстановить или приобрести новые способности, которые были утрачены или их не было вовсе. Оба процесса учитывают возможности инвалида на данный момент.
Среди задач реабилитации выделяют:
- ускорение процесса выздоровления;
- сохранение жизни гражданина;
- облегчение состояния инвалида или профилактику появления инвалидности;
- восстановление гражданина в социуме;
- возобновление профессиональных способностей.
Определения «реабилитация» и «абилитация» отличаются не только теоретически, но и практически. Ведь реабилитация инвалидов предусматривает восстановление утраченных навыков, а абилитация часто проводится с детьми, у которых есть предрасположенность к формам инвалидности. Благодаря психолого-педагогической абилитации эти жизненно необходимые способности помогут человеку адаптироваться в социуме в случае наступления инвалидности.
Комплексы для граждан с ограниченными способностями
Законодательно для инвалидов предусмотрены программы реабилитации и абилитации. Это позволяет им рассчитывать на адаптацию в обществе, что укрепляет их жизненную позицию.
Среди программ выделяют такие.
Индивидуальную. Она подразумевает комплекс мер, среди которых цикл методов, позволяющих вернуть утраченные способности тела за определенный срок посредством необходимых видов помощи инвалиду, оказываемой в требуемом объеме. Среди методов используют медицинские, социальные, профильные, психолого-педагогические. Они отражаются в ряде действий восстановительного, оздоровительного, самореализационного и профессионального характера.
Комплексную. Для ответа на вопрос: что такое реабилитация инвалидов комплексного типа, необходимо учесть, что при этом процессе участвует множество специалистов, которые стремятся восстановить утраченные навыки инвалида. Среди направлений этого вида реабилитации отмечают:
- просветительское – методы, используемые для работы с обществом по изменению отношения к инвалиду, а также при контакте с инвалидом – для его социальной адаптации в обществе;
- досуговое – методы, используемые для удовлетворения потребностей духовного и физического типов;
- коррекционное – способы, которые позволяют устранить или скорректировать недостатки, ограничивающие полноценную жизнь инвалида;
- образовательное – желание на познавательную, общественную и трудовую деятельность гражданина с ограниченными способностями;
- эстетическое – формируют эмоциональный фон для желания получения знаний при освоении мира.
Медицинскую. Медицинская реабилитация инвалидов представлена комплексом мер, направленных на уменьшение явного ограничения жизненных функций гражданина. Используют общую и специальную реабилитацию. Первая представлена медикаментозными методами, а вторая – помощью узкой направленности (протезирование, оперативное вмешательство и прочее).
Под мед.абилитацией подразумевают протезирование, хирургию реконструктивного типа и ортезирование. Не отменяют также и санаторное оздоровление.
Социальную. Социальная реабилитация инвалидов – это множество способов, которые позволяют подобрать наилучший вариант для жизни в обществе и семье, при этом учитываются возможности и потребности самого гражданина с ограниченными возможностями. Она разделена на два направления: социально-средовую и социально-бытовую. Первое позволяет определить способности инвалида, на основании которых подбирается оптимальный вид деятельности. Второе – направлено на выявление оптимального режима в деятельности общества и семьи. Оба эти направления включают ряд мер. Так, социально-бытовая адаптация состоит из консультаций человека, его обучения и членов семьи, а также смене обстановки на жил.площади инвалида на удобные для его самообслуживания. Среди мер социально-средовой ориентации выделяют умение общаться, оказание поддержки при возникновении личных сложностей, моральная поддержка семьи инвалида.
Программы восстановления у детей
Для того чтобы сформировать или создать новые способности у детей, используются различные методы:
- Медицинский (физиотерапия, массаж, спортивные мероприятия).
- Бытовой (трудотерапия, обучение, консультации).
- Психологический (коррекция, диагностика, обучение самостоятельному обслуживанию).
- Педагогический ( получение новых знаний).
- Социальный (посещение концертов, выставок, кинотеатров, театров и прочего).
Реабилитация детей-инвалидов – это комплексный подход с использованием данных методов, так как это позволит вернуть ребенка к жизни обычного здорового человека.
Финансирование
Средства для всех реабилитационных и абилитационных программ выделяются из федерального, регионального и прочих бюджетных фондов.
Так, медицинская сфера финансируется за счет средств гос.бюджета и фондов мед.страхования. Использование технических средств возможно благодаря региональным средствам. Обеспечение трудовыми местами – привилегия компаний. Индивидуальные программы финансируются за счет личных средств инвалида или других физ.лиц. При этом возможно дальнейшее получение компенсации.
Чем отличается абилитации от реабилитации
Программа реабилитации инвалида предусматривает непрерывные поэтапные занятия, которые начинаются сразу после возникновения болезни или получения травмы.
Абилитация детей с ограниченными возможностями здоровья включает в себя лечение и коррекцию физических и когнитивных расстройств. Важной её задачей является обучение достижению целей иными путями, если обычные естественные пути закрыты. Кроме того абилитация инвалидов подразумевает адаптацию окружающей среды для восполнения отсутствующих функций.
В процессе абилитации одномоментно воздействуют в разных направлениях для того, чтобы развить все имеющиеся у ребенка задатки, максимально использовать его потенциальные возможности и предоставить ребенку возможность жить жизнью, максимально приближенной к той, какую он мог бы вести, если бы не имел ограничений по состоянию здоровья.
Комплексное лечебное, педагогическое, логопедическое воздействие необходимо начинать как можно раньше, желательно на первом году жизни. Чем позже дети с ДЦП и выраженными задержками развития речи начинают получать необходимую поддержку, тем меньше может оказаться эффект от абилитации. При этом достичь выраженных положительных результатов гораздо труднее, чем при ранней абилитации.
Статьей 9 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» реабилитация инвалидов определяется как «система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности». В этой же статье абилитацией инвалидов называется «система и процесс формирования отсутствовавших у инвалидов способностей к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности». Задачу реабилитации и абилитации закон обозначает как «устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности инвалидов в целях их социальной адаптации, включая достижение ими материальной независимости и интеграцию в общество».
Таким образом, абилитация и реабилитация преследуют достижение одной и той же цели
Основные направления деятельности при реабилитации и абилитации инвалидов не отличаются. К ним относятся: лечебные и реконструктивные медицинские мероприятия, оздоровление на курортах и в санаториях, обеспечение профессиональной самостоятельности инвалидов, приобретение ими образования и профессии, которые смогут обеспечить материальную независимость, интеграция инвалидов в социальную среду, мероприятия по поддержанию ими здорового образа жизни с помощью занятий физкультурой и спортом.
Закрепление понятия абилитации инвалида на законодательном уровне имеет большое значение, так как понятие реабилитации, закрепленное законодательно гораздо раньше, более применимо к человеку с сохраненным интеллектом, с образованием и профессией, чья инвалидность вызвана травмой. А между тем, значительная часть инвалидов, в том числе – детей – имеют нарушения интеллекта и нуждаются именно в абилитации, в обучении с нуля, «с чистого листа».
Законодательное закрепление понятия абилитации инвалида сопровождается появлением индивидуальной программы абилитации (ИПА). Закон дает возможность включать в такие программы меры по психологической, педагогической и социальной адаптации. Законом предусматривается также бюджетное финансирование на указанные цели.
Абилитация и реабилитация детей-инвалидов в медицинском центре «Первый шаг» проводится большим коллективом профессионалов в области медицины, реабилитологии, психологии, педагогики. Мы используем самые современные методы лечения, восстановления и обучения, лучший опыт европейской медицины и тысячелетние традиции китайской медицины.
Двигательная реабилитация и абилитация детей и взрослых, лечение различными не инвазивными методами, занятия с логопедом и дефектологом позволяют нашим пациентам сделать первый шаг в самостоятельную жизнь, к тому, чтобы стать полноправным членом общества, материально независимым состоявшимся человеком.
Статья 9. Понятие реабилитации и абилитации инвалидов
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 1 декабря 2014 г. N 419-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2015 г. N 394-ФЗ) в статью 9 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2019 г.
Статья 9. Понятие реабилитации и абилитации инвалидов
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 9 настоящего Федерального закона
Реабилитация инвалидов — система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности. Абилитация инвалидов — система и процесс формирования отсутствовавших у инвалидов способностей к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности. Реабилитация и абилитация инвалидов направлены на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности инвалидов в целях их социальной адаптации, включая достижение ими материальной независимости и интеграцию в общество.
Основные направления реабилитации и абилитации инвалидов включают в себя:
медицинскую реабилитацию, реконструктивную хирургию, протезирование и ортезирование, санаторно-курортное лечение;
профессиональную ориентацию, общее и профессиональное образование, профессиональное обучение, содействие в трудоустройстве (в том числе на специальных рабочих местах), производственную адаптацию;
социально-средовую, социально-педагогическую, социально-психологическую и социокультурную реабилитацию, социально-бытовую адаптацию;
ГАРАНТ:
См. Модельную программу социокультурной реабилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, утверженную приказом Минкультуры России от 30 декабря 2016 г. N 3019
См. приказ Минздрава РФ от 25 ноября 2003 г. N 567 «О совершенствовании медико-социальной и психологической реабилитации детей-инвалидов и инвалидов с детства»
физкультурно-оздоровительные мероприятия, спорт.
Реализация основных направлений реабилитации, абилитации инвалидов предусматривает использование инвалидами технических средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной, транспортной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации, а также обеспечение инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации, абилитации инвалидов.
Часть 4 утратила силу с 18 июля 2019 г. — Федеральный закон от 18 июля 2019 г. N 184-ФЗ
Чем Отличается Реабилитация От Абилитации
Отличительные особенности в проведении мероприятий реабилитации и абилитации
- Социально–средовая ориентация представляет комплекс мер, которые помогают выявлению наиболее развитых умений инвалида, и на основе этих умений подбирается наиболее осуществимая семейная и общественная деятельность;
- Социально-бытовая абилитация представляет собой комплекс мер, с помощью которых выбирается наиболее оптимальный режим общественной деятельности и семейной жизни.
- Восстановительные (реконструктивная медицинская помощь, протезирование, ортезирование);
- Профессиональные (оказание помощи при устройстве на работу, меры адаптации на новом рабочем месте);
- Физкультурно-оздоровительные (привлечение к культурно-массовым мероприятиям, участие в соревнованиях);
- Социальные (предоставление возможностей к самореализации, оказание помощи в процессе поступления в высшие учебные заведения, налаживание социальных контактов).
Абилитация и реабилитация: в чем разница
Отсюда получается, что этот процесс наиболее актуален в отношении детей с ограниченными возможностями здоровья. Хотя применяется и к другим людям, моральное здоровье которых подорвано (к примеру, осужденным). Абилитация означает не только стремление лечить или модифицировать физические или умственные расстройства, это означает также обучение ребенка достигать функциональных целей альтернативными путями, если привычные пути блокированы, и адаптировать окружающую среду для компенсации отсутствующих функций.
Все приведенные компоненты составляют идеальную модель реабилитационного процесса. Она является универсальной и может применяться при стратегическом планировании любого центра или учреждения реабилитации человека с инвалидностью, который имеет целью предоставление наиболее полного комплекса реабилитационных услуг.
Чем Отличается Реабилитация От Абилитации
Абилитация инвалидов – что это и чем она отличается от реабилитационных мероприятий? Сначала надо определить, что предполагает реабилитация, восстановление интеллектуальной, умственной, социальной, психической деятельности. Это не только их возвращение, но и поддержка, возвращение нормальной жизнедеятельности. Из международного определения следует, что это целый комплекс, включающий в себя следующие составляющие:
Принятая новая программа позволяет существенно улучшить механизм распределения помощи и определения ее объема, облегчить восстановление нормальной жизнедеятельности инвалидам, нуждающимся в помощи, успешной социализации, устройстве профессиональной и личной жизни.
В чем разница между абилитацией и реабилитацией
При абилитации происходит формирование способностей больного человека, а в процессе реабилитационных мероприятий происходит восстановление функций организма и его систем. Вот чем отличается абилитация от реабилитации и в этом существует главная разница между двумя медицинскими понятиями.
- Медицинская ориентация на восстановление функций — массажи, ЛФК, применение лечения в санаторных условиях;
- Бытовая ориентация — научить ребёнка обслуживать себя на бытовом уровне;
- Психологическая адаптация — работа с психологами и занятия на обучение поведения в социуме и возможность самому ребенку наладить общение в обществе;
- Социокультурная ориентация — это эстетическое развитие детей-инвалидов. Разрабатываются культурные программы с посещением музеев, концертов, а также развлекательных и развивающих детских центров.
Что такое абилитация и реабилитация инвалидов
- социальные мероприятия предполагают возвращение инвалида в социум, где он становится полноправным членом, а не изгоем;
- педагогические действия необходимы, чтобы человек смог вернуться к оптимальному образу жизни;
- психические меры обеспечивают восстановление всех утерянных личностных особенностей человека;
- медицинские действия предполагают восстановление самого организма, чтобы человек смог нормально управлять собственным телом.
Новая система, которая позволяет определять инвалидность, обладает еще одной хорошей чертой, которая заключается в том, что сразу можно решить, какая индивидуальная помощь может быть оказана человеку. Если ему нужны умения и способности, которые вовсе у него отсутствовали, то ему назначается абилитация. В случае, если нужно восстановить утраченные навыки, то проводится реабилитация.
Абилитация — это
Таким образом, абилитация и реабилитация имеют много общего и направлены на оказание помощи в приобретении пациентами каких-то умений и способностей, которые в дальнейшем позволят им стать полноценными членами социальной среды, учиться, трудиться и обслуживать себя.
По мере того как будут разрабатываться индивидуальные программы восстановительных мер, выписки из этих документов бюро МСЭ будет распространять в госучреждениях, имеющих право оказывать такие услуги. Непосредственные исполнители, проводящие абилитацию пациентов, должны будут представлять отчеты в бюро МСЭ.
Чем Отличается Реабилитация От Абилитации
Основные направления деятельности при реабилитации и абилитации инвалидов не отличаются. К ним относятся: лечебные и реконструктивные медицинские мероприятия, оздоровление на курортах и в санаториях, обеспечение профессиональной самостоятельности инвалидов, приобретение ими образования и профессии, которые смогут обеспечить материальную независимость, интеграция инвалидов в социальную среду, мероприятия по поддержанию ими здорового образа жизни с помощью занятий физкультурой и спортом.
Комплексное лечебное, педагогическое, логопедическое воздействие необходимо начинать как можно раньше, желательно на первом году жизни. Чем позже дети с ДЦП и выраженными задержками развития речи начинают получать необходимую поддержку, тем меньше может оказаться эффект от абилитации. При этом достичь выраженных положительных результатов гораздо труднее, чем при ранней абилитации.
Адаптация, коррекция, компенсация, реабилитация, абилитация как категории специальной психологии
В.И. Лубовский. Обычно в процесс компенсации вовлекается весь организм — поскольку при нарушении функционирования какой-либо системы (первичные нарушения) возникают нарушения других, связанных с ней функций (вторичные нарушения). Возникает ряд изменений в организме, которые связаны с вторичными дефектами (дефекты третьего порядка).
Второй — психологический уровень компенсации — сложен по своему содержанию. Он включает в себя работу защитных механизмов, т.е. неосознаваемых процессов, обеспечивающих снижение тревоги и внутреннего напряжения в стрессовых ситуациях. На этом уровне разворачивается действие сознательных действий усилий личности, направленных на поддержание позитивной самооценки в угрожающих для нее ситуациях.
Реабилитация и абилитация: в чем разница
Абилитация — это процесс, цель которого помочь приобрести или развить еще несформированные функции и навыки, в отличие от реабилитации, которая предлагает восстановление утраченных функций в результате травмы или заболевания. Абилитация и реабилитация — это комплекс мер, направленных на адаптацию в обществе и преодоление патологических состояний людей с ограниченными возможностями здоровья. Задача и абилитации, и реабилитации — помочь инвалидам как можно успешнее социализироваться, устроить и личную и профессиональную жизнь По вопросу коррекции ИПРА, с целью получения дополнительных технических средств реабилитации, необходимо подойти к лечащему врачу, взять направление на МСЭ, собрать полный пакет документов и предоставить в Бюро МСЭ. Что касается трудовой деятельности инвалидов при наличии различных групп, то законодательство не содержит официальных понятий «рабочая группа» и «нерабочая группа». Любой инвалид имеет право работать, какая бы группа ни была ему назначена.
В ходе мероприятия поступило много различных вопросов. Людей интересовали, в чем разница между реабилитацией и абилитацией, как внести в индивидуальную программу реабилитации и абилитации (далее ИПРА) коррекции с целью получения дополнительных средств реабилитации, а также ряд вопросов по трудоустройству и профориентации инвалидов.
Реабилитация и абилитация инвалидов в 2020 году
- Социальная — помогает инвалиду стать полноценным членом социума, влиться в трудовой коллектив, заняться каким-либо видом спорта, найти новый круг общения.
- Педагогическая — возвращает человека к его нормальной деятельности путем самоопределения и поиска доступной и интересной профессии, а также помогает научиться обходиться в быту теми физическими возможностями, которые есть.
- Психическая — помогает вернуть в общество полноценную личность, избавиться от депрессии и замкнутости.
- Медицинская — направлена на восстановление биологических функций, без которых нормальная жизнедеятельность невозможна.
Определение абилитации инвалидов дано в ФЗ № 419 от 01.12.2014 г., вступившем в силу с 01.01.2020 г. В нем изложены принципы подбора индивидуальных программ социальной, медицинской, психологической адаптации, а также дано разграничение терминов «абилитация» и «реабилитация».
Абилитация и реабилитация
Особенностью проведения указанных программ у детей-инвалидов заключается в их комплексности, поскольку основной целью реализации программ является возвращение здоровья ребенку, а также развитие его функций (психических и физических) до максимального уровня.
Когда будет создана специальная восстановительная программа для определенного инвалида, она отправляется в то медицинское учреждение, которое будет заниматься воплощением всех мер и предоставлением нужных услуг для человека. Данные организации будут отчитываться за абилитацию каждого инвалида перед бюро СМЭ. После эти отчеты отправляются в государственные органы, которые являются ответственными за содействие инвалидам.
Программа реабилитации и абилитации инвалида
В 15-дневный срок с даты поступления заявления уполномоченный орган (Фонд социального страхования или учреждение социальной защиты населения) должен письменно уведомить инвалида о постановке его на учет по обеспечению техническим средством. Вместе с уведомлением инвалиду выдается направление на получение либо изготовление технического средства в отобранные в установленном порядке организации, обеспечивающие техническими средствами. Если инвалиду требуется ехать к месту нахождения организации, в которую выдано направление, и обратно, ему также выдается специальный талон на право бесплатного получения проездных документов для проезда на железнодорожном транспорте и (или) именное направление для бесплатного получения проездных документов на проезд автомобильным, воздушным, водным транспортом транспортных организаций, отобранных в установленном законом порядке.
ИПР разрабатывается сроком на 1 год, 2 года или бессрочно, для ребенка-инвалида — на 1 год, 2 года или до достижения гражданином возраста 18 лет. Сформированная ИПР подписывается руководителем соответствующего бюро медико-социальной экспертизы, инвалидом (либо его законным представителем), заверяется печатью и выдается на руки инвалиду (его законному представителю).
Источники:
http://blagoudm.ru/abilitaciya-i-reabilitaciya-v-chem-raznica/
http://moya-pensiya.com/raznitsa-mezhdu-abilitatsiey-i-reabilitatsiey/
http://1shag.org/article/abilitatsiya-ili-reabilitatsiya-v-chem-raznitsa/
http://base.garant.ru/10164504/493aff9450b0b89b29b367693300b74a/
http://truejurist.ru/posobiya/chem-otlichaetsya-reabilitatsiya-ot-abilitatsii