6 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Бюджетный период понятие и виды

Понятие и выбор бюджетного периода

Подготовка к разработке бюджетов должна начинаться заблаговременно за несколько месяцев до планируемого периода. Большое значение имеет выбор периода бюджетного планирования, или бюджетного периода.

Бюджетный период – это период, на который составляется и в течение которого корректируются бюджеты, осуществляется контроль их исполнения. Правильный выбор бюджетного периода является весьма важным фактором бюджетирования, во многом предопределяет качество бюджетного планирования.

На выбор бюджетного периода влияют многие факторы, в том числе:

— степень стабильности условий хозяйствования (внешней и внутренней среды);

— организационная структура управления;

— масштабы и отраслевые особенности бизнеса;

— выбранная идеология бюджетного управления (тотальное бюджетирование, необходимое бюджетирование, минимальное бюджетирование);

— наличие квалифицированных специалистов финансового профиля;

— особенности технологии и цикла оборота;

— степень достоверности, точности и детализации данных для бюджетирования.

При выборе бюджетного периода следует руководствоваться следующими основными моментами:

(1)форматы бюджетов должны вписываться в принятые формы финансового планирования: стратегическое (перспективное) и тактическое (оперативное) планирование;

(2)следует учитывать взаимосвязь перспективного и оперативного планирования: с одной стороны, текущая деятельность предприятия определяется целями стратегического развития, а с другой – стратегические цели и ориентиры могут измениться, если результаты оперативной деятельности свидетельствуют об изменении первоначальных условий и факторов, на основе которых формировалась первоначальная стратегия.

Бюджетирование стратегических и оперативных задач требует создания довольно сложной системы взаимосвязи бюджетов различных форм. Оперативные бюджеты должны «вытекать» из перспективных и являться их детализированной и уточненной частью. Стратегические бюджеты, со своей сторона, должны быть суммой оперативных бюджетов.

Здесь возникает сложность в «сводимости» показателей более «коротких» бюджетов с показателями более «длинных». Для этого необходимы методические и организационные решения, позволяющие агрегировать и дезагрегировать показатели деятельности предприятия в бюджетах.

(3)наиболее разумным является сочетание различных форм планирования на базе принципов индикативности и директивности.

Директивное планирование, в котором показатели планов, как правило, достаточно детализированы, точны и обязательны к исполнению, применяется по отношению к краткосрочным оперативным документам.

Индикативное планирование устанавливает лишь общие ориентиры, количественно являющиеся достаточно приблизительными, их достижение не является обязательным и неопределенно. Долгосрочное планирование является, в основном, индикативным.

Чем меньше срок планирования, тем в большей степени применяется директивный подход, и наоборот;

(4)не следует впадать в крайности: а) составлять в основном оперативные бюджетные документы для ведения исключительно текущей оперативной работы; б) увлекаться составлением долгосрочных программ и бизнес-планов при отсутствии жесткого краткосрочного планирования.

Негативные моменты первого подхода состоят в следующем:

— из системы целей предприятия выпадают долгосрочные крупномасштабные (инвестиционные, конкурентные) цели, которые необходимы для перспективного капитального развития предприятия;

— конкретная динамика краткосрочных параметров деятельности не может отразить действительных тенденций развития. Эти параметры зачастую определяются действием случайных несущественных факторов, и поэтому могут представлять неверную картину состояния и динамики экономических и финансовых отношений на предприятии;

— ориентирование на улучшение критериев и параметров текущей оперативной деятельности не позволяет принимать решения капитального инвестиционного характера, которые иногда в ущерб краткосрочным показателям, качественно меняют состояние бизнеса, дают «взрывной» производственный и финансовый эффект.

Второй подход связан со следующими отрицательными явлениями: поскольку показатели долгосрочных бюджетов носят ориентировочный, приближенный характер, становится слишком велика неопределенность управленческой деятельности, «размываются» количественные характеристики целей, что приводит к снижению управленческой дисциплины, ответственности менеджеров, и в конечном счете, к снижению эффективности и качества управления.

(5)плановые бюджетные документы следует составлять с разбивкой на подпериоды, определяя их в соответствии с характером деятельности, целями планирования и другими факторами хозяйственной и управленческой деятельности;

(6)наиболее приемлемым в России сегодня является годовое бюджетное планирование. Это объясняется традициями планирования, особенностями составления отчетности (главным образом, бухгалтерской), практикой заключение партнерских договоров, их пролонгации и другими факторами.

Читать еще:  Оборудование для производства эва обуви

Долгосрочное планирование в РФ проблематично из-за социально-политической и нормативно-правовой нестабильности, отсутствия у предприятий планомерной целенаправленной инвестиционной стратегии, перспективной научно-технической политики и т.п.

Годовой бюджет в практике российских предприятий чаще всего делится на директивную и индикативную части, например, по полугодиям. Соответственно, бюджеты на первые 6 месяцев разрабатываются более подробными, имеют высокий уровень детализации, а минимальный бюджетный период (подпериод) может доходить до 5 дней, и в некоторых случаях, до 1 дня.

На второе полугодие планирование является индикативным, и достаточным является его разделение по кварталам.

4.2 Методика «скользящего» бюджетного планирования

Изложенные выше принципы во многом реализуются через технологию так называемого «скользящего» планирования. При реализации методики «скользящего планирования вводится некий (не привязанный к конкретному календарному сроку) минимальный бюджетный период. Рассмотрим метод «скользящего» планирования на примере годового бюджета.

На год и первый, второй, третий и четвертый кварталы разрабатываются укрупненные (индикативные) показатели, отражающие довольно масштабные ориентиры и целевые установки финансово-экономической деятельности предприятия. На первые два месяца показатели бюджетов детализированы, являются точными и директивными для исполнения.

В конце первого месяца бюджет следующего (второго) месяца корректируется и уточняется с учетом анализа уровня достигнутых фактических показателей, и одновременно детализируется и уточняется бюджет третьего месяца. Тем самым, плановая перспектива как бы «скользит» во времени, неизменно покрывая отрезок в два месяца.

Здесь появляется еще одно понятие — шаг бюджетного планирования. В нашем примере – это 1 месяц. Вышеописанную технологию можно представить графически

Бюджетный процесс: понятие, принципы. Бюджетный год и бюджетный период;

Нормы бюджетного процесса предписывают правила, порядок применения норм материального бюджетного права. В них регламентирован весь цикл формирования бюджета от момента его составления до момента утверждения бюджетной отчетности.

Бюджетный процесс — это регламентируемая законодательством Российской Федерации деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности (ст. 6 БК РФ).

Бюджетный процесс представляет собой ряд стадий, последовательно сменяющих друг друга:

— составление проекта бюджета;

— рассмотрение и утверждение проекта бюджета;

— составление, внешняя проверка, рассмотрение и утверждение бюджетной отчетности.

Деятельность государства от начала составления государственного бюджета до утверждения отчета о его исполнении длится около трех лет и этот срок называется бюджетным циклом.

Проект федерального бюджета и проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации составляются и утверждаются сроком на три года — очередной финансовый год и плановый период.

Проекты региональных и местных бюджетов, а также проекты бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов составляются и утверждаются на один годи либо на три года (очередной финансовый год и плановый период.

Сам бюджет действует в течение одного года с 1 января по 31 декабря (финансовый или бюджетный год).

Финансовый (бюджетный) год подразделяется на:

текущий финансовый год — год, в котором осуществляется исполнение бюджета, составление и рассмотрение проекта бюджета на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период);

очередной финансовый год — год, следующий за текущим финансовым годом;

отчетный финансовый год — год, предшествующий текущему финансовому году.

Кроме того, выделяется плановый период, под которым понимаются два финансовых года, следующие за очередным финансовым годом.

Стадии бюджетного процесса следуют строго последовательно, и этот порядок изменению не подлежит. В то же время каждый раз работа с новым бюджетом начинается снова, так как ежегодно изменяется объем национального дохода государства, по-разному перераспределяются государственные средства в зависимости от задач, решаемых государством в данные период.

В основе бюджетного процесса лежат определенные принципы.

Под принципами бюджетного процесса понимаются основополагающие требования, предъявляемые к осуществлению деятельности уполномоченных субъектов, развивающейся в рамках бюджетных отношений процессуального характера и направленной на своевременное и качественное осуществление стадий бюджетного процесса.

Принципы, положенные в основу бюджетного процесса, следует объединить в три группы:

1) общеправовые принципы бюджетного процесса;

2) принципы бюджетного процесса, вытекающие из принципов, свойственных бюджетной системе государства в целом;

3) принципы, отражающие сущность бюджетного процесса как специфической сферы формирования и развития бюджетных правоотношений.

Читать еще:  Выявление фальсифицированных контрафактных товаров

Общеправовые принципы бюджетного процесса представляют собой требования общего характера к деятельности уполномоченных субъектов в рамках бюджетного процесса, правовые границы бюджетных процессуальных правоотношений. Такие требования предъявляются не только к бюджетным процессуальным правоотношениям, но и к правовым отношениям вообще. Указанными требованиями являются, например: законность, подконтрольность, разграничение компетенции органов власти в бюджетном процессе.

На бюджетный процесс как непосредственную сферу формирования и развития бюджетных правоотношений процессуального характера распространяются и принципы бюджетной системы Российской Федерации, предусмотренные ст. 28 Бюджетного кодекса РФ. Бюджетная система является наиболее общим понятием, отражающим сферу возникновения и функционирования любых бюджетных правоотношений. Среди принципов бюджетной системы Российской Федерации, наиболее тесно связанных с деятельностью уполномоченных субъектов в рамках бюджетного процесса, следует отметить: единство бюджетной системы России; самостоятельность бюджетов; сбалансированность бюджета; полноту отражения доходов, расходов бюджетов, источников финансирования бюджетов; результативность и эффективность использования бюджетных средств; общее (совокупное) покрытие расходов бюджетов; прозрачность (открытость); адресность и целевой характер бюджетных средств; подведомственность расходов бюджетов; достоверность бюджета; единство кассы.

К основным принципам бюджетного процесса третьей группы, отражающим его сущность как специфической сферы функционирования бюджетных правоотношений, относятся, на наш взгляд, следующие: принцип периодичности; организационное единство бюджетного процесса; принцип учета специальных бюджетных показателей, установленных бюджетной классификацией Российской Федерации; принцип подчинения определенным срокам.

Следует констатировать, что законодательство Российской Федерации не содержит прямых указаний относительно принципов бюджетного процесса. Приведенные выше требования, предъявляемые к бюджетному процессу, в одних случаях являются нормативно закрепленными принципами, предлагаемыми законодателем под видом, например, «принципов бюджетной системы Российской Федерации» (ст. 28 БК РФ), «принципов предоставления межбюджетных трансфертов» (ст. 7 БК РФ), «принципов назначения бюджетной классификации» (ст. 18 БК РФ), «принципов отражения расходов» (п. 4 ст. 21 БК РФ) и т.д., в других случаях — принципами бюджетного процесса, выделяемыми в качестве таковых в результате логического анализа нормативной базы бюджетного процесса и логического анализа его сущности как бюджетно-правового явления[3].

Бюджетный период. Определение и виды

В государстве бюджетный период составляет финансовый год. Но временной отрезок, на который формируется смета расходов и доходов организации, может быть как меньшим, так и большим. Сроки, на которые устанавливается бюджетный период, имеют большое значение для организации управления компанией. Кроме того, этот временной отрезок в целом обуславливает эффективность процесса бюджетирования.

Выбор бюджетного периода

На различных предприятиях выбор бюджетного периода предопределяется спецификой деятельности компании, отраслью, к которой она принадлежит, организационными особенностями, общей системой управления процессами и другими внутренними и внешними обстоятельствами.

Согласно теории управления, главной целью планирования является создание таких условий деятельности компании, при которых она продолжительное время оставалась бы конкурентоспособной. Это, в свою очередь, позволяет обеспечить прочность и устойчивость организации. Другой основной функцией является получение и последующая обработка информации, что позволяет задать правильные ориентиры для руководящего персонала, менеджеров среднего звена, а также мотивировать их на реализацию установленного плана и достижение поставленных перед компанией целей. Названные факторы обуславливают существование нескольких подходов в процессе выбора бюджетного периода. Каждый из них имеет свои характерные особенности.

Стратегическое планирование

Принципы стратегического планирования деятельности предприятия дают возможность установить задачи компании. В первую очередь это касается цели существования организации. Стратегический бизнес-план предприятия задаёт основное направление в выборе финансирования и производства продукции, повышения уровня продаж и захвата части рынка. Кроме того, в этом документе описывается общий вектор работы организации, который определяет вид деятельности. Другими словами, стратегическое планирование предопределяет предметно-производственную специализацию.

Наряду с этим, такого рода планирование определяет способы достижения поставленных целей. Основанием для такой стратегии являются долгосрочные прогнозы. В их анализе и разработке планирования принимают участие работники планово-экономического отдела, маркетологи, финансисты, специалисты производственной и технической служб. Отличительной особенностью такого плана является низкий уровень детализации. В нём в общем отражены основные параметры рынка и производства. Например, объём рынка по основным категориям товаров и услуг, а не реализация конкретной продукции.

Недостатки долгосрочного бюджетирования

В то же время необходимо отметить, что подготовка лишь долгосрочных программ развития, бизнес-планов и бюджетов, при отсутствии строгого бюджетирования на короткий срок, не создаёт условий для эффективного управления компанией. Такие планы становятся неактуальными, если процесс управления не сопровождается регулярными действиями, направленными на осуществление контроля выполнения поставленных задач.

Читать еще:  Лучшие фотохостинги с оплатой за просмотры

Кроме того, необходимо учитывать, что макроэкономическая ситуация имеет свойство меняться. Особенно это чувствительно в долгосрочной перспективе. В такой ситуации на первое место выходят те факторы, которые не зависят от предприятия и его структурных подразделений. Среднесрочный бюджетный период — это то, что позволяет компании избежать серьезных негативных последствий макроэкономических изменений.

Среднесрочный бюджетный период

Концепция планирования на средний срок охватывает разработку мероприятий, направленных на реализацию стратегии, вырабатывание финансовой политики, создание бизнес-планов, в которых указываются источники для привлечения инвестиций. Кроме того, в них определяются векторы развития средств производства, указываются требования к сотрудникам, материальным и финансовым инструментам.

Формирование подробного плана производства продукции на основе оценки вероятного объёма продаж и в соответствии с производственными мощностями, а также создание смет для структурных подразделений предприятия составляют концепцию краткосрочного планирования.

Краткосрочный бюджетный период

На самом деле, бюджет организации на короткий отрезок времени представляет собой документ, обязательный для исполнения. Другими словами, он является своего рода основным законом для компании. Ответственность за планирование и осуществление бюджетных положений устанавливается организационно-регламентирующими документами. Но как существенные отступления от запланированных показателей, появление дополнительных расходов средств, так и экономия обязательно анализируются и аргументируются. Как правило, краткосрочный бюджетный период составляет 1-3 месяца.

В заключение необходимо подчеркнуть, что наиболее эффективным вариантом является использование нескольких бюджетных периодов одновременно. Кроме того, бюджеты должны быть взаимосвязаны и направлены на реализацию текущих целей и стратегическое развитие предприятия.

34. Бюджетный период. Типы бюджетов по длительности

34. Бюджетный период. Типы бюджетов по длительности

В процессе планирования немаловажную роль (можно сказать, одну из важнейших) играет определение сроков.

Установление периода производится в соответствии со спецификой деятельности, поставленными целями, структурой предприятия, т. е. сроки и принадлежность к тому или иному периоду определяются в зависимости от стратегических целей.

При определении бюджетного периода следует избегать:

1) осуществления плановой деятельности в целях, не связанных с определением стратегии деятельности фирмы. Это связано стем, что бюджетирование основано на главных принципах: планово-аналитическом и контрольно-стимулирующем, в связи с чем при допущении данной ошибки долгосрочные планы ликвидируются из общего бюджетного процесса. Примером может служить ситуация, когда по прошествии бюджетного периода при анализе отклонений фактических показателей от плановых выявляется влияние на финансовый результат занижения цен на продукцию;

2) доминирования долгосрочного планирования над краткосрочным. Известно, что чем долгосрочнее бюджет, тем больше в нем неопределенности.

Наличие лишь долгосрочного или краткосрочного бюджета имеет негативное влияние на процесс планирования, а следовательно, на принятие управленческих решений в перспективе.

Итак, для более результативного планирования необходимо сочетание стратегических и краткосрочных планов, которые разделяются по степени длительности:

1) краткосрочный план, или краткосрочный бюджет, который составляется на период, равный 1-3 месяцам. Наиболее эффективным является квартальный план в связи со сдачей налоговой отчетности раз в квартал. Для данного вида плана характерны:

а) обязательное исполнение (является в некотором смысле законом);

б) отсутствие корректирующих действий (в связи с краткосрочным характером планирования и наименьшим наличием риска появления факторов, влияющих на срыв в исполнении плана);

в) контрольно-стимулирующая функция, задействованная более, чем в других видах планирования (система поощрений за показатели выполнения плана или лишение премий в связи с низкими результатами);

г) детализация показателей на высоком уровне;

2) стратегический (долгосрочный) план:

а) бюджет развития составляется на период свыше одного года и имеет следующие характеристики: обязательное исполнение; возможность осуществления корректирующих действий; контрольно-стимулирующие действия выборочного характера (премии по результатам выполнения плановых показателей выдаются только руководителям структурных подразделений); средняя детализация плановых показателей;

б) скользящий бюджет – это годовой бюджет особого рода. Его сущность заключается в том, что по истечении бюджетного периода (скажем, первого квартала) к нему добавляется первый квартал следующего года, что позволяет осуществить непрерывность планирования.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Источники:

http://studopedia.ru/14_42824_ponyatie-i-vibor-byudzhetnogo-perioda.html
http://studopedia.su/10_159249_byudzhetniy-protsess-ponyatie-printsipi-byudzhetniy-god-i-byudzhetniy-period.html
http://businessman.ru/byudjetnyiy-period-opredelenie-i-vidyi.html
http://info.wikireading.ru/290072

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector