215 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Бюджетное устройство канады

Бюджетное устройство и бюджетная система зарубежных стран.

Бюджетное устройство представляет собой организационные принципы построения бюджетной системы, ее структуру, взаимосвязь объединяемых в ней бюджетов.

Бюджетная система — это совокупность всех бюджетов, действующих на территории страны.

Бюджетное устройство определяется государственным устройством. В унитарных (единых) государствах бюджетная система включает два звена: государственный бюджет и многочисленные местные бюджеты. В федеративных государствах бюджетная система состоит из трех звеньев: государственный бюджет (федеральный бюджет или бюджет центрального правительства), бюджеты членов федерации (штатов — в США, земель (ландов) — в ФРГ, провинций — в Канаде) и местные бюджеты.

Как уже отмечалось, в унитарных государствах местные бюджеты своими доходами и расходами не входят в государственный бюджет, в федеративных государствах — не включаются в бюджеты членов федерации, доходы и расходы которых не входят в федеральный бюджет.

На первых этапах развития -буржуазного государства бюджетная система ряда стран характеризовалась зависимостью государственного бюджета от местных финансов. Например, правительство США до принятия конституции 1787 г. не имело собственных источников доходов и покрывало свои расходы за счет взносов отдельных штатов. С усилением центральной власти значение государственного бюджета стало возрастать. После Второй мировой войны процесс централизации бюджетной системы как в федеративных, так и в унитарных государствах резко усилился, что повлекло за собой значительное увеличение объема государственного бюджета и изменение соотношения между отдельными звеньями бюджетной системы.

Политика централизации ресурсов. Сосредоточение в государственном бюджете крупных денежных средств — необходимое условие осуществления эффективной финансовой политики государства. Это позволяет правительству производить огромные расходы на милитаризацию, содержание государственного аппарата управления, выплачивать проценты по государственным займам и погашать государственный долг, а также осуществлять возросшие социальные расходы. Централизация ресурсов дает возможность осуществлять маневрирование средствами, направлять их на приоритетные цели, на финансирование приоритетных направлений экономической и социальной инфраструктуры и стимулирует экономический рост.

В результате опережающих темпов роста доходов федерального бюджета США, государственного бюджета Великобритании и других развитых стран по сравнению с темпами роста доходов местных бюджетов существенно возрос удельный вес государственного бюджета в общем объеме ресурсов бюджетной системы.

В государственный бюджет направляются крупнейшие доходы: подоходный налог с населения, налог на прибыль корпораций, акцизы, налог на добавленную стоимость1, таможенные пошлины, а также доходы от государственных займов, выпускаемых центральным правительством. По расходам, напротив, наблюдается другая тенденция— увеличение удельного веса в общей сумме расходов бюджетной системы местных бюджетов, на которые правительство перекладывает значительную часть затрат на развитие экономической и социальной инфраструктуры, а также часть расходов на воспроизводство квалифицированной рабочей силы.

Местные бюджеты, как и бюджет центрального правительства, используются для вмешательства в процесс воспроизводства. Местные самоуправления выполняют те функции государства, которые целесообразнее осуществлять на местах, а не из центра.

Система местных бюджетов также определяется государственным устройством (федеративное или унитарное государство) и соответствующим административным делением. В 1960— 1970 гг. во всех западных странах произошел процесс укрупнения местных административных единиц и, следовательно, усиления централизации местных финансов. Так, в Великобритании в 1973—1975 гг. была проведена реформа местных органов власти, в результате которой введена двухзвенная система управления местными органами (деление на графства и округа); были упразднены мелкие административные единицы (сельские округа и приходы). В результате территория Англии и Уэльса (центральная часть, где проживает 87% населения страны) стала подразделяться на 53 графства, включающих 369 округов (до реформы 1400). Это вызвало сокращение числа местных бюджетов и увеличение их объема. Финансовые взаимоотношения центральных и местных органов стали более тесными, усилились регулирующая роль местных финансов и их воздействие на процесс воспроизводства и сферу социальных отношений.

Доходы местных бюджетов формируются, как правило, из второстепенных, в основном поимущественных налогов. В эти бюджеты поступают также отдельные акцизы и сборы. Помимо налогов местные органы власти получают доходы от муниципальной собственности в виде ренты от домов, доходы от водоснабжения, других коммунальных услуг, а также различные административные сборы и местные налоговые лицензии.

Доходы бюджетов членов федерации также формируются в основном за счет налогов.

В США в бюджетах штатов преобладают косвенные налоги, наиболее важные из которых — налог на продажи и валовую выручку. В бюджетах земель ФРГ главное место принадлежит прямым налогам. Среди них выделяются подоходный налог, налог на прибыль корпораций, на имущество, налог с наследства. Члены федерации прибегают также к выпуску займов, что влечет за собой увеличение их задолженности. Со второй половины 60-х годов наблюдается быстрый рост расходов местных бюджетов. Особенно высокими темпами увеличиваются бюджеты городов, удельный вес которых в общей сумме муниципальных расходов составляет от 40 до 60%.

При ограниченности собственных доходов рост расходов местных бюджетов вызывает их постоянный дефицит; самые крупные дефициты — у бюджетов городов. В связи с этим от 20 до 50% расходов местных бюджетов покрываются субсидиями и кредитами из государственного бюджета, что усиливает зависимость местных органов власти от центрального правительства.

Взаимоотношения отдельных звеньев бюджетной системы в различных странах имеют свои особенности. Например, в Великобритании местные органы власти получают на финансирование текущих расходов /значительные средства из Консолидированного фонда в форме дотаций и целевых субсидий и из Национального фонда займов — кредиты на финансирование капитальных затрат. Кредиты имеют долгосрочный характер и предоставляются из рыночного процента и в строго лимитированных размерах. В Японии связь государственного бюджета с местными осуществляется только по линии выдачи субсидий. Кроме того, государство перепоручает местным властям часть расходов строго целевого назначения (например, строительство портов, ликвидацию последствий стихийных бедствий, постройку гидроэлектростанций и др.). Во Франции местные власти получают из государственного бюджета средства в виде субсидий и дотаций. В США в основном имеет место одностороннее движение средств из вышестоящего бюджетного звена в нижестоящее. Из федерального бюджета средства поступают в бюджеты штатов и местные бюджеты главным образом в виде дотаций и целевых субвенций.

Одной из форм финансовых связей между центральным правительством и местными органами власти в США — блоки и программы разделения доходов, получившие развитие в первой половине 70-х гг.

Блоки — это федеральные субсидии, предоставляемые штатам и местным органам власти с широким кругом функций для использования в определенной законом области (здравоохранение, обеспечение занятости, жилищное строительство и др.). В отличие от субвенций в пределах одной из указанных сфер получатели блоков имеют право расходовать их самостоятельно.

Программа разделения доходов определила принцип разделения полномочий между центральным правительством и’властями штатов в сфере финансов, основанный на главенстве федерации. Финансовые права федерации были усилены. В ФРГ федеральный бюджет непосредственно связан с бюджетами земель, которым средства перечисляются в форме дотаций и субвенций. Последние передают соответствующие суммы общинам. Особенность формирования ресурсов бюджетной системы ФРГ состоит в том, что поступления от подоходного налога делятся между федеральным бюджетом, бюджетами земель и общин, а от налогов на корпорации — между федеральным бюджетом и бюджетами земель в размере 50% каждому бюджету

Обзор бюджетных систем федеративных стран

Приводится обзор бюджетных систем стран с федеративным государственным устройством. Из федеративных государств в настоящем разделе рассмотрены Канада, ФРГ, США и РФ. Применительно к каждому государству рассматриваются следующие аспекты построения бюджетной системы и осуществления межбюджетных отношений: административное устройство и уровни бюджетной системы, распределение доходной базы и расходных полномочий между уровнями бюджетной системы, механизмы межбюджетного перераспределения финансовых ресурсов и вопросы привлечения заемных средств различными уровнями бюджетной системы.

Канада

Канада является государством с федеративным устройством. В настоящее время Канада состоит из 12 субъектов федерации: 10 провинций и 2 территорий. Также в Канаде насчитывается около 5000 муниципальных образований, включая города, села, графства и районы специального обслуживания. Федеральному правительству принадлежат полномочия по регулированию вопросов войны и мира, обороны, правопорядка, национального государственного долга и государственной собственности, денежно-кредитной и банковской системы, торговых и коммерческих отношений. Также в компетенцию федеральных органов власти входят вопросы налогообложения на любом уровне государственной власти.

Читать еще:  Баланс торговый

Бюджетная система Канады соответствует федеративной системе органов государственной власти — правительство каждого уровня имеет свой собственный бюджет. Доходная база федерального бюджета состоит из поступлений федеральных налогов, сборов и прочих платежей, а в доходы бюджетов провинций зачисляются налоговые платежи и межбюджетные трансферты, полученные от федерального бюджета.

Начиная с 1962 года, в Канаде действуют соглашения о сборе налогов, которые были заключены со всеми субъектами федерации за исключением Квебека. Согласно этим соглашениям, каждая провинция получила право на долю от поступлений федерального налога на ее территории, единую для всех провинций. Также провинции имеют право повысить ставку федерального налога на своей территории с тем, чтобы перечислить дополнительные налоговые поступления в доходы своих бюджетов. Указанный порядок относится к подоходному налогу с физических лиц и корпораций, налогу на товары и услуги (аналогу налога на добавленную стоимость). В доходы бюджетов провинций зачисляются налоги на природные ресурсы и налог на имущество.

Расходные полномочия органов власти различного уровня также закреплены в конституции. Так, федеральное правительство обязано финансировать: оборону, международные отношения, промышленную политику и научные исследования. Бюджеты провинций обязаны финансировать государственное образование, здравоохранение и муниципальные службы. Оба уровня бюджетной системы несут расходные обязательства в областях совместных интересов: таких как, например, сельское и лесное хозяйство. Также федеральное правительство несет расходы в области социального обеспечения.

Финансовая помощь бюджетам провинций из федерального бюджета выделяется в виде целевых и нецелевых трансфертов. При этом до 1997 года существовало три программы, в рамках которых осуществлялась федеральная финансовая помощь бюджетам нижестоящего уровня: нецелевые трансферты для выравнивания бюджетных доходов, трансферты в рамках финансирования утвержденных программ и финансовая помощь в рамках плана финансовой поддержки. Нецелевые трансферты выделяются бюджетам провинций для выравнивания их доходов. Принцип бюджетного выравнивания закреплен в Конституции. Целевой трансферт для финансирования утвержденных программ выделялся бюджетам провинций с целью расходования полученных средств на здравоохранение и среднее образование. Финансовая помощь выделяется на содержание детских домов, домов инвалидов, прочих учреждений социальной и медицинской помощи, а также напрямую инвалидам, престарелым и безработным.

В Канаде существует несколько источников заемных средств для финансирования дефицита бюджета. Для федеральных органов власти — это внутренний и внешний рынки долговых бумаг, а также кредиты, полученные от Канадской пенсионной программы.

Региональные нормативные акты требуют от муниципальных органов власти, чтобы их бюджеты, в отличие от бюджетов вышестоящих уровней, были сбалансированы по текущим расходам. Таким образом, местные органы власти имеют право привлекать заемные средства только для финансирования дефицита по капитальным расходам.

Бюджетная система Канады: структура. Экономика Канады

Это федеративное государство включает в себя тринадцать субъектов — десять провинций и три территории, и бюджетная система Канады может рассматриваться в двух направлениях , поскольку и субъекты федерации явно подразделяются на два типа. Такому делению есть объяснения. Во-первых, это состав коренных народов. Население Канады образовывают явные обширные группы, компактно проживающие на отдельных территориях. Во-вторых, структура субъектов федерации достаточно мобильна. Бюджетная система Канады охватывает пять тысяч местных муниципальных образований. Это графства, сельские поселения и города (муниципалитеты). Нужно отметить, что более децентрализованной федерации в мире нет.

Финансы

В этой стране отношения между обществом и государством очень хорошо сбалансированы, при этом региональные образования имеют высочайший уровень автономии. Нельзя говорить об абсолютном равенстве. Создаётся впечатление, что федерация любит некоторые провинции более, чем другие (особенно франкоязычный Квебек). В Канаде два государственных языка — английский и французский, о причинах такого явления будет сказано ниже.

Бюджетная система Канады и всё построение финансовых отношений характеризуется более всего тем, что роль регионов в ведении дел необычайно высока. Субъекты федерации пользуются увеличенной долей в ВВП (с учётом местного звена) сравнительно с тем, что имеет федерация, а также снижается общая доля в расходах государства в ВВП. Консолидированный бюджет (свод его на всех уровнях) повышает долю местного и субфедерального уровня.

Центр и регионы

Разделением полномочий между регионами и федерацией канадцы обязаны своей Конституции. В этом документе значится, что самые широкие полномочия по расходам предоставляются администрациям провинций. Бюджетная система Канады предусматривает распределение на местах расходов и на здравоохранение, и на образование, и на общественные услуги, на судебные органы и муниципальные организации, а также на многие другие нужды местных властей и провинций.

Однако Конституцией не определяется, как именно нужно пользоваться всеми этими полномочиями, а потому в каждой провинции разрабатываются свои собственные законы. ВВП страны превысил в 2016 году триллион долларов (в переводе на доллары США — 701 миллиард). Экономика Канады отличается высоким ростом всех показателей по сравнению с другими странами, считающимися развитыми.

Структура ВВП

Структура ВВП Канады говорит об очень высоком уровне развития экономики страны. Сельское хозяйство занимает всего три процента, а доля промышленности составляет тридцать один процент ВВП. Значительно более шестидесяти процентов уходят в отрасли сферы нематериальной. С 1993 года инфляция в Канаде ни разу не превышала двух процентов. Следует отметить, что экономика Канады всегда была открытой: экспорт составляет сорок пять процентов, а в сумме импорт и экспорт уже к двухтысячному году выросли до восьмидесяти пяти процентов ВВП. По большей части это является итогом договора НАФТА. В результате население Канады, Мексики и США, ресурсы, товары, услуги, капитал федерации свободно перемещаются на всех территориях этих стран.

В Большой семёрке самой низкой стоимостью жизни может похвастаться именно Канада. Здесь даётся возможность использования очень многих бесплатных или государственно субсидируемых услуг, в том числе в сфере образования и здравоохранения. Уровень цен и курс валюты страны стабилизированы, поскольку финансовая система Канады работает, как часы. Правительство ликвидировало имевшийся бюджетный дефицит, и это в целом повлияло на все макроэкономические показатели. Чтобы понять, как и за счёт чего работает эта система, нужно учитывать сложившиеся исторические особенности, коих длинный ряд, и все они коренным образом повлияли на основы бюджетной системы.

История

Вплоть до 1763 года эти территории были французской колонией, и страна управлялась губернатором-французом. А до этого полыхала Семилетняя война, в результате которой Канада отошла Великобритании, а потому и губернатором стал уже английский генерал. Однако официально как государство Канада родилась только в 1867 году, когда подписали Конфедеративный договор, принятый в английском парламенте. Процесс формирования государства был долгим — провинции вступали в Канаду вплоть до 1949 года, даже в 90-х годах двадцатого века ещё образовывались новые территории (например, Нунавут — в 1999 году). Генерал-губернатор — английский, а потому он являлся представителем королевы Великобритании (она до сих пор, кстати, глава государства Канада), и местный парламент не мог контролировать бюджет и бюджетную систему, чтобы принимать решения о расходах и доходах без соответствующего послания губернатора, в котором содержались его рекомендации.

Естественно, на федеральном уровне занимаются самыми важными источниками государственных доходов. Именно так сформирована структура бюджетной системы любой страны, и Канада здесь не исключение. Ранее у провинций были весьма ограниченные федеральными дотациями бюджеты, но постепенно передача полномочий всё-таки происходила, и субъекты федерации год от года всё более становились самостоятельными в образовании своих прибылей и трат. До Второй мировой войны правительство оказывало достаточно большое влияние на все уровни бюджетной системы страны. И после её окончания государство участвовало в развитии собственной экономики ещё, пожалуй, больше и активнее.

Реформы

Все основополагающие реформы были проведены в девяностые годы двадцатого века, и область государственного регулирования в канадской экономике значительно сузилась, особо это коснулось сферы финансов. Приватизация была более чем масштабной: все отрасли промышленности Канады, все крупные предприятия — обрабатывающая, нефтегазовая промышленность, железнодорожный и воздушный транспорт, связь — были проданы частным инвесторам. Субсидии резко сократились, по большей части они вообще были отменены. В сильно урезанном количестве они сохранились только в сельском хозяйстве. Весь транспорт без исключения субсидий лишился. Территории и провинции получали трансферты в существенно сокращённом виде. Задача правительства второй половины девяностых годов была единственная — оздоровить экономику.

Для этой цели государственные расходы были кардинально сокращены при сохранившихся ставках налогов. Теперь бюджетно-налоговая политика Канады приняла совершенно другой вид. Централизованные финансы включили в себя формируемый и исполняемый правительством федеральный бюджет, бюджеты территорий и провинций, местные бюджеты. Кроме того, у правительства остались внебюджетные фонды, а также муниципальный и государственный кредиты. А финансы организаций и предприятий остались децентрализованными. Таким же образом разделились и полномочия. Федеральное правительство занимается вопросами военной стратегии и обороны, регулирует правопорядок, управляет государственным долгом и государственной собственностью. Также оно формирует банковскую и денежно-кредитную систему, выстраивает коммерческие и торговые отношения. Состоит федеральный бюджет в основном из постоянно поступающих налогов, а это девяносто процентов всех поступлений.

Читать еще:  Формы социальный контроль

Налоги

Налоговая система Канады имеет много ступеней, налогообложение основывается на соглашениях между территориями и центром относительно раздела полномочий. Прежде всего это касается личного подоходного налога и налогов на доходы корпораций. Два законодательных акта — относительно доходов и относительно расходов государства — касаются федеральн ого бюджет а . Из бюджетов местного и субфедерального уровней финансируются здравоохранение, образование, правопорядок и объекты инфраструктуры. Существуют в Канаде и внебюджетные фонды, которые имеют либо социальное назначение, либо экономическое или научно-исследовательское. Фонды социального назначения есть и у государства, это прежде всего госфонды пенсий по возрасту и страхования занятости. Платят в эти фонды все — и работодатели, и сами работники.

Пенсионное страхование имеет паритетные ставки, чем сильно отличается от страхования по занятости. Медицинское страхование обязательно, и в провинциях эти начисления на заработную плату появились ранее всех остальных. Кстати, федеральное правительство в медицинских программах не участвовало до 1948 года совсем. Действующее законодательство разрешает осуществлять заимствования на всех уровнях власти. Преимущественно сделки осуществляются на рынке ценных бумаг. Однако объём заимствований законодательно установлен с самоограничениями в каждой провинции Канады. Размер обычно соответствует состоянию экономики и финансов, а также социальным обязательствам. Источником займов для региональной власти бывают долговые ценные бумаги, которые размещаются на внутреннем рынке, а также кредиты, выданные по Канадской пенсионной программе. Объёмы кредитов для властей на местах устанавливает обычно правительство провинции.

Природные ресурсы

Право провинций на введение налогов с розничных продаж было получено в результате решения Верховного суда. Население Канады буквально отвоёвывало свои права в регионах. Также было очень важно для выстраивания налоговой системы в Канаде решить вопрос собственности природных ресурсов для возможного их налогообложения.

Теперь по Конституции все природные ресурсы принадлежат юрисдикции провинций целиком и полностью, а потому только местная власть получила исключительное право облагать их налогами. Значит, федеральные власти не могут ввести налог на добычу полезных ископаемых, которые находятся на территории провинции. Поэтому теперь в распоряжении федералов только те богатства недр, которые расположены на федеральных территориях и на континентальном шельфе.

Этапы развития экономики

Индустриализация в Канаде после Второй мировой войны прошла очень быстро. Экономика страны двадцать лет буквально процветала, но слишком быстрый рост её вызвал нехватку квалифицированных рабочих. Именно поэтому в шестидесятых годах прошлого века иммигранты всевозможных национальностей хлынули в страну. Затем в провинции Альберта обнаружились крупнейшие залежи нефти. Это обусловило резкий экономический скачок на данных территориях. И теперь Эдмонтон и Калгари — важнейшие финансовые, промышленные и железнодорожные центры, а сама провинция экономически растёт значительно быстрее остальной страны.

После спада 70-80 годов правительственные расходы значительно выросли, госбюджет наращивал дефицит в десятки миллиардов долларов США — это настоящая причина для уныния. Но в 1993-м Канаде повезло с министром финансов. В течение буквально десятилетия экономика намного улучшилась, были снижены торговые налоги (благодаря НАФТА и ФТА, опять же). Был даже погашен госдолг в тридцать шесть миллиардов американских долларов, дефицит бюджета — сорок два миллиарда долларов — тоже был аннулирован. Более того, в данное время наблюдается излишек бюджета канадского правительства — почти тридцать четыре миллиарда долларов.

Приватизация

Программу приватизации канадские власти начали ещё в 1985-м, а окончили в 1998-м. Проведена она была по принципу индивидуального подхода к передаче в частную собственность каждого предприятия, населению фондовым рынком предлагались акции, продажи велись и с помощью тендера, и путём переговоров. К 1997 году были приватизированы двадцать шесть крупнейших государственных предприятий.

В их числе: авиакомпания, железнодорожная, нефтяная компании, завод по обогащению урана, производства самолётостроения и оружейные, а также телекоммуникационные компании. В федеральный бюджет поступили огромные суммы — около шести миллиардов долларов США получило правительство. В итоге рынки капитала в Канаде с выполнением программы приватизации всё более расширялись, а бывшие государственные предприятия стали гораздо более эффективными. Банк Канады специально удерживал инфляцию в середине целевого диапазона — на расчётном уровне.

Три процента ВВП

Речь пойдёт о сельском хозяйстве Канады. Оно разнообразно и охватывает практически все существующие отрасли. Под земледелие отдано приблизительно семь процентов территории страны, львиная доля их на Центральном Западе. Канада является крупнейшим мировым производителем пшеницы, которую выращивают именно здесь. Попутно культивируются рапс, чечевица и даже женьшень. Провинции, расположенные у Атлантики, выращивают в основном картофель. В Квебеке и на берегах Онтарио хорошее длинное лето, а потому здесь фермеры могут себе позволить выращивание таких культур, как латук, кукуруза, огурец, клубника, яблоки, табак.

В провинции Альберта развито скотоводство, именно здесь находится самое крупное поголовье ценной мясной породы коров, выведенных в Канаде — Bostaurus. В провинции Британская Колумбия производят цыплят и яйца, а в Квебеке и Онтарио — разводят коров, но молочных. Все продукты животноводства и растениеводства — отменного качества, и огромная их часть экспортируется.

Разумеется, в Канаде весьма хорошо развито рыболовство. Это не вызывает удивления в стране многих огромных озёр и двух океанов. Ловили рыбу слишком рьяно, поэтому в семидесятые наступил так называемый тресковый кризис, последствия которого ощущаются и теперь.

Сорок процентов территории Канады покрыто лесами. Поэтому именно этой стране принадлежит первенство в количестве и качестве изготовления бумаги, а также Канада всегда является крупнейшим из мировых экспортёров леса.

Бюджетный процесс в Канаде

Бюджетный (финансовый) год в Канаде длится с 1 апреля по 31 марта следующего года.

Бюджет принимается в форме двух законодательных актов: по его расходной и доходной частям, что характерно для стран с англосаксонской системой права.

Бюджетная система включает в себя: центральный бюджет, бюджеты провинций, бюджеты общин, бюджеты областей.

Составление проекта бюджета. Значительное влияние на формирование доходной части бюджета оказывает Министерство финансов. Министр финансов вносит в Парламент специальный документ, который содержит данные об экономической ситуации в стране, а также самостоятельный раздел, касающийся вопросов налогообложения.

Министерство финансов Канады включает в себя пять подразделений: финансовой политики и анализа экономической ситуации, политики в области налогов, отношений федерации и провинций, политики в социальной сфере, международной торговли и финансов.

Составление проекта о доходах осуществляется министром финансов Канады. Особый раздел посвящен структуре налогообложения с указанием изменений, принятых в этой сфере.

При подготовке закона о расходах (неофициально называется «смета расходов», или «голубая книга») главная роль отводится департаментам и агентствам.

Рассмотрение и утверждение центрального бюджета. Законопроекты об ассигнованиях и налогах относятся к компетенции Палаты общин. Статья 53 Конституционного акта Канады 1867 г. гласит, что «билли об ассигнованиях какой-либо части государственных доходов или об установлении налогов или пошлин будут исходить от Палаты общин» 1 . Отсюда следует, что финансовые законопроекты могут предварительно вноситься только на рассмотрение Палаты общин. Конституционный акт регламентирует также порядок предварительной разработки и внесения данных законопроектов.

Статья 54 акта предусматривает: «Палата общин не будет вправе одобрять или принимать какое-либо решение, резолюцию или билль об ассигнованиях какой-либо части государственных доходов или о каких-либо налогах или пошлинах в этих целях, которое не было предварительно рекомендовано этой Палате Генерал-губернатором в его послании во время сессии, в котором были предложены эти решения, резолюция или билль». Для финансового законопроекта предусмотрена необходимость получения королевской санкции, что непосредственно регламентировано ст. 54 Конституционного акта Канады 1867 г.: «. когда билль, принятый палатами Парламента, представлен Генерал-губернатору для получения королевской санкции, то Генерал-губернатор по своему усмотрению, но с соблюдением положений настоящего Акта и инструкций Ее Величества или санкционирует названный билль от имени Королевы, или отказывает в такой санкции, или представляет билль на благоусмотрение Королевы» [1] [2] .

Важное значение имеет принятие Парламентом закона о расходах. Проект этого закона вносится на рассмотрение в Палату общин в феврале текущего финансового года.

Вопросы рассмотрения финансовых законопроектов в Палате общин регулируются Регламентом палаты. Предварительное обсуждение данных законопроектов осуществляется постоянными комитетами Палаты общин. В 1968 г. Палата общин упростила рассмотрение финансовых законопроектов, ликвидировав Комитет субсидий и Комитет по изысканию путей и средств, которые были разновидностью Комитета всей палаты. Благодаря реформе возросла роль постоянных комитетов, рассматривающих отдельные статьи и группы статей проекта бюджета, что позволило облегчить работу самой палате и сократить срок прохождения финансовых законопроектов в среднем на 10—15 дней в течение каждой сессии.

Читать еще:  Увольнение за утрату доверия запись в трудовой

Регламент Палаты общин предусматривает по 25 дней [3] на каждую сессию для внесения предложений депутатской оппозиции. Ее представители имеют право внести не больше шести предложений, содержащих вопрос о доверии Правительству в связи с рассмотрением финансовых законопроектов.

Необходимо отметить следующие особенности стадии рассмотрения и утверждения бюджета в Канаде:

во-первых, ежегодно принимаются два финансовых законопроекта — по расходам и доходам;

во-вторых, главенствующая роль при рассмотрении финансовых законопроектов отводится Палате общин;

в-третьих, усилена роль постоянных комитетов Палаты общин на стадии рассмотрения бюджета;

в-четвертых, необходима королевская санкция для финансовых законопроектов.

Исходя из вышеизложенного, следует заметить, что стадии рассмотрения и утверждения бюджета в Канаде имеют много общих черт с аналогичными стадиями бюджетного процесса в Великобритании и США, что обусловлено прежде всего тем, что эти страны относятся к странам с англосаксонской системой права.

Исполнение бюджета. В Канаде все выплаты из государственного бюджета и все денежные средства поступают в Консолидированный фонд доходов. Осуществляется этот процесс на основании актов Парламента. Однако в случае острой необходимости покрытия расходов выплаты из Консолидированного фонда доходов могут быть осуществлены на основании специального документа, подписанного Генерал-губернатором по представлению Казначейского совета и министра финансов.

Контроль за исполнением бюджета осуществляет прежде всего министр финансов Канады. Существует также парламентский контроль, а в нижней палате Парламента создан Комитет по государственным расходам.

По каждому финансовому году Парламенту направляется специальный документ — «Государственные счета», в котором отражено использование бюджетных средств за текущий год. Документ направляется председателем Казначейского совета не позднее 31 декабря следующего после окончания финансового года.

  • [1] Конституции зарубежных государств: учеб, пособие / сост. В. В. Маклаков. С. 361.
  • [2] Там же. С. 362.
  • [3] См.: Мишин А. А. Парламенты мира. М., 1991. С. 229—230.

Общая характеристика системы финансов Канады

Канада является федеративным государством. Включает в свой состав 13 субъектов федерации, в том числе 10 провинций и 3 территории.

Наличие двух типов субъектов федерации объясняется, во-первых, составом населения –коренные народы, на местах компактного проживания которых и образовались территории, во-вторых, сравнительной мобильностью структуры субъектов федерации.

К местным органам власти относятся 5000 муниципальных образований: графства; муниципалитеты (города, сельские поселения).

Канада является одной из самых децентрализованных федераций в мире.

При распределении стран по типу законодательства и уровню автономии региональных и местных уровней власти Канаду определяют как государство, которое имеет:

баланс между государством и обществом,

высокий уровень автономии региональных образований.

При этом между провинциями существует некоторое «неравенство» в отношениях с федерацией. Более всего это относится к провинции Квебек.

Для Канады характерно повышение роли регионов в системе финансов:

увеличивается доля субъектов федерации (с учетом местного звена) в ВВП по сравнению с долей федерации, при этом общая доля расходов государства в ВВП снижается:

увеличивается доля субфедерального и местного уровня в консолидированном бюджете.

Консолидированный бюджет – свод бюджетов всех уровней.

Разделение полномочий между федеральными и региональными уровнями установлено в Конституции Канады.

Этот документ предоставляет широкие расходные полномочия администрациям провинций (включая расходы на образование, здравоохранение, общественные услуги, муниципальные организации, судебные органы, а также прочие нужды провинций и местных органов власти), но не определяет, каким образом пользоваться этими полномочиями. Поэтому каждая провинция разрабатывает собственный свод законов.

ВВП Канады превысил 1 трлн. долл. (2003 г. – 1,002 трлн. долл.), или более 701 млрд. долл. США.

Канада отличается относительно высокими темпами роста ВВП от других экономически развитых стран.

Отраслевая структура ВВП свидетельствует о высоком уровне экономического развития. Доля сельского хозяйства в ВВП примерно 3 %, доля промышленности – несколько превышает 30 % (31 %), более 60 % — отрасли нематериальной сферы.

Инфляция – с 1993 г. не превышает 2 %.

Канадская экономика является очень открытой. Удельный вес экспорта составляет 45 % ВВВ. Суммарный объем экспорта и импорта в конце ХХ века возрос до 85 % ВВП.

Особо следует отметить влияние договора НАФТА. Это договор между США, Канадой и Мексикой, в соответствии с которым товары, услуги, ресурсы, капитал могут свободно перемещаться между этими странами.

В Канаде самая низкая стоимость жизни среди стран Большой семерки. Один из факторов этого – возможность пользоваться многими бесплатными или субсидируемыми государством услугами (здравоохранение, образование).

Еще один фактор, стабилизирующий уровень цен, а также курс национальной валюты – это хорошее состояние государственных финансов. Правительству удалось ликвидировать бюджетный дефицит, что повлияло на общие макроэкономические показатели.

Отметим ряд исторических особеностей. Повлиявших на формирование системы финансов государства.

Так, до 1763 г. Канада была колонией Франции, страной управлял французский губернатор.

В 1763 г. по мирному договору между Францией и Великобританией Канада перешла к последней. Править стал английский генерал-губернатор.

1 июля 1867 г. считается официальным днем рождения канадского государства. В этот день вступил в действие принятый английским парламентом Акт о Британской Северной Америке (Конфедеративный договор).

Формирование государства продолжалось достаточно длительный период. До 1949 г. в состав Канады вступали провинции. Образование новых территорий относится к 90-м годам ХХ века (1999 г. – территория Нунавут).

Английский генерал-губернатор в настоящее время также является представителем английской королевы. В соответствии с действующим законодательством парламент не вправе принимать какое-либо решение о доходах (расходах) государства без рекомендаций генерал-губернатора в его послании.

При формировании системы финансов наиболее важные функции, а значит, и наиболее важные источники государственных доходов были отнесены к федеральному уровню. Провинции получали ограниченные федеральные дотации в свои бюджеты. В последующем происходила передача полномочий на уровень субъектов федерации.

Текущая политика правительства также оказывает влияние на функционирование системы финансов.

После Второй мировой войны наблюдался рост государственного участия в экономике.

90-е годы в целом стали важным периодом реформ в области государственного регулирования экономики, в том числе в сфере финансов. Была проведена масштабная приватизация – практически все крупные предприятия обрабатывающей промышленности, нефтегазовой промышленности, связи, воздушного и железнодорожного транспорта проданы частным инвесторам.

Почти полностью были отменены субсидии транспортным предприятиям и значительно сокращены субсидии сельхозпредприятиям.

Существенно сократились трансферты провинциям и территориям.

Во второй половине 90-х годов главной задачей было оздоровление государственных финансов.

Для оздоровления финансов было предпринято сокращение госрасходов при сохранении ставок налогов.

Централизованные финансы Канады включают:

федеральный бюджет, который формируется и исполняется федеральным правительством;

бюджеты субъектов федерации – провинций и территорий;

государственный и муниципальный кредит.

Децентрализованные финансы представлены финансами предприятий и организаций.

Финансовый год в Канаде начинается 1 апреля, заканчивается 31 марта.

Федеральному правительству принадлежат следующие полномочия:

регулирование вопросов обороны, военной стратегии;

регулирование вопросов правопорядка;

управление государственной собственностью и государственным долгом;

формирование денежно-кредитной и банковской систем;

торговые и коммерческие отношения.

В федеральном бюджете основные поступления составляют налоги. Они превышают 90 % всех поступлений в бюджет.

Существует многоступенчатая система налогообложения, которая основывается на своде соглашений между центром и провинциями (территориями) по поводу раздела полномочий при сборе налогов. Это относится прежде всего к личному подоходному налогу, налогу на доходы корпораций.

Федеральный бюджет принимается в форме двух законодательных актов – по доходам и по расходам государства.

Бюджеты субфедерального и местного уровня предназначены для финансирования прежде всего образования, здравоохранения, правопорядка и содержание объектов инфраструктуры.

Внебюджетные фонды: социального назначения, экономические, научно-исследовательские. Основное место принадлежит государственной системе фондов социального назначения: Государственный Фонд пенсий по возрасту, Фонд страхования занятости.

Плательщиками являются и работники, и работодатели.

Ставки являются паритетными по пенсионному страхованию. Но отличаются по страхованию занятости.

Обязательное медицинское страхование в провинциях появилось раньше других начислений на зарплату. Федеральное же правительство не участвовало в медицинских программах до 1948 г.

В соответствии с действующим законодательством все уровни власти могут осуществлять заимствования.

Преимущественная форма осуществления займов – на рынке ценных бумаг.

В Канаде и провинции, и территории законодательно устанавливают самоограничения на объем заимствований. Размер заимствований определяется состоянием экономики, финансов, социальными обязательствами.

Источниками заимствований для региональных органов власти могут быть долговые ценные бумаги, размещаемые на внутреннем рынке, и кредиты Канадской пенсионной программы.

Для местных органов власти объемы кредитов устанавливаются, как правило, правительствами провинций.

Источники:

http://studopedia.ru/15_28510_byudzhetnoe-ustroystvo-i-byudzhetnaya-sistema-zarubezhnih-stran.html
http://studwood.ru/1438578/finansy/obzor_byudzhetnyh_sistem_federativnyh_stran
http://businessman.ru/byudjetnaya-sistema-kanadyi-struktura-ekonomika-kanadyi.html
http://studref.com/583893/pravo/byudzhetnyy_protsess_kanade
http://studfile.net/preview/3347796/page:9/

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector