6 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Банановый бизнес в россии

Свой бизнес: перевозка бананов. Транспортировка и продажа бананов в России

Какой самый популярный в мире фрукт? Конечно, банан! Спрос на него гарантирован. Но только доставить желтые плоды в целости и сохранности до потребителя не всегда получается. Про то, как осуществляется перевозка бананов, поговорим в статье.

Обзор рынка

Сказать о том, что бизнес такого рода отличается стабильностью, вряд ли можно. Свою роль играет сезонность и вечно меняющиеся объемы поставок конкурентов. На протяжении шести месяцев в году рынок фруктов заполнен местными вкусностями, поэтому бананы отходят на задний план.

А вот с началом холодов и вплоть до лета поставщики имеют возможность восполнить все потери, ведь в этот период бананы становятся чуть ли не единственными фруктами, доступными потребителям. Начиная с декабря, цены резко повышаются, лишь за одну неделю прирост стоимости может составить двадцать-тридцать процентов. Одновременно с этим расширяется и рынок спроса.

Новый поставщик бананов в Россию обязательно столкнется с конкуренцией, потому как на нашем рынке в этом сегменте сегодня имеется три лидера, уже долгое время занимающихся поставками в страну данных фруктов. Это Banex Group («ПримаДонна»), «Тендер» (сеть магазинов «Магнит») и JFC (Bonanza). Их доминирующие позиции, объемы поставок и опыт в деле провоцируют сложности для вхождения на рынок новых участников. Новоиспеченный поставщик бананов должен хорошенько продумать рекламную кампанию, иначе его, скорее всего, ждет провал.

Есть ли смысл?

Как отмечают эксперты, чтобы транспортировать в страну контейнер любимых всеми фруктов, при условии их закупки незрелыми и последующего доведения до готового состояния, придется затратить около 700-800 тысяч рублей. Заработать же на этом можно порядка 1,2 миллиона. Риск того, что товар не будет реализован, минимален. Так что смысл заняться таким делом, безусловно, имеется.

Где закупать бананы

Сегодня подавляющую часть сбыта этих фруктов (примерно 90 процентов) осуществляют пять компаний, базирующихся в США (Dole и Chiquita), Ирландии (Fyffes), Чили (Del Monte) и Эквадоре (Noboa, ее еще называют Bonita). Однако транспортировка бананов из этих стран за счет их значительной удаленности будет обходиться очень дорого, а это, несомненно, отразится на стоимости фруктов. Целесообразнее покупать товар у производителей, географически находящихся ближе.

Поставщиков следует искать в Индии. Так, например, индийская компания Naushie Exports – производитель, бананы реализующий по три доллара за коробку (около 13,5 килограмма) при условии, что минимальная партия закупки составит 1540 коробок. Таким образом, за раз вы должны будете заказать товар на сумму более чем сто шестьдесят тысяч рублей. Еще одна выгодная для сотрудничества страна-производитель бананов – Китай.

Как связаться с производителем

Для этого имеются специальные интернет-порталы. Воспользовавшись простой навигацией, вы можете выбрать нужный продукт и посмотреть предложения поставщиков, а также связаться с ними при нахождении подходящего варианта. Производители на сайте публикуют все свои координаты: номера телефонов, адреса офисов, электронную почту, поэтому наладить прямой контакт можно с легкостью.

Требуемые документы

Перед тем как связываться с поставщиками, вам нужно зарегистрировать деятельность. Оптимальной организационно-правовой формой для такого бизнеса, как перевозка бананов, выступает ООО. По законодательству России, деятельность в сфере импорта продуктов питания, фруктов и овощей лицензировать не требуется. Зато ввозимые бананы подлежат сертификации и декларированию. Сертификат подтверждает, что фрукты соответствуют требованиям безопасности, а декларация – государственным стандартам.

При ввозе каждой партии товара придется получать новую декларацию. Она выдается лишь резидентам России, то есть заявителем может выступать либо российский производитель, либо зарегистрированный в стране импортер, либо российский представитель иностранного поставщика. В среднем за декларацию придется заплатить пятнадцать-двадцать тысяч рублей. Получение сертификата потребует в два раза меньше затрат. При этом нужно заметить, что законодательство РФ не ограничивает объемы поставляемых фруктов.

Особенности транспортировки

В среднем на перевозку и логистику затрачивается три-четыре месяца. Из страны-производителя бананы на корабле-рефрижераторе отправляются в страну назначения. Например, стоимость перевозки одного контейнера с фруктами длиной в шесть метров из Китая в Санкт-Петербург составит до ста пятидесяти тысяч рублей. По времени перевозка бананов займет тридцать-пятьдесят дней. Следующий этап транспортировки – по железной дороге. Цена доставки будет варьироваться в зависимости от того, насколько город назначения удален от порта.

Специфика бизнеса

Порчи товара в процессе такой долгосрочной перевозки не происходит, потому как созревают бананы не на пальмах, а уже на складе. Их срывают большими связками еще совсем зелеными, когда проходит лишь четыре месяца с момента появления плодов. Одна связка из пятидесяти-ста пятидесяти бананов весит около восьмидесяти-девяноста килограммов. Их разделяют на более мелкие (такие, которые мы видим в супермаркетах), моют и перебирают. Плоды с пятнами и повреждениями выбрасывают, а остальные упаковывают в специальные защитные ящики, сделанные из волокнистого картона, и в холодильных блоках распространяют по всему миру.

И все же есть высокий риск того, что бананы испортятся во время транспортировки. Именно во избежание преждевременного созревания их перевозят в трюмах кораблей-рефрижераторов, где температура сохраняется на уровне четырнадцати градусов тепла. Поэтому на берег фрукты поступают все еще неспелыми. Перевозка бананов по земле к месту назначения должна осуществляться в максимально короткие сроки, потому что как раз в этот период случаются наибольшие потери.

Если не соблюсти температурный режим хотя бы на пару градусов, у плодов могут развиться различные болезни, поэтому следует очень ответственно относиться к правилам хранения фруктов. Например, если на складе температура будет ниже четырнадцати градусов, отдельные клетки бананов отомрут, что вызовет почернение плодов. В результате товарный вид будет потерян, могут возникнуть проблемы с реализацией.

Как ускорить созревание бананов

Многие поставщики добиваются созревания плодов искусственным путем. Для этого применяется этилен. Он из баллонов подается в камеру хранения в концентрации один кубический метр газа на одну тысячу кубических метров воздуха. Лишь когда этилен непрерывно в течение суток поступает к плодам, достигается воздействие на них, поэтому поставщики часто используют системы автоматической подачи газа.

Чтобы обустроить камеру газации, вам потребуется определенное оборудование, а именно:

  • воздухоохладители, конденсаторы;
  • компрессорный агрегат;
  • системы увлажнения и вентиляции;
  • система подачи этилена;
  • система дистанционного мониторинга;
  • процессор управления дозированием.

Стоимость оборудования будет зависеть от размера обустраиваемой камеры. В среднем цена системы вентиляции составляет 50-90 тысяч рублей, системы увлажнения – 120-250 тысяч рублей, холодильно-нагревательных агрегатов – до 700 тысяч рублей, этиленгенератора с концентратом – 70 тысяч рублей. С учетом дополнительных материалов и затрат на монтажные работы готовая камера обойдется примерно в полтора миллиона рублей. Можно заказать камеру «под ключ».

Реализация товара

Чтобы наладить сбыт фруктов, вам нужно договориться о сотрудничестве с продуктовыми магазинами и супермаркетами. Однако в этом деле есть нюансы. Так, если вы поставляете товар для крупных супермаркетов, как правило, ваша задача – только организовать транспортировку бананов до склада магазина. То есть процесс созревания плодов в этом случае вас не касается.

В таких крупных торговых точках есть свое оборудование для надлежащего хранения. Если же вы собираетесь поставлять фрукты на рынки или в маленькие магазины в уже созревшем виде, то вам придется оборудовать помещение для хранения бананов и оснастить его контейнерами-рефрижераторами и холодильными камерами.

Учитывайте, что продавцы ориентируются на максимально быстрый сбыт продукции, поэтому при выборе между ценой и качеством они отдадут предпочтение второму варианту, то есть заплатят больше, но приобретут фрукты товарного вида.

Надеемся, что статья помогла вам понять специфику бананового бизнеса. Удачи!

Бизнес

Потребрынок

Ленин не накормит: что угрожает ценам на бананы в России

Цены на бананы в России могут вырасти на 10-20%

В Латинской Америке появился еще один очаг напряженности – беспорядками охвачен Эквадор. Название этой маленькой страны каждый житель России и других стран Запада, тем не менее, видит регулярно – если ест бананы. Именно Эквадор является мировой «банановой» житницей, и цены на этот популярный фрукт, который зимой в рационе россиян сложно заменить, теперь могут взлететь.

На фоне начавшихся в Эквадоре протестов президент страны Ленин Морено принял решение перенести правительство из Кито в портовый город Гуякиль. Власти Эквадора передали ООН обращение о готовности принять помощь в урегулировании непростой ситуации в стране, связанной с беспорядками, сообщил МИД латиноамериканской страны. Опасность ситуации состоит и в том, что Гуякиль является крупным портом и оттуда идут поставки главного экспортного товара Эквадора — бананов. Если протестующие, которые штурмовали до этого нефтяные месторождения и правительственные здания, доберутся туда, — потенциально у экспортеров могут возникнуть проблемы с отгрузками.

Читать еще:  Оборудование для производства гипсовой плитки

По оценкам, которые давал министр сельского хозяйства Эквадора Ксавье Лазо Герреро, в бизнесе, связанном с выращиванием и продажей бананов, заняты порядка 16 тысяч производителей.

В 2018 году мировой экспорт бананов достиг 19,2 млн тонн. Основные поставщики фрукта – Эквадор и Филиппины.

По оценке Food and Agriculture Organization (FAO), на долю Кито за 2018 год пришлось около 40% мировых поставок. Это около 7 млн тонн.

Более 90% импортируемых бананов в нашу страну приходится именно на Эквадор.

Россия является крупнейшим мировым покупателем эквадорских бананов, отмечали в ассоциации экспортеров бананов Эквадора (AEBE). За первые три месяца 2019 года в нашу страну было отправлено более 95 миллионов коробок. Это на 2,08% больше, чем за тот же период 2018 года.

Волнения в Эквадоре однозначно отразятся на цене,

заявил в беседе с корреспондентом «Газеты.Ru» заместитель исполнительного директора Российской ассоциации экспертов рынка ритейла Шамиль Магомедов.

По его словам, бананы в рознице могут подорожать на 10-20%.

«Насколько долгосрочным будет эффект, зависит от того, как быстро «спадет политическая напряженность в стране», — добавляет эксперт.

Цикл поставки бананов из Эквадора составляет месяц, поэтому россияне могут ощутить рост цен не сразу.

Между тем летом биржевые цены на бананы уже повышались. Стоимость эквадорских бананов на спотовом рынке за коробку поднялась с $6 до $8. Рост цен тогда спровоцировало снижение мировых поставок бананов на 30% из-за плохой погоды.

Бананы для россиян можно считать относительно дешевым и привычным продуктом. Средние потребительские цены за килограмм в России, согласно данным Росстата, в течение 2019 года колебались от 70 до 80 рублей.

Например, в сентябре текущего года в российских магазинах килограмм бананов стоил в среднем 70,43 рубля.

Как объясняет Магомедов, многое будет зависеть от того, скажется ли ситуация на отгрузках. Если влияние будет — цены однозначно пойдут вверх, если нет, — то возможен временный «новостной» эффект, тогда цены могут увеличиться на 5%.

Доцент Института отраслевого менеджмента (ИОМ) РАНХиГС Галина Кузнецова поясняет, что традиционно на такие продукты, как бананы, подписываются долгосрочные контракты, которые предусматривают поставку в течение года фруктов определенными партиями.

Поэтому пока протестующие не подобрались к портам — угрозы для российского рынка нет, утверждает она.

«Это стало уже такой модой — беспорядки. Это никак не должно отражаться [на рынке], поскольку логистика никак не затронута»,

При этом и сельскохозяйственные работники вряд ли примкнут к бастующим — они менее организованные в отличие от городских митингующих, которые захватили столицу страны, полагает она.

Правда, Ассоциация экспортеров бананов два дня назад присоединилась к бойкоту указа президента Ленина Морена №833, который ликвидировал субсидии на цены на бензин и дизельное топливо. Президент ассоциации Байрон Паредес объявил, что ассоциация присоединится к забастовке против «антинародных» мер, писала газета El Comercio. К этой же забастовке вместе с AEBE примкнули представители народа монтувио и Конфедерация народов побережья. Но в AEBE не сообщили, как данная забастовка скажется на экспорте бананов.

Дезорганизация политических процессов в Эквадоре порождает и опасения относительно сохранения качества фитосанитарного контроля. Так, этим летом банановые плантации в Коста-Рике и Колумбии поразил один из типов грибка Fusarium. Тогда в Кито объявили, что на плантациях усилен фитосанитарный контроль и проводятся профилактические мероприятия. Дело в том, что бананы не отличаются генетическим разнообразием, поэтому крайне неустойчивы к вредителям.

Импорт-экспорт: бананы

Бананы – самый популярный фрукт в мире. Из этого очевидно, что спрос на ваш товар гарантирован, но как превратить зеленые плоды на пальме во вкусное предложение для потребителя?

Рынок

Говорить о стабильности «бананового» бизнеса не приходится. Сезонность и постоянно меняющиеся объемы поставок конкурентов делают свое дело. 6 месяцев в году фруктовый рынок полон сезонных вкусностей и банан уходит на второй план. Зато с наступлением холодов и вплоть до начала лета у поставщиков есть возможность восполнить потери, так как в это время года банан становит чуть ли не единственным фруктом, доступным широкому потребителю. Поэтому, начиная с декабря, цены на бананы резко вырастают, а в рамках одной недели цены на фрукт могут меняться в 20-30-процентном диапазоне. Зато растет рынок спроса стабильно, ежегодно прибавляя по 5%.

Что касается игроков на Российском рынке, то на сегодняшний день есть три лидера, занимающиеся поставками достаточно долгое время, и успевшие захватить доминирующие позиции, это JFC (Bonanza), Banex Group (Прима-Донна) и Тандер (сеть супермаркетов «Магнит»). Их опыт и объемы поставок провоцируют довольно жесткую конкуренцию на банановом рынке.

В среднем, как отмечают эксперты, «привезти» один контейнер всеми любимого фрукта, с учетом закупки зеленого «сырья», его транспортировки и доведения до состояния готового продукта, стоит около $20000, зарабатывая порядка $30000. Но риски «не сбыта» довольно высоки, так как сроки реализации исчисляются количеством пальцев на одной руке.

Поставщики

На сегодняшний день 90% сбыта бананов по всему миру осуществляют всего 5 компаний: Американские: Chiquita, Dole; Del Monte — Чилийская, Fyffes — Ирландская, and Noboa (или “Bonita”) – Эквадор. Но доставка в Россию из большинства этих стран будет обходиться слишком дорого, что, несомненно отразится на стоимости товара, поэтому, есть смысл искать производителей наиболее близких географически. Наиболее выгодными для сотрудничества с этой точки зрения являются поставщики из Китая и Индии. Кроме этого, лидерами по количеству импортируемого продукта в Россию являются: Коста-Рика, Филиппины, Колумбия и Эквадор.

Индийская компания Naushie Exports предлагает приобретать бананы минимальными партиями в 1540 коробок стоимостью в $3 за коробку (примерно 13,5 кг), то есть минимальная сумма заказа должна составлять $4620, это, с поправкой на курс приблизительно 150000 рублей.

Китайский производитель Xinfeng Tianye Agriculture Development Co., Ltd. Поставляет свежие бананы минимальными партиями в 25 тонн при стоимости одной тонны в $300-$500. Следовательно, сумма минимального заказа составит $10000 (приблизительно 320000 рублей).

Как связаться?

Для связи с поставщиками существуют специализированные интернет-порталы. Один из самых успешных и известных – портал alibaba.com. При помощи простой в использовании навигации, на сайте вы можете выбрать необходимую категорию продукта, затем сам продукт, рассмотреть предложения поставщиков и там же связаться с ними. Кроме этого, поставщики публикуют свои данные: адреса компаний, номера телефонов, поэтому можно осуществлять и прямой контакт.

Порядок договоренности, в этом случае, вы определяете уже напрямую с поставщиком.

Документы

Для бизнеса, связанного с ввозом товаров в Россию, оптимальной является производственно-организационная форма ООО. Поэтому, прежде чем связываться с поставщиками, необходимо юридически зарегистрироваться. Деятельность по импорту овощей, фруктов и продуктов питания, согласно законодательству Российской Федерации и Перечню лицензируемых импортных товаров, лицензированию не подлежит.

Импортируемые в страну фрукты подлежат обязательному декларированию и сертификации в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2009 г. №982. Декларация подтверждает соответствие ввозимого товара требуемым государственным стандартам, а сертификат – соответствие требуемым нормам безопасности.

Получать декларацию придется каждый раз при ввозе партии товара. Декларация выдается только резидентам Российской Федерации, следовательно, заявителем на получение декларации может быть либо Российский изготовитель, либо Российский представитель зарубежного поставщика, официально зарегистрированный на территории Российской Федерации, либо импортер или продавец, зарегистрированный в стране.

Стоимость получения декларации соответствия в среднем составляет 15000 рублей. Стоимость сертификации для каждой партии будет составлять около 7500 рублей.

Важно заметить, что объемы поставляемого продукта не ограничиваются законодательством Российской Федерации.

Таможенные пошлины и налоги

На ввозимый в страну товар с учетом стоимости его доставки до границы Российской Федерации, налагается таможенная пошлина в размере 20%. Кроме этого, на сумму стоимости товара + таможенной пошлины налагается налог на добавочную стоимость (НДС) в размере 18%.

Торговая деятельность обязует предпринимателя осуществлять следующие налоговые выплаты: налог на прибыль в размере 20% от доходов, разницу НДС, внесение страховых средств в Пенсионный Фонд, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования в размере 34% и налог на доходы физических лиц в размере 13%.

Транспортировка

На перевозки и логистику уходит, в среднем 4-5 месяцев. Как правило, из страны производителя бананы отправляется морем на корабле рефрижераторе. Стоимость такой перевозки, например, из Китая в порт Санкт-Петербурга составляет до $4000 за контейнер для 20-ти футовых и до $6000 40-ка футовых контейнеров. По времени такие перевозки занимают от 30-45 дней.

Логистические перевозки железной дорогой – следующий этап транспортировки. В зависимости от дальности города назначения от порта, стоимость доставки для 20-ти футового контейнера варьируется от 50 до 110 тысяч рублей, для 40-футового от 70 до 200 тысяч рублей.

Специфика

Как ни странно, созревают бананы не на пальме, что было бы логичным, а уже на складе. Процесс таков: бананы срывают с пальмы большими связками (50-150 плодов) спустя 4 месяца после появления плодов. На тот момент они еще совсем зеленые и одна связка весит порядка 80-90 кг. После этого их моют, разделяют на маленькие связки, которые мы привыкли видеть в супермаркетах, и отбирают по признаку «что выглядит лучше остальных», выбрасывая те плоды, которые имеют пятна. Затем упаковывают в защитные ящики из волокнистого картона по 18 кг в каждый и распространяют по всему миру в холодильных блоках.

Читать еще:  Варианты названия магазина косметики

Транспортировка товара является одним из важнейших этапов, так как именно в этот период существует высокий риск того, что товар может испортиться.

Для того чтобы избежать преждевременного созревания, бананы перевозятся в трюмах кораблей-рефрижераторов поддерживаемая температура в которых составляет 14 °С. На берег товар так же поступает неспелым. Здесь важно сохранить для плодов те же условия, в которых они доставлялись к пункту прибытия. На выручку приходят уже специальные контейнеры рефрежераторы, в которых бананы должны быть доставлены на склад в условиях той же температурной среды в 14 – 14,5 °С. Главное, на этом этапе осуществить доставку к месту назначения как можно быстрее, чтобы избежать лишних потерь.

Несоблюдение температурного режима даже на пару градусов влечет за собой появление и распространение у плодов различных болезней, поэтому важность этого аспекта не стоит недооценивать. Хранение, например, в условиях с температурой ниже рекомендуемых 14 градусов, влечет за собой отмирание отдельных клеток, что приводит к почернению плодов. Этот процесс придает фруктам совсем не товарный вид.

Как же все-таки заставить бананы созреть? Созревания бананов добиваются искусственно с использованием этилена, который подается в камеру хранения из баллонов. Концентрация этилена в камере должна составлять 1 м3 этилена на 1000 м3 воздуха. Многие этиленовые системы подают газ к фруктам автоматически в течение 24-х часов. Газ должен поступать к плодам в течение суток, чтобы эффективно воздействовать на фрукты, поэтому, если системы автоматической подачи у вас нет, уделите внимание тому, чтобы камеры были герметичными.

Хранить уже созревшие фрукты можно в этой же камере, поддерживая температурный режим и уровень влажности. Кстати, о влажности. При созревании бананов относительная влажность в камере должна быть высокой, так как плоды, созревшие в среде с недостаточной влажность больше уязвимы для повреждений.

Страхование

Согласно статье 27 Федерального Закона «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», страхование коммерческих рисков при участии во внешне торговых отношениях страны осуществляется на добровольной основе по договорам страхования с Российскими или иностранными страховщиками.

Реализация

Для сбыта бананов оптимальным вариантом является сотрудничество с крупными супермаркетами и продуктовыми магазинами. Но здесь есть свои нюансы. Если вы занимаетесь поставками товара для супермаркетов, как правило, вашей задачей является только организация транспортировки товаров до пункта сдачи на склад магазина. Это значит, что самый сложный этап, на котором бананы созревают, вас не касается, так как в некоторых больших супермаркетах уже предусмотрено оборудование для соответствующего хранения.

Можно так же организовать склад фруктов для реализации партий по розничным точкам – небольшим магазинами и рынкам. Этот вариант требует от вас наличия полного технического оснащения – от контейнеров-рефрижераторов до холодильных камер для хранения.

При этом стоит учитывать, что как крупные, так и мелкие розничные продавцы предпочитают цене качество. Конкуренция достаточно высока, при том, что сбыть товар нужно очень быстро. Поэтому, при небольшой разнице в цене вероятнее всего будет выбран продукт лучшего качества, пускай даже и по высокой цене.

Оборудование

Как уже было сказано выше, из страны-производителя бананы доставляются в трюмах кораблей-рефрижераторов. Владеть таким, особенно на начальном этапе совсем необязательно. Все они есть у транспортных компаний. Для этого этапа транспортировки вам понадобятся небольшие контейнеры, в которые будет расфасован товар. Для бананов существуют специальные модификации, учитывающие специфику перевозки. Такие предлагает производитель многооборотной тары из пластика, компания UTZ. Объем каждого контейнера составляет 20 литров.

Следующий этап транспортировки – перевозка бананов по железной дороге в рефрижераторных контейнерах от порта до города, в котором находится склад. Контейнеры можно взять в аренду, в том числе и у транспортных компаний, но есть вариант и приобретения собственных. По размерам, рефроконтейнеры бывают трех видов: 20-ти, 40-ка и 45-ти футовые, объемом 28-30, 66-69 и 76-86 кубометров соответственно. Ценовой диапазон, в зависимости от размеров начинается от 210000 рублей (компания «Рефконтейнер»).

Для обустройства камеры газации необходимым оборудованием является:

  • холодильное оборудование (компрессорный агрегат, воздухоохладители и конденсаторы);
  • термос камеры газации бананов (стены потолок и двери);
  • система вентиляции;
  • система подачи этилена;
  • система увлажнения;
  • процессор управления дозированием и система дистанционного мониторинга и управления

Основными поставщиками такого оборудования в Россию являются компании FABS refrigeration и Группа компаний «Эверест».

Примерная стоимость оборудования зависит от размеров изготавливаемой камеры.

Стоимость сэндвич-панели (толщиной 60 мм.) составляет от 5500 евро; на покупку холодильно-нагревательного агрегата уйдет до 17000 евро; система принудительной вентиляции обойдется в 1100 — 2200 евро; этиленгенератор (с концентратом) – примерно в 1700; стоимость увлажнителя воздуха в камере, 5л/час. Составляет от 3000 до 6000.

Щит управления камерой стоит в среднем 900 — 1050 евро, секционные теплоизоляционные герметичные ворота 2,8 х 2,6 м – 2600 — 5200 евро, на дополнительные материалы (монтажный комплект, бетон, металл и др.) уйдет до 2500.

С учетом монтажных работ стоимость готовой камеры составляет от 35000 — 37000 евро. Существует так же практика заказа камер газации «под ключ».

Мировая борьба за банан

Бананы для новосибирцев — особый фрукт. Мало того, что он порой стоит дешевле родной картошки, так еще имеет самые прямые исторические связи со святая святых городской культурной среды — новосибирским оперным театром. Правда, не с самим театром, но с его художественным руководителем. Речь, впрочем, пойдет теперь не о нем, а о разросшемся до огромных масштабов российском банановом рынке.

НДН.инфо предлагает вниманию читателя публикацию «Мировая борьба за банан» из свежего номера газеты «Аргументы Недели».

Россия поставила очередной мировой продовольственный рекорд. По итогам 2017 г. мы наконец обогнали США и Германию в мировой банановой гонке и стали крупнейшим в мире импортёром этого коронного фрукта. За него, как за многие другие ресурсы, сражаются многие страны, при этом мы уверенно побеждаем в перетягивании бананового каната.

Жёлтый король

Банан – король продуктового импорта, причём с сумасшедшим отрывом, к тому же далеко не только российского. У нас на него приходится 22% всего ввоза фруктов. Это ошеломляющие 1, 5 млн т в год, то есть по четыре с лишним тысячи тонн в сутки, что в более понятных масштабах равно двум сотням громадных грузовиков-тяжеловозов. Столько бананов в РФ съедают каждый день.

Что касается общих цифр, всего в прошлом году наша страна завезла 7, 1 млн т фруктов и овощей. Чтобы понять, насколько мощно банан обгоняет всё остальное, достаточно сказать, его завезли больше, чем всех цитрусовых, вместе взятых (20% импорта), в 2, 5 раза больше, чем яблок (9% вала), втрое больше, чем томатов (7% общего ввоза). Кстати, по яблокам российский импорт, который не так давно был крупнейшим в мире и достигал 1, 4 млн т в год, в последние пару лет ужался весьма основательно.

Конкретно – более чем вдвое. За это надо благодарить и резкий подъём собственного производства, и санкции, остановившие громадный европейский яблочный вал, шедший два десятилетия на российские прилавки от Калининграда до Магадана. Тут можно только радоваться, поскольку по яблокам РФ вполне в состоянии обеспечить себя самостоятельно. То же касается огурцов, томатов и пр., но тут придётся чуть подождать, пока в стране достроят тысячи гектаров новых теплиц. Что интересно, сильно поменялся и состав стран-импортёров. Логичным образом крупнейшим продавцом овощефруктовой продукции в РФ стал Эквадор, поскольку он – основной мировой поставщик бананов. Турция, некогда безраздельно господствовавшая на первом месте, сильно сдала, её доля в импорте ужалась до 14%. Тем временем на третье место ворвался Китай, в прошлом году импорт оттуда рванул вверх в 1, 4 раза, особенно сильно рванул по яблокам и томатам. Хотя из КНР к нам что только не везут, в том числе таможня отмечает заметные объёмы по луку, капусте, морковке, мандаринам, грушам и болгарскому перцу.

Наконец, почётное четвёртое место по импорту фруктов и овощей в 2017 г. досталось дружественной Белоруссии. Надо сказать, для соседа это не столько рекорд, сколько повод взгрустнуть. Что интересно, крупнейшей статьёй белорусского импорта в 2017-м стали персики и нектарины, которых завезли почти 90 тыс. тонн. Надо ли говорить, что собственное белорусское производство этих южных фруктов не достигает и десятой части этого вала? Не иначе, едут в соседних фурах с пресловутыми белорусскими креветками, мидиями и камамбером. Также к нам активно везли белорусские яблоки и помидоры. Конечно, все понимают ситуацию, но традиционно закрывают глаза. С другой стороны, постепенно этот кран, видимо, прикрывают. В 2015 г. белорусский импорт фруктов и овощей разросся до ошеломляющих 1, 1 млн т, спустя год резко упал до 640 тыс. т, в прошлом году ужался до 540 тыс. тонн.

Вообще даже 7, 1 млн т прошлогоднего фруктового и овощного импорта – вовсе не страшно, если взглянуть на картину в целом. По мнению экспертов Минсельхоза, реальная потребность России в овощах – примерно 17, 6 млн тонн. Из них 15, 8 млн т приходится на овощи открытого грунта, 1, 8 млн – на тепличные. Собственное производство, особенно по открытому грунту, почти добралось до заветной черты. В 2017 г. в нашей стране вырастили 15, 4 млн т овощей в открытом грунте плюс 946 тыс. т тепличных. Так что разница всего 1, 3 млн т, из них почти всё приходится на тепличные овощи, выпуск которых в РФ год от года прёт в гору. По многим культурам мы давно не только не нуждаемся в импорте, сами продаём за рубеж – куда только можно. Например, уровень самообеспечения страны по моркови – 154%, по кабачку – 108%, по свёкле – 107%. Что касается отстающих, проблемы в основном по огурцам и томатам, где отечественные продукты закрывают только 60–70% спроса. Также, что удивительно, РФ почему-то не хватает своей капусты, тут импорт до сих пор закрывает 38% потребности. Но в целом ситуация выправляется на глазах, так и по томатам с капустой явно скоро добьёмся своего.

Читать еще:  Снт что это такое можно ли прописаться

Ароматные риски

О бананах, конечно, такого не скажешь. Развивать в нашем климате собственное производство фрукта, которому требуются тропическая влажность и средняя годовая температура 25–30 градусов, скажем прямо, нерационально. Зато у банана есть необычное побочное свойство. В определённом смысле РФ очень выгодно закупать его в огромных количествах, поскольку у этого фрукта есть мощнейшая политическая составляющая. Не просто так в своё время президент В. Путин лично открывал в порту Петербурга знаменитый «банановый мост». То есть первое в истории регулярное круглогодичное океаническое сообщение между РФ и Эквадором. Не просто так он же много раз посылал вице-премьеров в Латинскую Америку налаживать масштабные банановые контакты.

Начнём с того, что продавать бананы в РФ – одно удовольствие. Во-первых, спрос огромный. Импортёры не нарадуются: с начала 1990-х гг. потребление банана в РФ растёт со скоростью снежного кома, падающего с вершины Эвереста. Если в 1994 г. съели 200 тыс. т бананов, к 2000 г. спрос подскочил до 600 тыс. т, ещё через 12 лет он удвоился, дорос до 1, 2 млн тонн. Экономические трудности последних лет только подстегнули спрос на тропический фрукт. В 2017 г. поставщики продали 1, 5 млн т бананов, заработав на этом не менее 200 млрд рублей.

Импорт, доросший до таких цифр, огромен по любым меркам. Для справки: общий мировой урожай бананов – порядка 85 млн тонн. Но только седьмая часть этого урожая, то есть 12 млн т, отправляется на экспорт. Остальное страны-производители, которых не так много, съедают сами. Крупнейший мировой продавец бананов – Эквадор, при этом основной потребитель даров эквадорских плантаций – Россия. Вот простой факт: каждый третий собранный в Эквадоре банан отправляется в нашу страну.

В конечном счёте многие мировые банановые дороги ведут в РФ. Очищая кожуру, можно не сомневаться: прежде чем попасть к вам в руки, фрукт с огромной вероятностью вырос в предгорьях Анд, затем его погрузили на громадное судно-рефрижератор, оно миновало Панамский канал, пересекло Атлантический океан и добралось до порта Санкт-Петербург. Откуда ароматный груз развезли по всей стране. Стоит знать, банановый бизнес не так банален, как кажется. Конечно, урожай собирают 52 недели в году, поэтому крупных сезонных колебаний цен, дефицита и т.п. – не бывает. Но, когда везёшь фрукты через полмира, возникают немалые риски. Судите сами, общий срок хранения бананов с момента сбора на плантациях – немногим более месяца. Транспортировка из Эквадора в РФ на судах-рефрижераторах занимает 12–15 суток. Как только корабль приходит в порт, бананы доводят до дозревания в специальных камерах. Это занимает от 3 до 8 суток. В итоге время на продажу, до момента, когда товар испортится, – одна-две недели. Партии возят громадные, время всегда поджимает. Вероятность погореть, поскользнувшись на этой кожуре, огромная. Вот почему вроде бы простым банановым ремеслом почти не занимаются мелкие компании-поставщики. В итоге рынок давно поделили акулы. Поставки этих (как и многих других) фруктов в РФ давно и прочно монополизировали несколько очень крупных компаний-импортёров.

Второй секрет бананового пирога – этот фрукт в РФ неспроста стал особо народным благодаря низкой цене. Только почему банан часто продают дёшево? Дело в том, что для крупнейших торговых сетей это особый товар, своеобразная обманка для покупателей. Как объясняют эксперты, неспроста коробки с бананами часто лежат при входе в магазин, демонстрируя весьма невысокие цены. Так продавцы пытаются убедить население, будто и все остальные товары в этом магазине дёшевы. Поэтому бананы в крупных сетях порой продают даже в убыток, всё ради нехитрого трюка.

В результате бананы в России не только радикально дешевле, чем в пресловутых странах золотого миллиарда, особенно если сравнивать с ценами в Евросоюзе. Порой у нас он идёт дешевле, чем в магазинах страны происхождения. Вообще мировая банановая экономика так же нестабильна, как нефтяная. В лучшие годы, когда цены высокие, она процветает при оптовой стоимости 15–18 долл. за стандартную коробку весом 22 килограмма. То есть примерно 30–40 руб. за килограмм.

Но, на беду, у банановых королей часто случаются чёрные полосы. Тут всё как со стоимостью нефти: цены на бананы порой неожиданно рушатся вдвое-втрое. В ответ точно так же, как на топливном рынке, страны-производители начинают создавать картели, пытаются хотя бы немного приподнять цены. Больше всего этим славятся руководители Эквадора, которые много раз устанавливали фиксированную государственную международную отпускную цену на коробку бананов. В итоге помогло это мало.

Вдобавок беда, как обычно, пришла не одна. В последние несколько лет банановые пальмы в ведущих эквадорских провинциях-производителях поразил грибок. Хозяйствам и так было несладко: в последние годы продуктивность эквадорских почв снижается. Правительство помогло, как умело: ввело чрезвычайное положение в банановом секторе экономики и принялось окуривать плантации химикатами за счёт государства. Всё это окончательно подорвало благополучие аграрных хозяйств Эквадора. Зато какая радость российским импортёрам. Закупочная стоимость бананов в последние два года упала почти вдвое.

Скоропортящийся бизнес

Банановое дело — один из самых рискованных бизнесов в мире, потому что банан — продукт сложный. Это не железо и не куриные окорочка, которые можно бог знает где и как хранить две-три недели после доставки в порт. Для операций с бананами нужна сложнейшая логистика и многозвеньевая инфраструктура. Чтобы создать ее, надо иметь большие обороты и не бояться рисков. Поэтому-то банановые рынки в странах, где климат не позволяет выращивать бананы, то есть в странах-импортерах, представляют собой олигополию. На этих рынках выживают единицы крупных компаний и их, как правило, возглавляют люди, умеющие управлять рисками. В России банановый рынок контролируется фактически тремя игроками. Через питерский порт — самый главный банановый порт России — они ежегодно поставляют в нашу страну 900 млн тонн бананового эквивалента, создавая рынок в 700 млн долларов.

Набрели эти компании на банановую жилу в торговые 90-е и долгое время вели бизнес фактически по одной схеме. Однако сейчас на этом рынке наступил тот момент, когда нужно принимать серьезные стратегические решения. И одни, устав от повышенных рисков, готовы превратиться в сервисную компанию. Другие же предпочитают продолжать рисковать.

Курс на дистрибуцию

Владелец фруктовой компании JFC (ежегодный оборот — почти 300 млн долларов) Владимир Кехман до 1994 года занимался оптовой торговлей сахаром. Затем решил перейти на фрукты. И купил пароход апельсинов и бананов, потратив на это 1,5 млн долларов. И, как сам говорит, «немного заработал». Сначала компания занималась только поставками в Россию. Внутри страны бананы перепродавались через «дочку» небезызвестного концерна «Олби» — «Олби-джаз». Шло время, стало ясно, что выгоднее всем заниматься самим, и через год компания обзавелась первыми камерами для газации бананов и складами. Камера для газации в банановом деле — самое первое и важное приобретение. Без нее банановым королем не стать. Ведь именно в этой камере банан набирается «желтизной» верными темпами. А без камеры банан созревает слишком быстро — и «уходит в крап».

Компания JFC как таковая была учреждена лишь в 1997 году, а известность на рынке получила лишь после кризиса — в 1999 году. Именно тогда ее обороты начали стремительно расти, фирма инвестировала в строительство терминалов, приобретала морские суда, автомобили, упаковочные линии.

Впрочем, глава JFC утверждает, что масштабные инвестиции в транспортную инфраструктуру (а один только пароход стоит от 4 до 8 млн долларов) — мера вынужденная. «Проблема в том, что в России нет торгового флота. А западные судовладельцы не очень хотят заходить в наши моря, особенно зимой. Здесь тяжелые погодные условия, больше рисков, меньше денег. Не моя прихоть — быть судовладельцем, обстоятельства вынуждают», — говорит Кехман.

«Фрахтовый риск» — один из самых очевидных в банановом бизнесе. Вот наглядный пример. В последние несколько лет на мировом рынке очень подорожал металл. На этом решили подзаработать многие судовладельцы и сдали корабли в утиль. Сразу возник дефиц

Полная версия материала доступна только подписчикам

Читать материалы в полном объеме могут только те, кто оформил платную подписку на ONLINE-версию журнала.

Источники:

http://businessman.ru/new-svoj-biznes-perevozka-bananov.html
http://m.gazeta.ru/business/2019/10/09/12746342.shtml
http://www.openbusiness.ru/html/dop9/banana.htm
http://ndn.info/biznes/22249-mirovaya-borba-za-banan
http://expert.ru/expert/2004/41/41ex-banan2_28144/

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector