60 дней для переселенцев
Можно ли находится пенсионерам-переселенцам более 60 дней на неподконтрольной территории
К правозащитникам за консультациями начали обращаться переселенцы, которые якобы слышали об отмене положения о «60 днях на неподконтрольной территории».
В правилах получения социальных выплат и пенсий внутренне перемещенными лицами (ВПЛ) пока нет никаких изменений, их действительно могут отменить в случае пребывания ВПЛ на неподконтрольной украинским властям территории Донбасса более 60 дней.
Об этом рассказала юрист общественной организации «Донбасс SOS» Мария Красненко.
«Почему-то в последнее время к нам начали поступать звонки относительно отмены этого положения. К сожалению, никаких изменений в данном вопросе нет», — сказала она.
«Законопроект или какой-то другой документ регулирования относительно выплат пенсий на временно оккупированной территории не принят, поэтому и дальше действителен закон Украины об обеспечении прав и свобод ВПЛ, который предусматривает ограничение в 60 дней», — сообщила юрист.
Она отметила, что в случае, если переселенцы пребывают на неподконтрольных украинским властям территориях Донецкой и Луганской областей более 60 дней, справка ВПЛ будет аннулирована.
«Соответственно, будут отменены все выплаты социальной помощи, а также пенсии. Не забываем об этом. Это является очень важным аспектом в получении выплат», — акцентировала правозащитница.
Новости Украины — 21 мая 2019 15924
Новая причина по которой Пенсионный фонд Украины блокирует пенсии переселенцам
Пенсионный фонд Украины делает все, чтобы не платить пенсии переселенцам.
В «Ощадбанке» разъяснили новые правила прохождения физической идентификации пенсионеров-ВПЛ
Изменен срок происхождения идентификации с 12 на 6 месяцев банком для держателей ЭПУ.
Правительству предложили механизм выплаты пенсий переселенцам без дискриминационной регистрации. Услышит ли Гройсман?
Общественники представили проект альтернативной системы назначения и контроля за социальными выплатами для переселенцев.
В МинВОТ намерены провести перерегистрацию переселенцев
Хотят отсеять людей, которые зарегистрировались, но не живут на подконтрольной Украине территории.
За перемещением пенсионеров-переселенцев на неподконтрольную территорию будут следить через новую специальную базу
Такие изменения предусмотрены постановлением правительства.
Нужно ли пересекать границу каждые 58 дней? Пенсионеры из зоны АТО
В январе 2018 года министр социальной политики Украины А. Рева заявил, что не все внутренне перемещенные лица имеют право на этот статус. Высказывание политика вызвало волну паники среди переселенцев и возмущение общественных деятелей, которые осознают масштабы гуманитарной катастрофы. Нужно ли пересекать границу каждые 58 дней? Вопросов, которые волнуют пенсионеров и их семьи, только прибавилось с последними изменениями – внедрением нового этапа верификации ВПЛ, получающих государственную помощь.
Пенсионеры на Донбассе: масштабы катастрофы
В ДНР с момента начала выплат пенсий и по состоянию на декабрь 2017 года на цели социального обеспечения был израсходован 81 млрд рублей. На неподконтрольной Украине территории проживает 681 тыс. получателей пенсии, около 14 тысяч из них – бывшие сотрудники силовых структур и различных ведомств. Минималка на данный момент составляет 2730 рублей (это на 182 гривны меньше, чем пенсия на Украине). В ДНР не уплачиваются неполученные деньги за все то время, пока пенсионер не обращался за социальными выплатами.
Конечно, этих денег не хватает для обеспечения даже базовых потребностей, так что пенсионерам приходится очень нелегко, если у пожилого человека нет детей или родственников, готовых его поддерживать. Вследствие недостатка средств к существованию многие обращаются за оформлением пенсии на Украину, считая, что государство, на которое они работали четверть века, обязано поддерживать своих граждан в старости вне зависимости от того, где они проживают. В этом есть доля здравого смысла – многие пенсионеры не имеют ни здоровья, ни денег, чтобы выехать за линию разграничения на постоянное место жительства.
Срок пребывания на неподконтрольной территории
Сколько дней можно находиться на неподконтрольной территории? Каковы условия получения социальной помощи? Нужно ли пересекать границу каждые 58 дней? Министр социальной политики четко обозначил, что выплаты (и это касается не только пенсий, но и другой социальной помощи) прекращаются, если человек единоразово находится на неподконтрольной Украине территории более 60 дней.
Так, пенсионер, который не хочет, чтобы его лишили пенсии, вынужден каждые 59 дней пересекать линию разграничения ДНР и Украины. Почему тогда все говорят о 58 днях? Нужно ли пересекать границу каждые 58 дней или можно выждать максимальные 59? Дело в том, что работа блокпостов достаточно нестабильна и в один день можно не выехать за пределы ДНР. Поэтому люди «подстраховываются», имея в запасе еще один свободный день, чтобы не волноваться, если пересечь границу сразу не удалось.
Срок нахождения на неподконтрольной территории может быть увеличен, если тому есть веские основания. Например, болезнь, которая подтверждается справкой. Дополнительно нужно обратиться в Управление соцзащиты населения. В этом случае срок может быть увеличен до 90 дней, но если и после этого пенсионер не пересекает границу, в социальной службе делают вывод, что что-то случилось, а затем прекращают выплаты. Проблема тут состоит в том, что Украина не принимает справки, выданные в ДНР, так что подтвердить факт болезни будет практически невозможно.
Основания для прекращения выплат
Есть и другие основания для прекращения выплат социальной помощи гражданам. Кроме слишком длительного нахождения на неподконтрольной территории, это может быть не подтверждение факта проживания в порядке проверки. В Донбасс SOS утверждают, что в таком случае обязательно нужно получить решение о прекращении социальных выплат, в котором будут расписаны причины отказа в выплате пенсии. Эта бумага является основанием для обжалования и возобновления выплат.
Что будет с пенсиями дальше?
Из-за тяжелой экономической и демографической ситуации правительство отказывается повышать пенсии. Все громче звучит вопрос о заморозке пенсий пожилым людям с неподконтрольных территорий. Внесение изменений в пенсионную реформу уже анонсировано. Что будет с пенсиями дальше, пока не известно.
Итак, нужно ли пересекать границу каждые 58 дней? Да, это должны делать все пенсионеры, получающие социальное обеспечение на Украине, иначе выплаты просто заморозят, а добиться пенсии не так-то просто. Поэтому пожилые люди вынуждены выстаивать огромные очереди на блокпостах и рисковать своим здоровьем ради денег, которые государство им обязано выплачивать.
60 дней для переселенцев
Президент Украины Владимир Зеленский предложил разрешить пенсионерам-переселенцам находиться на неподконтрольной территории год, а не 59 дней, как сейчас.
Так, 8 июля, в ходе саммита Украина-ЕС в Киеве, Зеленский заявил следующее: «Вы знаете, чтобы получить пенсию, человек должен раз в 60 дней (пересекать КПВВ для получения пенсии, – ред.). Мы предложили следующий шаг: давайте разрешим людям быть людьми. Мы предложили срок в один год. Хотя я очень хочу надеяться, что за год у нас не будет войны».
Отметим, что ранее и представители ООН, и многочисленные общественные и правозащитные организации заявляли, что, в том числе, «правило 60-ти дней» является нарушением прав человека в вопросе выплаты пенсий.
Правозащитная организация Human Rights Watch неоднократно призывала украинское правительство принять решения по упрощению процедуры выплат пенсий жителям неподконтрольных регионов Донбасса.
Подчеркивалось, что ежемесячно около одного миллиона человек пересекают донбасские КПВВ. Более половины из них – люди, которые ездят на подконтрольную украинской власти территорию для получения пенсий. А чтобы получить право на выплаты, пенсионеры должны получить статус переселенца.
По мнению опрошенных «Донецкими новостями» экспертов, президентская инициатива об увеличении срока пребывания на неподконтрольной территории – это не решение проблемы.
Ирина Лоюк, эксперт программы «Советник по вопросам ВПЛ» («Радник з питань ВПО»):
– Стоит разъяснить ситуацию относительно 59 дней в контексте выплаты пенсий.
В первую очередь, мы говорим о требованиях Закона Украины «Об обеспечении прав и свобод внутренне перемещенных лиц». Согласно ст. 12 этого закона, пребывание более 60 дней на неподконтрольных территориях дает основание органам власти считать, что человек вернулся постоянно жить на эти территории. Это ведет к отмене справки внутренне перемещенного лица (ВПЛ) и как следствие, согласно нормам подзаконных актов, – людям перестают платить пенсии.
И здесь нужно понимать, что основная проблема не в 60 (или 59) днях, а в том, что неправильно привязывать выплату пенсий к справке внутренне перемещенного лица. С 2015 года наша программа «Радник з питань ВПО» говорит о том, что это неконституционно и не соответствует принципам правового государства. Неоднократно устранить проблемы выплат пенсий призывали международные институции, в частности, ПАСЕ. Однозначной в этом вопросе является позиция украинских судов – пенсии нужно выплачивать.
Однако, проблема остается нерешенной.
Наша борьба за право украинцев получать их пенсии (которую мы ведем совместно с партнерами – правозащитными украинскими и международными организациями) длится уже более 3-х лет. В результате сотрудничества с парламентом был разработан и зарегистрирован законопроект № 6692. В нем заложены основы механизма для выплаты пенсий людям, вынужденным жить на неподконтрольных территориях. К сожалению, законопроект не принят, так как среди депутатов бытует мнение о том, что пенсии таким людям платить не стоит.
То есть проблема совсем не в количестве дней, и сказанное президентом – не решение проблемы. Наша позиция однозначна: если мы хотим соответствовать понятию «правовое государство», необходимо отменить привязку выплаты пенсии к справке ВПЛ.
Дарина Толкач, адвокационный координатор БФ «Право на защиту» («Право на захист»):
– Мы, как правозащитники, достаточно позитивно оцениваем предложенные президентом Зеленским изменения. Но нужно подчеркнуть, что для реализации инициатив касательно увеличения срока пребывания на неподконтрольных территориях необходимо вносить изменения в профильный Закон Украины «Об обеспечении прав и свобод внутренне перемещенных лиц». Или, как вариант, создавать отдельный механизм получения пенсий жителями неподконтрольного Донбасса, который будет обеспечивать реализацию их прав, гарантированных Конституцией Украины.
Одновременно нужно максимально упростить имеющийся механизм получения пенсий переселенцами.
В любом случае, нам необходимо «отвязать» пенсии от справки ВПЛ, избавиться от этой практики, дискриминирующей граждан.
Как показал опрос среди подписчиков страницы БФ «Право на защиту» в Facebook, люди поддерживают инициативу президента, но прекрасно понимают, что увеличение срока пребывания на неподконтрольной территории не решит проблему с выплатами пенсий как таковую. Этот шаг лишь несколько уменьшит напряжение и немного облегчить жизнь.
При этом он может привести и к различным сложностям. К примеру, каким образом власть может контролировать, кто именно получает пенсию на протяжение года – жив ли еще этот человек?
Алексадра Решмедилова, аналитик:
– В своей инаугурационной речи президент Зеленский осознанно использовал русский язык, чтобы его слышали и на неподконтрольной территории. От его окружения тоже звучали подобные меседжи. Показательны изменения с украинской стороны в переговорной группе в Минске, развод сил и средств у Станицы Луганской, заявления о необходимости ремонта моста в том месте.
То есть, определенная линия на примирение просматривается. И сюда логично вплетается предложение по увеличению допустимого срока пребывания пенсионеров-переселенцев на неподконтрольной части Донбасса.
Достаточно ли этого? Нет. Хорошо ли? Да.
Другое дело, что Зеленского к подобным шагам, скорее, вынуждают оппоненты. И он в какой-то мере вынужден перехватывать инициативу. Потому что, если это не сделает он – сделают другие.
Переселенцы, даже те, которые устроили свою жизнь, все равно внимательно отслеживаются все заявления и действия касательно Донбасса. Они для них маркерные. Но к этим вопросам (выплаты, пересечение линии разграничения) нужно подходить комплексно. Важно делать не фасадные, хоть и правильные заявления, которые так и останутся лишь словами, а прикладные вещи, которые действительно упростят жизнь жителям Донбасса и переселенцам.
Алексей Кущ, финансовый эксперт:
– Верификация раз в год, безусловно, упростит жизнь тысячам граждан Украины. Это то, о чем не раз говорилось в ракурсе нагрузки на КПВВ у линии разграничения. Подобная инициатива сократит очереди на пунктах пропуска, как минимум, в несколько раз.
Люди смогут пересекать их, исходя из объективных причин, а не потому что должны выполнять административные ритуальные действия. Нужно снижать нагрузку на КПВВ, которая создана с помощью диких, непродуманных административных решений как та же верификация каждые 60 дней. Подобные бюрократические процедуры нужно демонтировать, и подтверждение своей личности раз в год будет этому способствовать.
Рисков в принятии такого решения я не вижу. Более того – основная часть нормативных требований, которые применяются при пересечении линии разграничения, являются незаконными. Если бы у нас был эффективно действующий Конституционный суд, он бы мог отметить более 90% нормативных актов, которые приняты с 2014 года и так или иначе ограничивают права человека, особенно на Донбассе.
По Конституции – Донецк такой же город, как и Мариуполь. И гражданин Украины, согласно Основному закону, не должен выполнять какие-то особые предписания при пересечении линии разграничения.
Выдвигать требования, ограничивающие его гражданские права, наши власти и силовики не имеют права! В Конституции ничего не сказано о линии разграничения, об особых режимах на Донбассе. Все эти законодательные нормативные требования были приняты в свое время из-за сложившейся в регионе оперативной обстановки. Но по сути они – незаконны.
Это, кстати, прекрасно понимают иностранные наблюдатели. Для них кажется дикостью, когда государство применяет против своих граждан поражение в правах, не удосужившись внести соответствующие изменения в Конституцию.
Кому-то может казаться, что такие нарушения Основного закона могут быть оправданы особенностями исторического момента. Но это не отменяет того факта, что Конституция грубо нарушается. Именно поэтому у нас нет притока иностранных инвестиций: иностранцы просто боятся, что могут тут сделать с ними, если с самими украинцами так поступают…
Регистрация на подконтрольной территории, к которой «подвязаны» выплаты переселенцам, – это постсовковый рудимент. В том виде, в котором она существует у нас, она сохранилась разве что в тоталитарных государствах.
В идеале, регистрацию давно нужно отменить. И ввести систему, когда человек по заявочном принципу может оформить субсидию или пенсионные выплаты где угодно, без подтверждения своей регистрации. А если меняет место проживания, то просто извещает соответствующий орган, чтобы удобнее было осуществлять коммуникацию. Не им за ним следить, а ему – получать деньги на новом месте.
Так что рисков здесь нет, я за то, чтобы применить даже более радикальный подход, отменив регистрацию и введя разовый заявочный принцип вместе регулярного.
Пенсионерам с Донбасса продолжают усложнять жизнь
Дата 20 ноября 2019 года является знаковой: в этот день Владимир Зеленский полгода как вступил в должность Президента Украины. Еще в июле глава державы предлагал упростить получение пенсий для переселенцев и жителей оккупированного Донбасса, но этого не произошло. И, по прогнозам экспертов, вряд ли стоит ожидать каких-то перемен.
Новые невыполнимые обещания
Для начала стоит описать, как в целом выглядит единственная возможность для переселенцев получить пенсию. Согласно украинскому законодательству, украинцы, имеющие право на эту выплату и проживающие в ОРДЛО, должны регистрироваться как внутренне перемещенные лица в контролируемых правительством районах, сохранять там адреса проживания и физически пересекать линию разграничения не реже одного раза в 60 дней.
То есть, несмотря на погоду, состояние на КПВВ (бомбежка или обстрелы – никого это не волнует), состояние здоровья пенсионера, он вынужден каждые 2 месяца кататься через границу с ОРДЛО и проходить идентификацию. Если не успел, то пенсии лишают, и для ее восстановления потребуется очень много времени, денег и сил.
Естественно, данную систему нужно менять, и 9 июля Зеленский предложил Кабмину упростить процедуру идентификации ВПЛ для облегчения получения пенсии. Глава государства осведомлен о правиле «60 дней», поэтому посоветовал правительству расширить этот срок до 1 года.
«Давайте расширим возможность людям быть людьми. Мы предложили срок в один год. Хотя я очень надеюсь, что через год у нас не будет этой войны», — подчеркнул Зеленский.
Идея хорошая, но пенсии платить в ОРДЛО невозможно – так ответил Зеленскому глава МинВОТ Вадим Черныш на следующий же день, 10 июля.
«Это невозможно. Банков нет. Банки восстановить невозможно. Безопасность не может быть обеспечена. Требования по противодействию отмыванию денег обеспечить невозможно. Поэтому есть только одна схема. Как и сейчас, получать пенсию на карточки, выданные «Ощадбанком» Украины», — заявил Черныш.
Он отметил, что вопрос выплаты пенсий жителям в оккупации связан не только с банковской системой, но и с уплатой налогов.
«Пенсионный фонд не просто наполняется из воздуха. Вы же знаете, что «отжали» предприятия, которые до последнего момента еще и платили налоги . Предприятия, которые там работали до последнего дня, платили налоги в бюджет Украины», — отметил министр.
При этом министр, видимо, забыл, что нынешние пенсионеры всю жизнь платили налоги со своей зарплаты, чтобы получать пенсию, — и это было задолго до войны. Так что не ясно, должно ли быть их проблемой, что «отжали» предприятия».
А как на самом деле
«Пани б’ються, а у холопів чуби тріщать» — именно так можно описать реальную подноготную процесса получения пенсий для ВПЛ. Пока Зеленский и его свита решают, как упростить всем жизнь, пожилые украинцы из ОРДЛО умирают на блокпостах, умирают в обстрелянных автобусах и умирают под отделениями «Ощадбанков». Те же «счастливчики», которые получают законную пенсию, даже не спрашивают о задолженностях и стараются не спорить с властью – лишь бы пенсия не «слетела».
«Меня раз лишали пенсии, — поделился с корреспондентом ГолосUA пенсионер Александр. – Еле восстановил, ждал 4 месяца. Все это время – на валерьянке, а это еще и осень была. Было трудно».
У Александра – 30 лет подземного стажа в одном из маленьких городов Донбасса. Два года назад он перенес инсульт, а шахтная работа оставила последствия в виде больной спины. Оккупационные власти платят ему около 6 тысяч рублей пенсии — на момент 2014 года, когда «республики» перешли на рубли, украинские пенсии умножили на 2, и уже 5 лет их особо не пересматривают. То есть, если в 2014 году минимальная пенсия составляла примерно 1000 гривен, то до сих пор пенсионер в Л(Д)НР получает в месяц 2 тысячи рублей. Для справки: минимальная пенсия в той же России составляет 8846 рублей в среднем. Чтобы покупать лекарства и как-то выживать, нужно ездить в Украину.
«Пенсию у меня забирали один раз, в 2018 году. Я выполнял условия, ездил, но в августе мне внезапно сказали, что пенсия не положена. Я и запросы подавал, чтобы причину выяснить, и к адвокату обращался, – ничего не помогло. Только в конце декабря мне восстановили пенсию, и задолженность за это время накопилась тысяч в 20 гривен. Уже позже я узнал, что мне отказали в выплатах якобы потому, что я менял адрес, но это неправда. Задолженность так и не отдали, хотя больше года прошло, но я и так рад, что хоть текущую пенсию платят», — поделился собеседник.
Сегодня Александр продолжает ездить на украинскую территорию каждые 60 дней. Говорит, что хотел бы жить в Украине, но копеечная пенсия не позволяет снимать жилье, не говоря уже о питании и одежде.
Тем временем, задолженность растет
Около 34 миллиардов гривен — столько денег должны власти гражданам ОРДЛО. В эту сумму входят и социальные выплаты, и пенсии.
«Наиболее вопиющая ситуация сложилась с выплатой пенсий гражданам из числа ВПЛ, а также жителям неподконтрольных правительству Украины территорий. На 01.09.2019 года 259,6 тыс. пенсионерам ВПЛ не выплачена пенсия за прошлый период на сумму 8 096 623,4 тыс. грн. В среднем задолженность составляет по 31 тыс. грн на человека, а общая сумма не выплаченных пенсий пенсионерам, которые находились на учете в органах Фонда на территориях, которые на сегодняшний день временно оккупированы, в период с июня 2016 года по апрель 2018-го составляет 33,6 млрд грн», — написала уполномоченный по правам человека Людмила Денисова в своем Facebook.
В свою очередь, в ООН назвали свои цифры. По данным организации, более 560 тыс. человек из ОРДЛО не получают своих пенсий. Причина этому – бюрократия и неотлаженность в системе.
По мнению экспертов, несмотря на внимание ООН, ситуация с пенсиями вряд ли изменится.
«Новая власть обещала упрощение получения выплат для особенных категорий граждан, но этого не будет. До сих пор не предложены эффективные механизмы для разрешения этой проблемы. На КПП сохраняются огромные очереди. Ситуация в ближайшие несколько месяцев не улучшится. То, что на это обратила внимание ООН, не будет способствовать запуску механизма обеспечения выплат гражданам, проживающим на неподконтрольных территориях», — уверен политолог Денис Гаевский.
Такого же мнения придерживается и экономист Александр Охрименко.
«Новые власти – они много чего заявляют, но я в это не верю. Механизм для того, чтобы убрать очереди, для выплат, есть. При том, что еще пару лет назад этот механизм показывали. Но я так понимаю, что Порошенко из принципа ничего не делал, а эти то ли не умеют, то ли не хотят», — рассказал эксперт.
По мнению А. Охрименко, если бы для кого-то нужен был пиар, то получение пенсий для переселенцев упростили бы. Но пока что в этой «показухе» надобности нет.
«Не хватает политической воли», — подчеркнул эксперт.
Наконец, выплата пенсий может ударить по бюджету. Естественно, долг на момент разблокирования выплат еще неизвестен, и даже названные Денисовой 33-34 миллиарда гривен – очень условная сумма. Единственное, что власти знают: на момент 2014 года на временно неподконтрольной Украине территории Донбасса было зарегистрировано 1 млн 278 тыс. пенсионеров, и за 5 лет ситуация могла измениться. Но даже если принять условие, что сегодня переселенцам выплатят все долги, и задолженность действительно равна 33,6 млрд гривен, то это больно ударит по бюджету страны.
«Для сегодняшнего бюджета – это 3%, — рассказал в комментарии СМИ глава Института социальной экономики Людвига Эрхарда Олег Лиховид. — И немножко меньше, чем 20% от той суммы, на которую бюджет планирует дотировать Пенсионный фонд Украины. Понятно, что это ощутимая сумма для бюджета. То есть, если бы ее пришлось выплатить до конца года, то бюджет упал бы на колени».
Изменены условия выплаты адресной помощи переселенцам
14 августа текущего года Постановлением № 754, внесены изменения в Постановления № 505 и 509, по выплатам денежной помощи внутренне перемещенным лицам, передает «Трибун».
О новых услугах «Укрпочты», увеличении перечня тех, кто имеет право на адресную помощь, а также о новых обязанностях для переселенцев рассказали специалисты «Донбасс SOS».
Так, теперь, по желанию ВПЛ, денежные выплаты будет доставлять к ним домой «Укрпочта» (как это уже работает для выплат пенсий) (п.3 Постановления №505). Такая услуга доступна только для двух категорий лиц:
лица с инвалидностью первой группы;
другие лица, которые по заключению врачебно-консультативной комиссии не способны к самообслуживанию.
Для того, чтобы получать пособие домой, лицо должно обратиться с письменным заявлением в управление Пенсионного фонда Украины или управление социальной защиты населения по месту жительства (п.2 Порядка, утвержденного Постановлением №505). Как сказано на сайте «Укрпочты», в заявлении о назначении или перерасчете пенсии нужно указать: «выплату мне пенсии (социальной помощи) прошу проводить через почту». Образец заявления.
Еще одно изменение касается тех, кто переместился из временно неподконтрольной территории, не имеют возможности вернуться и имеют право на ежемесячное пособие (лица с инвалидностью, их дети, дети с инвалидностью и лица, осуществляющие за ними уход). Раньше не было закреплено, что означает «не имеет возможности вернуться». Теперь считается, что лицо «не имеет возможности вернуться, если»:
нуждается в длительной вторичной (специализированной) медицинской помощи или третичной (высокоспециализированной) медицинской помощи с круглосуточным наблюдением;
над ним нависает угроза насилия или психологической травмы (п.2 Порядка, утвержденного Постановлением №505).
То есть, если лицо докажет, что оно подпадает под один из этих случаев (например, с помощью справки от врача), это означает, что она не имеет возможности вернуться и, соответственно, имеет право на денежную помощь.
Теперь право на денежную помощь имеют и лица пенсионного возраста (а не только те, кто получает пенсию, как было ранее). То есть, даже если лицо не оформило пенсию, оно по достижению пенсионного возраста (ст.12 Закона) имеет право на денежную помощь. Также теперь право на пособие имеют и учащиеся школ, достигшие 18-летнего возраста, которые продолжают обучение на дневной форме (ранее учащиеся школ, которые продолжали там обучение, после 18 лет не имели права на пособие, потому что после 18 лет помощь оказывалась только тем, кто продолжал обучение в учреждениях высшего или профессионально-технического образования) (п.3 Порядка).
Для семей, в состав которых входят два и более лица с инвалидностью (детей с инвалидностью) теперь снят верхний предел максимального размера выплат (п.3 Порядка). То есть все выплаты, на которые имеет право семья, без ограничений должны ей выплачиваться.
Теперь при оформлении выплаты денежной помощи на малолетних детей, перемещаемых без сопровождения родителей или лиц, их заменяющих, не надо будет предоставлять документ, подтверждающий родственные отношения заявителя с ребенком (п.5 Порядка).
Отмечается, что теперь к заявлению на получение пособия нужно будет добавлять копию справки от уполномоченного банка с указанием реквизитов текущего счета (п.5 Порядка).
Изменился и порядок отказа в назначении пособия, если документы, представленные представителем семьи, не соответствуют требованиям Порядка. Ранее уполномоченный орган должен был уведомить заявителя о необходимости добавить нужные документы. Сейчас при несоответствии документов требованиям орган в течение 7 дней просто отказывает в назначении пособия (п.5 Порядка).
Изменения ограничили категорию военнослужащих, имеющих право на денежную помощь. Ранее наличие жилья у военнослужащих не лишало их права на пособие. Теперь денежная помощь не предоставляется, если жилое помещение было приобретено военнослужащими после начала антитеррористической операции (п.6 Порядка).
Сокращен срок, в течение которого средства должны быть перечислены банком на счета лиц (или подразделений «Укрпочты», если речь идет о доставке помощи домой). Раньше это было 3 дня, теперь — 1 (п.9 Порядка).
Обратите внимание, что теперь в еще одном случае у ВПЛ может взиматься уже выплаченная ему помощь. Так, если человек выезжает на неподконтрольную территорию более чем 60 дней — он обязан вернуть сумму денежной помощи за период пребывания там (п.11 Порядка). Указано три варианта такого возврата:
уполномоченным представителем семьи самостоятельно;
с согласия уполномоченного представителя семьи в полном объеме за счет следующих выплат денежной помощи;
по решению уполномоченного органа за счет суммы последующих выплат денежной помощи в объеме не менее 20 процентов ежемесячной суммы назначенной денежной помощи.
В случае невозможности добровольного возвращения или содержание излишне перечисленных сумм денежной помощи они взыскиваются в судебном порядке (п.11 Порядка).
«Если вы убеждены, что находились на неподконтрольной территории менее 60 дней, то имеете право обжаловать действия органов власти. Прежде всего, нужно обратиться с письменным заявлением в управление труда и социальной защиты населения для обжалования решения о взыскании с вас выплат за дни на ВОТ и в Государственную пограничную службу Украины — за информацией о пересечении линии разграничения. Письменные ответы от этих органов также крайне необходимы для последующего обращения в суд. Собственно, обратиться в суд — следующий шаг, в случае, если ваши заявления не дали результата», — объясняют специалисты.
По измененному Порядку, принимать заявления и выдавать справки о постановке на учет ВПЛ теперь смогут только работники подразделений социальной защиты населения. Работники жилищно-эксплуатационных организаций и уполномоченные местными властями лица больше не смогут принимать заявления и выдавать такие справки, как это ранее было закреплено в п. 2 Порядка оформления и выдачи справки о постановке на учет внутренне перемещенного лица.
«Принятые изменения несут как позитив, так и негатив для переселенцев. Среди основных положительных моментов: возможность отдельным категориям лиц получать помощь через «Укрпочту»; расширение перечня тех, кто имеет право на такую помощь, снятие ограничения максимального размера пособия для семей, в состав которых входят два и более лица с инвалидностью (детей с инвалидностью). Основным негативным моментом является закрепление дополнительной обязанности ВПЛ возвращать сумму помощи, выплаченную за период пребывания на неподконтрольной территории при нахождении там более 60 дней. Этим положением правительство создало ситуацию, когда непрерывное пребывание более 60 дней в ВОТ влечет за собой не только отмену справки ВПЛ, но и обязательства переселенцев возвращать полученную за этот период помощь», — подытожили в организации.
Источники:
http://cxid.info/144938_chem-kormyat-ukraincev-v-novyx-sanzharax-obed-iz-trex-blyud.html
http://businessman.ru/nujno-li-peresekat-granitsu-kajdyie-dney-pensioneryi-iz-zonyi-ato.html
http://mozaika.dn.ua/index.php?newsid=244700
http://golos.ua/i/718639
http://zaodessu.com.ua/izmeneny-usloviya-vyplaty-adresnoj-pomoshhi-pereselentsam/