32 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Классификация форм социального страхования

СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ
формы, принципы и виды

Повседневная жизнь полна самых разных социальных рисков, и любой гражданин не может быть уверенным в том, что в какой-то момент не окажется нетрудоспособным и не попадет из-за этого в тяжелое материальное положение. Такие события происходят довольно часто и имеют под собой объективные причины: несчастный случай на производстве, профессиональное заболевание, утрата заработка из-за временной нетрудоспособности или потеря самой работы.

В странах с социально ориентированной экономикой серьезное внимание уделяется политике социальной защиты населения, главными составляющими которой являются социальное страхование и социальная помощь. Проблема эта была обозначена и в принятой в 1948 году Генеральной Ассамблеей ООН Декларации о правах человека, закрепившей права каждого на защиту при помощи социального страхования.

Социальное страхование — это разработанная и реализуемая государством система поддержки нетрудоспособных и престарелых граждан за счет средств государственного страхового фонда, а также частных либо коллективных страховых фондов.

Социальное страхование – это механизм реализации социальной политики государства, основа организации социальной защиты населения.

Социальное страхование — это упорядоченная система денежных пособий: по нетрудоспособности, по безработице, по беременности и родам; пенсий по инвалидности, по старости, по случаю потери кормильца.

Государственное социальное страхование находится в ведении органов законодательной и исполнительной власти, формирующих государственный бюджет и его расходную часть. Пособия и льготы, поступающие населению через эту систему, устанавливаются законодательными и нормативными актами. Они распределяются по принципу солидарности, который означает, что выплаты не зависят от уплачиваемых гражданином налогов и страховых взносов и определяются только степенью нуждаемости.

ФОРМЫ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ

Исторически определились три формы организации систем социального страхования:
— государственное;
— коллективное (страхование, организуемое профсоюзами);
— смешанное (основанное на взаимодействии государства и профсоюзов).

Государственное социальное страхование является обязательным и формируется из налогов, которые отчисляют все активные трудоспособные граждане. Работодатель обязан удерживать с каждого работника налоги в фонд социального страхования. Государственное страхование финансирует не только пенсии пожилым членам общества, инвалидам, но и декретные выплаты, пособия на детей, а так же пенсии детям, лишенных кормильцев.

Коллективное социальное страхование имеет те же цели и задачи, что и государственное. Однако его объект значительно уже: он ограничивается трудовым коллективом, профсоюзом, отраслью или регионом. Страховые фонды коллективного социального страхования образуются за счет работников и работодателей. Однако, в отличие от государственных, они являются независимыми самоуправляемыми организациями, форма которых устанавливается государственным социальным законодательством. Коллективным социальным страхованием могут заниматься любые страховые организации, получившие от государства в установленном порядке разрешение на этот вид деятельности.

Смешанным социальным страхованием называются проекты, которые профсоюзы реализуют вместе с государством.

Страховые риски

Различают следующие виды социальных страховых рисков:
— временная нетрудоспособность;
— необходимость получения медицинской помощи;
— трудовое увечье и профессиональное заболевание:
— инвалидность;
— материнство;
— признание безработным;
— наступление старости;
— потеря кормильца;
— смерть застрахованного лица или нетрудоспособность членов его семьи, находящихся на его иждивении.

Каждому виду социального страхового риска соответствует и определенный вид страхового обеспечения, т.е. исполнение страховщиком своих обязательств перед застрахованным лицом при наступлении страхового случая посредством страховых выплат или иных видов обеспечения, установленных законодательством о конкретных видах обязательного социального страхования.

ВИДЫ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ

Принято различать следующие виды социального страхования: от несчастных случаев на производстве, страхование на случай болезни и обязательное пенсионное страхование.

Страхование от несчастных случаев на производстве. Взносы по этому виду страхования уплачиваются только работодателем. Размер взноса начисляется на фонд заработной платы предприятия. Этот вид социального страхования гарантирует выплату денежной компенсации при наступлении несчастного случая по месту работы. Выплаты производятся после составления акта по форме Н-1.

Страхование на случай болезни. В этом виде социального страхования взносы производятся в равных долях и работником, и работодателем. Но превышение некоторого предела дохода работника освобождает его от обязанности застраховываться, хотя ему предоставляется право страховаться на добровольной основе. Это всем известный листок нетрудоспособности и выплата по нему осуществляется после сдачи «больничного» в бухгалтерию для расчета.

Государственное пенсионное страхование. Для уплаты взносов фиксируется некоторый верхний предел доходов работника, выше которого доход освобождается от уплаты взносов. Взносы по этому виду социального страхования оплачиваются работником и работодателем в равных долях. В настоящее время любой работник также может принять участие в формировании свой пенсии по программе софинансирования.

Существуют также социальные выплаты пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, безработице и др. Они также являются видами социального страхования, но формируются и выплачиваются за счет взносов работодателей и средств внебюджетных фондов.

Социальное страхование – это один из важнейших социальных институтов, осуществляющий поддержку населения. Он способствует поддержанию стабильности в обществе.

ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ

К основным принципам обязательного социального страхования относятся:
— государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков и исполнение обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика;
— государственное регулирование системы обязательного социального страхования;
— устойчивость обязательного социального страхования, поддерживаемая на основе эквивалентности страхового обеспечения и страховых взносов;
— всеобщий обязательный характер социального страхования, доступность для застрахованных лиц реализации страховых гарантий;
— обязательность уплаты страхователями страховых взносов в бюджеты фондов конкретных видов обязательного социального страхования;
— паритетность участия представителей субъекта обязательного социального страхования в органах управления системы обязательного социального страхования;
— автономность финансовой системы обязательного социального страхования;
-ответственность за целевое использование средств обязательного социального страхования;
— обеспечение надзора и общественного контроля.

Участники

Участниками обязательного социального страхования являются страхователи — работодатели, страховщики, застрахованные лица.

Страхователи — организации любой организационно-правовой формы, а также граждане, которые должны в соответствии с федеральными законами конкретных видах обязательного социального страхования уплачивать страховые взносы, являющиеся обязательными платежами. Страхователями выступают также органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, обязанные уплачивать страховые взносы.

Страховщики — некоммерческие организации, создаваемые для обеспечения прав застрахованных лиц по обязательному социальному страхованию при наступлении страховых случаев.

Застрахованные лица — граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам и лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или другие категории граждан, у которых возникают отношения по обязательному социальному страхованию.

Между названными субъектами и складываются отношения по обязательному социальному страхованию. Законодатель особо говорит о моменте возникновения данных отношений. Так, у страхователя (работодателя) данные отношения возникают с момента заключения с работником трудового договора; у иных страхователей — с момента их регистрации страховщиком, а у страховщика — с момента регистрации страхователя. В свою очередь, у застрахованных лиц моментом возникновения данных отношений является заключение трудового договора с работодателем; у лиц же, самостоятельно обеспечивающих себя работой, и иных категорий граждан — уплата ими или за них страховых взносов.

Возникающие по вопросам обязательного социального страхования споры разрешаются в следующем порядке. Страхователь или застрахованное лицо могут направить письменное заявление по спорным вопросам страховщику, который должен в течение десяти рабочих дней со дня его получения рассмотреть данное заявление и о принятом решении письменно сообщить заявителю в течение пяти рабочих дней после рассмотрения такого заявления. В случае несогласия с принятым решением спор подлежит разрешению в вышестоящих инстанциях либо в судебном порядке.

Фонды социального страхования

Материальной основой социального страхования выступают соответствующие фонды с характерными для них направлениями использования. Они функционируют на принципах самоуправления и некоммерческого хозяйствования. Во главе системы социального страхования находится государственный внебюджетный Фонд социального страхования РФ.

Фонды социального страхования образуются за счет трех источников:
— страховых взносов работодателей;
— взносов работников;
— субсидий государства.

Взносы с работодателей взимаются в процентах не от общего фонда заработной платы занятых, а от заранее установленной максимальной суммарной заработной платы, т. е. суммы, превышающие этот максимум, не учитываются.

Взносы застрахованных работников представляют собой прямой вычет из их дохода. По существу, это целевой подоходный налог. Ставка взноса устанавливается в процентах к валовому заработку и является в большинстве случаев пропорциональной независимо от величины дохода. При этом предусматривается годовая максимальная сумма взносов или максимальный доход, к которому применяется ставка.

Государственные субсидии включают в себя взносы в фонды обязательного социального страхования за неработающих граждан, военнослужащих и госслужащих, дотации на покрытие дефицита этих фондов и налоговые льготы.

Направления деятельности Фонда социального страхования РФ.
1. Обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. В рамках этого направления Фонд социального страхования осуществляет следующие страховые выплаты:
— единовременное страховое пособие женщинам, вставшим на учет в женской консультации в ранние сроки беременности (до 12 недель);
— страховое пособие по беременности и родам;
— страховое пособие при рождении ребенка;
— ежемесячное страховое пособие по уходу за ребенком;
— оплата дополнительных выходных дней одному из родителей для ухода за детьми-инвалидами и инвалидами с детства до достижения ими возраста 18 лет;
— страховое пособие по временной нетрудоспособности;
— страховое пособие на погребение.
2. Страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. Средства на этот вид обязательного социального страхования формируются за счет:
— обязательных страховых взносов работодателей;
— взыскиваемых штрафов и пени;
— капитализированных платежей, поступивших в Фонд в случае ликвидации страхователей;
— иных поступлений, не противоречащих законодательству Российской Федерации.
3. Финансирование Фондом социального страхования предупредительных мер по сокращению производственного травматизма.
4. Выполнение Фондом социального страхования государственных социальных обязательств по поручению Правительства РФ. На Фонд возложены следующие дополнительные обязательства не страхового характера:
— обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных), протезно-ортопедическими изделиями за счет средств федерального бюджета;
— обеспечение граждан получателей социальных услуг путевками на санаторно-курортное лечение, а также бесплатным проездом к месту лечения и обратно за счет средств федерального бюджета;
— выплата родовых сертификатов.

Права и обязанности застрахованного лица

Согласно Федеральному закону «Об основах обязательного социального страхования», застрахованное лицо имеет право:
— своевременно получать страховое обеспечение (при этом в случаях, предусмотренных законодательством, такое право имеют члены его семьи и лица, находящиеся на его иждивении);
— вносить предложения (через своего представителя или профсоюз) о тарифах страховых взносов – страховщикам и в Правительство Российской Федерации;
— участвовать (через своего представителя или профсоюз) в управлении обязательным социальным страхованием;
— получать информацию о деятельности страховщиков и страхователей (в частности, один раз в год (бесплатно) в органах Пенсионного фонда России по месту жительства или работы – сведения, содержащиеся в его индивидуальном лицевом счете);
— получать у страхователя (бесплатно) – копию сведений о себе, представленных страхователем в Пенсионный фонд России для индивидуального (персонифицированного) учета;
— обращаться с заявлениями об исправлении сведений (в случае несогласия с ними), содержащихся в его индивидуальном лицевом счете в органы Пенсионного фонда России (включая его Правление) либо в суд;
— защищать (лично, через своего представителя или через профсоюз) свои права, в том числе в суде.

Застрахованное лицо обязано:
— уплачивать страховые взносы и (или) налоги, если такая обязанность установлена законодательством РФ;
— своевременно предъявлять страховщику документы, содержащие достоверные сведения, для назначения и выплаты страхового обеспечения;
— пройти регистрацию в органах Пенсионного фонда России;
— получить страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования и предъявлять его по требованию страхователя, работников органов Пенсионного фонда России;
— обратиться с заявлением в случае изменения сведений, содержащихся в его индивидуальном лицевом счете, а также при утрате страхового свидетельства;
— представить по требованию органов Пенсионного фонда России документы, подтверждающие сведения, подлежащие включению в его индивидуальный лицевой счет.

Читать еще:  Развитие корпоративного страхования

1.3. Классификация форм социального страхования

Социальное страхование имеет довольно сложную и разветвленную структуру. Это означает, что в реальной жизни оно осуществляется через различные формы. Многообразие форм социального страхования не является случайным, оно обусловлено объективными причинами:

  • 1) многообразием задач, которые оно решает при обеспечении социальной защиты населения. Спектр этот весьма широк — от пенсионного обеспечения человека в старости до страховой защиты работников при болезни, производственном травматизме и т. п. Многообразие задач, естественно, предполагает многообразие форм страхования;
  • 2) возможностью и необходимостью участия в социальном страховании, наряду с государством, иных структур общества (корпораций, объединений, ассоциаций работников и проч.).

Сложность структуры социального страхования предполагает необходимость классификации его форм. Это важно не только с теоретической, но и с практической точки зрения.

Такая классификация осуществляется по ряду критериев:

  • 1) по юридическому статусу;
  • 2) по организационно-правовому положению;
  • 3) по организационным формам;
  • 4) по страхуемым рискам.

В соответствии с юридическим статусом различают:

  • • обязательное страхование;
  • • добровольное страхование.

В соответствии с организационно-правовым положением выделяют:

  • • государственное страхование;
  • • негосударственное страхование.

На основе организационного критерия различают:

  • • профессиональное страхование;
  • • территориальное страхование;
  • • корпоративное страхование;
  • • личное страхование.

Выделение форм социального страхования по видам социальных и профессиональных рисков в страховой форме защиты населения занимает особое место. К этим рискам, как уже отмечалось, относятся: риски материальной необеспеченности в случае болезни, старости, инвалидности, смерти кормильца, несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, безработицы и др.

Вместе с тем мировой опыт свидетельствует, что защита от конкретных видов социальных и профессиональных рисков наиболее эффективно может быть организована в рамках отдельных направлений социального страхования. Только в этом случае обеспечивается максимальный учет природы риска, точный расчет финансовых средств, необходимых для страхования отдельных их видов, исключается угроза необоснованного перераспределения финансовых средств в пользу одних видов социального страхования за счет других. Последнее, как известно, неизбежно в объединенных системах. Таким образом, существование отдельных направлений социального страхования — одно из важных условий для обеспечения финансовой прозрачности и экономической эффективности системы. Далее, весомым аргументом в пользу введения отдельных направлений социального страхования является идентичность интересов лиц, застрахованных в соответствии с конкретными видами социальных рисков, в противоположность разнородности интересов лиц, застрахованных в объединенной системе (пенсионеры, безработные, временно нетрудоспособные и т. п.). Однородность и общность интересов страхуемых — определяющее условие для солидарного перераспределения средств, когда материальное обеспечение отдельного человека при наступлении страхового случая осуществляется за счет общих средств страхового сообщества.

На основании данного критерия в системе социального страхования существуют следующие его направления (формы):

  • • пенсионное страхование (по старости, инвалидности, по причине потери кормильца, выслуги лет);
  • • страхование безработицы;
  • • медицинское страхование;
  • • страхование временной нетрудоспособности (по болезни, материнству, уходу за ребенком);
  • • страхование несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

В целом основные формы социального страхования показаны на рис. 1.2.

Рис. 1.2. Основные формы социального страхования в России

Структура национальной системы социального страхования России сформирована с учетом опыта зарубежных стран и собственных социально-экономических, культурноисторических особенностей.

Уже стало хрестоматийным выделение двух концептуально отличающихся друг от друга вариантов социальной защиты населения — шведского и американского. Для шведской модели характерны: социальное обеспечение, включающее в себя социальное страхование и социальную помощь, а также здравоохранение и образование, гарантируемые всем на одинаковых условиях (социальное обеспечение). Рынок в эту сферу не допускается. Это означает, что государство непосредственно обеспечивает социальную безопасность граждан, концентрируя для этих целей (само или через систему публично-правовых учреждений — страховые кассы и т. п.) необходимые финансовые и материальные ресурсы. В основе же американского варианта рыночной модели социальной защиты населения лежит иной принцип: государство восполняет гражданину лишь то, что не могут для удовлетворения его потребностей сделать рынок и семья. Прямым следствием таких различных подходов является, во-первых, разный характер участия государства в социальной защите населения и, во-вторых, различный объем социальных расходов, которые несет государство. Но как в первом, так и во втором случае право работника на обязательное социальное страхование возникает лишь при уплате им самим или работодателем за него страховых взносов в определенном размере. Это определяет, с одной стороны, минимальные обязательства работодателя по социальной защите работника, а с другой — стимулирует работника к активному участию в формировании своих пенсионных прав.

Правовое регулирование отношений ОСС следует рассматривать как регулирование хотя и самостоятельной, но одной из сторон трудовых отношений между работником и работодателем, или как их составляющей. Применительно к России шведский вариант оказался наиболее целесообразным. Для этого имеется ряд причин и прежде всего то, что в условиях неразвитости рыночных механизмов, слабой организованности населения (и в первую очередь рабочего класса) с точки зрения защиты и отстаивания своих интересов уход государства из социальной сферы привел бы к непредсказуемым последствиям. Поэтому сегодня в национальной системе социального страхования России преимущественное развитие получили его государственные формы. В частности, были созданы четыре государственных фонда социального страхования:

  • • Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР). Осуществляет обязательное пенсионное страхование;
  • • Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС) и территориальные фонды обязательного медицинского страхования (ТФОМС) в регионах;
  • • Фонд социального страхования (ФСС), который осуществляет страхование временной нетрудоспособности, материнства и детства, а также несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • • Фонд занятости, осуществлявший страхование безработных и их материальное обеспечение (упразднен в 2001 г.).

В то же время определенное развитие получило и негосударственное социальное страхование, а также его частные формы. Данная структура сохраняется и сегодня.

Формы социального страхования

Применение социального страхования в различных формах обусловлено многогранностью его субъективной составляющей. Есть виды страхования, обязательные для каждого гражданина, а есть те, которые осуществляются по его волеизъявлению.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:

+7 (812) 317-60-09 (Санкт-Петербург)

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

Что это такое

Понятие формы социального страхования в России может трактоваться по-разному.

Изначально – это способ осуществления страховой деятельности, а кроме этого:

  • элемент государственной системы помощи неработоспособным гражданам, а также тем, кто самостоятельно не может себя обеспечить в силу других причин;
  • способ перераспределения доходов между различными социальными слоями;
  • разновидность защиты работоспособных граждан от всевозможных рисков;
  • способ реализации социальной политики страны.

Форма соц. страхования является основой государственных отношений в сфере управления рисками. Это то, в чем выражается само социальное страхование.

Формы – это фактические выплаты, которые получает нетрудоспособный работник, беременная или родившая женщина. Они выступают также и способом реализации нормативных актов в сфере страхования.

Для отдельной группы субъектов – это гарантия сохранения привычного образа жизни и материального обеспечения при наступлении страхового случая.

Форма социального страхования – это стоимость риска на рынке страхования, ведь она всегда воплощается в определенную сумму. Иными словами, база для установления социальной справедливости в обществе.

Основные формы социальной защиты

Какие существуют формы, их описание

По форме закрепления страхование бывает двух видов:

По субъективному составу:

  • обязательное;
  • частичное (обязательное страхование определенных лиц);
  • добровольное.

Обязательное страхование является системой государственных гарантий в случае неработоспособности, беременности, смерти человека, воспитании ребенка и при других случаях отсутствия материальных средств существования. Оно является условием реализации основных конституционных прав.

Все виды социального страхования являются государственными с точки зрения законодательства. Но если учитывать социально-политический аспект, которым обладают все формы такого предотвращения рисков, только обязательное в полной мере может считаться государственным страхованием. Ведь только оно гарантируется государством для всех.

Частичное страхование относится к обязательному, ведь аналогично выступает государственной гарантией перераспределения доходов.

Единственное отличие – оно применяется к определенной группе субъектов. Обязательное страхование осуществляется за счет специальных фондов. Их средства являются автономными и от бюджетных формируются независимо. Наполняют фонды налогоплательщики и работодатели.

При дефиците личных средств бюджет пополняется из гос. казны. Денежные средства на профессиональное страхование предоставляются также внебюджетными организациями, но формируются они только за счет выплат и налогов, которые стягиваются из работодателей и работников.

Именно поэтому люди, которые работают на вредных предприятиях, являются военнослужащими или работниками государственной системы получают заработную плату на порядок выше остальных трудящихся.

Добровольное страхование обеспечивается только персональными материальными ресурсами при наступлении предусмотренного законодательством или договором случая.

Государственное

Обязательное страхование всех работоспособных граждан является основной правовой и социально-политической гарантией для страны и общества в целом.

Без него понятия «слои населения», «справедливость» и «распределение средств» просто не существовали бы. Принято считать государственным личное страхование.

Но с юридической точки зрения только обязательное социальное страхование может быть рычагом перераспределения материальных активов среди обеспеченных и нуждающихся людей во всей стране. Личное касается только определенной группы работников, хотя и гарантируется государством.

Существуют следующие виды обязательного социального страхования:

  • пенсионное;
  • медицинское;
  • профессиональное (при несчастных случаях);
  • при утрате работоспособности, беременности и родах.

Именно эти виды страхования применяются к каждому работнику и гражданину, независимо от наличия у него собственных активов.

Добровольное

Согласно действующему законодательству добровольное страхование основывается на принципах свободы волеизъявления и солидарности. Денежные активы для него формируются независимо от государства или работодателей.

Добровольное страхование является договорным. Субъектов этой формы страхования только двое: страховщик и страхуемый.

Добровольное страхование больше остальных форм подобного обеспечения отвечает смыслу понятия «страхование». Оно не выступает частью социальной политики как обязательное. Оно существует для минимизации возникающих в процессе жизнедеятельности любого человека рисков.

Но если ранее добровольное страхование воспринималось как способ удовлетворения капризов богатых людей, то сейчас оно почти что превратилось в дополнение к обязательному страхованию. Гарантии обязательного страхования оказываются часто недостаточными и спрос на добровольное продолжает расти.

Личное

Личное страхование существует в контексте обязательного государственного. Оно применяется относительно отдельных категорий служащих. Этот вид не выступает гарантией социальных прав для всех граждан. Денежные средства для него формируются только за счет выплат работодателей.

Существуют следующие виды личного страхования:

  • пассажирское;
  • страхование жизни и здоровья госслужащих;
  • жизни и здоровья работников опасных профессий.

Личное страхование создает прямую зависимость между ценой страхования и заработной платой. Учитывая этот факт личное страхование можно расценивать как осуществляемое на добровольных началах.

Как происходят расчеты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев, рассматривается тут.

Сравнительная характеристика форм

Все формы социального страхования направлены на перераспределение денежных средств между разными слоями населения. Все формы в той или иной степени гарантируют реализацию основных конституционных прав человека. Но существуют и отличия.

Обязательное страхование гарантировано государственными санкциями за невыполнение его условий.
Оно применяется в обязательном порядке относительно каждого работающего и получающего прибыль человека или отдельной группы людей.

Добровольное осуществляется по персональному желанию. Оно применимо только к одному человеку, который в договорном порядке сам себе создает социальные гарантии.

Обязательное страхование – это минимальная гарантия денежной помощи в случае потери работоспособности. Добровольное выступает как форма 4 фсс и дополнение к обязательному страхованию в современных условиях политической и экономической нестабильности.

Формы использования средств социального страхования

Формы использования средств социального страхования – это не что иное как виды установленных выплат и компенсаций.

Для обязательного страхования они следующие:

  • различные виды пенсий, а также дотаций и надбавок к ним;
  • путевки, страховые выплаты на лечение;
  • пособия по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ним;
  • единовременное пособие при постановлении беременной на учет;
  • компенсации в случае приобретения профессиональных заболеваний и от несчастных случаев на производстве;
  • пособие на погребение (ст.1.4 ФЗ «Об ОСС»).
Читать еще:  Как оспорить брачный договор после развода

Формой использования средств добровольного страхования являются выплаты в случае наступления предусмотренного договором случая.

Их классификация

Классификация использования средств социального страхования по экономическим признакам:

  • выплаты и пособия за участие в трудовой деятельности;
  • выплаты, дотации и пособия для стимулирования трудовой деятельности работников.

Классификация по социальным признакам:

  • выплаты и льготы малоимущим;
  • расходы, связанные с обучением и переподготовкой кадров;
  • пенсии для специальных категорий граждан.

Классификация по виду реализации формы страхования:

  • денежные выплаты;
  • бесплатные или льготные услуги.

Классификация по целевой направленности:

  • для обеспечения жизнедеятельности и сохранения здоровья человека;
  • на детей;
  • на восстановление трудоспособности.

Относительно существующих субъектов выплаты классифицируются на те, которые предоставляются военным, отдельным госслужащим и частным лицам.

Очевидно, что формы социального страхования – это наиболее важные элементы социально-экономической системы любого государства. Они не гарантии права, но способ их реализации.

Про социальное страхование в системе социальной защиты населения читайте в этой статье.

Какие права и обязанности имеют страхователи как субъекты обязательного социального страхования, рассматривается здесь.

Видео: ФСС пример заполнения расчета 4-ФСС и НС без больничных и декретных

Формы и модели социального страхования

Многообразие форм социального страхования не является случайным. Оно обусловлено объективными причинами. Во-первых, многообразием задач, которые оно решает при обеспечении социальной защиты населения: от пенсионного обеспечения человека в старости до страховой защиты работников при болезни, производственном травматизме и т.п. Во-вторых, возможностью и необходимостью участия в социальном страховании государства и иных структур общества (корпораций,

Рис. 18.6. Формы социального страхования

объединений, ассоциаций работников и др.). Многообразие форм социального страхования предполагает необходимость их классификации но ряду критериев: 1) юридическому статусу; 2) организационно-правовому положению; 3) организационным формам; 4) страхуемым рискам.

В соответствии с юридическим статусом различают страхование:

В соответствии с организационно-правовым положением выделяют страхование:

Рис. 18.7. Концептуальные модели социальной защиты населения

На основе организационного критерия различают страхование:

  • • профессиональное;
  • • территориальное;
  • • корпоративное;
  • • личное.

Выделение форм социального страхования по видам социальных и профессиональных рисков в страховой форме защиты населения занимает особое место. К этим рискам, как уже отмечалось, относятся болезнь, старость, инвалидность, смерть кормильца, несчастные случаи на производстве и профессиональные заболевания, безработица и др. Защита от конкретных видов социальных и профессиональных рисков наиболее эффективно может быть организована в рамках отдельных направлений социального страхования, так как в этом случае обеспечиваются максимальный учет природы риска; более точный расчет финансовых средств, необходимых для страхования отдельных их видов; большая степень финансовой прозрачности и экономической эффективности; лучше учитывается идентичность интересов лиц, застрахованных в соответствии с конкретными видами социальных рисков (пенсионеры, безработные, временно нетрудоспособные и т.п.).

Однородность и общность интересов страхуемых – определяющее условие для солидарного перераспределения средств, когда материальное обеспечение отдельного человека при наступлении страхового случая осуществляется за счет общих средств страхового сообщества. Па основании данного критерия в системе социального страхования выделены следующие его формы (виды), которые представлены на рис. 18.6.

  • 1. Пенсионное страхование (по старости, инвалидности, потери кормильца, выслуги лет).
  • 2. Страхование безработицы.
  • 3. Медицинское страхование.
  • 4. Страхование временной нетрудоспособности (по болезни, материнству, уходу за ребенком).
  • 5. Страхование несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Выделяют две концептуальные модели социальной защиты населения – шведскую и американскую (рис. 18.7). Для шведской модели характерно социальное обеспечение, включающее в себя социальное страхование и социальную помощь, а также здравоохранение и образование, гарантируемые всем на одинаковых условиях (социальное обеспечение). Рынок в эту сферу не допускается. Это означает, что государство непосредственно обеспечивает социальную безопасность граждан, концентрируя для данных целей (само или через систему публично-правовых учреждений – страховые кассы и т.п.) необходимые финансовые и материальные ресурсы. В основе американского варианта рыночной модели социальной защиты населения лежит иной принцип: государство восполняет гражданину лишь то, что не могут для удовлетворения его потребностей сделать рынок и семья. Прямым следствием столь различных подходов является, во- первых, разный характер участия государства в социальной защите населения и, во-вторых, различный уровень социальных расходов, который несет государство в первом и во втором случае [1] .

Для России шведский вариант оказался наиболее целесообразным из-за неразвитости рыночных механизмов,

Рис. 18.8. Основные организационные формы фондов социального страхования

слабой организованности населения. Кроме того, уход государства из социальной сферы привел бы к непредсказуемым последствиям, поэтому на данном этапе становления национальной системы социального страхования преимущественное развитие получили его государственные формы. В частности, были созданы четыре государственных фонда социального страхования:

  • • фонд пенсионного страхования – Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР);
  • Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС) с территориальными фондами обязательного медицинского страхования (ТФОМС) в регионах;
  • Фонд социального страхования (ФСС), который осуществляет страхование временной нетрудоспособности, материнства и детства, а также несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • • Государственный фонд занятости (упразднен в 2001 г.). Данный фонд осуществлял страхование безработных и их материальное обеспечение.

В то же время определенное развитие получили негосударственное социальное страхование, а также его частные формы.

По критерию организации формирования и использования фондов социального страхования и степени их автономности можно выделить государственную и коллективную (негосударственную) системы социального страхования. При государственной системе фонды социального страхования полностью находятся в ведении государства. В коллективной системе государство создает нормативно- законодательную базу и контролирует деятельность фондов, оставляя формирование и расходование фондов в ком-

Рис. 18.9. Схема основных моделей социального страхования

Рис. 18.10. Характеристика модели Бисмарка [2]

петенции негосударственных организаций страховщиков. При этом в первом случае средства фондов ассоциированы и консолидированы с государственными бюджетами и могут быть использованы для финансирования разных государственных потребностей в социальной сфере вне социального страхования. Во втором случае фонды независимы от государственных бюджетов (автономны) и могут быть государственными или находиться в ведении организаций взаимного страхования и частных страховых компаний (рис. 18.8). Развитие указанных систем социального страхования зависит от выбора страховщиков. Например, в Великобритании основным элементом является Национальный страховой фонд, который ассоциируется с государственным бюджетом. В Германии социальное страхование больше носит коллективный характер и осуществляется организациями взаимного страхования, поэтому основным элементом являются кассы взаимного страхования. Кроме того, существуют смешанные модели организации социального страхования, в которых представлены элементы государственной и негосударственной (коллективной) систем (Япония, Франция, Швейцария).

Если рассматривать исторически развитие национальных систем социального страхования, то можно выделить три основные модели: модель Бисмарка, модель Бевериджа и советскую модель [3] . Эти модели представлены на рис. 18.9. Модель Бисмарка. Германскую модель социального страхования часто называют моделью Бисмарка (рис. 18.10). Она имеет следующие базовые характеристики.

  • 1. Максимальный учет при организации социального страхования природы трудовых отношений. Предназначение обязательного социального страхования состоит в сохранении для застрахованных работников в случае наступления социальных рисков достигнутого уровня и качества жизни, а также социального статуса. Для этого размер страховых взносов и выплат ориентирован на замещение заработной платы при наступлении страховых случаев, а также на предоставление качественной медицинской помощи и реабилитационных услуг. Необходимой предпосылкой стабильного функционирования социального страхования служит договорное профессиональное и межотраслевое регулирование заработной платы.
  • 2. Оптимальное сочетание интересов субъектов правоотношений при организации социального страхования: личной ответственности работников и работодателей, их солидарной взаимопомощи, что воплощается в распределении страховой нагрузки между работниками и работодателями на паритетной основе, при этом размер пенсий и пособий зависит от размера заработной платы, величины страховых платежей и продолжительности страхового (трудового) стажа.
  • 3. Организация социального страхования но отдельным видам социальных рисков, что достигается с помощью такой правовой формы, как товарищества взаимного страхования (ТВС), в которых ключевую роль играют работодатели и работники. Их полномочные представители определяют размеры страховых тарифов, формируют политику по созданию страховой, социальной и медицинской инфраструктуры, организуют процесс управления деятельностью исполнительных органов (страховщиков).
  • 4. Сочетание универсального и дифференцированного подходов при определении финансовой нагрузки и размеров страховых тарифов. Реализация идеи социальной поддержки уязвимых (более нуждающихся) групп работников находит свое выражение в одинаковых для всех категорий занятых долей отчислений на социальное страхование. Дифференцированный межотраслевой подход осуществляется с помощью гибких тарифов, позволяющих компенсировать затраты, связанные с различным грузом последствий социальных (профессиональных) рисков в зависимости от вредности или опасности условий труда, а также от состояния (качества) используемой рабочей силы.

Социальное страхование по модели Бисмарка основывается на профессионально-трудовой социальной солидарности и благодаря этому отличается высокой надежностью предоставления качественной медицинской и реабилитационной помощи, высоким уровнем страховых выплат (пенсий и пособий), демократичностью управления и прозрачностью финансовых потоков. Товарищества взаимного страхования действуют на основе самоуправления, самофинансирования и некоммерческого хозяйствования под общим государственным правовым контролем [4] .

Автономность финансов социального страхования по модели Бисмарка призвана обеспечивать сущностные характеристики данного вида социальной защиты:

  • • величина накопленных средств в каждый конкретный момент времени соответствует взятым страхователями обязательствам;
  • • выплаты не могут превышать установленного соотношения между выдаваемыми пособиями и поступлениями;
  • • методы и правила страхования социальных рисков, а также устанавливаемые правила страховой техники и актуарные расчеты дают возможность с достаточной точностью определить, какие единовременные пособия или периодические выплаты могут быть произведены.

Модель Бисмарка предусматривает способы покрытия дефицита средств путем образования необходимых резервов и перестрахования рисков.

Модель Бевериджа. Концептуальной основой английской системы социального страхования стала доктрина социальной солидарности У. Бевериджа (1942) сочетающая в себе меры государства, которые обеспечивают гарантированный минимальный уровень социальной защиты и преимущества социального страхования (рис. 18.11). Важнейшие черты модели Бевериджа:

Рис. 18.11. Характеристика модели Бевериджа [5]

  • 1) трехуровневый тип социальной защиты. Ответственность основных субъектов правоотношений в данной модели распределена по схеме: а) государство – базовые гарантии социальной защиты всего населения; б) работодатель – социальное (профессиональное) страхование наемных работников (в котором частичное участие принимает работник); в) работник – дополнительное личное страхование;
  • 2) ориентация государственных социальных гарантий на прожиточный минимум; дополнительного профессионального страхования – на замещение (компенсацию) заработка; дополнительного добровольного личного страхования – на реализацию имеющихся личных возможностей в интересах собственной социальной защиты;
  • 3) обеспечение государством трех базовых условий жизнедеятельности населения – государственное здравоохранение, предоставление равных возможностей для воспитания детей семьям с разными доходами (пособия на детей), предотвращение массовой безработицы;
  • 4) необходимость повышения роли государства в социальной сфере. Для этого осуществляется принятие мер по предотвращению массовой безработицы, развитие системы государственного вспомоществования, введение государственной службы здравоохранения, гарантирующей предоставление всем слоям населения бесплатной медицинской помощи;
  • 5) семейные пособия и национальная служба здравоохранения финансируются из госбюджета, прочие меры социальной защиты – за счет отчислений самих работников и работодателей, а также субсидий государства;
  • 6) государственные выплаты призваны обеспечить минимальный социально приемлемый уровень доходов.
  • [1] См.: Павлюченко В. Г. Социальное страхование. С. 31.
  • [2] См.: Роик В. Д. Указ. соч. С. 96.
  • [3] См.: Роик В. Д. Основы социального страхования: организация, экономика и право. С. 90–98.
  • [4] См.: Элементы системы социального обеспечения в условиях социально ориентированной рыночной экономики. На примере Федеративной Республики Германия / Общество теории и практики страхования. Кельн, 1992. С. 8-84.
  • [5] Автор данной модели английский экономист Уильям Генри Беверидж (1879–1963). См.: Beveridge W. Social insurance and allied services. L., 1942.

Формы социального страхования

Социальное страхование существует в двух формах: обязательного и добровольного.

Обязательное социальное страхование является особой разновидностью государственных социальных гарантий, обеспечиваемых через целевые внебюджетные (государственные или общественные) фонды. В случае дефицита этих фондов государство оказывает им поддержку из средств бюджета. Таким образом, оно выступает гарантом финансовой устойчивости этих фондов и реализации программ обязательного социального страхования.

Читать еще:  Полис накопительного страхования жизни отзывы

Добровольное социальное страхование строится на принципах коллективной солидарности и самопомощи при отсутствии страховой поддержки государства (государственного бюджета). Отличительными чертами этой формы социального страхования являются демократизм управления страховыми фондами, наиболее полная реализация принципа самоуправления, социальное партнерство работодателей и наемных работников, тесная зависимость страховых выплат и программ от уровня доходов страхователей.

Фонды добровольного социального страхования рассматриваются не как альтернатива обязательного страхования, а как дополнение к нему. Взаимное дополнение этих фондов позволяет компенсировать недостатки одного вида страхования достоинствами другого.

Социальные страховые фонды образуются за счет основных источников: страховых взносов застрахованных, страховых взносов предпринимателей и субсидий государства.

Взносы застрахованных представляют собой прямой вычет из их дохода. По существу, это прямой целевой налог. Ставка взноса в большинстве развитых стран устанавливается в процентах к валовому заработку и является пропорциональной независимо от величины дохода. При этом предусматривается минимальный и максимальный доход, с которого взимаются взносы. Взносы с работодателей взимаются в процентах не к общему фонду заработной платы занятых, а к заранее установленной максимальной валовой заработной плате, т.е. суммы, превышающие этот максимум, не учитываются.

Субсидии государства фондам социального страхования включают взносы за неработающих граждан, военнослужащих и государственных служащих, дотации на возмещение дефицита бюджетов этих фондов и налоговые льготы. В последнее десятилетие возрастает значение нового источника финансирования фондов обязательного социального страхования — доходов от капитализации взносов.

Средства социального страхования используются в виде денежных выплат, финансирования услуг и предоставления льгот.

Наибольшее социально-экономическое значение принадлежит денежным выплатам, которые занимают первое место и по объему ресурсов. Денежные выплаты представлены пенсиями и пособиями, имеющими целевую направленность как по характеру использования, так и по контингенту получателей.

Пенсия — это гарантированная денежная выплата для обеспечения граждан в старости, в случае полной или частичной нетрудоспособности, потери кормильца, а также в связи с установленным стажем работы в определенных сферах трудовой деятельности. Из пенсионных фондов, создаваемых за счет взносов работодателей и работников, трудящиеся и их семьи получают материальное обеспечение при наступлении страхового случая.

Право на государственную страховую пенсию приобретается при наличии определенного трудового (страхового) стажа и при уплате страховых взносов в государственный Пенсионный фонд. Размер пенсий, как правило, соизмеряется с прошлым заработком и устанавливается в процентах к нему на общих основаниях или на льготных условиях.

Социальные пенсии выплачиваются нетрудоспособным гражданам при отсутствии у них права на страховую пенсию. Размеры этих пенсий определяются по категориям получателей в процентах к минимальной пенсии по возрасту.

Пособие — это гарантированная денежная выплата при временном перерыве в работе (первая группа пособий), а также для компенсации повышенных расходов, возникающих в определенных случаях (вторая группа). В первую группу входят пособия по временной нетрудоспособности, по безработице, по уходу за ребенком после его рождения, пособие по беременности и родам. Вторую группу составляют пособия, выплачиваемые при рождении ребенка и на погребение умершего работника или члена его семьи.

Особое место среди пособий по социальному страхованию занимает пособие по безработице, которое выплачивается из Государственного фонда занятости населения и негосударственных фондов страхования от безработицы.

Финансирование услуг, предоставляемых через социальное страхование, должно удовлетворить ряд потребностей нетрудоспособных и безработных граждан. Эта форма использования средств социального страхования включает оплату лечебно-профилактической помощи и лекарств, содержание домов-интернатов, возмещение затрат на организацию лечения и отдыха застрахованных граждан и членов их семей, профориентацию и переподготовку безработных и инвалидов, их трудоустройство и социальную реабилитацию.

Назначение льгот связано с получением конкретного материального блага или услуги по льготным ценам. В силу этого льготы занимают промежуточное положение между натуральным и денежным распределением. Они дают возможность увеличения располагаемых доходов отдельных групп населения.

Формирование современной системы социального страхования в России включает создание государственных внебюджетных фондов страхования от важнейших социальных рисков, а также образование негосударственных пенсионных, страховых и других фондов. Государственные внебюджетные фонды обеспечивают защиту конституционных социальных прав граждан в условиях рыночной экономики и включают — Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, фонды обязательного медицинского страхования и Государственный фонд занятости населения России.

Становление государственных внебюджетных фондов социального страхования в период экономических реформ обусловило сокращение роли государственного бюджета в финансировании социальных расходов. Однако финансовое положение фондов социального страхования в РФ характеризуется неустойчивостью, что связано с нестабильностью экономики России в переходный период и с проблемой сбора страховых взносов. Это порождает противоречие между растущими социальными потребностями населения (особенно в годы кризиса) и сокращением ресурсных возможностей внебюджетных фондов.

Доходы фондов зависят от ставки страховых взносов и величины фонда оплаты труда в народном хозяйстве страны, который равен произведению средней заработной платы на численность работающего населения.

Оба эти показателя в годы реформ сокращаются, чему способствует также рост теневой экономики. Уровень же ставок социальных страховых взносов в последние годы оставался практически неизменным. В результате общие расходы государственных внебюджетных фондов в реальном исчислении постоянно сокращаются.

Один из путей решения финансовых проблем этих фондов связан с ростом ставок страховых социальных платежей, однако пока не предполагается увеличивать их. Напротив, ставится цель уменьшения «налогового бремени» российских предприятий: на социальные страховые взносы уже приходится 25% их обязательных платежей.

Возможно также увеличение уровня страховых взносов работников в данные фонды с 1% заработной платы (взносы в Пенсионный фонд РФ) до 3-5% заработка. Кроме того, можно увеличить уровень самофинансирования отдельных внебюджетных фондов за счет части их резервов, направляемых в инвестиционные проекты и банковские депозиты при отсутствии задолженности перед населением по социальным выплатам из этих фондов.

Рост доходов внебюджетных фондов социального страхования также зависит от уровня собираемости социальных страховых взносов с предприятий и организаций. Каждый фонд самостоятельно собирает собственные социальные платежи, что связано со многими проблемами. Поэтому Министерством по налогам и сборам предлагается передать сбор взносов ему. Это, по мнению налоговых органов, позволит сократить управленческие расходы фондов социального страхования и повысить уровень собираемости взносов.

Другое предложение предусматривает образование самими фондами единой службы, которая собирала бы страховые взносы и затем распределяла их по отдельным фондам. Необходимость реорганизации системы сбора взносов в фонды социального страхования связана и с регистрацией страхователей: в государственной налоговой службе регистрируется больше налогоплательщиков, чем в фондах социального страхования.

Специалисты предлагают также включить фонды социального страхования в состав государственного бюджета, т.е. преобразовать их в целевые бюджетные фонды. Это, возможно, облегчит Правительству РФ решение текущих проблем бюджетного дефицита и государственного долга, однако консолидация данных фондов в госбюджете не сможет улучшить их финансовое положение. Напротив, возрастет вероятность образования дефицита и увеличения задолженности перед получателями пенсий и пособий.

Поэтому фонды социального страхования РФ должны сохранить внебюджетный статус. Федеральные законодательные органы и Правительство России обязаны осуществлять контроль за доходами и расходами этих фондов.

Важной проблемой пенсионного обеспечения в России является низкий уровень пенсий при высоком размере ставок страховых взносов в этот фонд (29% к фонду оплаты труда). В годы реформ средний размер пенсий составляет 35-37% от средней заработной платы в стране, а уровень дифференциации пенсий снизился до 1:1,5. Это не отражает реальную дифференциацию заработной платы, которая составляет 1:25, и не соответствует нормативам, установленным в пенсионном законодательстве РФ.

Финансовый дефицит не позволяет Пенсионному фонду решать одновременно две задачи: поддержание минимальных пенсий на уровне прожиточного минимума и обеспечение оптимальной дифференциации выплачиваемых пенсий.

Пенсионный фонд пытался разрешить это противоречие в период высокой инфляции, используя попеременно линейную индексацию пенсий и единовременные компенсационные выплаты всем пенсионерам в одинаковом или регрессивном размере. Однако решение указанных задач становится все более трудным при постоянном сокращении объема фонда.

Главное направление пенсионной реформы в РФ связано с формированием трехуровневой системы пенсионного обеспечения, включающей социальную пенсию, трудовую (страховую) пенсию и негосударственную пенсию (выплачиваемую фондами профессионального или личного пенсионного страхования).

Базовая, или социальная, пенсия должна обеспечивать минимальные государственные гарантии социального обеспечения для всех граждан независимо от трудового стажа. Она не должна выплачиваться работающим гражданам пенсионного возраста. Трудовая (страховая) пенсия будет выплачиваться всем наемным работникам и другим лицам, подлежащим обязательному пенсионному страхованию.

Пенсия, связанная с трудовым увечьем или профессиональным заболеванием, должна выплачиваться специальной страховой системой за счет обязательных взносов работодателей. Льготные пенсии должны быть межгосударственными и выплачиваться посредством дополнительного профессионального пенсионного страхования (обязательного или добровольного). Государственные трудовые пенсии должны основываться на распределительно-накопительных принципах с использованием индивидуальных счетов работников.

Раздельное существование фондов социального и обязательного медицинского страхования в России, вызванное историческими условиями, имеет негативные последствия: финансовый дефицит фондов обязательного медицинского страхования и расходов общественного здравоохранения, дублирование органов управления фондами и рост расходов в системе обязательного страхования здоровья, трудности реализации единой политики социального страхования и здравоохранения.

Система обязательного медицинского страхования объединяет Федеральный фонд, региональные фонды ОМС, свыше 1000 их филиалов и более 500 страховых медицинских организаций различных форм собственности. Было бы дешевле и надежнее в переходный период осуществлять обязательное медицинское страхование через государственную систему страхования здоровья, а добровольное медицинское страхование сосредоточить в системе частных страховых компаний.

Страховые медицинские компании имеют право одновременно участвовать в обязательном медицинском страховании, которое по закону является некоммерческой деятельностью, и в добровольном медицинском страховании, являющемся разновидностью страхового бизнеса. Таким образом, экономический и правовой статус страховых медицинских компаний противоречив. Это удорожает систему обязательного медицинского страхования и делает ее менее надежной. В разных регионах России используются четыре модели организации обязательного медицинского страхования с различной степенью участия в нем страховых компаний. Полезен опыт Республики Татарстан, в которой обязательное медицинское страхование организовано только через систему государственных страховых институтов — больничных касс, а частные страховые компании заняты в добровольном медицинском страховании.

Другое направление стабилизации финансового положения системы обязательного медицинского страхования связано с введением страховых взносов для работников, предусмотренным в Законе о медицинском страховании. Дефицит финансовых ресурсов обязательного медицинского страхования ведет к неполному финансированию его территориальных программ.

Другая проблема использования Государственного фонда занятости в РФ связана с корректировкой его региональных и федеральных частей. Это соотношение составляет примерно 80:20. Однако уровень безработицы имеет существенные региональные различия. В связи с этим целесообразно установить дифференцированные соотношения региональных и федеральной частей Государственного фонда занятости в субъектах Федерации для более оперативного решения острых проблем региональной безработицы.

Существенным фактором совершенствования системы страховых взносов должна стать дифференциация тарифов в зависимости от величины расходов по каждому виду страхования. Эта величина обусловлена уровнем общей и профессиональной заболеваемости, производственного травматизма и других социальных и профессиональных рисков. Дифференциация тарифов будет побуждать работодателя принимать меры по улучшению условий и охраны труда, по профилактике и снижению заболеваемости работающих. Постепенное расширение участия работников в уплате страховых взносов по мере роста реальных доходов населения позволит повысить роль личных доходов в решении социальных проблем.

При достижении устойчивого экономического роста, трансформации российской экономики в социально ориентированное рыночное хозяйство смешанного типа социальное страхование наряду с государственными бюджетными гарантиями станет основой современной системы социальной защиты населения, сводя к минимальным показатели нищеты и малообеспеченности населения страны.

Особенности современных форм социального страхования

Зарубежный и российский опыт применения и развития различных форм социального страхования, результативные исследования наших ученых позволяют выделить его основные организационно-правовые формы, которые можно осуществить по следующим основным признакам:

  • * установление и реализация социально-страховых отношений в силу предписаний закона или свободного волеизъявления страхователя и страховщика;
  • * степень централизации процессов организации, осуществления и контроля социального страхования;
  • * уровни хозяйствования и управления, субъекты которых являются носителями социально-страхового интереса.
  • 2.

Источники:

http://mir-fin.ru/sozialnoe_strahovanie.html
http://ozlib.com/808408/sotsium/klassifikatsiya_form_sotsialnogo_strahovaniya
http://prostrahovanie24.ru/soc/formy.html
http://studme.org/72905/strahovoe_delo/formy_modeli_sotsialnogo_strahovaniya
http://studwood.ru/968251/bankovskoe_delo/formy_sotsialnogo_strahovaniya

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector
×
×
×
×