42 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Организация совместного предприятия с иностранными

Причины и порядок создания совместного предприятия

Деловые партнеры из разных стран хотят объединить свои усилия и финансы для обоюдной выгоды: позволяет ли такое сотрудничество российское законодательство? Да, совместное предпринимательство – достаточно распространенный вид хозяйствования и сотрудничества, то есть развития внешнеэкономических отношений.

Рассмотрим порядок организации совместного предприятия (СП) в современных отечественных реалиях, уточним цели и возможные формы его создания, проследим этапы, которые необходимо для этого пройти. В статье будет проанализирована структура совместного предприятия и факторы, касающиеся налогообложения такой деятельности.

Что означает термин «совместное предприятие»

В правовом поле термин «совместное предприятие» не имеет строгого определения. Так можно назвать и способ хозяйствования, и форму сотрудничества, и конкретную экономическую структуру. Анализируя основной смысл данной деятельности, можно дать следующее определение СП.

Совместное предприятие – это самостоятельная экономическая единица, в которой иностранный и отечественный капитал сливаются для получения обоюдной прибыли. Другими словами, это финансовое сотрудничество российских предпринимателей с зарубежными.

Характерные признаки совместного предприятия:

  • совместная собственность, совместные ресурсы, совместная прибыль;
  • управление и распределение рисков тоже совместное;
  • основные средства находятся на отечественной территории, но принадлежат всем сторонам СП;
  • права на произведенные товары или оказанные услуги равные у российских и зарубежных контрагентов;
  • реализовать продукцию можно в любой сотрудничающей стране или сразу в нескольких;
  • деятельность СП подчиняется законам Российской Федерации;
  • СП обладает такими же правами и обязанностями, как и любое другое юридическое лицо на территории РФ.

СПРАВКА! Понятие, полностью синонимичное совместному предприятию, но являющееся более современным – «предприятие с иностранными инвестициями». Законодательно на сегодняшний день организация СП регламентирована Федеральным законом РФ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 09.07.1999 года № 160-ФЗ.

Ключевые цели создания совместного предприятия

Любое инвестиционное сотрудничество, прежде всего, предусматривает обоюдную финансовую выгоду, причем не только личную, но и общегосударственную. Помимо этой очевидной цели, совместное предприятие создается ради решения таких задач, как:

  • добавление на отечественный рынок новых товаров и услуг;
  • привлечение инвестиционных вливаний в экономику страны;
  • расширение экспортной сети, эффективный выход на иностранные рынки;
  • сокращение доли импортной продукции за счет производства аналогичной на своей территории (импортозамещение);
  • расширение территории для сбыта, поиск новых партнеров;
  • более открытый доступ к различным ресурсам;
  • облегчение модернизации и внедрения инноваций;
  • снижение рисков (общий риск делится на количество партнеров);
  • совершенствование налоговой системы и др.

Формы совместных предприятий

Участвовать в капитале другой страны можно по-разному. Законы РФ не запрещают любых форм внешнеэкономического сотрудничества. Совместное предприятие можно разделить по следующим критериям:

  1. По размеру участия иностранного капитала: инвестор из другой страны финансирует деятельность частично или полностью:
    • если доля финансовых инвестиций составила 100%, то при регистрации СП понадобится личное присутствие руководителя инвестирующей фирмы (или всех руководителей, если в СП несколько членов);
    • если другие страны финансируют СП только частично, их представителей можно ввести в состав правления нового юрлица путем внесения доли в инвестиционный капитал.
  2. По типу представителя:
    • СП создается с иностранной компанией, то есть юрлицом;
    • иностранным партнером становится предприниматель – физическое лицо.
  3. По организационно-правовой форме:
    • общество с ограниченной ответственностью;
    • акционерное общество;
    • простое товарищество;
    • инвестиционное товарищество;
    • возмездное оказание услуг по договору;
    • работа по договору агентской деятельности.

Этапы создания совместного предприятия

Прежде чем возникнуть, совместное предприятие должно пройти ряд обязательных с точки зрения логики и отечественного права шагов:

  1. Выяснение совместных задач будущих партнеров, согласование целей.
  2. Экономический анализ потенциального СП: расчет затрат и возможных прибылей, исчисление рентабельности, срока окупаемости финансовых вложений.
  3. Выбор конкретных партнеров для совместного предпринимательства.
  4. Подписание договора о намерениях.
  5. Сбор необходимого пакета документов.
  6. Разработку учредительных документов создаваемого СП.
  7. Регистрацию СП в соответствии с выбранным правовым статусом.

Что необходимо для создания совместного предприятия

Чтобы начать процедуру создания СП, нужно точно определиться относительно ключевой информации, необходимой для этого действия в соответствии с отечественными законами:

  • название предприятия, включающее его организационно-правовой статус (АО, ООО и т.п.);
  • виды деятельности, которыми планирует заниматься совместное предприятие (в России они позиционируются в кодах ОКВЭД);
  • информация о лицах, учреждающих предприятие (физических или юридических);
  • размер будущего уставного капитала и его форма (денежная и/или натуральная);
  • доля участия каждого партнера в уставном капитале;
  • актуальный юридический адрес (по месту госрегистрации);
  • личные данные руководящего звена СП (директора и главного бухгалтера);
  • предпочитаемая система налогообложения.

Налогообложение совместного предприятия

В совместном предприятии можно пользоваться любой налоговой системой. По умолчанию, если специально не оговорить это при регистрации, будет применена общая.

Самая популярная – упрощенная система – вправе использоваться, если доля иностранного инвестора меньше четверти всего капитала (до 24%). Перейти на нее можно сразу после регистрации.

Структура совместного предприятия

Законодательство разрешает определять ее самостоятельно. Обычно она соответствует общепринятой структуре выбранной организационно-правовой формы. Рассмотрим ее на примере одной из самых распространенных форм СП – акционерного общества:

  1. Высший орган управления – собрание всех акционеров.
  2. Совет директоров – осуществляет управление между общими собраниями. Количество директоров должно быть нечетным (для возможности принятия решения голосованием), их должно быть 3 и более в ЗАО, и более 5 – в АО.
  3. Правление – утверждается советом директоров.
  4. Генеральный директор – назначается из числа директоров на общем собрании учредителей. Он является официальным представителем СП во всех инстанциях. Его подпись правомочна на любых документах, кроме прямой компетенции правления и совета директоров.
  5. Ревизионная комиссия – периодически проверяет финансы и отчетность предприятия.

Риски создания и функционирования совместного предприятия

Плюсы совместной экономической деятельности очевидны, они определяются поставленными задачами. Но если «что-то пойдет не так»? На какие негативные стороны СП нужно обратить внимание? Недостатки, характерные для совместного предпринимательства:

  • меньшая степень свободы в принятии решений и осуществлении действий;
  • сложность полноценного партнерства с потенциальными конкурентами инвесторов («враг моего друга – мой враг»);
  • рассекречивание ноу-хау (особенно в случае расставания партнеров);
  • частое ощутимое несоответствие капиталов компаний и, как следствие, разные «весовые категории», то есть разный уровень и цена риска;
  • финансовая и репутационная взаимозависимость;
  • возможность поглощения более сильной компанией.

На эффективность деятельности СП в негативную сторону могут сильно повлиять некоторые факторы, во многом являющиеся следствием различия экономических моделей и образа мышления иностранных партнеров:

  • неверное понимание партнерами целей и задач СП (или их умышленное искажение одной из сторон);
  • существующие или возникающие в процессе взаимодействия конфликты;
  • разногласия, обусловленные разницей культур, стилем предпринимательства и управления;
  • недостаток искренности и откровенности у партнеров, особенно на первых стадиях СП.

Совместное предприятие с иностранными инвестициями в 2020 году

Иностранные инвестиции (в виде нефинансовых активов и финансовых вложений) в экономику РФ на сегодняшний день играют важную роль. Россия имеет достаточно высокую инвестиционную привлекательность. В связи с этим открываются совместные предприятия с иностранными инвестициями. Совместное предприятие – это предприятие, любой организационно-правовой формы, образованное двумя и более юридическими и (или) физическими лицами, сформированное для цели ведения рентабельного бизнеса. Рассмотрим основные преимущества и недостатки вложений иностранных инвестиций.

Нормативное регулирование совместного предприятия с иностранными инвестициями

Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 N 129-ФЗ регулирует порядок создания и регистрации юридических лиц и ИП в том числе совместные с иностранными инвесторами

«Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 26.01.1996 N 14-ФЗ регулирует порядок создания и ликвидации предприятий (что применимо, в частности, к совместным предприятиям)

Постановление Правительства РФ от 30.06.1995 N 657 «О Российском центре содействия иностранным инвестициям при Министерстве экономики Российской Федерации»

Постановление Госкомстата РФ от 26.07.1995 N 106 «Об утверждении форм федерального государственного статистического наблюдения за внешнеэкономической деятельностью»

Налоговый кодекс Российской Федерации часть 2 (НК РФ ч.2) 5 августа 2000 года N 117-ФЗ

Цели открытия совместного предприятия

Совместное предприятие на территории РФ может быть любой организационно-правовой формы, предусмотренной законодательством. Мировое сотрудничество рассматривает реализацию основной цели предпринимательской деятельности – финансовый эффект. Для достижения этой цели, совместное предприятие создается реализации таких задач:

  • внедрение на новый рынок товаров и услуг
  • привлечение инвестиций в экономику страны
  • увеличение экспорта товаров посредством выхода на иностранные рынки
  • импортозамещение
  • расширение территории рынка, новые партнерства
  • открытый доступ к новым ресурсам
  • упрощения модернизации и использования инноваций
  • снижение виляния факторов рисков (общий риск делится на количество партнеров)
  • совершенствование налоговой системы

Ограничения для иностранных инвесторов

Существуют определенные ограничения для цели обеспечения защиты национальных интересов РФ, но при этом формирование благоприятного климата для иностранных инвесторов. Законодательством установлены такие ограничения, как в области обеспечения обороны страны и безопасности государства и список включает в себя 45 видов деятельности (ст.6 Закона №57-ФЗ). Законом предполагается согласования и установление контроля иностранного инвестора над организацией.

Открытие совместного предприятия

Создание и ликвидация организации с иностранным капиталом регулируется ГК РФ. Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями с иностранным капиталом, подлежат государственной регистрации в порядке, определяемом федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц.

Регистрационные данные включаются в ЕГРЮЛ для общего ознакомления. Юридическое лицо считается созданным, а данные о юридическом лице считаются включенными в ЕГРЮЛ со дня внесения соответствующей записи в этот реестр.

Государственная регистрация осуществляется в срок не более 5 рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган и осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа.

Документы по регистрации могут быть направлены почтовым отправлением, представлены лично, через нотариуса в форме электронных документов, подписанных электронной подписью нотариуса, через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, а также направлены в форме электронных документов, подписанных электронной подписью, через Госуслуги. Представление документов в регистрирующий орган лично или через МФЦ осуществляется заявителем или его представителем на основании нотариально заверенной доверенности, с ее приложением к представляемым документам.

К оформлению документов для регистрации установлены Правительством РФ. При этом заявитель указывает паспортные данные или данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при наличии).

При государственной регистрации при создании юридического лица представляются:

  • подписанное заявителем заявление о государственной регистрации
  • решение о создании юридического лица в виде протокола, договора
  • учредительные документы юридического лица
  • выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны или другое по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица – учредителя
  • документ об уплате государственной пошлины.

При регистрации юридического лица заявителями могут быть следующие физические лица:

  • руководитель действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица
  • учредитель или учредители юридического лица при его создании
  • руководитель юридического лица, выступающего учредителем
  • конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии при ликвидации

Датой представления документов при государственной регистрации является день их получения регистрирующим органом. В день получения документов орган выдает расписку в получении документов с указанием перечня и даты получения заявителю.

Регистрирующий орган должен обеспечить учет и хранение всех представленных документов и не должен требовать представление документов не установленных Федеральным законом.

Читать еще:  Валовой доход предприятия это

Проверка достоверности сведений, включаемых или включенных ЕГРЮЛ, проводится в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности, посредством:

  • изучения имеющихся документов и сведений и возражений заинтересованных лиц, а также документов и пояснений, представленных заявителем;
  • получения объяснений от лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проверки
  • получения справок и сведений в соответствии с проведением проверки
  • проведения осмотра объектов недвижимости
  • привлечения специалиста или эксперта

Государственная регистрация не может быть осуществлена в случае установления недостоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ. Если у регистрирующего органа имеются основания для проведения проверки достоверности сведений он вправе приостановить государственную регистрацию до дня окончания проведения проверки достоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ, но не более чем на один месяц. Срок для представления заявителем документов и пояснений не может быть менее чем пять дней.

Ответы на распространенные вопросы

Вопрос №1: Когда организация приобретает статус организации с иностранными инвестициями?

Ответ: Такой статус организация приобретает со дня вхождения в состав ее участников иностранного инвестора и с этого дня организация и иностранный инвестор пользуются правовой защитой, гарантиями и льготами как организации с иностранными инвестициями. Коммерческая организация утрачивает статус коммерческой организации с иностранными инвестициями со дня выхода иностранного инвестора из состава ее участников.

Вопрос №2: Как производится оценка вложения капитала в уставный (складочный) капитал коммерческой организации с иностранными инвестициями?

Ответ: Оценка вложения капитала осуществляется в валюте РФ.

СОВЕТЫ ЭКСПЕРТОВ: Юридические аспекты организации совместных предприятий

В основе современной мировой экономики лежат процессы интеграции и международной кооперации. Несмотря на политические разногласия, Россия не утратила свой интерес к равноправному участию в глобальной экономике. Кроме того и российский рынок остается привлекательным для зарубежных партнеров. Российские предприятия уверенно выходят на рынки других стран, что способствует обмену опытом, развитию научно-технического потенциала, привлечению капитала, позволяет повысить эффективность производства за счет международного разделения труда.

Одна из самых распространенных форм кооперации — создание совместных предприятий, в которых участвуют национальные и иностранные организации. На сегодняшний день, создание совместных предприятий является наиболее распространенной формой привлечения прямых иностранных инвестиций.

О законах, регламентирующих деятельность совместных предприятий, регистрации совместных и организационно-правовых формы совместных предприятий, рассказывает генеральный директор ООО «СИБИРСКАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ» Сергей Карпекин.

«СИБИРСКАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ» работает на рынке правовых услуг более двадцати лет и имеет значительный опыт создания и сопровождения деятельности совместных предприятий.

Прежде чем говорить о создании совместных предприятий, нужно понимать, что это такое. Термин «совместное предприятие» — не юридический, а скорее обиходный, экономический.

Совместное предприятие – это любые виды юридических лиц и неправосубъектных организаций, а также договорные формы осуществления совместной деятельности, участниками которых на равных началах являются иностранные и национальные инвесторы.

Мнения по поводу, какие организационные формы могут относиться к совместным предприятиям, могут быть разными. Некоторые относят к совместным предприятиям филиалы и даже 100% дочерние предприятия, но я считаю, что если на территории России действует 100% иностранное предприятие, то говорить о какой-то совместной деятельности российских и иностранных инвесторов достаточно сложно.

Существуют договорные формы совместной деятельности иностранных и российских предприятий. Есть достаточно много успешных примеров, когда начало совместной деятельности начиналось не с создания фирм и корпораций, а с заключения соглашений. Это удобно, когда нужно реализовать проект, получить результат и на этом совместная деятельность заканчивается.

Одной из таких форм является «консорциум» – организационная форма временного объединения независимых предприятий и организаций с целью координации их предпринимательской деятельности. В данном случае можно говорить о международном консорциуме. Очень многие известные предприятия, такие как: Chrysler, General Motors, Toyota, начинали реализовывать свои совместные проекты с создания международного консорциума.

Эту форму можно использовать на старте проекта, когда необходимо понимание: способны ли партнёры действовать совместно, либо они находятся на разных уровнях понимания целей и задач и до создания совместного предприятия им нужно еще двигаться.

Если же все-таки говорить о совместном предприятии как о юридическом лице, то первое, что важно – это вопрос юрисдикции.

Мировая экономика так устроена, что любое предприятие находится под юрисдикцией того или иного государства. Соответственно когда мы говорим о совместно предприятии, то вопрос юрисдикции становится ключевым.

Практика показывает, что на протяжении многих лет, при реализации совместных проектов, в том числе и на территории России, бизнесмены выбирали юрисдикцию иностранных государств. В первую очередь это связано с тем, что юрисдикция других государств более гибкая, что позволяет партнерам более точно регулировать взаимоотношения в бизнесе.

Поэтому сегодня популярна такая схема: зарубежные и российские инвесторы объединяются под иностранной юрисдикцией, например на Кипре, создают там совместное предприятие, а в Российской Федерации уже действует 100 % дочернее предприятие.

Тем не менее, ситуация на российском рынке постепенно меняется. В 2015 году произошли серьезные изменения в законодательстве. Появляются достаточно хорошие возможности для создания совместных предприятий под российской юрисдикцией.

Если совместное предприятие создается российским предпринимателем с целью экспорта своей продукции, то, как показывает опыт нашей работы, логичнее создавать совместные предприятия там, где эта продукция будет реализовываться.

Большая часть совместных предприятий на территории России, кроме сырьевого сектора, были созданы для того, чтобы осваивать наш рынок.

Многие известные компании — Mars, Harris и другие — хотели реализовывать в России свою продукцию. Не зная местной специфики, они находили местного партнёра с небольшой долей участия, и создавали так называемое совместное предприятие. Целью этого предприятия было войти на наш рынок, произвести инвестиции, построить заводы, выстроить логистическую инфраструктуру. После того как бизнес был создан, иностранный партнер, как правило выкупал долю российского партнера, который в свою очередь выходил из дела. Это связано с нежеланием иностранных компаний иметь дело, с какими бы то ни было местными проблемами, только бизнес. Поэтому все компании, о которых я говорил, а также Oriflame, IKEA, они сейчас существуют на нашем рынке, как дочерние предприятия 100% принадлежащие иностранным компаниям.

То же касается и наших предпринимателей, которые выходят на зарубежные рынки. Они создают совместные предприятия с иностранными партнерами, пользуясь их юрисдикцией. При создании такого предприятия важно понимать режим, в котором наши инвестиции в иностранном государстве будут работать. Специфики очень много, она сложная и для того чтобы в ней разобраться, нужно привлекать местных специалистов.

Если говорить о создании совместных предприятий на территории Российской Федерации, то следует уделить внимание нескольким важным нормативно-правовым актам.

Во-первых, это Гражданский кодекс РФ (часть 1, глава 4, Юридические лица), он определяет все принципы, всю систему юридических лиц и порядок их деятельности на территории России.

Во-вторых, при создании совместных предприятий, важно знать и понимать действие двух законов: федерального закона от 09.07.1999 № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» и федерального закона от 29.04.2008 № 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства».

Эти нормативно-правовые акты регулируют деятельность совместных предприятий в России, суть которой сводится к тому, что на территории РФ для иностранных инвесторов, а ими могут быть как юридические, так и физические лица, предоставлен в основном национальный режим. То есть иностранный инвестор на территории РФ пользуется всеми теми же правами, какими пользуются и российские инвесторы. Однако, выходя на зарубежный рынок, инвестор должен учитывать страновые и политические риски. Поэтому, в целях стимулирования и привлечения иностранных инвесторов, закон об иностранных инвестициях дает ряд дополнительных гарантий, которые предоставляются иностранному инвестору при возникновении различных ситуаций, таких как реквизиция, национализация, изменения налогового режима и т.д. На мой взгляд, принятые нормы очень даже не плохие. Они дают возможность иностранному инвестору пользоваться определенными преимуществами.

Не буду говорить об особых экономических зонах, поскольку закон об иностранных инвестициях на них не распространяется. Там работает свое регулирование, со своими особенностями.

Федеральный закон № 57, регулирующий порядок осуществления иностранных инвестиций в стратегические предприятия, тоже важно знать и учитывать, потому что интерес инвесторов может быть направлен не только на экономическую составляющую, но и на политические, военные сферы и т.д.

Данный закон сохраняет и защищает интересы РФ от постановки на контроль тех предприятий, которые имеют стратегическое значение. Закон определяет 45 видов экономической деятельности, к которым относятся ограничения. Но это не значит, что иностранный инвестор не может входить или создавать совместные предприятия, просто в этой сфере несколько иные механизмы регулирования. Государство стремится ограничить контроль иностранных инвесторов над российскими предприятиями, которые имеют интерес к таким сферам как оборонная промышленность, атомная энергетика, сырьевой комплекс и другие.

Принцип правового ограничения следующий: в одном случае это предварительное согласование на создание совместного предприятия, либо вхождение в капитал. Согласование осуществляет Федеральная антимонопольная служба, которая действует совместно с профильными министерствами. Они определяют насколько вхождение данного иностранного инвестора в конкретное предприятие, сможет повлиять на обороноспособность, не возникнут ли условия для раскрытия тайн, запретов и т.д. Выносится заключение: сделка согласована, либо нет. В нашей практике были случаи когда сделки не получили согласования.

Процедура согласования требуется в случае, когда степень контроля и вхождения составляет более 10 % уставного капитала, если менее 10 % уставного капитала, то происходит процедура уведомления. После совершения сделки по вхождению в капитал предприятия, инвестор обязан уведомить Федеральную антимонопольную службу об этом. Данное уведомление делает сделку легитимной, поскольку последствия закон устанавливает достаточно жесткие. Несоблюдение указанных процедур, и сделка признается ничтожной.

Что касается регистрации совместных предприятий.

Изменения, которые произошли в российском гражданском корпоративном праве, создали серьезную базу для инкорпорации российских и иностранных инвесторов под юрисдикцией РФ.

Сегодня партнеры при создании совместного предприятия сразу могут заключить корпоративное соглашение, которое определит особый порядок принятия решений по отдельным вопросам, например, по назначению органов управления, по согласованию крупных сделок. Корпоративное соглашение интересно тем, что оно не является публичным и о его содержание могут знать только участники этого соглашения. Здесь есть свои «плюсы» и «минусы». С одной стороны фактор конфиденциальности, с другой — многие иностранные инвесторы боятся отсутствия данного соглашения в публичной сфере, то есть его доступность для третьих лиц, тех, кто вступает в сделки с компанией, может серьезно ущемить или ограничить их права.

Сегодня наше законодательство, а именно закон «Об обществах с ограниченной ответственностью», позволяет многие вещи отрегулировать на уровне Устава. А Устав – документ публичный, доступный для любого пользователя и сегодня мы можем уже в Уставе предусмотреть диспропорциональное распределение голосов по определенным вопросам, в случае если миноритарий по каким-то вопросам захочет иметь большинство. Например, инвестор боится, что предприятие может быть ликвидировано без его воли. В Уставе можно прописать, чтобы в данном вопросе его голос был решающим. Это достаточно серьезная норма.

Читать еще:  Что такое переорганизация предприятия

Другой пример — выход участника из общества. Раньше это была жесткая норма. Участник мог выйти из общества в любой момент и потребовать выплаты стоимости своей доли. В этом тоже были свои «плюсы» и «минусы». Да, охранялись права и обязанности выходящего, но для бизнеса это было катастрофой. Потому что, если доля была очень большая, предприятие работало успешно, с хорошими экономико-финансовыми показателями, то выплата доли могла спровоцировать остановку деятельности. Сейчас такие ситуации можно прописать в Уставе: предусматривать выход из общества или не предусматривать.

Кроме того, сегодня можно говорить о закреплении дополнительных прав и обязанностей, как для всех, так и для определенных категорий участников.

Это только три примера изменений в законодательстве, которые показывают, насколько более гибким стало наше корпоративное законодательство. Чем мы можем уже сегодня пользоваться, чтобы повышать степень надежности наших партнерских отношений и уменьшать риски, которые возникают в этих отношениях.

Это важно помнить, поскольку исходя из опыта нашей компании, многие совместные предприятия, которые создавались в Новосибирской области, уже не существуют. Наши предприниматели создавали совместные предприятия с предпринимателями из Китая, Турции, Америки, Европы, Казахстана и многих других государств.

Приведу такой пример: одна компания успешно импортировала сюда майонез, потом решили создать совместное предприятие в Новосибирске. Корейские инвесторы вложили средства, построили завод. После нескольких лет совместной работы поняли, что вместе работать не могут. Причина: они не могли согласовать решения, не понимали подходы друг друга. Наша российская сторона хотела получать прибыль, корейская сторона хотела инвестировать эту прибыль в дальнейшее развитие производства. В итоге совместного предприятия больше нет, есть российское предприятие.

Или взять такой известный пример, как Нью-Йорк пицца. Бизнес начинался как совместное предприятие. Были группы российских и американских инвесторов. Проработав несколько лет, у них возникли разногласия на ценностном уровне, по-другому это не назовешь. Обычно переговоры у них, не успев начаться, заканчивались. Поэтому с бесконечными судами во всех инстанциях, включая Верховный суд, это предприятие было раздроблено на два: российское и американское.

Мое мнение, прежде чем создать совместное предприятие, необходимо всё продумать. Зарегистрировать предприятие просто, никаких препятствий по оформлению совместного предприятия нет. Это делается точно также как любое российское предприятие. Есть только один нюанс: нужна выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица — учредителя, которое должно быть переведено, а перевод должен быть заверен либо апостилем, либо консульским заверением, если страна не является членом Гаагской конвенции. И все, больше никаких ограничений нет. В течение недели совместное предприятие может быть создано.

Рисков же после создания совместного предприятия может быть много. Взаимоотношения партнеров в корпорации – это отдельная тема. Здесь на первое место выходит не юридическая сторона дела, а больше психология.

Сложнее с филиалами и представительствами. Здесь есть свой нюанс, филиалы и представительства компаний требуют аккредитации. Аккредитацию проводит Федеральная налоговая служба, причем только подразделение в Москве. Вот здесь могут возникнуть сложности: и бюрократического, и коррупционного плана. Иными словами, просто аккредитовать филиал или представительство не получится.

Когда в России создаются совместные предприятия, чаще всего их организационно-правовая форма – общество с ограниченной ответственностью. Есть разные организационно-правовые формы, но практика работы с иностранцами, показывает приоритет ООО. Акционерные общества сегодня практически не используется, смысл открывать предприятие в такой организационной форме есть только тогда, когда вы собираетесь продавать акции. В форме ООО работает компания Mars, Oriflame, IKEA и большинство иностранных компаний. Такая организационно-правовая форма наиболее оптимально подходит как для малого, так и для крупного бизнеса.

Автор: Карпекин Сергей Вадимович, генеральный директор ООО «СИБИРСКАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ»

Организация совместного предприятия с иностранными

Регистрация иностранных предприятий в Беларуси: информация и услуги

Распространенной формой осуществления иностранных инвестиций в Республике Беларусь являются регистрация иностранных предприятий. Либо совместные предприятия, то есть такие юридические лица Республики Беларусь, где наряду с белорусским учредителем наличествует и учредитель-иностранец. И хотя регистрация иностранных предприятий, как и совместных предприятий, в настоящее время не имеют особых внешних атрибутов в виде отличия в наименовании, определённая специфика, обусловленная наличием учредителя-иностранца, сохраняется.

Чаще всего иностранные лица учреждают унитарные предприятия, общества с ограниченной ответственностью и закрытые акционерные общества. По поводу выбора организационно-правовой формы создаваемой коммерческой организации лучше всего проконсультироваться с белорусским юристом. Так, в преимуществах и недостатках закрытого акционерного общества разобраться самостоятельно достаточно трудно.

Необходимо различать порядок создания совместного предприятия с иностранным капиталом и порядок его регистрации. Порядок создания представляет собой более широкий процесс. Он включает: проведение собрания учредителей, поиск юридического адреса, согласование наименования, проведение учредительного собрания и, непосредственно, регистрацию коммерческой организации.

Порядок регистрации юридического лица с иностранным участием отличается от стандартной регистрации юридического лица в Беларуси лишь необходимостью предоставления некоторых дополнительных документов. Так, если паспорт иностранного гражданина не содержит информации на белорусском или русском языке, то необходимо вместе с оригиналом паспорта предоставить перевод, подлинность подписи переводчика которого засвидетельствована нотариусом.

Какие документы необходимы при регистрации иностранного предприятия?

Паспорт иностранного гражданина должен быть предоставлен в нотариально удостоверенной копии в том случае, если регистрация юридического лица с участием иностранца в Беларуси осуществляется по доверенности. Еще недавно такие требования не предъявлялись, однако теперь практика изменилась. Тоже можно сказать и о внутринациональных паспортах граждан России и Украины, которые содержать информацию на русском языке.

Иностранные компании, являющиеся учредителями, в обязательном порядке предоставляет выписку из торгового регистра страны учреждения. Сам документ может называться по-разному, в зависимости от права страны инкорпорации: сертификат о регистрации, сертификат об учреждении, перечень сведений и т.п. Однако ряд требований должен быть соблюден.

Во-первых, данный документ должен быть выдан государственным органом, что подтверждается наличием на нём гербовой печати. Документ, исходящий от частного лица: адвоката, юридической компании и т.д., может быть не признан.

Во-вторых, выписка должна быть датирована не позже одного года до момента предоставления в регистрирующий орган. На практике рекомендуем предоставить более свежую выписку, так как перевод и пересылка зачастую занимают до одного месяца и если выписка уже на пределе сроков, вы можете не успеть её использовать. Кроме того, выписка должна содержать актуальную информацию, потому неправомерно будет предоставлять выписку, пусть и выданную в пределах сроков, но содержащую явно недостоверную информацию. Конечно исполком примет такую выписку по формальным признакам, но у создаваемой компании могут быть проблемы в будущем, когда недостоверность обнаружится.

Объём сведений, содержащихся в выписке, строго не регламентирован. Однако предполагается, что как минимум будет указана информация о наименовании, юридическом адресе иностранного предприятия, статусе (действующее или находящееся в стадии ликвидации), составе учредителей. А также о лице, которое имеет право действовать от его имени без доверенности (руководителе).

Представителем иностранного юридического лица при регистрации может быть, как лицо, указанное в выписке из торгового реестра, при этом никаких дополнительных документов, кроме паспорта, подтверждающих полномочия, не потребуется, так и лицо, уполномоченное действовать на основании доверенности.

Доверенность на регистрацию юридического лица в Беларуси с иностранным участием должна быть нотариально удостоверена.

Проставление апостиля, иной способ легализации не может считаться соблюдением правила о нотариальном удостоверении, как бы ваш юрист из страны инкорпорации не убеждал вас в этом. Дело в том, что здесь действуют не нормы иностранного права по месту выдачи доверенности или инкорпорации, а сверхимперативные нормы белорусского законодательства, а именно Декрета Президента Республики Беларусь №1 от 16.01.2009, где чётко сказано, что доверенность должна быть удостоверена нотариально. Таким образом, на доверенности должна быть в обязательном порядке подпись и печать нотариуса либо лица, имеющего согласно белорусскому праву совершать нотариальные действия (работника консульского учреждения Республики Беларусь, например).

Какие проблемы возникают при регистрации иностранных предприятий?

Удостоверяющая надпись иностранного нотариуса на доверенности зачастую не соответствует белорусским стандартам, а зачастую и вовсе отсутствует, необходимо обращать внимание на то, чтобы лицо, выдавшее доверенность, совпадало с лицом, указанным в выписке в качестве руководителя. В противном случае, регистрирующий орган, рассмотрев документы по совокупности, может отказать в регистрации юридического лица.

При регистрации компаний в Беларуси с участием иностранных лиц зачастую требуют предоставить дополнительные документы в подтверждение полномочий иностранного руководителя, инициировавшего белорусскую регистрацию.

Но на практике даже такое совпадение может не дать основания для регистрация. Когда может такое случиться? Самый распространённый случай заключается в наличии коллегиального органа управления у компании-учредителя. Белорусский правоприменитель не может разобраться в разграничении полномочий между ними, если в выписке про это ничего не написано.

Каким образом может быть разрешена данная проблема? Ведь зачастую зарубежному нотариусу либо органу, выдающему выписки, нельзя указать, какая информация должна содержаться в их документах, чтобы белорусскому регистрирующую органу стало всё понятно. Чаще всего в таком случае регистрирующий орган просит предоставить ненотариальный перевод выписки из устава компании, где говорится о том, что каждый член исполнительного органа имеет право в единоличном качестве действовать от имени компании.

Какие документы подлежат легализации при регистрации иностранных предприятий?

Апостиль.

Все документы, исходящие из зарубежных юрисдикций, должны проходить легализацию. Для документов, исходящих из государств, которые участвуют в Гаагской конвенции об апостиле 1961 года, отменяющей требование о консульской легализации иностранных документов, необходимым минимумом является проставление на них апостиля. Большинство постоянных деловых партнёров Беларуси являются участниками вышеприведенной конвенции, либо международные договоры, заключенные Республикой Беларусь с данными государствами, совершенно отменяют легализацию, вводя принцип «гербовой печати».

Внимание! К сожалению в связи с изменившейся практикой правоприменения, к последней категории стран сейчас относится только Российская Федерация. Документы из остальных стран, имеющих с Беларусью договоры о правовой помощи (Украина, Литва, Польша и некоторые другие), еще недавно признающиеся при наличии одной только гербовой печати, в настоящее время признаются только при наличии на них апостиля.

Консульская легализация.

Однако значительное число государств до сих пор не восприняло практику легализации с помощью апостиля и используют консульскую легализацию. Сюда относится большинство стран арабского мира, Сингапур, Канада, Тайланд и многие другие. В случае с консульской легализацией заинтересованное лицо сперва должно подтвердить документ в компетентном органе государства, которое его выдало, а затем получить легализацию в консульском учреждении страны, куда адресуется документ.

При выборе компании-учредителя белорусской фирмы, рекомендуем иностранным клиентам по возможности при прочих равных выбирать страну, использующую для легализации апостиль.

Читать еще:  Какое предприятие лучше всего открыть в москве

Зачастую логистические проблемы возникают, когда в стране выдачи документов отсутствует консульское учреждение Республики Беларусь и иностранцу приходится обращаться в консульское учреждение в другой стране, которая обслуживает его страну по совместительству. Потому при выборе компании-учредителя белорусской фирмы, рекомендуем иностранным клиентам по возможности при прочих равных выбирать страну, использующую для легализации апостиль.

Такой же порядок легализации документов ожидает и уже созданные компании, которые собираются вносить изменения в устав коммерческих организаций, связанные с введением иностранного участника в связи с продажей доли в уставном фонде хозяйственного общества либо увеличением уставного фонда новым участником.

Где будет проходить регистрация?

Следует отметить специфику в выборе регистрирующего органа при регистрации иностранного предприятия, по сравнению с юридическим лицом, создаваемым белорусскими гражданами. Обычно предприятия с иностранным участием, создаваемые по юридическим адресам не в городе Минске, регистрируются областными исполнительными комитетами, а не районными.

Так, в Минской области прием документов ведет отдел по работе с субъектами хозяйствования Главного управления юстиции Минского областного исполнительного комитета (г. Минск, ул. К. Либкнехта, 68, 3-й этаж, каб.303, 306 – тел./факс 8-017-208-27-34). Однако в иных областях Республики Беларусь этот вопрос требует уточнения. Так, имела место практика, когда в областном исполкоме проходила регистрация иностранных предприятий только с учредителями, имеющими статус иностранного юридического лица, в то время как юридические лица с гражданами-иностранцами регистрировались в районных исполкомах.

Услуги и контакты.

По теме настоящей публикации нами оказываются следующие юридические услуги:

  • сопровождение регистрации иностранных предприятий;
  • сопровождение получение специального разрешения на работу в Беларуси;
  • построение корпоративной структуры управления;
  • разработка контракта с руководителем иностранного предприятия;
  • сопровождение регистрации иностранного представительства.

Контактные данные: Скобей Андрей Николаевич, юрист, Вы можете связаться с ним по телефону (+37529 1102388) либо по электронной почте (info@legaltime.by).

Также читайте публикации нашего блога, представляющие предмет интереса иностранных инвесторов:

  1. Порядок вступления в ПВТ Республики Беларусь. О льготном режиме для IT компаний в Беларуси.
  2. ICO в Беларуси: преимущества и недостатки. О том, стоит ли выбирать белорусскую юрисдикцию для заземления ICO.
  3. Регистрация представительства иностранной организации. О порядке регистрации представительств иностранных коммерческих организаций в Республике Беларусь.
  4. Сопровождение сделки с коммерческой недвижимостью. О подводных камнях, ожидающих иностранного инвестора в сфере недвижимости.
  5. Регистрация биржи криптовалют в Беларуси. О нюансах получения разрешительной документации для криптобиржи.
  6. Ликвидация предприятий в Беларуси. О порядке ликвидации коммерческих организации, прекративших свою деятельность по решению учредителя.
  7. Регистрация юридического лица в Республике Беларусь. Общие аспекты создания коммерческой организации, безотносительно статуса учредителя.
  8. Заключение инвестиционного договора с Республикой Беларусь.О порядке льготирования иностранных и национальных инвесторов при реализации инвестиционных проектов.

Формы сотрудничества с иностранными партнерами;

Тема 4. Формы участия иностранного капитала в России

В мировой практике создание предприятий с иностранными инвестициями явилось фундаментальной основой в международном разделении труда и товарообмена; базой использования передового опыта организации и управления производством и сбытом продукции; маркетинговой деятельностью; развития новых технологий.

Совместная деятельность выступает как форма взаимовыгодного сотрудничества организаций, основанная на реализации проекта, в случае, когда совместные действия нескольких сторон более эффективны, чем одиночные действия каждого.

В совместном проекте стороны распределяют между собой выполняемые задачи, ответственность и результаты. Совместная проектная деятельность важна для развития компаний (особенно молодых).

В совместном проекте стороны часто выступают, как представители разных предметных областей. Поэтому задачи совместного проекта чаще всего не могут быть выполнимы одной из сторон самостоятельно, либо реализация проекта может быть менее эффективной или затянуться.

Совместная деятельность также может проводиться в рамках одной предметной области. В этом случае эффективность может быть достигнута за счет распределения технологических функций, оптимизации совместных расходов, скорости выполнения заданий.

Иностранный капитал в России присутствует как в государственной, так и в частной форме, в смешанном виде, а также в виде капитала международных организаций. Иностранные инвестиции поступают в Российскую экономику как прямые частные инвестиции в форме портфельных инвестиций и в виде кредитов как ссудный капитал.

Применяемая в международной практике классификация потоков иностранных инвестиций используется Россией при составлении платежного баланса и различает три вида инвестиций: прямые, портфельные и «прочие»: К «прочим» иностранным инвестициям, согласно методологии платежного баланса России, относятся операции со следующими основными финансовыми инструментами: наличная валюта, текущие счета и депозиты, торговые счета и депозиты, ссуды и займы, просроченная задолжность.

В привлечении иностранных ресурсов часто складываются перекосы. Одно время мы увлекались компенсационными сделками. Затем стали модными совместные предприятия. Некоторые видели в увеличении их числа залог решения всех проблем. Между тем при выборе оптимального решения надо иметь в виду, что существуют разные формы сотрудничества с иностранными партнерами и привлечения иностранных ресурсов. Среди них можно назвать:

1. Международную кооперацию производства, сопровождающая передачей технологии, а иногда и созданием совместной собственности.

2. Получение зарубежных кредитов.

3. Получение иностранного оборудования на основе лизинга.

4. Получение кредитов на компенсационной основе.

5. Привлечение иностранного капитала в предпринимательской форме путем создания совместных предприятий с различной долей иностранного участия, в том числе путем продажи иностранным инвестором акций.

6. Создание предприятий, полностью принадлежащих иностранному капиталу.

7. Сотрудничество с иностранными компаниями в развитии производства на базе договора (контракта) без создания юридического лица.

8. Привлечение иностранного капитала на основе концессий или договора о разделе продукции.

9. Создание свободных экономических зон, направленных на более активное привлечение иностранных капиталов на определенной территории.

Все приведенные формы привлечения иностранных инвестиций носят долгосрочный стратегический характер. Они способны при правильной постановке дела помочь России в решении проблем структурных отраслевых межотраслевых изменений экономики страны с меньшими инвестиционными (особенно инвалютными) затратами, в значительно более короткие сроки, чем это удалось бы сделать, опираясь только на финансовые ресурсы страны (в целом ряде случаев такая возможность в ближайшее время практически исключена). Они могут содействовать ускорению сокращения технологического разрыва с ведущими индустриальными странами.

Усматривая в этих формах сотрудничества позитивный шанс решения стратегических задач по стабилизации и подъему российской экономики, необходимо подчеркнуть, что все они, долгосрочные акции, подвержены воздействию инфляции политической неустойчивости и экономической дезорганизации в большей мере, чем одномоментные торговые, биржевые и иные текущие операции.

Сотрудничество в 1-4-й формах не связано с привлечением иностранного капитала в предпринимательской форме. Международная кооперация может быть вообще не связана с привлечением финансовых средств из-за рубежа, но она часто позволяет привлечь зарубежную технологию, а иногда и поставки некоторых видов оборудования, которые потом будут оплачены поставками комплектующих. Кооперация позволяет российским компаниям сохранить полностью свой контроль над предприятиями и в то же время быть эффектным способом выхода на мировой рынок. Только в отдельных случаях кооперация может сопровождаться созданием совместной собственности, например при передаче иностранному партнерству пакета акций в качестве оплаты за передачу лицензий и «ноу-хау» на новую технологию, при создании совместного производства и т.д.

Разные формы кредита (просто получение, компенсационные сделки, лизинг) означают ввоз финансовых средств в ссудной форме и предполагают, что они должны быть возвращены с уплатой определенного процента. Однако собственность на производство, освоенное с помощью кредита, остается в руках российского владельца. В случае твердой уверенности, что, получив кредит, он может освоить рентабельное производство и поставлять свою продукцию на внешний рынок, эта форма привлечения зарубежных финансовых ресурсов может оказаться для российского предпринимателя предпочтительнее.

Формы, связанные с непосредственным привлечением иностранного

капитала (формы 5-9) позволяют соединять российские трудовые и

природные ресурсы, производственный и научно-технический потенциал, а также, кроме 6-й формы, и российский капитал с капиталом иностранного партнера в весьма эффективной форме.

Вместе с тем следует учитывать, что цели привлечения иностранных инвестиций в различных формах и возможности их использования не одинаковы на отдельных уровнях хозяйствования. Поэтому при сопоставлении различных вариантов привлечения иностранных средств необходимо прежде всего учитывать цели и интересы субъектов хозяйствования.

Есть общие цели, которые с помощью привлечения иностранного капитала решаются и на уровне отдельного предприятия, и на уровне региона или страны в целом. Это — совершенствование технического уровня и расширение масштабов производства, повышение конкурентоспособности с целью выхода на внешний рынок. Однако на уровне отдельного предприятия, региона или страны пути решения этих задач различны.

В пределах предприятия (объединения, концерна, ассоциации) привлечения дополнительных технологических, материальных и финансовых ресурсов необходимо для решения конкретной задачи – внедрения новой зарубежной технологии в виде лицензии и «ноу-хау», приобретения нового импортного оборудования, привлечения зарубежного опыта управления с целью повышения качества продукции и совершенствования методов выхода на рынок, расширения выпуска тех видов продукции, в которых нуждается рынок, в том числе и мировой. Привлечение материальных ресурсов из-за рубежа требуется и для внедрения собственных технических разработок, использование которых сдерживается из-за отсутствия необходимого оборудования.

Если же речь идет о регионе или стране в целом, то круг целей, которые могут быть достигнуты на базе привлечения иностранного капитала, значительно расширяется. Речь может идти не только о модернизации

действующих предприятий, но и

• о создании совершенно новых предприятий для структурной перестройки, для производства продукции, которая сейчас не выпускается или выпускается в недостаточном количестве для нужд внутреннего рынка;

• о создании новых экспортоориентированных и импортозамещающих производств;

• о создании новых хозяйственных единиц для развития конкуренции;

• об ускоренном освоении новых месторождений полезных ископаемых как для внутреннего рынка, так для расширения экспортного потенциала;

• об ускоренном развитии менее развитых территорий;

• о создании структур с иностранным участием для использования зарубежного опыта в области консалтинга, маркетинга, подготовки кадров.

С учетом этих целей и должен решаться вопрос о выборе форм привлечения иностранных инвестиций, при этом не все формы могут использоваться на разных уровнях. На уровне отдельного предприятия (независимо от формы его собственности) нет возможности использовать такие формы привлечения иностранных инвестиций, как, например, концессия или создание свободной экономической зоны.

В то же время, когда речь идет о необходимости привлечения иностранного капитала в крупных масштабах на уровне региона или страны в

целом, только международная кооперация не поможет. Поэтому на каждом уровне хозяйствования можно сопоставлять те варианты привлечения иностранного капитала, которые приемлемы для данного уровня.

Таким образом, для привлечения иностранного капитала могут быть использованы различные формы. Однако основной формой этого процесса пока остаются предприятия с иностранными инвестициями, в том числе в последнее время предприятия со 100-процентным иностранным капиталом. Остальные формы остаются в стадии становления. Улучшение инвестиционного климата, расширение форм привлечение иностранного капитала остаются для России актуальнейшей задачей.

Источники:

http://assistentus.ru/vedenie-biznesa/sovmestnoe-predpriyatie/
http://migranty.info/sovmestnoe-predpriyatie-s-inostrannymi-investiciyami-v-2018-godu/
http://www.sibucom.ru/publ/3/976/
http://legaltime.by/foreign-company-registration/
http://studopedia.su/1_753_formi-sotrudnichestva-s-inostrannimi-partnerami.html

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: