13 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Особенности пенсионного страхования в россии

Содержание

Особенности пенсионного страхования в РФ, мораторий на взносы накопительной части пенсии

АННОТАЦИЯ

В данной статье рассматриваются основные изменения, повлиявшие на структуру, правила, нормы и политику пенсионного фонда Российской Федерации, а также негосударственных пенсионных фондов. Изучены отличия Пенсионного Фонда Российской Федерации от Негосударственных пенсионных фондов. Проанализирована структура активов российских и зарубежных пенсионных фондов, объемы пенсионных сбережений. Рассмотрен «мораторий» на взносы в накопительную часть пенсии, его положительные и отрицательные стороны, его влияние на экономику Российской Федерации, на граждан России.

ABSTRACT

This article examines major changes which have affected the structure, rules, regulations and policies of the Russian Federation Pension Fund, as well as the private (non-government) pension funds. It also investigates the differences between the state Pension Fund of the Russian Federation and non-government pension funds. The structures of assets of Russian and foreign pension funds, the volume of pension savings are analyzed here as well as the «moratorium» on the contributions to the funded part of the pension, it’s positive and negative aspects, it’s impact on the Russian economy and citizens, as well as to the members of the Government.

Пенсионная система РФ претерпела ряд изменений за последние десятилетия и продолжает модернизироваться. В работе рассмотрены основные изменения, произошедшие в организации пенсионных взносов, детально рассмотрены последние нововведения, вызвавшие шквал критики со стороны экспертного сообщества. Целью данной работы является обзор возможных проблем, вызванных последними пенсионными реформами.

На сегодняшний день в Российской Федерации есть два вида пенсионного обеспечения — обязательное (государственное) и добровольное. Отличительной чертой негосударственного пенсионного обеспечения (НПО) от государственного страхования является то, что для заключения договора НПО человеку необязательно иметь трудовой стаж. Добровольное пенсионное обеспечение является дополнительным по отношению к государственному. За последние 16 лет пенсионная система Российской Федерации претерпела множество реформ и изменений, их можно разделить на несколько этапов:

  1. в 1990 году был образован Пенсионный Фонд Российской Федерации (ПФР) постановлением ВС РСФСР № 442-1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР» от 22.09.1990. Пенсионные выплаты формируются за счет обязательных страховых взносов граждан и работодателей;
  2. в 1995 году ПФР начал учёт сведений о пенсионных правах всех граждан РФ. На индивидуальном страховом счете гражданина содержится информация обо всех страховых взносах (накоплениях его будущей пенсии). Персональный номер лицевого счета (СНИЛС) указывается на карточке обязательного пенсионного страхования (ОПС);
  3. в 1998 году определились условия по деятельности негосударственного обеспечения и НПФ;
  4. в 2002 году началась реализация новой пенсионной реформы, которая позволяла перейти от уравнительных принципов солидарной пенсии к распределительно-накопительным.
  5. в 2004 году за счет договора с НПФ у граждан РФ появилась возможность формировать и увеличивать накопительную часть пенсии;
  6. с 2005 года ветераны Великой Отечественной Войны и их вдовы стали получать дополнительные денежные средства от ПФР, в том числе ПФР приступил к учету граждан, имеющих право на социальную государственную помощь;
  7. в 2007 году появилась возможность получать материнский капитал и переводить его полную или частичную сумму на накопительную часть пенсии;
  8. в 2008 году произошло увеличение накопительной части пенсии до 6%, а страховой до 8%, в зависимости от средней зарплаты; началась реализация программы государственного софинансирования накопительной части пенсии;
  9. в 2009 для всех НПФ были уставлен минимальный лимит уставного капитала в размере 50 миллионов рублей для обеспечения уставной деятельности;
  10. в 2010 обязательные страховые взносы заменили единый социальный налог. В Российской Федерации, начиная с 1 января 2010 года, всем лицам при установлении пенсии, помимо конвертации, производится валоризация пенсионных прав. Это повысило пенсию пенсионерам, в среднем, на 46%. Обязательный страховой взнос взимался с годовой заработной платы размером не более, чем 415 тысяч рублей. Был также утвержден минимальный размер пенсии, превышающий прожиточный минимум пенсионера;
  11. в 2012 году принят ФЗ № 245 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования». В соответствии с ним, у нескольких категорий застрахованных граждан с 1 января 2014 года накопительная часть трудовой пенсии будет исчисляться по тарифу 2%, а остальные 4% увеличат индивидуальную часть тарифа страховой пенсии;
  12. в 2013 году максимальный размер годовой заработной платы гражданина, с которой уплачивается страховой взнос, составил 586 тыс. рублей. Также в Федеральный Закон (ФЗ) № 75 была внесена новая редакция: «Негосударственный пенсионный фонд – особая организационно-правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения…»;
  13. в 2014 году был введен мораторий на взносы накопительной части пенсии. Они пошли на выплаты текущих пенсий, сэкономив бюджету часть трансфера ПФР;
  14. в 2015 году заморозка накопительных пенсионных взносов была продлена;
  15. с 1 января 2016 года граждане РФ больше не могут перейти из ПФР в НПФ. Тем самым, лица, которые успели до этого дня перейти в НПФ, имеют и накопительную часть пенсии, и страховую. С начала 2016 года пенсионеры, имеющие трудовую занятость и относящиеся к самозанятому (ИП, нотариус, адвокат и т.п.) населению получают страховую пенсию без учета индексации. Также была продлена заморозка накопительных пенсионных взносов. По расчету Министерства Финансов РФ это даст бюджету 344 миллиарда рублей. [8; 12].

В таблице 1 показана разница между накопительной и страховой пенсией.

Таблица 1.

Отличия накопительной и страховой пенсий

Страховая пенсия (16%)

Накопительная пенсия (6%)

Поступающие взносы переводятся в баллы и сразу направляются на выплату текущих пенсий

Поступающие взносы копятся в виде реальных сумм до назначения пенсии – не выплачиваются нынешним пенсионерам

В случае смерти до назначения пенсии наследуются

Ежегодно индексируется государством

Индексация производится только за счет инвестиционного дохода.

Без возможности управления

Предусмотрена возможность управления, посредством передачи в негосударственный пенсионный фонд или управляющую компанию.

Без возможности повлиять на размер

Можно увеличивать путем внесения добровольных личных взносов, взносов работодателя или материнского капитала

Объем пенсионных сбережений населения России по состоянию на конец первого полугодия 2015 года составил 4,6 трлн руб. (6,2% ВВП), что сопоставимо с размером пенсионных фондов многих европейских стран, однако существенно меньше, чем в среднем в странах, входящих в ОЭСР (рисунок 1).

Кроме того, в активах пенсионных фондов большинства стран существенную долю составляют вложения в инструменты фондового рынка (согласно данным ОЭСР, около 20% пенсионных сбережений в мире инвестируются в акции, 50% – в облигации), в то время как в России в структуре инвестиций пенсионных активов наибольший удельный вес имеют денежные средства на расчетных и депозитных счетах, а на долю акций приходится намного меньший объем вложений (рисунок 2). Сложившаяся структура активов, характеризующаяся преобладанием краткосрочных безрисковых инструментов, обусловлена существовавшим в последнее десятилетие правилом «безубыточности» на однолетнем горизонте инвестирования. Вместе с тем, с 2015 года действует правило «безубыточности» на горизонте 5 лет [10].

Рисунок 1. Объем пенсионных сбережений населения % ВВП Источник ОЭСР Банк России

Рисунок 2. Структура активов российских и зарубежных пенсионных фондов %

Источник ОЭСР Банк России

Мораторий на накопительную часть пенсии вызвал шквал критики со стороны экспертного сообщества, и в самом правительстве мнения разделились, в том числе заместитель министра экономики РФ лишился поста из-за несогласия с действиями правительства. Данная заморозка относится лишь к тому населению, которое родилось после 1967 года, т.к. только они имели право на накопительную часть пенсии. До данной реформы работодатель уплачивал 22% от заработный платы работника, далее эти 22% разделялись: 16% шли в солидарную часть, чтобы затем стать страховой частью пенсии, а 6% в накопительную. Теперь все 22% идут в солидарную часть. Если учитывать, что процент прироста солидарной части пенсии гораздо больше, чем у накопительной, то граждане в своих пенсионных правах не только не теряют, а даже выигрывают. Уже сформированные накопления не будут изъяты или заморожены. Управляющие компании и НПФ будут их по-прежнему инвестировать и выплачивать страхователю после достижения пенсионного возраста с учетом инвестиционного дохода. Реформа была проведена, с целью осуществить «чистку», после которой останутся только достаточно крупные и надежные НПФ. С начала 2014 года у НПФ было 980 млрд. рублей, доверенных им ранее, которыми, по мнению правительства, управляли неэффективно и как следствие НПФ лишились гарантированных финансовых траншей.

Ещё одним параметром формирования будущей пенсии является государственное софинансирование, т.е. за каждую внесенную по данной программе тысячу рублей, государство даёт гражданину ещё одну, однако лимит софинансирования не может превышать 12 тысяч в год. На текущий момент в данной программе приняло участие более 16 млн. человек, которые внесли около 30 млрд. рублей. Данная программа продолжает работать вне зависимости от продления моратория на накопительную часть пенсии [7].

Читать еще:  Как стать дизайнером одежды без специального образования

Несмотря на положительные моменты введенного моратория, есть и отрицательные стороны данного решения. Заморозка пенсионных накоплений и тот факт, что эти деньги (около 344 млрд. рублей) не будут поступать на счета граждан, не позволит бизнесу рассчитывать на этот ресурс. «Это решение, не позволяет бизнесу понимать, как в перспективе будет работать бизнес», — заявил экс министр финансов Российской Федерации Алексей Леонидович Кудрин.

Пенсионные сбережения россиян по-прежнему не являются значимым источником предложения долгосрочного фондирования для субъектов экономики. Невысокий удельный вес пенсионных активов на рынке капитала не позволяет говорить о том, что в краткосрочном периоде они станут основой внутреннего инвестиционного спроса, создающего условия для привлечения международных инвесторов и стабилизирующего финансовый рынок в периоды волатильности. Введение моратория на перечисление средств пенсионных накоплений в период 2014 — 2015 годов и его продление на 2016 год, на фоне недостаточного понимания населением механизма «заморозки», формируют условия для снижения доверии населения к накопительному элементу пенсионной системы, что влечет за собой уменьшение прироста долгосрочных инвестиций не только в 2014 – 2016 годах, но и в последующие периоды.

Сложное положение сохраняется во всех отраслях экономики, и снижение реального роста доходов не способно поддержать рост. Однако, альтернативным решением моратория, является использование средств фонда национального благосостояния или Резервного фонда, что явилось бы не такой критической мерой как данная заморозка взносов в накопительную часть пенсии. Из-за индексации пенсий в 2016 году в размере 4%, пенсионеры не смогут получить полной компенсации роста цен. «Это будет означать, что мы ради решения краткосрочных проблем, затыкания дыр жертвуем долгосрочной перспективой, потому что накопительная часть пенсии создает долгосрочную устойчивость всей пенсионной системы», — говорила председатель ЦБ РФ Эльвира Набиуллина. Около 50% из 1,7 трлн. рублей средств НПФ вложены в корпоративные акции и облигации (данные ЦБ РФ на 1 августа 2015 года), мораторий ухудшит ситуацию с фондированием компаний. В 2015 году в экономику было направлено почти 200 млрд рублей, заморозка не позволит продолжать эти инвестиции. Получается двойной удар по экономике, если направить сэкономленные денежные средства на выплаты, а не на сокращение дефицита бюджета. Т.к. государство — более привлекательный заёмщик для банков, чем частный сектор, то для компаний, которые хотели брать займы для своего развития ситуация сильно ухудшится, в том числе и доходы населения продолжат падать. «Мы попали в цугцванг, когда каждый шаг ухудшает ситуацию» сказал Алексей Леонидович Кудрин [3; 13].

Существует риск продления моратория на перечисление средств пенсионных накоплений в негосударственные пенсионные фонды в 2017 году и последующие годы, что негативно скажется на доверии населения к накопительному элементу пенсионной системы и, как следствие, будет способствовать снижению прироста долгосрочных инвестиций.

Пенсионное страхование в РФ: виды и особенности

Пенсия – это заслуженный отдых человека, который завершил свою трудовую деятельность. В это время он может путешествовать, заниматься любимыми делами. Для того чтобы у него все получалось, было разработано пенсионное страхование в РФ. Что это за процедура, какими особенностями она обладает и какие разновидности имеет, вы узнаете далее.

Основные термины

Пенсионное страхование в РФ – это система различных мер (социальных, экономических, юридических), которые способствуют компенсации выплат, получаемых еще до установления обязательного страхования.

Рассчитывается оно по особой формуле, которая включает не только размер легальной заработной платы, но и общий рабочий стаж. При этом основная часть пенсии не должна быть меньше прожиточного минимума.

Ежемесячно определенный процент вашего заработка отсчитывается в Пенсионный фонд. Причем вы может пользоваться услугами как государственных, так и частных организаций. Однако эти накопления вы не сможете снять в любой момент. Естественно, из этого правила есть свои исключения.

Разновидности страховки

Существует несколько типов предоставленной процедуры:

  1. Обязательное пенсионное страхование в РФ. Оно предусматривается государственным бюджетом. Благодаря такому страхованию делаются выплаты на похороны умершего пенсионера, а также ежемесячное положенное денежное вознаграждение за труд. Эти средства выделяются из бюджета страны и являются обязательными.
  2. Негосударственное. В этом случае за выплату отвечают частные организации, на счетах которых накапливались деньги, когда пенсионер работал.
  3. Дополнительное. В этом случае вы можете внести на счет определенную сумму денег. Она сохраняется и приумножается. Отчисления могут происходить периодически или же вы кладете всю сумму сразу. После выхода на пенсию вы начнете получать дополнительные средства.
  4. Добровольное. Тут уже инициативу проявляет будущий пенсионер.

Преимущества и особенности государственного страхования

Эта форма, наверное, самая распространенная. Государственное пенсионное страхование в РФ является обязательным. Только поэтому после достижения определенного возраста вы можете не работать, но получать деньги. При этом сумма устанавливается государственным бюджетом и выплачивается из него же.

Достоинством такой системы является то, что страна гарантирует соблюдение прав тех лиц, которые были застрахованы. То есть вы в любом случае получите пенсию. Государство регулирует такие отношения. При этом все субъекты обязаны осуществлять определенные взносы в бюджет страны. Кроме того, общественность может контролировать выполнение обязанностей Пенсионного фонда.

Учтите, что страховать в этом случае должен работодатель. Если он официально платит зарплату, то отчисления в государственный бюджет идут автоматически. Пенсионное страхование в РФ может осуществляться и негосударственными организациями, не привязанными к федеральному бюджету. Этот вопрос стоит рассмотреть подробнее.

Особенности негосударственного страхования

В этом случае бюджет страны не имеет к процедуре никакого отношения. То есть все накопления кладутся на счета частных организаций, которые впоследствии обязаны выплачивать вам пенсию. Негосударственное пенсионное страхование в РФ не очень популярно. Дело в том, что оно обладает определенными недостатками:

  • Высокий риск неисполнения своих обязанностей со стороны организации.
  • Возможность исчезновения вклада.
  • Интересы и права граждан недостаточно защищены.
  • Малое количество информации, которая позволила бы разобраться в работе негосударственных систем страхования.

Внебюджетные фонды могут быть открытыми и закрытыми. Достоинством такой системы страхования является то, что вы сами выбираете наиболее выгодные для вас условия сотрудничества с фондом.

Особенности и преимущества добровольного страхования

Эта процедура очень проста и понятна. Добровольное пенсионное страхование в РФ предусматривает выбор компании и подходящей программы самим клиентом. При этом вы сами решаете, какой процент от заработка будет отчисляться. В соответствии с этим определяется ваша ежемесячная пенсия после завершения трудовой деятельности.

Вносить средства вы можете ежегодно или раз в квартал. Все зависит от условия подписанного договора, который может заключаться на срок до 99 лет. Выплачиваться деньги пенсионеру тоже могут раз в месяц, квартал или полугодие. Учтите, что перед заключением договора следует проверить всю информацию о той организации, которой вы собираетесь доверить свои средства. Такая пенсия может выплачиваться параллельно с государственной.

Какие документы необходимо собрать для оформления добровольного страхования?

Нужно сказать, что для осуществления этой процедуры требуется присутствие того человека, который будет впоследствии получать выплаты. Государственное страхование производится работодателем, поэтому и волноваться сотрудникам практически не о чем. Для того чтобы составить договор в частной фирме, вам придется собрать такой пакет документов:

  • Паспорт гражданина РФ.
  • Справка о доходах.

В принципе, этих документов достаточно для заключения договора. Однако все зависит от особенностей работы той или иной организации. В результате вы подписываете документ, в котором прописаны все нюансы сотрудничества. К его составлению нужно подойти очень ответственно.

Как видите, целью пенсионного страхования является обеспечение достойной жизни человека после завершения трудовой деятельности. Какой тип процедуры выбрать, решать вам. Просто нужно определиться со своими потребностями и целями. Дополнительное пенсионное страхование в РФ — это возможность быть уверенным в завтрашнем дне.

Пенсионное страхование и обеспечение в РФ

Каждый гражданин рано или поздно теряет свою работоспособность. Для одних граждан этот период наступает в связи с заболеванием, инвалидностью и т. д., большинство же сталкивается с такой ситуацией в старости. Компенсировать утраченные доходы в связи с невозможностью трудиться призвано пенсионное страхование и обеспечение в Российской Федерации.

Как устроена пенсионная система в РФ и какие гарантии она дает гражданам? Какие виды пенсионного обеспечения существуют? На эти и другие вопросы мы постараемся подробно ответить в данной статье.

Каким образом устроено пенсионное страхование в РФ?

Страхование пенсии является гарантией того, что человек, прекративший трудовую деятельность по каким-либо веским причинам (по старости, по инвалидности, по потере кормильца), не останется без средств для существования и сможет получить обеспечение хотя бы в минимальном размере. Регламентируется это право Конституцией РФ, Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» от 15.12.2001, Федеральным законом «О страховых пенсиях в РФ» от 28.12.2013 и Федеральным законом «О накопительных пенсиях в РФ» от 28.12.2013.

Пенсионное страхование – система, согласно которой осуществляется долгосрочное страхование человеком собственной жизни. Тот, кто является страхователем, производит регулярные денежные взносы, а тот, кто выступает страховщиком, обязуется обеспечить застрахованному ежемесячную выплату пенсии – по старости, в связи с нетрудоспособностью (полной или частичной), утратой кормильцев и т. д. Из приведенного определения очевидно, что пенсионное страхование отличается наличием таких участников системы, как страховщик, страхователь и застрахованный.

Страховщики

Страховщиками выступают пенсионные фонды – государственный (Пенсионный фонд РФ) и негосударственные. Первый состоит из сети региональных отделений, объединенных в целостную систему. Вторые же являются частными организациями, но функционируют в рамках федерального законодательства и, независимо от своего статуса, имеют такие же обязанности перед застрахованными, как и ПФР.

Страхователи

Страхователями могут выступать как физические лица непосредственно, так и индивидуальные предприниматели и организации. Их функция в этой системе – произведение регулярных отчислений в вышеуказанные фонды.

Застрахованные

Застрахованными лицами являются те, кому по законодательству в пределах РФ полагается пенсионное обеспечение. В некоторых случаях страхователь и застрахованный могут быть одним и тем же субъектом. Для каждого участника пенсионное страхование предусматривает наличие перечня определенных прав и обязанностей. К гарантиям, которые обеспечивает пенсионное страхование для застрахованных лиц, относятся:

  • систематическая и своевременная денежная выплата в сумме, не меньшей, чем положенная;
  • отстаивание личных прав в судебном порядке;
  • получение интересующей информации относительно отчислений в ПФР, а также порядка выплаты пенсии.
Читать еще:  Самая большая пенсия в россии

При этом каждый застрахованный обязан предъявить пакет достоверных официальных бумаг, необходимых для оформления пенсии, и в срок извещать страховщика о каких-либо обстоятельствах, способных повлечь за собой изменения в сумме и порядке выплаты взносов и пенсии.

Виды пенсионного обеспечения

Пенсионное страхование состоит из двух разновидностей – обязательного и добровольного. Первый вид является государственным, а второй – негосударственным.

Обязательное государственное пенсионное страхование (ОПС) регламентируется федеральными нормативно-правовыми актами и распространяется на всех проживающих на территории государства людей – граждан РФ, иностранцев и лиц, не имеющих гражданства. ОПС осуществляется на нескольких основаниях. В зависимости от этого в РФ разработана и классификация разновидностей пенсий: по старости, в связи с инвалидностью, из-за утраты кормильца, в связи с наличием выслуги на протяжении определенного количества лет, социальные пенсии. На размер выплат при обязательном страховании влияют следующие факторы:

  • длительность страхового стажа;
  • размер зарплаты;
  • степень ограниченности работоспособности человека;
  • длительность трудового стажа.

Средства, которые используются для государственного пенсионного обеспечения, являются финансовыми поступлениями, регулярно получаемыми ПФР от страхователей. Добровольное пенсионное страхование (ДПС) позволяет гражданам расширить свои возможности в отношении размеров пенсий, а также условий, обеспечивающих их получение. После заключения договора со страховой компанией о ДПС у человека появляется право на дополнительные выплаты к той пенсии, которая выплачивается государством. Но ДПС не может использоваться в качестве альтернативы ОПС. На размер выплат при добровольном страховании влияют такие факторы, как:

  • возраст застрахованного;
  • сумма страховых взносов;
  • длительность периода накопления;
  • половая принадлежность застрахованного.

ДПС предусматривает, что для выплаты негосударственной пенсии используются финансы, которые поступают к страховщику от страхователя одноразово или регулярно. Основанием для этого служит не закон, как при ОПС, а подписанный между указанными сторонами договор.

Пенсионное страхование: особенности и порядок осуществления

Чтобы получать пенсионное обеспечение согласно системе ОПС, с каждого застрахованного лица взимаются регулярные отчисления в ПФР, составляющие 22% от дохода работающего гражданина. Налог уплачивается со всех видов доходов работника – непосредственно зарплаты, премии, прочих финансовых поощрений. В свою очередь, не подлежат налогообложению те выплаты, которые относятся к категории социальных компенсаций (дотация, пособие, добровольное пожертвование, волонтерский сбор и т. д.). Государственная система ОПС предусматривает ежемесячную выплату пенсии.

Заключая договор с негосударственным пенсионным фондом в рамках системы ДПС, человек получает право самостоятельно выбрать, в каком размере он будет перечислять страховые взносы и с какой периодичностью. При этом он имеет возможность предпочесть наиболее подходящую для него страховую программу, указать сумму и желаемые сроки выплаты пенсии.

Добровольное пенсионное страхование обеспечивает для каждого гражданина право самостоятельно выбрать частный пенсионный фонд для сотрудничества и изменить его при желании, если данная организация его не устроила. С этой целью нужно составить заявление и подписать договор с другой страховой компанией. Процедура перехода возможна в период с 1 сентября до 31 декабря. Но существует одно исключение: законом запрещено расторгать соглашение со страховщиком тем лицам, которым до пенсионного возраста осталось пять или менее лет. При смерти застрахованного по системе ДПС право на его пенсию получают правопреемники.

Современное пенсионное страхование в РФ позволяет предотвратить возможные сложности с финансовым обеспечением людей при потере работоспособности. Поэтому все большее число жителей государства предпочитает пользоваться гарантиями не только обязательного, но и добровольного страхования, выбирая оптимальные для себя условия договора с частными пенсионными фондами.

Что включает в себя понятие «Обязательное пенсионное страхование», его основные функции

Система обязательного пенсионного страхования (ОПС) начала работать в Российской Федерации с 2002 г. Она основывается на принципе страхования – будущее пенсионное обеспечение граждан образуется благодаря суммам, которые вносит наниматель в ПФР за собственных сотрудников.

Что такое обязательное пенсионное страхование

ОПС представляет собой систему мер, которые предприняты государством для обеспечения трудоустроенным россиянам частичного возмещения потерянного дохода после достижения соответствующего возраста.

Россияне, которые заключили договор ОПС, считаются застрахованными гражданами. Когда они получают установленные законодательно основания для получения пенсии, ПФР предоставляет им пенсионное обеспечение.

Принципы ОПС в России

Система действует, базируясь на определенных принципах. Следуя им, государство обеспечивает ей устойчивость и эффективность:

  • ОПС доступно для всех россиян, независимо от их положения в обществе;
  • государство гарантирует, что интересы всех застрахованных лиц будут соблюдены;
  • правительство постоянно контролирует, как работает ОПС;
  • работодатели обязаны регулярно вносить платежи за собственных работников;
  • государство отвечает за то, чтобы финансы системы ОПС были использованы рационально и по назначению;
  • ОПС подчинено интересам правительства и граждан;
  • ОПС обеспечивает достойный уровень жизни ушедшим на пенсию по старости людям;
  • пенсионное обеспечение и суммарные взносы – равнозначные величины;
  • возвратность денежных средств, накопленных гражданином в системе ОПС;
  • страховые взносы учитываются индивидуально для каждого гражданина.

Основные понятия и субъекты

Основные понятия, связанные с ОПС:

  1. Обязательное страховое обеспечение – выполнение ПФР собственных обязательств перед застрахованным гражданином при наступлении страхового случая путем предоставления страхового/накопительного пенсионного обеспечения.
  2. Средства ОПС – деньги, управляемые ПФР по ОПС.
  3. Бюджет ПФР – форма образования и расхода денег на цели ОПС в РФ.
  4. Обязательные платежи – суммы, вносимые работодателем на ОПС.

В системе ОПС участвуют:

  1. Застрахованными лицами являются люди, которые имеют СНИЛС. Это могут быть граждане, которые:
  • работают по трудовому либо гражданско-правовому договору;
  • сами обеспечивают себя работой. Сюда относятся бизнесмены, юристы, фермеры, нотариусы;
  • работают за границей, однако вносят платежи в ПФР.

СНИЛС – пластиковая карта зеленого цвета, на которой написана информация об обладателе и идентификатор счета в ПФР. Раньше документ выдавался при визите в ПФР либо при 1-м официальном устройстве на работу. Теперь СНИЛС перестали выдавать, данные о застрахованных лицах заносятся в электронную базу.

  1. Страхователи – сторона, делающая взносы в ПФР за собственных сотрудников в счет их будущего пенсионного обеспечения. Сюда относятся наниматели: юрлица, ИП, физлица. Страхователи располагают правом на:
  • получение нужной информации у страховщиков, если она касается работы ОПС;
  • защиту имеющихся прав в суде;
  • перевод дополнительных средств собственным работникам на формирование накопительного пенсионного обеспечения;
  • принятие участия в управлении системой.

В обязанности страхователя входит регистрироваться в законодательно определенном порядке, своевременно перечислять денежные средства в пенсионный фонд.

  1. Страховщики – сторона, управляющая деньгами в государственном фонде. Сюда относятся ПФР и НПФ. Страховщики вправе:
  • контролировать остальных субъектов, требовать устранения нарушений;
  • обмениваться данными с учреждениями ФНС;
  • распоряжаться денежными средствами пенсионного фонда.

Страховщики должны назначать, рассчитывать и выплачивать пенсионное обеспечение застрахованным гражданам. Выполнение обязательств пенсионным фондом гарантируется самим государством.

Правовое регулирование

Работа системы регулируется Конституцией России, а также такими федеральными законами (ФЗ):

  • «Об ОПС в РФ»;
  • «Об основах обязательного социального страхования»;
  • «О страховых взносах в ПФР, Фонд соцстрахования РФ, Федеральный фонд ОМС и территориальные фонды ОМС»;
  • «О трудовом пенсионном обеспечении в РФ»;
  • «Об индивидуальном учете в системе ОПС».

Главные функции

Для реализации глобальных целей, которые поставлены перед системой ОПС РФ, данная система:

  • формирует список застрахованных граждан;
  • индивидуально учитывает платежи, которые поступают в ПФР;
  • анализирует опыт других стран в формировании пенсий;
  • назначает и контролирует выплаты пенсий;
  • выдает материнские сертификаты;
  • упорядоченно взаимодействует со страхователями;
  • эффективно управляет денежными средствами ПФР.

Виды пенсий

В системе ОПС Российской Федерации предусмотрено 4 типа пенсионного обеспечения:

  1. Страховое – ежемесячно выплачивается россиянам, чтобы компенсировать им зарплату либо иной доход, который был утрачен после достижения установленного возраста.
  2. По государственному обеспечению – отличается от страхового тем, что выплачивается за выслугу лет военнослужащим, космонавтам, чиновникам.
  3. Накопительное – формируется за счет платежей нанимателей в ПФР и прибыли, полученной от инвестирования взносов страхователей в различные проекты.
  4. Добровольное – выплачивается НПФ, обычно взносы в фонд делает сам гражданин, а не его работодатель.

Программа накопительного пенсионного обеспечения в системе ОПС

Накопительное пенсионное обеспечение выплачивается раз в месяц до конца жизни застрахованного лица, формируется благодаря взносам нанимателей и доходу от инвестирования этих средств. Формирование такой пенсии доступно россиянам, родившимся после 1967 г. и сделавшим выбор в пользу накопительного пенсионного обеспечения.

Россияне, родившиеся после 1967 г., в пользу которых страховые взносы станут делаться нанимателями в 1-й раз только с 2014 г., могут выбрать тип своего пенсионного обеспечения (формировать лишь страховое пенсионное обеспечение либо еще и накопительное) в течение 5 лет с даты, когда был сделан 1-й страховой взнос.

У россиян, родившихся до 1967 г., накопительная пенсия может формироваться лишь за счет добровольных платежей в рамках госпрограммы софинансирования пенсионных накоплений. Кроме того, россияне могут направлять средства маткапитала на накопительное пенсионное обеспечение. Если россиянин трудоустроен, страховые платежи на ОПС идут только на увеличение страхового пенсионного обеспечения.

Величина накопительной части определяется при учете ожидаемого периода выплаты с 2019 г. (21 год, то есть 252 месяца). Для расчета ежемесячно предоставляемой пенсии нужно размер накопительной части поделить на 252 месяца. Ежемесячная выплата будет больше, если оформить пенсию позже. К примеру, если оформить пенсию на 12 месяцев позже, размер накопительной части будет делиться на 240, а не на 252 (252 — 12 = 240).

Источники пенсионного страхования

Источники финансирования ПФР таковы:

  • страховые платежи нанимателей;
  • страховые платежи россиян, которые занимаются индивидуальной трудовой деятельностью;
  • страховые платежи остальных групп трудоустроенных россиян;
  • перечисления из российской казны на предоставление пенсионного обеспечения служащим армии, их родственникам и людям, которые приравнены к ним;
  • деньги, которые возмещает ПФР госфонд занятости населения России по причине оформления досрочного пенсионного обеспечения нетрудоустроенным гражданам;
  • добровольно осуществляемые юрлицами и физлицами платежи;
  • прибыль от работы ПФР.
Читать еще:  Внуки наследники второй очереди

Деньги ПФР используются для того, чтобы:

  • выплачивать трудовое пенсионное обеспечение, в том числе россиянам, которые выезжают за границу;
  • компенсировать утраченный доход гражданам, которые ухаживают за неработоспособными лицами;
  • повышать пенсионное обеспечение лицам, участвовавшим в Великой Отечественной войне;
  • предоставлять выплаты лицам, ухаживающим за детьми;
  • оказывать материальную поддержку старым и неработоспособным людям;
  • предоставлять выплаты на погребение;
  • финансировать работу ПФР и его учреждений.

Органы, осуществляющие ОПС

ОПС в Российской Федерации осуществляют следующие государственные органы:

  • ПФР;
  • Фонд соцстрахования;
  • Федеральный фонд ОМС.

Для регистрации в системе требуется составить анкету, подписать ее. Анкета подается в учреждение ПФР непосредственно заявителем или его нанимателем.

Также заявление возможно предоставить в МФЦ. Понадобится предоставить документ, который удостоверяет личность (общегражданский паспорт). Если заявление отправляется через почтовую службу, требуется заверить его и ксерокопии прилагаемых бумаг у нотариуса.

Иностранцам для постановки на учет в системе ОПС требуется подготовить перевод своего паспорта, который заверен в нотариальной конторе. Также им понадобится предъявить бумагу, которая подтверждает наличие прописки и права на нахождение в Российской Федерации. Обычно данным документом служит вид на жительство. Если бумаги подаются при личном визите в государственное учреждение, постановка гражданина на учет осуществляется сразу же.

Теперь вам известно, как работает система ОПС в России. Чтобы она работала эффективно, нужно достичь равномерного распределения нагрузки между теми, кто делает взносы, и теми, кто получает пенсии. Лишь в таком случае можно обеспечить эффективную и продуктивную работу системы ОПС.

Полезное видео

Интересная информация о самозанятых в системе ОПС в видео:

Российское пенсионное страхование: сущность, понятие и система в 2020 году

Сегодня рассмотрим сущность пенсионного страхования, которое является одной из ключевых мер поддержки населения государством. Вопрос становится более актуальным в рамках проходящей пенсионной реформы и изменения. Какие законы регулируют господдержку, какие виды выплат есть и как все это работает – читайте ниже.

Понятие и сущность обязательно осуществляемого страхования

Главная сущность пенсионного страхования заключается в предоставлении физлицам финансового обеспечения в связи со старостью, инвалидностью или утерей кормильца в семье. Сущность права на пенсию закреплена в стат. 39 российской Конституции, поэтому пенсии гарантируются всем и каждому при наступлении соответствующих обстоятельств.

Основной НПА, регламентирующий сущность и основы данного страхования – это 167-ФЗ от 15-го дек. 2001-го “Об обязательном…” (далее – ФЗ № 167).

Также сущности некоторых правовых норм содержатся в следующих НПА:

  • 27-ФЗ от 1-го апр. 1996-го “Об индивидуальном…” – о том, как учитываются взносы, уплаченные работодателем, на ИЛС;
  • 165-ФЗ от 16-го июля 1999-го “Об основах…” (далее – ФЗ № 165) – о сущности обязательного соц. страхования (куда входит и пенсионное) в РФ;
  • 400-ФЗ от 28-го дек. 2013-го “О страховых…” (далее – ФЗ № 400) – об условиях, сроках, порядке и сущности назначения страховых пенсий;
  • 424-ФЗ от 28-го дек. 2013-го “О накопительной…” (далее – ФЗ № 424);
  • 56-ФЗ от 30-го апр. 2008-го “О дополнительных…” – о доп. взносах на накопительную пенсию;
  • прочие ФЗ.

Основные понятия и виды пенсий

Главные определения и понятия системы ОПС представлены в ст. 3 ФЗ № 167. Приведем некоторые из них:

Виды пенсий, которые могут выплачиваться в рамках системы ОПС, перечислены в ст. 9 ФЗ № 167:

  • страховая по возрасту, назначаемая лицам мужского пола с 65 лет, женского с 60 лет (с учетом переходных норм, указанных в Приложении 6 к ФЗ № 400);
  • страховая по инвалидности, назначаемая инвалидам, имеющим хотя бы 1 день страхового стажа, вне зависимости от возраста;
  • страховая по утере кормильца, которая назначается нетрудоспособным гражданам, состоявшим на иждивении у умершего трудоспособного лица;
  • фиксированная надбавка к пенсии, базовый размер которой с 1-го января 2020-го составляет 5334,19;
  • накопительная, назначаемая вместе с той, которая по старости, при соблюдении условий, указанных в стат. 6 ФЗ № 424;
  • единовременно осуществляемая выплата (производится, если физлицо не получило правомочие на накопительную пенсию, но в спец. части ИЛС есть деньги (стат. 4 ФЗ № 360 от 30-го ноября 2011-го года “О порядке…”));
  • срочная выплата (осуществляется, если лицо в период своей жизни осуществляло дополнительные взносы на накопительную пенсию);
  • выплата средств, находящихся в спец. части ИЛС, наследникам застрахованного;
  • пособие на захоронение (платится из средств системы ОПС, если лицо на момент смерти не было застраховано по ВНиМ).

Источники пенсионного страхования

Главным источником пенсионного страхования в России признаются средства бюджета ПФР, которые являются общефедеральной собственностью, не входят в состав прочих бюджетов и изъятию ни при каких условиях не подлежат (ч. 1 ст. 16 ФЗ № 167).

Формирование бюджета осуществляется за счет нескольких источников финансов, указанных в ч. 1 ст. 17 ФЗ № 167:

  • поступившие от работодателей взносы за их работников;
  • средства общефедерального бюджета, которые направляются в рамках трансфертов в целях компенсирования ПФР выпадающих доходов (например, связанных с выплатой пенсий лицам, которым зачтены в стаж нестраховые периоды);
  • суммы неустоек;
  • прибыль, которая была извлечена от инвестирования свободных финансовых средств;
  • средства, которые поступили от предприятий и физлиц, в результате вступления их в отношения с ПФР по собственному желанию (ст. 29 ФЗ № 167);
  • выплатный резерв;
  • иные не воспрещенные законодательством России источники финансирования.

Сущность расходования денег из бюджета ПФР в том, что расходы производятся не только на цели выплаты пенсий, но и на:

  • их доставку;
  • материальное обеспечение деятельности головного и территориальных подразделений ПФР;
  • перечисление взносов в специальный фонд гарантирования в соответствии с 422-ФЗ от 28-го декабря 2013-го года (далее – ФЗ № 422).

Система пенсионного страхования

Созданная в Российской Федерации система РФ, России включает в себя не только субъекты ОПС, но и иные органы, организации и граждан (ч. 2 ст. 6 ФЗ № 165).

Приведем некоторых дополнительных участников страхования:

  • НПФ, в которые застрахованные лица могут передать свои накопления, учтенные в спец. части ИЛС (ст. 32 ФЗ № 167);
  • налоговые инспекции, сущность деятельности которых – в администрировании поступивших взносов от работодателей;
  • ЦБ РФ (как участник действующей системы гарантирования правомочий застрахованных граждан – п. 4 ст. 4 ФЗ № 422);
  • кредиторы (в случае направления средств МСК согласно 256-ФЗ от 29-го декабря 2006-го года “О дополнительных…”).

Государственные и негосударственные фонды

В РФ сущность пенсионного страхования включает в себя наличие таких участников системы, как государственные и негосударственные фонды.

Внимание! Госфонд в РФ, ведущий деятельность по ОПС, только один – это Пенсионный фонд.

А вот негосударственных (НПФ) может быть неограниченное количество. Наиболее надежными из них, по данным рейтингового агентства Эксперт РА, являются:

  • НПФ Сбербанка;
  • ВТБ Пенсионный фонд;
  • Газфонд;
  • Нефтегарант;
  • Атомгарант;
  • Национальный НПФ;
  • Альянс;
  • Алмазная осень;
  • Сургутнефтегаз;
  • Ренессанс пенсии.

В НПФ застрахованное лицо может передать только свои накопления, учтенные в спец. части ИЛС.

31-го декабря 2015-го года – это последний день, когда можно было застрахованным физлицам 1967-го года и моложе выбрать:

  • либо все взносы, уплаченные за него, направлять на страховую пенсию;
  • либо направлять взносы и на страховую, и на накопительную.

Важно! Даже если лицо не сделало выбор в пользу накопительной пенсии, а решило все взносы направлять на страховую, при наличии средств в спец. части ИЛС, все равно можно заключить договор с НПФ – последний будет инвестировать эти деньги и увеличивать накопления.

Сравнение обязательно и добровольно осуществляемого пенсионного страхования

Под добровольно осуществляемым пенсионным страхованием может пониматься ситуация, когда:

  • либо лицо вступает по своей воле в отношения по ОПС (ст. 29 ФЗ № 167);
  • либо лицо заключает договор негосударственного обеспечения пенсией.

Договоры НПО управомочены, как и соглашения об ОПС, заключать НПФ (аб. 2 ст. 3 ФЗ № 75 от 7-го мая 1998-го года “О негосударственных…”, далее – ФЗ № 75). Сущность в том, что НПФ разрабатывает пенсионные схемы, в соответствии с которыми регламентируются размеры взноса участника, основания для возникновения права на пенсию и иные условия.

Что касается вступления по своему желанию в отношения по ОПС, то это могут сделать те лица, которые не застрахованы по ОПС согласно ФЗ № 167. Например, самозанятые, находящиеся на специальном экспериментальном налоговом режиме “Налог на профессиональный доход”. Или просто граждане, которые хотят платить взносы за другое физлицо, которое не застраховано по ОПС.

Пенсионная реформа РФ

Основная сущность недавно проведенной пенсионной реформы заключается в реализации следующих целей и задач:

  • устранить дефицит бюджета ПФР;
  • направить средства, высвобожденные за счет уменьшения числа пенсионеров из-за увеличения пенсионного возраста, на повышение размеров пенсий для текущих;
  • минимизировать риск “коллапса” всей пенсионной системы в связи с сокращением в последнее время численности трудоспособного населения.

Сущность основных изменений в рамках осуществленной реформы:

  • поэтапное увеличение пенс. возраста в течение переходного временного периода, который продлится вплоть до 2028-го года;
  • физлица, имеющие 42 (мужской пол) и 37 лет (женский) стажа, смогут выходить на пенсию раньше на 2 года (но не ранее 60 и 55 лет соответственно);
  • расширилась сущность прав некоторых граждан на выход на пенсию преждевременно – например, теперь получать пенсионное обеспечение сможет женщина со стажем 15 лет или более и 30-ю пенсионными баллами уже в 57 лет, если она родит и воспитает троих детей до исполнения им 8-ми лет.

Итак, всем гражданам РФ, застрахованным по ОПС, гарантируется право на пенсионное обеспечение при возникновении страхового случая – наступления старости, инвалидности или утраты кормильца.

Сущность темы достаточно сложна, поэтому разобраться в отдельных нюансах поможет наш квалифицированный юрист. Получить его поддержку можно просто написав в чат.

Также не забываем ставить лайки и делать репосты нашей статьи в социальных сетях.

Источники:

http://7universum.com/ru/economy/archive/item/3816
http://businessman.ru/new-pensionnoe-straxovanie-v-rf.html
http://insur-portal.ru/pension/strahovanie-i-obespechenie
http://pfrp.ru/faq/obyazatelnoe-pensionnoe-strahovanie-eto.html
http://strahovkaved.ru/strahovoe-delo/suschnost-pensionnogo-strahovaniya

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector