0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Организация пенсионного обеспечения в рф

Содержание

Организация пенсионного обеспечения в России

Системой обязательного пенсионного обеспечения предусмотрены пенсии по государственному пенсионному обеспечению, которые выплачиваются из средств федерального бюджета.

Пенсии по государственному пенсионному обеспечению предоставляются вне системы обязательного пенсионного страхования. Пенсия по государственному пенсионному обеспечению (далее — государственная пенсия) — это ежемесячная государственная денежная выплата, право на получение которой определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными Законом № 166-ФЗ.

Право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению имеют:

  • — федеральные государственные служащие;
  • — военнослужащие;
  • — участники Великой Отечественной войны;
  • — граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф;
  • — нетрудоспособные граждане. [49]

Закон предусматривает четыре вида пенсий: пенсию за выслугу лет; пенсию по старости; пенсию по инвалидности и социальную пенсию.

Государственное пенсионное обеспечение предоставляется — гражданам в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением федеральной государственной гражданской службы при достижении установленной законом выслуги лет при выходе на трудовую пенсию по старости (инвалидности);

  • — в целях компенсации утраченного заработка гражданам из числа космонавтов или из числа работников летно-испытательного состава в связи с выходом на пенсию за выслугу лет;
  • — в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом возраста; либо нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств к существованию.

Пенсия за выслугу лет устанавливается дополнительно к трудовой пенсии по старости (инвалидности) и выплачивается одновременно с ней. При условии наличия выслуги установленной продолжительности пенсия за выслугу лет назначается:

  • 1. Федеральным государственным гражданским служащим назначается пенсия за выслугу лет при наличии стажа государственной гражданской службы не менее 15 лет в размере 45 % среднемесячного заработка федерального государственного гражданского служащего за вычетом страховой части трудовой пенсии по старости, либо за вычетом трудовой пенсии по инвалидности, установленных в соответствии с ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». За каждый полный год стажа государственной гражданской службы сверх 15 лет пенсия за выслугу лет увеличивается на 3 % среднемесячного заработка. При этом общая сумма пенсии за выслугу лет и страховой части трудовой пенсии по старости либо общая сумма пенсии за выслугу лет и трудовой пенсии по инвалидности не может превышать 75 % среднемесячного заработка федерального государственного гражданского служащего, определенного в соответствии со статьей 21 настоящего ФЗ.
  • 2. Военнослужащим, которые проходили военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов или военную службу по контракту при наличии стажа не менее 20 лет.
  • 3. Гражданам РФ из числа космонавтов-испытателей, космонавтов-исследователей, инструкторов — космонавтов — испытателей, инструкторов — космонавтов — исследователей независимо от возраста при наличии выслуги не менее 25 лет у мужчин и не менее 20 лет у женщин, из которых не менее 10 календарных лет у мужчин и не менее 7,5 календарных лет у женщин приходятся на работу в летно-испытательном подразделении, а при оставлении работы по состоянию здоровья (болезни) при наличии выслуги не менее 20 лет у мужчин и не менее 15 лет у женщин.[50]

Пенсии по старости назначаются только гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, включая аварию на Чернобыльской АЭС. Пенсии по старости назначаются:

  • 1) по достижении возраста 55 и 50 лет (мужчины и женщины) при наличии трудового стажа не менее пяти лет пенсия назначается:
    • — гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием в следствии катастрофы на Чернобыльской АЭС или работ по ликвидации последствий катастрофы;
    • — гражданам, занятым на эксплуатации Чернобыльской АЭС и работах в зоне отчуждения;
  • 2) по достижении возраста 50 и 45 лет (мужчины и женщины) при наличии трудового стажа не менее пяти лет право на пенсию по старости имеют граждане, ставшие инвалидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Виды государственных пенсий и их получатели для наглядности представлены в табл. 1.

Таблица 1 Виды государственных пенсий в России и их получатели

Организация пенсионного обеспечения в России. Пенсионный фонд РФ.

Пенсионное обеспечение — одна из главных социальных гарантий развития государства, поскольку оно затрагивает интересы всего населения страны, как нетрудоспособного (граждан, получающих пению), так и трудоспособного (будущих пенсионеров). Условия и нормы пенсионного обеспечения определяются с учетом трудового вклада. Этот вклад имеет количественный и качественный параметры. Первый — как долго человек трудился и, следовательно, подлежал указанному виду страхования. Второй — как оценивался его труд, т.е. каким был характерный для него уровень трудового дохода. Количественный показатель выражается обычно в стандарте стажа, а качественный — в размере типичного для застрахованного заработка. При превышении установленного стандарта стажа пенсия повышается, в случае его недостаточности, наоборот, понижается. Во всех случаях пенсия подсчитывается на основе среднего заработка.Пенсионное обеспечение — это непосредственно связанный с трудовой деятельностью индивида процесс материальной поддержки, размеры, сроки и условия которого являются производными от размера заработной платы, условий труда, стажа работы и др. Более того, пенсионное обеспечение базируется на экономических интересах разных поколений с разными уровнями доходов и разными уровнями экономического развития.

Средства пенсионного обеспечения государства в отличие от других государственных расходов обеспечиваются за счет создаваемых специальных внебюджетных фондов, которые организуют сбор и финансирование выплат пенсий. В этом аспекте солидарная система, являющаяся государственной, в сущности, имеет три основных источника:отчисления работников;обязательное отчисление от фонда заработной платы;государственные дотации.В накопительной системе два источника:обязательные или добровольные взносы работников;проценты от инвестиции накоплений.

В частных накопительных пенсионных фондах:отчисления в виде взносов работников;проценты от капитализации взносов;переброска дополнительных средств из других социальных фондов по просьбе работников.

В настоящее время рассматриваются две альтернативные модели пенсионной системы: распределительная и накопительная.

Накопительная пенсионная система на выходе гарантирует реализацию принципа справедливости: сколько заработал — сколько вложил — столько получил.В значительной степени недостатков лишена ныне существующая распределительная пенсионная система, построенная на принципах коллективности, гарантированности, гуманности.

Пенсионная система России — это совокупность создаваемых в Российской Федерации правовых, экономических и организационных институтов и норм, имеющих целью предоставление гражданам материального обеспечения в виде пенсии. Пенсионная система России в современном виде введена с 1 января 2002 года и включает в себя отношения по формированию, назначению и выплате следующих видов пенсий: трудовой пенсии, пенсии по государственному пенсионному обеспечению, негосударственной пенсии.Виды государственных пенсий – разновидности пенсионных выплат, определяемых законодательством РФ.В Федеральном законе от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» представлен исчерпывающий перечень видов государственных пенсий. По основаниям возникновения права на пенсионное обеспечение различают следующие виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению:

— пенсия за выслугу лет;- пенсия по старости;- пенсия по инвалидности;

— социальная пенсия.Государственная пенсия за выслугу лет назначается федеральным государственным гражданским служащим, военнослужащим, гражданам из числа космонавтов и гражданам из числа работников летно-испытательного состава. В зависимости от категорий получателей пенсий различаются и условия назначения пенсий. Государственная пенсия по старости назначается гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф.Государственная пенсия по инвалидности назначается военнослужащим, участникам Великой Отечественной войны, гражданам, награжденным знаком «Жителю блокадного Ленинграда», гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, гражданам из числа космонавтов.Государственная социальная пенсия (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца) назначается нетрудоспособным гражданам. Право на социальную пенсию по инвалидности имеют инвалиды I, II и III группы, в том числе инвалиды с детства, дети-инвалиды. Право на социальную пенсию по случаю потери кормильца получают дети в возрасте до 18 лет, а также старше этого возраста, обучающиеся по очной форме в образовательных учреждениях всех типов и видов независимо от их организационно-правовой формы (за исключением образовательных учреждений дополнительного образования) до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, потерявшие одного или обоих родителей, и дети умершей одинокой матери. Социальная пенсия по старости устанавливается гражданам из числа малочисленных народов Севера, достигшие возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины), гражданам, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины).

Финансовое обеспечение расходов на выплату пенсий по государственному пенсионному обеспечению, включая организацию их доставки, производится за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату пенсий по государственному пенсионному обеспечению.Среди социально значимых функций Пенсионного фонда России:

назначение и выплата пенсий ;учёт страховых средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию;назначение и реализация социальных выплат отдельным категориям граждан: ветеранам, инвалидами т.д.

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 19

1. Институт государственной службы в США.

В соответствии с законом о реформе гражданской службы 1978 г., в США с 1 января 1979 г. были созданы Бюро управления персоналом и Совет по защите системы заслуг. На Бюро управления персоналом возложена задача обеспечения централизации и координации кадровой работы в аппарате административного управления. В компетенцию Бюро входит назначение служащих на должности и их продвижение по службе, оценка их труда, повышение квалификации, поощрения и наказания, выработка рекомендаций по совершенствованию кадровой работы. Совета по защите системы заслуг- обеспечение соблюдения законов гражданской службы в области найма, увольнения и прохождения службы в соответствии с принципами «системы заслуг».

Сформулировано девять основных принципов «системы заслуг», которые определяют основы организации государственной службы США:

• рекрутирование служащих из всех сегментов общества с отбором и продвижением на основе способностей, знаний и умений при справедливой и открытой состязательности;

• должно проявляться справедливое и беспристрастное отношение ко всем служащим и претендентам на государственную службу независимо от их политических взглядов, расы, цвета кожи,пола;

• за равную работу должна быть обеспечена равная оплата с учетом как федерального, так и местного уровня оплаты труда служащих частного сектора в сочетании с поощрением и признанием высококачественной работы;

• высокие стандарты честного поведения и заботы об общественном интересе;

Читать еще:  Электронная регистрация в росреестре минусы

• действенное и эффективное использование федеральной рабочей силы;

• должно сохранять хорошо работающих служащих; корректировать работу тех, чья деятельность не соответствует требованиям;

• улучшение работы путем эффективного обучения и подготовки;

• защита служащих от необоснованных действий, персонального фаворитизма или политического принуждения;

• защита служащих от наказания за законное раскрытие информации.

Гражданская служба в США подразделяется на конкурсную и исключительную. Название “конкурсная” объясняется тем, что все назначения на эту службу производятся в результате отбора на конкурсных экзаменах. Более 90% всех государственных служащих проходят через конкурсную систему. Название “исключительная” отражает положение, по которому должности этой службы исключены из-под действия Закона о гражданской службе. В число “исключительных” входят служащие Агентства по национальной безопасности, ЦРУ, ФБР, Госдепартамента, представительств США в международных организациях.

В США существует также патронажная система, или система добычи, т.е. назначение на высшие административные должности за политические заслуги и периодическая сменяемость высших чиновников в зависимости от времени нахождения в Белом доме представителя партии, сторонниками которой они являются

Совет по защите системы заслуг. Главная задача Совета — защита служащих от злоупотреблений и неоправданных кадровых действий. Он заслушивает и принимает решения по жалобам служащих и при необходимости дает приказания о корректирующих и дисциплинарных действиях в отношении государственного служащего или учреждения.

Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Пенсионное обеспечение в РФ. Система пенсионного обеспечения в РФ

Пенсионное обеспечение — важный момент в вопросе поддержки пожилых людей. Если честно, то здесь существует очень много интересных и трудных ситуаций, о который должен знать каждый гражданин. Ведь в этом случае можно будет как-то лишний раз перестраховаться и обеспечить себе в старости достойную жизнь. Что собой представляет пенсионное обеспечение в Российской Федерации? Давайте попробуем разобраться со всеми нюансами, которые только могут подстерегать будущих пенсионеров.

Кто в ответе

Для начала: куда обращаться для назначения пенсии? Честно говоря, здесь все предельно просто. Ведь органы пенсионного обеспечения граждан — это Пенсионные фонды России. Такие организации имеются в каждом городе. И здесь будет проходить непосредственное оформление пенсий.

Так что проблем с тем, куда обращаться, как правило, нет. Пожалуй, это один из немногих моментов, который еще не перетерпел какие-то существенные изменения за последние годы. Пенсионное обеспечение в РФ нынче приносит массу проблем. Но почему? Начинается все с подачи заявления пожилого человека на поддержку со стороны государства.

Документы для пенсий

Чтобы решить первый «острый» момент, достаточно просто быть в курсе того, какие именно условия должны соблюдаться и какие документы предъявляться для назначения пенсии. Пенсионное обеспечение в этом случае не принесет вам массу проблем. Разумеется, ситуаций много и для каждой имеются какие-то свои особые документы для предъявления в Пенсионный фонд. Тем не менее существует и общепринятый список, который необходим всем и всегда. Это:

  • паспорт;
  • 4 фото 3 на 4 см;
  • СНИЛС;
  • заявление на назначение пенсии;
  • документы, подтверждающие ваш стаж и доход;
  • номер счета в банке для пенсионных выплат.

Кроме того, иногда приходится предъявлять:

  • свидетельство о рождении детей;
  • документы о социальном статусе (подтверждение инвалидности);
  • «военник»;
  • «бумаги», указывающие на пребывание в особых климатических условиях.

В принципе, это все. Больше ничего особо от вас не потребуется. Кстати, военный билет необходим только тогда, когда будет назначаться пенсионное обеспечение лиц, проходивших службу. Для них придумана индивидуальная система расчетов. Еще один момент — вы должны достигнуть определенного возраста. Для женщин это 55 лет, а мужчин — 60. Лишь после этого можно рассчитывать на пенсию. Разумеется, если вы не инвалид с рождения. Плюс у вас должен быть стаж работы. Об этом немного позже.

Типы пенсий

Идем дальше. Не стоит забывать, что пенсионное обеспечение в РФ делится на несколько типов. И граждане вправе сами выбирать, какую именно поддержку им получать. Не всегда, но очень часто. Какие могут быть пенсионные выплаты?

Социальные — это поддержка от государства, которая оказывается всем гражданам. Размер ее варьируется, в зависимости от положения человека в обществе. Довольно часто выплачивается в качестве обеспечения людям, не имеющим трудового стажа, а также инвалидам. Сумма выплат небольшая, она не позволяет в полной мере обеспечить должный уровень жизни населению.

Дальше идут пенсии по старости. Пожалуй, это уже более интересный случай. Иногда их называют государственными. Чтобы иметь возможность на получение таких выплат (они как раз помогут «выжить» в России неработающим пенсионерам), вы должны достигнуть пенсионного возраста, а также иметь определенный трудовой стаж. На данный момент он составляет 5 лет. Пенсионная система в РФ учитывает предпринимательскую деятельность. Если гражданин не работал «на дядю», но официально оформил себя когда-то в качестве ИП и «просидел» так 5 лет, это зачтется. В трудовой стаж «вписывают» уход за маленькими детьми и за пожилыми людьми (нужно оформить в Пенсионном фонде соответствующий документ).

Последнее и самое распространенное пенсионное обеспечение — это трудовые пенсии. Как раз они интересуют граждан больше всего. Почему? Ведь подобные выплаты напрямую зависят от каждого гражданина в целом. Чем больше работаете и зарабатываете, тем выше будет пенсия в будущем. Но здесь имеется довольно трудная система расчетов, которая постоянно меняется.

Также имеется еще и военная пенсия. Такое пенсионное обеспечение в РФ есть только у тех, кто проходил службу. И не в армии, а в принципе. Не менее 20 лет, между прочим. Рассчитывается такая государственная поддержка на данный момент по довольно интересному принципу. Его очень легко понять.

Сколько платят инвалидам

А теперь давайте попытаемся с вами разобраться, на какие платежи может претендовать каждый гражданин. Например, неплохим вариантом является пенсия инвалидам. Здесь, как уже было сказано, все довольно просто. Есть и фиксированные платежи, и небольшая система расчетов. Применяется она чаще всего до пенсионного возраста.

Стоит обратить внимание, что пенсионное обеспечение граждан-инвалидов отличается по группам. Самые больше выплаты полагаются 1, а самые маленькие — 3. Плюс ко всему, тут учитывается наличие иждивенцев у инвалида. И, в некоторых случаях, период до наступления пенсионного возраста. Ничего особо трудного тут нет. На что может претендовать в России современный инвалид? Это:

  • дети-инвалиды с рождения — 60% от минимальной оплаты труда;
  • социальная на ребенка-инвалида с рождения — 11 445 рублей и 68 копеек;
  • инвалиды 1 группы, инвалиды II группы с детства — 9538 рублей 20 копеек;
  • инвалиды II группы — 4769 рублей 9 копеек;
  • III группа инвалидности — 4053 рубля 75 копеек.

Пенсии на детей-инвалидов могут быть разными. И большими, и не очень. Во всяком случае, пенсионное социальное обеспечение таких граждан в России имеет место. Не такое большое, как хотелось бы, но это лучше, чем совсем ничего.

Инвалиды-пенсионеры

Но забывать о простых инвалидах (пожилых) не нужно. Им тоже положены социальные выплаты. И, если честно, тут ситуация складывается куда интереснее, чем в прошлом случае. Как уже было сказано, предложена система расчетов отчислений от государства, а также фиксированные платежи. Начнем, пожалуй, со второго варианта. Ведь пенсионное обеспечение в этом случае фиксировано. Разумеется, с учетом некоторых особенностей, таких как наличие иждивенцев и группа инвалидности гражданина. Какую картину мы получаем? Инвалиды 1 группы могут рассчитывать на:

  • без иждивенцев — 7820 рублей 70 копеек;
  • иждивенец — 9124 рубля и 14 копеек;
  • 2 лица на иждивении — 10 427 рублей 61 копейку;
  • от 3 человек — 11 731 рубль 4 копейки.

Теперь, на что могут рассчитывать пенсионеры 2 группы инвалидности? Все фиксированные расчеты производятся по аналогичному принципу. То есть во внимание принимаются иждивенцы. Тут получается:

  • иждивенцев нет — 3910 рублей 34 копейки;
  • 1 человек на «попечении» — 5 213 рублей 80 копеек;
  • 2 на «попечении» — 6517 рублей 25 копеек;
  • более — 7820 рублей 70 копеек.

Третья группа инвалидности, как уже было сказано, самая «низкооплачиваемая». И тут, скорее, пенсии представляют собой лишь малую поддержку. Это правильно в какой-то степени. Ведь при данной группе инвалидности человек остается трудоспособным и может работать для трудовых выплат в будущем, если таких нынче нет. Выходит:

  • одиночки — 1955 рублей 17 копеек;
  • 1 опекаемый — 3258 рублей 63 копейки;
  • 2 лица на иждивении — 4562 рубля 7 копеек;
  • 3 и более — 5865 рублей 53 копейки.

Теория расчетов для инвалидов

Не стоит забывать, что за каждым гражданином остается выбор пенсионного обеспечения. Правда, для его смены придется каждый раз писать заявление установленного образца в Пенсионный фонд. Уже было сказано, что иногда для инвалидов используется особая схема расчета пенсий. Применяется она до наступления пенсионного возраста. Какая именно? Давайте попробуем разобраться в этом. Формула для подсчета выплат от государства будет иметь вид С = К / ((М*СТ) + БВ), где:

  • С — пенсия;
  • К — пенсионный капитал;
  • М — месяцы до пенсионного возраста;
  • СТ — стаж, поделенный на 180;
  • БВ — базовая величина (устанавливается ежегодно государством).

Получается, что инвалид, работая, может увеличить свою пенсию. И, как показывает практика, на довольно «приличную» сумму. Это вовсе не значит, что вам придется работать, не покладая рук. Но и тут же отказываться от трудоустройства, если имеется такая возможность, не надо. Правда, не все так легко, как кажется. Ведь большие проблемы и вопросы возникают тогда, когда предоставляется пенсионное обеспечение обычным гражданам. Например, при трудовом стаже.

Военные

Но для начала, еще одна небольшая схема расчета выплат. Это пенсионное обеспечение военным. К счастью, здесь очень сильно задумываться не придется. Все, что от вас потребуется — минимум 20 лет службы. Тогда вы сможете получать минимальную военную пенсию. Чем больше служите, тем выше будут выплаты. Почему?

Дело все в том, что пенсионное обеспечение в этом случае рассчитывается по схеме: за первые 20 лет выслуги вы получаете 50% от вашего оклада, а каждый последующий год прибавляет на данный момент по 3% надбавок. Некоторые ограничения здесь есть. К примеру, общая сумма процентов по надбавкам не может превышать 85%. Выходит, если вы «отслужили» порядка 49 лет, то вот вам и будет максимальная пенсия — 85% дополнительной платы за выслугу + 50% от вашего оклада. Легко все и просто.

Трудягам

Идем дальше. Теперь настала очередь взяться за так называемую трудовую пенсию. К сожалению, тут ситуация складывается очень неоднозначная. Ведь в последнее время пенсионное обеспечение изменения претерпевает регулярно. И это только начало. Например, сейчас в РФ используется новая система расчетов. Так называемая, балловая.

На чем она основана? Ваш трудовой страж позволяет получать определенное количество баллов. Точную информацию стоит узнавать ежегодно. Потом сумму полученных «очков» умножают на балловый коэффициент. Он тоже каждый год устанавливается правительством в фиксированной цифре. И, как итог, получается ваша пенсия.

Читать еще:  Энергоэффективность оргтехника

На данный момент для подобных расчетов приходится иметь стаж в 7 лет и минимум 9 баллов. В 2016 году максимально можно получить около 7,83 балла. Учтите, что каждый год «планка» на необходимые баллы и стаж будет возрастать. Поэтому стоит позаботиться о своем стаже.

Старость не в радость

Пенсионное обеспечение в Российской Федерации — это огромная проблема для современного общества. Хорошо, с трудовой пенсией разобрались. Но есть и, так называемые, выплаты по старости. На них может претендовать любой гражданин, достигший пенсионного возраста (55 лет для женщин и 60 для мужчин), а также имеющий трудовой стаж не меньше 5 лет. Сюда входит и стаж предпринимателя, и уход за несовершеннолетними детьми до 3-х лет, и за пожилыми людьми от 80 лет. Обычная работа также засчитывается.

Схема здесь тоже довольно интересная для расчетов. Она была «изобретена» в 2015 году и, конечно же, трудовой стаж здесь тоже играет огромную роль. Часть пенсии по старости будет рассчитываться по формуле: СЧ = ФП х ИК + (КОП х ИК) х СПК, где:

  • СЧ — часть пенсии (страховая);
  • ИК — индивидуальный коэффициент (все страховые взносы/взносы от максимальной запрплаты и все это умножается на 10);
  • ФП — фиксированные выплаты;
  • КОП — коэффициент отсрочки пенсии;
  • СПК — пенсионный коэффициент.

Есть и накопительная часть пенсионных выплат. Она рассчитывается проще. Чтобы узнать, какую сумму «накоплений» вы должны получать по возрасту, придется все деньги от страховых взносов разделить на количество месяцев, в которые будет выплачиваться пенсия. Сейчас это 228. Но можно уменьшить ее, продолжая работать. Получается, именно так вы сможете повысить свою компенсацию от государства по старости.

Подведение итогов

В принципе, это все, что только можно сказать о пенсионной системе в России. Как видите, здесь очень много разных моментов, которые придется учитывать. А современная система расчетов меняется с каждым годом. И нельзя точно сказать, к чему именно готовиться.

Самым большим шоком стало отсутствие так называемой индексации пенсий для работающих пенсионеров. Раньше повышение выплат производилось всем, независимо от того, есть ли у человека работа, или нет. Но, в связи со случившимся кризисом, теперь приходится отменять данное правило. Чтобы была возможность обеспечить денежными средствами тех, у кого вовсе нет рабочего места. Пока что о возобновлении индексации пенсионной поддержки от государства для пенсионеров-рабочих речь не идет.

Кроме того, полная смена системы подсчета выплат — это еще один момент, который вызвал негодование у большинства населения. Раньше никаких «баллов» не было, все пенсии высчитывались, исходя из трудового стажа, напрямую. А теперь еще и какие-то «очки» появились с новой системой. И, как ни странно, именно эта система снизила в какой-то степени пенсионные выплаты. Необъяснимо, но факт.

Во всяком случае, стоит сделать из всего этого свои выводы. Например, необходимо работать как можно дольше и получать зарплату выше. Да и полностью надеяться на государство не надо. Лучше делать собственные накопления на старость, чтобы в непредвиденных ситуациях не остаться «у разбитого корыта». «Серых» или «черных» зарплат, а также неофициальной работы тоже рекомендуется избегать. Ведь в таком случае у вас не будет ни стажа, ни нормальных отчислений в Пенсионный фонд.

Организация пенсионного обеспечения в рф

Пенсионное обеспечение в Российской Федерации организуется в соответствии со статьей 39 Конституции РФ.

Современное пенсионное обеспечение в РФ ведет свое начало с 2001 года, когда был принят Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

Сформированная в соответствии с этим законом № 166-ФЗ система пенсионного обеспечения РФ включает четыре основных вида пенсионного обеспечения:

государственное пенсионное обеспечение;

обязательное пенсионное страхование;

накопительное пенсионное обеспечение;

негосударственное пенсионное обеспечение.

Государственное пенсионное обеспечение:

государственной организацией, отвечающей за выплату пенсии, является Пенсионный фонд РФ (ПФР);

пенсия от государства передается гражданам из федерального бюджета, распределение ведется среди отдельных групп населения;

государственное пенсионное обеспечение осуществляется на основании ФЗ от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

Обязательное пенсионное страхование:

это выплаты от Пенсионного фонда РФ;

такая пенсия предоставляется большинству работающих людей;

накопление средств ведется за счет обязательных страховых взносов, которые перечисляются работодателями в ПФР;

указанные страховые взносы составляют 22% от фонда оплаты труда;

обязательное пенсионное страхование осуществляется на основании Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Накопительное пенсионное обеспечение:

накопительная часть пенсионного обеспечения формируется за счет части страховых взносов (в размере 6% от величины фонда оплаты труда на предприятии или в организации), а также может быть пополнена за счет взносов самих граждан, работодателей и доходов от инвестиционного использования пенсионных накоплений;

накопительная пенсия может формироваться только для граждан, которые родились в 1967 г. и позднее;

накопительное пенсионное обеспечение осуществляется на основании Федерального закона от 28.12.2013 № 424-ФЗ «О накопительной пенсии».

Негосударственное пенсионное обеспечение:

эта система сформирована из частных (негосударственных) пенсионных фондов (НПФ) для обеспечения более высокого уровня жизни на пенсии;

участие в негосударственном пенсионном обеспечении может быть индивидуальным и корпоративным;

получить пенсионные выплаты может любой человек или организация, заключившие отдельные договоры с НПФ.

Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР)

Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР):

создан для государственного управления средствами пенсионной системы и обеспечения прав граждан на пенсионное обеспечение;

бюджет ПФР утверждается Государственной Думой вместе с федеральным бюджетом;

доля ПФР в ВВП России составляет 10,8% — в части доходов и 10,2% — в части расходов;

Пенсионный фонд РФ выплачивает пенсии 40 млн. пенсионеров, социальные выплаты — 20 млн. льготников, ведет персонифицированный учет пенсионных прав 128 млн. застрахованных лиц — граждан РФ.

С 2005 года отмечается дефицит пенсионной системы, который покрывается перечислениями из федерального бюджета.

В структуре Пенсионного фонда РФ имеется:

8 Управлений в федеральных округах РФ,

83 Отделения ПФР в каждом из субъектах РФ,

отделение в г. Байконуре (Казахстан),

а также около 2 500 территориальных управлений во всех регионах страны.

Высшим органом является Правление ПФР, за его исполнительные функции отвечает Исполнительная дирекция ПФР. Во взаимоотношениях со страхователями, застрахованными лицами и пенсионерами территориальные управления ПФР являются отдельными юридическими лицами.

До передачи средств накопительного пенсионного обеспечения в управляющие компании и НПФ Пенсионный фонд вправе временно разместить их в коммерческих банках. Так, по результатам 2016 г., он получил от такого инвестирования доход в размере 2,97 млрд рублей, что составляет 10,58% годовых.

На начало 2018 г. Пенсионный фонд РФ являлся самой крупной по численности пенсионной организацией в мире:

  • в его структуре в общей сложности занято более 120 тысяч человек.

Для сравнения:

численность сотрудников аналогичной государственной структуры США Social Security Administration в два с лишним раза меньше, а население США более чем в два раза превышает российское; объемы пенсионных и социальных выплат в США почти в девять раз больше;

в Японии, при близкой к России численности населения, в пенсионной службе Nihon Nenkin Kikou занято 27 тысяч человек, из которых только 15 тысяч — на постоянной основе.

В августе 2018 г. при обсуждении законопроекта об увеличении пенсионного возраста в России отмечалось, что одной из важнейших причин недостатка средств на выплату пенсий в России являются непомерные расходы на содержание самого Пенсионного фонда РФ:

только для ведения пенсионных счетов россиян ПФР содержит более 110 тысяч служащих,

а на обслуживание самого Пенсионного фонда РФ ежегодно тратится около 1,5% всех пенсионных накоплений.

Предлагалось:

функции ПФР по выплате и начислению пенсий передать Казначейству России и многофункциональным центрам (МФЦ),

а многочисленные современные здания ПФР по всей России — в собственность субъектов РФ и муниципальных образований для организации центров обучения людей старшего возраста новым квалификациям.

Предполагалось, что такие меры могут позволить государству высвободить значительные резервы для выплаты пенсий без увеличения пенсионного возраста.

К сожалению, эти предложения руководством страны приняты не были и мы имеем действующий с 1 января 2019 года Федеральный закон от 03.10.2018 № 350-ФЗ о повышении в нашей стране пенсионного возраста.

Развитие пенсионного обеспечения в России

История развития пенсионного обеспечения

В современных условиях пенсионная система в РФ испытывает существенные проблемы так как является несовершенной, прежде всего это связано с дефицитом бюджета Пенсионного фонда, данные проблемы требуют глубокого анализа и выработки соответствующих управленческих решений.

Что такое пенсионное обеспечение и его роль в России?

Российская Федерация согласно 7 статьи Конституции РФ, является социальным государством. Поэтому вопросы пенсионного обеспечения, здравоохранения и социальных гарантий должны являться первостепенными.

Пенсионное обеспечение это «одна из важнейших государственных социальных гарантий, так как оно непосредственно затрагивает интересы нетрудоспособных граждан, как правило, составляющих свыше 25 – 30 % населения любой страны, и косвенно – все трудоспособное население».

Пенсионная система России, в современном виде «включает в себя отношения по формированию, назначению и выплате следующих видов пенсий: пенсии по государственному пенсионному обеспечению, трудовой пенсии, негосударственной пенсии».

Пенсионное обеспечение — совокупность правовых, экономических и организационных институтов и норм, имеющих целью предоставление гражданам материальной поддержки в виде пенсии.

Как можно заметить, проанализировав мнения различных авторов, относительно понятия и сущности системы пенсионного обеспечения, данный термин тесно связан, как с правом, так и с экономикой, что обусловлено особенностью регулирования его экономико – правовых отношений как в области финансов, так и в области правового обеспечения пенсиями населения.

Уровень обеспеченности пенсионеров – один из важнейших показателей качества жизни населения. Качество жизни является конечной целью деятельности отдельного индивида и государства. Крайне низкие пенсии, как и их отсутствие, ставят под угрозу социально-экономическую стабильность государства.

Пенсионное страхование и обеспечение на сегодняшний день играет не маловажную роль в формировании будущих пенсий и обеспечение финансовой стабильности населения РФ в будущих периодах. Поэтому важно совершенствовать пенсионную систему, а для этого необходимо знать все ее проблемы и слабые места. Страхование играет важную первостепенную социальную роль — обеспечивая защиту личных и имущественных интересов физических и юридических лиц, посредством формирования и управления страховым фондом.

Страховые компании принимают на себя обязательства в форме аннуитетов, на которые их клиенты могут претендовать в связи с покрытием будущих непредвиденных расходов. К таким продуктам, в частности и относятся пенсионное страхование и страхование жизни. Пенсионное страхование, выполняя свою работу, обеспечивает население выплатами в виде пенсий при достижении пенсионного возраста или по инвалидности. Главная задача пенсионного страхования — сохранить от обесценивания и увеличить размеры пенсионных накоплений его вкладчиков.

Читать еще:  Условия пролонгации договора

История развития пенсионного обеспечения

Пенсионное обеспечение при Петре 1

Впервые государственный документ «Устав Морского Русского Военного Флота», прописывающий пенсионное обеспечение для больных и престарелых воинов, был подписан 13 января 1720 г. Петром I. В случае смерти офицера его жене и детям предусматривалось содержание, оно должно было выплачиваться всем иждивенцам, имевших доход меньше того, что получал погибший кормилец. Первую пенсионную реформу в России провела Екатерина II, в результате которой появилось понятие стаж – срок выслуги не менее 20 лет, она же определила денежное содержание из государственной казны только для отставников военной службы. Что фактически аналогично нынешней выслуги для военнослужащих и иных сотрудников силовых органов при выходе на пенсию. Также сотрудникам, которые увольняются со службы по положительным основаниям, выплачивается выходное пособие.

Пенсионное обеспечение в СССР

Пенсионное обеспечение по старости в России является наследством, полученным от СССР. Несмотря на сложную экономическую и политическую ситуацию того периода, международную изоляцию, впервые пенсионное обеспечение было введено в стране в январе 1928 года, т.е. уже через 10 лет после социалистической революции. Следует отметить, что эта система социальной защиты относилась только к работникам текстильной промышленности. Именно к этому времени относится и установление пенсионного возраста, который для мужчин составил 60 лет, а для женщин – 55 лет.

В дальнейшем социальная защита престарелого населения, не смотря на огромные финансовые вложения государства в развитие промышленности, индустриализацию страны получила развитие. Например, только за 1928- 1932 годы было построено около 1,5 тыс. крупных объектов промышленности, ряд тракторных заводов: в Волгограде, Челябинске, Харькове, Нижнем Тагиле, автомобильные заводы ГАЗ и ЗИС, металлургические заводы в городах Магнитогорск, Липецк, Челябинск, Новокузнецк, Норильск, Свердловск (Уралмаш), построена крупнейшая в мире электростанция Днепрогэс, появились новые отрасли промышленности: машиностроения, тракторная, автомобильная, авиационная, тяжелого машиностроения, станкостроительная, химическая. Список может быть продолжен. В 1933 — 1937годы были построены еще 4,5 тыс., а в 1938-1941 годы еще 3.0 тыс. крупных промышленных предприятий. Всего же за предвоенные годы было построено (за 13 лет – фактически с нуля) 9 тыс. крупных предприятий, что позволило СССР победить практически всю Европу в 1941-1945 гг. Через четыре года после первого опыта пенсионного обеспечения по старости, в 1932 году, государство пошло на всеобщее пенсионное обеспечение рабочих и служащих других отраслей народного хозяйства, достигших по старости пенсионного возраста.

Таким образом, с конца 19 века по всей Европе были введены пенсии для всех. Но в нашей стране еще почти 100 лет — ни до революции, ни после ее не было. Пенсии для всех рабочих и служащих ввели только в 1937. Крестьяне будут жить без пенсий вплоть до 1964 года. В 1964 году пенсии по старости были установлены и для колхозников, хотя возраст выхода на пенсию был установлен на 5 лет выше, чем для рабочих и служащих. Но в 1968 году было установлено общее равенство возрастного выхода на пенсию по старости для всех граждан страны: 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин.

В течение всего периода существования СССР пенсионное обеспечение по старости изменялось, но только в части улучшения пенсионного обеспечения, повышения выплачиваемых пенсий, а не их снижения, тем более вопрос увеличения возрастного ценза выхода на пенсию по старости даже не обсуждался.

Государственное пенсионное обеспечение в России после распада СССР

После распада СССР пенсионные выплаты по старости сохранили свою преемственность, но система организации управления финансами пенсионного обеспечения претерпела значительные изменения. В декабре 1990 года для управления финансами пенсионного обеспечения был образован Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР). Вновь образованный орган управления финансами пенсионного назначения Российской Федерации представлял собой самостоятельный внебюджетный орган, который аккумулировал денежные средства, поступающие для выплаты пенсий. Поступающие в ПФР средства не входят в государственный бюджет и не должны расходоваться на другие цели, кроме выплат пенсий.

Современная модель российского пенсионного страхования сложилась в результате реформирования системы государственного пенсионного обеспечения, которая направлена на обеспечение долгосрочной финансовой устойчивости пенсионной системы РФ.

Переход к распределительно-накопительному механизму начисления пенсий позволил учитывать не только стаж работы будущего пенсионера, и суммы взносов, которые были начислены и уплачены работодателем, но и самих застрахованных лиц. На трудовые пенсии приходится в настоящее время более 91 % всех пенсионных выплат, а в расходах бюджета выплаты страховой части трудовых пенсий превышают 72%.

Пенсионная система Российской Федерации в настоящее время находится в «непростом» положении – в состоянии реформирования. Предложенные перемены не радуют большинство россиян, хотя они и необходимы для того чтобы решить ряд современных проблем пенсионного обеспечения. Поиск путей их решения является главной задачей, которая стоит перед социальной сферой.

Современные направления изменения системы пенсионного обеспечения в РФ

Одним из ключевых направлений государственной политики, которое наиболее широко обсуждается общественностью, безусловно, является изменения в системе пенсионного обеспечения. В течение последних нескольких лет велись громкие дискуссии, рассматривались варианты модернизации существующей системы и разрабатывался соответствующий проект изменений в правовом регулировании. В итоге, 28 декабря 2013 г. были введены два новых закона: №400 –ФЗ «О страховой пенсии» и № 424-ФЗ «О накопительной пенсии», согласно которым пенсия стала складываться из социальной и накопительной составляющей, рассчитываемой по определенным коэффициентам, которые в итоге выражаются в совокупности баллов. В результате размер пенсии граждан напрямую стал зависеть от количества страхового стажа и величины страховых взносов, уплаченных в ПРФ. Также согласно новым правилам, чем позже гражданин выйдет на пенсию после достижения пенсионного возраста, тем больше будет размер его пенсии. Целью данных преобразований являлось, прежде всего, повышение доходности Пенсионного Фонда России (далее – ПФР) и его способности отвечать по своим обязательствам. К тому же, данная реформа была нацелена на стимулирование трудовой деятельности граждан и повышения объёмов страховых выплат, поступающих в ПФР.

Наконец, последние изменения коснулись пенсионного возраста. Согласно Федеральному закону от 3 октября 2018 года № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий», вводится поэтапное повышение пенсионного возраста с 60 до 65 лет для мужчин и с 55 до 60 лет для женщин, повышение возраста, необходимого для получения социальной пенсии соответственно на пять лет. Также повышаются требования к размеру стажа и выслуги лет, вводятся некоторые другие ужесточения (например, установление минимального возраста, дающего права на назначение пенсии на основании стажа педагогической деятельности). С 1 января 2019 г. данные изменения вступили в силу. Окончательно они будут реализованы к 2024 г.

Характеристика и описание изменений в пенсионной системе Российской Федерации с 2015 по 2019 (плановый) годы представлена в таблице 1.

Таблица 1 — Характеристика и описание изменений в пенсионной системе Российской Федерации с 2015 по 2019 (плановый) годы

С 2019 г. в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», принятых изменений в сфере назначения и выплаты пенсий в федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» вступила в силу новая конструкция пенсионных и предпенсионных правил, предусматривающая:

— поэтапное повышение возраста, по достижении которого будет назначаться страховая пенсия по старости,

— сохранение льгот по досрочному выходу на пенсию;

— изменение порядка индексации пенсий и трансферта Пенсионному фонду;

— разграничение предпенсионного и пенсионного возраста;

— расширение перечня доходов бюджета Пенсионного фонда за счет средств, изымаемых у коррупционеров.

Эти правила, прежде всего, затронут распределительный элемент обязательного пенсионного страхования, но любое изменение должно учитывать принцип социальной справедливости для существующих и будущих пенсионеров, а также влияние пенсионной системы на экономическую динамику. Повышение пенсионного возраста является одним из основных инструментов, используемых в ряде стран для поддержания сбалансированности и устойчивости пенсионной системы. Согласно прогноза Министерства экономического развития РФ на период до 2024 года повышение пенсионного возраста приведет к увеличению численности экономически активного населения к 2024 году на 1,8 млн. человек, а в 2019 г. прирост занятых оценивается в 137,2 тыс. чел. при сокращении количества пенсионеров на 331,9 тыс. чел. Сокращение количества коснется только получателей страховой пенсии, количество получателей государственного пенсионного обеспечения, наоборот, увеличится в 2019 г. на 2,5 % .

Увеличение количества занятых предпенсионных возрастов в экономике в совокупности с индексацией заработной платы работников бюджетной сферы, увеличением фонда заработной платы на 2019-2021 гг., продлением моратория на направление страховых взносов на финансирование накопительной пенсии, отказом от индексации для работающих пенсионеров повлияют на структуру доходов бюджета Пенсионного фонда на 2019-2021 гг. Если в 2016 г. на долю страховых взносов которых приходилось 54,4% в общем объеме доходов, то к 2021 г. планируется увеличение до 64,5 % доходов бюджета Пенсионного фонда. Если доля трансфертов федерального бюджета РФ в структуре доходов бюджета Пенсионного фонда составляла в 2016 г. 44,0 %, что соответствует 3,9% ВВП, то ожидается, что к 2021 г. межбюджетные трансферты должны сократиться до 35,6 % в структуре доходов бюджета Пенсионного фонда, т.е. до 2,8% ВВП.

В результате, реализация новых правил позволяет добиться выполнения двух задач: роста размеров пенсий и снижения зависимости от трансфертов федерального бюджета, что обеспечит определенную сбалансированность бюджета Пенсионного фонда. Но учитывая встроенность функционирования пенсионной системы в общую социально-экономическую динамику развития России, нельзя исключать долгосрочные риски от введения новых пенсионных и предпенсионных правил, в числе которых можно отметить такие, как различия в ожидаемой продолжительностью жизни между мужчинами и женщинами, изменение структуры занятости, состояние рынка труда, снижение реальных доходов населения, изменение системы социальной поддержки, падение доверия к социальной политике государства. Определенные бюджетные риски устойчивости пенсионной системы создают теневая занятость, сокращение количества организаций-плательщиков взносов в ПФР при некомпенсируемом увеличении уровня самозанятости при низком уровне страховых взносов самозанятого населения, не сопоставимом с размерами будущей пенсии. В этой связи необходимо отметить, что заявленный долгосрочный рост уровня пенсионного обеспечения граждан, возможность индексации размеров пенсий выше уровня инфляции в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», адаптация пенсионной системы к новым демографическим условиям могут быть реализованы в условиях функционирования эффективной пенсионной системы.

Таким образом, пенсионное обеспечение в России уже на протяжении нескольких десятилетий находится в процессе формирования и глубокого реформирования. Ключевой целью эффективной пенсионной системы является обеспечение достойного уровня пенсионного обеспечения на основе взаимодействия социальных, демографических и экономических критериев выполнения пенсионных обязательств.

Источники:

http://m.vuzlit.ru/126185/organizatsiya_pensionnogo_obespecheniya_rossii
http://cyberpedia.su/8x13d6.html
http://businessman.ru/new-pensionnoe-obespechenie-v-rf-sistema-pensionnogo-obespecheniya-v-rf.html
http://moiprava.info/sotsialnoe-obespechenie/pravo-na-pensiyu/pensionnaya-reforma-2019-goda-povyshenie-pensionnogo-vozrasta/811-sovremennaya-sistema-pensionnogo-obespecheniya-rf
http://schetuchet.ru/razvitie-pensionnogo-obespecheniya-v-rossii/

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector