9 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Зачем налоги государству

Зачем нужны налоги? Куда идут налоги? Понятие и возникновение налогов. Налоговая система

Для обывателя не всегда понятно, зачем нужны налоги. Сравнивая свои доходы с тратами государственных структур, невольно возникает мысль, что сумма взносов в казну несколько завышена. Но если задуматься о назначении этих выплат, становится понятно, для чего нужно такое мироустройство.

История возникновения

Люди еще в прошедшие тысячелетия принимали необходимость выплачивать часть своих доходов для пополнения казны. Каждый житель государства должен понимать, зачем нужны налоги, и обязан отдавать периодически небольшую сумму на развитие образования, медицины, содержание армии. Общество не может нормально функционировать без определенного потока денежных средств.

Полезная функция налогов очевидна, хотя и не очень приятна некоторым индивидам. Ранее за счет податей реализовывались безумные идеи правителей по захвату мира. Но существовали в истории и положительные государства, в которых строились медицинские, философские организации, осуществлялась забота о малоимущих, возводились детские дома для сирот.

Для функционирования всех институтов государства требуется непрерывный поток денежных средств. Причем, чем более социально-значимая политика проводится, тем выше становится процент уплаты в казну. Зачем нужны налоги, если власти могут сами напечатать необходимое количество денег? Ответом на этот вопрос может быть аналогия сравнения с внутренней отдельной структурой общества. Возьмем сферу ЖКХ.

Аналогичные выплаты

Постараемся ответить, зачем нужны налоги государству, описывая функционирование одного многоэтажного дома. Уплата коммунальных услуг происходит ежемесячно. Причем все прекрасно осознают необходимость такого действия и внимательно следят за каждым пунктом квитанций. Деньги сдаются за поступление тепла, уборку мусора, поддержание в нормальном состоянии дворовых сооружений и коммуникаций.

Отсутствие таких выплат грозит коллапсом для жизни огромного количества владельцев квартир. Ежемесячные выплаты позволяют людям не беспокоиться о состоянии своего жилья, пока они заняты более важными делами. Так и государство берет на себя основную заботу по сохранению мира внутри общества, оказание помощи больным и слабым. Внешние отношения страны требуют еще и обеспечения надежной защиты в виде содержания армии.

В любом обществе существуют налоги, так как государство может функционировать только при их наличии. Куда идут налоги? Обязанность распределения материальных средств целиком возлагается на руководящий состав, избранный большинством голосов.

Государственность

В развитом обществе не возникает вопроса, куда идут налоги. Каждый человек ощущает их действие на своей повседневной жизни. Это медицина, образование, общественные нужды. Уплата налогов в России закреплена на законодательном уровне. Так статья 57 Конституции обязывает каждого совершеннолетнего гражданина вносить налоги до определенного числа ежегодно и незамедлительно в некоторых случаях.

Налоговая система базируется на правилах преследования при нарушении таких требований. Эти обязанности возложены на отдельную структуру: налоговую инспекцию. Казна целиком принадлежит обществу, доверившему управление ею отдельной группе лиц. При уплате обязательной суммы человеку нужно воспринимать это как оплату услуг, предоставляемых государством.

Современная налоговая система несовершенна. Существует много нюансов уплаты в каждом отдельно взятом регионе. Величина суммы зависит от уровня жизни, стоимости товаров и услуг, затрат на коммунальные нужды.

Очевидная польза сборов

Экономическая сущность и необходимость налогов заключается в развитии общества. Процесс модернизации устаревающих объектов и структур происходит постоянно. Такой механизм не должен останавливаться, ведь основа жизни − это движение.

Часто непонятно, зачем гражданину платить налоги, если он не получает от государства ни копейки. Ответом послужит все та же причина: благодаря сознательным гражданам и существует общество. Если присутствуют уклоняющиеся от этой обязанности люди, то, значит, плохо работает надзорный орган – налоговая инспекция.

Будет ли иметь место несовершенство законодательной базы — это зависит от каждого гражданина. Отсутствие участия в общественной жизни порождает эффект отдаления власти от народа. Все в руках людей. Если бы они не были равнодушными к судьбе государства, то было бы невозможно уклониться от обязанностей.

Изменение величины сборов

К сожалению экономическая модель выстроена согласно жизненным законам: все меняется и не стоит на месте. Вот почему повышают налоги. Общество развивается и каждый день требуется кому-либо компенсировать новые затраты. Покупатели вынуждены доплачивать и, в свою очередь, им также нужно возместить потерянное. Эта цепочка хаотично тянется по компаниям, организациям и в итоге выливается в затраты государственных структур.

Власти вынуждены повышать налоги для выравнивания баланса движения денежных средств. Это процесс создают сами же люди, но общее мнение складывается одинаковое: «государство обдирает население». Ошибочные взгляды возникают из-за узкого мышления. Если взглянуть на проблему в более общем смысле, становится понятно, зачем государство взимает налоги.

Внутренняя политика

Чтобы определиться, зачем и сколько необходимо государству собирать налогов, нужно рассмотреть, куда идут основные затраты из казны.

  • ЖКХ (частично компенсируется из бюджета).
  • Судебные и другие государственные инстанции: социальные комитеты, государственная служба занятости, защиты прав потребителей.
  • Медицинские организации: клиники, больницы, санатории, дома престарелых.
  • Образовательные структуры: школы, университеты, училища, академии, научные центры.
  • Военные ведомства: армия, полиция, секретные службы, прокуратура, МЧС.
  • Культурные заведения: музеи, памятники.
  • Жилищные и иные программы: ссуды на покупку дома, автомобиля, обучение.

Существует и более обширный список затрат государства, которые берутся из налогов. К таким относят ликвидацию аварий после катаклизмов природы, помощь соседствующим государствам, проведение внешней политики.

Внешние затраты

Отвечая на вопрос, зачем государству нужны налоги, следует указать траты на проведение внешней политики. Средства налогоплательщиков идут на урегулирование военных конфликтов, работу внешней разведки, повышение знаний научного мира путем совместных проектов. Внешние коммуникации стране необходимы для функционирования в общей экономической системе. Для этого создаются валютные фонды между странами-участниками.

Колебания курса рубля влияет на благосостояние всех граждан. Компенсировать эту разницу приходится благодаря все тем же налогам. Для покупки иностранной продукции необходимо платить таможенную пошлину. Она же нужна для стимулирования спроса на внутреннем рынке.

Если отменить налог на ввоз товаров из-за границы, то отечественное производство не сможет конкурировать из-за недостатков взаимодействия отраслей внутри страны. И, как следствие, власти будут вынуждены повысить суммы взноса в казну для граждан.

Общие принципы

Понятие и возникновение налогов в настоящее время базируется на основании накопленного опыта прошлых столетий. Именно в таком виде государство может развиваться, не ущемляя права общества. При создании новых законов для уплаты взносов в казну руководствуются следующими принципами:

  • Каждый закон не должен ущемлять права человека. Справедливость заключается в равномерном перераспределении налоговой ноши на всех граждан согласно их доходу. Увеличение последнего ведет к росту выплат в казну по прогрессивной шкале.
  • Составление законодательных актов не должно происходить по личным соображениям властей. В текстах четко прописывается метод расчета суммы взноса, категории граждан, каким образом будет взиматься уплата, ее сроки и ограничения, порядок рассмотрения споров.
  • Государство обеспечивает возможности простой уплаты налога для граждан, оптимальный режим работы учреждений, занимающихся приемом документов от населения.
  • Административный персонал налоговой структуры не должен потреблять ресурсы безразмерно. Вводятся жесткие ограничения на его количество и материальные компенсации работникам.

Развитие

Налоговая база постоянно меняется. Происходит обмен мировым опытом. Так, отменяются большинство устаревших статей. Если сравнивать систему поступления денежных средств в казну с другими странами, то многие считают налоговую базу России оптимальной. В результате каждый человек общества несет посильную ношу для поддержания деятельности государства.

Законодательно были проведены следующие изменения:

  • Для предприятий и организаций налог составил 20 %, что значительно ниже предыдущей границы в 35 %.
  • Налог на добавленную стоимость удерживают на уровне 18 %. Опять же, цифра была снижена с 20 %.
  • С дохода частных лиц взимают 13 % независимо от суммы.

Приведенные цифры являются оптимальными и не ущемляют права отдельных личностей. А для поддержки малоимущих семей проводится политика стимулирования населения за счет выплат и возврата уплачиваемой ранее налоговой части.

Стимулирование населения

Для повышения уровня жизни населения, благодаря собранным налогам, проводят политику стимулирования. Так, действует программа выплат за второго рожденного ребенка. Для общества это важное событие, помогающее сдержать убыль населения. Аналогичные действия проводятся для помощи молодым семьям в покупке жилья. В виде налоговых вычетов государство возвращает 13 % от стоимости.

Малоимущим и многодетным семьям предоставляется другая налоговая ставка, или они вообще не платят её. Аналогичные выплаты могут получить работающие люди на ремонт жилья, проведение операции, обучение и отдых.

Разновидности

Существует огромный список налогов, который просто не вместится в пределы статьи. Приведем лишь некоторые из них:

  • Транспортный. Полученные средства направляются на поддержание дорог и администрации, занимающейся контролем дорожного движения.
  • Налог на добавленную стоимость нужен для поддержания структур, занимающихся товарообменом. Выручка объединяется с общими деньгами государства и идет на общие нужды.
  • Каждый работник вынужден платить 13 % от зарплаты. Денежные средства возвращаются в виде услуг государства: медицина, защита, страховка пенсии и потери работы.
  • Существуют налоги на выигрыш в лотерею и другие азартные игры. Уплаты должны проводить все, кто получает доход от своей деятельности.
Читать еще:  Работа ооо без кассового аппарата

Задачи государства

Чтобы собрать определенный процент налогов с граждан, задача властных структур — дать им возможность заработать. Для этого проводится длительная подготовка профессионалов своего дела, осуществляемая на деньги налогоплательщиков.

Только подготовленные кадры смогут контролировать расходы государства на должном уровне. Ведь при бедности людей и брать будет не с кого заявленные проценты. Это и есть задача налогового органа — собрать деньги на будущие нужды общества.

Полученные средства стекаются в Центр. Далее идет перераспределение по регионам в соответствии с нуждами населения. Часть этих денег забирает на себя содержание государственных работников, военных структур и других.

Уклоняющихся же от обязанностей ждет преследование со стороны надзорных служащих. Неуплата налога является преступлением, и за это предусматривается уголовное наказание, вплоть до лишения свободы на несколько лет. Все зависит от суммы ущерба, нанесенного государству.

Зачем государству нужны налоги

Петр I 320 лет тому назад, в 1698 году, установил для подданных сбор за бороды

Фото: РИА Новости/Григорий Сысоев

Фискальная политика России за последние столетия пережила немало потрясений, но продолжала совершенствоваться, несмотря на войны и судьбоносные коррекции общественно-экономической формации.

При всей своей расторопности и затейливости ума Петр I, окажись у него под рукой машина времени, вряд ли нашёл бы себя в мытарском деле теперешней России. Налоговая система шагнула так далеко, что здесь бы не прижились стародавние подушные подати да налог с бород, которому 29 августа исполняется 320 лет. Почему-то именно он запомнился из всего многообразия петровских инициатив, благодаря которым в России были созданы условия для последующего развития фискального дела в русле прогрессивных западных практик. И если не ошибаются в прогнозах эксперты, эта важная часть бюджетного процесса вскоре должна перейти в новую фазу стабильности, гибкости и сбалансированности интересов федерального Центра, регионов и муниципальных образований.

Чтоб шведа бить, нужны финансы

В России могут ввести экологический налог

Экономическую целесообразность от нововведения вряд ли кто просчитывал, но факт остаётся фактом: 29 августа 1698 года был издан указ «О ношении немецкого платья, о бритии бород и усов, о хождении раскольникам в указанном для них одеянии». При этом государь оставил законодательную лазейку тем, кто не хотел предавать традиции. Оставить бороду можно было, заплатив налог.

Существовало несколько тарифов: с царедворцев, с городовых и всяких чинов служилых и приказных людей за ношение бород взимали по 60 рублей в год. В два раза меньше платили посадские, ямщики, извозчики, церковные причётчики. А вот бородатые крестьяне от пошлины были освобождены. Хотя за въезд и выезд из города с каждого брали по символической копейке.

Администрирование нового для России платежа в то время облегчала малая мобильность граждан. Быстродвижущиеся экипажи созданы ещё не были, а потому уклониться от встречи с мытарем склонные к полуденному сну и меланхолии бородатые бояре вряд ли были способны. Налоговому инспектору того времени не приходилось копаться в кипах накладных и счёт-фактурах, его задача была простой — выхватить глазом из толпы нужный объект и обложить данью. Исключить промашку позволяли специальные жетоны с печатью, подтверждающие оплату бородатым сановником пошлины.

Альтернативы изменению пенсионной системы нет

Налоговая реформа Петра І проводилась поэтапно в направлении прямого и косвенного налогообложения. Специально была учреждена новая финансовая должность — прибыльщик, в обязанность которого входило изыскание новых источников наполнения казны. Судя по всему, работали они добросовестно. Уже вскоре были введены новые сборы: гербовый, драгунский, на постройку судов, с постоялых дворов, с продажи съедобного, ледокольный налог, налог на бани, на соль и другие. Также был поднят подушный оклад.

Сегодняшние специалисты в области налогового права оценивают петровскую налоговую реформу как важный этап в финансовой истории государства, значительно повлиявший на её развитие. Введённый тогда единый налог — подушная подать — заменил множество мелких сборов, увеличил число налогоплательщиков и действовал в России на протяжении последующих 150 лет.

Долой внутренние поборы

Наследница Петра императрица Елизавета также проявила себя государственницей в фискальном деле. В 1754 году она отменила внутренние таможенные пошлины, введённые предшественницей Анной Иоанновной. До её волевого решения российские предприниматели вынуждены были серьёзно тратиться, проходя со своими товарами через каждые 60 километров внутренние таможенные посты. Здесь они теряли почти половину суммы стоимости своего добра.

Дефолт-98: крах мифов о свободном рынке

В более поздний период наиболее радикально налоговую систему совершенствовал только император Александр II. В 1862 году он заменил питейный сбор менее разорительным акцизом, а подушную подать для мещан — налогом с недвижимого имущества. С 1880-го он упразднил и налог на соль.

Как свидетельствуют сохранившиеся до наших дней статистические отчёты, в дореволюционной России основное место в системе налогообложения занимали косвенные налоги, и среди них одним из основных был доход от винной монополии, составлявший 28,6 процента всех поступлений в бюджет в 1909-1913 годах.

Крупные доходы приносили акцизы на сахар и другие предметы массового потребления. Свою лепту в казну вносили кибиточный сбор с инородцев и сбор с населения Кавказа и Закавказья взамен отбывания воинской повинности. При этом ряд налогов действовал не во всей империи, а только в отдельных ее районах.

Методом проб и ошибок

С победой социализма и отменой многих буржуазных сборов советская фискальная система вступила в период поиска, проб и ошибок, добросовестно набивая шишки и шарахаясь от чрезвычайных контрибуционных налогов для буржуазии к льготному налогообложению колхозов. Последнее привело к тому, что с 1929 года в стране начался массовый переход крестьян в коллективные хозяйства.

Регионы получат ещё больше денег

При налогообложении предприятий использовались два инструмента — налог с оборота и перечисления в бюджет свободного остатка прибыли. Весь процесс шёл в директивном порядке с одобрения Верховного Совета. В отдельные годы у государственных предприятий изымалось до 80 процентов чистого дохода.

Регулирование доходов населения проходило при помощи подоходного налога, который взимался по прогрессивной шкале. Сумма заработной платы до 70 рублей подоходным налогом не облагалась. Ставка налога от 71 до 91 рубля составляла 7,12 рубля. При зарплате от 92 до 100 рублей — 7,12 рубля + 12 процентов с суммы, превышающей установленную. Выше 101 рубля — 8,20 рубля + 13 процентов. Существовали отдельные ставки подоходного налога на гонорары от написанных книг, на кустарные промыслы.

Помимо подоходного налога, холостяки вынуждены были платить в бюджет ещё и шесть процентов от суммы начисленной зарплаты.

В 60-е годы в СССР рассматривалась идея отказа от налогов и ввода системы платежей из прибыли предприятий, платы на фонд и нормируемые оборотные средства. Но идея как-то не прижилась и строителями коммунизма в дальнейшем учтена не была.

К чему пришли и куда идём?

Бестолковые законы в Госдуму больше не попадут

Однако при всём при этом однозначно оценить состояние налоговой системы, по мнению руководителя Центра налоговой политики экономического факультета МГУ им. Ломоносова Кирилла Никитина, трудно. Диагностировать её нужно сразу по нескольким параметрам. Так, систему администрирования налогов эксперт находит суперэффективной и ставит ей пятёрку. За фискальную составляющую — четвёрку, за функцию стимулирования экономического роста — тройку, за политическую составляющую — двойку. Он убеждён, что такой перекос должен быть исправлен, так как политическая функция налогов важна для общества.

«У нас ощущение налогоплательщика утеряно, а ведь именно оно влияет на мотивацию россиян в избирательном процессе. Чтобы его вернуть, граждане должны «включиться». Например, в качестве первого шага им можно начать самостоятельно пополам с работодателем платить налоги со своих зарплат. Тогда появится понимание и ответственность», — пояснил Никитин.

Член Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Дмитрий Шатохин дальнейшее развитие фискального дела увязывает с совершенствованием трёх неотъемлемых его качеств: стабильности, резервов и равномерности.

Читать еще:  Где взять квитанцию на оплату транспортного налога

Нелегальную аренду жилья в Москве вычислят по персональным данным

Второй фактор, нуждающийся в совершенстве, он видит в мобилизации существующих резервов, притом что на сегодня в этом направлении налоговиками сделано немало — собираемость платежей за последнее время увеличена достаточно серьёзно. Только по алкоголю уровень собираемости был повышен почти на 25 процентов.

Ещё один необходимый элемент для балансировки системы — территориальная равномерность при распределении налогов. Сегодня, по мнению Шатохина, наблюдается перекос в сторону Центра, хотя последние попытки законодателей перевести весь объём акцизов на крепкий алкоголь и нефтепродукты в регионы нашли понимание в Правительстве. И есть основания думать, что на этом процесс смешения налогового акцента в глубинку не остановится.

«Следующим шагом неплохо было бы перевести часть НДС в регионы. Это бы подстегнуло субъекты повышать собираемость налога на своей территории с «эндээсных» видов предпринимательства. И почему бы часть налогов от продажи или аренды лесных насаждений не оставлять в муниципалитетах?» — предположил сенатор.

У нас ощущение налогоплательщика утеряно, а ведь именно оно влияет на мотивацию россиян в избирательном процессе. Чтобы его вернуть, граждане должны «включиться».

Парламентарий уверен, что все эти меры помогут создать по-настоящему сбалансированную налоговую систему и уйти от распределительной модели, которая пока ещё превалирует в бюджетном процессе.

Самые необычные налоги

Налог на доллары США

В начале 2000-х годов правительство США применило к Кубе экономические санкции. Тогда лидер этой страны — Фидель Кастро — ввёл десятипроцентный налог на обменные операции с долларовыми купюрами.

В Гвинее существует налог на мир. Так, если в этом государстве не идёт война, каждый житель обязан платить годовой налог в размере около 17 евро.

Налог на пиратство

Во Франции и Германии существует налог на пиратство в области интеллектуальной собственности. Он учитывается при продаже чистых компакт-дисков и жёстких дисков.

Чтобы содержать свою армию, Далай-лама в 1926 году ввёл налог на уши. В результате получалось, что те, у кого было всего одно ухо, платили лишь половину от обозначенной суммы.

Налог на воздух

В Византии налоги платили пропорционально размеру здания. Считалось, что большие жилые дома забирают в себя и большее количество воздуха, что якобы приводит к его узурпации и лишает права пользования им остальными гражданами, живущими в маленьких домиках.

Налог для курильщиков

Венгерским курильщикам несколько лет назад приходилось отчислять небольшой процент на содержание пожарных служб.

Горнолыжники в Австрии обязаны при каждом спуске с горы платить специальный «гипсовый» налог, средства от которого передаются клиникам.

В аэропортах Женевы и Цюриха каждый взлетевший самолёт облагается налогом на шум.

Зачем государство превращает сборы в налоги

Во всем мире бизнес уже давно платит государству за вред, который наносит экологии или дорогам. Россия только наверстывает упущенное. Минфин придумал, как заставить бизнес платить ряд сборов, появившихся в России относительно недавно. Он предложил перевести их в разряд налогов и дать на откуп Федеральной налоговой службе. Как отреагировал на это бизнес и почему?

Минфин предлагает сделать налогами пять квазиналогов – экологический сбор, утилизационный сбор, гостиничный (туристический) сбор, плату с большегрузов (по системе «Платон») и сбор с операторов сети связи общего пользования.

Так, экологический налог – это то, что предприятия и ИП платят сегодня за негативное воздействие на окружающую среду (воздух, воду, отходы). Утилизационный налог – это плата за товар, требующий по окончании срока службы утилизации.

Гостиничный налог – это туристический сбор, который пока действует в четырех регионах (до 100 рублей с одного человека в день). Только платить его будут теперь не туристы, а гостиницы. Налогом также станет сбор, который сегодня платят владельцы грузовиков массой более 12 тонн в системе «Платон» за вред, которые они наносят федеральным трассам. Ставку «Платона» установили в размере 3,75 рубля на километр пути, но сейчас действует льготный тариф в 1,91 рубля за километр, который будет ежегодно индексироваться. Наконец, налогом предлагают сделать плату в 1,2% от квартальной выручки, которую операторы сети общего пользования сейчас отчисляют в «резерв универсального обслуживания». Этот резерв возмещает им убытки за обеспечение телефоной связью и интернетом удаленных населенных пунктов.

Идея признавать налогами эти сборы бизнесу пришлась не по душе. «Большая четверка» бизнес-объединений – ТТП, РСПП, «Деловая Россия» и «Опора России» – недавно обратилась к Владимиру Путину с просьбой не переводить неналоговые платежи в НК РФ. Глава государства попросил министра финансов Антона Силуанова не спешить с реализацией идеи.

Минфин во вторник объяснил, что опубликованный законопроект о кодификации неналоговых платежей является пока предложением для публичного обсуждения с бизнес-сообществом, никаких решений еще не принято. Зачем же Минфин хочет сменить статус обязательных сборов (квазиналога) на налоги?

Уплата сборов не имеет такого жесткого и четкого контроля, как уплата налогов. «Например, сборы в систему «Платон» многие игнорируют. Курортный сбор в основном платят, но есть и те, кто не хочет платить. Например, в Ставропольском крае в 2018 году в апреле – мае курортный сбор в среднем составил чуть больше 500 рублей с человека. Отказались его платить всего 3% отдыхающих. За такое игнорирование закона надо бы взимать штраф в размере от 500 до 2000 рублей. Но порядок взыскания штрафа сложный и долгий, включает привлечение судебных приставов, сбор административной комиссии, отправку уведомлений и т. д.», – объясняет Александра Тюрина, старший юрист юридической фирмы «Гин и партнеры».

Сейчас читают

Уклониться от уплаты налогов намного сложнее.

«Смена статуса сборов решит главное – администрировать платежи будет ФНС, у которой есть мощности, умение, доступ к налогоплательщикам всех уровней и опыт в выстраивании такой работы.

Кроме того, неуплата налогов наказывается строже, вплоть до уголовной ответственности», – говорит Тюрина.

«Цифровые технологии налогового администрирования, применяющиеся в ФНС сегодня, действительно достигли небывалых высот. Сегодня налоги платятся в электронном виде автоматически, вы даже перестаете замечать сам процесс, видите только результат – денег стало меньше. Плюс машинное обучение, большие данные, риск-ориентированный подход и ряд других технологий обеспечивают максимальную автоматизацию процессов, концентрацию человеческих ресурсов налоговых органов на самых больших налогоплательщиках, не говоря уже о колоссальных полномочиях по проведению проверок, блокировке счетов и прочему. Поступления обязательно увеличатся», – говорит заместитель гендиректора Национального института системных исследований проблем предпринимательства Николай Смирнов.

Собственно, повышение собираемости – это один из главных доводов в пользу смены статуса квазиналога. Государство пытается изыскивать ресурсы внутри страны, чтобы найти инвестиции на национальные проекты. И это один из многочисленных шагов в данном направлении. «По 2018 году все эти платежи дали бюджету более 300 млрд рублей. Думаю, что аппетиты государства на этом не остановятся: захотят эту цифру как минимум удвоить», – считает председатель совета директоров АКГ «Градиент Альфа» Павел Гагарин.

Но Минфин обещает содержание сборов не менять. Смена статуса сбора не означает увеличение тарифов. Более того, повысить налоги будет намного сложнее, чем сборы, где достаточно указа правительства без прохождения процедуры оценки влияния на экономику. Чтобы повысить налог, подзаконного акта недостаточно, надо принять федеральный закон.

Поэтому формально смена статуса не ведет к росту фискальной нагрузки на бизнес. Но на практике рост собираемости будет означать рост фискального бремени. «Бизнес возражает против такого «неувеличения бремени» и перевода сборов в Налоговый кодекс, так как это приведет к большему контролю за собираемостью налогов и росту ответственности за игнорирование закона», – отмечает Александра Тюрина.

В целом бизнес против любых перемен, так как ему вредят постоянно меняющиеся правила игры. «С другой стороны, во всех цивилизованных странах все эти сборы есть, они работают и пополняют государственный бюджет. Государство таким образом борется за сохранение окружающей среды, с негативными последствиями применения предприятиями запрещенных технологий или несоблюдения экологических норм. Бизнес, понятно, будет против. Но, видимо, ему придется с этим смириться», – считает Гагарин.

Кроме того, эти сборы касаются далеко не всех коммерческих предприятий. «Это касается крупных производственных предприятий, операторов связи, гостиниц, крупных торгоператоров, транспортных компаний. Предприятий, где офисный планктон, это практически не касается. По степени негативного воздействия на бизнес с точки зрения увеличение финансовой нагрузки, в принципе, все эти сборы не переплюнут двухпроцентного повышения ставки НДС. Потому что НДС касается всех, а эти сборы касаются не всех», – считает Гагарин.

Читать еще:  Ипк что такое

Издержки всего бизнеса от повышения НДС оцениваются в 620 млрд рублей, тогда как все неналоговые платежи, которые Минфин хочет сделать налогами, дают бюджету сейчас 316 млрд рублей.

Николай Смирнов считает, что основные плюсы от перевода неналоговых платежей в Налоговый кодекс в виде повышения собираемости поступлений в бюджет носят все-таки краткосрочный характер. «Эти краткосрочные плюсы для бюджета автоматически приводят к долгосрочным минусам для развития экономики в целом, поскольку повышение фискальной нагрузки ведет к росту инфляции при снижении потребительского и инвестиционного спроса. То есть в итоге – к падению реального ВВП», – переживает Смирнов.

А если инфляция повысится хоть сколько-нибудь существенно, то Центробанк может ужесточить монетарную политику и опять повысить ключевую ставку. Это приведет к росту стоимости и без того дорогого кредита, еще больше ограничивая возможности расширения производства, добавляет он.

«В итоге плюсы – краткосрочные и только для бюджета, минусы – долгосрочные и для экономики в целом. Эта ситуация хорошо известна в экономической политике и называется «эффектом кобры». Голодная кобра пытается утолить голод, заглатывая собственный хвост.

Зачем нужны налоги? Казна и бюджет Российской Федерации

Вопросы национальной безопасности, финансирование детских домов, государственных учреждений, бюджетные места в ВУЗах, строительство автомобильных дорог, реализация программ по борьбе с бедностью — всё это и многое другое осуществляется за счёт бюджетных средств государства. Основной доходной статьей государственного бюджета являются налоги — обязательный, принудительно взимаемый платёж с физических и юридических лиц.

Налоги осуществляют 4 различные функции, выделим и рассмотрим каждую из них: Фискальную, распределительную, регулирующую и контролирующую.

  1. Фискальная функция (основная) реализуется в налоговом контроле, а также в налоговых санкциях, позволяющих обеспечить собираемость налогов со всех налогоплательщиков и пресечь уклонения от оплаты. Таким образом происходит формирование финансовых ресурсов государства, тем самым осуществляется основное предназначение налогов — наполнение бюджета страны.
  2. Распределительная функция (социальная) позволяет перераспределять общие доходы в пользу незащищенных и более слабых граждан: малообеспеченные, инвалиды, сироты, пострадавшие в результате природных катаклизмов. Таким образом, каждый гражданин может рассчитывать на государственную поддержку в сложной жизненной ситуации.
  3. Регулирующая функция позволяет решать экономические задачи государства. Выделяют следующие подфункции: стимулирующая, дестимулирующая и воспроизводственная. Стимулирующая составляющая заключается в поддержке и регулировании различных экономических процессов.Например, налоговые льготы для предприятий, на которых задействованы люди с ограниченными возможностями, а также поддержка сельско-хозяйственных производителей. Стимуляция осуществляется за счёт льгот и освобождений от уплаты налогов определённой категории предприятий и физичсеких лиц. Дестимулирующая подфункция имеет прямо противоположное значение: установить препятствия для развития некоторых отраслей экономики. Проявляется эта подфункция в виде повышения налоговых ставок (например, 90%-ная ставка налога для казино), а также дополнительные налоги на вывоз капитала, таможенные пошлины и акцизы. И наконец, воспроизводственная подфункция направлена на восстановление используемых ресурсов.
  4. Контрольная функция заключается наблюдении за своевременностью и полнотой поступлений средств и аккомуляции всех финансовых ресурсов государства.

Виды и классификация налогов в России

  1. Выделяют 2 категории налогов по способу взимания: прямые и косвенные. Прямые налоги, как правило, устанавливаются на доход и имущество физических и юридических лиц. Например, налог на прибыль предприятия расчитывается исходя из параметра налоговой базы (доходы минус расходы), умноженной на соответствующую налоговую ставку. Косвенные налоги представляют собой надбавку к цене товара, которую оплачивает потребитель. Примеры косвенных налогов: налог на добавочную стимость, таможенные пошлины, акцизы.
  2. По степени зависимости от совокупного дохода выделяют аккордный и подоходный налоги. В первом случае, сумма налога фиксирована и не изменяется при любой сумме поступлений. Подоходный налог расчитывается по величине дохода (ВВП или национальный доход) и бывает трёх типов: прогрессивный, регрессивный и пропорциональный. Разделение происходит ввиду применения различной налоговой ставки — средней или предельной. Средняя ставка выражена отношением суммы, облагаемой налогом, к величине дохода в процентном соотношении. Тогда, как предельная налоговая ставка представлена отношением величины прироста налоговой суммы к величине прироста дохода, также выраженным в процентах.

Итак, прогрессивный налог- это вид подоходного налога, при котором при увеличении суммы доходов средняя налоговая ставка будет повышаться. То есть, если прибыль предприятия увеличивается, то и сумма налоговых выплат возрастет.

Регрессивный налог — вид налога, при котором при увеличении суммы доходов средняя ставка снижается, и наоборот: ставка растёт, когда доход уменьшается. Пример: начисление пенсионного страхования в Российской федерации.

Пропорциональный налог — вид налога, при котором ставка не зависит от величины дохода, по этой причине сумма налога пропорциональна величине дохода.

Какие налоги платят физические лица?

Статья 57 Конституции РФ гласит от необходимости оплаты налогов, установленных законом, в обязательном порядке. Для налогоплательщиков, нарушивших закон об уплате налогов предусмотрена административная, налоговая и уголовная ответственность. Так какие же налоги нужно не забывать оплачивать? Для физических лиц существует 2 вида налогов: имущественные и доходные.

К имущественным налогам относятся земельный, транспортный и налог на имущество, начисляемые на участок земли, автомобиль и недвижимость соответственно. При этом налогоплательщик освобождается от подсчётов суммы налогов, этим занимается налоговая служба. Ежегодно на адрес прописки приходит уведомление о начисленных налогах. Сумма начислений зависит от региона и считается по определённой формуле. Важно помнить о том, что оплату имущественных налогов необходимо произвести до 1 декабря следующего года.

Доходные налоги: НДФЛ — 20% от суммы дохода. Работодатель должен удержать эту сумму из зарплаты и перечислить в налоговую. Но при продаже имущества и дарении недвижимости (не от родственника) необходимо самостоятельно начислить и заплатить НДФЛ, подав декларацию и указав сумму к оплате. Декларацию налогоплательщик обязан подать до 30 апреля следующего года, а срок оплаты начисленного налога ограничен 15 июля.

Зачем мы платим налоги?

Согласно ст. 8 НК РФ налог это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. То есть главным источником средств для государства являются налоги.

Зачем государству налоги?

Отдавая часть своих денег в виде налогов, мы по сути выступаем соучастниками создания благоприятной для жизни среды. Из налоговых поступлений государство финансирует значительную часть расходов: на оборону, на здравоохранение, образование, на содержание органов управление, суда, на социальную и культурную сферу и тд.

Например, мы платим транспортный налог из данных денег государство ремонтирует дороги. Мы платим отчисления в пенсионный фонд и социальное страхование. Денежные средства возвращаются в виде услуг государства и социальной поддержки: медицина, защита при потери работы, болезни, пенсии.

В принципе у нас крайне низкая степень вовлеченности в уплату налогов, плохая информированность о налоговом бремени, которое несет гражданин, ощущение бесплатности государственных услуг и, как следствие, непонимание, зачем вообще платить налоги.

Какие бывают налоги?

Налоги бывают прямые, т. е которые гражданин платит непосредственно государству.
Основные налоги это:
— земельный налог,
— налог на имущество,
— транспортный налог,
— налог на доходы.
Также существуют косвенные налоги, которые мы уплачиваем как потребители товаров, работ, услуг и они включены в цену товара. Например, налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы.

По сути, налоги – это плата за возможность жить в цивилизованном обществе. Поэтому каждому налогоплательщику важно понимать, насколько ответственно он должен подходить к уплате налогов.

Можно ли снизить размер налогов?

Можно, с помощью налоговых вычетов, но никак не уходя от уплаты налогов, что незаконно и наказуемо.

Например, согласно налоговому кодексу (НФ РФ) гражданин РФ, который получает доходы, облагаемые по ставке 13%, может уменьшить размер дохода, с которого уплачивается налог. Также может вернуть ранее уплаченный НДФЛ, например, в связи с покупкой жилья, расходами на лечение, обучение и т. д. Для этого стоит обратиться к НК РФ.

Недавно я рассмотрела как получить вычет и возврат налога, если ты заболел в статье Заболел? Получи деньги от государства

Ставьте лайки, подписывайтесь на канал.

Источники:

http://businessman.ru/zachem-nujnyi-nalogi-kuda-idut-nalogi-ponyatie-i-vozniknovenie-nalogov-nalogovaya-sistema.html
http://www.pnp.ru/economics/zachem-gosudarstvu-nuzhny-nalogi.html
http://m.vz.ru/economy/2019/4/2/971282.html
http://backnalog.ru/baza-znaniy/nalogi-ih-vidy-i-funktsii
http://zen.yandex.ru/media/id/5c46ed7d8216cc00adc65145/5d539b4180879d00ac6c3f2e

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: