1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Виды налоговой нагрузки

Содержание

Налоговая нагрузка. Виды налоговой нагрузки

Каждый предприниматель с волнением ждет заветных чисел – сроков сдачи отчетности. Сейчас это событие, скорее, можно сравнить с лотереей – то ли повезет, и сумма уплаченных обязательств удовлетворит государство, то ли у представителей органов фискальной службы полученные цифры вызовут подозрения, и вскоре они нагрянут с проверкой. Как же не попасть в черный список злостных укрывателей бюджетных средств и при этом остаться с прибылью, давайте поговорим ниже.

Что такое налоговая нагрузка

Налоговая нагрузка, или как мы ее еще будем называть в данной статье – пресс, гнет и бремя, представляет собой некую сумму обязательств предпринимателя перед государством, которая соизмеряется в денежном эквиваленте и включает в себя все начисленные взносы в бюджет за определенный промежуток времени.

Можно выделить несколько характеристик данного показателя:

  • несмотря на свою безвозмездность, он носит принудительный характер;
  • изымается в неэквивалентном соотношении;
  • осуществляется с определенной регулярностью.

Исходя из вышеперечисленных характеристик, не стоит путать понятия и включать в бюджетное бремя такие обязательные платежи, как штрафы, пени, взносы в фонды социального страхования, поскольку они не носят периодичный характер, а выплачиваются лишь по мере возникновения обязательств, которые могут и не возникнуть вовсе.

Поэтому виды налоговой нагрузки можно лишь классифицировать по следующим составляющим:

  • налог на добавленную стоимость;
  • обязательства на прибыль;
  • налог на имущество и прочие регулярные выплаты.

Анализ бюджетного бремени

Только ленивый современный предприниматель не выделит достаточно времени и ресурсов такой процедуре, как налоговое планирование. На современном рынке, омраченном постоянно меняющимся законодательством, минимизация рисков крайне необходима и выгодна.

Поэтому современные субъекты хозяйствования делают все возможное, чтобы налоговая нагрузка стала меньше, все это влечет за собой оптимизацию функционирования собственных финансовых ресурсов без привлечения заемного капитала. Иными словами – ищут лазейки в действующем законодательстве.

На теории все просто – существует критический показатель налогового гнета, и каждый предприниматель стремится к нему. Для этого применяются различные приемы, которые вполне допустимы законом, при этом они максимально уменьшают обязательства перед государственным бюджетом. Поэтому налоговое планирование представляет собой процесс подбора необходимых для этого инструментов.

Какие прессы обычно уменьшают? Как правило, наиболее сильно субъекта хозяйствования волнуют только некоторые выплаты, поэтому и уменьшается соответствующая налоговая нагрузка — налог на прибыль и добавленную стоимость, о них и поговорим подробней.

Суть налоговой нагрузки НДС

Ни для кого не секрет, что налог на добавленную стоимость – это главная головная боль всех бухгалтеров. Уж сколько бы ни говорили о нем, сколько бы ни ругали действующее законодательство за незавершенность методики исчисления НДС, тем не менее он остается одним из главных путей пополнения государственной казны, и отказываться от его уплаты никто не собирается.

Что же касается налогового бремени относительно НДС, то оно представляет собой соотношение между суммой уплаченного налога на добавленную стоимость за отчетный период и общей массой пополняемых бюджет обязательствами.

При эффективном производстве описанная выше процедура налогового планирования стремится к уменьшению полученного коэффициента по отношению с предыдущим годам.

Налоговая нагрузка на прибыль

Бремя по налогу на прибыль также представляет собой некое соотношение между суммой выплаченных обязательств и массой скорректированного валового дохода за тот или иной отчетный период. При этом если у субъекта хозяйствования итоговый показатель подозрительно не соответствует плановому, то представители фискальных органов попросту имеют полное право не принять отчетность. Поэтому с уменьшением гнета не совсем выгодно перестараться, а наоборот, это еще может и вызвать лишнюю головную боль и хлопоты.

Что дает заниженная налоговая нагрузка по прибыли? Во-первых, как уже говорилось, в данном случае в объеме собственного капитала остается больше оборотных средств. Ну а во-вторых, зачем платить больше, если эту сумму можно снизить на законных основаниях?

И еще один небольшой секрет – чем ближе к граничному сроку выплачены в бюджет обязательства, тем дольше эти деньги остаются в распоряжении предприятия и, возможно, вполне законно при их помощи повысить оборотность активов.

Отраслевая нагрузка

Помимо того что сумма выплаченных обязательств участвует в расчете коэффициента относительности внутри активов субъекта хозяйствования, фискальные органы ведут свою статистику, которая отталкивается от такого показателя, как налоговая нагрузка по видам деятельности.

Так уж вышло, что в глобальном соотношении монополистов не особо много, поэтому представители государственных органов сравнивают бремя того или иного предприятия со среднестатистическим отраслевым. И тем не менее, настоятельно рекомендуется провести эту процедуру самостоятельно до момента сдачи отчетности, в противном случае есть риск ожидать в гости представителей выездной проверки.

Методика расчета бремени

На самом деле методов расчета заветного коэффициента более чем достаточно для того, чтобы выбрать из представленного перечня наиболее подходящий и доступный.

Наверное, наиболее популярным на современном рынке является способ, предоставленный Министерством финансов РФ. Он представляет собой обычное деление показателей (о которых мы говорили выше), результат которого умножен на 100%.

Однако в некоторых странах налоговое бремя исчисляется и иными способами. Так, например, методом недоимки. Подсчитывается сумма всех созданных товаров в отчетный период (за вычетом НДС и амортизации) и с полученной суммы высчитывается необходимый коэффициент. И это значит, что недополученная прибыль государственной казны распределяется на выплаты в пользу внебюджетных фондов.

Существует также методика расчета общей фискальной нагрузки, при которой суммируются все выплаченные в бюджет обязательства и соотносятся с базой налогообложения.

Можно сказать, что в мире есть масса способов расчета этого коэффициента. Каждая школа налогового планирования пытается вывести свой метод исчисления и по сей день, но у нас, к сожалению, нет возможности описать каждый из них, поэтому перейдем к роли бремени для современных субъектов хозяйствования.

Практическое снижение налоговой нагрузки предприятия

Итак, мы уже выяснили, что многие субъекты хозяйствования максимально уменьшают ставку налогового бремени. Это позволяет оптимизировать производственный процесс и повысить ликвидность оборотных активов. Но можно сказать, что низкая налоговая нагрузка – это индивидуальный труд экономистов каждого предприятия в отдельности, поскольку сложно найти в открытом доступе какие-либо официальные методические пособия, указывающие на то, как рассчитывается среднеотраслевое бремя фискальными органами.

Тем не менее, государство заботится о своих налогоплательщиках, поэтому несколько лет назад был официально снижен показатель гнета. И что, вы думаете, данный нормативно-правовой акт за собой повлек? Удивительно, но согласно статистическим данным, коэффициент уклонения от уплаты налогов значительно снизился, а выплаченные обязательства в бюджет, наоборот, возросли. К тому же упрощенная система учета обязательств перед бюджетом для малых предпринимателей позволила последним увеличить показатель собственной выручки почти в два раза.

Политика РФ относительно налогового гнета

Не совсем корректно утверждать, что налоговая нагрузка как предмет регулирования современного бизнеса подкреплена какими-либо нормативно-правовыми актами. Скорей, эти документы можно назвать методическими пособиями, поскольку в нынешних нестабильных рыночных отношениях сложно предугадать, каким будет состояние той или иной отрасли в последующем году.

Конечно, Федеральная фискальная служба разрабатывает типичные прогнозы на ближайшие три года, которые могут добавить хоть какой-то уверенности в завтрашнем дне и максимально распланировать налоговые поступления, но эти показатели не отличаются особой точностью.

Да, несомненно, определенная бюджетная устойчивость существует, но ее недостаточно.

Выводы

Таким образом, можно сделать вывод, что сложно пока говорить о совершенстве современной отечественной фискальной системы. Как мы видим, наше государство активно применяет методику кнута и пряника, которая иногда успешно срабатывает, а иногда и нет.

Современный предприниматель уязвим к правительственным реформам, особенно когда на кону такой важный показатель, как налоговая нагрузка. Будем надеяться, что на этом государственное поощрение не закончится, и уровень теневой экономики действительно станет значительно ниже.

Виды налоговой нагрузки

Контур.Бухгалтерия — веб-сервис для малого бизнеса!

Быстрое заведение первички, автоматический расчет налогов, отправка отчетности онлайн, электронный документооборот, бесплатные обновления и техподдержка.

Налоговая нагрузка имеет значение, если вы хотите оценить риск включения организации в список проверок ФНС. На сайте службы можно найти нормативные показатели. Сверьте их с полученным вами показателем и определите, грозит ли вам проверка в ближайшем будущем. Расскажем, как правильно рассчитать различные виды налоговой нагрузки.

Читать еще:  Сколько компания платит налогов за сотрудника

Сущность налоговой нагрузки

Налоговая нагрузка (НН) показывает, какую сумму направила организация на уплату налогов. Ее уровень рассчитывается как отношение величины денежных средств, направленных на уплату налогов, к выручке организации (в процентах).

Для расчета этого показателя нужно учитывать:

  1. всю сумму налогов, которые организация обязана выплачивать как налогоплательщик;
  2. НДФЛ, где организация выступает как налоговый агент.

Виды налоговой нагрузки выделяют по следующим критериям:

  • по режиму налогообложения;
  • по конкретному налогу;
  • по видам экономической деятельности.

Страховые взносы не относятся к сумме уплаченных налогов. Поэтому также рассчитывают фискальную нагрузку, которая определяется как отношение уплаченных организацией страховых взносов к выручке (также в процентах).

Для чего нужно знать уровень нагрузки

НН рассчитывается на различных уровнях:

  • государственном или региональном;
  • по отраслям народного хозяйства;
  • по нескольким сходным организациям;
  • по конкретным субъектам хозяйствования;
  • по отдельному человеку.

В зависимости от этой классификации знание НН нужно чиновникам при анализе и планировании экономической ситуации в стране, при планировании выездных проверок ФНС в целях контроля, при анализе результатов деятельности организации, оценке рисков проверки. А организация, зная НН, может увидеть возможность снижения налогового бремени или выбрать другой режим налогообложения.

Расчет нагрузки в зависимости от режима налогообложения

В зависимости от режима налогообложения выделяют следующие виды налоговой нагрузки (НН):

Для ИП на ОСНО она определяется по следующей формуле:
ННИП = величина подоходного налога / доход ИП, указанный в декларации 3-НДФЛ*100%

Для УСН:
ННУСН = налог, начисленный к уплате по декларации / доход организации, указанный в декларации*100%

Для ЕСХН:
ННЕСХН = ЕСХН, начисленный к уплате по декларации/доход организации, указанный в ЕСХН декларации*100%

Для организаций на ОСНО:
ННОСНО = (начисленный к уплате НДС + налог на прибыль) / выручка, указанная в отчете о финансовых результатах (т.е. без НДС)*100%

Сумму иных налогов (например, земельного, транспортного, имущественного, НДПИ, акцизы, на воду и природные ресурсы) также нужно учитывать при расчете (Письмо ФНС № ЕД-4-15/14490@).

По конкретным налогам

Письмо № АС-4-2/12722 представляет формулы расчета для видов налоговой нагрузки по налогам на прибыль и НДС.

НН по налогу на прибыль находится по формуле:
ННПр = Налог на прибыль / (выручка от реализации + внереализационный доход)*100%
Показатель считается низким, если не превышает 3% для производственных и 1% и торговых организаций.

НН по НДС рассчитывается следующим образом:
НННДС = НДС к уплате/НБ*100%
Понятие налоговой базы (НБ) определяется как сумма НБ, определенных в 3 и 4 разделах декларации.
Важно, что НДС налогового агента не участвует в расчете, так как не входит в итоговую сумму к уплате согласно правилам заполнения декларации по НДС.

Есть и другой способ расчета НН по НДС:
НННДС = сумма вычетов по НДС/сумма начисленного НДС*100%
Величину вычетов и начисленного НДС нужно брать за 4 предыдущих квартала.
НН по НДС не должна быть ниже 89% (Письмо № АС-4-2/12722).

По видам экономической деятельности

Коэффициент НН по видам экономической деятельности показывает усредненное значение по каждой отрасли. Его рассчитывают сами налоговики по данным официальной статистической отчетности ФНС России. ФНС публикует простую налоговую нагрузку и фискальную (справочно), так как величина страховых взносов не включается в сумму налогов, следовательно, не участвует в расчете. Значения коэффициентов НН по отраслям общедоступны и публикуются по итогу каждого года до 5 мая следующего года. Данные представлены в табличном виде и раскрывают среднее значение НН по основным укрупненным направлениям деятельности предприятий по классификатору ОКВЭД-2, их можно найти в Приложении № 3 к Приказу ФНС № ММ-3-06/333@. Для каждой отрасли характерна различная НН, разбег составляет от 1,3% до 45,4% за 2017 год.

Если нагрузка ниже среднеотраслевой

Может случиться так, что значение вашей НН не соответствует средней по отрасли, и не всегда хорошо, если оно ниже. Это значит, что вы платите меньше налогов, чем другие представители вашей отрасли, что вызывает подозрения у контролирующих органов. В таком случае вас могут включить в план выездных проверок ФНС.

Низкая НН является не единственным критерием (всего их около 80), по которому вы можете попасть в план, но достаточно важным. Сравните показатель вашей организации с безопасным уровнем (смотрите на сайте ФНС по данным за 2017 год). ФНС проверяет не все компании с низкой НН. Перед назначением проверки могут запросить причины возникших отклонений.

В 2018 году контролирующие органы могут проверять показатели за 2015-2017 годы (п. 4 ст. 89 НК РФ).

Автор статьи: Любовь Евграфова

Ведите учет и уточняйте налоговую нагрузку в облачном сервисе для малого бизнеса Контур.Бухгалтерия. Учет, налоги, зарплата, отчетность через интернет — в одном сервисе. Первые 14 дней работы — бесплатно.

Налоговая нагрузка. Уровень налоговой нагрузки

Вряд ли какому-то предпринимателю захочется платить штрафные санкции по причине несоблюдения рекомендаций относительно применения той или иной налоговой системы. Поэтому сегодня расчет корректного фискального бремени – один из ключевых процессов операционной деятельности представителя бизнеса. Что это такое и какова его роль в системе обязательств, мы и обсудим в статье ниже.

Понятие и виды налоговой нагрузки

Каждый субъект хозяйствования при осуществлении своей операционной деятельности должен отдавать полный отчет результатам собственного функционирования. Поэтому зачастую рассчитывается налоговая нагрузка предприятия, которая дает всестороннюю характеристику фискальной политики представителя бизнеса. По результатам расчета, который определит совокупную массу бремени, даже сам субъект хозяйствования сможет определить, насколько его деятельность вызовет подозрения у уполномоченных органов.

Помимо прочего, благодаря правильному расчету налоговой нагрузки, можно спрогнозировать уровень фискального гнета будущих периодов. Что же касается их классификации, то ее как таковой не существует, поэтому бремя можно ранжировать только в соответствии с группами налогообложения, о которых мы поговорим несколько позднее.

Поэтому уясним, что фискальная нагрузка – это определение коэффициента обязательств перед государством относительно фондов, чистой прибыли и прочих активов субъекта хозяйствования.

Методы определения налоговой нагрузки

Для того чтобы определить уровень налоговой нагрузки, существует несколько подходов. Так, например, общегосударственный метод, который курирует Министерство финансов РФ, заключается в следующих особенностях:

  • уровень налогового гнета определяется путем отношения доли выплаченных в казну обязательств к выручке;
  • при этом последняя включает в себя также прочий доход, который исчисляется в процентном соотношении.

А вот, например, некоторые финансисты придерживаются мнения, что фискальная нагрузка должна высчитываться относительно лишь одного налога – на добавленную стоимость. Поскольку он занимает ключевое положение в ценообразовании, да и в операционной деятельности в целом.

И пожалуй, наиболее интересным способом налоговая нагрузка рассчитывается, исходя из источника уплаты обязательства. Такой метод подразумевает распределение фискального бремени по классам возникновения и соответствующего расчета удельного веса каждого из них в операционной деятельности предприятия.

Классификация фискальных обязательств

Несложно догадаться, что налоговая нагрузка напрямую зависит от фискальных обязательств субъекта хозяйствования. Поэтому крайне важно понимать суть и роль каждого из них. Так, например, налоговая нагрузка по видам деятельности, согласно способам возмещения, бывает:

  • косвенной (накладывается поверх себестоимости товара, поэтому свойственна только торговым операциям);
  • прямой (исчисляется из общего уровня доходов субъекта хозяйствования, поэтому и присуща всем).

По совокупному объему фискального бремени обязательства бывают:

  • прогрессивные (растут быстрее выручки);
  • регрессивные (низкому уровню прибыли свойственна более высокая ставка, и наоборот);
  • пропорциональные (характеризуются единым коэффициентом налогообложения).

Механизм налогообложения субъектов хозяйствования

Порядок взимания и уровень налоговой нагрузки регламентируются действующим законодательством, а именно Налоговым кодексом Российской Федерации и прочими нормативно-правовыми актами об осуществлении фискальной политики.

Наша государственная система многоуровневая, поэтому осуществляется по трем ступеням: на федеральном, региональном и местном уровне.

Первый уровень заключается в наложении бремени НДС, акцизных сборов, налога на прибыль и доходы физических лиц, единого социального взноса, государственной пошлины и сбора с права наследования, пользования водными ресурсами и полезными ископаемыми.

Региональное налогообложение распространяется на игорный бизнес, транспортное обслуживание и имущественное пользование юридическими лицами.

Ну а местные фискальные сборы как самая мелкая категория заключаются в имущественных сборах с физических лиц и земельном бремени.

Традиционная фискальная система

Пожалуй, наиболее часто используемая субъектами предпринимательской деятельности. Поэтому, должно быть, и стала традиционной система, в которой налоговая нагрузка по прибыли в качестве своей базы принимает суммарный объем реализационных и внереализационных доходов.

Аналогично и в качестве номинального расхода принимается совокупность как операционных, так и чрезвычайных затрат. При этом к производственным относят трудовые (заработная плата сотрудников), амортизационные и материальные (непосредственная закупка сырья и полуфабрикатов) расходы.

Особенность наложения фискальных обязательств на имущество в традиционной системе заключается в принятии в качестве налоговой базы среднегодовой балансовой стоимости необоротного актива.

Ставка НДС – 18 %, налоговая нагрузка на прибыль – 20 %. В качестве базы последнего принимается валовый совокупный доход, о чем говорилось выше.

Упрощенная система налогообложения

Упрощенка, как ее принято называть в кругах налогоплательщиков, действует на территории Российской Федерации уже на протяжении двух десятков лет, и в течение этого времени она неоднократно подвергалась изменениям и нововведениям.

Применение данной системы – единственный способ существования субъектов хозяйственной деятельности, которые относятся к представителям малого и среднего бизнеса. Поскольку она значительно уменьшает уровень налоговой нагрузки для определенной группы предпринимателей, что дает им возможность получать стабильную прибыль, а не отдавать все доходы в казну государства в качестве обязательств.

Ставок в упрощенной системе всего две: одна для тех субъектов хозяйствования, которые в качестве налоговой базы применяют разницу между прибылью и затратами, и она составляет 6 %; а вторая облагает валовый доход и составляет 15 %.

Вмененная фискальная система

Также довольно низкая налоговая нагрузка применяется во вмененной фискальной системе. Она отличается от предыдущей тем, что носит обязательный характер для определенного перечня видов деятельности, указанного в действующем НК РФ.

В качестве базы для начисления фискальных обязательств принимается так называемый вмененный доход, который заключается в потенциально возможной прибыли субъекта хозяйствования за вычетом располагаемых операционных затрат.

За единую ставку принято принимать налог в 15 %. Однако в начислении фискального бремени присутствует одна характерная особенность – база подлежит умножению на коэффициенты доходности, разнящиеся в зависимости от особенностей ведения того или иного бизнеса. При этом данный показатель может варьироваться ежемесячно.

Особенности налогового планирования

Поскольку на сегодняшний день грамотно рассчитанная налоговая нагрузка лежит в основе успешного и процветающего бизнеса, то и планированию ее в рамках фискальной политики стоит уделить должное внимание.

Вот уже на протяжении нескольких десятилетий успешные субъекты хозяйственной деятельности практикуют среднесрочное бюджетирование обязательств перед казной в рамках последующего финансового года. Его особенности заключаются в том, что данный процесс повышает в целом эффективность деятельности предприятия. Ведь, согласитесь, разве можно назвать бизнес неэффективным, если фискальные государственные органы полностью довольны его отчетностью? Ибо не имеет она нарушений, составлена грамотными специалистами, да и ставки, и политика – что надо, не придраться.

Что же касается многолетнего налогового планирования, то оно, скорее, носит информационный характер, поскольку в любой год может поменяться — то ли вместе с реформами внутренней политики, то ли по причине изменений в действующем законодательстве.

Налог

Налог — обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, принудительно взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Налоги следует отличать от сборов (пошлин), взимание которых носит не безвозмездный характер, а является условием совершения в отношении их плательщиков определённых действий.

Взимание налогов регулируется налоговым законодательством.

Совокупность установленных налогов, а также принципов, форм и методов их установления, изменения, отмены, взимания и контроля образуют налоговую систему государства.

В РФ различаются налоги трех видов: федеральные, региональные и местные.

Перечень налогов каждого из видов установлен Налоговым кодексом РФ.

Органы государственной власти не вправе вводить дополнительные налоги обязательные отчисления, не предусмотренные законодательством РФ, равно как и повышать ставки установленных налогов и налоговых платежей.

Элементы налога

Прежде чем взимать тот или иной налог, государство в лице законодательных или представительных органов власти в законодательных актах должно определить элементы налога.

Элементы налога – это принципы построения и организации налогов.

К элементам налога относятся:

срок уплаты налога.

Виды налогов

Все налоги подразделяются на несколько видов:

Прямые и косвенные налоги

Налоги делятся на прямые, то есть те налоги, которые взимаются с экономических агентов за доходы от факторов производства и косвенные, то есть налоги на товары и услуги, состоящие в самой цене на предметы потребления.

Прямыми налогами можно назвать такие, как налог на доходы физических лиц, налог на прибыль и подобные налоги.

К косвенным налогам относятся налог на добавленную стоимость, акцизы и другие налоги.

Аккордные и подоходные налоги

Также принято различать аккордные и подоходные налоги.

Аккордные налоги государство устанавливает вне зависимости от уровня дохода экономического агента.

Под подоходными налогами же подразумевают налоги, составляющие какой-то определённый процент от дохода.

Данную зависимость показывает либо предельная ставка налога, которая объясняет, насколько увеличивается налог при увеличении дохода на одну денежную единицу, либо средняя ставка налога: просто отношение суммы взимаемого налога к величине дохода.

Прогрессивные, регрессивные или пропорциональные налоги

Подоходные налоги сами делятся на три типа:

Прогрессивные налоги — налоги, у которых средняя налоговая ставка повышается с увеличением уровня дохода. Таким образом, если доход агента увеличивается, то растёт и налоговая ставка. Если же, наоборот, падает величина дохода, то ставка так же падает;

Регрессивные налоги — налоги, чья средняя ставка налога снижается при увеличении уровня дохода. Это означает, что при увеличении доходов экономического агента, ставка падает, и, наоборот, растёт, если доход уменьшается;

Пропорциональные налоги — налоги, ставка которых не зависит от величины облагаемого дохода.

Основные функции налогов

Налоги выполняют одновременно четыре основные функции: фискальную, распределительную, регулирующую и контролирующую.

Фискальная функция налогообложения — основная функция налогообложения. Исторически наиболее древняя и одновременно основная: налоги являются преимущественной составляющей доходов государственного бюджета. Реализация функции осуществляется за счёт налогового контроля и налоговых санкций, которые обеспечивают максимальную собираемость установленных налогов и создают препятствия к уклонению от уплаты налогов. Проще говоря, это сбор налогов в пользу государства. Благодаря данной функции реализуется главное предназначение налогов: формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства. Все остальные функции налогообложения — производные от фискальной функции.

Распределительная (социальная) функция налогообложения — состоит в перераспределении общественных доходов (происходит передача средств в пользу более слабых и незащищённых категорий граждан за счёт возложения налогового бремени на более сильные категории населения).

Регулирующая функция налогообложения — направлена на решение посредством налоговых механизмов тех или иных задач экономической политики государства. В рамках регулирующей функции налогообложения выделяют три подфункции: стимулирующую, дестимулирующую и воспроизводственную.

Стимулирующая подфункция налогообложения — направлена на поддержку развития тех или иных экономических процессов. Она реализуется через систему льгот и освобождений. Нынешняя система налогообложения предоставляет широкий набор налоговых льгот малым предприятиям, предприятиям инвалидов, сельскохозяйственным производителям, организациям, осуществляющим капитальные вложения в производство и благотворительную деятельность, и т. д.

Дестимулирующая подфункция налогообложения — направлена на установление через налоговое бремя препятствий для развития каких-либо экономических процессов.

Воспроизводственная подфункция предназначена для аккумуляции средств на восстановление используемых ресурсов. Эту подфункцию выполняют отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, плата за воду и т. д.

Контрольная функция налогообложения — позволяет государству отслеживать своевременность и полноту поступлений в бюджет денежных средств и сопоставлять их величину финансовых ресурсов.

Налоговая нагрузка

Уровень налогов страны часто измеряется как общая доля налогов в валовом внутреннем продукте (ВВП).

Под фактической налоговой нагрузкой на экономику понимают долю реально выплаченных обязательных платежей в пользу государства в ВВП страны.

Разница между номинальной и фактической нагрузкой характеризует степень уклонения от налогов. Чем выше номинальная нагрузка — тем выше уклонение.

Под налоговой нагрузкой на предприятие следует понимать отношение суммы налогов и отчислений, реальным плательщиком которых является предприятие, к сумме прибыли предприятия.

Реальным плательщиком налога является тот субъект, который является:

владельцем объекта налогообложения, когда обязанность уплатить налог возникает при самом факте существования или возникновения объекта налогообложения;

пользователем объекта налогообложения, когда обязанность уплатить налог возникает только при нахождении объекта в определённых условиях пользования.

Показатель «налоговая нагрузка» в России используется для анализа уровня налогов, уплачиваемых хозяйственным субъектом с целью контроля уровня выплат и выявления субъектов, потенциально уклоняющихся от налогообложения.

«Налоговая нагрузка» рассчитывается как соотношение суммы уплаченных налогов по данным отчётности налоговых органов и оборота (выручки) организаций по данным Федеральной службы государственной статистики (Росстата).

Предельное значение показателя устанавливается ежегодно по отраслям народного хозяйства.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

Налоговая нагрузка: как рассчитать и зачем контролировать

Что понимать под налоговой нагрузкой на предприятие?

Как определить величину налоговой нагрузки?

Как вывести относительный показатель налоговой нагрузки для сопоставления величин налоговых обязательств разных предприятий?

Многообразие применяемых в России систем налогообложения — общеустановленная система налогообложения, упрощенная системы налогообложения с разными объектами налогообложения, ЕНВД, патентная система для предпринимателей — приводит к генерации различных объемов налоговой нагрузки на хозяйствующий субъект. Более того, даже однотипные предприятия, работающие по одной системе налогообложения, могут иметь различные величины налоговой нагрузки, определяемые квалификацией и энергичностью персонала, применяемой управленческой стратегией, спецификой отдельных операций и множеством других факторов.

Что понимать под налоговой нагрузкой на предприятие?

Различные налоги имеют свои объекты налогообложения. Например, НДС взимается с добавленной стоимости, налог на прибыль — с разницы между выручкой без НДС и экономически оправданными расходами, налог на имущество — со стоимости облагаемого имущества.

Соответственно, у каждого предприятия свои объекты налогообложения и свои объемы начислений по каждому налогу.

Современное налоговое законодательство (в первую очередь это Налоговый кодексом РФ) дает определения понятиям налога и сбора.

Под налоговой нагрузкой понимается совокупность налогов и сборов как конкретного налогоплательщика, так и определенной выборки лиц, возникающая в процессе функционирования налогоплательщика.

Обратите внимание!

Налоговые начисления могут возникать и у хозяйствующего субъекта, по каким-то причинам временно или постоянно не осуществляющего предпринимательскую деятельность. В этом случае могут отсутствовать НДС, налог на прибыль, страховые взносы, но продолжает начисляться налог на имущество, транспортный налог (естественно, при наличии соответствующих объектов налогообложения).

Налоговая нагрузка — важное экономическое понятие. Оно дает возможность финансисту и экономисту предприятия оценить общую величину налогов и сборов, уплачиваемых в бюджет предприятием, выбрать оптимальную систему налогообложения, наиболее привлекательный инвестиционный проект, произвести корректное сравнение с налоговыми обязательствами других предприятий.

Важно!

Расчет показателя налоговой нагрузки в настоящее время стал также важным инструментом для оценки потенциальной проблемности ситуации на предприятии с налоговыми органами. Низкий показатель налоговой нагрузки может привлечь к компании пристальное внимание налоговиков и инициировать выездную налоговую проверку.

Как определить величину налоговой нагрузки?

Исходя из определения налоговой нагрузки, формализовать этот показатель не сложно. Налоговая нагрузка рассчитывается по формуле:

где ∑N — величина налоговых обязательств компании, возникающая в процессе ее функционирования;

Но на этом простота расчета заканчивается и начинаются споры, которые ведутся много лет. В специальной литературе можно встретить разные методики определения налоговой нагрузки на хозяйствующие субъекты. Различие их проявляется в толковании такого ключевого момента, как количество и состав налогов, включаемых в расчет налоговой нагрузки.

В частности, споры ведутся в отношении таких налогов, как НДФЛ, НДС, страховые взносы. Прокомментируем эти моменты.

По мнению многих специалистов, нет никаких оснований при расчете налоговой нагрузки учитывать суммы НДФЛ. Есть следующее обоснование такого вывода. Плательщиками этого налога являются физические лица, имеющие доходы, подлежащие обложению данным налогом. По закону субъекты хозяйствования, выплачивающие физическим лицам доходы, не являются плательщиками налога, а выступают в роли некого уполномоченного лица (налогового агента), который обязан исчислить с суммы выплаченного физическому лицу дохода налог, удержать и перечислить удержанную сумму налога в бюджет.

То есть НДФЛ выплачивается не за счет средств налогоплательщика-предприятия или индивидуального предпринимателя, а за счет средств физического лица, являющегося получателем дохода. Следовательно, делается вполне обоснованный вывод, что никаких оснований относить сумму, удержанную из доходов физического лица, к налоговой нагрузке хозяйствующего субъекта нет.

Страховые взносы уплачиваются лицами, являющиеся страхователями, и представляют собой выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию. Исходя из этого не учитывать в расчете величины налоговых изъятий страховые взносы будет необоснованным.

Также необоснованно не принимать во внимание при расчетах косвенные налоги, в первую очередь НДС.

Каждое звено в цепочке поставки уплачивает свою долю НДС с генерируемой на каждом этапе цепочки добавленной стоимости.

Учитывать НДС важно и потому, что он участвует в ценообразовании продукции, работ, услуг, а показатель налоговой нагрузки как раз и важен не просто в качестве теоретического значения, а в качестве практической базы сравнения выгодности той или иной системы налогообложения.

Величина налоговой нагрузки предприятия — значимый аналитический показатель. Полученные данные используются не только в плановых расчетах и в прогнозных формах — на его основе нередко делаются выводы о выгодности проведения той или иной специфической операции, о выборе режима налогообложения при создании предприятия, смене режима налогообложения.

Пример 1

ООО «Эльба» занимается торгово-закупочной деятельностью, поставляет электроосветительное оборудование. Предприятие работает с НДС и по итогам года планируется получить следующие показатели деятельности (табл. 1).

Надо учесть, что ни транспортных средств, ни недвижимости в собственности у организации нет, поэтому она не уплачивает ни транспортный налог, ни налог на имущество. Ставка взносов от несчастных случаев на производстве — 0,2 %.

Руководство предприятия решило проанализировать выгодность перехода на упрощенную систему налогообложения, предполагая, что потеря выручки за счет отказа ряда потребителей от работы с организацией-неплательщиком НДС составит 15 %. Соответственно, пропорционально уменьшится сумма расходов на закупку продукции.

Товары для перепродажи приобретаются только с НДС. Продажная стоимость продукции не изменится.

Состав расходов предприятия соответствует требованиям Налогового кодекса РФ для расчета единого налога при применении УСН. Все доходы и расходы оплачены, поэтому применение кассового метода определения доходов и расходов не приведет к изменению доходной и затратной части предприятия.

Результаты расчета величины налоговой нагрузки представлены в табл. 2.

В ходе расчета было учтено, что входной НДС (уплаченный поставщикам при приобретении товаров, работ, услуг) при применении УСН не относится на вычет при расчетах с бюджетом, а формирует расходную часть предприятия, т. е. на эту сумму увеличиваются затраты предприятия.

Итоги расчетов вполне показательны. Они обобщены в табл. 3.

Как вывести относительный показатель налоговой нагрузки?

Но при анализе разных проектов, которые требуют разных сумм инвестиций, имеют разные сроки реализации, некорректно сравнивать налоговую нагрузку по суммовым показателям. Необоснованно сравнивать, например, 220 тыс. руб. налогов за условный период небольшого розничного магазинчика и 3 млн руб. большого производственного предприятия. Такие разнородные базисные факторы можно сравнить только по относительным величинам.

Зачастую этот показатель называют коэффициентом налоговой нагрузки, показателем эффективности налогового планирования, так как на его значение нередко влияют и методы законной оптимизации налоговой нагрузки.

Но вне зависимости от применяемого названия относительная величина налоговой нагрузки как экономическая категория отражает соотношение общей массы налогов и сборов, уплачиваемых предприятием в фискальные органы, с показателями его деятельности.

Рассчитать коэффициент налоговой нагрузки (Кнн) можно по формуле:

где B — база сравнения, выбранная на предприятии.

К сведению

Относительно базы сравнения идут многолетние жаркие споры. Каждый из экспертов отстаивает свои предлагаемые показатели. И каждое из предложений имеет свои достоинства и недостатки.

Различные авторы предлагают использовать: валовую прибыль, чистую прибыль, рыночную стоимость бизнеса, выручку.

В поисках методики основная идея состоит в том, чтобы сделать коэффициент налоговой нагрузки универсальным показателем, позволяющим сравнивать уровень налогообложения в разных отраслях народного хозяйства.

Подчеркнем, что никакой показатель не будет являться универсальным для всех налогов и сборов: для налога на имущество базой для расчета является стоимость облагаемого имущества, страховые взносы рассчитываются по общему условию от фонда оплаты труда, а транспортный налог зависит от мощности двигателя.

На наш взгляд, с учетом многообразия практики, житейских ситуаций создание одного универсального показателя — задача утопическая.

Почему показатель должен быть именно один? Считаем, что речь идет о выборе не единственного, универсального показателя, а о выборе той наиболее информационно емкой базы, на основе которой можно будет сделать верные аналитические выводы.

Например, стоимость бизнеса интересный, но скорее теоретический, чем практический инструмент для данного расчета. Ценность такого показателя, как коэффициент налоговой нагрузки, — в сравнительной простоте и оперативности получения данных. А при таком базовом показателе, как стоимость бизнеса, ни о какой простоте и быстроте проведения расчета не может быть и речи. Стоимость бизнеса — сложный, субъективный и спорный показатель, который никаким образом не упрощает и не делает расчеты более точными.

Возможно, ранее он был интересен как разновидность точной управленческой информации, устраняющий недостатки и некорректности бухгалтерского учета, но сейчас, по нашему мнению, для подобного расчета эта база неактуальна.

Более реальным и информационно емким представляется использование в качестве базы для расчета показателей валовой прибыли, чистой прибыли и выручки. Хотя опять же, возникают разночтения в отношении некоторых подходов.

Например, при сопоставлении налоговой нагрузки с показателем выручки включать или нет в объем выручки прочие доходы? На наш взгляд, прочие доходы также должны участвовать в оценке налоговой нагрузки.

Сравнение показателя налоговой нагрузки с определенной базой позволит получить ответ на вопрос, сколько копеек уходит в бюджет с каждого рубля выручки, валовой прибыли (добавленной стоимости), чистой прибыли, что, в свою очередь, позволит ответить на вопрос об эффективности работы предприятия по генерации через показатель выручки, валовой и чистой прибыли.

Пример 2

Завершая анализ систем налогообложения по ООО «Эльба», рассчитаем коэффициенты налоговой нагрузки при применении разных систем налогообложения, используя показатель валовой прибыли (результаты расчетов — в табл. 4).

Показатель налоговой нагрузки на предприятии может браться не общий, а для оценки влияния отдельных налогов по каждому виду налога:

где Кn1 — коэффициент налоговой нагрузки по каждому налогу;

Некоторые авторы предлагают сравнение с источником средств для уплаты налога. Трудно согласиться с обоснованностью такого подхода, ведь в таком случае, по сути, мы получим лишь налоговую ставку, выраженную в виде коэффициента.

Еще в 1996 г. Департамент налоговой политики Минфина России пытался ввести унифицированную методику определения налоговой нагрузки на предприятие — письмом Минфина России от 13.08.1996 № 04-01-15 была предложена Программа изучения налогового бремени на отдельных предприятиях в организациях различных форм собственности, размеров и видов деятельности.

В дальнейшем эту эстафету подхватили налоговые органы. Действуя в фискальных интересах, они продолжили начинания Минфина и свели расчет относительного показателя налоговой нагрузки с выручкой предприятия[1].

Налоговики на основе статистических данных рассчитали и обобщили величины налоговой нагрузки по отраслям деятельности, предлагая производить налогоплательщикам сопоставление с приводимыми ими данными.

Например, по итогам 2017 г. по торговле оптовой, кроме оптовой торговли автотранспортными средствами и мотоциклами, налоговая нагрузка составляет 3,1 %, а нагрузка по страховым взносам — 0,9 %. По торговле розничной, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами, эти показатели соответственно равны 3,6 и 2,2 %.

Более того, налоговики для более оперативной проверки этих значений запустили для организаций на общем режиме налогообложения онлайн-сервис «Прозрачный бизнес» (https://pb.nalog.ru/calculator.html), воспользовавшись которым, можно сравнить налоговую нагрузку организации со средним показателем по отрасли.

Показатель налоговой нагрузки на предприятии — один из критериев оценки налогоплательщика в целях проведения выездной налоговой проверки.

Итак, для фискальных целей контролирующие организации предлагают использовать в качестве базового показатель выручки. Но еще раз подчеркнем, что универсальной данную методику считать нельзя и для своих аналитических целей компания может производить расчет и в соотношении с иными информационными показателями.

Пример 3

Финансовая служба холдинга, объединяющая несколько оптовых торговых компаний, реализующих разные виды продукции и работающих на разных системах налогообложения, решила вывести коэффициенты налоговой нагрузки и сравнить их.

Для этого были собраны и обобщены квартальные данные по четырем компаниям (табл. 5).

[1] См., например, Приказ ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» и др.

Источники:

http://businessman.ru/new-nalogovaya-nagruzka.html
http://www.b-kontur.ru/enquiry/492-vidy-nalogovoy-nagruzki
http://www.syl.ru/article/197163/new_nalogovaya-nagruzka-uroven-nalogovoy-nagruzki
http://www.audit-it.ru/terms/taxation/nalog.html
http://www.profiz.ru/se/7_2019/nalogovaja_nagruzka/

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector