0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Способы и порядок уплаты налога

Порядок и способы уплаты налогов

На сегодняшний день государство использует самые разнообразные варианты того, как обеспечить исполнением различные способы уплаты налогов: используется залог имущества, пеня, поручительство, приостановление всевозможных операций по банковским счетам или даже наложение ареста на имущество плательщика. Но при этом не все знают о том, какими бывают такие способы, в каком порядке они используются и при каких условиях могут быть задействованы.

Как можно оплачивать налоги?

На сегодняшний день используются следующие способы уплаты налогов:

  • У источника дохода. В данном случае плательщику предоставляется определенная часть дохода за исключением суммы, рассчитываемой и удерживаемой органом выплаты.
  • По декларации. Если используются такие способы уплаты налога, налогоплательщик должен в обязательном порядке в определенный срок предоставить в орган официальное заявление, в котором указываются все его налоговые обязательства.
  • Кадастровый. Данный способ не имеет никакой связи с моментом получения дохода. По сути своей кадастр представляет собой определенный реестр, содержащий в себе полный перечень типичных объектов, которые могут быть классифицированы по различным внешним признакам. Основным его предназначением является определение средней доходности объекта обложения.

Как платятся налоги?

Общий порядок и способы уплаты налогов определяются в соответствии со статьей 58 НК. Может осуществляться единоразовая уплата полной суммы или же использоваться какой-либо другой порядок, который предусматривается данным документом и другими законодательными актами, относящимися к подобным сборам.

Сумма налога, подлежащая уплате, должна перечислиться со стороны плательщика или же уполномоченного агента в определенный срок. Осуществляться данная уплата может как в наличной, так и в безналичной форме.

Декларация

Налоговая декларация представляет собой специальное письменное заявление, которое составляется плательщиком для указания всех полученных доходов и осуществленных расходов, а также для перечисления льгот, источников доходов, определенной суммы налога и прочей информации, относящейся к определению и уплате сборов.

Данная декларация должна предоставляться всеми плательщиками по каждому отдельному налогу, подлежащему уплате, если другое не является предусмотренным в действующем законодательстве. У фискальных органов нет права требовать от плательщика ничего помимо того, чтобы им соблюдались способы уплаты налогов. Указание в декларации какой-либо информации, которая не имеет отношения к определению и уплате налогов, излишне. Декларация должна быть предоставлена в сроки, указанные действующим законодательством.

Залог имущества

В случае если изменяются сроки исполнения обязанностей касательно уплаты налогов и сборов, можно обеспечить данную обязанность при помощи залога. Оформление договора о залоге имущества осуществляется между непосредственно самим залогодателем и уполномоченным органом, при этом в качестве залогодателя может выступать не только плательщик, которому нужно соблюдать способы уплаты налогов, но и какое-нибудь третье лицо.

Если плательщик не будет исполнять свои обязанности касательно уплаты причитающихся сумм и всех соответствующих пеней, то в таком случае у налогового органа появляется право прибегнуть к мерам, определяемым действующим гражданским законодательством.

Что может быть залогом?

В качестве залога, гарантирующего факт, способы и порядок уплаты налога, может выступать любое имущество, по отношению к которому может устанавливаться залог в соответствии с гражданским законодательством в том случае, если иное не определяется соответствующей статьей. При этом следует отметить тот факт, что в качестве предмета залога не может использоваться определенный предмет, выступающий залогом в каком-нибудь другом договоре.

При оформлении договора залога, представляющего способы обеспечения по уплате налогов и сборов, имущество может находиться у залогодателя или же передаваться налоговому органу за счет средств залогодателя, при этом в данном случае на последний возлагаются обязанности, связанные с полным обеспечением сохранности этого имущества.

Проведение каких-либо сделок касательно заложенного имущества, включая также различные сделки, которые осуществляются для полного погашения суммы задолженности, осуществляются исключительно по общему решению с залогодержателем. К правоотношениям, определяющим залог как способ обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов, применяются положения действующего гражданского законодательства, и исключением в данном случае являются ситуации, предусмотренные законами о налогах и сборах.

Поручительство

В случае если были изменены сроки, в которые должны использоваться способы уплаты налогов и сборов, в качестве гарантии исполнения обязанности может использоваться поручительство.

В такой ситуации поручитель берет на себя обязанность перед уполномоченными органами полностью исполнить обязанности плательщика касательно уплаты налогов в том случае, если им не будут уплачены причитающиеся суммы, а также все соответствующие пени в определенный срок. Оформление поручительства осуществляется исключительно в соответствии с действующим гражданским законодательством.

Если плательщик не будет исполнять обязанности касательно уплаты налога, обеспеченные данным поручительством, то в таком случае как сам плательщик, так и его поручитель будут нести солидарную ответственность, вследствие чего осуществляется принудительное взыскание нужной суммы и всех соответствующих пеней в судебном порядке.

Если поручитель полностью исполнит взятые на себя обязательства в соответствии с заключенным договором, то в таком случае он будет иметь право требовать от налогоплательщика полного возмещения уплаченных сумм или даже процентов по таким суммам, а также полноценного возмещения убытков, которые поручитель понес в процессе исполнения обязанности плательщика налогов.

Кем может быть поручитель?

Поручителем может быть как физическое, так и юридическое лицо. По какой-то определенной обязанности одновременно поручителями могут выступать сразу несколько лиц, так как это предусматривают подобные способы обеспечения уплаты налогов.

К правоотношениям, которые возникают в процессе определения поручительства как варианта обеспечения исполнения обязанности, применяется гражданское законодательство, при этом стоит отметить тот факт, что правила данной статьи применяются также по отношению к поручительству при уплате сборов.

Пени – это способы обеспечения обязанности по уплате налогов в виде начисления определенной денежной суммы, необходимой для выплаты со стороны плательщика в том случае, если он несвоевременно будет уплачивать причитающие суммы сборов и налогов, включая также те выплаты, которые должны вноситься при перемещении различной товарной продукции через границу России.

В соответствии с действующим законодательством сумма пени должна быть выплачена помимо указанных к оплате сумм сбора или налога, а также абсолютно независимо от прочих мер обеспечения исполнения обязанности или же мер ответственности за различные нарушения действующего законодательства.

Когда пеня не начисляется?

Начисление пени осуществляется на каждый календарный день просрочки, начиная со следующего за установленным действующим законодательством в качестве последнего дня оплаты налога. Стоит отметить тот факт, что пени не могут начисляться на сумму недоимки, которую плательщику не удалось погасить из-за решения налогового или же судебного органа приостановить операции плательщика на его банковском счету или же в случае наложения ареста на имущество. В данном случае пеня не будет начисляться за полный период, пока действуют эти обстоятельства. После подачи заявления о предоставлении рассрочки или же предоставлении инвестиционного налогового кредита не происходит приостановления пеней на сумму налога.

Также начисление пени не осуществляется на сумму недоимки, сформировавшейся у плательщика вследствие полного выполнения им письменных разъяснений касательно порядка исчисления, уплаты налога или же каким-либо другим вопросам использования действующего законодательства, которые были предоставлены неопределенному кругу лиц со стороны налогового, финансового или же какого-либо другого уполномоченного органа государственной власти в границах его компетенции.

Но в данном случае следует помнить о том, что такое положение не может быть применено в том случае, если такие письменные разъяснения основываются на недостоверной или же неполной информации.

Как происходит начисление?

За каждый последующий день просрочки пеня начисляется в виде определенного процента от неуплаченной суммы. Стоит отметить тот факт, что процентная ставка пени используется как 1/300 от действующей на данный момент ставки рефинансирования ЦБ РФ.

Пеня должна уплачиваться одновременно со всей суммой налога или же после того, как эти суммы будут выплачены в полном объеме. Стоит отметить, что пени могут использоваться как способы обеспечения уплаты таможенных пошлин (налогов) за счет денежных средств, присутствующих на банковских счетах плательщика, или же различного имущества в том порядке, который соответствует действующему законодательству. В данном случае следует отметить, что по отношению к физическим и юридическим лицам используются разные статьи действующего законодательства.

Все правила, указанные выше, являются также актуальными для плательщиков сборов и всевозможных налоговых агентов.

Как уклониться от налогов?

Есть самые разнообразные способы уклонения от уплаты налогов.

Наиболее распространенным вариантом является использование специализированных фирм-однодневок, предоставляющих компании необоснованную налоговую выгоду. Такие компании создаются для того, чтобы получить какие-либо фиктивные расходы или же вычеты по каким-либо косвенным налогам или же для того, чтобы повысить добавленную стоимость товара, а также снизить общую налоговую нагрузку на различные производственные подразделения.

Также есть вариант, когда товар полностью прогоняется через целую цепь компаний-однодневок, что увеличивает его стоимость, в то время как однодневки полностью пропадают вместе со своими обязательствами по уплате налогов. При этом есть определенная практика Высшего арбитражного суда, в соответствии с которой контрагент данной компании в случае проявления должной осмотрительности полностью освобождается об ответственности. Таким образом, если руководство однодневной компании полностью отречется от этой ответственности, в итоге она ляжет на конечного потребителя.

Но нужно помнить, что любые махинации с уплатой налога могут быть нарушением действующего законодательства. Лица, прибегающие к подобным методам, должны осознавать возможные последствия подобных действий.

Порядок исчисления налога

Порядок исчисления налога представляет собой некоторый свод правил, на основании которых устанавливается необходимость для определённого субъекта произвести все требуемые арифметические вычисления, включающие в себя объекты налогообложения, периоды и базу, принимая во внимание все льготы, полагающиеся налогоплательщику.

Любой налоговый платёж содержит в себе перечень обязательных элементов, к которым относятся объект налогообложения, налоговые периоды, база, сроки, ставки и порядок уплаты. Одним из ключевых пунктов налога является и порядок его исчисления. Базовые правила, которые его регламентируют, занесены в статью 52 Налогового Кодекса Российской Федерации, нормы которого не дают общего определения термину порядок исчисления налога. Однако, следует отметить, что он имеет ряд основных особенностей:

  • Некоторый свод правил, содержание которых характеризуется значительными юридическими последствиями для лиц, обязанных к уплате налоговых сборов;
  • Указанный порядок исчисления налога подразумевает конкретное лицо, на которое распространяется обязанность исчисления. Данное лицо может быть разным, всё зависит от типа налоговых платежей (сборов). Например, при определении подоходного налога, в некоторых случаях обязанным лицом является работодатель;
  • Результатом производимых подсчётом обязана быть конкретная сумма, которую требуется уплатить налогоплательщику.

Порядок исчисления налога – это перечень необходимых действия налогоплательщика и других лиц по расчёте величины налогового сбора, требуется перечислять в конце каждого налогового периода в бюджет. Величина налога зависит от налоговой ставки, налоговой базы, а также наличия налоговых льгот.

При расчёте величины налоговых выплат возникают два вопроса: кем осуществляется исчисление и какова формула расчёта? При ответе на первый вопрос следует уточнить, что имеется три основных вида уплаты налоговых сборов:

  • С помощью декларации;
  • В зависимости от источника дохода;
  • Кадастровый.

По негласному общему правилу налогоплательщик самостоятельно рассчитывает величину налога за налоговый период.

Если уплата налогового сбора осуществляется по декларации, налогоплательщику необходимо представить в обозначенные сроки в налоговую инспекцию по месту собственной регистрации декларацию, которая представляет собой официальный документ о налоговых обязательствах. К данному типу уплаты налогообложения относится:

  • Налог на добавленную стоимость (НДС);
  • Налог на прибыль компаний;
  • Акцизы и так далее.

В соответствии с Налоговым законодательством РФ, расчёт величины налогового сбора может производить налоговый орган или налоговый агент.

Оплата налогового сбора по источнику дохода подразумевает получение налогоплательщиком определённой доли дохода за вычетом налоговых отчислений, который определяется и взимается бухгалтерией компании, осуществляющей начисление заработной платы (дохода). На основании Налогового законодательства, данные компании принуждаются к выполнению функций налоговых агентов. Главным преимуществом этого способа уплаты налога является то, что полностью исключается уклонение от уплаты налоговых сборов налогоплательщиком. С помощью такого способа уплачиваются:

  • Налог на доходы физических лиц (НДФЛ);
  • Налог на добавленную стоимость для иностранных компаний, которые ведут свою деятельность в России, но не состоят в местном налоговом учёте.
Читать еще:  Налог с покупки автомобиля в 2016 году

Кадастровый способ подразумевает под собой ведение кадастра – специального реестра, который включает в себя классификацию объектов налогообложения по определённым критериям (доход, имущество). Кроме того, он выявляет среднюю доходность этого же объекта. При формировании кадастра, его основой может выступать любая характеристика объекта налогообложения. Например, при создании земельного кадастра это может быть вид земельного участка (лес, луг и так далее), его месторасположение, а также кадастровая стоимость. Примерами кадастрового способа уплаты налоговых сборов являются:

  • Налог на имущество физических лиц;
  • Налог на землю;
  • Транспортный налог.

При использовании данного способа погашения налога физические лица освобождаются от сложной системы расчёта налоговых сборов, которая требует соответствующих знаний Налогового законодательства и определённой квалификации. Помимо этого, необходимо также понимать, что налоговая инспекция владеет гораздо большими ресурсами при сборе и обработке данных, которые требуются для расчёта налоговых сборов, нежели физические лица.

После того, как было определена сторона исчисления налогового сбора, ей необходимо приступить к расчёту величины налога. При исчислении учитываются следующие показатели:

  • Налоговый период;
  • Налоговая ставка;
  • Налоговая база;
  • Льготы.

Внимание! Налоговые сборы классифицируются на федеральные, региональные и местные, а налоговый и отчётный периоды по ним устанавливаются на основании Налогового Кодекса РФ!

Налоговая база для исчисления налога

Налоговая база – это характеристика (стоимостная, физическая или другой формы) предмета налогообложения. Она входит в число обязательных элементов налогового сбора. Ключевой задачей налоговой базы является количественное выражение объекта налогообложения.

Порядок определения налоговой базы установлен Налоговым Кодексом РФ.

Налогоплательщики, являющиеся организацией или компанией рассчитывают налоговую базу по окончанию каждого налогового периода, опираясь на сведения регистров бухгалтерского учёта других подтверждённых документальным методом данных.

Физические же лица исчисляют налоговую базу в соответствии с получаемыми суммами своих доходов.

ИП, которые используют общую систему налогообложения, уплачивают авансовые платежи по налоговому сбору в соответствии с налоговыми уведомлениями, высылаемыми налоговым органом.

Налоговая база является величиной, на основании которой определяется величина налогового сбора: налоговая база прямо пропорциональна ставке налога. В зависимости от типа налога это может быть стоимость имущества, прибыль, доходы и так далее. Налоговый Кодекс Российской Федерации предоставляет два способа учёта налоговой базы – накопительный и кассовый. Исчисление по первому методу характеризуется тем, что ключевым моментом при определении налоговой базы является возникновение имущественных прав и обязанностей. При кассовом способе при исчислении налоговой базы принимаются во внимание исключительно доходы (расходы), которые реально были у налогоплательщика.

Налоговая база для каждого типа налогового сбора определяется по-разному. Например, для налога на имущество она представляет собой остаточную стоимость основных средств или кадастровую стоимость недвижимости.

Внимание! Налоговая декларация на доходы физических лиц заполняется по форме 3-НДФЛ и представляет собой документ, несущий в себе отчёт физического лица перед налоговой службой за полученные им доходы и относящиеся к ним расходы!

Вместе с тем, индивидуальные предприниматели, находящиеся на общей системе налогообложения, уплачивают авансовые платежи по налогу на основании налоговых уведомлений, направленных им налоговым органом

Порядок исчисления налога на прибыль

Каков порядок расчёта на прибыль? Налог на прибыль рассчитывается как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Его величина, а также сумма авансовых платежей по окончанию отчётного периода определяется организацией самостоятельно в соответствии со сведениями налогового учёта.

Данный тип налогового отчисления следует уплачивать в конце налогового периода до 28 марта следующего года. Эта же дата является крайним сроком для подачи налоговой декларации.

Доходы, которые подлежат налогообложению, классифицируются следующим образом:

  • Доходы от реализации;
  • Внереализационные (непроизводственного характера) доходы.

Способы исчисления налога

Исчислять налоговые сборы можно по нескольким методикам. Самая популярный и в то же время простой метод подразумевает обложение налоговой базы по частям – некумулятивный метод. Иными словами, каждая выплата организацией денежных средств физическому лицу облагается налогом отдельно, без учёта полученных ранее средств. Данный способ характеризуется тем, что ведение учёта доходов и льгот налогоплательщика не требуется. Однако, некумулятивный способ не обеспечивает равномерность поступления финансовых средств в бюджет.

Хорошую востребованность также получил кумулятивный метод, суть которого состоит в том, что налоговые вычеты исчисляются нарастающим итогом. Его функцией является определение величины дохода и общей суммы льгот, полученной на отдельно взятой дате года.

Исчисление налога на имущество организаций

Налог на имущество организации рассчитывается на основании Налогового Кодекса. Он относится к числу региональных налоговых отчислений, а устанавливая его, законодательные органы субъектов РФ устанавливают налоговую ставку, порядок и сроки уплаты.

Величина налога, рассчитываемая по итогам налогового периода определяется как произведение налоговой ставки и налоговой базы. А величина налогового сбора, который подлежит уплате в бюджет, переделяется точно также, вычитая при этом сумму авансовых платежей.

Порядок исчисления земельного налога

Расчёт земельного налога необходим только тем лицам, кто является владельцем земельного участка. Порядок расчёта и уплаты данного налога устанавливается местными органами власти. Величина земельного налога определяется как произведение налоговой ставки и базы, а его уплата осуществляется раз в год.

Основой для исчисления выступает стоимость земельного участка по кадастру (по состоянию на 1 января того года, за который исчисляется налоговый сбор). Более точную информацию о стоимости земельного участка можно посмотреть на интернет-портале Росреесрта.

Следует добавить, что в соответствии с Налоговым Кодексом РФ предусмотрено всего два размера ставок по земельному налогу:

  • 0,3 – для земельных участков сельскохозяйственного назначения;
  • 0,5 – для остальных земельных участков.

Расходы, учитываемые при исчислении налога на прибыль

Расходы, которые учитываются при исчислении налога на прибыль, признаются только обоснованные затраты налогоплательщика, то есть экономически оправданные затраты. Расходами также являются разного рода затраты, которые были направлены на реализацию деятельности, которая приносит доходы.

Статья 252 Налогового Кодекса выделяет две группы расходов:

  • Затраты, направленные на производство и реализацию. Сюда относятся материальные расходы, расходы на оплату труда, величина начисленной амортизации и прочие;
  • Внереализационные расходы – затраты связанные с банковскими услугами, финансовые потери от пожаров, аварий, стихийных бедствий и тому подобное.

Порядок исчисления налога на добавленную стоимость

НДС является косвенным налогом, который представляет собой форму, в которой уплачивается налогоплательщиком определённая сумма в бюджет, определённая в соответствии с налоговыми ставками. Полученная величина прибавляется к стоимости товаров или услуг. Данный в налогового отчисления относится к числу федеральных, а значит его применение обязательно. Налоговые ставки устанавливаются в зависимости от типа товаров и могут быть в размере 0%, 10% и 18%. Налогоплательщики в принудительном порядке должны вести журнал учёта счетов-фактур, книгу покупок и продаж.

Исчисления налога на добавленную стоимость осуществляется в конце каждого налогового периода, а его уплату следует производить до 20 числа следующего за налоговым периодом месяца. Расчёт величины НДС осуществляется в соответствии с налоговой ставкой, которая является процентной долей от налоговой базы.

Порядок исчисления налога при упрощенной системе налогообложения

В соответствии с Налоговым Кодексом, налогоплательщики обязаны уплачивать величину квартального авансового платежа в конце каждого отчётного периода при УСН. При использовании полученных доходов в качестве объекта налогообложения налоговая ставка составляет 6%. Если использован объект доходы минус расходы – 15%-ая налоговая ставка. В конце налогового периода совершённые авансовые платежи по упрощенке переводятся в счёт уплаты налога.

Исчисление налога на землю

Исчисление налога на землю для физических и юридических лиц осуществляется отдельно с различными налоговыми ставками. Так, расчёт земельного налога для юридических лиц осуществляется как кадастровая стоимость земельного участка умноженная на процентную ставку (Его устанавливают местные власти, максимальное значение – 1,5%) и коэффициент владения (отношение месяцев использования земельного участка к 12). Расчёт земельных налоговых отчислений для физических лиц осуществляет налоговый орган. Исчисление данного налога производится по той же формуле, что и у юридических лиц, только процентная ставка не может превышать 0,3%.

Исчисление транспортного налога физических лиц

Транспортное налогообложение имеет следующие особенности для ИП, юридических и физических лиц:

  • ИП облагается транспортным налоговым сбором как частное лицо;
  • Организации и компании в обязательном порядке должны вести отчётность и оформлять декларацию по транспортному налогу, в отличие от физических лиц;
  • Только юридические лица должны производить оплату авансовых платежей по транспортному налогу;
  • Юридическим лицам необходимо произвести уплату данного налога в феврале-апреле, физические лица в октябре-ноябре.

Транспортный налог для юридических лиц исчисляется по следующему правилу: налоговая ставка прямо пропорциональна налоговой базе и налоговому периоду.

Подробнее о расчете налога на имущество физических лиц, вы сможете узнать из нашей статьи.

Исчисление подоходного налога в 2018 году

И в заключение стоит добавить, что исчисление подоходного налога осуществляется с заработной платы работника (сотрудника). Величина налоговых отчислений выражена в процентной ставке и составляет от 9 до 35% от дохода.

Дополнительную информацию о порядке исчисления налога на имущество физических лиц, вы сможете узнать из данного видео:

Порядок, способы и сроки уплаты налога

Порядок уплаты налога – это способы внесения налогоплательщиком или фискальным агентом суммы налога в соответствующий бюджет (фонд).

Порядок уплаты налога, как элемент закона о налоге, предполагает решение следующих вопросов:

· направление платежа, т. е. в бюджет или во внебюджетный фонд, в который уплачивается налог;

· средства уплаты налога, т. е. в рублевых средствах, валюте; как правило, налог уплачивается в национальной валюте (возможны исключения, которые определяются законодательными актами);

· механизм платежа(в безналичном или наличном порядке, в кассусборщика налога или на бюджетный счет через банк плательщика и т. п.);

· особенности контроля за уплатой налога.

Хотя вопросы налогового контроля – предмет специальных законов о налоговой службе, в ряде случаев специфические вопросы контроля могут рассматриваться и в законах о конкретных налогах.

Общий порядок уплаты налогов и сборов приведен в ст. 58 НК РФ (ч. 1, гл. 8):

1. Уплата налога производится разовой уплатой всей суммы налога либо в ином законодательно установленном порядке.

2. Подлежащая уплате сумма налога уплачивается (перечисляется) налогоплательщиком или налоговым агентом в установленные сроки.

3. Уплата налогов производится в наличной или безналичной форме.

Конкретный порядок уплаты налога устанавливается налоговым законодательством применительно к каждому налогу.

Существуют четыре основных способа уплаты налога:

· уплата налога по декларации;

· уплата налога у источника дохода;

· кадастровый способ уплаты налога;

· уплата налога по уведомлению.

Уплата налога по декларации состоит в следующем. На налогоплательщика возлагается обязанность представить в установленный срок в налоговый орган официальное заявление о своих налоговых обязательствах. На основании декларации налоговый орган исчисляет налог и вручает налогоплательщику извещение о его уплате.

При уплате налога у источника дохода, в отличие от способа уплаты налога по декларации, момент уплаты налога предшествует моменту получения дохода. Налогоплательщик получает часть дохода за вычетом налога, рассчитанного и удержанного бухгалтерией организации или предпринимателем, производящим выплату.

Налоги, удержанные таким способом, называют также авансовыми налогами, так как налогоплательщик авансирует государство, уплачивая налог раньше, чем получил доход.

Кадастровый способ уплаты налога означает, что налог взимается на основе внешних признаков предполагаемой средней доходности имущества.

Особенность уплаты налога кадастровым способом состоит в том, что, поскольку имущество облагается на основе внешних признаков предполагаемой доходности, момент уплаты налога никак не связан с моментом получения дохода. При уплате устанавливаются фиксированные сроки взноса.

Читать еще:  Кто в россии освобожден от налогов

Уплата налога по уведомлениюприменяется в том случае, когда обязанность исчисления суммы налога возложена на налоговые или иные органы государственной власти не являющиеся налоговыми агентами. Эти органы направляют налогоплательщику налоговое уведомление, в котором должны быть указаны:

· основание к уплате и размер налога, подлежащего уплате

· расчет налоговой базы

· срок уплаты налога

Обязанность по уплате возникает не ранее даты получения уведомления.

Информация о сроках уплаты налогов и сборов отражена в ст. 57 НК РФ(ч. 1, гл. 8).

В зависимости от сроков уплаты выделяют налоги срочные и периодично-календарные.

К срочным платежам относится, например, уплата государственной пошлины.

Периодично-календарные налоги делятся на декадные, месячные, квартальные, полугодовые и годовые. К ним, в частности, относятся: акцизы, НДС, налог на прибыль организаций, налог на имущество, налог на доходы физических лиц.

Со срочностью налоговых платежей связано понятие «недоимка» – сумма налога, не внесенного в бюджет (внебюджетный фонд) по истечении установленных сроков.

При применении российского законодательства следует иметь в виду:

· Срок уплаты налога устанавливается и изменяется только актами законодательства о налогах и сборах. Никакими другими нормативными правовыми актами сроки уплаты налогов устанавливаться не могут.

· Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, иначе на налогоплательщика накладываются штрафные санкции (п. 2 ст. 57 НК РФ).

· В случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления (п. 4 ст. 57 НК РФ).

Изменение срока уплаты налога и сбора осуществляется в форме:

· инвестиционного налогового кредита.

Налоговые льготы

Согласно ст. 56 НК РФ(ч. 1, гл. 8), льготами по налогам и сборам признаются предусмотренные законодательством преимущества, предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов, включая возможности не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

По механизму своего действия налоговые льготы имеют существенные различия.

В зависимости от того, на изменение какого из элементов структуры налога направлены налоговые льготы, они подразделяются на три вида:

Изъятия – это налоговая льгота, направленная на выведение из-под налогообложения отдельных предметов (объектов) налогообложения. Изъятия могут предоставляться как на постоянной основе, так и на ограниченный срок; как всем плательщикам налога, так и отдельной категории налогоплательщиков.

Скидки – это льготы, которые направлены на сокращение налоговой базы. Они подразделяются:

· на лимитированные, когда размер скидок ограничен;

· нелимитированные, когда налоговая база может быть уменьшена на всю сумму расходов налогоплательщика.

· общими (ими пользуются все плательщики);

· специальными(для отдельных категорий субъектов).

В России при налогообложении граждан льготы (скидки) подразделяются на четыре группы: стандартные налоговые вычеты, социальные налоговые вычеты, имущественные налоговые вычеты, профессиональные налоговые вычеты.

Налоговые кредиты – это льготы, направленные на уменьшение налоговой ставки или налогового оклада. Большинство видов налогового кредита являются безвозвратными и бесплатными.

Существуют следующие формы предоставления налоговых кредитов:

· снижение ставки налога;

· вычет из налогового оклада (валового налога);

· отсрочка или рассрочка налога;

· возврат ранее уплаченного налога (части налога);

· зачет ранее уплаченного налога;

· целевой (инвестиционный) налоговый кредит.

Сокращение налогового оклада (валового налога) может быть частичным и полным, на определенное время и бессрочно.

Полное освобождение от уплаты налога на определенный период называется налоговыми каникулами.

Отсрочка уплаты налога – перенос предельного срока уплаты полной суммы налога на более поздний срок.

Рассрочка уплаты налога – деление суммы налога на части с установлением сроков уплаты этих частей.

Основания для предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налога отражены в ст. 64 НК РФ (ч. 1, гл. 9).

Предоставление отсрочек или рассрочек в определенных случаях имеет платный характер. За предоставляемые отсрочки (рассрочки) по уплате налогов в части, зачисляемой в федеральный бюджет, взимается плата в виде процентов в размере 0,5 ставки рефинансирования Центрального банка РФ.

Возврат ранее уплаченного налога как налоговая льгота имеет другое наименование – налоговая амнистия.

Зачет ранее уплаченного налога как разновидность налогового кредита широко используется в целях избежания двойного налогообложения (так называемый кредит для иностранных налогов).

Целевой налоговый кредит есть замена налога (части налога) натуральным исполнением. Данная льгота предоставляется налогоплательщику местными органами власти в пределах суммы налога, зачисляемой в местные бюджеты, в случае выполнения налогоплательщиком особо важного заказа по социально-экономическому развитию территории или предоставления особо важных услуг населению данной территории.

Данная льгота может также предоставляться налогоплательщику в связи с его социальным или имущественным положением (например, кредит для инвалидов).

Разновидностью целевых налоговых льгот является инвестиционный налоговый кредит – такое изменение срока уплаты налога, при котором организации предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов.

Порядок и условия предоставления инвестиционного налогового кредита оговорены в ст. 67 НК РФ (ч. 1, гл. 9).

Порядок, способы исчисления и уплаты налогов

Согласно ст. 52 НК РФ, «налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот» (например, при исчислении налога на прибыль организаций). Обязанность по определению суммы налога также может быть возложена на налоговый орган (в случае расчета налога на землю для физических лиц) или третье лицо — налогового агента, например, при исчислении налога на доходы физических лиц.

В ст. 54 НК РФ отражены принципы разрешения общих вопросов определения налоговой базы. Согласно положениям этой статьи «налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением»:

• индивидуальные предприниматели используют для этих целей данные учета доходов и расходов и хозяйственных операций;

• физические лица как налогоплательщики исчисляют налоговую базу на основе получаемых от организаций сведений об облагаемых доходах, а также данных собственного учета облагаемых доходов.

Существуют две системы исчисления налога:

некумулятивная (обложение налоговой базы предусматривается по частям);

кумулятивная (исчисление налога производится нарастающим итогом с начала периода).

Российским законодательством предусмотрено применение обеих систем, а также их сочетания (например, при расчете НДС используется некумулятивная система, а при исчислении налога на прибыль организаций — кумулятивная система).

Порядок уплаты налога — это способ внесения суммы налога в соответствующий бюджет или внебюджетный фонд.

Основными способами уплаты налога являются:

уплата налога по декларации (на налогоплательщика возлагается обязанность представить в установленный срок в налоговый орган официальное заявление о своих налоговых обязательствах — налоговую декларацию);

уплата налога у источника дохода (моменту получения дохода предшествует момент уплаты налога; это как бы автоматическое удержание, безналичный способ);

кадастровый способ уплаты налога (налог взимается на основании внешних признаков предполагаемой средней доходности имущества, в этом случае устанавливаются фиксированные сроки взноса налогового платежа).

Налоговый оклад это сумма, вносимая плательщиком в государственную казну по одному налогу. Бюджет — это основной элемент правильной уплаты налога. Поступление налога не в тот бюджет налоговые органы квалифицируют как недоимку.

Порядок уплаты налога, являясь основным (обязательным) элементом налогообложения, предполагает решение следующих вопросов:

1) направление платежа (в бюджет или внебюджетный фонд);

2) средства уплаты налога (в рублях, валюте);

3) механизм платежа (в безналичном или наличном порядке, в кассу сборщика налога и др.);

4) особенности контроля уплаты налога.

Подлежащая уплате сумма налога в установленные сроки перечисляется налогоплательщиком или иным обязанным лицом (ст. 58 НК РФ). При этом на обязанное лицо может быть возложено представление в налоговый орган налоговой декларации и других документов (ст. 24 НК РФ).

Конкретный порядок уплаты по каждому налогу устанавливается в соответствии со ст. 58 НК РФ второй части Кодекса.

Сроки уплаты налогов

Сроки уплаты налога— это дата или период, в течение которого налогоплательщик обязан фактически внести налог в бюджет.

Согласно ст. 57 НК РФ, сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору. «Сроки уплаты определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами, неделями и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо действие, которое должно быть совершено».

В зависимости от сроков уплаты налогов выделяют следующие виды налогов:

срочные (например, плательщики налога на приобретение автотранспортных средств уплачивают его в течение 5 дней со дня приобретения транспортного средства);

периодично-календарные— декадные, месячные, квартальные, полугодовые и годовые сроки уплаты налогов (например, акцизы, налог на прибыль организаций, подоходный налог с физических лиц).

Со срочностью налоговых платежей связано понятие «недоимка» — сумма налога, не внесенного в бюджет (внебюджетный фонд) по истечении установленных сроков.

Срок уплаты налога устанавливается и изменяется только актами законодательства о налогах и сборах и никакими другими.

Налог должен быть уплачен в срок, в противном случае на налогоплательщика налагаются штрафные санкции. Так, в соответствии со ст. 57 НК РФ «при уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных Кодексом».

Изменение срока уплаты налога не отменяет действующей обязанности и не создает новой обязанности по уплате налога.

К учреждениям, в компетенцию которых входит принятие решения об изменении срока уплаты налога, относятся: Министерство финансов РФ, финансовые органы субъекта РФ и муниципального образования, Федеральная таможенная служба России (ФТС России), органы внебюджетных фондов.

Изменением срока уплаты налога и сбора признается перенос установленного срока уплаты налога и сбора на более поздний срок, который осуществляется в форме отсрочки и рассрочки платежа, а также налогового и инвестиционного налогового кредита.

Порядок и условия предоставления отсрочки или рассрочки по оплате налога и сбора определены в ст. 64 НК РФ.

Отсрочка и рассрочка по уплате налога представляет собой изменение срока уплаты налога на срок от 1 до 6 месяцев соответственно с единовременной или поэтапной уплатой налогоплательщиком суммы задолженности при наличии одного из следующих оснований:

1) причинение налогоплательщику ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;

2) задержка налогоплательщику финансирования из бюджета или оплаты выполненного им государственного заказа;

3) угрозы банкротства налогоплательщика в случае единовременной выплаты им налога;

4) отсутствие у физического лица возможности единовременной уплаты налога;

5) сезонный характер производства и реализации товаров, работ или услуг. Перечень отраслей и видов деятельности, имеющих сезонный характер утверждается Правительством РФ;

6) иные основания, предусмотренные Таможенным кодексом РФ в отношении налогов, подлежащих уплате при перемещении товаров через таможенную границу РФ.

Отсрочка и рассрочка различаются только порядком погашения налоговой задолженности и могут быть предоставлены по одному или нескольким налогам.

Если отсрочка или рассрочка по уплате налогов предоставлена по основаниям, указанным в п. 1 и 2, то на сумму задолженности проценты не начисляются, а если отсрочка или рассрочка предоставлена по основаниям, указанным в п. 3, 4 и 5, то на сумму задолженности начисляются проценты, исходя из ставки, равной 0,5 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей в период отсрочки или рассрочки.

Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки принимается уполномоченным органом на основании заявления налогоплательщика при наличии хотя бы одного из вышеприведенных оснований.

Налоговый кредит представляет собой изменение срока уплаты налога на срок от 3-х месяцев до 1 года при наличии хотя бы одного из вышеназванных оснований. Он предоставляется заинтересованному лицу по одному или нескольким налогам по его заявлению и оформляется договором установленной формы между уполномоченным органом и указанным лицом.

Читать еще:  Налоги на бизнес в китае

Налоговый кредит отличается от рассрочки периодом времени, на который он предоставляется, более узким перечнем оснований для предоставления и в некоторых случаях ставками процентов, начисленных за пользование бюджетными средствами. Кроме того, имеются существенные отличия в форме его предоставления (договор в дополнение к решению уполномоченного органа) и в обязательности залога или поручительства для обеспечения исполнения договора.

Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен организации (налогоплательщику) при наличии одного из следующих оснований:

1) проведение этой организацией научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ, либо технического перевооружения собственного производства.

2) осуществление организацией внедренческой или инновационной деятельности.

3) выполнение организацией особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона.

Основания для получения инвестиционного налогового кредита должны быть документально подтверждены заинтересованной организацией.

Инвестиционный налоговый кредит предоставляется сроком от 1 до 5 лет, оформляется договором установленной формы. Такой договор должен предусматривать порядок уменьшения налоговых платежей, сумму кредита (с указанием налога, по которому предоставлен кредит), срок действия договора, начисляемые на сумму кредита проценты, порядок погашения суммы кредита и начисления процентов, документы об имуществе, являющегося предметом залога, ответственность сторон.

Уполномоченными органами, в компетенцию которых входит принятие решения об изменении срока уплаты налога и сбора, являются:

• по федеральным налогам и сборам — Министерство финансов РФ;

• по региональным и местным налогам и сборам — финансовые органы субъекта РФ и муниципальные образования;

• по налогам и сборам, подлежащим уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, — Федеральная таможенная служба РФ или уполномоченные им таможенные органы;

• по государственной пошлине — уполномоченные органы, осуществляющие контроль за уплатой государственной пошлины;

• по налогам и сборам, поступающим во внебюджетные фонды — органы соответствующих внебюджетных фондов.

Способы, сроки и порядок уплаты налога

Существуют три основных способа уплаты налога:

· уплата налога по декларации;

· уплата налога у источника дохода;

· кадастровый способ уплаты налога.

Уплата налога по декларации

Уплата налога по декларации предполагает, что налогоплательщик обязан представить в установленный срок в налоговый орган официальное заявление о своих налоговых обязательствах. В декларации указываются сведения о полученных доходах и произведенных расход; источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога, а также другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога

На основе декларации налоговый орган рассчитывает налог и вручает налогоплательщику извещение о его уплате. Такую роль может выполнять декларация, например, при уплате налога на доходы физических лиц.

В большинстве случаев подача декларации служит исключительно отчетным действием, смысл которого состоит в том, чтобы зафиксировать сумму налога, исчисленного плательщиком самостоятельно. В дальнейшем при проведении налоговых проверок данные декларации сравниваются с контрольными цифрами. Расхождения этих данных являются основанием либо для возврата излишне уплаченных сумм налога, либо для взыскания недоимок, пеней и иных предусмотренных законом санкций. При подаче такой декларации плательщик не ожидает вручения ему налоговым органом извещения об уплате налога, а уплачивает налог самостоятельно в установленный срок.

Примером может служить декларация (расчет налога), подаваемая плательщиками налога на прибыль предприятий и организаций. Согласно ст. 289 НК РФ налогоплательщики обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периодов представлять в налоговые органы налоговые декларации.

Суммы налога на прибыль, исчисленные самими плательщиками, вносятся ими в бюджет не позднее срока, установленного для подачи налоговых деклараций (ст. 287 второй части НК РФ).

С целью приблизить момент уплаты налога к моменту получения дохода устанавливают обязанность уплаты промежуточных (авансовых) взносов налога. Как правило, размер авансового платежа устанавливается исходя из суммы налога, уплаченного за предшествующий период. Например, организации уплачивают ежемесячные авансовые платежи по налогу на прибыль в размере одной третьей части суммы налога, уплаченной за предшествующий квартал (ст. 286 второй части РФ).

Размеры авансовых платежей могут определяться и на основе суммы налога, предполагаемой налогоплательщиком. Таким образом, например, рассчитывают сумму налога на доходы физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью: расчет сумм авансовых платежей на текущий налоговый период проводится налоговым органом на основании суммы предполагаемого дохода, указанного в налоговой декларации (п. 8 ст. 227 второй части НК РФ). По окончании отчетного периода проводится расчет фактической суммы налога. Авансовые платежи засчитываются в счет уплаты этой суммы. Недостающая сумма доплачивается, излишне уплаченная — вращается или засчитывается в счет предстоящих платежей по налогу.

Налогоплательщику всегда выгодно предположить меньший доход, чем он собирается получить в действительности. Этим он сохраняет деньги в обороте и получает дополнительный доход. В условиях инфляции выгода возникает и из-за того, что в более отдаленные сроки налог уплачивается уже «облегченными» деньгами.

Закон РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций» устанавливал определенные правила для аналогичной ситуации: разница между суммой, подлежащей внесению в бюджет, рассчитанной на основе фактически полученной прибыли, и авансовыми взносами налога рассматривалась как краткосрочный кредит, полученный плательщиками из бюджета. За пользование этим кредитом плательщик был обязан платить проценты, установленные Центральным банком Российской Федерации (абз. 3 п. 2 ст. 8).

В случае переплаты авансовых платежей по налогу на прибыль возвращаемая сумма также индексировалась. При этом возвращаемая из бюджета сумма не могла быть больше суммы авансовых взносов, уплаченных предприятием.

Уплата налога у источника дохода

В отличие от уплаты налога по декларации, где моменту уплаты налога предшествует момент получения дохода, при уплате налога у источника дохода последовательность взимания налога меняется. Налогоплательщик получает часть дохода за вычетом налога, рассчитанного и удержанного бухгалтерией предприятия или предпринимателем, производящим выплату. Для налогоплательщика этот способ уплаты налога представляется как автоматическое удержание, безналичный способ. Налоги, удержанные таким способом, называют также авансовыми налогами, так как налогоплательщик авансирует государство, уплачивая налог раньше, чем получил доход.

Кадастровый способ уплаты налога

Кадастр – это реестр, который устанавливает перечень типичных объектов (земель, доходов и т.п.), классифицируемых по внешним признакам, и определяет среднюю доходность объекта обложения.

В основу построения кадастра может быть положена какая-либо характеристика соответствующего объекта. Например, при построении земельного кадастра — вид земли (пашня, пастбища, леса и др.). Такой кадастр называется парцеллярным.

Другой вариант — когда за основу классификации берется какое-либо юридическое основание, например собственность лица на определенное имущество. Такой кадастр называется реальным. Так, реальный земельный кадастр отражает доходность земли, принадлежащей налогоплательщику, в целом, а не отдельных ее частей.

Другое деление кадастров на виды приводится в зависимость от объектов налогообложения. Выделяют домовый, земельный, промысловый и другие кадастры.

При взимании подушного (равного) налога роль кадастра выполняет список населения определенной территории.

В связи с изменением физического состояния имущества и его стоимости производится периодическое уточнение (актуализация) кадастра.

Особенность уплаты налога кадастровым способом состоит в тем что, поскольку имущество облагается на основе внешних признаков его предполагаемой доходности, момент уплаты налога никак не связан с моментом получения дохода. Поэтому для уплаты таких налогов устанавливаются фиксированные сроки их взноса. Например, земельный налог уплачивается двумя равными долями — 15 сентября и 15 ноября текущего года (ст. 17 Закона РФ от 11 октября 1991 г. № 1738-1 «О плате на землю» (с изм. и доп.)[2]). В те же сроки уплачивается налог на имущество физических лиц (п. 9 ст. 5 Закона РФ «О налогах на имущество физических лиц»).

Сроки уплаты налога

Существенным элементом юридического состава налога являются сроки уплаты налога. Они устанавливаются законом применительно к каждому налогу и сбору.

Срок уплаты налога может определяться календарной датой. Например, организации уплачивают налог на прибыль не позднее 30-го числа месяца, следующего за окончанием квартала. Таким способом определяются сроки уплаты регулярных налогов.

Сроки уплаты разовых налогов определяются истечением времени со дня события, которое обусловливает обязанность уплатить налог. Этот период может исчисляться годами, кварталами, месяцами, декадами, неделями или днями.

Так, налог на имущество, переходящее в порядке наследования, должен быть уплачен до истечения трех месяцев с момента оформления принятия наследства.

Этот же способ может применяться и для установления сроков уплаты регулярных налогов. К примеру, предприятия винно-водочной промышленности до введения НК РФ уплачивали акциз не позднее трех дней с даты реализации алкогольной продукции.

Наконец, уплата налога может быть приурочена к какому-либо событию или действию. Так, государственная пошлина уплачивается до подачи в суд искового заявления.

Налогоплательщик должен самостоятельно уплатить налог в срок, но в праве исполнить обязанность по уплате налога досрочно. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок, невнесенная сумма считается недоимкой, подлежащей взысканию в установленном законом порядке.

Порядок уплаты налога

Порядок уплаты налога – технические приемы внесения налогоплательщиком или фискальным агентом суммы налога в соответствующий бюджет (фонд).

Данный элемент юридического состава налога предполагает определение следующих положений.

Направление платежа, т.е. определение бюджета или внебюджетного фонда, в который уплачивается налог.

Средства уплаты налога. Как правило, налог уплачивается в национальной валюте. Налоговый кодекс Российской Федерации установил, что обязанность по уплате налога исполняется в валюте Российской Федерации (п. 3 ст. 45 части первой НК РФ).

Механизм платежа. Вопрос о механизме платежа (в безналичной или наличной форме, в кассу сборщика налога или на бюджетный счет через банк плательщика и т.п.), как правило, решается в законе, определяющем общие условия налогообложения. Однако при уплате некоторых платежей, например таможенных пошлин, может устанавливаться особый механизм уплаты (внесение на депозит причитающихся сумм, обеспечение уплаты залогом товаров и транспортных средств, гарантией третьего лица — ст. 122 ТК РФ).

Одной из разновидностей механизма платежа является приобретение марок акцизного сбора.

Законом РФ от 7 марта 1996 г. № 23-ФЗ «О внесении изменений и Закон Российской Федерации «Об акцизах» (с изм. и доп.)[3] в целях обеспечения полноты сбора акцизов и предотвращения нелегального ввоза и декларирования подакцизных товаров был установлен авансовый порядок взимания акцизов в форме продажи марок акцизного сбора установленного образца. Марки приобретались импортерами до момента ввоза товаров на территорию России, т.е. авансом. Реализация на территории России товаров, подлежащих маркировке, без наличия на них марок акцизного сбора была запрещена.

Множество форм внесения платежей предусматривал Закон РФ от 3 марта 1995 г. № 27-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в 3aкон Российской Федерации «О недрах» (с изм. и доп.)[4].

Так, платежи за право пользования недрами могли взиматься не только в денежной, но и в натуральной форме. В уплату могла быть засчитана часть объема добытого минерального сырья или иной производимой пользователем продукции. Сумма платежей могла быть погашена путем выполнения плательщиком определенных работ или предоставления услуг. Кроме того, платеж мог быть внесен путем выделения государству определенной доли в уставном фонде создаваемого горного предприятия.

Закон устанавливал ряд ограничений по реализации указанных возможностей.

Особенности контроля за уплатой налога. Хотя вопросы налогового контроля — предмет специальных законов о налоговой службе, в ряде случаев специфические вопросы контроля могут рассматриваться и в законах о конкретных налогах. Так, Закон РФ «О дорожных фондах Российской Федерации» определяет, что регистрация, перерегистрация или технический осмотр транспортных средств без предъявления квитанции или платежного поручения об уплате налога не проводятся, т. е. органам дорожно-патрульной службы вменено в обязанность проверять факт уплаты налога.

Источники:

http://businessman.ru/new-poryadok-i-sposoby-uplaty-nalogov.html
http://dengikupera.ru/biznes/poryadok-ischisleniya-naloga/
http://studopedia.ru/18_26494_poryadok-sposobi-i-sroki-uplati-naloga.html
http://poisk-ru.ru/s24607t4.html
http://lektsia.com/1x441a.html

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: