3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Специальный налоговый режим виды

Содержание

Специальный налоговый режим виды

Специальные налоговые режимы — это режимы налогообложения, при которых субъекты бизнеса получают возможность сократить документооборот и отчетность, уплачивая фактически один налог. Ставки и порядок уплаты, условия применения определяются в НК РФ и других федеральных и местных законах. В статье представлена краткая характеристика режимов в сводной таблице.

Специальные налоговые режимы 2018 года объединяют 5 основных спецрежимов, их список пока не изменился, хотя в ближайшее время он может пополниться так называемым налогом для самозанятых. Что такое специальные режимы налогообложения, какими нормами регулируются правоотношения, возникающие по поводу их применения, разберемся далее в статье.

Изначально при регистрации индивидуального предпринимателя или организации законодатель предусматривает применение общей системы налогообложения (ОСН или ОСНО). Для перехода на спецрежимы налогообложения потребуется решение субъекта бизнеса, оформленное в виде заявления в инспекцию ФНС по месту регистрации. О том, как написать такое заявление, мы рассказывали в статье «Уведомление о переходе на УСН». Подать заявление можно либо сразу же после регистрации, либо раз в год — до 31 декабря.

Специальный режим — это режим налогообложения, предусматривающий особый порядок подсчета и определения налога за определенный срок, в случаях и порядке, установленных фискальным законодательством. Специальные налоговые режимы кратко — это преференции для субъектов малого бизнеса, так как она предусматривает освобождение от части обязательных платежей.

По сути все они предусматривают уплату только одного обязательного платежа. Это существенно упрощает документооборот и отчетность предпринимателей и организаций, особенно субъектами бизнеса ценится возможность избежать налогообложения по НДС, так как это достаточно сложный в применении и расчете сбор в пользу государства.

Правовое регулирование специальных налоговых режимов опирается на положения Налогового кодекса РФ. Однако федеративное устройство нашего государства накладывает на правовое регулирование фискальной сферы свой отпечаток: регионам предоставлены определенные правомочия.

Сами спецрежимы не приобретают статус региональных, так как основные положения установлены на федеральном уровне. Однако Налоговый кодекс наделяет региональных законодателей правом определять для своего региона:

  • отрасли и виды деятельности, для которых устанавливаются спецрежимы;
  • размер налоговых отчислений;
  • условия применения налоговых льгот и т. п.

Так, региональные власти могут, в зависимости от конкретной ситуации на местах, корректировать общие положения, уточнять ставки (в случае с УСН) или виды деятельности и ставки (ЕНВД и ПСН).

Местные власти столицы, например, установили, что на территории города федерального значения ЕНВД не применяется вовсе. Поэтому чтобы применять соответствующую систему, необходимо изучить не только нормы НК РФ и федеральных законов, но и местных.

Таким образом, специальный налоговый режим — это система налогообложения, принципы которой кратко сформулированы в ст. 12 Налогового кодекса РФ. Понятие и виды специальных налоговых режимов даны в ст. 18 НК РФ. Далее рассмотрим виды спецрежимов, из описания которых станут понятны их суть, функции и задачи.

Далее представим специальные налоговые режимы, общая характеристика будет дана в сводной таблице после перечисления. Итак, полный перечень спецрежимов (полное и сокращенное наименование, принятое в нормативных актах и на практике):

  • система налогообложения (для сельскохозяйственных товаропроизводителей или единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН);
  • упрощенная система налогообложения (УСН);
  • единый налог на вмененный доход (ЕНВД);
  • система налогообложения при выполнении соглашения о разделе продукции (СРП);
  • патентная система налогообложения (ПСН).

Специальные налоговые режимы

Вашим коллегам были интересны эти материалы в последние три месяца:

Виды специальных налоговых режимов (далее СНР)

    СНР для субъектов малого бизнеса:
  • на основе упрощенной декларации;
  • на основе патента ;
  • н использованием фиксированного вычета.

  • СНР для крестьянских или фермерских хозяйств;
  • СНР для производителей сельскохозяйственной продукции, продукции аквакультуры и сельскохозяйственных кооперативов.
  • СНР для субъектов малого бизнеса

    Не вправе применять СНР для субъектов малого бизнеса налогоплательщики, осуществляющие следующие виды деятельности:

    • Производство подакцизных товаров;
    • Хранение и оптовая реализация подакцизных товаров;
    • Реализация бензина, дизельного топлива, мазута;
    • Организация и проведение лотерей;
    • Недропользователи;
    • Сбор и прием стеклопосуды;
    • Консультационные услуги;
    • Деятельность в области бухгалтерского учета и аудита и т.д.

    Сравнительная таблица по СНР для малого бизнеса

    В таблице указаны основные условия применения налоговых режимов, а так же общая информация по ведению учета, уплате налогов и составлению отчетности по каждому из специальных режимов для малого бизнеса.

    до 31.12.2019 — Нет

    • Освобождены от обязательного ведения

    ИП — освобождены от обязательного ведения

    ТОО – обязаны вести бухгалтерский учет

    Обязательно: наличие документов от поставщиков и заполнение «своих»

    Срок хранения – 5 лет

    Обязательное ведение налогового учета

    Заполнение налоговых регистров на основании первичных документов

    Срок представления налоговой отчетности

    До начала деятельности

    • если факт.доход больше заявленного – дополнительный расчет (доплата налогов)

    Отчет за полугодие (итоги и расчет налогов дважды в год)

    • до 15 числа второго месяца, следующего за полугодием

    Отчет за год (итоги и расчет налогов за календарный год)

    • до 31 марта следующего года

    * (доход — вычеты – доп.фикс.вычет)

    • предоплата (доплата в случае превышения заявленной суммы)
    • до 25 числа второго месяца, следующего за полугодием
    • до 10 апреля следующего года

    Налоги с дохода

    С заявленного дохода:

    торговля — 2% ИПН

    Налог с дохода 3% в т.ч.:

    Налогообложение по работникам

    Не начисляется социальный налог с доходов работников

    ТОО – Общий порядок

    ИП – Социальный налог с численности (2 МРП за ИП, 1 МРП за работника)

    Уплата социальных платежей и налогов за работников

    СНР на основе патента

    СНР на основе патента применяют индивидуальные предприниматели, которые:

    • не используют труд наемных работников;
    • предельный доход за год не превышает 3 528 МРП ( до 31.12.2018 года300 МЗП).

    ИП рассчитывают свои налоговые обязательства в форме 911.00 «Расчет стоимости патента». Форма сдается на предстоящий налоговый период — календарный год.

    Стоимость патента складывается из подлежащих к уплате индивидуального подоходного налога и социальных платежей.

    Индивидуальный подоходный налог исчисляется путем применения ставки налога к объекту налогообложения (Доход):

    2% для деятельности в сфере торговли (торговля по безналичному расчету 1%);

    1% для деятельности за исключением торговли.

    Уплата стоимости патента производится до представления расчета.

    Если сумма фактически полученного дохода за период превысит размер дохода, указанного в расчете, ИП представляет дополнительный расчет на сумму превышения и производит оплату налогов с этой суммы.

    Исчисление стоимости патента до 2018 года

    До 2018 года в соответствии со статьей 432 Налогового Кодекса РК от 10 декабря 2008 года № 99-IV применялся следующий порядок исчисления стоимости патента:

    к заявленному доходу применялась ставка 2%:

    • ½ за индивидуальный подоходный налог;
    • ½ за социальный налог.

    Индивидуальные предприниматели, работающие по патенту, с 2020 года обязаны будут использовать ККМ!

    СНР на основе упрощенной декларации

    Налоговый период составляет полугодие. Налогоплательщики, применяющие СНР на основе упрощенной декларации, осуществляют расчет налогов и обязательств и представляют их в декларации 910.00 «Упрощенная декларация для малого бизнеса».

    Налоги по упрощенной декларации исчисляются по ставке 3% к объекту налогообложения.

    Исчисленная сумма подлежит корректировке в сторону уменьшения в размере 1,5 % за каждого работника, если среднемесячная заработная плата составила у индивидуального предпринимателя – не менее 23-х кратного МРП, у юридических лиц – не менее 29 кратного МРП (до 31.12.2018 года: для ИП не менее 2МЗП, для ТОО не менее 2,5 МЗП).

    Исчисленная сумма налогов уплачивается следующим образом:

    • ½ от исчисленной суммы – индивидуальный подоходный налог (корпоративный подоходный налог);
    • ½ — социальный налог (за минусом суммы социальных отчислений).

    В декларации отображаются сведения по исчисленным суммам пенсионных взносов, социальных отчислений, отчислений на ОСМС за работников и за ИП.

    Уплата ИПН и социального налога производится до 25 числа второго месяца, следующего за отчетным:

    • За 1 полугодие — до 25 августа текущего года;
    • За 2 полугодие – до 25 февраля следующего года.

    Упрощенная декларация для малого бизнеса представляется в налоговые органы до 15 числа второго месяца, следующего за налоговым периодом:

    • За 1 полугодие — до 15 августа текущего года
    • За 2 полугодие – до 15 февраля следующего года.

    В конфигурации «Бухгалтерия 8 для Казахстана» реализовано автоматическое заполнение формы 910.00 «Упрощенная декларация для малого бизнеса».

    Форма расположена в разделе Отчеты — Регламентированные отчеты.

    Перед заполнением формы убедитесь, что в конфигурации выполнены соответствующие настройки.

    В регистре сведений Учетная политика (налоговый учет) на закладке Налоги, взносы, отчисления в строке Порядок расчета социального налога необходимо указать – Специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации для ИП (Юр лица). При выборе данного порядка расчета, социальный налог будет рассчитываться в форме 910.00 «Упрощенная декларация для малого бизнеса».

    Читать еще:  Транзитная торговля оформление учет налогообложение

    Условия применения СНР на основе упрощенной декларации до 2018 года

    До 2018 года в соответствии со статьей 433 Налогового Кодекса РК от 10 декабря 2008 года № 99-IV действовали следующие условия применения:

    Для индивидуальных предпринимателей:

    • Среднесписочная численность работников за период – до 25 человек (включая ИП);
    • Доход за период – 1 400 МЗП.

    Для юридических лиц:

    • Среднесписочная численность работников за период – до 50 человек;
    • Доход за период – 2 800 МЗП.

    СНР с использованием фиксированного вычета

    Вправе применять налогоплательщики, соответствующие следующим условиям:

    • Среднесписочная численность работников за период – до 50 человек;
    • Доход за период – 144 184 МРП (до 31.12.2018 года: 12 260 МЗП).

    Налоговым периодом является календарный год. Декларация представляется в срок до 31 марта года следующего за отчетным (ФНО 912.00).

    В соответствии со статьей 695 Налогового кодекса ставка налога составляет:

    • для юридических лиц — 20%
    • для производителей сельхоз. продукции и продукции аквакультуры – 10%
    • для индивидуальных предпринимателей — 10%

    Объектом налогообложения для СНР с использованием фиксированного вычета является сумма полученных доходов (с учетом корректировок) за минусом расходов, принимаемых к вычету.

    СНР для крестьянских или фермерских хозяйств

    Данный режим вправе применять крестьянские или фермерские хозяйства (далее – к/х или ф/х), при одновременном соответствии следующим условиям:

    • Осуществляют исключительно виды деятельности, на которые распространяется данный СНР;
    • Не являются плательщиками НДС;
    • Совокупная площадь земель сельскохозяйственного назначения не превышает пределов, установленных пунктом 2 статьи 702 НК РК.

    Налогоплательщики, применяющие СНР для к/х и ф/х производят уплату единого земельного налога.

    Объектом обложения для исчисления единого земельного налога является оценочная стоимость земельного участка. Исчисление налога производится по ставкам, установленным в статье 704 НК РК исходя из совокупной площади земельных участков.

    Налогоплательщики освобождаются от уплаты индивидуального подоходного налога, социального налога, платы за эмиссии в окружающую среду, земельного налога, налога на транспортные средства, налога на имущество.

    Плательщики единого земельного налога с 2018 года освобождены от уплаты социального налога.

    До 2018 года сумма социального налога исчислялась по ставке 20% от 1 МРП за каждого работника, а также за главу крестьянского или фермерского хозяйства.

    Уплата единого земельного налога и платы за пользование водными ресурсами поверхностных источников производятся:

    • суммы, исчисленные с 1 января до 1 октября — до 10 ноября текущего года;
    • суммы, исчисленные с 1 октября по 31 декабря – до 10 апреля следующего года.

    Уплата иных налогов и социальных платежей производится в общеустановленном порядке ( пункт 2 статьи 705 НК РК).

    С 2018 года плательщики единого земельного налога ежемесячно уплачивают социальные платежи и индивидуальный подоходный налог с доходов работников.

    Налоговый период составляет календарный год. Налогоплательщиками представляется декларация по форме 920.00 «Декларация для плательщиков единого земельного налога» до 31 марта года, следующего за отчетным.

    СНР для производителей сельскохозяйственной продукции, продукции аквакультуры (рыбоводства) и сельскохозяйственных кооперативов.

    Не вправе применять СНР юр. лица, имеющие структурные подразделения, дочерние организации, являющиеся аффилированными лицами других юридических лиц, применяющих СНР, нерезиденты.

    СНР не распространяется на деятельность по производству или переработке подакцизных товаров.

    Исчисленные суммы КПН или ИПН, социального налога, налога на имущество и налога на транспортные средства подлежат уменьшению на 70%.

    При условии ведения раздельного учета, налогоплательщики вправе относить в зачет дополнительную сумму НДС ( статья 411 НК РК).

    Уплата налогов в бюджет и представление отчетности производится в общеустановленном порядке.

    Особенности специальных налоговых режимов

    Виды специальных налоговых режимов (далее СНР)

      СНР для субъектов малого бизнеса:
  • На основе упрощенной декларации;
  • На основе патента;
  • С использованием фиксированного вычета.

  • СНР для крестьянских или фермерских хозяйств;
  • СНР для производителей сельскохозяйственной продукции, продукции аквакультуры и сельскохозяйственных кооперативов.
  • СНР для субъектов малого бизнеса

    Не вправе применять СНР для субъектов малого бизнеса налогоплательщики, осуществляющие следующие виды деятельности:

    • Производство подакцизных товаров;
    • Хранение и оптовая реализация подакцизных товаров;
    • Реализация бензина, дизельного топлива, мазута;
    • Организация и проведение лотерей;
    • Недропользователи;
    • Сбор и прием стеклопосуды;
    • Консультационные услуги;
    • Деятельность в области бухгалтерского учета и аудита и т.д.

    Сравнительная таблица по СНР для малого бизнеса

    В таблице указаны основные условия применения налоговых режимов, а так же общая информация по ведению учета, уплате налогов и составлению отчетности по каждому из специальных режимов для малого бизнеса.

    до 31.12.2019 — Нет

    • Освобождены от обязательного ведения

    ИП — освобождены от обязательного ведения

    ТОО – обязаны вести бухгалтерский учет

    Обязательно: наличие документов от поставщиков и заполнение «своих»

    Срок хранения – 5 лет

    Обязательное ведение налогового учета

    Заполнение налоговых регистров на основании первичных документов

    Срок представления налоговой отчетности

    До начала деятельности

    • если факт.доход больше заявленного – дополнительный расчет (доплата налогов)

    Отчет за полугодие (итоги и расчет налогов дважды в год)

    • до 15 числа второго месяца, следующего за полугодием

    Отчет за год (итоги и расчет налогов за календарный год)

    • до 31 марта следующего года

    * (доход — вычеты – доп.фикс.вычет)

    • предоплата (доплата в случае превышения заявленной суммы)
    • до 25 числа второго месяца, следующего за полугодием
    • до 10 апреля следующего года

    Налоги с дохода

    С заявленного дохода:

    торговля — 2% ИПН

    Налог с дохода 3% в т.ч.:

    Налогообложение по работникам

    Не начисляется социальный налог с доходов работников

    ТОО – Общий порядок

    ИП – Социальный налог с численности (2 МРП за ИП, 1 МРП за работника)

    Уплата социальных платежей и налогов за работников

    СНР на основе патента

    СНР на основе патента применяют индивидуальные предприниматели, которые:

    • не используют труд наемных работников;
    • предельный доход за год не превышает 3 528 МРП ( до 31.12.2018 года300 МЗП).

    ИП рассчитывают свои налоговые обязательства в форме 911.00 «Расчет стоимости патента». Форма сдается на предстоящий налоговый период — календарный год.

    Стоимость патента складывается из подлежащих к уплате индивидуального подоходного налога и социальных платежей.

    Индивидуальный подоходный налог исчисляется путем применения ставки налога к объекту налогообложения (Доход):

    2% для деятельности в сфере торговли (торговля по безналичному расчету 1%);

    1% для деятельности за исключением торговли.

    Уплата стоимости патента производится до представления расчета.

    Если сумма фактически полученного дохода за период превысит размер дохода, указанного в расчете, ИП представляет дополнительный расчет на сумму превышения и производит оплату налогов с этой суммы.

    Исчисление стоимости патента до 2018 года

    До 2018 года в соответствии со статьей 432 Налогового Кодекса РК от 10 декабря 2008 года № 99-IV применялся следующий порядок исчисления стоимости патента:

    к заявленному доходу применялась ставка 2%:

    • ½ за индивидуальный подоходный налог;
    • ½ за социальный налог.

    СНР на основе упрощенной декларации

    Налоговый период составляет полугодие. Налогоплательщики, применяющие СНР на основе упрощенной декларации, осуществляют расчет налогов и обязательств и представляют их в декларации 910.00 «Упрощенная декларация для малого бизнеса».

    Налоги по упрощенной декларации исчисляются по ставке 3% к объекту налогообложения.

    Исчисленная сумма подлежит корректировке в сторону уменьшения в размере 1,5 % за каждого работника, если среднемесячная заработная плата составила у индивидуального предпринимателя – не менее 23-х кратного МРП, у юридических лиц – не менее 29 кратного МРП (до 31.12.2018 года: для ИП не менее 2МЗП, для ТОО не менее 2,5 МЗП).

    Исчисленная сумма налогов уплачивается следующим образом:

    • ½ от исчисленной суммы – индивидуальный подоходный налог (корпоративный подоходный налог);
    • ½ — социальный налог (за минусом суммы социальных отчислений).

    В декларации отображаются сведения по исчисленным суммам пенсионных взносов, социальных отчислений, отчислений на ОСМС за работников и за ИП.

    Уплата ИПН и социального налога производится до 25 числа второго месяца, следующего за отчетным:

    • За 1 полугодие — до 25 августа текущего года;
    • За 2 полугодие – до 25 февраля следующего года.

    Упрощенная декларация для малого бизнеса представляется в налоговые органы до 15 числа второго месяца, следующего за налоговым периодом:

    • За 1 полугодие — до 15 августа текущего года
    • За 2 полугодие – до 15 февраля следующего года.

    Условия применения СНР на основе упрощенной декларации до 2018 года

    До 2018 года в соответствии со статьей 433 Налогового Кодекса РК от 10 декабря 2008 года № 99-IV действовали следующие условия применения:

    Для индивидуальных предпринимателей:

    • Среднесписочная численность работников за период – до 25 человек (включая ИП);
    • Доход за период – 1 400 МЗП.

    Для юридических лиц:

    • Среднесписочная численность работников за период – до 50 человек;
    • Доход за период – 2 800 МЗП.

    СНР с использованием фиксированного вычета

    Вправе применять налогоплательщики, соответствующие следующим условиям:

    • Среднесписочная численность работников за период – до 50 человек;
    • Доход за период – 144 184 МРП (до 31.12.2018 года: 12 260 МЗП).

    Налоговым периодом является календарный год. Декларация представляется в срок до 31 марта года следующего за отчетным (ФНО 912.00).

    В соответствии со статьей 695 Налогового кодекса ставка налога составляет:

    • для юридических лиц — 20%
    • для производителей сельхоз. продукции и продукции аквакультуры – 10%
    • для индивидуальных предпринимателей — 10%

    Объектом налогообложения для СНР с использованием фиксированного вычета является сумма полученных доходов (с учетом корректировок) за минусом расходов, принимаемых к вычету.

    СНР для крестьянских или фермерских хозяйств

    Данный режим вправе применять крестьянские или фермерские хозяйства (далее – к/х или ф/х), при одновременном соответствии следующим условиям:

    • Осуществляют исключительно виды деятельности, на которые распространяется данный СНР;
    • Не являются плательщиками НДС;
    • Совокупная площадь земель сельскохозяйственного назначения не превышает пределов, установленных пунктом 2 статьи 702 НК РК.
    Читать еще:  Хранение монет в домашних условиях

    Налогоплательщики, применяющие СНР для к/х и ф/х производят уплату единого земельного налога.

    Объектом обложения для исчисления единого земельного налога является оценочная стоимость земельного участка. Исчисление налога производится по ставкам, установленным в статье 704 НК РК исходя из совокупной площади земельных участков.

    Налогоплательщики освобождаются от уплаты индивидуального подоходного налога, социального налога, платы за эмиссии в окружающую среду, земельного налога, налога на транспортные средства, налога на имущество.

    СНР для производителей сельскохозяйственной продукции, продукции аквакультуры (рыбоводства) и сельскохозяйственных кооперативов.

    Не вправе применять СНР юр. лица, имеющие структурные подразделения, дочерние организации, являющиеся аффилированными лицами других юридических лиц, применяющих СНР, нерезиденты.

    СНР не распространяется на деятельность по производству или переработке подакцизных товаров.

    Исчисленные суммы КПН или ИПН, социального налога, налога на имущество и налога на транспортные средства подлежат уменьшению на 70%.

    При условии ведения раздельного учета, налогоплательщики вправе относить в зачет дополнительную сумму НДС ( статья 411 НК РК).

    Уплата налогов в бюджет и представление отчетности производится в общеустановленном порядке.

    Особенности применения специальных налоговых режимов

    Зачастую малому бизнесу выгоднее применять не общую систему налогообложения, а специальные налоговые режимы. Какие условия должны соблюдаться, чтобы компания могла перейти на УСН, ЕНВД или ЕСХН? Можно ли совмещать разные режимы? От чего зависят ставки налога? Об этом и многом другом рассказывает замначальника отдела налогообложения юридических лиц УФНС по г. Севастополю Инна Валентиновна Лебах.

    Понятие специальных налоговых режимов прописано в ст. 18 НК РФ. Они предусматривают особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов. К специальным налоговым режимам относятся:

    • система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (ЕСХН);
    • упрощенная система налогообложения (УСН);
    • система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД);
    • патентная система налогообложения (ПСН).

    Кто может применять спецрежимы

    УСН, ЕНВД и ЕСХ могут применять как юридические лица, так и индивидуальные предприниматели, а вот патент предназначен только для предпринимателей. Если общая система налогообложения (ОСНО) распространяется на всех налогоплательщиков, то для применения спецрежимов должны соблюдаться определенные критерии.

    Спецрежимы ориентированы в основном на малый бизнес. Относится ли компания к малым или микропредприятиям, зависит от ряда параметров: структуры уставного капитала, средней численности персонала, некоторых показателей (основные фонды, выручка, размер помещений и пр.).

    Организация может применять УСН, если выполняются следующие условия:

    • Компания не является бюджетным или казенным учреждением, участником соглашения о разделе продукции, банком, страховщиком, ломбардом, профучастником рынка ценных бумаг, инвестиционным фондом или НПФ.
    • Компания не занимается игорным бизнесом, производством подакцизных товаров, а также добычей полезных ископаемых.
    • Доля участия других организаций в ее уставном капитале в совокупности не превышает 25 %, бухгалтерская остаточная стоимость основных средств не превышает 100 млн рублей.
    • Средняя численность сотрудников за год не превышает 100 человек.
    • Доходы за 9 месяцев года, предшествующего году, с которого организация собирается начать применять УСН, не превышают 45 млн рублей без НДС с учетом коэффициента-дефлятора, в 2015 году — 51,615 млн рублей (45 млн × 1,147). Общая сумма доходов за каждый год, в котором организация применяет УСН, не должна превышать 60 млн рублей с учетом коэффициента-дефлятора. За весь период применения УСН в 2015 году это 68,82 млн рублей, а в течение 2016 года выручка компании (предпринимателя) не должна превысить 79,74 млн рублей (60 млн × 1,329).

    ЕСХН предъявляет особые требования к выручке предприятий: доля дохода от реализации произведенной сельхозпродукции в общем доходе от реализации должна быть не менее 70 %. При этом пределов ни по выручке, ни по численности нет. Исключение — рыбохозяйственные организации, для которых численность работников не должна превышать 300 человек.

    При использовании ЕНВД, в отличие от УСН, нет ограничений по величине выручки. Но есть другие условия:

    • Если компания занимается розничной торговлей через магазин или павильон, площадь торгового зала не должна превышать 150 квадратных метров.
    • Средняя численность за предшествующий календарный год не может превышать 100 человек.

    Кроме того, ЕНВД, в отличие от УСН, применим к строго ограниченному перечню видов деятельности (см. п. 2 ст. 346.26 НК РФ).

    От чего зависит ставка УСН?

    Налогоплательщики на УСН вправе самостоятельно выбирать объект налогообложения и ставку:

    • доходы по ставке 6 %;
    • доходы, уменьшенные на величину расходов, по ставке 15 %.

    Первый вариант отличается простотой учета. Датой получения доходов считается день поступления денежных средств на счета в банках и (или) в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав, а также погашения задолженности (оплаты) налогоплательщику иным способом (кассовый метод).

    Во втором варианте доходы определяются также по кассовому методу. Расходами признаются затраты после их фактической оплаты. При этом расходы должны быть документально подтверждены и строго соответствовать закрытому перечню согласно ст. 346.16 НК РФ.

    При применении УСН 15 % учитывается минимальный налог 1 % от суммы поступивших доходов. Он уплачивается в том случае, когда рассчитанная сумма налога 15 % в итоге получается меньше суммы рассчитанного минимального налога 1 % от суммы доходов.

    Бухгалтеру на заметку

    Низкая ставка с оборота выгодна при высокорентабельной деятельности. Ставка же 15 % с разницы между доходами и расходами предпочтительна для менее рентабельных видов деятельности. Целесообразность применения спецрежимов также зависит от количества наемных сотрудников и их фонда оплаты труда. Подробнее

    Особенности перехода на спецрежимы

    Перейти на УСН либо ЕСХН можно с начала календарного года, для вновь созданных налогоплательщиков — с даты постановки на учет. ЕНВД можно начать применять с любого момента.

    Предприятия могут вести одновременно несколько видов предпринимательской деятельности, комбинируя при этом разные налоговые режимы. Нормами разрешено совмещение общей системы налогообложения с ЕНВД (п. 7 ст. 346.26 НК РФ). При этом если организация применяет УСН, перейти по некоторым видам своей деятельности на ЕНВД она может только с начала календарного года. Для этого необходимо подать заявление о постановке на учет в качестве плательщика ЕНВД в течение пяти дней со дня начала применения системы налогообложения.

    А вот совмещение общей системы и УСН запрещено нормой (п. 2 ст. 346.11 НК РФ). Нельзя также одновременно применять общую систему и ЕСХН (п. 3 ст. 346.1 НК РФ), а также совмещать УСН и ЕСХН (пп. 13 п. 3 ст. 346.12 НК РФ).

    Объект налогообложения УСН может быть изменен с начала налогового периода, если налогоплательщик уведомит об этом налоговый орган до 31 декабря года, предшествующего году, в котором налогоплательщик хочет изменить объект налогообложения (п. 2 ст. 346.14 НК РФ).

    Региональные особенности

    Практически все спецрежимы имеют свои региональные особенности. Так, для севастопольских налогоплательщиков Законом города Севастополя от 03.02.2015 № 110-ЗС на 2015–2016 годы установлены налоговые ставки УСН в размере 3 и 7 % соответственно, для плательщиков ЕСХН — в размере 0,5 %.

    Для отдельных категорий налогоплательщиков, применяющих УСН и выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, с 01.01.2015 установлена налоговая ставка в размере 5 % (Закон г. Севастополя от 14.11.2014 № 77-ЗС), для патентной системы налогообложения — в размере 1 % (Закон г. Севастополя от 14.08.2014 № 57-ЗС). Ставки для спецрежима в виде ЕНВД прописаны в Законе г. Севастополя от 26.11.2014 № 85-ЗС.

    Все вышеперечисленные законы можно найти в региональном блоке сайта ФНС. Информация управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации является составной частью разделов федерального уровня. Чтобы ознакомиться с информацией по своему региону, необходимо выбрать его в «шапке» официального интернет-сайта «Ваш регион», например, «92 город Севастополь». После этого на главной странице сайта в адресной строке отразится www.nalog.ru/r92/. В этом случае налогоплательщику будет доступна к просмотру не только информация федерального уровня, но и информация, имеющая региональные особенности.

    В соответствующих разделах сайта можно ознакомиться с новостями, региональными особенностями налогового законодательства, с графиками проведения семинаров, а также справочной информацией, касающейся работы районных инспекций, и найти много другой полезной информации. На сайте функционирует 39 электронных сервисов — как информационных, так и интерактивных и транзакционных. Обратившись к ним, можно не только ознакомиться с действующим налоговым законодательством, но и проверить надежность контрагентов, получить доступ к «Личному кабинету», подать отчетность, задать вопрос, относящийся к компетенции службы, провести сверку по налоговым обязательствам.

    Предпочтения севастопольских налогоплательщиков при выборе системы налогообложения

    По состоянию на 1 сентября 2015 года в ЕГРЮЛ по г. Севастополю включено 8,8 тысячи юридических лиц. Среди них соотношение предпочитающих общую систему налогообложения и спецрежимы — примерно 50 на 50. А вот «спецрежимники» в основном выбирают для себя УСН. ЕНВД в Севастополе не пользуется популярностью, на сегодняшний день эту систему налогообложения применяют 166 юридических лиц. Из общего числа организаций, перешедших на спецрежимы, ЕСХН выбрали только 19.

    Универсального способа для определения самого выгодного налогового режима нет. Каждый налогоплательщик самостоятельно делает выбор и просчитывает экономический эффект с учетом особенностей финансово-хозяйственной деятельности. Поэтому прежде чем перейти на спецрежим с общей системы налогообложения либо избрать специальный налоговый режим с даты постановки на учет, я рекомендую ознакомиться с положениями НК РФ, а также использовать информацию, размещенную на официальном сайте ФНС России в разделах «Действующие в РФ налоги и сборы» и «Специальные налоговые режимы».

    Специальные налоговые режимы: виды и краткая характеристика

    На данный период времени, в соответствии со ст.18 НК РФ:

    Читать еще:  Поездка с ребенком в грузию документы

    «Специальным налоговым режимом признается особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени…».

    Специальный налоговый режим налогообложения устанавливается налоговым законодательством, но в то же время регулируется и неналоговым законодательством, например законодательством о свободных экономических зонах, об инвестиционной деятельности при разделе продукции, и другими отраслями законодательства.

    1) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единого сельскохозяйственного налога)

    Представляет собой систему налогообложения для организаций и индивидуальных предпринимателей, являющихся сельхозпроизводителями. Объектом налогообложения признаются доходы, уменьшенные на величину расходов.

    В общем случае организации, начисляющие единый сельхозналог, освобождаются от налога на прибыль и налога на имущество. Индивидуальные предприниматели — от НДФЛ и налога на имущество физлиц. Кроме того, и те и другие не платят налог на добавленную стоимость (за исключением НДС при импорте).

    Организации, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели, переведенные на уплату налога, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации о пенсионном обеспечении.

    Налоговой базой признается сопоставимая по кадастровой стоимости площадь сельскохозяйственных угодий, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 346.3 НК РФ.

    Налоговым периодом признается квартал. Ставка налога составляет 6 процентов. Чтобы рассчитать размер налога, нужно определить налоговую базу, то есть разность между доходами и расходами, и умножить ее на 6 процентов. Налоговая база рассчитывается нарастающим итогом с начала налогового периода, который равен одному календарному году. Иным словами, базу определяют в течение периода с 1 января по 31 декабря текущего года, затем расчет налоговой базы начинается с нуля.

    Отчитываться по единому сельскохозяйственному налогу нужно один раз в год. Декларацию необходимо предоставить не позднее 31 марта года, следующего за налоговым периодом. Отчетность по итогам полугодия не предусмотрена.

    2) Упрощенная система налогообложения (УСН)

    Главой 26.2 НК РФ установлена упрощенная система налогообложения (УСН), применяется организациями и ИП наряду с иными режимами налогообложения, переход к УСН или возврат к иным режимам налогообложения осуществляется добровольно при подаче заявления в период с 1 октября по 30 ноября, если по итогам 9 месяцев доходы, определяемые в соответствии со ст.248 НК РФ, не превысили 15 млн. руб.

    В связи с применением УСНО, налогоплательщики освобождается от уплаты следующих налогов:

    · организации: от налога на прибыль организаций; налога ни имущество организаций; НДС (кроме налога, уплачиваемого в соответствии с договором простого товарищества (договором о совместной деятельности));

    · индивидуальные предприниматели: налог на доходы физических лиц; налог на имущество физических лиц; НДС (кроме налога, уплачиваемого в соответствии с договором простого товарищества (договором о совместной деятельности)).

    Производят уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством РФ. Для применяющих УСН, сохраняются действующие порядок ведения кассовых операций и порядок представления статистической отчетности, они не освобождаются от исполнения обязанностей налоговых агентов, предусмотренных НК РФ.

    Не вправе применять упрощенную систему налогообложения:

    · организации, имеющие филиалы и (или) представительства;

    · негосударственные пенсионные фонды;

    · профессиональные участники рынка ценных бумаг;

    · организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров, а также добычей и реализацией полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых;

    · организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся игорным бизнесом;

    · нотариусы, занимающиеся частной практикой;

    · организации, у которых стоимость амортизируемого имущества, находящегося в их собственности, превышает 100 млн. рублей.

    Объектом налогообложения признаются:

    Б) доходы, уменьшенные на величину расходов.

    Если объектом налогообложения являются доходы, то налоговой базой признается денежное выражение доходов организации или ИП, налоговая ставка устанавливается в размере 6 процентов. Если доходы, уменьшенные на величину расходов, налоговой базой признается денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов и налоговая ставка – 15%.

    Налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года (ст.346.19).

    Налогоплательщики обязаны вести налоговый учет показателей своей деятельности, необходимых для исчисления налоговой базы и суммы налога, на основании книги учета доходов и расходов.

    3) Единый налог на вмененный доход — ЕНВД.

    Главой 26.3 НК РФ установлена система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД).

    Данная система налогообложения применяется для отдельных видов деятельности: бытовые услуги, автотранспортные услуги, розничная торговля, общественное питание и т.п.

    Налоговой базой для исчисления суммы единого налога признается величина вмененного дохода, рассчитываемая как произведение базовой доходности, исчисленной за налоговый период, и величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности.

    Вмененный доход — потенциально возможный доход налогоплательщика единого налога, рассчитываемый с учетом совокупности факторов, непосредственно влияющих на получение указанного дохода, и используемый для расчета величины единого налога по установленной ставке;

    Базовая доходность — условная месячная доходность в стоимостном выражении на ту или иную единицу физического показателя, характеризующего определенный вид предпринимательской деятельности в различных сопоставимых условиях, которая используется для расчета величины вмененного дохода;

    Корректирующие коэффициенты базовой доходности — коэффициенты, показывающие степень влияния того или иного фактора на результат предпринимательской деятельности, осуществляемой на основе свидетельства об уплате единого налога,

    Уплата организациями ЕНВД предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций (в отношении прибыли, полученной от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), налога на имущество организаций (используемого для ведения предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), налога на доходы физических лиц (полученных от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), налога на имущество физических лиц (используемого для осуществления предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с НК РФ при ввозе товаров на таможенную территорию РФ.

    Налогоплательщики ЕНВД уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством РФ.

    Объектом налогообложения для применения единого налога признается вмененный доход налогоплательщика (ст.346.29).

    Уплата производится не позднее 25-го числа первого месяца следующего налогового периода. Налоговым периодом по единому налогу признается квартал (ст.346.30). Ставка единого налога устанавливается в размере 15 процентов величины вмененного дохода (ст.346.31).

    4) Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции

    Особенностью данного специального налогового режима является то, что его применение не предусматривает введения какого-либо налога и установления его элементов. Нормы главы 26.4 НК РФ определяют лишь особый порядок учета доходов и расходов при уплате налогов и сборов, относящихся к общему режиму налогообложения.

    Глава 26.4 НК РФ введена в действие с 1 января 2004 года, до этого все налоговые отношения по соглашениям о разделе продукции (далее СРП) регулировались Федеральным Законом № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции»

    Налогоплательщиками и плательщиками сборов, уплачиваемых при применении специального налогового режима, установленного главой 26.4 НК РФ, признаются организации, являющиеся инвесторами соглашения в соответствии с вышеуказанным законом № 225-ФЗ.

    Налогообложение при СРП предполагает замену уплаты части налогов и сборов, установленных российским налоговым законодательством, разделом произведенной продукции в соответствии с условиями соглашения. Но по договоренности возможна уплата в денежной форме.

    Главой 26.4 НК РФ предусмотрено применение двух вариантов раздела продукции.

    Согласно первому — традиционному (обычному) варианту происходит раздел как произведенной продукции, так и прибыльной. Доля инвестора в произведенной продукции для возмещения его затрат не должна превышать 75%, а при добыче на континентальном шельфе — 90% общего объема произведенной продукции.

    Второй вариант раздела продукции – прямой- используется реже, в качестве исключения. При этом пропорции раздела определяются в зависимости от геолого-экономической и стоимостной оценки участка недр, а также показателей технико-экономического обоснования соглашения. При этом доля инвестора не должна превышать 68% от произведенной продукции, а доля государства должна быть не ниже 32%.

    При первом варианте соглашения инвестор уплачивает следующие налоги и сборы:

    · налог на прибыль организаций;

    · налог на добычу полезных ископаемых;

    · платежи за пользование природными ресурсами;

    · плату за негативное воздействие на окружающую среду;

    · плату за пользование водными объектами;

    При этом установлено, что суммы указанных выше налогов, за исключением налога на прибыль организаций и налога на добычу полезных ископаемых, должны в дальнейшем быть возмещены инвестору в составе возмещаемых расходов.

    Вместе с тем, налогоплательщик может быть освобожден от уплаты региональных и местных налогов и сборов по решению соответствующего законодательного или представительного органа государственной власти или представительного органа местного самоуправления.

    Второй вариант раздела продукции предполагает уплату налогоплательщиком следующих налогов и платежей:

    · плату за негативное воздействие на окружающую среду;

    Второй вариант раздела продукции, в отличие от первого, уже не предусматривает возмещение уплаченных налогов. Аналогично, как и при традиционном разделе продукции, инвестор может быть освобожден от уплаты региональных и местных налогов, если законодательные органы субъекта РФ и местного самоуправления примут соответствующие решения.

    Налоговой базой для тех налогов, которые подлежат уплате при выполнении СРП, признается денежное выражение подлежащей налогообложению прибыли. По каждому соглашению она определяется раздельно и исчисляется по итогам каждого отчетного периода. НК РФ установлено, что в случае, если налоговая база является для соответствующего налогового периода отрицательной величиной, она признается равной нулю. При этом налогоплательщик имеет право уменьшить налоговую базу на величину полученной отрицательной величины в последующие налоговые периоды в течение 10 лет, но не более срока действия соглашения.

    Особенностью СРП является то, что выездной налоговой проверкой может быть охвачен любой период в течение срока действия соглашения с учетом положений статьи 87 НК РФ, запрещающих проведение повторных проверок.

    Источники:

    http://corpmsp.ru/pres_slujba/news_msp/spetsialnye_nalogovye_rezhimy/
    http://pro1c.kz/articles/spetsialnye-nalogovye-rezhimy/spetsialnye-nalogovye-rezhimy/
    http://business.gov.kz/ru/taxes-and-law/special-tax-regimes-features.php
    http://kontur.ru/articles/2876
    http://lektsii.org/7-51766.html

    Ссылка на основную публикацию
    Статьи c упоминанием слов:

    Adblock
    detector