Прогрессивные пропорциональные и регрессивные налоги примеры
Прогрессивные, пропорциональные и регрессивные налоги
Налоги могут быть прогрессивными, пропорциональными и регрессивными. Такое деление базируется на соотношении между налоговой ставкой и доходом (или другим объектом налогообложения):
— прогрессивный налог – налог, ставка которого возрастает по мере увеличения объекта налогообложения;
— регрессивный налог – налог, ставка которого понижается по мере увеличения объекта налогообложения;
— пропорциональный налог – налог, ставка которого остается неизменной, независимой от размера объекта налогообложения.
При прогрессивном налогообложении бремя налогов в большей степени ложится на богатых, при регрессивном и пропорциональном — тяжелее ударяет по бедным. Именно поэтому многие экономисты выступают против введённой в России единой ставки налога на доходы с физических лиц.
Совокупность взимаемых государством налогов, платежей, а также формы и методы их построения образуют все элементы налоговой системы. Как правило, она строится по формуле: ядро плюс специальные и целевые налоги. Ядро представляет собой несколько наиболее крупных налогов на те объекты, которые выражают конечные финансовые результаты производственно-хозяйственной деятельности. Оно обеспечивает основную массу денежных доходов государства. Специальные налоги учитывают наличие разнообразных второстепенных доходных объектов, они дополняют функциональные возможности ядра налоговой системы.
Источником инноваций в западных странах наряду с государством выступают транснациональные корпорации. Так, например, совокупная величина научных расходов ТНК — мировых лидеров составляет: «Дженерал Моторс» — USD 8,2, «Форд» — 6,3, «Сименс» — 4,47, ИБМ — 4,3, «Хитачи» — 3,65, а в расчете на одного занятого — «Майкрософт» — 87 тыс., «Интел» — более 35 тыс.
К сожалению, как показала практика, в современных российских условиях не срабатывает традиционное рыночное саморегулирование, призванное побуждать товаропроизводителей широко использовать инновации. Экономическая специфика научных и инновационных организаций определяется следующими признаками.
Во-первых, в отличие от основной массы предприятий, в расходах научных и инновационных организаций наибольший удельный вес (от 50 до 80%) занимают расходы на оплату труда, а следовательно, и на уплату единого социального налога (ЕСН).
Во-вторых, инновационная продукция обладает большой добавочной стоимостью, и в совокупной налоговой нагрузке этих организаций велика доля налога на добавленную стоимость (НДС). В этой связи применение действующих ставок этих двух налогов для данной категории налогоплательщиков является одним из основных факторов сдерживания их развития.
Очевидно, что довольно значимой проблемой для научных и инновационных организаций является высокий уровень совокупной налоговой нагрузки (особенно с учетом налога на прибыль, налога на имущество организаций и земельного налога).
В мировой практике инструмент налоговых льгот не рассматривается самодостаточным для регулирования инновационных процессов, он встроен в систему мер, таких, как прямое бюджетное финансирование, гранты государственные и частные, создание государственных корпораций с государственным участием, субсидирование процентных ставок, амортизационная политика, таможенные преференции, государственные гарантии, государственный заказ.
Как показывает зарубежный опыт, между уровнем налогообложения и склонностью к предпринимательству вообще, инновационному в частности наблюдается прямая зависимость.
Учитывая складывавшиеся в отечественной инновационной практике в течение многих лет условия, базовыми структурными единицами национальной инновационной системы выступают следующие организации: вузы, НИИ (отраслевые и академические), рационализаторы, организации — потребители инновационной продукции, венчурные компании, малые инновационные предприятия, кредитные организации, страховые компании, патентные бюро и др.
С этих позиций налоговое стимулирование инновационной деятельности будет рассмотрено как с точки зрения непосредственных участников инновационного процесса, так и с точки зрения компаний, формирующих «среду» для инновационного развития: к последним, в частности, относятся кредитные организации, страховые компании, патентные бюро и др.
НДС
Не подлежат обложению НДС операции по выполнению организациями научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, относящихся к созданию новых продукции и технологий или к усовершенствованию производимой продукции и технологий, если в состав научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ включаются следующие виды деятельности:
— разработка конструкции инженерного объекта или технической системы;
— разработка новых технологий, т.е. способов объединения физических, химических, технологических и других процессов с трудовыми процессами в целостную систему, производящую новую продукцию (товары, работы, услуги);
— создание опытных, т.е. не имеющих сертификата соответствия, образцов машин, оборудования, материалов, обладающих характерными для нововведений принципиальными особенностями и непредназначенных для реализации третьим лицам, их испытание в течение времени, необходимого для получения данных, накопления опыта и отражения их в технической документации (пп. 16.1 п. 3 ст. 149 НК РФ).
Кроме того, согласно пп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежит (освобождается) налогообложению реализация исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для электронных вычислительных машин, базы данных, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), а также прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора.
Указанная льгота ориентирована на реализацию конечного результата инновационной деятельности — патента, товарного знака и т.п. Непосредственно же для инноваций она не представляет ценности.
Более того, льгота эта таит в себе существенные риски потерь для бюджетной системы Российской Федерации, так как лицензионные договоры на право использования объектов интеллектуальной собственности широко применяются в схемах налоговой оптимизации. Помимо указанной льготы по налогу на добавленную стоимость, выплаты в виде роялти по соглашению со многими странами не облагаются налогом у источника — вне зависимости от страны регистрации получателя роялти.
Прогрессивный налог. Что такое прогрессивная и пропорциональная шкала налогообложения
Налоги — это обязательные платежи физических и юридических лиц государству. Различают пропорциональную и прогрессивную систему налогообложения.
При прогрессивной ставке люди с более высокими доходами платят налог по более высокой ставке. Так, в США федеральный налог на доходы физических лиц составляет от 10% до 39,6% — богатые платят больше, чем бедные.
При пропорциональной системе — плоской шкале налогообложения — ставка налога остается одинаковой при любом доходе. Например, в России налог на доходы физических лиц составляет 13% независимо от заработка.
Пропорциональный налог. Плоская шкала налогообложения
Пропорциональный налог означает, что каждый платит в казну одинаковый процент от доходов, независимо от уровня этих доходов.
Пример: при ставке налога в 13% российский налогоплательщик с доходом в 100 000 рублей платит в казну 13 000 рублей. Гражданин с доходом в 10 000 000 рублей платит 1 300 000 рублей в виде налога. Ставка налога фиксированная — она не меняется.
Одно из преимуществ фиксированной ставки — простота и удобство расчета, ведь налог всегда одинаковый. Другое преимущество — у граждан всегда есть мотивация зарабатывать больше — налог не станет больше, если человек увеличит доходы. (При прогрессивной ставке небольшое увеличение доходов может существенно увеличить налог, и человек в итоге станет беднее, а не богаче.)
Сторонники левых взглядов считают плоскую шкалу налогообложения несправедливой. По их мнению, богатые должны нести большую налоговую нагрузку — у них следует изымать сверхдоходы и распределять на нужды всего общества.
Прогрессивный налог. Примеры стран с прогрессивным налогообложением
Прогрессивный налог означает, что его ставка повышается вместе с ростом доходов. Чем выше заработок — тем больше процент, который забирает себе государство. Прогрессивное налогообложение используется главным образом для налогообложения физических лиц.
Например, в Англии с доходов до 46 000 фунтов в год гражданин платит налог в 20%, с доходов от 46 000 до 150 000 фунтов — 40%, а с доходов более 150 тысяч фунтов — 45%.
Главным преимуществом прогрессивной ставки считается то, что основное налоговое бремя ложится на богатых, а бедные платят меньше налогов. Происходит более активное перераспределение доходов.
Примеры стран с прогрессивной системой налогообложения: США, Великобритания, Германия, Франция, Китай и другие.
В России периодически звучат призывы к введению прогрессивного налога. Например, в 2018 году законопроект о прогрессивной ставке НДФЛ внесла в Госдуму группа депутатов-коммунистов во главе с Геннадием Зюгановым. Правительство РФ дало отрицательное заключение на этот законопроект, отметив, что введение с 2001 года 13-процентного налога привело к росту поступлений в бюджет.
«Не надо трогать налог, который нормально работает и собирается, увеличение ставки, прогрессия приведет к тому, что начнут задумываться как обойти, плоская шкала 13% налога вполне конкурентоспособна», — объяснял в 2018-м году министр финансов РФ Антон Силуанов (цитата по РИА Новости).
Регрессивный налог. Косвенные налоги и регрессивная система
Регрессивный налог означает, что ставка снижается при увеличении дохода или иной налогооблагаемой величины.
Простейший пример — фиксированный подушный налог, который все платят в равном размере. Получается, что для богатого это меньший процент от доходов, для бедного — больший процент. Поскольку такие налоги проще всего рассчитывать и взимать, их активно использовали в прошлом. В России подушная подать была введена при Петре I (80 копеек с души в год) и отменена при Александре III в 1887 году.
Сегодня при регрессивном налогообложении доходы как правило делятся на части, каждая из которых облагается по своей ставке: пониженные ставки действуют не для всего объекта налогообложения, а для его части, которая превышает предыдущую.
Также регрессивными по сути являются косвенные налоги. Например, акцизный сбор входит в цену некоторых товаров. Для богатых это незначительный процент от доходов, для бедных — более существенная часть дохода.
Преимущество регрессивных налогов в том, что они поощряют увеличение доходов — чем богаче становится человек, тем менее заметен для него налог. Также регрессивный налог может поощрять определенные виды доходов: например, инвестиционные доходы. Главный минус регрессивного налога: его бремя несут люди с низкими доходами.
Системы налогообложения. Задания из ЕГЭ с правильными ответами
Чтобы успешно сдать ЕГЭ по обществознанию, необходимо различать системы налогообложения, понимать разницу между пропорциональной, прогрессивной и регрессивной системой. Разберем несколько заданий из тестов прошлых лет.
Задание 1
Выберите верные суждения о налогообложении и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Пропорциональное налогообложение означает, что ставка налога зависит от величины дохода.
2) При пропорциональном налогообложении с высоких доходов взимается больший процент, чем с низких.
3) При прогрессивной системе по мере возрастания дохода увеличивается ставка налога.
4) При регрессивном налогообложении семья с меньшими доходами платит больший процент от своих доходов, чем семья с высокими доходами.
5) При регрессивном налогообложении могут взиматься одинаковые ставки налога со всех налогоплательщиков.
Правильный ответ: 34
При прогрессивной системе ставка налога действительно увеличивается по мере возрастания дохода. При регрессивной системе семьи с низкими доходами правда платят больший процент в виде налогов.
Пропорциональная система означает, что ставка не зависит от величины доходов, с высоких доходов взимается такой же процент, как и с низких. Регрессивный налог не означает одинаковой ставки налога — это уже пропорциональная система.
Задание 2
В стране Н. длительное время существовала прогрессивная шкала исчисления налога с доходов физических лиц, вызывающая серьезные нарекания состоятельных людей. Ряд граждан, не желающих уплачивать налог на сверхдоходы, уехали из страны и приняли гражданство соседних стран. Пришедшее к власти новое правительство провело налоговую реформу, установив пропорциональную шкалу налогообложения.
В чем заключается сущность данной шкалы исчисления налога? Приведите три предположения о ее преимуществах.
Правильный ответ:
Сущность пропорциональной шкалы заключается в установлении единой ставки налога вне зависимости от уровня дохода.
Преимущества пропорциональной системы налогообложения:
1. Простота расчета и сбора налога
2. Легализация доходов, вывод из тени, рост собираемости налога
3. Поощрение граждан в поиске дополнительных доходов
Задание 3
В стране Н. после прихода к власти правительства социалистов прошла масштабная налоговая реформа. Вместо единой плоской шкалы исчисления налога с доходов физических лиц (НДФЛ) была введена прогрессивная шкала.
В чем суть данной шкалы исчисления НДФЛ? Приведите два обоснования в пользу ее введения для общества.
Правильный ответ:
Сущность прогрессивной шкалы заключается в повышении налоговой ставки для граждан с высокими доходами и в снижении ставки для граждан с низкими доходами.
Преимущества прогрессивной системы налогообложения:
1. Бюджет получает дополнительные средства за счет обеспеченных граждан и может перераспределять доходы на социальные нужды.
2. Прогрессивная шкала сглаживает социальное неравенство, снижает напряжение в обществе.
Регрессивные налоги в РФ: пример. Налоги прогрессивный, регрессивный, пропорциональный
«В жизни нет ничего неизбежного, кроме смерти и налогов» (Бенджамин Франклин). Грустно, но очень жизненно. Действительно, каждый социально и экономически активный человек, получающий зарплату, прибыль от ведения бизнеса, приобретающий какие-либо товары и услуги, обязан делиться частью своего денежного блага с государством. Принудительно изъятые органами госвласти средства у юридических и физических лиц составляют основную часть доходов государства, которые в дальнейшем направляются на покрытие расходов, связанных с осуществлением им политики по различным направлениям: экономическая, социальная, демографическая и пр.
Мы пользуемся различными благами и услугами, которые оплачиваются за счет налогов. Однако это не единственная их функция. Благодаря гибкой налоговой системе государство воздействует на экономику в нужном направлении: поощряет те или иные виды деятельности, способствует развитию тех или иных отраслей, влияет на предпринимательскую активность, платежеспособность спроса и предложения и т. д. Таким образом, от эффективности налоговой системы зависит благополучие всего государства и каждого его гражданина в отдельности. Сегодня мы разберем регрессивные налоги, их роль и целесообразность взимания в условиях высокодифференцированных доходов населения страны.
Существующие системы налогообложения
Различные типы налогообложения обусловлены двумя его главными принципами: эффективность и справедливость (люди с разными доходами не должны платить равные налоги). В зависимости от того, как устанавливается ставка налога к доходу, выделяют следующие налоги: прогрессивный, регрессивный, пропорциональный. Давайте разберемся, чем они отличаются.
Пропорциональные налоги
В том случае, если налоговая ставка не меняется в зависимости от величины налоговой базы, речь идет о пропорциональной системе (налог прямо пропорционален доходу). В нашей стране данный метод применяется при расчете огромного количества платежей: пропорциональными являются прямые (кроме подоходного) и практически все косвенные налоги. В наибольшей степени такой подход бьет по карманам среднестатистических граждан и оказывает существенную нагрузку на свободный доход.
Прогрессивные налоги
В случае прогрессивной системы тот, кто больше зарабатывает, больше и отдает. Очень простой и понятный подход. Примером может служить подоходный налог. Применение данного метода при взимании платежей в пользу государства позволяет эффективно перераспределять доходы, но не всегда. Нередко такая система расчетов способствует активному уклонению от налогов (сокрытие реальной прибыли).
Регрессивное налогообложение
Регрессивные налоги с первого взгляда могут показаться нелогичными, так как ставка в данном случае уменьшается по мере роста налоговой базы и увеличивается при ее снижении, однако это не так. Именно данный подход нередко оказывается наиболее эффективным в целях стимулирования декларации реальной прибыли или заработка.
При регрессивном налогообложении доходы, как правило, делятся на части. Каждая из этих частей облагается по определенной ставке: пониженный процент действует только для той части дохода, которая превышает заданную. Например, такая схема применяется при уплате в Пенсионный фонд: до определенной суммы ставка одна (22%), все, что свыше, облагается по ставке 10%.
Государство применяет в своей работе различные виды налогов (регрессивный, прогрессивный, пропорциональный) для более гибкого регулирования экономики и обеспечения наиболее эффективного поступления платежей в бюджет. Такой подход оправдывает себя, хотя и не всегда является справедливым (оптимальным) для разных категорий населения.
Регрессивные налоги в РФ
В современной мировой экономике данная схема начисления налогов встречается довольно редко. На сегодняшний день практически не существует регрессивных налогов в явном виде, то есть прямых. Однако все косвенные налоги можно к ним отнести, и чем больше ставка, тем в большей степени они регрессивны. Яркий пример — акцизные платежи, пошлины, НДС.
Регрессивная система в РФ с 2001 года используется для рассчета единого социального налога. Применение данного метода имеет конкретную цель: выведение из тени заработных плат в конвертах (серый доход) путем снижения налоговых ставок по мере роста расходов, приходящихся на фонд оплаты труда.
Регрессивная система уплаты налогов: примеры
Как работает регрессивная схема уплаты налогов? Разберем на примере сигарет. Если на пачку сигарет установлен акцизный налог в размере 15 рублей, то для покупателя, имеющего доход 10 000 рублей, доля его в бюджете будет больше, чем для того, кто зарабатывает 25 000 рублей (0,15 и 0,06).
Налог с оборота с экономической точки зрения — тоже регрессивный налог. Пример: допустим, две семьи покупают одинаковые стиральные машины стоимостью 12 000 рублей и ставкой налога 18%. Семья с низкими доходами (30 000 рублей) заплатит те же 2 160 рублей налога с оборота, что и семья с высокими (70 000 рублей). Однако доля платежа в бюджете в первом случае будет гораздо выше: 7,2 против 3,09. Таким образом, покупатели, зарабатывающие больше, платят в конечном итоге меньший процент, нежели менее обеспеченные граждане.
Регрессивная система налогов: хорошо или плохо?
В российском законодательстве напрямую не говорится о применении регрессивной схемы уплаты налогов. Многие оценивают данную систему как несправедливую, однако если обратиться к мировому опыту, то можно найти ряд положительных моментов, которым поспособствовали именно регрессивные налоги.
Именно такой подход обеспечивает в ряде стран наиболее полноценный сбор налогов. Граждане с высоким заработком охотнее раскрывают свои доходы, если уверены в том, что существенная часть их денег не будет изъята в пользу государства. Грамотное понижение процентной ставки по мере роста налоговой базы способствует привлечению в бюджет значительного объема денежных ресурсов. Фактический размер выплат высокообеспеченной части населения будет все равно больше, чем у граждан с низкими доходами. В случае же прогрессивного или пропорционального налогообложения этот объем может оказаться в разы ниже (утаивание реального дохода).
При этом для малообеспеченных граждан регрессивные налоги — более тяжелое бремя, чем для богатых. Это касается и косвенных налогов, уплата которых ложится непосредственно на конечного потребителя (носителя налогового бремени). Так, если рассматривать экономическую ставку, а не номинальную, то НДС составляет большую долю заработка тех, кто беднее.
Заключение
В настоящее время налоговая система нашей страны далека от совершенства. Большим вопросом остается эффективность применения различных налоговых ставок. В России очень большая доля непрямых, косвенных налогов, которые тяжелым бременем ложатся на самую большую часть населения страны — средний класс. В конечном итоге это те же самые регрессивные налоги, доля которых в доходах малообеспеченных граждан высока. При этом существует другая, не менее важная проблема, связанная с сокрытием существенной части прибыли при декларации доходов. В такой ситуации применение регрессивной ставки налога на прибыль может быть весьма эффективным решением. Данный подход будет показывать прибыль в полном объеме, ведь по мере ее роста ставка налога снижается. Безусловно, здесь тоже имеется ряд нюансов, а также требуется повышение контроля со стороны налоговых органов.
Основные плюсы и минусы регрессивной системы налогообложения
В целом, системы налогообложения имеют пропорциональный, прогрессивный или регрессивный характер. Пропорциональная система — это система, в которой каждый платит одинаковый процент в виде налогов. В прогрессивной системе, такой как федеральный налоговый кодекс США, процент налогообложения увеличивается с ростом уровня доходов. В регрессивной системе все потребители платят одинаковую сумму, независимо от уровня дохода. Как и во всех формах налогообложения, регрессивная система предполагает определенные преимущества и недостатки.
Общая информация
Предположим, что существует налог в размере 3000 фунтов стерлингов (выплачивается независимо от дохода). В этом случае человек, зарабатывающий 10000 фунтов стерлингов, платит 30% своего дохода — 3000 фунтов стерлингов. А кто-то, зарабатывающий 30 000 фунтов стерлингов, платит 10% своего дохода – те же 3000 фунтов стерлингов. Тот, кто зарабатывает 100 000 фунтов стерлингов, будет платить только 3,33% своего дохода.
Примеры регрессивных налогов
- Налоги на азартные игры. Те, кто имеет низкие доходы, имеют высокую склонность тратить деньги на азартные игры и, следовательно, платить более высокий процент своего дохода на азартные игры.
- Акцизный сбор. Те, у кого высокий доход, могут тратить больше на бензин, но это вряд ли будет слишком значительным, поэтому по мере того, как ваш доход увеличивается, процент вашего дохода от налога на бензин, вероятно, будет падать.
Причины регрессивных налогов
- Регрессивный налог может быть введён с целью снижения спроса на недостающие товары/ товары с «отрицательным действием» на потребителя. Например, налог на табак предназначен для снижения спроса на сигареты. Цель — снизить уровень курения.
- Значительная часть налоговой системы может быть очень прогрессивной. Следовательно, некоторые регрессивные налоги не вызовут крайнего неравенства, поскольку они уравновешиваются прогрессивными налогами.
Достоинства
- Когда регрессивный налог основан на потреблении, таком как налог с продаж, он может ввести элемент свободы выбора. Платить налог должны только те, кто решил использовать определенный продукт или услугу, а те, кто потребляет, платят больше налогов, чем остальные граждане. Люди также имеют некоторую меру контроля над тем, сколько они тратят на налоги. Если они хотят снизить эту сумму, они могут сократить или прекратить потребление товара.
- Регрессивный налог может быть использован, чтобы ограничить потребление людьми потенциально вредных продуктов. Так называемый на западе «налог на грех», вводимый на такие продукты, как табак, алкоголь и порнографические материалы может усложнить доступ к такой продукции, снижая её потребление. При этом правительства и муниципалитеты могут вводить эти налоги при условии, что потребление продуктов будет все еще достаточным для получения необходимых доходов.
- Регрессивный налог, в отличие от прогрессивного, не делит людей на категории, создающие социальное неравенство.
- Первая и наиболее очевидная проблема с прогрессивной налоговой системой заключается в том, что можно попытаться снизить уровень своего дохода, чтобы попасть в более благоприятную налоговую группу. Поскольку чем больше вы зарабатываете, тем больше вы платите налогов, у человека может быть стимул уменьшить свой доход. Конечно, это отрицательный результат.
- Регрессивная налоговая система, в отличие от прогрессивной, не имеет множества налоговых рамок и, как следствие, не очень сложна и не приводит к манипуляциям со стороны подкованных в экономике бизнесменов.
- Наиболее очевидным преимуществом этой системы является то, что она дает положительный стимул работать больше. Чем больше вы зарабатываете, тем меньше платите.
- Привлечение и удержание агентов с большими деньгами в вашей стране. У богатых обычно есть средства и желание перейти под более привлекательную налоговую юрисдикцию, если это будет необходимо, введение регрессивной налоговой системы не только сохранит «усидчивость» местных жителей с высокими доходами, но также может привлечь таковых из других стран.
Недостатки
- С другой стороны, регрессивная налоговая система может рассматриваться как несправедливая, поскольку она в большей степени обременяет тех, кто находится на более низком уровне достатка. Человек, зарабатывающий 20 000 долларов в год, платит ту же сумму в долларах с покупки, что и человек, зарабатывающий 200 000 долларов в год.
- Другим потенциальным недостатком регрессивного налогообложения является то, что необходимые налоговые поступления могут уменьшиться, если потребление сократится. Это может произойти в периоды экономических кризисов, когда потребители сокращают расходы. Увеличение существующего налога может также побудить потребителей пересмотреть вопрос о том, действительно ли им нужен продукт или услуга.
- Даже когда услуги номинально предоставляются одинаково, например, государственное образование, богатые люди стремятся получить лучшее.
- Регрессивный налог, который берёт больше от бедных, в отличие от прогрессивного, не является эффективным механизмом для расширения возможностей граждан нижнего и среднего класса.
- Регрессивный налог не предотвращает удержание богатства в руках немногих и не способствует справедливому распределению.
Заключение
Налоги всегда зависят от политики. Мало кто из членов общества действительно хочет платить налоги. Большинство делает это неохотно. Однако, почти все хотят, чтобы кто-то обязательно платил налоги, чтобы государство могло предоставлять блага.
Таким образом, хотя использование пропорциональных налогов представляется справедливым и разумным подходом к накоплению средств в бюджете, большинство налогов в конечном итоге либо регрессивные, либо прогрессивные. Те, кто находится в верхней части спектра доходов, предпочитают регрессивные налоги, а те, кто находится в нижней части, предпочитают прогрессивные налоги.
Прогрессивное, пропорциональное и регрессивное налогообложение. Кривая Лаффера.
Налоги могут быть прогрессивными, пропорциональными и регрессивными. Такое деление базируется на соотношении между налоговой ставкой и доходом (или другим объектом налогообложения):
• прогрессивный налог – налог, ставка которого возрастает по мере увеличения объекта налогообложении. При прогрессивном налоге ставка налога тем больше, чем выше уровень дохода. Предположим, что в нашем предыдущем примере ставки налога определены так: с дохода ниже 500 тыс. руб. — 13%, а с дохода, превышающего 500 тыс.руб., — 20%. Тогда уборщица заплатит те же 13 тыс. руб., а вот менеджер банка — 500000 • 0,13 + (1000000 — 500000) • 0,20 = = 65000 + 100000 = 165000 руб.
• регрессивный налог – налог, ставка которого понижается по мере увеличения объекта налогообложении, т. е., чем богаче человек, тем меньший процент своего дохода он уплачивает. Правда, это относится не к подоходному налогу, а к таким сборам, как налог на автомашины, на собак и т.д., которые платятся не в процентах к доходу, а в виде одинаковой для каждого владельца машины или собаки денежной суммы. Предположим, что наша уборщица и банковский менеджер — страстные любители собак. Тогда получится, что раз в месяц уборщица выплачивает за свою дворняжку 2000 руб. (2% своего дохода), а менеджер банка за своего английского дога — тоже 2000 руб. (0,2% своего дохода).
• пропорциональный налог – налог, ставка которого остается неизменной, независимой от размера объекта налогообложения. При пропорциональном налоге ставка налога (т.е. процент, который налог составляет от дохода) для всех одинакова. Это означает, что при ставке налога, равной 13%, уборщица, получающая в месяц 100 тыс. руб., платит 13 тыс. руб. налога, а менеджер банка, который получает 1 млн. руб., — 130 тыс. руб.
Кривая Лаффера описывает связь между ставками налогов и налоговыми поступлениями в государственный бюджет. Согласно концепции американского экономиста Артура Лаффера, стремление правительства пополнить казну, увеличивая налоговый пресс, может привести к противоположным результатам.
Это и продемонстрировал американский ученый при помощи своей кривой.
Поступление налогов в госбюджет (T) откладывается на оси абсцисс, на оси ординат —предельная налоговая ставка (t). В данном случае предполагается, что речь идет о ставке подоходного налога. По мере роста ставок налога от 0 до 100% доходы государственного бюджета (налоговая выручка) будут вначале расти от 0 до некоего максимального уровня (точки М, соответствующей, допустим, 50% ставке налога), а затем снижаться опять до 0. Стопроцентная ставка налога дает такие же поступления в бюджет, как и нулевая ставка: налоговые доходы госбюджета просто отсутствуют. Ставка налога, изымающая весь доход, является ничем иным, как конфискационной мерой, в ответ на которую легальная деятельность будет просто сворачиваться или «уходить в тень». Лаффер считал, что, если экономика находится, например, в точке К, то сокращение налоговых ставок будет приближать налоговую выручку к уровню точки М, т. е. к максимальному уровню доходов государственного бюджета. Этот результат, по Лафферу, связан с тем, что более низкие налоговые ставки могут повысить стимулы к труду, сбережениям и инвестициям и в целом приведут к расширению налоговой базы. Снижение налоговых ставок, вызывая стимулы к расширению производства и занятости, уменьшит необходимость трансфертных выплат, например, пособий по безработице, уменьшится социальная нагрузка на бюджет. Таким образом, если экономика находится в той области кривой Лаффера, которая выше точки М, мероприятия по снижению налоговых ставок приведут к увеличению доходов госбюджета. Повышение же налоговых ставок целесообразно лишь в той области, которая находится ниже точки М, например, в точке L.
35. Понятие налоговой системы государства и ее элементы.
Налоговая система, в её обобщенном понимании – это совокупность налогов, пошлин и сборов, взимаемых на территории государства в соответствии с национальным законодательством; принципов, форм и методов их установления, изменения и отмены; норм и правил, определяющих правомочия и ответственность участников налоговых правоотношений.
Главным органично связанным элементом налоговой системы является налоговый механизм. Он представляет собой совокупность всех средств и методов организационно- правового характера, направленных на выполнение налогового законодательства. По средствам налогового механизма реализуется налоговая политика государства, формируются основные количественные и качественные характеристики налоговой системы, и её основная направленность на решение конкретных социально – экономических задач.
Наиболее значимую роль в налоговом механизме играет налоговое законодательство, устанавливающее конкретный механизм налогообложения, т.е. порядок исчисления того или иного налога ( уровни налоговых ставок, система льгот, порядок исчисления налогооблагаемой базы, состав объектов налогообложения и другие элементы, связанные с исчислением налогов) .Изменяя механизм налогообложения , можно придать налоговой системе качественно новые черты, например изменить её структуру, не меняя при этом количественного и видового состава налогов. В самом простом случае это достигается путём изменения ставок наиболее значимых налогов. Однако в мировой практике обычно используется другой способ: система налогов и уровни ставок меняются, как правило, лишь в случаях крайней необходимости, однако достаточно часто пересматриваются системы льгот.
В структуру налоговой системыРоссии включены:
- все налоги и сборы, принятые на территории нашей страны согласно НК РФ;
- субъекты обложения налогами и сборами;
- нормативно-правовая основа;
- государственные органы власти в области налогообложения и финансов.
Теперь рассмотрим каждый элемент российской налоговой системы более подробно.
Налоги и сборы, установленные в России, обязательны к уплате для тех категорий налогоплательщиков, на которых возложена обязанность по их уплате в соответствии с положениями НК РФ.
Субъектами налогообложения являются налогоплательщики (юридические и физические лица) и налоговые агенты, то есть те, кто, согласно НК РФ, уплачивает налоги и сборы. В качестве примера налоговых агентов можно привести предприятия и организации, которые рассчитывают и перечисляют НДФЛ с начисленных доходов своего персонала, а также подают соответствующую налоговую отчетность (2-НДФЛ, 6-НДФЛ) после окончания налогового периода (года).
Налоговая система РФ имеет 3-уровневую структуру, поэтому законодательная база о налогах и сборах также делится на 3 уровня:
- Федеральное законодательство — это высший уровень законодательной базы. Он действует на всей территории РФ. Подзаконные и другие нормативно-правовые акты не должны противоречить ему. К этой категории относятся обе части Налогового кодекса РФ, федеральные законы, которые согласованы с положениями НК РФ, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и, конечно, Конституция РФ.
- Региональное законодательство включает в себя законы субъектов РФ по налогообложению в конкретном регионе нашей страны.
- Местное законодательство состоит из нормативно-правовых актов, которые принимаются представительными органами местного самоуправления (советами депутатов, законодательными собраниями).
36. Виды налогов и сборов РФ, их классификация, специальные налоговые режимы.
Все налоги, действующие на территории РФ, в зависимости от уровня установления подразделяются на три вида:
Федеральные налоги устанавливаются, отменяются и изменяются НК РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ.
Региональные налоги устанавливаются НК РФ и обязательны к уплате на всей территории соответствующих субъектов РФ. Правительство субъектов Федерации наделено правом вводить или отменять региональные налоги на своей территории и изменять некоторые элементы налогообложения в соответствии с действующим федеральным законодательством.
Местные налогирегламентируются законодательными актами федеральных органов власти и законами субъектов РФ. Органам местного самоуправления в соответствии с НК РФ предоставлено право вводить или отменять на территории муниципального образования местные налоги и сборы.
Источники:
http://studopedia.ru/10_255839_progressivnie-proportsionalnie-i-regressivnie-nalogi.html
http://www.anews.com/p/113654973-progressivnyj-nalog-chto-takoe-progressivnaya-i-proporcionalnaya-shkala-nalogooblozheniya/
http://businessman.ru/new-regressivnye-nalogi-v-rf-primer-nalogi-progressivnyj-regressivnyj-proporcionalnyj.html
http://plusiminusi.ru/osnovnye-plyusy-i-minusy-regressivnoj-sistemy-nalogooblozheniya/
http://mydocx.ru/12-36064.html