Налоговый и валютный резидент разница
Налоговое и валютное резидентство: новые подходы и обязанности
Шатилова Е.С., ведущий юрисконсульт Департамента налогового консультирования и разрешения налоговых споров «КСК групп»
Изначально следует отметить, что понятия «налоговый резидент» и «валютный резидент» в российском законодательстве не являются идентичными. И если статус налогового резидента имеет значение для определения обязательств физического лица по уплате налогов, то признание валютным резидентом накладывает на физическое лицо определенные обязанности в части использования им счетов, открытых в зарубежных банках.
На основании п.1 ст. 207 НК РФ налогоплательщиками НДФЛ признаются:
- физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ;
- физические лица, получающие доходы от источников, в РФ, не являющиеся налоговыми резидентами РФ.
Налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев.
Период нахождения физического лица в РФ не прерывается на периоды его выезда за пределы территории РФ для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения, а также для исполнения трудовых или иных обязанностей, связанных с выполнением работ (оказанием услуг) на морских месторождениях углеводородного сырья.
Таким образом, формально в РФ действует принцип определения налогового резидентства по количеству дней нахождения на территории РФ.
Вместе с тем, в связи с введением в действие с 01 января 2015 г. Федерального закона от 24.11.2014 N 376-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)» контролирующие органы скорректировали свою позицию в отношении применения критериев при определении налогового резидентства физического лица. ФНС России были выпущены разъяснения (см. письма ФНС РФ № ОА-3-17/87@ от 16.01.2015 года, № СА-4-14/460 от 12.02.2015 года), из которых следует, что нахождение физического лица в РФ менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев не приводит к автоматической утрате статуса налогового резидента РФ.
В своих разъяснениях ФНС РФ ссылается на положения международных соглашений об избежании двойного налогообложения, из которых, по мнению налоговой службы, следует, что физическое лицо может рассматриваться в качестве налогового резидента РФ, если оно располагает в РФ постоянным жилищем либо имеет в ней центр жизненных интересов. Наличие постоянного жилища подтверждается наличием права собственности на объект жилой недвижимости либо действующей постоянной регистрацией по месту жительства в таком объекте. Центр жизненных интересов определяется по месту нахождения семьи, основного бизнеса или работы.
Таким образом, с наибольшей долей вероятности, концепция центра жизненных интересов будет применяться и российскими налоговыми органами. Соответственно, указанный подход к определению налогового резидентства может приводить к возникновению ситуаций, когда физическое лицо одновременно будет признаваться налоговым резидентом РФ и иметь статус налогового резидента в иной юрисдикции. Указанная ситуация может приводить к двойному налогообложению. В данном случае будут действовать соглашения об избежание двойного налогообложения, заключенные с участием РФ.
Указанные соглашения базируются на Модельной конвенции ОЭСР, согласно которой при разрешении проблемы двойного резидентства отдается предпочтение признаку постоянного жилища. Если лицо в силу законодательства одного государства признается его резидентом, поскольку имеет там постоянное жилище, а другого — поскольку пребывает в нем свыше установленного срока, то согласно международному договору об избежание двойного налогообложения доходов и имущества, принятого на базе Модельной конвенции ОЭСР, оно будет признаваться резидентом только первого государства.
Если лицо располагает постоянным жилищем в обоих государствах, то предпочтение отдается тому, в котором у лица установлены наиболее тесные личные и экономические отношения.
Если лицо имеет жилища одновременно в нескольких государствах и невозможно определить, в котором из государств центр его жизненных интересов, Модельная конвенция ОЭСР рекомендует признать лицо резидентом того из государств, в котором оно обычно проживает. При этом учитывается проживание в стране по любым адресам, а не только в месте постоянного жилища.
В некоторых случаях проблема двойного налогового резидентства не может быть разрешена на основе критерия обычного проживания, например, когда лицо не проживает ни в одной из стран, признающих его резидентом, или признается обычно проживающим в обеих странах. В такой ситуации лицо будет признаваться резидентом того из договаривающихся государств, гражданином которого оно является.
В соответствии с Федеральным законом «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003 г. № 173-ФЗ (далее – Закон о валютном регулировании) валютным резидентом признается физическое лицо являющиеся гражданином РФ, за исключением граждан РФ, постоянно проживающих в иностранном государстве не менее одного года, в том числе имеющих выданный уполномоченным государственным органом соответствующего иностранного государства вид на жительство, либо временно пребывающих в иностранном государстве не менее одного года на основании рабочей визы или учебной визы со сроком действия не менее одного года или на основании совокупности таких виз с общим сроком действия не менее одного года.
Соответственно, независимо от утраты статуса налогового резидента ФЛ лицо может быть резидентом валютным.
Как следует из указанного выше определения, утрата ФЛ российского валютного резидентства возможно в случаях:
- утраты ФЛ российского гражданства;
- нахождения ФЛ за пределами РФ в течение срока, превышающего один год.
При этом ранее Росфиннадзором была высказана широко используемая позиция, согласно которой при въезде обратно на территорию РФ гражданин РФ, получивший статус нерезидента, утрачивает такой статус. Восстановление статуса нерезидента возможно только при непрерывном пребывании в иностранном государстве не менее одного года (http://www.rosfinnadzor.ru/work/valutnii_control/vopros_otvet/3971422/).
Таким образом, даже краткосрочный визит на территорию РФ фактически «обнуляет» течение годичного срока.
Статус валютного резидента предполагает наличие определенных прав и обязанностей.
Резиденты (за исключением отдельных категорий лиц, к которым, относятся лица, занимающие государственные должности, а также члены их семей) открывают без ограничений счета (вклады) в иностранной валюте и валюте РФ в банках, расположенных за пределами территории РФ (ч.1 ст. 12 Закона о валютном регулировании).
Физическое лицо-валютный резидент РФ обязано уведомлять налоговые органы по месту своего учета об открытии (закрытии) счетов (вкладов) и об изменении реквизитов счетов (вкладов), не позднее одного месяца со дня соответственно открытия (закрытия) или изменения реквизитов таких счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами территории РФ, по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов (ч . 2 ст. 12 Закона о валютном регулировании).
За предоставление уведомления с нарушением установленного срока, с нарушением установленной формы устанавливается административный штраф в размере от 1 000 до 1 500 рублей (ч. 2 ст. 15.25 КоАП РФ). За непредставление уведомления штраф в размере от 4 000 до 5 000 рублей (ч. 2.1 ст. 15.25 КоАП РФ).
Валютные резиденты обязаны совершать операции по зачислению денежных средств на указанный счет согласно разрешенному перечню. Перечень установлен ст.ст. 9, 12 Закона о валютном контроле. При этом расходные операции осуществляются лицом без ограничений.
С 01.01.2015 г. физические лица-валютные резиденты обязаны представлять налоговым органам по месту своего учета отчеты о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории РФ с подтверждающими банковскими документами в порядке, устанавливаемом Правительством РФ по согласованию с Центральным банком РФ (ч. 7 ст. 12 Закона о валютном регулировании и валютном контроле).
Однако на настоящий момент в отношении физических лиц – валютных резидентов:
- не установлен порядок предоставления отчета о движении средств;
- не установлена форма отчета о движении средств;
- не установлена ответственность за непредоставление указанного отчета.
Согласно информации ФНС РФ физические лица — резиденты имеют право предоставлять информацию о движении средств по счетам в банках за пределами территории РФ в налоговые органы, однако обязанность до утверждения его формы и порядка представления Постановлением Правительства РФ не возникает.
К сведению: в настоящее время в процессе разработки находится проект Постановления Правительства РФ «Об утверждении Правил представления физическими лицами — резидентами налоговым органам отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации» (идентификационный номер проекта: 00/03-24539/04-15/21-14-3); информация о ходе разработки указанного проекта размещена на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов (официальный сайт regulation.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»).
Как видим, подход к определению понятия «налоговый резидент» в связи с введением «деофшоризационного» закона претерпевает существенные изменения, а в отношении владельцев иностранных счетов прослеживается тенденция по усилению контроля путем введения новых обязанностей.
Соответственно, следует всесторонне, с учетом конкретных обстоятельств, оценить степень влияния указанных изменений. Каков риск применения весьма оценочной по своей сути концепции центра жизненных интересов? Возможно ли признать физическое лицо российским налоговым резидентом, если оно является налоговым резидентом иного государства? Какие сложности могут возникнуть при использовании иностранного счета? На данные вопросы смогут ответить квалифицированные консультанты.
Новые правила о валютном резидентстве вступили в силу
С 1 января 2018 года в силу вступили поправки в закон о валютном резидентстве. Начиная с этой даты правила упростились. Теперь все граждане России считаются валютными резидентами, независимо от места проживания, но при этом при длительном отсутствии в РФ не нужно следовать ограничениям.
Облегчение валютного законодательства
В последний рабочий день 2017 года президент России Владимир Путин подписал поправки в закон о валютном резидентстве. Действовать закон начал 1 января 2018 года. Какие принципиальные изменения внесены и почему это называют настоящей либерализацией?
С 1 января все россияне становятся валютными резидентами. До этого статуса можно было лишиться, если пробыть за пределами России более 1 года. Однако возврат даже на 1 день возвращал статус со всеми его последствиями.
Благодаря поправкам россияне теперь резиденты всегда, но освободиться от контроля со стороны властей стало в разы проще. Физическим лицам теперь достаточно пробыть за пределами России 183 дня за календарный год, независимо от числа визитов в РФ, чтобы перестать быть обязанным выполнять большинство правил валютного законодательства.
По закону, валютные резиденты обязаны декларировать свои иностранные банковские счета, отчитываться о движении средств по ним. Список валютных операций по иностранным счетам сильно ограничен. За выполнение неразрешённых операций грозит штраф в 75-100% от суммы операции.
Однако именно от этого и освобождаются граждане, которые живут за пределами России более 183 дней в году. Не нужно декларировать счет и отчитываться о движении средств по ним. Не нужно бояться штрафа в 75-100% за начисление средств на иностранный счет от продажи акций. Можно спокойно работать за границей и не бегать по потолку в ожидании ежегодной подачи отчётности.
Подобный подход кардинально облегчает жизнь гражданам, фактически приравнивая валютный статус в налоговому статусу. Отличие пока лишь в том, что налоговый статус рассчитывается исходя из присутствия/отсутствия в стране в течение последних 12 месяцев. Иными словами, те граждане, которые постоянно проживают за пределами России, в Андорре, Швейцарии или ином государстве, получают возможность свободнее распоряжаться иностранными активами.
Проще становится и банкам, ведь именно на них лежит основная задача в передаче информации. При отправке денег легче проверить, кто есть кто и не нарушает ли сам банк установленных правил. Подобный подход потенциально обещает ускорить процедуру отправки денег за границу, ведь время проверки сократится.
По мнению некоторых аналитиков, подобная либерализация поспособствует не только простоте переводов средств, но и увеличению налоговых сборов. Вернуть деньги из-за границы станет проще, как работникам, которые получали за границей зарплату, так и предпринимателям, которые решили по различным причинам вернуться в Россию. Основной причиной для подобного возврата сегодня считают санкции.
Когда деньги вернуться, их можно будет обложить налогами в рамках действующего законодательства. По оценкам, в первый же год данные поправки позволят вернуть столько средств, что в виде налогов с них соберут 50 миллионов долларов США.
Эксперты также обмечают, что внедрение данных поправок означает окончание спора между Центральным банком и другими ведомствами (Минфин и Минэкономразвития). Первый настроен консервативно и не хотел менять законодательство, аргументируя это борьбой с отмыванием денег и финансированием терроризма.
При этом государственные министерства считали, что подобный консерватизм мешает развитию бизнеса и его международной экспансии. Упрощение валютного контроля, по их мнению, позволит быстрее совершать сделки, вести бизнес.
2018 год – год либерализации?
По некоторым косвенным признакам можно предположить, что 2018 станет годом либерализации экономики в России. Что наталкивает на подобную мысль:
- Упрощение валютного законодательства с 1 января 2018 года;
- Предложение Силуанова убрать «драконовские наказания» за валютные нарушения и снизить штраф с 75-100% до 15-20%;
- Продление амнистии капиталов – предложил Путин;
- Автоматический обмен налоговой информацией с сентября 2018 года.
Последний пункт списка выглядит чужеродным, ведь кажется, что он наоборот лишь усиливает контроль. Это верно, как и то, что требования к участникам автоматического обмена высокие и их несоблюдение способно привести к отказу обмениваться информацией. Поэтому велик шанс, что ради информации о банковских счетах россиян за рубежом, Россия будет вести себя максимально прилично. Насколько это возможно в рамках международных санкций и враждебных настроений.
Тем более весной 2018 года пройдут выборы в президенты России и оппозиция настроена шумно требовать либерализации экономики и общества. При этом сама оппозиция практически не предлагает конкретных решений. За неё это делает тот самый Путин.
В связи с санкциями против России и общим международным экономическим спадом, либерализация действительно может случиться. Хотя для хорошего результата стоит подтянуть правовую систему и независимость судов. Об этом говорится уже много лет, но пока успехи средние.
Смена налогового и валютного резидентства
Валютное законодательство упростилось. Однако это не означает, что жизнь стала простой, как в босоногом детстве. Во-первых, россиянин остаётся валютным резидентом России, хоть и без существенных ограничений. Во-вторых, не стоит забывать о налоговом резидентстве. Оно влияет на реальное положение дел не меньше, если не больше, чем валютный статус.
Налоговая резиденция может определяться не только тем, где вы платите налоги, но и тем, где находятся ваши жизненные интересы. Наличие недвижимости во Франции может сделать вас налоговым резидентом этой страны, независимо от числа проведённых дней в стране вина и Жанны Д’Арк.
Налоговое резидентство необходимо выбирать, как выбирают иностранный счет и оффшорную компанию. Как и где обосноваться, чтобы получить налоговый статус? Вы узнаете на личной консультации, когда запишитесь по адресу info@offshore-pro.info.
Читайте другие интересные статьи портала InternationalWealth.info:
Минфин ранее предложил упростить валютное законодательство для резидентов России. Однако правительство отклонило предложение и отправило его на доработку. Что произошло и почему не стоит ждать…
Госдума одобрила в первом чтении ожидаемый законопроект о валютном резидентстве. Закон должен вступить в силу с 1 января 2018 года. С 2018 года лицо освобождается…
В Государственную Думу внесли проект изменений закона «О валютном регулировании и валютном контроле». В том случае, если поправки примут, жизнь валютных резидентов упростится, как и…
Цифровая экономика – вещь удобная. Снижаются затраты на документооборот, уменьшается затраченное время на администрирование, повышается эффективность. По крайней мере именно так должна выглядеть система в…
Минфин предложил поправки, которые по факту убирают понятие валютного нерезидента. По новой версии, каждый гражданин страны, даже живущий за пределами России десятилетиями, становится валютным резидентом.…
Валютное резидентство – сложная и запутанная вещь в России, которая зачастую приводит к некоторым неприятностям. Главная загвоздка – в определении этого статуса и отказа от…
Что такое валютный резидент и как поправка к закону РФ о валютном контроле повлияет на россиян живущих за границей
Поделиться:
Россиянам, которые большую часть времени проводят за рубежом, будет полезно узнать, что в Российской Федерации, в отличие от большинства иных государств, наряду с налоговым резидентством существует еще и валютное. И если с налоговым резидентством все более-менее ясно, то для чего существует валютное так сразу и не скажешь.
На первый взгляд, это просто: живешь в России – валютный резидент. Захотел открыть счет в иностранном банке – отчитайся перед родной налоговой. Но дальше начинаются сложности.
Живете вы, предположим, за рубежами родины уже некоторое время, руководите бизнесом или, скажем, просто много путешествуете, и вынуждены открыть счет в иностранном банке для удобства. И, предположим, что круглый год вы находитесь вне России, однако, на новогодние праздники родственники и друзья зовут в гости. В таком случае перед вами встает дилемма — либо ехать на родину и попасть под радар органов налогового контроля, либо отказаться от идеи посетить Россию в целом.
Ведь, на данный момент, как только вы пересекаете границу России, вы становитесь валютным резидентом РФ, и следовательно, лицом, на которое распространяются обязательства, налагаемые законодательством о валютном регулировании.
Налоговое законодательство Российской Федерации может быть признано «user friendly» с большой натяжкой — написано оно замысловато, оперирует большим количеством сложносоставных конструкций, понять его неспециалисту проблематично. Напоминает ситуацию с секретным знанием, выносить которое за пределы узкого круга посвященных нельзя.
Как нельзя, например, понять, почему годами живущий и работающий в Великобритании россиянин становится валютным резидентом РФ при нахождении в стране всего один день, и должен отчитаться перед налоговой о том, какие счета он не только открывает, но и закрывает в английских банках, как и куда двигаются средства на этих счетах. Или почему такой гражданин не может получить на свой счет более 5000 долларов США от другого такого же гражданина со счета в российском банке, но при этом обязан зачислять прибыль от продажи недвижимости, расположенной за рубежом, именно в российские банки и никакие другие.
Все мы также хорошо помним, что незнание закона не освобождает от ответственности. Вот и Федеральная Налоговая Служба, в своем письме за июль этого года, любезно напоминает нам, чем чревато нарушение налогового законодательства вообще, а в частности, нарушения, допущенные при осуществлении валютных операций. А чреваты они штрафами от 3/4 до 100% размера суммы валютной операции, не понравившейся ФСН. Риски несоблюдения законодательства, таким образом, очевидны чуть более, чем полностью.
Но вот то, о чем так долго говорили, наконец-то свершилось! Более года спустя после начала работы над законопроектом No287822-7 «О внесении изменений в Федеральный закон “О валютном регулировании и валютном контроле”», он отправляется в Госдуму. Ожидается, что Госдума проголосует за него в текущем ноябре, и уже с 1 января 2018 нас ждет либерализация налогового законодательства. Пусть частичная, пусть запоздалая, но либерализация.
Как новый закон о валютных операциях повлияет на живущих за рубежом более полугода россиян?
Какие преимущества?
Законопроект No287822-7 призван привести налоговое и валютное резидентство для физических лиц к единому знаменателю. В частности, будет установлено, что статус валютного резидента РФ будет возникать у физического лица, пребывавшего за рубежом более 183 дней одного календарного года — вне зависимости от количества въездов на территорию РФ. Еще одним приятным довеском следует то, что правило «183+1 день» будет распространяться и на наших граждан, проживших подобный временной отрезок вне родины еще в 2017 году.
С начала января 2018 года можно будет рассчитываться за приобретенные на территории РФ товары и услуги банковской картой, эмитированной заграничным банком за пределами нашей страны. Теперь законным станет и зачисление на свои зарубежные счета доходов от продажи нерезидентам, принадлежащих вам и зарегистрированных за границей авто, и недвижимости. Правда, в том, что касается недвижимости, вводится очередное ограничение, — такая недвижимость должна располагаться на территории страны-члена ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития), либо ФАТФ (Группа разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег), как и банк, на счет которого будут зачисляться средства.
Снимается запрет на взаиморасчеты в валюте и между российскими гражданами, прожившими за границей более 183 дней в году. Важно, что уведомлять ФНС об иностранных счетах и движении средств по ним для таких граждан теперь не является необходимым.
Предполагается еще и отмена штрафов за запрещенные валютные операции, а также за операции, совершенные до 31 декабря 2014 года, отчеты о которых так и не были предоставлены ФНС. Но давайте все же сперва дождемся голосования депутатов Думы.
Какие недостатки?
Отечественный законодатель, вероятно, боялся, что его сочтут мягкотелым, а потому на отмену ограничений не решился. И в виде изменений к закону нам достается по сути инструментарий, расширяющий возможности для их обхода. Не лишен он и недостатков другого рода.
Из текста законопроекта не ясно, каким образом будут исчисляться 183 дня, проведенные за рубежом, в нем нет конкретики касательно документов, необходимых для подтверждения такого пребывания. Памятуя о российских реалиях, следует ожидать, что чиновники сумеют сделать перечень таких документов довольно обширным.
Для тех же, кто пробыл за рубежом 183 дня и менее, в лучшую сторону не изменилось ничего. Они по-прежнему несут все бремя ответственности и им придется отчитаться о движении средств по иностранным счетам до 1 июня 2018 года.
Но и это еще не конец претензий. По-прежнему под запретом для зачисления остаются: средства, вырученные от продажи недвижимости в странах, не являющихся членами ОЭСР или ФАТФ; от продажи ценных бумаг, погашение еврооблигаций, торговли деривативами; деньги, полученные в качестве прибыли от участия в фондах и трастах, но не являющиеся дивидендами; денежные средства, полученные в качестве оплаты за предоставленные услуги; погашение кредитов и процентов за пользование кредитами; продажа отличного от автомобилей транспорта и движимого имущества – техники, предметов искусств, яхт, самолетов.
Законопроект, таким образом, не решает иную, фундаментальную проблему, — отток обладающих деньгами граждан за рубеж и потенциальный отказ от гражданства РФ, что для современной России губительно. Отток граждан знаменует собой отток денежных средств и вливание их в иные экономики с прозрачными и понятными правилами. С сожалением можно констатировать, что законопроект No287822-7 является, в лучшем случае, полумерой, к тому же еще и запоздалой. Учитывая современные возможности для получения заинтересованными лицами второго гражданства, а также его полную анонимность, такая перспектива не теряет своей привлекательности для состоятельных господ, умеющих распоряжаться деньгами и знающих пути их преумножения.
Стоит также иметь в виду, что для того, чтобы иметь возможность проживать за пределами РФ и не считаться в глазах закона валютными резидентом, необходимо стечение определенных обстоятельств. Для этого потребуется ВНЖ в другой стране, рабочая или учебная виза, либо второе гражданство.
Сложно представить, что новеллы закона о валютных операциях существенно повлияют на обладателей второго паспорта. Как и прежде, под вывеской либерализации налогового законодательства мы получаем новый, еще более витиеватый механизм, разобраться в котором человеку, далекому от юриспруденции и банковского дела, будет просто не под силу. Наряду с по-настоящему ценными нововведениями этот законопроект, в своем нынешнем виде, содержит целый ряд дополнительных обременений для физических лиц, явно не способствующих преображению взаимоотношений между налогоплательщиком и государством в доверительные.
Сейчас в мире существует более 20 стран, официально привлекающих деньги в собственные экономики путем предоставления гражданства или вида на жительство в обмен на инвестиции от иностранных граждан. Программы эти выгодны и легкодоступны для россиян, а количество плюсов, сопровождающих получение второго гражданства, существенно превышает потенциальные риски.
Кристина Ружило — иммиграционный эксперт, управляющий партнер компании «Мигронис»
Налоговое и валютное резидентство в 2019 году : подходы и обязанности
В процессе своей работы мы столкнулись с тем, что некоторые из наших клиентов до сих пор путают понятия налогового и валютного резидентства.
Это неудивительно, т. к в последние годы информация в части налогового законодательства РФ непрерывно обновляется. Давайте разбираться вместе.
Полагаю, что начать надо с терминологии, чтобы точно определить, что подразумевает законодательство под тем или иным понятием. Итак.
Резиденты – это граждане РФ или граждане иных государств, пребывающие на территории РФ больше 183-х суток за последние 12 месяцев.
При этом срок 183 дня не обязательно должен быть последовательным. Главное – общее количество суток в течение года должно быть не меньше 183.
Нерезиденты – российские и иные граждане, пребывающие на российской территории меньше 183 суток за последовательные 12 месяцев.
- Российские военные, проходящие службу за рубежом.
- Госслужащие, находящиеся в служебных командировках за рубежом.
Для служащих консульств и торгпредства статус определяется в общеустановленном порядке.
Также это могут являться компании, которые не являются юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством других стран, либо находящиеся в государстве иностранные дипломатические представительства.
Обычно понятие применяется к правам и обязательствам лиц в финансовых и налоговых правоотношениях.
Определение данного статуса имеет важное значение. Например, для резидентов РФ налог на доходы физических лиц (НДФЛ) взимается по ставке 13 % , для нерезидентов – 30 %.
Говоря о валютном аспекте, следует отметить, что понятия «резидент» и «нерезидент» РФ в соответствии с налоговым и валютным законодательством РФ разнятся.
Причиной этому является, что налоговое и валютное законодательства России – это две разные области законодательства.
Согласно НК РФ гражданство физлица и налоговое резидентство физлица никак не связаны между собой.
Гражданин РФ может являться налоговым нерезидентом России, и иностранный гражданин может являться налоговым резидентом страны.
До 2018 года граждане, проживающие за границей РФ более 12 месяцев признавались валютными нерезидентами, однако при въезде на территорию России даже на 24 часа, они вновь становились валютными резидентами с возобновлением необходимости выполнения всех требований законодательства.
Это было крайне неудобно для граждан постоянно проживающих и работающих за рубежом, но периодически приезжающих в Россию навестить родных или в отпуск.
Что же изменилось и как дела обстоят сейчас?
С 1 января 2018 все граждане России, а также иностранные граждане с ВНЖ и лица без гражданства, постоянно живущие в РФ, считаются валютными резидентами , независимо от места проживания.
Но физические лица — валютные резиденты, постоянно проживающие за рубежом более 183-х суток в течение 12 месяцев освобождаются от ограничений валютного законодательства и не обязаны информировать налоговую о своих счетах в заграничных банках.
Таким образом, налоговые и валютные резиденты стали фактически приравненными понятиями.
Законодательством предусмотрены обязанности валютных резидентов, возникающие при открытии и ведении счетов за границей:
- сообщать налоговой об открытии, изменении реквизитов или закрытии счетов в заграничных банках (в течение месяца);
- раз в год направлять отчёты об операциях на этих счетах (не позднее 1.06 года, следующего за отчётным);
- осуществлять только те операции, которые перечислены в ст. 12 закона РФ «О валютном регулировании и валютном контроле».
Для освобождения от ограничений валютного законодательства, необходимо предоставить скан-копию заграничного паспорта с отметками о пересечении госграницы России, а также скан-копию ВНЖ или другого документа, доказывающего постоянное нахождение гражданина России на территории другой страны.
Статус валютного резидента/нерезидента также имеет значение при осуществлении переводов в иностранных валютах на счета в зарубежных банках.
Уважаемые подписчики и друзья!
Вы всегда можете конфиденциально спросить или уточнить интересующий вас вопрос касательно сферы иммиграции за рубеж.
Еженедельно мы будем размещать дайджест с ответами на самые часто встречающиеся вопросы или предоставлять индивидуальную консультацию.
Налоговый и валютный резидент разница
Мы собрали вопросы, которые волнуют владельцев зарубежных счетов. И постарались ответить на них доступным языком.
Какие ограничения сейчас существуют в отношении операций по иностранным счетам? И что может грозить за нарушение этих ограничений?
Российские валютные резиденты обязаны уведомлять Федеральную налоговую службу о наличии иностранного счета, движениях средств по нему, а также следовать ограничениям по валютным операциям. Список разрешенных операций с начала этого года изменился.
С 1 января 2018 года валютные резиденты могут зачислять на свои зарубежные счета в банках, расположенных на территориях государств-членов ОЭСР или ФАТФ:
денежные средства, полученные от продажи иностранных ценных бумаг (правда, такие ценные бумаги должны пройти процедуру листинга на российской или иностранной бирже; список иностранных торговых площадок ограничен 21-й биржей);
средства от продажи нерезидентам автомобилей и иных транспортных средств, находящихся в собственности резидентов, независимо от того, в какой стране находятся эти транспортные средства.
А вот в отношении зачисления дохода от продажи зарубежной недвижимости действует ограничение: недвижимость должна быть зарегистрирована на территории иностранного государства-члена ОЭСР или ФАТФ (группа разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег), которое присоединилось к соглашению об автоматическом обмене информацией или имеет с Россией двусторонний договор об автоматическом обмене финансовой информацией. При этом сам счет должен быть открыт в банке на территории государства, где зарегистрирована недвижимость. Например, США, которые являются членом ОЭСР и ФАТФ, не соответствуют последнему условию обмена информацией с Россией. Поэтому пока средства от продажи недвижимости в США необходимо зачислять на счета, открытые в РФ. Зачисление средств на зарубежные банковские счета возможно только при продаже недвижимости нерезидентам. При продаже недвижимости гражданам РФ средства необходимо зачислять в рублях на счет в российском банке.
Ограничения по операциям зачисления денежных средств на зарубежные счета существуют в настоящий момент только для физических лиц.
Штрафы за зачисление денежных средств по операциям, не упомянутым в законе, могут составить от 75 до 100% от зачисленной суммы.
Что такое валютный резидент и в чем его отличие от налогового резидента?
С начала 2018 года вступило в силу новое правило определения валютного резидента. Теперь все граждане России считаются валютными резидентами, независимо от места проживания. При этом применительно к лицам, срок пребывания которых за пределами территории Российской Федерации в течение календарного года в совокупности составит более 183 дней, предусматривается освобождение от большинства требований и правил валютного законодательства (распространяет действие на 2017 год).
Как соблюдать текущее валютное законодательство и при этом эффективно управлять портфелем?
При торговле ценными бумагами со счета физического лица в зарубежном банке необходимо помнить и придерживаться следующих ограничений:
страна, где зарегистрирован банк, должна быть членом организаций ФАТФ или ОЭСР (возможность зачислять купонный и дивидендный доход только на счета, открытые в банках, зарегистрированных в странах-членах ФАТФ или ОЭСР);
при зачислении средств на счета физлиц по договорам займа от банка (ломбардное кредитование) или принадлежащей клиенту компании, необходимо помнить о соблюдении 2 условий: срок займа должен быть свыше 2 лет; банк и компания должны быть зарегистрированы в стране-члене ФАТФ/ОЭСР;
в спорном случае, если планируемая операция, связанная с зачислением денежных средств на зарубежный счет, не поименована в списке разрешенных операций в Законе о валютном регулировании и валютном контроле № 173-ФЗ, то действует принцип «все, что не разрешено, — запрещено» (например, зачисление денежных средств, полученных от ликвидации зарубежной компании или получение денежных средств от частичного или полного погашения страхового полиса или получение самого тела и процентов по фидуциарным депозитам, открытым в западном банке).
Также стоит помнить, что все перечисленные ограничения относятся к зачислениям только денежных средств; при зачислении на зарубежный счет ценных бумаг эти ограничения не применяются.
Решением, которое поможет избежать строгого следования ограничениям валютного законодательства, может стать, например, открытие счета на иностранную структуру (КИК – контролируемая иностранная компания).
Валютное регулирование по брокерским счетам. Проще или такое же, как и по банковским?
Валютное регулирование и валютные ограничения распространяются только на банковские счета и не касаются брокерских счетов. Грань между брокерским и банковским счетом очень тонкая, и каждый отдельный случай необходимо рассматривать отдельно.
Из письма Минфина от 27.09.2010 № 03-02-08/57 следует, что для признания счета банковским необходимо, чтобы совпадало 3 критерия одновременно:
наличие у финансового института банковской лицензии;
наличие договора банковского обслуживания;
возможность зачислять и расходовать денежные средства на счете.
Как рассчитывается и уплачивается налог от сделок на иностранных счетах?
Налог по сделкам с ценными бумагами на иностранных счетах рассчитывается так же, как и на российских. Разница только в том, что зарубежный банк не является налоговым агентом, а значит клиенту самому (или с помощью нанятых юристов) надо рассчитывать налог, заполнять и подавать 3НДФЛ.
Какая информация передается в рамках автоматического обмена налоговой информацией? Что это меняет для российских инвесторов?
С начала этого года Россия присоединилась к списку стран, которые решили на регулярной основе обмениваться информацией о счетах своих граждан по стандартам CRS (Common Reporting Standard). Более того, летом первый обмен уже произошел, поэтому ФНС уже передала информацию за 2017 год в ряд юрисдикций, таких как Кипр и Швейцария.
Доступной становится информация обо всех открытых с 1 января по 31 декабря 2017 года счетах вне зависимости от размера суммы на нем, а также информация о счетах, открытых ранее, в случае если по состоянию на 31 декабря 2016 года на нем было более $1 млн (физические лица) или $250 000 (юридические лица).
Амнистия 2.0. Что можно и как нужно амнистировать активы/счета?
С 1 марта 2018 года по 28 февраля 2019 года действует второй этап амнистии капиталов, также до 1 марта 2019 года продлена возможность «безналоговой» ликвидации иностранных организаций. Это означает, что государство дает гражданам шанс раскрыть информацию об имеющихся активах и счетах, избежав наказания за совершенные налоговые и валютные правонарушения или получив определенные льготы. Ниже основные моменты амнистии капиталов 2.0.
Амнистия освобождает от уголовной, административной и налоговой ответственности при совершении ограниченного ряда деяний, которые связаны с приобретением, использованием или распоряжением имуществом и КИК, информация о которых содержится в декларации. Гарантии касаются операций, совершенных до 1 января 2018 года.
Амнистия признает, что все валютные операции по зарубежным банковским счетам совершены без нарушений до даты представления специальной декларации. Вы можете в произвольной форме раскрыть информацию об источниках денежных средств, находящихся на счетах и вкладах в банках, сведения о которых представлены в декларации.
В специальной декларации можно указать не только открытые (по состоянию на 1 января 2018 года) счета и вклады в зарубежных банках, но и закрытые на дату представления декларации.
Кроме того, в декларации можно в произвольной форме раскрыть информацию об источниках приобретения объектов имущества (в т.ч. земельных участков, недвижимости, транспорта, ценных бумаг).
Согласно второму этапу амнистии капиталов, передача имущества от номинального владельца фактическому не признается доходом и не подлежит налогообложению в РФ. При условии, что номинальный владелец будет указан в специальной декларации.
Вы можете подать специальную декларацию в рамках Амнистии 2.0, даже если подавали декларацию в ходе первого этапа амнистии капиталов.
Если на дату подачи специальной декларации возбуждено уголовное дело или начато производство по делу об административном или налоговом правонарушении, то Амнистия 2.0 не освободит вас от преследования.
Не допускается изменение или копирование в какой-либо форме содержимого данной статьи полностью или частично, в том числе путем кадрирования, включения в состав иных публикаций, или использование для создания производных работ. Не допускается помещение на иных сайтах ссылок на статью без предварительного письменного разрешения автора.
Определенная аналитическая информация, включенная в настоящие материалы, подготовлена автором на основании собственных оценок, предположений, корректировок и суждений, которые не проверялись независимыми третьими лицами. Таким образом, включенная в настоящие материалы информация является в определенной мере субъективной, если только в отношении неё не указано, что она получена исключительно из стороннего источника. Автор полагает, что сделанные им оценки, предположения, корректировки и суждения являются разумными, и что подготовленная им аналитическая информация должным образом отражает положение в той отрасли и на тех рынках, где он осуществляет свою деятельность; в то же время не существует уверенности в том, что сделанные автором оценки, предположения, корректировки и суждения являются наиболее подходящей основой для заключений в отношении аналитической информации представленной в данной статье.
Автор не несет никакой ответственности в связи с убытками, которые могут быть каким-либо образом понесены в связи с использованием настоящих материалов или их содержания, или могут возникнуть в связи с настоящими материалами в ином порядке. Настоящие материалы, их часть или факт их распространения не должны служить основой для заключения договоров, принятия обязательств или инвестиционных решений любого рода, и на них не следует полагаться при их заключении или принятии.
Источники:
http://hr-portal.ru/cblog/hrreader/nalogovoe-i-valyutnoe-rezidentstvo-novye-podhody-i-obyazannosti
http://internationalwealth.info/tax-planning/new-rules-on-currency-residence-have-come-into-force/
http://snob.ru/profile/31414/blog/130996
http://zen.yandex.ru/media/id/5b62172524286300a954e765/5c6410e41e2fc800ad833e62
http://www.aton.ru/ideas/7_voprosov_o_valyutnom_i_nalogovom_regulirovanii/