9 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Налоговые преференции в россии

Содержание

Налоговые льготы в России в 2020 году

Обязательные платежи в бюджет вносят физические и юридические лица. Нормы и правила, касающиеся данных отчислений, устанавливаются Налоговым кодексом РФ (НК РФ) и поправками к закону. В частности, в его статьях указаны преференции для определенных категорий граждан.

Виды налоговых привилегий

Общие принципы послаблений по обязательным взносам включены в ст. 407 НК РФ. Способы снижения сборов различны. Основные таковы:

  1. Исключение из числа налогоплательщиков. Заключается в вычеркивании субъекта из числа налогоплательщиков по категориальным признакам.
  2. Освобождение — это также исключение определенных сумм из налогооблагаемой базы. Применяется, как правило, к доходам из государственной казны.
  3. Скидка (нулевые или пониженные ставки). Такое послабление заключается в снижении ставки. Предоставляется по различным условиям:
    • физическим лицам — в связи с принадлежностью плательщика к льготной группе;
    • хозяйствующим субъектам — на определенные виды собственности или деятельности.
  4. Отсрочка выражается в передвижении даты окончательного платежа по тем или иным обстоятельствам. Предоставляется в основном индивидуально.
  5. Амнистия предназначена для юрлиц. Она заключается в отмене штрафных санкций за просроченные обязательства.
  6. Налоговые вычеты.

Подсказка: особая преференция для физлиц — вычет. Он представляет собой возврат части внесенного взноса при условии затрат в отчетный период на цели, указанные в параграфах НК РФ. Например, обучение, лечение, благотворительность и иное.

Также имеется еще один вид вычета: когда часть налогооблагаемого имущества не идет в расчет при определении налоговой базы. К примеру, такой вычет применяется в отношении 6 соток земельного надела льготных категорий граждан. К последним относятся:

  • пенсионеры,
  • инвалиды 1-2 гр.,
  • участники, инвалиды ВОВ,
  • члены семьи военных, потерявшие кормильца,
  • участники боевых действий,
  • ликвидаторы последствий ЧС на ЧАЭС, на р. Теча, химкомбинате «Маяк», Семипалатинском полигоне.

Скачать для просмотра и печати:

Кто имеет право на льготы

Законодательно налоговые льготы установлены в отношении: транспортного налога, налога на имущество организаций, земельного налога, налога на имущество физических лиц. В отношении же других налогов есть налоговые послабления (например, для НДС, НДФЛ, водного налога).

Налоговые льготы в 2020 году имеют право оформить:

  • ветераны Великой Отечественной войны и боевых действий;
  • граждане, имеющие инвалидность 1 и 2 группы;
  • пенсионеры;
  • многодетные семейства (трое и более несовершеннолетних);
  • другие.

Внимание: преференции по налогообложению входят в число прав субъекта. Пользоваться ими необязательно. Поэтому предоставляются послабления по инициативе получателя.

Граждане могут претендовать на послабления при таких условиях:

  • наличие льготного статуса;
  • получение дохода, освобожденного от налогообложения;
  • наличие собственности, по которой в законодательстве заложены преференции;
  • оплаты услуг, по которым предоставляются вычеты.

По принципу назначения налоговые преференции делятся на:

  • общероссийские;
  • региональные.

Подсказка: всеми вопросами начисления и взыскания обязательных платежей в бюджет занимается Федеральная налоговая службы (ФНС) через свои региональные представительства. Сотрудники госоргана выполняют нормы общероссийского и регионального законодательства в рамках субъекта федерации.

Налоговые послабления для ветеранов

Большая группа ветеранов делится на несколько подгрупп. В НК РФ они обозначены вместе, так как им предоставлены равные преференции. К ветеранам в рамках закона причислены:

Перечисленные лица имеют право на такие послабления:

Налоговые преференции — это. Понятие, виды и кому положено. Налоговые льготы

Налоговые преференции и льготы являются неотъемлемой частью современной экономики. Первоначально этот механизм задумывался для активизации ценных отраслей страны. Сейчас часто используется для поддержки стратегических предприятий.

Общая информация

Чтобы успешно развивалась экономика страны, необходимо обеспечить формирование эффективной и адекватной системы налогообложения. Для этого нужно позаботиться о множестве различных составляющих. И налоговые преференции – это неотъемлемая часть подобной системы. Что они собой представляют?

Налоговые преференции – это механизм снижения нагрузки на деятельность юридических и физических лиц. Тут необходимо отметить один важный аспект. Для многих людей льготы и налоговые преференции – это одно и то же. На самом деле это не так. В чем же разница? Когда вводится льгота, то она всегда подвергается контролю и администрированию, которые выполняют налоговые органы. Они всегда должны быть декларированы в отчетности, тогда как преференции документального отображения не имеют.

Для чего необходимы преференции?

Что это такое, в общем уже было рассмотрено. Сейчас давайте поговорим об их практической пользе. Посредством преференций и льгот государство может влиять на процессы, что идут в экономике. Они могут иметь как стимулирующую, так и угнетающую направленность. К примеру, есть льготы и преференции для модернизации, уменьшения экологически вредных выбросов, для развития инвестиционной и инновационной деятельности как во всей экономике, так и в отдельных отраслях. Их направляют также и на решение политических и социальных проблем в обществе.

В чем суть преференции?

Их необходимо рассматривать в качестве возможностей для налогоплательщика уменьшить свою налоговую базу или же сумму денег, которые платятся государству. К примеру, в ряде случаев на экспортные операции начисляется налог в 0% на добавленную стоимость. Для полного понимания не лишним будет ознакомиться со статьей 171 Налогового кодекса Российской Федерации. Там имеется любопытное утверждение о том, что 0% — это обязательная практика. Налогоплательщик не имеет право выбирать, использует он этот инструмент или нет. 0% будет без исключения. Эта ситуация и рассматривается как преференция. Можно дополнительно привести слова А.С. Баландина. Он сформулировал, что налоговые преференции – это предоставление преимуществ от государства отдельным категориям налогоплательщиков, что выражается в виде уменьшения сумм платежей, которые носят обязательный характер. Причем это предполагает определённые поступки со стороны юридических и физических лиц. В рассмотренном выше примере это захват иностранных рынков.

В чем суть налоговой льготы?

Итак, мы рассмотрели такой инструмент стимулирования, как преференции, что это такое, где их используют. Теперь давайте поговорим о второй теме статьи. Их можно рассмотреть с двух позиций:

  1. Как инструмент политики государства.
  2. Как элемент налогообложения.

Понятие «льгота» в законодательстве описывается в первой статье Налогового кодекса РФ. Там указывается, что они предоставляются отдельным категориям физических и юридических лиц, которые имеют право на них согласно закону. Выражается она в уменьшении суммы обязательного платежа (или его обнулении), что необходимо совершить в пользу государства. Налоговую льготу следует рассматривать как инструмент, регулирующий фискальную функцию. Следует отметить и тот факт, что в НК РФ определение с правовой точки зрения сформулировано не совсем четко. Из-за этого есть небольшое раздолье для толкования понятия и, возможно, для злоупотреблений. Она рассматривается и в немного другом ключе. Так, можно привести слова упомянутого ранее Барулина С.В. о том, что налоговые льготы – это совокупность прав, обязанностей и способов (полных или частичных) уменьшения обязательств физических и юридических лиц перед государством, которое устанавливается законодательством в виде освобождения, скидок и кредитов с целью регулирования экономики и/или решения общественных задач.

Читать еще:  Налогообложение работающих пенсионеров в 2016 году

Законодательство для преференций

Полностью приводить всю нормативную документацию не имеет смысла. Но дать краткое пояснение и указать, где оптимизация налоговых льгот и иных преференций оговорена на законодательном уровне, будет не лишним. Кто заинтересуется, сможет ознакомиться с первичными документами, принятыми Государственной Думой. Внимание будет уделено налогам на добавочную стоимость, доходы физических лиц и прибыль организаций.

В первом случае преференции, согласно пп. 9 п. 2 статьи 146 НК РФ, имеют российские организаторы Олимпийских и Паралимпийских игр. Следует отметить, что современная налоговая система предусматривает около 200 различных льгот и преференций. Из-за такого большого объемы будут приведены не все они, а только наиболее значимые. В случае с доходами физических лиц не облагаются призы, полученные спортсменами во время участия в Олимпийских и Паралимпийских игр. Это оговорено в п. 20 статьи 217 НК РФ. В случае с налогом на прибыль организации здесь преференции имеют те же, кто и в первом пункте. То есть российские компании, занятые в Олимпийских и Паралимпийских играх. Такое положение оговорено, правда, немного другой частью законодательства, а именно – пп. 36 п. 1 статьи 251 НК РФ. Вот такие виды налоговых преференций сейчас существуют. Согласитесь, возникает впечатление довольно сильной ограниченности.

Законодательство для налоговых льгот

Поэтому в рамках статьи и рассматривается две темы, которые тесно переплетены. Ведь для многих налоговые преференции для малого бизнеса и льготы — это одно и то же. Что, как мы сейчас рассмотрим, не совсем так. Рассмотрение будет вестись по тем же категориям, что и раньше.

Согласно пп. 1-2 п. 3 статьи 149 НК РФ, от налога на добавленную стоимость освобождены товары, которые производятся и реализуются общественными организациями инвалидов, и товары религиозного назначения (в том числе и литература). Конечно, это не единственные случаи послабления. Но давайте пока поговорим о социальной составляющей, коммерческая будет далее. От налогов на доходы физических лиц, согласно пункту 20 статьи 217 НК РФ, освобождены суммы, уплаченные религиозными организациями, а также ОО, что занимаются обслуживанием инвалидов и их медицинским лечением. В первом случае есть определённые сомнения относительно целесообразности в подобном решении.

Налог на прибыль организаций не берётся с религиозных общин (какая неожиданность) в случае получения ними сумм за совершение обрядов. Также есть послабления при оплате труда инвалидов.

Коммерческие налоговые льготы

Если говорить о том, что широко распространено, то здесь можно выделить два важных направления:

  1. Упрощенные системы налогообложения. В данном случае подразумеваются индивидуальные предприниматели, а также юридические лица, у которых величина оборота за год не превышает определённую сумму. С их доходов при этом снимается более низкая налоговая ставка (довольно распространенное явление, когда они вообще платят только что-то вроде единого взноса).
  2. Работа в различных технологических парках и прочих подобных организационных структурах. В данном случае предусматривается льготный налоговый режим, когда размер ставок (пускай и не всегда существенно) понижается, а также определённые бюрократические облегчения.

Особенности преференций

Рассмотренные ранее примеры нельзя воспринимать как полноценное описание предмета статьи. Давайте рассмотрим инвестиционные налоговые преференции. По сути, это льгота, которая предоставляет освобождение от уплаты подоходного налога. Но как возможно такое совмещение? Дело в том, что, несмотря на статус «налоговые преференции», примеры из жизни говорят о том, что для их получения необходимо собрать папочку бумажек. Благо, в этом направлении идёт постепенное смещение. Так, к примеру, до первого января 2009 года, чтобы получить послабление, необходимо было заключить контракт с Комитетом по инвестициям. Также сейчас широко распространёнными являются целевые преференции. Они вводятся для поддержания определённого направления (например, рассмотренные выше спортивные организации).

Кому не положены преференции?

Есть список юридических лиц, которые, при соответствии определённым условиям, не могут претендовать на послабления. Это:

  1. Налогоплательщики, действующие на территории специальной экономической зоны. Почему? Дело в том, что у них и так уже есть территориальные преференции.
  2. Налогоплательщики, производящие и/или реализующие подакцизные товары. К таковым относятся все виды алкогольной продукции и табачных изделий.
  3. Налогоплательщики, работающие по специальному налоговому режиму (упрощенная система), производители сельскохозяйственной продукции и сельских потребительских кооперативов.

Заключение

Тема довольно интересная и явно выходит за рамки статьи. Можно ещё было бы рассказать и про функциональные преференции, которые предоставляются тем, кто выполняет определённую работу и задачи. Не лишним будет упомянуть и освобождение от плановых проверок, которое действует с 2016 по 2018 год. Ведь это пускай и не прямая, а всего косвенная преференция, но она позволяет минимизировать бюрократию со стороны государства.

Что такое налоговые преференции, виды, кто имеет право и как оформить + изменения в 2018 году

В большинстве случаев знания о том, что такое налоговые преференции ограничиваются лишь пониманием о наличии определенных льгот для некоторых категорий налогоплательщиков. В сегодняшней статье будет подробнее рассказано о том, что представляют собой преференции по налогам, какая их классификация существует на сегодняшний день, кто имеет право на их получение, какова цель таких преференций, каким образом их можно оформить, и какие изменения по данному вопросу произошли в 2018 году.

Понятие

Сегодняшнюю экономику вряд ли можно представить без преференций и льгот по фискальным обязательствам перед государством. В самом начале появления данный инструмент использовался с целью стимулирования развития тех экономических секторов, которые представляли ценность для государства. На сегодняшний день его используют для того, чтобы оказать содействие стратегически важным для государства предприятиям.

Под фискальными преференциями понимается тот самый механизм, направленный на сокращение нагрузки на функционирование хозяйствующих субъектов и работу граждан.

Зачастую на практике люди не видят разницы между фискальными льготами и преференциями. На деле же такое устоявшееся мнение является глубоким заблуждением. Так, при введении льгот, последние всегда контролируются фискальными службами. Полученные льготы по налогам должны всегда отражаться в декларации о доходах, в то время как преференции документально нигде не отражаются.

К налоговым преференциям необходимо относиться как к возможности уменьшить сумму налогов и сборов, которые необходимо регулярно выплачивать в государственный бюджет.

По характеру различают территориальные, отраслевые, срочные, целевые, функциональные и интра-векторные налоговые преференции.

Так, территориальные преференции направлены на то, чтобы поддержать и простимулировать развитие отдельных зон и территорий, а также так называемых технопарков, оффшорных зон и т.п.

Что касается отраслевых преференций, то тут речь идет о стремлении государства поддержать отдельные отрасли экономики, включая здравоохранение, промышленный комплекс.

Когда мы говорим, например, о срочных преференциях, то подразумеваем ограниченность их действия временем. Тут может речь идти об отсрочке обязательных платежей в казну государства, реструктуризации задолженности либо налоговой амнистии.

Кто имеет право?

Претендовать на получение налоговых преференций могут определенные категории субъектов хозяйствования, включая:

  • юридические лица – плательщики налогов, функционирующие в рамках специальных экономических зон;
  • производители либо предприятия, занимающиеся сбытом подакцизных товаров, куда следует отнести алкогольные напитки и табачную продукцию;
  • субъекты предпринимательства, выбравшие определенный налоговый режим, например, УНС, а также предприятия, занимающиеся сельскохозяйственным производством.

Цель налоговых послаблений

Руководствуясь требованиями статьи 19 закона РФ «О защите конкуренции» за №135 – ФЗ от 26 июля 2006 года, необходимо подчеркнуть, что государственные либо муниципальные фискальные послабления предоставляются на базе юридических актов органов федерального уровня, представляющих исполнительную ветвь власти, органов местного самоуправления и других юридических документов. Подобные меры послабления применяются в следующих целях:

  • обеспечить условия для жизни граждан, проживающих в области Крайнего Севера и подобных ему территориях;
  • способствовать прогрессированию науки и сферы образования;
  • провести изыскания научного характера;
  • обеспечить протекцию окружающей среды;
  • сохранить, применить, способствовать популяризации и охранять в масштабах государства объекты, представляющие культурное наследие;
  • способствовать эволюции культурного уровня, искусства и сохранности нравственных и эстетических идеалов русского народа;
  • позаботиться о соответствии требованиям для должного уровня обороноспособности и национальной безопасности;
  • помочь процветанию физической культуры и спорта;
  • производить сельскохозяйственные товары;
  • позаботиться о социальном обеспечении граждан РФ;
  • позаботиться о здоровье населения страны и охраны труда;
  • для оказания необходимого содействия субъектам малого предпринимательства.
Читать еще:  Налоговый вычет на лечение срок давности

Этапы оформления

Опираясь на нормы статьи 20 вышеуказанного закона, нельзя не сказать о том, что исполнительная власть на федеральном уровне, а также государственная власть либо органы местного самоуправления, решившие представить налоговые послабления соответствующего уровня, должны подать в антимонопольный комитет обращение с согласием по установленной форме, приложив к нему:

  1. Проект акта, где будут обозначены цель и размер послабления, если оно будет представлено посредством передачи имущества.
  2. Список видов деятельности, которые осуществляет субъект хозяйствования, являющийся кандидатом на получение поддержки от государства, на протяжении 2 лет до момента подачи заявления вместе с копиями документов, доказывающих право на выполнение данных видов деятельности.
  3. Наименование видов и объемов товаров, производимых либо реализуемых данным конкретным субъектом хозяйствования на протяжении последних двух лет, с обозначением кодов видов этой продукции.
  4. Форма №1 финансовой отчетности кандидата на последнюю отчетную дату.
  5. Список лиц, являющихся частью группы хозяйствующего субъекта, в отношении которого существует намерение оказать поддержку на государственном либо муниципальном уровне.
  6. Нотариально заверенные копии документов юридического лица.

Антимонопольный комитет на протяжении 1 месяца после предоставления полного пакета документов проводит соответствующий анализ и принимает необходимое решение.

Изменения в 2018 году

Как отмечалось выше, послабления на государственном либо муниципальном уровне могут быть представлены в виде передачи объектов имущества либо предоставления имущественных льгот, например, в отношении ставки арендной платы.

Так, с 1 января 2018 года с целью поддержать субъектов малого предпринимательства были приняты льготные ставки по арендной плате в размере 4,5 тыс. рублей за квадратный метр ежегодно. Воспользоваться таким правом могут субъекты малого бизнеса, арендующие нежилые помещения, площадь которых не превышает 300 кв.метров. Срок действия таких послаблений продлится до 31 декабря 2018 года.

Некоторые изменения произошли и в отношении преференций на транспортный, земельный и имущественный налоги. Теперь, начиная с этого года для получения таких послаблений достаточно обратиться с соответствующим заявлением в фискальную службу. Подать такое заявление можно через почтовую службу, в режиме онлайн, а также лично явившись в налоговую инспекцию.

Заключение

Таким образом, государственные преференции в отношении налогов регулярно пересматриваются государством. И каждый хозяйствующий субъект должен знать о своих правах и суметь воспользоваться предлагаемыми государством возможностями.

Налоговые льготы и их виды

Льготы по налогам – отдельные виды послаблений, предназначенные для налогоплательщиков (физических и юридических лиц). Предполагает возможности уплачивать пошлину или сбор в меньшем размере, а также в полном или частичном освобождении от оплаты. Возможна также отсрочка в проведении платежа. Кто устанавливает налоговые льготы? Их регулируют на федеральном уровне. Региональные власти имеют право дополнять установленные налоговые льготы и их виды в соответствии с местными нормативными актами.

Льготы предоставлены в виде скидок. Они предназначены для стимуляции развития малого, среднего и крупного бизнеса путем снижения налоговой нагрузки. С их помощью юридическим лицам предоставляется возможность отсрочить платеж, оформить рассрочку. Выдается только в соответствии с действующим законодательством, а не только вследствие действующего НК РФ.

Хоть по причине разработанных послаблений поступления в бюджет страны несколько снизился, скидки, предоставляемые государством, обладают следующими преимуществами:

  1. Налоговые послабления стали импульсом в развитии разных форм бизнеса, обеспечивают пенсионные гарантии бизнесменов без наемных работников. Сюда также относят фрилансеров, лиц, занимающихся каким-либо хендмейд, ремеслом.
  2. Обеспечение новых рабочих мест, снижение численности населения, проживающих на пособии по безработице.
  3. Снижение уровня социальной напряженности в обществе, так как растет уровень жизни населения.
  4. Формирование новых видов деятельности, разработка инновационных производств, которые в процессе развития принесут существенные доходы, не требуя крупных финансовых вложений.

О налоговой системе

Льготы на налогообложение применяются для контроля над экономическими процессами внутри общества. Они также стимулирует граждан и юридических лиц выполнять налоговые обязательства.

Назначается для снижения налогового давления. Налоговая система имеет нюансы, а именно:

  1. Временно освобождает от уплаты налога, но не снимает обязательств перед государством. Льгота предоставляется в полной, частичной или отложенной форме. Плательщик обязуется проводить налоговые отчисления и предоставлять достоверные данные о доходах.
  2. Применяются послабления на основании действующего закона, отдельных поправок касающихся физических лиц, организаций. Учитываются поправки в законе, направленные на устранение сложных задач отдельных субъектов.
  3. Плательщик имеет право в любое время воспользоваться льготой с момента обозначения. Для этого не требуется информирование соответствующих органов. На практике система льготных условий делится на две категории. К первой относятся случаи, регламентированные законом и стабильно применяемые на практике независимо от изменений экосистемы, политической обстановки в стране. Вторая категория носит кратковременный характер и широко используется для конкретных объектов.

Виды налоговых льгот

Государственные послабления выражаются в разных формах, а именно:

  1. Налоговые вычеты.
  2. Понижение ставки. Например, при работе с продовольственным, детским или медицинским товаром предоставляется скидка НДС в 10%.
  3. Отдельные категории лиц полностью освобождаются от уплаты налога. Например, для образовательных и медицинских учреждений, производства столовых приборов и т. д.
  4. Снижение оплаты налога. Например, индивидуальным предпринимателям, имеющим грузовые автомобили, предоставляется скидка на транспортный налог. Размер может снизиться до суммы платежей в системе «Платон».
  5. Налоговый кредит.

Разные виды помощи предоставляются владельцам малого, крупного бизнеса, а также индивидуальным предпринимателям. Такие скидки дают существенное преимущество перед другими налогоплательщиками, осуществляющими платежи на общих основаниях. На такие формы послаблений могут рассчитывать только отдельные категории граждан, установленные законом.

Подробно о налоговом освобождении

Налоговые освобождения включают в себя следующие формы:

  1. Налоговые каникулы – освобождение от уплаты госпошлины в определенные периоды времени. Например, для индивидуальных предпринимателей разработана программа упрощенной оплаты или патента на оплату налога. В результате при соответствии всем требованиям ИП может получить освобождение от уплаты на два налоговых периода.
  2. Амнистия. Назначается для погашения просроченных задолженностей без применения штрафных санкций за несвоевременное внесение оплаты.
  3. Полное освобождение предоставляется отдельным категориям лиц (ветеранам войны, общественным организациям и т. д.). Выдается на определенный срок или бессрочно.
  4. Изъятие. Исключение из налоговой базы частей, например, освобождение от госпошлины определенных видов имущества, организаций религиозного или фармацевтического направления.
  5. Понижение ставки. Предоставляет возможность оплачивать пошлину по льготной процентной ставке, отличающихся от установленных норм. По некоторым регионам процент может понижаться до нуля.

Подробно об уменьшении налоговой базы и предоставлении скидок

Такого рода льготы налогоплательщикам предоставляется в следующих формах:

  1. Вычет. В этом случае гражданин освобождается от налогообложения на определенный вид имущества, его части. Послабление касается имущественных, стандартных, социальных вычетов НДФЛ.
  2. Необлагаемый минимум. Сюда относится минимальная сумма, которая не подлежит налогообложению.

Подробно о получении налогового кредита

Такая форма помощи предоставляется для снижения размера платежа на прибыль, направленную в региональный и местный бюджет. В основном назначается в период развития предприятия на установленный срок.

В дальнейшем размер кредита в обязательном порядке гасится с учетом текущих процентов. Максимальный срок кредита составляет пять лет. Выдается только при наличии существенных оснований.

Кому предназначены льготы

Налоговые льготы предоставляются только резидентам РФ.

Условия выдачи льгот

Назначение льгот проводится в соответствии с ФЗ №875 п.14. Порядок и условия назначения послаблений, основания для отказа и прекращения выдачи определяются Порядком №1010.

В соответствии с установленными нормами предприятие или гражданин обязаны отвечать «разрешительным» нормам, а именно:

  1. Наличие работающих инвалидов на предприятии. Их количество за предыдущий налоговых период составляет минимум 50% от общего числа наемных сотрудников.
  2. Фонд оплаты труда инвалидов, работающих на предприятиях, требуют расхода от общего, выделенного на оплату труда. Он составляет не менее 25%. В расчет берутся бухгалтерские расчеты начислений заработной платы за отчетные периоды.
  3. Размер расходов предприятия, организации, занимающейся переработкой сырья, изделий, составных частей, предоставляющей разного рода услуги, направленных на производство и т. д. Этот критерий применяется для расчета льгот по НДС.
  4. Размер среднемесячной заработной платы сотрудников, в том числе инвалидов. В соответствии с законом размер оплаты труда не должен быть ниже прожиточного минимума.
Читать еще:  Налоговый и валютный резидент разница

Таким образом, при соответствии установленным требованиям можно получить налоговое Разрешение и использовать доступные льготы.

Последствия нарушения условий

Весь период предоставленных налоговых льготы по НК РФ обязует выполнять установленные обязательства. Нарушение даже одного условия влечет за собой уголовную ответственность, а также отмену права пользования послаблениями.

Запрет на индивидуальный характер

Нормы НК не могут иметь индивидуальный характер, то есть не предоставляются только одной конкретной организации, физлицу или ООО. Выдается только определенной категории плательщиков, которые соответствуют установленным нормам.

Отказ от использования льгот

Налоговые льготы не являются обязательной услугой. Каждый налогоплательщик вправе отказаться от использования госпомощью, а также приостановить действующие льготы на несколько налоговых периодов. Исключением являются случаи непредусмотренные НК РФ.

Особенности применения

На практике послабления применяются на федеральном, региональном уровнях. Дополнительно устанавливаются местные налоги. Их дают и отменяют для тех же субъектов, которыми они установлены, т. е. Налоговым кодексом РФ (местным, региональным, законами субъекта РФ и т. д.).

Таким образом, льготы в налогообложении – важная составляющая экономики государства. Скидки применяются в разных отраслях и служат существенным стимулом для развития малого, среднего и крупного бизнеса. С их помощью удается регулировать социально-экономические отношения.

Налоговые льготы

Льготы по налогам и сборам – это предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

Можно сказать, что налоговые льготы – это система скидок при налогообложении, которые предоставляются физическим и юридическим лицам для стимулирования развития бизнеса или уменьшения налоговой нагрузки.

Льготы позволяют снизить объем налогов, которые уплачивают юридические лица или ИП, отсрочить обязательный платеж или предоставить рассрочку на него. При этом следует иметь в виду, что налоговые льготы предоставляются налогоплательщикам в силу указаний действующего законодательства, а не согласно решениям налоговых органов.

Формы налоговых льгот

Предоставляться такие преимущества могут в различных формах. Например:

пониженные ставки налогов. Например, по основным продовольственным, детским и медицинским товарам применяется льготная ставка НДС 10%;

освобождение от уплаты налога отдельных категорий лиц. К примеру, реализация продуктов питания, произведенных столовыми образовательных и медицинских организаций, освобождается от обложения НДС;

уменьшения суммы налога к уплате. Например, владельцы грузовых автомобилей – плательщики транспортного налога могут уменьшить сумму транспортного налога на сумму платежей, уплаченных в систему Платон;

Классификация налоговых льгот согласно НК РФ

НК РФ не содержит закрытого перечня и классификации льгот по налогам, но можно сказать, что предоставление налоговых льгот заключается в:

освобождении от налога;

уменьшении налоговой базы;

предоставлении налогового кредита.

Налоговые освобождения

Налоговые освобождения включают следующие виды налоговых льгот:

налоговые каникулы – освобождение налогоплательщика от уплаты налога на определенный период. Так, ИП, применяющие «упрощенку» или патент, при соблюдении определенных условий могут получить данную льготу на два налоговых периода;

налоговая амнистия – погашение налогоплательщиком просроченной задолженности без применения к нему санкций за просрочку;

полное освобождение от уплаты налога – может предоставляться некоторым категориям на определенный срок или бессрочно (пенсионерам, ветеранам войны, общественным организациям и т.п.).

изъятие – исключение из налоговой базы ее частей, например, освобождение от налогообложения некоторых видов имущества фармацевтических, религиозных и других организаций (ст. 381 НК РФ);

пониженная ставка налога – позволяет некоторым категориям налогоплательщиков уплачивать налог по процентным ставкам более низким, чем общеустановленные ставки. По некоторым налогам льготные ставки могут снижаться до 0%.

Уменьшение базы по налогу, или налоговые скидки

Уменьшение базы по налогу, или налоговые скидки:

налоговые вычеты – исключение из налогооблагаемой базы определенной ее части, например, стандартные, социальные и имущественные вычеты по НДФЛ;

необлагаемый минимум – минимальная сумма, не подлежащая налогообложению.

Налоговые кредиты

Инвестиционный налоговый кредит – возможность организации уменьшать свои платежи по налогу на прибыль, региональным и местным налогам в течение определенного периода с последующей уплатой кредита и процентов по нему (ст. 66 НК РФ). Срок кредита от года до 5 лет при наличии оснований, указанных в ст. 67 НК РФ.

Кто может использовать налоговые льготы

Поскольку налоговая льгота представляет собой преимущество перед другими плательщиками, то и получать ее могут исключительно резиденты РФ.

Запрет на индивидуальный характер налоговых льгот

Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера. То есть льгота по налогам и сборам не может быть предоставлена одной конкретной организации или одному физическому лицу. Это должна быть определенная категория плательщиков, которые соответствуют установленным критериям (пункт 1 статьи 56 НК РФ).

Можно ли не использовать льготы по налогам и сборам

Налогоплательщик вправе отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом РФ. То есть использование льготы по налогам и сборам не является обязательным к применению для налогоплательщиков.

Таким образом, налогоплательщик, который имеет полное право применять налоговую льготу, может отказаться от этой льготы или приостановить использование льготы по налогам и сборам на определенное время, равное одному или нескольким налоговым периодам (пункт 2 статьи 56 НК РФ).

Уровни применения налоговых льгот

На практике различают льготы по уровню действия. То есть льготы действуют в отношении федеральных, региональных и местных налогов.

Какие нормативные правовые акты устанавливают налоговые льготы

Льготы по федеральным налогам и сборам устанавливаются Налоговым кодексом РФ. Льготы по региональным налогам устанавливаются Налоговым кодексом РФ и (или) региональными законами (законами субъектов Российской Федерации о налогах). Льготы по местным налогам устанавливаются Налоговым кодексом РФ и (или) нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга о налогах) (пункт 2 статья 56 Налогового Кодекса РФ).

Здесь необходимо отметить, что льготы, установленные НК РФ, применяются на всей территории РФ и дублировать их в нормативных актах субъекта РФ либо муниципального образования нет необходимости (см. Определение ВС РФ от 05.07.2006 N 74-Г06-11).

Порядок отмены налоговых льгот

Отменять налоговые льготы могут те же субъекты, которые вправе их устанавливать.

Таким образом, льготы по федеральным налогам и сборам отменяются Налоговым кодексом РФ; льготы по региональным налогам отменяются Налоговым кодексом РФ и (или) законами субъектов Российской Федерации о налогах; льготы по местным налогам отменяются Налоговым кодексом РФ и (или) нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга о налогах) (статья 56 Налогового Кодекса РФ).

Здесь необходимо отметить, что льготы, установленные НК РФ, не могут быть изменены или отменены нормативным актом регионального или местного уровня (см. Письмо Минфина России от 17.10.2012 N 03-02-08/92).

Итоги

Налоговые льготы – одна из важнейших составляющих здоровой экономики государства. Скидки на налогообложение помогают в развитии различных отраслей производства и служат стимулом к развитию бизнеса.

Власти применяют разные виды налоговых льгот с целью регулирования социально-экономических отношений.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

Источники:

http://lgoty-vsem.ru/lgoty/nalogovye-lgoty.html
http://businessman.ru/nalogovyie-preferentsii—eto-ponyatie-vidyi-i-komu-polojeno-nalogovyie-lgotyi.html
http://zapusti.biz/baza/nalogovye-preferentsii
http://lgotnikam.ru/nalogovye-lgoty-i-ih-vidy/
http://www.audit-it.ru/terms/taxation/nalogovye_lgoty.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector