0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Комиссии по легализации объектов налогообложения

Содержание

Комиссия по легализации объектов налогообложения

Налоговики регулярно проводят комиссии по легализации объектов налогообложения. Мы расскажем, всегда ли обязательно участие в них и каким алгоритмом руководствоваться в своих действиях.

Ситуация, когда компании получают от инспекций некие предписания с требованиями явиться для дачи пояснений по поводу:

  • полученного убытка по итогам отчетного или налогового периода;
  • высокого уровня налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость;
  • минимального дохода по упрощенной системе налогообложения*;
  • применения льгот по налоговым платежам и пр.

Налоговиками данные вызовы называются «комиссиями по легализации объектов налогообложения». Они стали обычным явлением для многих компаний.
Налоговый кодекс не предусматривает никакой подобной комиссии. Более того, из форм налогового контроля явно можно выделить только две самостоятельные формы:

  • камеральная налоговая проверка;
  • выездная налоговая проверка.

Цели комиссий и их правомерность

Конечная цель, которую преследуют указанные комиссии, — увеличить сумму налоговых сборов с компаний.
При этом по итогам комиссии не может быть вынесено никаких решений в отношении приглашенных фирм.
Сам процесс прохождения комиссии представляет собой следующее.

  1. Представителю компании выдают для заполнения анкеты, в которые компанией должны быть внесены сведения:
    • об основных дебиторах и кредиторах;
    • о доходах и расходах и их структуре;
    • о количестве персонала и форме его привлечения (трудовые отношения, гражданско-правовые договоры);
    • об основных средствах;
    • о денежных средствах на расчетных счетах.

    Список может быть сокращен или, наоборот, увеличен какими-либо дополнительными аналитическими материалами или расшифровками статей деклараций. Временной интервал, который данные сведения охватывают, обычно составляет три года. Заполняя указанные анкеты, компания, по сути, своими руками проводит в отношении себя анализ по 12 критериям планирования выездной налоговой проверки (www.nalog.ru).

  2. С представителем компании проводится беседа, в процессе которой ему неоднократно говорят о необходимости написания неких объяснений по поводу предмета вызова (мы рассмотрели в самом начале статьи) и большой вероятности попадания в план выездных проверок.
  3. В зависимости от готовности фирмы ей подсказывают варианты выхода из той ситуации, при которой она навлекает на себя налоговую проверку и портит показатели инспекции. Эти рекомендации сводятся к тому, что компании предлагают либо уменьшить расходы текущего периода, либо сократить сумму вычетов по НДС, «растянув» их по времени принятия в качестве расходов и вычетов по налогу. Зачастую такие действия противоречат и Налоговому кодексу, и разъяснениям Минфина России.

Таким образом, основная цель таких комиссий — убедить компанию увеличить сумму начисленного налога на прибыль за прошедший налоговый период либо сократить убытки и вычеты путем подачи уточненных деклараций. Повторимся, что никаких иных мер, кроме такого рода убеждения, налоговики в рамках данных комиссий применять не могут.
Теперь немного о правомерности таких форм налогового контроля. Очевидно, что если подобные комиссии не предусмотрены Налоговым кодексом, то самым правильным решением для компаний было бы не ходить на них. К сожалению, все не так просто.

Собственно, об этом «ином случае» и идет речь в этой статье.
Кроме того, стоит обратить внимание на то, что девятым критерием концепции системы планирования выездных налоговых проверок 1 является непредставление компанией пояснений на уведомление инспекции о выявлении несоответствия показателей деятельности.
Таким образом, избежать общения с налоговиками без негативных последствий для себя вряд ли удастся.

Что делать?

Алгоритм действий достаточно прост.
Первое, что нужно помнить, — не игнорируйте подобные приглашения, но и паниковать, и исполнять бегом первые требования инспекторов тоже не нужно.
Второе — необходимо представить четкие ответы на вопросы инспекторов относительно интересующих их вопросов. При этом ответ должен быть достаточно общим, чтобы заранее не привлекать налоговиков к рассмотрению конкретных сделок или способствовать назначению выездной проверки.
Если считаете нужным, можно письменно описать деятельность компании, это поможет инспектору не только (и не столько) понять вашу правоту, но и «прикрыться» перед своим начальством.
Наиболее часто встречающимися и понятными для налоговиков обстоятельствами, которые вызывают убытки, являются следующие:

  1. Если убыток формируется с начала работы фирмы и расходы изначально превалируют над доходами:
    • фирма только что начала работать.
  2. Если темп роста расходов опережает темп роста доходов:
    • фирма модернизирует (ремонтирует) основные активы;
    • фирма проводит агрессивную политику захвата рынка, что требует дополнительных вложений и затрат;
    • фирма планирует расширяться, в связи с чем осуществляет дополнительные затраты;
    • фирма осваивает новые направления бизнеса.
  3. Если выручка падает, а расходы остаются на прежнем уровне:
    • снижение продаж в связи с изменением конъюнктуры рынка, а основную массу расходов в компании составляют постоянные расходы;
    • искусственное снижение продаж в связи с ожидающимся ростом цен на реализуемую продукцию.

Аналогичного рода объяснения чаще всего встречаются и в отношении НДС.
Главное, что хочет услышать инспектор, — что в ближайшее время компания начнет уплачивать налог в большем объеме (или вообще уплачивать). Но, конечно, обещать этого инспектору не нужно (часто налоговики предлагают договориться о показателях на следующий налоговый период, идя навстречу предпринимателю).
Помните, что, прежде чем согласиться на предложения инспекции, нужно понимать, что:

  • инспекторы руководствуются в своих предложениях исключительно желанием снизить убытки, уменьшить суммы расходов и налоговых вычетов; никаких других мотивов к общению у налоговиков нет;
  • позиция отдельно взятого инспектора отдела камеральных проверок относительно возможности переноса на будущие периоды затрат в целях учета для налога на прибыль, а также дробления и возмещения НДС частями чаще всего не соответствует мнению инспекторов из отдела выездных проверок, разъяснениям Минфина России и действующему налоговому законодательству вообще. Если же инспектор неуемно настойчив в своих предложениях по оптимизации учета затрат и вычетов, можно предложить ему вариант, при котором компания сделает официальное письмо с просьбой разъяснения ситуации в ее территориальный налоговый орган.

Сноски:
1 утв. приказом ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@

Как защищаться на комиссиях по легализации объектов налогообложения

12 августа 2014 20403

Кого стоит взять с собой на комиссию

Как спрогнозировать вопросы, которые зададут налоговики

Какие вопросы представляют наибольшую опасность

Популярное по теме

Первоначально комиссии по легализации объектов налогообложения, по большому счету, носили формальный характер. Протокол такого мероприятия содержал лишь пару фраз о пояснении причин убытков компании. Никакого углубленного анализа не приводилось, а сама комиссия имела, скорее, неофициальный статус. У компаний не было ответственности за непредставление информации, неявку на комиссию, а налоговики не имели права потребовать присутствия должностных лиц организации.

Сейчас многое изменилось. Налоговики готовятся к комиссии по легализации объектов налогообложения ничуть не меньше, чем к выездной налоговой проверке, а вопросы, задаваемые на таких комиссиях, все сложнее предугадать. Все это сильно затрудняет представителям компании подготовку к защите от возможных претензий. Однако это возможно.

Инициатива может исходить от разных ведомств

Существует три типа комиссий по легализации налоговой базы в зависимости от инициатора мероприятия:

  • комиссия при местной налоговой инспекции;
  • комиссия при управлениях ФНС России по субъектам РФ;
  • межведомственная комиссия при администрации субъектов РФ и органах местного самоуправления.

Если инициатива приглашения представителей компании на комиссии различного уровня исходит от местных налоговиков, об этом прямым текстом будет написано в протоколе решения. Однако независимое от ИФНС желание побеседовать с руководством компании может появиться и у администрации региона или города, и у УФНС. Обслуживающая налоговая инспекция может вообще не знать о комиссиях при администрации ничего, кроме того, что сообщено в новостях в интернете. Так как обмен информацией (протоколов с комиссий) возможен, только если сама ИФНС направила компанию на такую комиссию.

Кроме того, инициатива может исходить и от чиновников УФНС, если у них имеется общая информация о компаниях, отразивших убытки, периоде их отражения, их причинах, отрасли и т.д. Как правило, инспекторы из управления один раз квартал или в полугодие запрашивают у курируемых ими инспекций информацию для проведения своей комиссии.

На комиссию стоит захватить юриста

Налоговикам достаточно присутствия на комиссии только главного бухгалтера компании или ее финансового директора. Так как задаваемые вопросы касаются преимущественно их компетенции. Конечно, эти люди могут и самостоятельно оценить степень угрозы для компании со стороны налоговых органов, однако они зачастую не обладают юридическими знаниями, чтобы понять, насколько законны вопросы и требования комиссии. Поэтому присутствие опытного юриста будет нелишним. Естественно, юриста, хорошо ориентирующегося в деятельности компании. Предварительно обсудившего все возможные риски с главным бухгалтером и иными руководителями компании, подобравшего выгодные арбитражные решения.

Со стороны налоговиков в состав комиссии включаются сотрудники, в чьи должностные обязанности входит перечень вопросов, подлежащих рассмотрению. Начальники структурных подразделений по проведению камеральных и выездных проверок, предпроверочного анализа, урегулированию задолженности. Юристы со стороны налогового органа сейчас в состав комиссии не входят.

В исключительных случаях в состав комиссии налоговых органов могут быть включены представители органов исполнительной власти, Пенсионного фонда, Государственной инспекции по труду, а также правоохранительных органов и прокуратуры. Однако для их присутствия обычно нужны какие-то дополнительные основания.

Так, в настоящее время происходит объединение информационных ресурсов ФНС, ФМС, Росфинмониторинга и МВД. В результате получения доступа к информации коллег, у какого-то из этих ведомств может возникнуть интерес к участию в комиссии. И желание задать вопросы представителю компании.

Кроме того, причиной участия в комиссии правоохранительных органов может стать наличие фактов снятия с расчетного счета наличных денежных средств в размерах больших, чем выплаченная налогоплательщикам заработная плата. Или обоснованные подозрения в применении схем необоснованного возмещения НДС, связей с однодневками или иные признаки преступной деятельности.

Вопросы комиссии регламентируются письмом ФНС

Если ранее вопросы комиссии сводились только к причинам получения убытков или выплаты заработной платы ниже среднеотраслевого уровня и к планам компании стать прибыльной, то сейчас ситуация кардинально поменялась. В настоящее время работа всех налоговых инспекций регулируется письмом ФНС России от 17.07.13 № АС-4-2/12722 «О работе комиссии налоговых органов по легализации налоговой базы».

Как правило, начинается заседание комиссии с оглашения общей информации о компании – это делается просто с целью проверки данных. Иногда сверка такой информации позволяет налоговым органам установить факты отсутствия у компании лицензий, наличие незарегистрированных обособленных подразделений и другие нарушения.

Далее, естественно, участники переходят к главному вопросу: интересуются причинами убытка, низкого уровня оплаты труда персонала, высокой доли вычетов по НДС и т.п. При этом обязательно стоит ждать дополнительных вопросов о скачках показателей в аналитических таблицах, приведенных в приложениях к письму ФНС России от 17.07.13 № АС-4-2/12722.

Просчитать, какие именно вопросы зададут на комиссиях, возможно, собрав информацию о своей компании в интернете. Так как такие общедоступные сведения могут направить интерес налоговиков в определенное русло. Особенно стоит обратить внимание на сделки и операции, оказавшие значительное влияние на финансово-хозяйственную деятельность и, возможно, приведшие к убыткам. Любая информация, которую сообщают на комиссии представители компании, будет перепроверена по общедоступным источникам.

При проведении анализа компании налоговые органы учитывают такие факторы, как сезонность, спады и смена расчетных схем в отрасли. Отраслевой квартальный анализ проводится с использованием материалов отраслевых бюллетеней, составляемых РИА-Рейтинг, которые представляют собой свод данных Росстата и сведений сайтов холдингов России с учетом экспертных оценок.

Стоит отметить, что органы статистики категорически отказываются предоставлять такого рода информацию в налоговые органы. Однако налоговые органы получают информацию из других источников. Например, на порталах администрации областей приводится информация о социально-экономическом развитии области, где часто перечисляются достижения ведущих в своих отраслях компаний и сведения о монополистах с указанием их финансовых показателей.

Не последнюю роль может сыграть и арбитражная практика. При изменении позиции Президиума ВАС РФ или практики Федерального арбитражного суда данного округа налоговики попробуют найти аналогии в деятельности приглашенной на комиссию компании и задать соответствующие вопросы. Следовательно, перед посещением комиссии представителю компании стоит ознакомиться с последними тенденциями арбитражной практики.

Вопросы могут касаться также информации, предоставленной другой инспекцией, которая запросила сведения, касающиеся приглашенной на комиссию компании. Либо просит провести выездную налоговую проверку для выявления фактов участия в незаконной налоговой оптимизации.

Также налоговые органы тесно сотрудничают с инспекцией по труду – она наиболее контактна в направлении материалов выявленных нарушений. Информация о проведенных трудинспекцией проверках по конкретному налогоплательщику доступна на сайте генеральной прокуратуры (www.genproc.gov.ru). С указанием органа, проводящего проверку, сроков проверки и основания ее проведения. Помощь этого ведомства становится особенно актуальной при имеющихся у налоговых органов сведениях о выплате компанией «конвертной» заработной платы.

Часто инспекторы задают вопросы технологического характера о тонкостях процесса производства, изношенности основных фондов, отраслевых проблемах и т.п. Во-первых, инспекторам, собирающимся на проверку в компанию, важно заранее знать, с чем они столкнутся. И понимать технологические особенности деятельности компании. Во-вторых, понимание технологии поможет при проверке аналогичного налогоплательщика, которая в данный момент, возможно, проводится.

Если за технологическими тонкостями не кроется никакой налоговой оптимизации, то разъяснить инспекторам особенности хозяйственной деятельности – в интересах самой компании. Меньше вопросов возникнет на проверке. В противном случае, конечно, не стоит делиться подробностями – есть шанс, что несведущие инспекторы не заметят каких-то налоговых схем.

На особый контроль поставлены заемные отношения. В практике нередки случаи, когда российский налогоплательщик постоянно несет убытки из-за выплаты значительной суммы процентов по займу, предоставленному дружественной иностранной компанией. По сути вся прибыль российской компании под видом процентов перечисляется за рубеж в низконалоговую юрисдикцию (например, Кипр) без уплаты налога у источника. Естественно, в этом случае представителей компании на комиссии будут убеждать добровольно прекратить подобную практику, ссылаясь на необоснованность налоговой выгоды, задавать вопросы о заимодавце и бенефициарах. Однако реальных инструментов заставить российского заемщика стать прибыльным у налоговиков нет – необоснованность налоговой выгоды еще надо доказать. Причем, скорее всего, делать это им придется в суде.

В приложении № 10 к письму ФНС России от 17.07.13 № АС-4-2/12722 указаны критерии зоны риска при анализе операций по расчетному счету налогоплательщика. Естественно следует ожидать вопрос и по контрагентам.

Защититься поможет внимательное отношение к заданным вопросам

Основную опасность для компаний могут представлять вопросы выездников, иногда камеральщиков. Особенно если комиссия собралась, к примеру, обсудить убыток в декларации за 9 месяцев 2014 года, а в данный момент налоговый орган уже проверяет период 2010–2013 годов. В этом случае комиссия становится отличным поводом для выездников задать накопившиеся вопросы, возникшие в ходе текущей выездной налоговой проверки.

Поэтому необходимо четко следить и отсекать вопросы не по тому периоду, по которому состоялся вызов на комиссию, прямо указывая на это спросившему. Или по не относящемуся к делу по информационному содержанию. Когда, к примеру, комиссия проводится в связи с получением убытков, а задаются вопросы технологического характера, которые никаким образом не могли на него повлиять.

В целом для компании участие в комиссии по легализации объектов налогообложения несет не только минусы, но и плюсы. Присутствие на комиссии позволяет руководству компании здраво оценить степень налоговых рисков по характеру задаваемых вопросов, а также вычислить источники получения налоговиками негативной информации.

Стоит учитывать, что и для налоговиков такая комиссия является лишь разведкой перед боем – этапом подготовки к выездной налоговой проверке, которая рано или поздно случится. И кроме сбора важной информации для налоговиков комиссии чаще всего ничего не несут. Особенно справедливо это для крупных компаний. Сами налоговики признают, что комиссии эффективны только для малого и среднего бизнеса. Уточненные декларации на уменьшение убытка среди крупнейших налогоплательщиков, скорее, исключение из правил.

Стоит обратить внимание, что ход проведения комиссии иногда фиксируется аудиозаписью, о которой сразу могут не сообщить. Есть смысл заранее уточнить этот момент. При этом стенограмма беседы редко ведется в протоколе дословно, чаще редактируется в официально-деловом стиле. Поэтому протокол, перед тем как подписать, стоит внимательнейшим образом прочесть во избежание смысловых искажений. Некоторые организации подписывают протокол не только на последней, но и на каждой странице. А часть сложных вопросов, на которые налогоплательщик затруднился ответить устно, он может описать сам, когда ему пришлют проект протокола на согласование.

Не всегда разумно брать по итогам комиссии на себя какие-то конкретные обязательства. К примеру, если представитель компании обязался в течение какого-то срока выйти на прибыль, то ему гарантировано повторное приглашение на комиссию по истечении срока.

В практике встречаются случаи, когда по окончании проведения комиссии по легализации объектов налогообложения какие-либо требования выдвигаются к собственникам компании. Часто это связано с тем, что они сами оказали прямое или косвенное влияние на получение убытков. Например, головная компания продала дочерней дорогостоящее оборудование в неисправном состоянии, составив при этом договор таким образом, что дочерняя компания не могла предъявить претензии головной компании. Из-за чего и возник убыток. Однако этого не стоит сильно бояться, так как собственников компании привлечь к административной или уголовной ответственности можно лишь в редчайших случаях. И никаких реальных инструментов воздействия на них у налоговиков нет.

Убыточные комиссии легализованы

Многие налогоплательщики самостоятельно или под влиянием различных материалов в прессе пришли к выводу о нежелательности посещения подобного рода комиссий. Особенно часто так поступали должностные лица крупнейших налогоплательщиков. Они отказывались присутствовать на комиссиях, мотивируя свой отказ проведением инвентаризации, нахождением генерального директора в командировке и рядом других причин. Участившиеся отказы привели к тому, что Федеральным законом от 28.06.13 № 134-ФЗпункт 3 статьи 88 НК РФ дополнен абзацем, устанавливающим право требовать у налогоплательщика представить в течение пяти дней необходимые пояснения, обосновывающие размер полученного убытка при проведении камеральной налоговой проверки.

Отказаться от дачи пояснений убыточная компания теперь не вправе. В случае неявки к должностным лицам в обязательном порядке применяются меры ответственности, предусмотренные статьей 19.4 КоАП. А в исключительных случаях неявка на комиссию без уважительной причины приведет к назначению выездной налоговой проверки.

Вызов на комиссию по легализации налоговой базы

Комиссия по легализации налоговой базы – один из методов контроля компании, который появился приблизительно 5 лет назад. Ее работа регулируется разъяснительными письмами ФНС, которые предназначаются для инспекторов. В НК РФ соответствующих пояснений нет. Организация комиссии осуществляется согласно составленному плану.

Кто вызывается на комиссию

Особенности отбора субъектов изложены в письме ФНС от 17.07.2013 N АС-4-2/12722. В нем указано, что выбор осуществляется на основании экономической деятельности организации, специфики налогообложения при реорганизации, ликвидации, банкротстве. Компания выбирается для вызова на комиссию по следующим критериям:

  • Информация, изложенная налогоплательщиком в заявлении об убытках. Подозрения может вызвать указание отрицательного убытка за 3 последних года, отсутствие информации об убытках.
  • Пониженное налогообложение для ИП по акцизам, УСН, НДФЛ. Нужно поделить сумму налога на объем всех доходов предприятия. Если в результате получается число меньше 3, нагрузка считается малой. Для торговых образований это число составит меньше 1.
  • Пониженная налоговая нагрузка по НДС. Для определения низкой нагрузки нужно разделить НДС к возмещению на аналогичный показатель к уплате. Если результат расчетов составит больше 89%, это обозначает пониженный показатель.
  • Недоимка по НДФЛ. Для обнаружения недоимки информация из справок 2-НДФЛ сравнивается с фактическими платежами. Для получения сведения также может использоваться РСВ-1 ПФР.
  • Компании, уплатившие НДФЛ меньше на 10% относительно предыдущего налогового периода. Данный пункт выявляется на основании карточек расчетов, динамики поступивших платежей, число сотрудников компании (по данным, поданным в ПФР), размеры платежей по филиалам.
  • Низкая зарплата для сотрудников относительно зарплаты по сектору. Информация анализируется на основании справки 2-НДФЛ, все выплаты компании своим работникам, среднее количество сотрудников. Кандидат рассмотрения комиссии – организация, выплачивающая зарплату меньше МРОТ.
  • Заявка о профессиональном вычете, равном более 95% от доходов предприятия. Данный пункт касается ИП. Проверяются декларации 3-НДФЛ. В процессе показатели строки 120 делятся на показатели 110.
  • ИП, которые в декларации по НДС зафиксировали некую сумму выручки, а в декларации 3-НДФЛ проставили 0 или вовсе не оформляли рассматриваемую форму. Несоответствие информации из двух документов может вызвать подозрения.

Рассмотрим дополнительные критерии:

  • Поступление данных о доходах резидентов РФ от иностранных государств.
  • Поступление данных о сокрытии доходов от ОВД, прокуратуры, ФЛ и ЮЛ.
  • Применение льгот по налогам и пониженных ставок без должных оснований.
  • Предоставление НДС к возмещению.
  • Различные нарушения закона в области налогового права.

После составления перечня компаний, подлежащих контролю, определяется очередность приглашения на комиссию. Первыми в очереди идут компании с большей суммой налогов, подлежащих потенциальному возмещению. После того как очередность определена, компаниям направляются уведомления. В них указаны рекомендации по устранению правонарушения. Если ЮЛ или ИП не выполнило рекомендации, направляется письмо с вызовом на комиссию.

Основные особенности комиссий

Контроль компании комиссией является досудебным способом решения налоговых споров. Мероприятие также может быть названо допроверочным действием. Рассмотрим цели деятельности комиссии:

  • Улучшение поступлений налогов.
  • Увеличение взимания подоходного налога, а также страховых взносов.
  • Выявление неверных данных в бухгалтерской и налоговой отчетности.
  • Выявление выдачи сотрудникам неофициальных зарплат.
  • Предупреждение перевода подоходного налога и страховых взносов позже срока.
  • Выявление компаний, выплачивающих зарплату ниже МРОТ.
  • Выявление организаций, не устраивающих сотрудников на работу официально с целью уменьшения налоговой базы.

К СВЕДЕНИЮ! Предполагается, что работа комиссии стимулирует компании самостоятельно уточнять точную сумму налогов и взносов, полагающихся к уплате, не допускать нарушений в сфере налогового права.

Состав комиссии

Комиссия включает в себя, как правило, следующих лиц:

  • Сотрудники налоговых органов.
  • Представители местных органов управления.
  • Представители ПФР, ФСС.
  • Сотрудники трудовой инспекции.
  • Прокурор.
  • Представители правоохранительных органов.

Информацию о налогоплательщиках комиссия берет из отчетов компаний, имеющихся реестров, Интернета, публикаций СМИ.

Особенности проведения и организации комиссии

Каждая компания рассматривается на комиссии в индивидуальном порядке. После проведения контрольного мероприятия составляются следующие документы:

  • Протокол заседания, который должен подписать секретарь, а также председатель комиссии. Представитель налогоплательщика знакомится с протоколом под расписку. Лицо может запросить копию протокола.
  • Рекомендации, в которых отражается фактическая сумма налогов, сумма к доплате и прочее. Срок устранения правонарушений составляет 10 дней.

Компания обязана исполнить все предписания комиссии. Факт устранения правонарушений проверяется инспекцией ФНС. Если компания не предприняла никаких действий, принимается решение о проведении выездной проверки.

Как вести себя на комиссии по легализации

Особенности поведения на комиссии обусловлены тем, какие вопросы будут задавать представители контролирующего органа. Рассмотрим подробнее эти вопросы:

  • На какой деятельности специализируется компания?
  • С какими поставщиками, контрагентами и покупателями сотрудничает предприятие?
  • Есть ли в компании служба безопасности, проверяющая контрагентов на надежность?
  • Соответствие компании юридическому адресу, наличие договора аренды, размер арендных платежей.
  • Число сотрудников в компании и их специализация.
  • Сотрудничество с компаниями-однодневками для создания фиктивного документооборота.

Если представитель компании не может ответить на эти вопросы, деятельность фирмы ставится под сомнение.

Что говорить на комиссии

Перед комиссией нужно выстраивать определенную линию защиты. Она будет зависеть от того, в чем именно обвиняется налогоплательщик. Очень важно подготовить аргументы в свое оправдание. Пояснения можно предоставлять в письменной форме. Каждый аргумент желательно подтверждать документами. Рассмотрим пример линии защиты. Компании предъявляются обвинения в большом размере убытков. В данном случае объяснить подозрительное явление можно следующими фактами:

  • Сектор, в котором работает компания, предполагает большие убытки для всех фирм.
  • Повысилась стоимость сырья.
  • Колебания курсов валюты.
  • Спрос на продукцию компании резко упал.
  • Финансовый кризис.
  • Компания работает в новом для себя секторе.

Если на комиссии будет рассматриваться низкая зарплата сотрудников, можно предъявить эти аргументы:

  • Часть сотрудников трудится в других регионах, в которых размер зарплат относительно низкий.
  • В компании был введен плавающий график, режим неполной занятости.

Все аргументы должны быть логичными и обоснованными. Усилить их можно путем предоставления сопутствующих документов (к примеру, статистика).

Неявка на заседание комиссии

Если представитель компании не явился на заседание, проводятся эти действия:

  1. Отправка повторного уведомления.
  2. Отправка уведомления в ФНС.
  3. Исследование информации о компании для решения о целесообразности осуществления проверки.
  4. Подготовка глубокой проверки.

Представителям компании рекомендуется явиться на комиссию. Это позволит фирме своевременно исправить все нарушения и не допустить наложения санкций.

Комиссия по легализации объектов налогообложения

Одна из функций Федеральной налоговой службы РФ — это контроль правильного расчета и своевременной уплаты налогов и сборов, предотвращение случаев уклонения от их перечисления. Комиссия по легализации объектов налогообложения (также называемая иногда «зарплатной комиссией», так как в том числе проверяет работодателей на предмет выплат «серых» зарплат) — один из способов выявления правонарушений в области налогообложения. В ходе заседания проводится аналитическая работа по исследованию документов и фактов с участием самого налогоплательщика, которого представители исполнительного госоргана мотивируют к добровольному исполнению обязанностей, тщательной проверке и оптимизации способов ведения бизнеса, информируют об изменениях в законодательстве и т.д.

Законодательная основа и определение термина

В законодательных актах подобный термин прямо не упоминается. Работа комиссий ранее велась на основании Письма ФСН от 17.07.2013 г., однако Письмом ФНС от 21.03.2017 г. 21.03.2017 N ЕД-4-15/5183@ оно было отменено. Затем отменили и его — ныне работают в соответствии с Письмом от 25.07.2017 N ЕД-4-15/14490@.

Исходя из практики, госорганы действуют по привычной схеме, никаких изменений в принципах работы комиссии с отменой вышеназванного приказа не отмечено.

В ст. 31 НК РФ указано, что налоговые органы обладают также правом вызывать на основании письменного уведомления плательщиков сборов и налогов для дачи пояснений в связи с уплатой ими этих обязательных взносов, в связи с проведением налоговой проверки либо в иных случаях.

Легализация объектов налогообложения — это, в соответствии с наименованием, процесс проверки и узаконивания объектов налогообложения и величины налоговой базы, указанных плательщиком, их обоснованности и законности. Следовательно, соответствующая комиссия собирается в том случае, если у контролирующих органов появляются определенные сомнения в добросовестности плательщика.

За что вызывают на комиссию

Итоговая цель работы данного совещательного органа — выявление фактов уклонения от уплаты и перечисления обязательных взносов, увеличение поступлений в бюджет. И в первую очередь комиссия фокусируется на выплате НДФЛ и страховых взносов. Вызов на комиссию по легализации объектов налогообложения может последовать в том случае, если есть обстоятельства, указывающие на неправильное перечисление платежей, уменьшение базы в отчетности, сокрытие истинного характера операций и т.д. К таким фактам относятся следующие:

  • получение убытка по итогам отчетного периода (указание убытка в декларации);
  • значительный объем налоговых вычетов;
  • безосновательное применение льгот;
  • минимальный объем доходов на упрощенных режимах.

Сомнения у налоговиков могут возникнуть, таким образом, если какие-либо результаты деятельности предприятия не могут быть объяснены на основании отчетности.

Комиссия, как говорилось, орган совещательный. Заседание комиссии по легализации объектов налогообложения проходит с участием плательщика, представителей ИФНС, иных госорганов. Какие-либо санкции по результатам заседания не назначаются, однако по итогам рассмотрения конкретного вопроса может быть проведена проверка.

Стоит ли посещать

Игнорировать вызов налоговиков не стоит, это чревато проведением более детальных проверочных мероприятий. Однако предоставлять слишком подробные объяснения тоже не стоит во избежание появления дополнительных вопросов. Можно ограничиться общими ответами:

  • если в начале деятельности убыток преобладает над доходами — пояснить, что фирма только начала работу;
  • если темп роста расходов опережает увеличение доходов: осваиваются новые направления рынка, фирма проводит активную работу по его освоению, модернизирует основные активы, расширяет сферу влияния;
  • если прибыль падает, а расходы остаются прежними: снижение продаж вызвано изменениям цен и конъюнктуры рынка.

Однако любая предоставляемая информация должна быть достоверной, так как все ответы и пояснения налогоплательщика будут задокументированы и должны быть по требованию инспектора подтверждены.

Комиссия по легализации объектов налогообложения физических лиц

ИФНС достаточно часто организует комиссии по легализации объектов налогообложения. Отзывы экспертов об этой процедуре весьма неоднозначны. Однако большинство специалистов сходятся во мнении, что к ней необходимо тщательно подготовиться.

Комиссия по легализации объектов налогообложения – что это такое?

При наличии оснований контрольный орган может направить предпринимателю извещение о необходимости явиться в инспекцию. Хозяйствующие субъекты получают от ИФНС предписания с таким требованием по разным причинам. Наиболее распространены следующие поводы вызова:

  • Возникновение убытка по окончании отчетного периода.
  • Большой размер вычетов по НДС.
  • Получение минимального дохода по УСН.
  • Применение налоговых льгот.

Собственно, процедура вызова именуется контрольными органами комиссией по вопросам легализации объектов налогообложения .

Стоит сказать, что эта процедура стала для хозяйствующих субъектов, давно работающих на рынке, обычным явлением. Поэтому они, как правило, не испытывают никаких проблем при посещении ИФНС. Между тем многие предприниматели, впервые получающие приглашение на комиссию по легализации объектов налогообложения , начинают паниковать, поскольку не знают, чем это для них грозит. Попробуем разобраться с основными аспектами этой процедуры.

В первую очередь нужно сказать, что в НК комиссия по легализации объектов налогообложения физических лиц (как и юридических) не предусматривается. Более того, налоговое законодательство закрепляет 2 формы контроля: камеральную и выездную проверки.

По мнению многих экспертов, целью приглашения на комиссию по легализации объектов налогообложения является стремление ИФНС увеличить величину сборов с субъекта. Между тем по результатам процедуры контрольный орган может и не принять никакого решения в отношении лица.

Суть процесса

Явившись по вызову на комиссию по легализации объектов налогообложения , хозяйствующий субъект получает анкету, в которую вносятся сведения о:

  • Основных кредиторах и дебиторах.
  • Расходах, доходах и их структуре.
  • Штатной численности работников и формах привлечения сотрудников (гражданско-правовое или трудовое соглашение). Такие сведения предоставляются, если необходимы пояснения по зарплате. Комиссию по легализации объектов налогообложения может, к примеру, насторожить нерегулярность выплат з/п.
  • ОС.
  • Количестве денежных средств на счетах.

Этот перечень носит весьма условный характер, поскольку по усмотрению проверяющего органа может быть дополнен или сокращен. Как правило, на комиссии по легализации объектов налогообложения изучается информация за последние 3 года.

С лицом проводится беседа, в ходе которой ему неоднократно указывают на необходимость дачи объяснений по поводу вызова. Субъекту при этом говорят о вероятности внесения его в план проверок.

Далее лицу предлагают несколько вариантов выхода из сложившейся ситуации. Как отмечают многие юристы, нередко действия служащихносят противоправный характер, противоречат не только положениям НК, но и пояснениям Минфина.

Основная цель вызова на комиссию по легализации объектов налогообложения сводится к убеждению предпринимателя увеличить размер начисленных налогов за предыдущий период, сократить издержки и вычеты путем предоставления уточненной декларации. Следует особо подчеркнуть, что никакие иные меры, кроме таких «рекомендаций» в рамках данной проверки, служащие предпринимать не вправе.

Нормативная база

Многие субъекты, получив уведомление, решают не являться на заседание комиссии по легализации объектов налогообложения . Такая реакция вполне объяснима: в НК, как выше уже говорилось, отсутствуют нормы, предусматривающие такую процедуру. Обратимся к законодательству.

Согласно положениям 31 статьи НК, контрольные органы уполномочены вызывать субъектов налогообложения письменным извещением для дачи разъяснений по вопросам, связанным с выплатой (удержанием, перечислением) сумм в бюджет, проведением налоговой проверки, в прочих случаях, касающихся исполнения предписаний НК.

Именно к этим «прочим случаям» и относится комиссия по легализации объектов налогообложения .

Эксперты не рекомендуют уклоняться от явки, напоминая, что один из критериев планирования выездной инспекции – непредставление субъектом пояснений при получении от ИФНС соответствующего требования. Следовательно, избежать отрицательных последствий уклонения от явки на заседание не выйдет.

Рекомендации юристов

Вне зависимости от повода, по которому лицо вызывается на комиссию по легализации объектов налогообложения , уклоняться от явки не следует. Вместе с тем паниковать и оперативно исполнять все требования ИФНС тоже нецелесообразно.

Специалисты рекомендуют продумать заранее ответы на вероятные вопросы инспекторов. При этом информация должна по возможности носить общий характер. В ответах следует постараться не конкретизировать те или иные обстоятельства, поскольку в противном случае инспекторы могут заинтересоваться особенностями определенных договоров (трудовых в том числе) и инициировать выездную проверку. Особенно актуальны такие рекомендации и для случаев, когда налоговикам необходимы пояснения по НДФЛ.

На комиссии по легализации объектов налогообложения субъект может предоставить письменный отчет о своей деятельности.

Некоторые примеры объяснений

На комиссии по легализации объектов налогообложения субъект может привести следующие пояснения по вопросам, связанным с возникновением убытков:

  • Лицо только начало предпринимательскую деятельность. Такое обоснование целесообразно приводить в случае, если убытки возникают с начала работы субъекта, а затраты выше доходов.
  • Проводится модернизация/ремонт активов, агрессивная политика захвата рыночного сектора, планируется расширение, идет освоение новых направлений в бизнесе. Эти причины обосновывают ситуации, когда темп увеличения затрат выше темпа роста доходов.
  • Снижение продаж вследствие изменения рыночной конъюнктуры или ожидаемым повышением стоимости реализуемого товара. Такое объяснение можно дать, если затраты остаются на одном уровне, а прибыль снижается.

Как утверждают субъекты, побывавшие на таких комиссиях, инспекторы хотят услышать только одно: предприниматель в самое ближайшее время начнет отчислять в бюджет большие суммы. Однако, по мнению юристов, давать такое обещание не следует. Дело в том, что нередко инспекторы предлагают договориться о предстоящих показателях, «идя навстречу» субъекту.

Предостережения

Прежде чем соглашаться на предложения налоговиков, необходимо учитывать, что позиция отдельно взятой группы инспекторов может существенно отличаться от мнения других служащих.

К примеру, ИФНС потребовались пояснения по НДС. На комиссии по легализации объектов налогообложения субъекту предлагают перенести затраты на предстоящие периоды для учета налога с прибыли для дробления НДС и возмещения его по частям. Такие рекомендации идут вразрез с позицией инспекторов выездных проверок, пояснениями Минфина и положениям НК в целом.

Если на комиссии по легализации объектов налогообложения сотрудники настойчиво предлагают выполнить рекомендации, то хозяйствующий субъект может сделать встречное предложение: направить официальное письмо в территориальную ИФНС с просьбой разъяснить сложившуюся ситуацию. Как отмечают предприниматели, воспользовавшиеся таким вариантом, служащие перестают настаивать.

Инициаторы

На практике существует 3 типа комиссий:

  1. При территориальной ИФНС.
  2. При управлениях Налоговой службы в регионах.
  3. При администрации субъекта и местных органов власти.

Если инициатива вызова предпринимателя исходит от территориальной ИФНС, то на это будет прямо указано в уведомлении. Между тем желание пригласить субъекта на беседу может возникнуть и у администрации субъекта (города), независимо от решения местной инспекции. Более того, ИФНС вообще может не знать о такой комиссии. Дело в том, что обмен соответствующими документами возможен, если инспекция сама отправила предпринимателя в администрацию.

Инициатива может также исходить от чиновников Управления ФНС, если они располагают общими сведениями о предпринимателях, отразивших убытки, периоде, в котором они были учтены, причинах, отрасли деятельности и т. д. Обычно раз в квартал/полугодие сотрудники Управления направляют запрос в подведомственные инспекции. На основании полученных данных принимается решение о проведении комиссии.

Присутствие юриста

Представителям ИФНС достаточно беседы с гл. бухгалтером или финансовым директором предприятия либо, соответственно, с предпринимателем-физлицом. Вопросы, которые задаются, непосредственно касаются финансовой деятельности. Гл. бухгалтер или финансовый директор, да и сам предприниматель вполне могут самостоятельно оценить уровень угрозы для бизнеса.

Между тем далеко не всегда субъекты, вызванные на беседу, обладают достаточными знаниями законодательства. Соответственно, правомерность тех или иных вопросов им оценить затруднительно. В этой связи присутствие компетентного юриста будет как нельзя кстати. Разумеется, он должен ориентироваться в деятельности конкретного предпринимателя.

Состав комиссии

В нее, как правило, входят сотрудники, полномочия которых распространяются на те сферы, по которым поставлены вопросы. Ими могут быть, в частности, руководители структурных подразделений, выполняющих проверки (камеральные, выездные), предпроверочный анализ, служащие, участвующие в урегулировании задолженности. Юристы в комиссию не входят.

В отдельных случаях в беседе могут участвовать представители исполнительных структур власти, ПФР, Государственной трудовой инспекции, прокуратуры, правоохранительных органов. Как правило, для включения этих лиц в состав комиссии должны быть особые основания.

Раньше вопросы комиссии были связаны только с получением убытков либо выплатой зарплаты, сумма которой меньше среднеотраслевого размера, а также с планами предпринимателя по повышению прибыльности своего бизнеса.

В настоящее врем ситуация несколько иная. Основные моменты, касающиеся комиссий, регламентированы письмом ФНС № АС-4-2/12722.

Подготовка

Составить перечень предполагаемых вопросов налоговиков субъект может, если проанализирует информацию о своей деятельности, размещенную в общедоступных источниках. Стоит сказать, что ИФНС также ведет мониторинг таких ресурсов и собирает сведения.

Особое внимание предпринимателю следует обратить на сделки, существенно повлиявшие на результаты деятельности. Вероятно, именно они и стали причиной убытков.

Любые сведения, которые лицо сообщит комиссии, будут повторно проверены по общедоступным источникам.

Проводя анализ работы предпринимателя, ИФНС учитывает разные факторы. В их числе сезонность, изменение расчетных схем, спад производства и пр. Квартальный отраслевой анализ выполняется с использованием материалов из сводов данных Росстата и информации с официальных сайтов российских холдингов с учетом оценок экспертов. Надо сказать, что статистические органы отказываются предоставлять подразделениям ФНС такие сведения. Инспекции получают нужную информацию из иных источников. К примеру, на сайте любой региональной администрации можно найти сведения о социально-экономической ситуации. При этом в сводке зачастую приводятся достижения крупных компаний и самых успешных предпринимателей с указанием показателей их финансовой деятельности.

Сотрудничество с инспекцией по труду

Следует сказать, что эта структура чаще других органов идет на контакт с ИФНС и быстро реагирует на запросы, предоставляя нужные сведения о выполненных проверках, их сроках и основаниях.

Они особенно актуальны в случаях, когда у налоговой службы есть сведения о выплате зарплат «в конвертах».

Вопросы о производственных тонкостях

В последнее время они часто задаются на комиссиях. Налоговики интересуются изношенностью активов, проблемами отрасли, технологическими особенностями производства.

Инспекторам необходимо понимать специфику сферы деятельности предпринимателя. Это помогает оценить достоверность сведений, предоставляемых хозяйствующим субъектом. Кроме того, такие знания пригодятся и при проверке другого плательщика, которая, вполне вероятно, проводится в это же время.

Если в тех или иных мерах, принимаемых предпринимателем в процессе производства, не скрывается стремление уклониться от налоговых обязательств, то разъяснить тонкости процесса в интересах самого субъекта.

Заключение

Как уже говорилось выше, многие плательщики приходят к выводу о нежелательности присутствия на комиссиях. При этом свой отказ предприниматели мотивировали проведением инвентаризации и многими другими причинами.

Участившиеся случаи уклонения от явки в ИФНС привели к тому, что в ФЗ № 134 3 пункт 88 статьи был дополнен абзацем, предусматривающим право налоговиков требовать от плательщика пояснений о величине убытка при выполнении камеральной проверки. Соответствующие объяснения субъект должен предоставить в пятидневный срок.

Отказаться от объяснений предприниматели в настоящее время не имеют права. При неявке в ИФНС к должностным лицам применяются санкции, установленные ст. 19.4 КоАП. Кроме того, возможно назначение выездной проверки.

Источники:

http://www.garant.ru/article/414465/
http://www.nalogplan.ru/article/3595-kak-zashchishchatsya-na-komissiyah-polegalizatsii-obektov-nalogooblojeniya
http://assistentus.ru/vedenie-biznesa/komissiya-po-legalizacii-nalogovoj-bazy/
http://ppt.ru/art/nalogi/legalizaciya
http://businessman.ru/komissiya-po-legalizatsii-obyektov-nalogooblojeniya-fizicheskih-lits.html

Читать еще:  Налоговая система дании
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector