17 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как рассчитать водный налог пример

Как рассчитать водный налог

Рассчитывать водный налог нужно ежеквартально отдельно по каждому объекту налогообложения и водному объекту . Чтобы рассчитать сумму налога, важно правильно определить налоговую базу и ставку водного налога.

Налоговая база

Налоговая база зависит от целей использования водного объекта, и рассчитывают ее отдельно по каждому:

Об этом сказано в статье 333.10 Налогового кодекса РФ.

В зависимости от вида использования воды налоговую базу определяют по разным правилам.

Забор воды

Если используете водный объект для забора воды, налоговая база соответствует объему забранной воды за квартал. Объем определите по данным измерительных приборов. Эти же показания отразите в журнале первичного учета использования воды. Форма журнала утверждена приказом Минприроды России от 8 июля 2009 г. № 205.

А как быть, если водоизмерительных приборов нет? Тогда объем воды определите исходя из фактического времени работы и производительности технических средств. Например, при заборе воды насосом налоговая база зависит от производительности насоса (объем забранной воды в единицу времени) и времени его работы. Также учтите высоту подъема воды (столб воды), ее характеристики, которые зависят от времени и глубины, а также состояние скважины.

Если и этим способом определить объем невозможно, используйте нормы водопотребления. Лимит указан в лицензии. Его устанавливают по каждому водному объекту и целям использования.

Такие правила содержит пункт 2 статьи 333.10 Налогового кодекса РФ.

Использование акватории водных объектов (кроме сплава древесины в плотах и кошелях)

В этом случае налоговая база соответствует площади водного пространства, которое предоставили в пользование. Этот показатель, как правило, указан в лицензии на водопользование. Если в лицензии нет площади, тогда посмотрите технические (проектные) документы.

Это предусмотрено в пункте 3 статьи 333.10 Налогового кодекса РФ.

Использование водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях

При использовании водного объекта для сплава древесины в плотах и кошелях налоговую базу рассчитайте по формуле:

Такой порядок содержит пункт 5 статьи 333.10 Налогового кодекса РФ.

Использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики

Если используете водный объект в гидроэнергетике без забора воды, налоговая база равна количеству электроэнергии, которую произвели за квартал.

А если для этих целей осуществляете забор воды, налоговую базу определите как для объекта – забор воды .

Это предусмотрено пунктом 4 статьи 333.10 Налогового кодекса РФ.

Налоговые ставки

Ставки водного налога перечислены в статье 333.12 Налогового кодекса РФ. Они различны и зависят:

  • от объекта налогообложения;
  • от бассейнов рек, озер, морей;
  • от экономических районов.

Перечень всех возможных ставок посмотрите в таблице .

Если для одного водного объекта установлены различные ставки, определите налоговую базу отдельно для каждой ставки. Например, если организация осуществляет забор воды из реки Волги в Северном и Северо-Западном экономических районах, налоговую базу нужно считать отдельно. Несмотря на то что водный объект один – река Волга, в этих районах действуют разные ставки водного налога.

Это указано в пункте 1 статьи 333.10 и подпункте 1 пункта 1 статьи 333.12 Налогового кодекса РФ.

Обратите внимание, что к ставкам водного налога применяют коэффициент. Его размер устанавливают для каждого года. Например, в 2016 году ставки применяют с коэффициентом 1,32.

Кроме этого, дополнительно ставки нужно увеличить в двух случаях.

Первый – при заборе воды:

  • на коэффициент 1,1, если у вас нет специальных приборов, чтобы измерить количество воды, которое изъято из водного объекта;
  • в пять раз за сверхлимитный забор.

Второй – при добыче подземных вод для их переработки, упаковки и реализации на коэффициент 10. Этот случай не распространяется на добычу промышленных, минеральных и термальных вод.

Такие правила предусмотрены пунктами 1.1, 2, 4 и 5 статьи 333.12 Налогового кодекса РФ.

Умножая ставки на коэффициенты, округлите их до полного рубля. Об этом сказано в письме ФНС России от 22 января 2015 г. № ГД-4-3/721.

Расчет налога

Водный налог рассчитывайте ежеквартально отдельно по каждому виду водопользования. Сумму водного налога к уплате в бюджет по каждому объекту определите по формуле:

Дары природы или собственность государства: в каких случаях нужно платить водный налог? Кто является налогоплательщиками и по какой ставке?

Важным условием своевременного и правильного выполнения обязательств перед бюджетом является осведомленность граждан и предприятий с перечнем тех налогов и сборов, которые они обязаны платить.

Чем большим количеством информации они владеют, тем больше вероятность своевременного и полного внесения денежных средств в бюджет.

Одним из сборов, информации по которому у граждан и предпринимателей мало, является водный налог.

Стоит рассмотреть, что он собой представляет, чем отличается от обычной платы за пользование водой, а также кто является плательщиком данного налога.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (800) 350-22-67 . Это быстро и бесплатно !

Водный налог – это относительно новый сбор, поскольку он был введен в 2005 году вместо существовавшей на тот момент платы за пользование водными объектами.

По своей форме он является прямым федеральным налогом и взимается с субъектов, которые в своей деятельности используют ресурсы из установленного законодательством перечня.

К таким субъектам относятся:

  • предприятия;
  • индивидуальные предприниматели;
  • физические лица.

Кто платит водный налог? Налогоплательщиками водного налога признаются, те субъекты должны использовать водные объекты в законодательно определенном порядке.

Объектами налогообложения по водному налогу признаются следующие ситуации:

  • забор воды;
  • использование определенных объектов (например, рек или морей) в целях обеспечения функционирования гидроэлектростанции;
  • взятие воды из акватории водных объектов;
  • использование ее для лесосплава в кошелях и плотах.

При этом могут быть использованы ресурсы морей, рек, озер, каналов, болот, подземных источников и ручьев. Деятельность каждого из указанных субъектов должна осуществляться на основе лицензии или специального договора.

Без этих документов использование водных объектов считается незаконным. Даже после истечения срока действия лицензии или договора обязанность по уплате водного налога не снимается, если субъект продолжает использовать водные ресурсы.

Во всех перечисленных выше случаях должен платиться водный налог – существовавшие до этого льготы отменены и для всех плательщиков действуют единые правила.

Поскольку водный налог является федеральным или региональным, предоставление льгот или изменение размера ставок региональными властями не допускается.

Однако указанный перечень имеет множество исключений. Например:

  • забор лечебных и термальных вод, а также воды для ликвидации пожаров, стихийных бедствий, аварий и для обеспечения работы технологического оборудования морских судов;
  • использование водной акватории для посадок и взлетов воздушных средств, для плавания на судах, а также с целью охоты или рыболовства;
  • размещение на акватории объекта сооружений, установок, коммуникаций и зданий, целью которых является обеспечение защиты природы и охрана окружающей среды от негативного воздействия опасных факторов;
  • использование объекта для государственных нужд (например, для обеспечения обороны и безопасности государства);
  • организация на водной акватории отдыха для инвалидов, детей и ветеранов;
  • набор воды для полива пастбищ, садов, огородов и других земельных участков, которые являются собственностью граждан или сельскохозяйственных объединений.

Все эти ситуации определены в НК РФ как такие, что не подлежат обложению водным налогом – в этих случаях объекты могут эксплуатироваться гражданами и другими субъектами бесплатно.

Налогооблагаемая база

Особенностью водного налога является то, что для него не установлено единой ставки и базы. Законодательством определен перечень условий, от которых зависит размер этих показателей.

В водном налоге налоговой базой при этом является:

  1. Одна единица объема (то есть 1000 куб. м) – установлена для забора воды из объектов. Этот показатель определяется на основании данных измерительных приборов или (при их отсутствии) исходя из установленных норм ресурсопотребления.
  2. Одна единица произведенной электроэнергии (1000 кВт) – для обеспечения при помощи водных объектов работы гидроэлектростанций.
  3. Одна единица используемой площади (то есть 1 кв. км) – установлена для взятия воды из акватории водных объектов. Эта площадь определяется по данным договора или лицензии, предоставленной на пользование этими объектами. В данных документах обязательно должна указываться площадь разрешенного использования.
  4. Одна единица объема леса (1000 куб. м леса за 100 км сплава) – при использовании воды для лесосплава в кошелях и плотах.

В большинстве случаев для плательщиков устанавливаются законодательные лимиты для использования объектов – квартальные или годовые.

Если квартальные лимиты отсутствуют, то они рассчитываются как четверть от установленного лимита на весь год.

Определение налоговой ставки

Перечень применяемых ставок еще более широк, чем при определении базы налогообложения. Выбор ставки зависит от нескольких критериев:

  • вид водопользования;
  • расположение объекта – наземное или подземное;
  • экономический район, в котором ведет деятельность плательщик;
  • вид объекта водного налога – река, озеро или море.

Конкретный перечень всех ставок по каждому виду водного объекта содержится в ст.333.12 НК РФ.

Кроме этого, установлен корректирующий коэффициент для каждой ставки – его размер в 2015 году составляет 1,15.

С каждым годом размер такой индексации будет немного увеличиваться (1,32 в 2016, 1,52 в 2017, 1,75 в 2018, 2,01 в 2019, 2,31 в 2020 и т. д.). К концу 2025 года планируется достичь показателя корректирующего коэффициента в размере 4,65.

Пример расчета

Как рассчитать водный налог? Для того чтобы лучше понять особенности расчета водного налога, стоит рассмотреть это на конкретном примере.

Допустим, компания «Ореол», расположенная в Северном экономическом районе, использует для собственных нужд воду из подземных источников реки Нева.

За первый квартал 2015 года компания использовала следующие объемы:

  • в январе – 10 000 куб. м.;
  • в феврале – 11 000 куб. м.;
  • в марте – 12 000 куб. м.

Данные об этом подтверждаются показаниями измерительных приборов. Общий объем использованной воды за квартал составляет:

ОВ = 10 000 + 11 000 + 12 000 = 33 000 куб. м.

В Налоговом кодексе о водном налоге для данного экономического района и этой реки установлена ставка в размере 348 руб., налоговой базой является 1000 куб. м. Рассчитаем сумму, подлежащую к уплате:

ВН =33 * 348 = 11 484 руб.

Однако это неокончательная сумма, поскольку ее необходимо скорректировать на коэффициент:

ВН = 11 484 * 1,15 = 13 207 руб.

Именно столько заплатит компания «Ореол» в первом квартале 2015 года за использование речных ресурсов.

Допустим, в данном примере он составляет 30 000 куб. м. за квартал (или 120 000 куб. м. за год). В этом случае налог будет рассчитываться по-другому:

Читать еще:  Минусы пропорциональной системы налогообложения

ВН = (30 * 348 + 3 * 348 *5) * 1,15 = 18 009 руб.

Поскольку лимит был превышен на 3000 куб. м., к сумме превышения применялась повышенная ставка – в 5 раз больше обычной. Поэтому итоговая сумма будет выше на 4802 руб.

Расчет и уплата: заполняем декларацию правильно

В соответствии с положениями о водном налоге НК РФ, обязанность по расчету размера налога, который подлежит уплате, возлагается на самого плательщика.

На основании положений законодательства он должен самостоятельно:

  • рассчитать налоговую базу;
  • определить, какой размер ставки ему необходимо использовать;
  • рассчитать сумму, подлежащую к уплате.

Полученные результаты плательщик вносит в декларацию по водному налогу.

Налоговым периодом по водному налогу является, как для ее сдачи, так и срок уплаты водного налога является квартал.

То есть документ необходимо предоставлять в отделение ФНС 4 раза в году и с такой же периодичностью отчислять деньги в бюджет.

Законодательство установило граничный срок сдачи декларации и уплаты налога на 20-е число каждого следующего за окончанием квартала месяца. Налоговым периодом по водному налогу признаются такие месяцы:

К ее заполнению предъявляются определенные требования:

  1. Декларация может быть представлена как в письменном, так и в электронном виде (последняя форма обязательна для предприятий с численностью сотрудников более 25 человек).
  2. Если документ сдается в письменном виде, то он должен быть заполнен шариковой или перьевой ручкой, чернилами черного или синего цветов либо же распечатан на компьютере.
  3. Отображенная в декларации сумма налога должна указываться в рублях и в виде целого числа.
  4. В одной ячейке может быть только один знак – цифра, точка, запятая и т. п. В пустых клеточках ставится ноль или прочерк.
  5. Внесенные исправления должны заверяться подписью лица, который сдает документ, и печатью организации (если она является плательщиком).
  6. Наличие даты заполнения, подписи физлица, а также печати и подписи руководителя организации – это обязательные реквизиты декларации.
  7. В верхней части каждой страницы документа должен быть указан ИНН (для физического лица) или ИНН и КПП (для юридического лица).

Сама декларация содержит данные об организации, индивидуальном предпринимателе или физическом лице, которые являются плательщиками.

Также в ней предоставляется расчет по каждой налоговой базе и итоговая сумма, подлежащая уплате.

Если за отчетный период плательщик не использовал водный объект и базы для начисления нет, от сдачи декларации он все равно не освобождается.

В этом случае он обязан сдать нулевую декларацию. Порядок сдачи этого документа ничем не отличается от других аналогичных: его можно отнести в ФНС лично, через своего законного представителя, отправить по почте или сдать в электронной форме.

Ответственность за неуплату налога и непредставление декларации

Отсутствие декларации или невнесение в бюджет суммы налога является нарушением законодательства, за которое предусмотрена определенная ответственность. Наказание за этот вид нарушения определяется в общем порядке, как и для других подобных проступков:

  1. В случае непредставления декларации плательщик должен будет заплатить штраф – от 1000 руб. до 30% от суммы, подлежащей к уплате в соответствии с этой декларацией (в общих случаях – 5% от этой суммы).
  2. За предоставление декларации в электронной форме с нарушениями установленного способа такой подачи документа полагается штраф в размере 200 руб.
  3. За налог, сумма которого была не уплачена частично или полностью, полагается штраф в размере до 20% от этой суммы – если действия были совершены неумышленно, и до 40% от суммы – в случае преднамеренного обмана.

Характеристикой водного налога является одной из разновидностей платы за недра и обязанность по его уплате распространяется на всех субъектов, которые используют водные ресурсы в установленном законодательством порядке.

Регулирование расчета и уплаты этого налога осуществляется при помощи двух основных документов – НК и ВК РФ.

При этом размер ставок может значительно отличаться в зависимости от конкретного водоема.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

+7 (800) 350-22-67 Это быстро и бесплатно !

Расчет водного налога в 2017 году: пример

Водный налог является одним из самых запутанных и сложных для понимания бюджетных обязательств. Он заменил сбор, существовавший до 2005 года, и распространяется на коммерческие структуры и физлица, добывающие воду из недр, действующие по лицензии, полученной до 2007 года. «Подспорье», которое поможет освоить расчет водного налога в 2017 году – пример из практики по формированию бухгалтерских проводок и исчислению суммы фискального обязательства.

Что такое водный налог?

Согласно положениям фискального законодательства, водный налог – это прямой федеральный сбор, который уплачивают физлица, компании и частные предприниматели, использующие в деятельности водные ресурсы.

У обязательства есть две категории плательщиков:

  • лица, действующие по лицензии, полученной до 2007 года и актуальной по сей день;
  • лица, добывающие водные ресурсы из недр.

Для структур, использующих наземные ресурсы, но не имеющих актуальной лицензии, водный налог не предусмотрен. Они заключают договоры аренды с органами власти или получают разрешения и перечисляют арендные платежи.

Формула по расчету суммы обязательства

Особенность водного налога заключается в том, что для него отсутствует единая ставка и база. Их определение зависит от особенностей деятельности коммерческой структуры, места ее расположения, типа используемого водоема и иных факторов.

Существует четыре алгоритма по определению налоговой базы:

  1. Для компаний, занятых забором воды, базой признается 1 тыс. кубометров полученной жидкости. Точный показатель устанавливается на основе данных измерительных приборов организации или, при отсутствии последних, исходя из действующих норм водопотребления.
  2. Для гидроэнергетических организаций базой признается единица произведенной энергии (1 тыс. кВт).
  3. Для компаний, берущих воду из акватории природных объектов, базой считается площадь акватории, указанная в лицензии.
  4. Для организаций, сплавляющих лес по воде, база исчисляется как 1 000 кубометров леса на 100 км сплава.

Определившись с базой, налогоплательщик должен выбрать ставку. Она зависит от следующих объективных факторов:

  • типа водопользования;
  • вида используемого природного объекта;
  • места деятельности налогоплательщика;
  • способа извлечения воды: надземный или подземный.

Полный перечень ставок, используемых при расчете бюджетных обязательств, приведен в ст. 333.12 Налогового Кодекса. Они устанавливаются в рублевом эквиваленте на единицу базы.

Формула, как рассчитать водный налог, выглядит следующим образом:

Налог = Налоговая база* Ставка* Поправочные коэффициенты.

Список используемых коэффициентов определяется законодательно. Например, действующие значения:

  • 5-кратный коэффициент для налогоплательщиков, превысивших годовые или квартальные лимиты по своему виду водопользования;
  • 10-кратный коэффициент для тех, кто забирает воду в целях дальнейшей перепродажи;
  • коэффициент 1,1 для компаний и ИП, не располагающих собственными средствами измерения.

Для каждой ставки существует свой поправочный коэффициент на уровень инфляции. Например, в 2017 году он равен 1,52, в 2018 увеличится до 1,75, к 2025 возрастет до 4,65. Эти значения устанавливаются федеральными органами власти на долгосрочную перспективу.

Расчет водного налога: пример

Компания «Альфа» располагается в Северном экономическом районе и, действуя на основе лицензии, извлекает подземным образом воду из реки Невы.

В течение IV квартала 2016 года организация пользовалась следующими объемами водных ресурсов:

  • октябрь – 13 тыс. кубометров;
  • ноябрь – 10 тыс. кубометров;
  • декабрь – 12 тыс. кубометров.

Данные определены при помощи собственных измерительных приборов «Альфы».

Совокупный объем потребленных водных ресурсов за IV квартал равен:

13 + 10 + 12 = 35 тыс. кубометров.

Для Северного района и реки Невы ставка установлена на уровне 348 рублей, фискальной базой является объем забранной воды – тысяча кубометров. На основании этих данных вычислим налог, подлежащий перечислению в госказну:

Налог = 35* 348 = 12 180 руб.

Образовавшееся число – неокончательная величина. Ее необходимо помножить на поправочный коэффициент 1,15. Получим:

Налог = 12 180* 1,15 = 14 007 руб.

Именно эту сумму необходимо перечислить в бюджет по итогам четвертого квартала.

Расчет был произведен с тем допущением, что компания оставалась в рамках лимитов водопользования. В реальной жизни возможно их нарушение. Тогда вычисления будут выглядеть иначе.

Например, лимит был равен 32 тыс. кубометров за квартал. «Альфа» превысила этот порог на 5 тыс. кубометров. Эта дельта должна быть перемножена на коэффициент 5.

Формула расчета будет выглядеть так:

Налог = (32* 348 + 3* 348* 5)* 1,15 = 18 809,4 руб.

Разница по сравнению с предыдущим примером оказалась весомой – 4 802,4 руб.

Сумму налога, рассчитанную по законодательно установленным правилам, компания должна в государственный бюджет не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом. В нашем случае рассчитаться по обязательствам нужно до 20.01.2017 г.

Водный налог: проводки

В бухгалтерском учете для отражения водного налога используется 68 счет. Для удобства аналитики на нем открывается специальный субсчет для конкретного бюджетного обязательства, например, 68.5. Если у компании имеется в пользовании несколько водных объектов, она может отражать фискальные обязательства в разрезе каждого по отдельности. Для этого открываются субсчета третьего порядка: 68.51, 68.52 и т.д.

Затраты, связанные с перечислением фискальных платежей, относят к обычным видам деятельности и отражают по счетам 20, 21,23 или 25 в зависимости от учетной политики на предприятии.

Важно! Сумма водного налога исчисляется налогоплательщиком самостоятельно за установленный период – квартал. Льготы по данному обязательству не предусмотрены законодательством.

Начисление налога отражается на последний день квартала. Бухгалтер делает проводку:

Д 20 (21, 23 и т.д.) – К 68.5.

Если учет ведется в разрезе нескольких объектов, проводки выглядят так:

  • Д 20 – К 68.51 – начисление по объекту «А»;
  • Д 20 – К 68.52 – начисление по объекту «Б».

Подтверждающий документ для операции начисления – бухгалтерская справка-расчет.

Перечисление рассчитанной суммы обязательства в бюджет отражается проводкой:

Подтверждающий документ – банковская выписка.

Водный налог в налоговом учете

Отражение водных обязательств в налоговом учете зависит от выбранного компанией режима налогообложения. Рассмотрим две ситуации:

1. Общий налоговый режим

Ст. 264 НК РФ позволяет включить водные обязательства в состав прочих расходов, связанных с изготовлением и реализацией продукции. В бухгалтерском учете они списываются на счет 91.2. При определении налоговой базы их можно принимать к вычету полностью.

Момент учета затрат по уплате водного налога зависит от выбранного компанией метода признания расходов:

  • Кассовый – начисленные суммы признаются расходом в день фактической уплаты денежных средств в государственную казну.
  • Метод начислений – расходы признаются в последний день соответствующего квартала. Например, обязательства за 2 квартал уменьшают налоговую базу именно во втором квартале.

Суммы бюджетных перечислений по водным обязательствам отражаются в декларации по налогу на прибыль.

2. УСН

Специальный налоговый режим не освобождает компанию от обязанности перечислять водный налог. Если коммерческая структура работает по объекту «Доходы», суммы «водных» перечислений в бюджет не влияют на размер «упрощенных» обязательств.

Читать еще:  Срок возврата переплаты налога по заявлению

Если компания или ИП выбрала объект «Доходы, уменьшенные на расходы», «водные» перечисления необходимо включить в состав последних. Они уменьшат налоговую базу при расчете «упрощенного» налога.

Примеры отражения операций в бухгалтерском учете

ООО «Омега» ведет деятельность на ОСНО, связанную с забором воды из реки. Оно было создано до 2007 года и получило лицензию, актуальную до 2020 года. Для признания доходов и расходов компании используется метод начислений. За 3 квартал 2016 года в декларации были отражены обязательства по водному налогу в сумме 24 000 рублей. Организация уплатила эти средства в государственную казну 24 октября.

Бухгалтер «Омеги» должен сделать следующие проводки в учетной программе:

Д 20 – К 68 на сумму 24 тыс. руб. – начисление налога. Эта операция делается в последний день квартала – 30 сентября.

Д 68 – К 51 на сумму 24 тыс. руб. – перечисление денег в бюджет. Эта проводка делается 24-м октября на основании полученной из банка выписки.

Деньги, направленные на погашение водных обязательств, учитываются в составе прочих производственных расходов и уменьшают налог на прибыль. Их нужно отразить в декларации, сдаваемой по итогам девяти месяцев.

ИП Иванов Д.Д. занимается лесосплавом и работает по лицензии, полученной до 2007 года и актуальной ныне. Он трудится на ОСНО и использует кассовый метод для отражения расходов и доходов. По итогам 1 квартала 2017 года предприниматель рассчитал водный налог в размере 10 000 руб. и уплатил его в казну 12 апреля. Какие проводки ему необходимо сделать?

Начисление налога отражается операцией Д 23 – К 68 на сумму 10 тыс. руб. Проводка делается на дату фактической уплаты – на 12 апреля.

Перечисление денег отражается как: Д 68 – К 51 на сумму 10 тыс. руб. Проводка делается также 12-м апреля и подтверждается банковской выпиской.

Расходы, связанные с уплатой налога, будут учтены в третьем квартале, т.е. тогда, когда они были фактически понесены.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Как рассчитать водный налог, его характеристика и налоговая ставка

Водный налог – это платеж, который уплачивают лица, занимающиеся водопользованием. Он установлен согласно налогового законодательства и с 2005 года начал действовать на территории России. До его введения организации и юридические лица платили фиксированную сумму за использование водных ресурсов.

Налог определяется главой 25.2 Налогового Кодекса (НК РФ). Если использование воды осуществляется с помощью сооружений, то оно считается специальным и подлежит обязательному обложению платежом.

Кто его платит, варианты льгот

К налогоплательщикам не относятся лица, осуществляющие пользование водными ресурсами на основании соглашений. Кроме того, компании могут иметь лицензии, позволяющие осуществлять водопользование.

Существуют виды деятельности, которые не предполагают уплату налога. К ним можно отнести следующие:

  • Забор ресурсов с содержанием различного рода полезных ископаемых – термальных вод, других ресурсов.
  • Забор воды с целью тушения пожара или устранения стихийных бедствий.
  • Осуществление забора ресурсов для проведения различных мероприятий по охране окружающей среды.
  • Забор воды судами с целью обеспечить работу оборудования.
  • Использование воды для ловли рыбы.
  • Использование воды для того, чтобы создать возможность стоянки средств плавания.
  • Использование воды для того, чтобы проводить исследование объектов на государственном уровне, а также строить объекты рыбохозяйственного, воднотранспортного и прочего назначения.
  • Использование ресурсов для организации отдыха и досуга.
  • Прочие цели, не предусматривающиеся законом, как налогооблагаемые.

Предоставление льгот отменено, и в настоящее время все регионы России касательно уплаты данного платежа имеют общие правила. Кроме того, время от времени пересматривается перечень лиц, которые должны уплачивать налог. Законодательство предусматривает строгую оплату использования воды с различными целями, поэтому важно соблюдать определенные лимиты пользования.

Данный налог предусматривается для уплаты организациями, которые используют воду для своих целей и посредством этого использования получают прибыль. Если вода берется для того, чтобы обеспечить нужды населения, то ставка снижается в зависимости от законодательных норм.

Налоговая база и объекты налогообложения

Если касательно любого водного объекта устанавливаются самые разные ставки налога, то база должна быть определена налогоплательщиком. При осуществлении забора воды эта величина представляется как объем забираемой из объекта воды за определенный налоговый период. Этот объем берется из показаний, которые указаны в приборах.

Если организация осуществляет забор воды и при этом не пользуется приборами, то расчет берется из времени использования, а также производительности средств, используемых при процессе.

База определяется согласно лицензии на пользование водой. Если таковой не имеется, то сумма подсчитывается по материалам документов. При варианте работы без забора воды она представлена количеством электрической энергии, которая создается посредством использования ресурса.

В качестве основных объектов налогообложения выделяются:

  • забор воды;
  • использование акватории;
  • использование ресурсов без забора воды;
  • использование с целью лесосплава.

Исключениями являются случаи, рассмотренные ранее. Также при подсчете суммы платежа учитывается ряд факторов — тип водоема, находится он на земле или под землей, а также другие нюансы, которые нужно принимать во внимание (например, тип забора воды и основные нужды, для которых он осуществляется).

Более подробную информацию о данном виде взноса вы можете почерпнуть из следующего видео:

Ставка

Размеры различаются в зависимости от региона. Все ставки, которые рассмотрены в Кодексе, устанавливаются по лимитам. Если происходит забор воды сверх установленных норм, то они могут увеличиваться до 5 раз.

Когда происходит исчисление налога, ставка устанавливается на год, поэтому сумма платежа — это процент, который исчисляется по годовой ставке. Если вода берется для обеспечения нужд населения, то она снижается.

Расчет с примерами

Плательщики налога должны грамотно рассчитывать сумму, которая подлежит перечислению в казну государства. Причем расчет осуществляется самими организациями, которые уплачивают налог, и бухгалтеры должны учитывать при проведении этой операции многочисленные аспекты.

Налог применяется касательно четырех основных видов пользования водой:

  • ее забор;
  • использование акватории;
  • ресурсов гидроэнергетики;
  • лесосплав.

Каждый из этих типов имеет свою базу. Многие ставки на водопользование предполагают использование различных коэффициентов на увеличение суммы платежа

  • Если наблюдается превышение лимита – устанавливается пятикратный коэффициент.
  • Если нет средств, с помощью которых можно измерить потребление, то коэффициент равен 1,1.
  • Если забираются ресурсы для продажи, то устанавливается 10-кратный коэффициент.

Если применяется сразу несколько коэффициентов, они перемножаются между собой, в результате полученная величина должна быть округлена до целого значения.

Пример

Компания имеет лицензию на водопользование. Например, забор происходит из речки Печера. Квартальный лимит равен 320 000 кубометров. За 2 квартал было забрано 360 000 кубических метров, что означает превышение лимита. Произведем расчет суммы платежа.

В первую очередь нужно определиться с размером превышения лимита. В нашем случае он составляет 40 000 куб. м. По объему, который находится в пределах установленной нормы, налог равен:

  • 320 000 куб. м. * 300 руб. * 1,15 = 110 400 руб.

Полученная сумма представлена произведением нормы на стоимость одного кубометра и на годовую ставку. Поскольку по объему сверх лимита устанавливается пятикратный размер платежа, то получится такая величина:

  • 40 000 * 300 руб. * 1,15 * 5 = 69 000 руб.

Если вас интересует, как рассчитать сумму земельного налога — прочтите этот материал.

Каков размер ставки налога на имущество организаций в 2016 году — смотрите здесь.

Сроки выплат и сдачи отчетности

Оплата этого налога производится по кварталам, и в каждый налоговый период необходимо осуществить перечисление средств государству. Сам расчет производится в специальной налоговой декларации, которая предоставляется не позже 20 числа месяца, который следует за отчетным периодом (в нашем случае — за кварталом). В эти же сроки должна быть осуществлена уплата налога.

При грамотном использовании ресурсов и при правильном расчете суммы платежа организации могут свести риск переплат и возникновения ошибок к нулю.

Ставки на водный налог — расчет, для чайников, на предприятии в 2019 году

Водный налог необходимо рассчитывать и отчитываться по нему при наличии объекта обложения этим налогом. Считают его поквартально, беря в расчет данные последнего квартала, путем умножения базы на ставку. Выбор ставки и базы налогообложения обусловливается конкретным видом водопользования и принадлежностью к определенному объекту. К ставке применяются законодательно установленные повышающие коэффициенты.

ОСНО

При расчете налога на прибыль суммы водного налога относите к прочим расходам, связанным с производством и реализацией (подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ). Эти расходы учитывают для целей налогообложения прибыли в полном объеме.

Момент учета расходов на уплату водного налога при расчете налога на прибыль зависит от того, как организация признает расходы.

Водный налог 2018

Водный налог – это федеральный налог (п. 8 ст. 13 НК РФ). Его должны платить организации и физические лица, в том числе ИП, которые ведут деятельность по пользованию водными объектами, подлежащую лицензированию (п. 1 ст. 333.8 НК РФ). Речь идет в первую очередь о заборе воды из подземных вод через скважины.

Объектом налогообложения по водному налогу признается (п. 1 ст. 333.9 НК РФ):

  • забор воды из водных объектов
  • использование акватории водных объектов, кроме лесосплава в плотах и кошелях;
  • использование водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях и для целей гидроэнергетики (без забора воды).

При этом в определенных случаях забор воды не подпадает под объект налогообложения. К примеру, при использовании этой воды в сельскохозяйственных целях, для рыбоводства, обеспечения пожарной безопасности и др. Так же не каждое использование акватории водного объекта облагается водным налогом (п. 2 ст. 333.9 НК РФ).

Налоговым периодом по водному налогу признается квартал (ст. 333.11 НК РФ).

Как рассчитать водный налог

Налоговая база по водному налогу определяется отдельно в отношении каждого объекта налогообложения. А если по нему установлены разные налоговые ставки, то база считается применительно к каждой из них (п. 1 ст. 333.10 НК РФ).

Среди плательщиков водного налога большинство – это те организации и ИП, которые занимаются добычей подземных вод. У них налоговая база определяется по объему воды, забранной за налоговый период, в соответствии с показаниями водоизмерительных приборов (п. 2 ст. 333.10 НК РФ).

По общему правилу налог рассчитывается, как произведение налоговой базы на ставку. Но в зависимости от целей добычи воды порядок расчета может отличаться (п. 2 ст. 333.13 НК РФ).

Так, если из скважины добывается вода для целей снабжения ею населения, то налог считается по формуле (п. 3 ст. 333.12 НК РФ):

Читать еще:  Оплатить налог с карты за другое лицо

Сумма налога = Объем воды за квартал (тыс. куб. м) х Ставка налога (в 2018 году она составляет 122 руб. за 1 тыс. куб.м)

Если же забор воды производят для других целей, то:

  • во-первых, ставка водного налога берется с коэффициентом. На 2018 год установлен коэффициент, равный 1,75 (п. 1.1 ст. 333.12 НК РФ);
  • во-вторых, при расчете налога учитывается, уложилась ли организация (ИП) в лимит по забору воды, указанный в лицензии. Поскольку объем воды, добытый сверх лимита, облагается налогом по ставке, увеличенной в 5 раз (п. 2 ст. 333.12 НК РФ).

Расчет водного налога в 2017 году: пример

Для удобства аналитики на нем открывается специальный субсчет для конкретного бюджетного обязательства, например, 68.5. Если у компании имеется в пользовании несколько водных объектов, она может отражать фискальные обязательства в разрезе каждого по отдельности.
Внимание Для этого открываются субсчета третьего порядка: 68.51, 68.

52 и т.д. Затраты, связанные с перечислением фискальных платежей, относят к обычным видам деятельности и отражают по счетам 20, 21,23 или 25 в зависимости от учетной политики на предприятии. Важно! Сумма водного налога исчисляется налогоплательщиком самостоятельно за установленный период – квартал.

Льготы по данному обязательству не предусмотрены законодательством.

Начисление налога отражается на последний день квартала. Бухгалтер делает проводку: Д 20 (21, 23 и т.д.) – К 68.5.

Водный налог: разнообразие ставок и правила расчёта

Как рассчитать водный налог Расчет водного налога осуществляют применительно к четырем видам водопользования:

  • забору воды;
  • использованию акватории (исключая лесосплав);
  • использованию гидроэнергетических ресурсов;
  • лесосплаву.

Они имеют разные базы расчета и разные налоговые ставки. Базой для забора воды служит ее фактический объем. Базу по использованию акватории определяют площадью использования этой акватории.
База по гидроэнергетике — объем выработанной электроэнергии. База по лесосплаву является расчетной величиной, зависящей от объемов сплавленного леса и расстояния сплава.

Базовые ставки водного налога по видам водопользования указаны в п. 1 ст. 333.12 НК РФ. С 2015 года к ним применяют повышенный коэффициент, установленный п.

1.1 ст. 333.12 НК РФ.

Расчет водного налога: пример

Компания «Альфа» располагается в Северном экономическом районе и, действуя на основе лицензии, извлекает подземным образом воду из реки Невы.

В течение IV квартала 2016 года организация пользовалась следующими объемами водных ресурсов:

  • октябрь – 13 тыс. кубометров;
  • ноябрь – 10 тыс. кубометров;
  • декабрь – 12 тыс. кубометров.

Данные определены при помощи собственных измерительных приборов «Альфы».

Совокупный объем потребленных водных ресурсов за IV квартал равен:

13 + 10 + 12 = 35 тыс. кубометров.

Для Северного района и реки Невы ставка установлена на уровне 348 рублей, фискальной базой является объем забранной воды – тысяча кубометров. На основании этих данных вычислим налог, подлежащий перечислению в госказну:

Налог = 35* 348 = 12 180 руб.

Образовавшееся число – неокончательная величина. Ее необходимо помножить на поправочный коэффициент 1,15. Получим:

Налог = 12 180* 1,15 = 14 007 руб.

Именно эту сумму необходимо перечислить в бюджет по итогам четвертого квартала.

Расчет был произведен с тем допущением, что компания оставалась в рамках лимитов водопользования. В реальной жизни возможно их нарушение. Тогда вычисления будут выглядеть иначе.

Например, лимит был равен 32 тыс. кубометров за квартал. «Альфа» превысила этот порог на 5 тыс. кубометров. Эта дельта должна быть перемножена на коэффициент 5.

Формула расчета будет выглядеть так:

Налог = (32* 348 + 3* 348* 5)* 1,15 = 18 809,4 руб.

Разница по сравнению с предыдущим примером оказалась весомой – 4 802,4 руб.

Сумму налога, рассчитанную по законодательно установленным правилам, компания должна в государственный бюджет не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом. В нашем случае рассчитаться по обязательствам нужно до 20.01.2017 г.

Водный налог – в какой бюджет зачисляется

Водный налог в налоговом учете

Отражение водных обязательств в налоговом учете зависит от выбранного компанией режима налогообложения. Рассмотрим две ситуации:

1. Общий налоговый режим

Ст. 264 НК РФ позволяет включить водные обязательства в состав прочих расходов, связанных с изготовлением и реализацией продукции. В бухгалтерском учете они списываются на счет 91.2. При определении налоговой базы их можно принимать к вычету полностью.

Момент учета затрат по уплате водного налога зависит от выбранного компанией метода признания расходов:

  • Кассовый – начисленные суммы признаются расходом в день фактической уплаты денежных средств в государственную казну.
  • Метод начислений – расходы признаются в последний день соответствующего квартала. Например, обязательства за 2 квартал уменьшают налоговую базу именно во втором квартале.

Суммы бюджетных перечислений по водным обязательствам отражаются в декларации по налогу на прибыль.

Что такое водный налог?

Согласно положениям фискального законодательства, водный налог – это прямой федеральный сбор, который уплачивают физлица, компании и частные предприниматели, использующие в деятельности водные ресурсы.

У обязательства есть две категории плательщиков:

  • лица, действующие по лицензии, полученной до 2007 года и актуальной по сей день;
  • лица, добывающие водные ресурсы из недр.

Для структур, использующих наземные ресурсы, но не имеющих актуальной лицензии, водный налог не предусмотрен. Они заключают договоры аренды с органами власти или получают разрешения и перечисляют арендные платежи.

Формула по расчету суммы обязательства

Особенность водного налога заключается в том, что для него отсутствует единая ставка и база. Их определение зависит от особенностей деятельности коммерческой структуры, места ее расположения, типа используемого водоема и иных факторов.

Существует четыре алгоритма по определению налоговой базы:

  1. Для компаний, занятых забором воды, базой признается 1 тыс. кубометров полученной жидкости. Точный показатель устанавливается на основе данных измерительных приборов организации или, при отсутствии последних, исходя из действующих норм водопотребления.
  2. Для гидроэнергетических организаций базой признается единица произведенной энергии (1 тыс. кВт).
  3. Для компаний, берущих воду из акватории природных объектов, базой считается площадь акватории, указанная в лицензии.
  4. Для организаций, сплавляющих лес по воде, база исчисляется как 1 000 кубометров леса на 100 км сплава.

Определившись с базой, налогоплательщик должен выбрать ставку. Она зависит от следующих объективных факторов:

  • типа водопользования;
  • вида используемого природного объекта;
  • места деятельности налогоплательщика;
  • способа извлечения воды: надземный или подземный.

Водный налог в налоговом учете

Отражение водных обязательств в налоговом учете зависит от выбранного компанией режима налогообложения. Рассмотрим две ситуации:

1. Общий налоговый режим

Ст. 264 НК РФ позволяет включить водные обязательства в состав прочих расходов, связанных с изготовлением и реализацией продукции. В бухгалтерском учете они списываются на счет 91.2. При определении налоговой базы их можно принимать к вычету полностью.

Момент учета затрат по уплате водного налога зависит от выбранного компанией метода признания расходов:

  • Кассовый – начисленные суммы признаются расходом в день фактической уплаты денежных средств в государственную казну.
  • Метод начислений – расходы признаются в последний день соответствующего квартала. Например, обязательства за 2 квартал уменьшают налоговую базу именно во втором квартале.

Суммы бюджетных перечислений по водным обязательствам отражаются в декларации по налогу на прибыль.

Водный налог: ставки

Куда уплачивают и как рассчитать водный налог. Пример расчета водного налога по забору воды.

Отчет по водному налогу является ежеквартальным, и рассчитывают налог тоже поквартально, принимая в расчет данные, сформировавшиеся за последние 3 месяца.

Исчисление суммы осуществляется непосредственно в налоговой декларации, которую представляют в ИФНС не позднее го числа месяца, следующего за отчетным кварталом. В такие же сроки производят и уплату налога.

Рассчитывать водный налог нужно ежеквартально отдельно по каждому объекту налогообложения и водному объекту. Чтобы рассчитать сумму налога, важно правильно определить налоговую базу и ставку водного налога.

Ставки водного налога в году: таблица. Новые ставки экологического сбора. Строки , , Ставки налогов в Крыму. Как проверить декларацию по НДС.

Надо ли платить транспортный налог за катер?

Обратите внимание, что к ставкам водного налога применяют коэффициент. Его размер устанавливают для каждого года. Например, в 2016 году ставки применяют с коэффициентом 1,32.

Если вода применяется для плавания судов, с целью размещения зданий для охраны ресурсов, налог не оплачивается.

Следует иметь в виду, если водоизмерительный прибор учета не прошел поверку, то его показаниями нельзя руководствоваться в целях исчисления налога. Требования к обязательной поверке средств учета, предназначенных для применения в сфере государственного регулирования (в том числе и налоговой), установлены Федеральным законом №102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений».

Организация произвела сплав 5000 куб. м леса первоначально на расстояние 300 км по реке Обь с последующим сплавом по рекам этого бассейна на расстояние 200 км.

Пример расчета водного налога (порядок исчисления, сроки)

Например, лимит был равен 32 тыс. кубометров за квартал. «Альфа» превысила этот порог на 5 тыс. кубометров. Эта дельта должна быть перемножена на коэффициент 5.

Налоговая база по водному налогу определяется, исходя из объема забранной из водного объекта воды, а не доставленной потребителям, т.е. с учетом потерь, имеющих место при заборе воды, ее очистке и доставке.
По всем видам водопользования налог исчисляется как произведение налоговой базы и ставки налога, скорректированные на повышающие коэффициенты. Расчет производится в декларации по водному налогу.

Судами установлено, что в 4 … отсутствует обязанность исчислять и уплачивать водный налог, поскольку, осуществляя лицензируемую добычу полезных … водопользования, не признаваемых объектом налогообложения водным налогом, тогда как использование водного объекта …

Ниже приводятся примеры расчета платы по видам пользования водными ресурсами исходя из конкретных объемов забора воды и других показателей, относящихся к платежной базе. Ставки, применяемые в расчетах, взяты в пределах их минимальных и максимальных значений, определенных указанным выше Постановлением Правительства РФ.

К забору воды для водоснабжения населения относится забор воды только для водоснабжения жилого фонда городского, сельского, поселкового (государственного, муниципального, индивидуального, кооперативного, общественного, находящегося на балансе предприятий и организаций).

Форма содержит титульный лист и два раздела: в разделе 1 указывается сумма налога к уплате, в разделе 2 производится расчет водного налога, причем для расчета налога при водозаборе выделен отдельный подраздел 2.1, а все остальные виды водопользования отнесены к подразделу 2.2.

Объем забранной и потерянной непосредственно в домах и квартирах воды облагается по пониженной налоговой ставке только в случае ведения отдельного учета использования воды на эти цели.

Источники:

http://nalogobzor.info/publ/nalogi_s_juridicheskikh_lic/vodnyj_nalog/kak_rasschitat_vodnyj_nalog/82-1-0-2143
http://101million.com/buhuchet/nalogi/vodnyj.html
http://raszp.ru/nalogi/kak-rasschitat-vodnyy-nalog.html
http://finfex.ru/kak-rasschitat-vodnyy-nalog-ego-harakteristika-i-nalogovaya-stavka/
http://ok-line.ru/egrp/2903-stavki-na-vodnyy-nalog-raschet-dlya-chaynikov-na-predpriyatii-v-2019-godu.html

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: