1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Формы налоговых ставок

Содержание

Формы и виды ставок налогов

Налоги — основной источник финансирования потребностей государства. Эффективный их сбор во многом предопределяет устойчивость экономической системы страны. Политика налогообложения государства включает разработку, во-первых, собственно, налогов для тех или иных субъектов хозяйственных активностей, а во-вторых — определение ставок, в соответствии с которыми они должны взиматься. Решение как первой, так и второй задачи в одинаковой степени важно с точки зрения выстраивания в государстве стабильной системы налогообложения. Изучим то, исходя из каких принципов могут применяться те или иные ставки по налогам и сборам. Какие концепции могут лежать в основе их определения?

Что такое ставка налога?

Прежде чем рассматривать те или иные виды ставок налогов, полезно будет исследовать сущность рассматриваемого термина. Какие распространенные теории экспертов заслуживают в данном случае особого внимания?

В соответствии с популярной в среде российских юристов точкой зрения, под ставкой налога следует понимать размер соответствующего сбора, который приходится на ту или иную единицу налогообложения. Как правило, рассматриваемый показатель выражается в процентах. Ставки по тем или иным налогам могут фиксироваться как в единственном числе, так и в виде перечня, отдельные пункты которого применяются в той или иной ситуации. Утверждение налоговых ставок — один из ключевых инструментов государственного регулирования национального хозяйства.

Классификация ставок

Те или иные виды ставок налогов могут быть определены, исходя из самых разных оснований для их классификации. Так, распространен подход, в соответствии с которым показатели, о которых идет речь, могут быть представлены в следующих категориях:

  • равные налоговые ставки;
  • тождественные или твердые показатели;
  • процентные или долевые ставки.

Рассмотрим данную классификацию подробнее.

Равные ставки

Равные ставки предполагают, что каждый налогоплательщик будет вносить в бюджет ту же сумму налога, что и другой, относящийся к той же категории субъектов правоотношений. Примером подобной ставки может быть показатель, который входит в структуру формулы фиксированного платежа ИП в государственные фонды. Все российские индивидуальные предприниматели должны вносить в бюджет одинаковые взносы — вне зависимости от наличия у них дохода.

Твердые ставки

Следующий тип ставок — те, которые классифицируются в рамках рассматриваемой концепции как твердые. Их основное отличие от первых — величина соответствующих показателей может, так или иначе, зависеть от размера налогооблагаемой базы. Например, транспортный уплачивается как раз таки на основе твердых ставок. Но фактическая величина платежей в бюджет определяется исходя из показателей соответствующего актива — мощности автомобиля в л. с. Можно отметить, что твердые ставки занимают промежуточное положение между равными и процентными. Изучим сущность вторых подробнее.

Процентные ставки

Применение процентных налоговых ставок предполагает начисления того или иного сбора пропорционально величине налогооблагаемой базы. Например — если речь идет о зарплате гражданина, то на нее начисляется НДФЛ в размере 13 % в корреляции с фактической величиной соответствующей компенсации. Главное отличие процентных ставок от твердых — главным образом в применении непропорциональной корреляции между фактической величиной налога и размером базы. Например, с зарплаты 10 000 руб. человек должен уплатить НДФЛ в размере 13%, то есть 1300 руб. С 15 000 рублей он также уплатит 13%, то есть, 1950 руб. В свою очередь, транспортный налог с легковой машины мощностью 100 л. с. составит, исходя из текущих формул, утвержденных законодательством, 1500 руб., в то время как при мощности машины в 150 л. с., сбор будет 3000 рублей — в два раза больше, хотя показатели в л. с. различаются в иных пропорциях.

Виды ставок налогов могут предопределяться также иными основаниями для их классификации. Так, распространен подход, по которому соответствующие показатели делятся на пропорциональные, прогрессивные, а также регрессивные. Изучим особенности данной концепции подробнее.

Пропорциональные ставки

Данные виды ставок налогов, в принципе, соответствуют процентным — что рассмотрены нами выше. Главный их признак — фиксированность соответствующего процента. В случае с НДФЛ, человек платит 13% с зарплаты вне зависимости от ее размера. Примеры других пропорциональных ставок — имущественный сбор, налог на прибыль, НДС.

Можно отметить, что в РФ виды налоговых ставок по НДФЛ — разные для резидентов РФ, а также тех граждан, которые основную часть времени живут за рубежом. Резиденты платят НДФЛ по ставке 13%. Те граждане, которые в основном живут за рубежом, уплачивают соответствующий сбор по ставке 30%. Можно отметить, что факт наличия паспорта РФ никак не влияет на получение налогоплательщиком того или иного статуса. Даже если человек — гражданин России, но постоянно живет за рубежом, то он будет платить налоги по ставке в 30%. В свою очередь, иностранцы, преимущественно проживающие в РФ, будут отдавать государству 13% от своего дохода.

Ставки и вычеты

Примечательно, что государство может применять ставки, схожие с налоговыми, при исчислении вычетов — тех платежей, которые, в свою очередь, должны перечисляться не в бюджет, а из него — гражданам и организациям. Данную работу в РФ осуществляет, в частности, ФНС.

Например, что касается вычетов по НДФЛ, соответствующая ставка составляет 13%, но применяется она в отношении расходов гражданина, признаваемых в качестве основания для соответствующих выплат. Это могут быть затраты, связанные с приобретением жилья — для имущественного вычета, с оплатой учебы — для социальных компенсаций. Использование преференций, о которых идет речь, может предполагать ряд ограничений по размеру выплат, исходя из предельной величины расходов, которая установлена законодательно. Есть вычеты также и для бизнесов, например, по НДС.

Прогрессивные ставки

Данная разновидность показателей предполагает, что величина фактических платежей в бюджет увеличивается синхронно с ростом налогооблагаемой базы. Таким образом, если человек зарабатывает больше, возрастают также его обязательства перед государством. Данная схема налогообложения распространена в западных странах. Вместе с тем данные виды налоговых ставок в РФ также могут находить применение. Выше мы рассмотрели особенности исчисления транспортного сбора и убедились — платежная нагрузка на владельцев автомобилей увеличивается по мере роста показателей мощности транспортного средства в л. с.

Налог на основе прогрессивных показателей может исчисляться двумя способами. Первый предполагает, что ставка растет в корреляции со всей налогооблагаемой базой — как в случае с исчислением транспортного налога. Второй способ определения фактических размеров платежей в бюджет предполагает, что ставка будет увеличиваться в корреляции с какой-либо частью налогооблагаемой базы.

Регрессивные ставки

Весьма распространенными в мировой практике видами налоговых ставок являются регрессивные показатели. В свою очередь, они предполагают уменьшение платежной нагрузки в бюджет, выражаемой в процентах, при условии роста налогооблагаемой базы. В качестве практического примера подобной схемы исчисления налоговых обязательств можно привести определение размера государственной пошлины при подаче заявки в арбитражный суд.

Виды налогов, налоговые ставки могут определяться на основе самых разных методологий. Рассмотрим примеры иных популярных концепций.

Маргинальные ставки

Так, исследователи выделяют маргинальные ставки. Данные показатели фиксируются в нормативно-правовых актах, посредством которых государство вводит тот или иной налог. Как правило, применяются соответствующие ставки в определенным налоговым разрядам либо отдельным компонентам дохода. Как правило, применяется в целях налогообложения конкретных разновидностей выручки, например, дохода со сделок по продажам ценных бумаг.

Фактические и экономические ставки

Еще один вид ставок налогообложения, выделяемый экспертами, — фактические. Предполагают исчисление отношения уплаченного сбора к налоговой базе. Существуют также экономические ставки. Предполагают исчисление отношения уплаченного сбора к полученному налогоплательщиком доходу.

Читать еще:  Где взять квитанцию на оплату транспортного налога

Относительные и абсолютные ставки

Виды налогов, налоговые ставки могут классифицироваться исходя из отнесения вторых к абсолютным или относительным. Рассмотрим данный аспект подробнее. Абсолютные ставки, в принципе, соответствуют твердым — тем, которые мы рассмотрели выше наряду с равными и процентными. В свою очередь, использование относительных показателей предполагает исчисление налога исходя из отношения ставки к единице налогообложения.

В рамках данной категории исследователи выделяют:

  • процентные ставки — соответствующие тем, что мы рассмотрели выше;
  • кратные — предполагающие соотнесение величины сбора и единицы налогообложения, исходя из величин, кратных установленному показателю;
  • денежные ставки — устанавливающие фактический платеж в размере конкретной суммы, коррелирующей с величиной налогооблагаемой базы или ее частью.

Таковы основные формы и виды налоговых ставок, применяемые в российской и мировой практике. Их применение может зависеть от специфики конкретного субъекта налогообложения, а также приоритетов в государственной политике.

Отметим, что основные виды налоговых ставок, рассмотренные нами, могут также сочетаться между собой. В этом случае они будут именоваться комбинированными. В ряде случаев государство может корректировать положения законодательства, регулирующие применение тех или иных показателей. Могут устанавливаться различные виды платежей, исчисляемых в фиксированной формуле, те или иные виды налогов — в процентной. Ставки при этом регулируются, исходя из текущих экономических задач государства.

Ставки и законодательство

В ряде случаев соответствующие показатели могут фиксироваться на уровне законодательства отдельных субъектов РФ. Основной источник права, в котором фиксируются налоговые ставки — НК РФ. Региональные и муниципальные нормативные акты, устанавливающие соответствующие показатели, не должны противоречить положениям НК РФ. В ряде случаев политика государства в части регулирования применения налоговых ставок может быть в достаточной мере консервативной, в иных — характеризоваться внесением в соответствующие нормативно-правовые акты новшеств на регулярной основе.

Резюме

Итак, мы рассмотрели понятие и виды налоговых ставок. Какие выводы мы можем сделать, изучив специфику соответствующих показателей? Прежде всего, можно отметить разнообразие подходов к определению ставок.

Что может быть фактором выбора государством конкретных показателей для эффективной организации налогообложения? Применение тех или иных ставок чаще всего предопределяются следующими основными факторами:

  • уровнем развития частной предпринимательской инициативы в государстве;
  • степенью централизации экономической модели;
  • политическими факторами — коррелирующими, к примеру, с договоренностями с другими государствами о применении единых подходов к налогообложению;
  • уровнем экономического развития национального хозяйства в целом.

Применение тех или иных ставок налогообложения может предопределяться спецификой конкретной отрасли экономики, характеристиками хозяйственных активностей тех или иных субъектов бизнеса.

24. Налоговая ставка. Формы и виды налоговых ставок. Роль налоговой ставки в реализации функций налогов.

Налоговая ставка — величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.

Формы и виды налоговых ставок

В зависимости от объекта налогообложения ставки бывают:

1) Твердые (специфические) устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения независимо от размеров доходов или прибыли. Указанные ставки применяются при обложении НДПИ, акцизов.

2) Процентные (адвалорные) устанавливаются к стоимости объекта налогообложения. Применяются при уплате большинства налогов.

3) Комбинированные сочетают в себе и твердые, и процентные ставки. Например, при уплате акцизов на сигареты и папиросы 550 рублей за 1 000 штук + 8 процентов расчетной стоимости, исчисляемой исходя из максимальной розничной цены, но не менее 730 рублей за 1 000 штук.

Маргинальные – ставки, приведенные в налоговом законодательстве.

Фактические – отношение суммы уплаченного налога к величине нал.базы.

Экономические – отношение суммы уплаченного налога к размеру всего полученного дохода.

Прогрессивные ставки – с увеличением стоимости объекта увеличивается и их размер (НИФЛ, транспортный налог).

Регрессивные – с увеличением стоимости объекта уменьшается их размер (ЕСН до 2010 года).

Пропорциональные – ставки действуют в одинаковом размере к объекту обложения (большинство налогов).

Роль налоговой ставки в реализации функций налогов

Значительный вклад в развитие неоклассической теории налогов внес профессор А.Лаффер, которые установил количественную зависимость между прогрессивным налогообложением и доходами бюджета, построив параболическую кривую, получившую название кривая Лаффера. Из рисунка видно, что рост налоговых ставок только до определенного предела (точка М) ведет к соответствующему увеличению бюджетных доходов. Превышая этот предел, налоговая ставка становится тормозом для предпринимательской деятельности, при этом ликвидируются стимулы развития экономики, а доходы бюджета начинают сокращаться, поскольку сужается налоговая база.

По мнению А.Лаффера, предельной ставкой налогового изъятия в бюджет, в границах которой увеличится сумма доходов бюджета, является 30 %. При 40–50 %-ном изъятии доходов, когда ставка налога попадает в «запретную зону» действия, происходит сокращение сбережений населения, что влечет за собой незаинтересованность в инвестировании в те или иные отрасли экономики и сокращение налоговых поступлений.

По мнению А. Лаффера, предельной ставкой налогового изъятия в бюджет, в границах которой увеличится сумма доходов бюджета, является 30 %. При 40–50 %-ном изъятии доходов, когда ставка налога попадает в «запретную зону» действия, происходит сокращение сбережений населения, что влечет за собой незаинтересованность в инвестировании в те или иные отрасли экономики и сокращение налоговых поступлений.

25. Функции налогов и их реализация в налоговой системе Российской Федерации.

Экономическая сущность налогов проявляется через их функции, которые реализуются непосредственно в процессе налогообложения: отражают систему отношений и взаимосвязи государства и отдельного нпл.

Необходимо выделить 4 основных функции:

1) Фискальная – через уплату налогов пополняется бюджет страны для осуществления гос.расходов (управление государством: дума, министерства, оборона, порядок, МВД, суд, соц.защита, медицина, культура, образование).

С помощью реализации данной функции на практике формируются государственные финансовые ресурсы и создаются материальные условия для функционирования государства. Основная задача выполнения фискальной функции — обеспечение устойчивой доходной базы бюджетов всех уровней. Фискальная функция, таким образом, является понятием более широким, чем функция обеспечения участия населения в формировании фонда финансирования общегосударственных потребностей. Однако реализация фискальной функции налогов имеет объективные и субъективные ограничения. При недостаточности налоговых поступлений и невозможности сокращения государственных расходов приходится прибегать к поиску других форм доходов. Прежде всего это обращение к внутренним и внешним государственным, региональным, местным займам. Размещение займов приводит к образованию государственного долга.

2) Распределительная – посредством налогообложения государство распределяет более равномерно доходы между гражданами.

3) Контрольная – посредством налоговой системы государство может контролировать финансовые потоки (осуществление нал.контроля – проведение нал.проверок).

Следует отметить, что контрольную функцию налогов было бы неверно отождествлять с налоговым контролем (ст. 82 НК РФ), осуществляемым налоговыми и таможенными органами, органами государственных внебюджетных фондов. Задача перечисленных ведомств — контроль за соблюдением налогового законодательства посредством налоговых проверок в разных формах.

4) Регулирующая – влияние налога на экономическое развитие тех или иных видов деятельности (спрос и предложение, инвестиции, налоговые льготы для отраслей).

Данная функция связана во временном аспекте с распределением налоговых платежей между юридическими и физическими лицами, сферами и отраслями экономики, государством в целом и его территориальными образованиями. Данная функция позволяет регулировать доходы разных групп населения. Налоговое регулирование реализуется через систему льгот и систему налоговых платежей и сборов. Цель применения налоговых льгот — сокращение размера налоговых обязательств плательщика. В зависимости оттого, на изменение какого элемента структуры налога направлены льготы, они могут подразделяться на изъятия, скидки, налоговый кредит. Изъятия — это налоговая льгота, направленная на выведение из-под налогообложения отдельных объектов (например, необлагаемый минимум). Под скидками понимаются льготы, направленные на сокращение налоговой базы. В отношении налогов на прибыль (доходы) организаций скидки связаны не с доходами, а с расходами налогоплательщика, иными словами, плательщик имеет право уменьшить прибыль, подлежащую налогообложению, на сумму произведенных им расходов на цели, поощряемые государством. Налоговый кредит — это льгота, направляемая на уменьшение налоговой ставки или окладной суммы. Регулирующая функция налогов проявляется не только в сфере производства, но и через платежеспособность физических лиц — на рынке спроса и предложения на товары и услуги, в сфере обмена и потребления.

В зависимости от вида предоставляемой льготы налоговые кредиты принимают следующие формы:

Читать еще:  Сколько компания платит налогов за сотрудника

— снижение налоговой ставки;

— сокращение окладной суммы (полное освобождение от уплаты налога на определенный период — возможность предусмотрена ст. 56 НК РФ — получило название налоговых каникул);

— возврат ранее уплаченного налога или его части;

— отсрочка и рассрочка уплаты налога, в том числе инвестиционный налоговый кредит;

— зачет ранее уплаченного налога;

— замена уплаты налога (части налога) натуральным исполнением.

Регулирующая функция направлена на регулирование финансово-хозяйственной деятельности производителей товаров и услуг через систему налоговых платежей и сборов, аккумулируемых государством и предназначенных для восстановления израсходованных ресурсов (прежде всего природных), а также для расширения степени их вовлечения в производство в целях достижения экономического роста. Эти отчисления имеют, как правило, четкую отраслевую направленность. К такого рода налогам и сборам правомерно отнести налог на пользование недрами, налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы, сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами, лесной налог, водный налог, экологический налог, налог на имущество, дорожный налог, транспортный налог, земельный налог.

5) Стимулирующая – разными налоговыми льготами государство может стимулировать развитие тех или иных отраслей экономики (налоговые кредиты, налоговые каникулы, преференции).

Нынешняя система налогообложения предоставляет широкий набор налоговых льгот малым предприятиям, предприятиям инвалидов, сельскохозяйственным производителям, организациям, осуществляющим капитальные вложения в производство и благотворительную деятельность, и т.д.

6) Социальная функция налогов тесно связана с фискальной и регулирующей функциями посредством условий взимания подоходного и поимущественного налогов. Налоги взимаются в большем размере с обеспеченных слоев населения, при этом значительная их доля должна в виде социальной помощи поступать к малоимущим слоям населения.

К числу конкретных механизмов реализации социальной функции налогов, предусмотренных частью второй НК РФ, относятся страховые платежи; кроме того, применительно к налогу на доходы физических лиц предусматриваются перечни: доходов, не подлежащих налогообложению; стандартных налоговых вычетов; профессиональных налоговых вычетов. Вместе с тем в ст. 224 НК РФ указан перечень доходов, по которым налог взимается по повышенным ставкам.

Налоговая ставка. Формы и виды налоговых ставок. Роль налоговой ставки в реализации функций налогов.

Налоговая ставка— величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.

  • Твёрдые — устанавливаются в абсолютной сумме на единицу (иногда весь объект) обложения независимо от размеров налоговой базы.
  • Процентные, они делятся на:
  • Пропорциональные (адвалорные) — действуют в одинаковом проценте к налоговой базе без учёта её величины.
  • Прогрессивные — возрастают по мере роста налоговой базы.
  • Регрессивные — возрастают по мере уменьшения налоговой базы

Функции налога — это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения доходов

Налоги осуществляют ряд функций, из которых можно выделить одну из самых важных-это регулирующая. Одним из способов регулирования рыночной экономики является применение процентных налоговых ставок. Маневрируя налоговыми ставками, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем. Удачным примером является способствование развитию малого бизнеса, всемерно поддерживать его.

30. Налоговая политика государства: содержание, цели, задачи. Виды налоговой политики государства.

Налоговая политика – это комплекс правовых действий органов власти и управления, определяющий целенаправленное применение налоговых законов. При осуществлении налоговой политики установленные законом правовые нормы реализуются при регулировании, планировании и контроле государственных доходов, формируемых налоговым методом. Экономически обоснованная налоговая политика преследует цель оптимизировать централизацию средств через налоговую систему. Цели:

Фискальные цели налоговой политики состоят в обеспечении потребностей всех уровней власти в финансовых ресурсах, достаточных для проведения экономической и социальной политики, а также выполнении соответствующими органами власти и управления возложенных на них функций. Экономические и социальные цели отражают регулирующую функцию налогов. В современных условиях экономические цели налоговой политики состоят в обеспечении экономического роста и конкурентоспособности национальной экономики на международном рынке. Социальные цели налоговой политики – обеспечение государственной политики регулирования доходов населения, перераспределение национального дохода в интересах определенных социальных групп, сглаживание неравенства.

Поставленные цели реализуются через совокупность задач налоговой политики.

Задачами налоговой политики могут быть проведение налоговой реформы, снижение бюджетного дефицита, стимулирование развития отдельных отраслей народного хозяйства, сглаживание региональных диспропорций, поддержка развития малого бизнеса, стимулирование инвестиций и инноваций, совершенствование налогового администрирования и др.

1. По масштабности и долговременности целей и задач следует различать: стратегическую (обычно долговременную, на срок от 3 и более лет) и тактическую (от 1 года до 3 лет) составляющие общей налоговой политики. Стратегия и тактика должны дополнять и развивать друг друга. Если тактические задачи постоянно меняются, не будучи до конца решенными, и противоречат общей налоговой стратегии, то вряд ли можно ожидать от такой налоговой политики сколько-нибудь значимого положительного результата (эффекта).

2. В зависимости от приоритетов общей целевой направленности мер в области управления налоговым процессом необходимо выделять следующие разновидности налоговой политики:

Фискальный тип налоговой политики характеризуется тем, что во главу угла ставится приоритет максимально возможного увеличения доходов в ущерб или без учета стратегических интересов экономики страны, регионов и налогоплательщиков. Разновидностью такой политики является политика «высоких налогов» с присущими ей большим количеством налогов и сборов, высокими налоговыми ставками и сверх предельным налоговым бременем, минимумом налоговых льгот, «ножницами» бремени начисленных и уплаченных налогов и т. п.

В регулирующей налоговой политике акцент делается на усиление регулирующей роли налогов (зачастую в ущерб должной реализации их фискального потенциала). Такой политике присущи чрезмерное увлечение налоговыми льготами, льготными экономическими зонами и налоговыми режимами, слабость налогового контроля, установление ставок налогов на уровне, не обеспечивающем минимальные потребности государства в финансовых ресурсах и т. д.

Контрольно-регулятивная политика в чистом виде встречается крайне редко и обусловлена, как правило, либо слабостью выполнения налогами фискальной и регулирующей функций, либо длительностью проведения государством жесткой политики «высоких налогов», влекущей за собой массовое уклонение предприятий и граждан от уплаты налога и уход легальной экономики в «тень». Не меняя по сути элементов налогового процесса, государство пытается возместить фискальные и экономические потери репрессивными контрольными мерами, штрафами, прочими санкциями. Целью налогового контроля становится не создание условий для нормального функционирования налогового процесса и предотвращения налоговых правонарушений, а поиск виновных и максимально возможный сбор штрафов, все более принимающих характер стабильного и существенного источника государственных доходов.

Комбинированная (равновесная) налоговая политика ориентирована на создание условий для стабильного и равномерного обеспечения бюджетной системы налоговыми доходами и их увеличения за счет роста легальных объемов производства, потребления и доходов, активизации инвестиционной деятельности и эффективного функционирования системы налогового контроля на основе оптимизации ставок основных налогов и налогового бремени, рационализации состава и структуры налоговой системы, налоговых льгот и налоговых санкций, повышения уровня собираемости налогов и снижения задолженности по расчетам с бюджетом.

3. В зависимости от стратегической направленности государственного регулирования следует различать стимулирующую и сдерживающую налоговую политику. Последний тип налоговой политики возможен для стран с развитой рыночной экономикой в периоды, когда возникает необходимость предотвращения кризиса перепроизводства и установления в этой связи более жестких налоговых режимов. Для стран, находящихся в условиях стагфляции, речь может идти только об эффективной стимулирующей политике.

4. По территориальному признаку налоговую политику условно можно разделить на федеральную, региональную и местную. Условно потому, что в настоящее время региональные, а особенно местные, органы власти в России не обладают пока еще соответствующими налоговыми правами и полномочиями, достаточными для проведения самостоятельной налоговой политики. Возможно, что в ближайшей перспективе ситуация изменится в этой области. Однако за федеральным центром останется прерогатива разработки основных направлений налоговой стратегии и тактики, в рамках которых регионы и муниципалитеты должны строить свою налоговую политику, что необходимо для соблюдения и укрепления принципа единства налогового пространства и налоговой политики на территории всей страны.

5. По признаку узкой специализации выделяют в отдельные виды инвестиционную и социальную налоговую политику, таможенную политику и политику в области применения специальных налоговых режимов, политику налогового регулирования доходов, и т. д.

Читать еще:  Налоговые преференции в россии

Налоговая ставка

Налоговая ставка – величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.

Налоговая ставка является одним из обязательных элементов налога и одним из основных критериев подсчета налога наряду с объектом налогообложения, налоговой базой, налоговым периодом, порядком начисления суммы налога и пр.

Только когда определена вся совокупность этих элементов, налог считается установленным.

Основные виды налоговых ставок

По способу начисления налоговые ставки бывают четырех видов: твердые, пропорциональные, прогрессивные и регрессивные.

Твёрдые налоговые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу (иногда весь объект) обложения независимо от размеров налоговой базы (например, транспортный налог). Такую ставку еще называют реальным налогом.

Твердые ставки достаточно просты с точки зрения исчисления налогоплательщиком и контроля со стороны налоговых органов. Указанные ставки применяются в тех случаях, когда налоговая база представляет собой любую количественную характеристику объекта налогообложения, за исключением стоимостной характеристики. Вместе с тем существенный недостаток этого вида ставки состоит в том, что в условиях инфляции необходимо эту ставку периодически повышать, чтобы сохранить должный уровень изъятия имущества в виде налога.

Пропорциональная налоговая ставка выражается в определенном проценте от налогооблагаемой базы независимо от ее объема (например, налог на прибыль, НДС, налог на имущество).

Также пример пропорциональной налоговой ставки является налоговая ставка налога на доходы физических лиц, которая составляет 13 процентов.

Пропорциональные ставки применяются в случаях использования стоимостных характеристик объекта налогообложения в качестве налоговой базы. Ставки достаточно универсальны, поскольку при сохранении общей государственной политики налогообложения не требуют индексации.

Прогрессивная налоговая ставка возрастает по мере увеличения роста налоговой базы.

Есть два типа прогрессивной ставки: простая и сложная.

При простой прогрессии величина ставки растет при увеличении налоговой базы для всей суммы дохода.

При сложной прогрессии налогооблагаемая база делится на части, на каждую из которых начисляется налог по собственной ставке. При этом ставка повышается не для всего дохода, а лишь его части, которая увеличилась относительно предыдущего налогового периода.

Регрессивная налоговая ставка уменьшается по мере увеличения роста налоговой базы. Регрессивные налоговые ставки необходимы тогда, когда государство старается стимулировать подобный рост.

Налоговая ставка, выраженная в процентах к доходу плательщика, называется налоговой квотой.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

Вопрос 1. Налоговая ставка. Формы и виды налоговых ставок. Роль налоговой ставки в реализации функций налогов.

НАЛОГОВАЯ СТАВКА — величина налога в расчете на единицу налогообложения, то есть доля от стоимости объекта налогообложения, которую подлежит уплатить в виде налога, или величина налога, приходящаяся на единицу денежного дохода земельной площади, веса, количества товара или на другую единицу, в которой измеряется величина объекта налогообложения.

Ставка налога – элемент, который определяет величину налога на единицу обложения.

В случае, когда налоговая ставка выражена в процентах к доходу налогоплательщика, ее обычно называют налоговой квотой.

Можно выделить следующие виды ставок:

1) твердые ставки (специфические ставки) устанавливаются в абсолютных величинах к налоговой базе (не зависимо от размеров дохода);

2) пропорциональные ставки (адвалорные ставки) устанавливаются в едином проценте от налоговой базы;

3) комбинированные ставки (смешанные ставки) объединяют два вышеназванных способа определения ставок и представляют собой единство двух частей: специфическую – абсолютную величину налоговых начислений и адвалорную – процент от налоговой базы.

Твердые ставки достаточно просты с точки зрения исчисления налогоплательщиком и контроля со стороны налоговых органов. Указанные ставки применяются в тех случаях, когда налоговая база представляет собой любую количественную характеристику объекта налогообложения, за исключением стоимостной характеристики. Вместе с тем существенный недостаток этого вида ставки состоит в том, что в условиях инфляции необходимо эту ставку периодически повышать, чтобы сохранить должный уровень изъятия имущества в виде налога.

Пропорциональные ставки применяются в случаях использования стоимостных характеристик объекта налогообложения в качестве налоговой базы. Ставки достаточно универсальны, поскольку при сохранении общей государственной политики налогообложения не требуют индексации.

Комбинированные ставки традиционно используются при установлении таможенных пошлин.

— Прогрессивная – увеличивается по мере роста налоговой базы;

— Регрессивная – уменьшается по мере понижения налоговой базы.

Фактическая – отношение суммы уплачиваемого налога к величине налоговой базы.

Экономическая – определяется как отношение суммы уплачиваемого налога к размеру полученного дохода.

В зависимости от степени изменяемости ставок налога:

2) повышенные ставки;

3) пониженные ставки.

Вопрос 2. Налоговое планирование в организациях: его роль и место в системе управления финансами предприятий. Принципы и правила налогового планирования.

Налоговое планирование в организации

Налоговое планирование представляет собой одну из важнейших составных частей финансового планирования (управления финансами) организации. Сущность НП заключается в том, что каждый налогоплательщик имеет право использовать допустимые законом средства, приемы и способы для максимального сокращения своих налоговых обязательств. НП можно определить как планирование финансово-хозяйственной деятельности организации с целью минимизации налоговых платежей. Оно может быть как индивидуально направленным и носить адресный характер, так и применяться в финансово-хозяйственной деятельности широкого круга хозяйствующих субъектов.

Оптимизация является более широким понятием и включает в себя минимизацию. Термин «минимизация налогов» несколько неудачен в том смысле, что абсолютная минимизация налогов достигается при полном прекращении хозяйственной деятельности налогоплательщика.

Оптимизация налогов предполагает увеличение финансовых результатов при экономии налоговых расходов, а также решает задачу не допустить большей динамики роста налоговых платежей по сравнению с динамикой роста выручки предприятия. При оптимизации налогов могут решаться и иные финансовые задачи, далекие от минимизации. Например, формирование в отчетном периоде существенной прибыли для привлечения новых кредитов и акционеров. Для указанного случая оптимизация налогов коснется не только отчетного периода, но и следующего за ним. В понятие оптимизации также входит работа по предотвращению чрезвычайно большого, по сравнению с обычным уровнем, налогообложения вследствие ошибок в оформлении сделок.

Принципы налогового планирования

Основами налогового планирования являются:

1) учет основных направлений развития налоговой, бюджетной и инвестиционной политики государства. Бюджетная политика — совокупность принимаемых решений, осуществляемых органами законодательной (представительной) и исполнительной власти мер, связанных с определением основных направлений развития бюджетных отношений и выработкой конкретных путей их использования в интересах граждан, общества и государства. Налоговая политика — система мероприятий, проводимых государством в области налогов, составная часть фискальной политики;

2) разработка учетной политики предприятия и проведение договорных компаний с учетом их налоговых последствий;

3) правильное и полное использование всех установленных законом льгот, освобождений от налогов и исполнения обязанностей налогоплательщиков;

4) оценка возможностей получения отсрочек и рассрочек по уплате налогов, а также различных налоговых и инвестиционных налоговых кредитов.

Отсрочка по уплате налога — изменение срока уплаты налога при наличии оснований, предусмотренных НК РФ, на срок от одного до шести месяцев соответственно с единовременной или поэтапной уплатой налогоплательщиком суммы задолженности.

Рассрочка по уплате налога — изменение срока уплаты налога при наличии оснований, предусмотренных НК РФ, на срок от одного до шести месяцев соответственно с единовременной или поэтапной уплатой налогоплательщиком суммы задолженности.

Налоговый кредит – изменение срока уплаты налога на срок от трех месяцев до одного года при наличии хотя бы одного из оснований, указанных в подпунктах 1 — 3 пункта 2 статьи 64 НК РФ.

Инвестиционный налоговый кредит — изменение срока уплаты налога, при котором организации при наличии оснований, указанных в статье 67 НК РФ, предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов.

Налоговое планирование является частью финансового планирования и подчиняется следующим принципам:

1) платить минимум из положенного;

2) осуществлять уплату налога в последний день установленного периода;

3) использовать варианты снижения налогооблагаемой базы в рамках взаимосвязанной системы налогообложения предприятий;

4) использовать льготные режимы налогообложения, предусмотренные законодательством;

5) не допускать повышенного налогообложения путем использования специальных учетных методов.

Таким образом, налоговое планирование позволяет оптимизировать сумму уплачиваемых налогов и избежать экономического ущерба, связанного с выплатой штрафов в пользу государства.

Дата добавления: 2015-04-18 ; просмотров: 203 ; Нарушение авторских прав

Источники:

http://businessman.ru/new-formy-i-vidy-stavok-nalogov.html
http://studfile.net/preview/4169028/page:52/
http://mylektsii.ru/8-105419.html
http://www.audit-it.ru/terms/taxation/nalogovaya_stavka.html
http://lektsii.com/2-14173.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector
×
×
×
×